Аркадий и Борис Стругацкие «Испытание «СКИБР»»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Твёрдая» научная фантастика )
- Общие характеристики: Производственное | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: Близкое будущее
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя | Изобретения и научные исследования
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Антон Быков, сын и внук прославленных звездолётчиков, участвует в испытании новой системы кибернетических разведчиков СКИБР. В его время космос не ассоциировался с романтикой. По крайней мере у тех, кто знал о нём не понаслышке. Космос ассоциировался с дисциплиной и риском. Но вот Быков уже своими глазами наблюдает, как изящные «кентавры», служащие руками и глазами мобильной кибернетической системы разведки местности, легко проделывают работу, которая раньше могла стоить жизни людей. Мир стремительно меняется и открывает новые горизонты тем, кто идёт следом за первопроходцами.
Беловой вариант не сохранился.
Первая публикация (под названием «Испытание “СКР”»): Изобретатель и рационализатор (М.). — 1959. — № 7.
Публикации: Стругацки А. и Б. Изпробването на СКР: Научно-фантастичен разказ // Наука и техника за младежта (София). – 1961. – № 2. – С. 22-23; № 3. – С. 20-21.
(Съкратен превод от руски език)
Надо отметить, что «Испытание СКР» и «Испытание СКИБР» имеют немного различные концовки. Более подробно отличия разных редакций разобраны в сборнике «Неизвестные Стругацкие».
Входит в:
— условный цикл «История будущего»
— журнал «Изобретатель и рационализатор 1959/07», 1959 г.
— антологию «Альфа Эридана», 1960 г.
— сборник «Шесть спичек», 1960 г.
— антологию «Fantascienza: guerra sociale?», 1965 г.
— антологию «Metagalaktika 6», 1983 г.
— сборник «Жук в муравейнике», 1986 г.
— антологию «Me armastame Maad», 2016 г.
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Аудиокниги:
Электронные издания:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Ученик Дьявола, 27 декабря 2021 г.
Странно все-таки получается. Вот был такой писатель Дмитрий Биленкин – большой любитель давать своим рассказам новые названия, изменяя в них всего несколько предложений. Однако такие парные рассказы внесены в базу «ФантЛаба» каждый отдельной карточкой, порой даже без перекрестных ссылок. А вот рассказ братьев Стругацких, существующий в двух версиях под двумя названиями: «Испытание “СКР”» и «Испытание “СКИБР”», – числится здесь единым целым, без разделения на первую и вторую редакции. Поэтому совершенно непонятно, какую именно из них прочитал и оценил тот или иной лаборант; иногда это невозможно понять даже по тексту отзыва. А между тем разница между ними не просто велика, а принципиально важна – настолько, что полностью меняет все впечатление от чтения.
Первая редакция – «Испытание “СКР”» – была впервые опубликована в 1959 году в журнале «Изобретатель и рационализатор» и в следующем году включена в сборник «Альфа Эридана». В ней перед нами характерный, впоследствии отшлифованный до высокого мастерства прием братьев: ставить своих персонажей перед выбором, в котором ни один из вариантов в принципе не может быть наилучшим, так как в любом случае придется чем-нибудь пожертвовать. Обычно такая дилемма у Стругацких в конечном итоге сводится к выбору между собственными личными желаниями и долгом перед человечеством. В более поздних произведениях – например, в «Отеле “У погибшего альпиниста”» – она ставится в завуалированной форме: чтобы добраться до ее сути, надо сначала «снять» с событий один-два смысловых слоя. Здесь же, в раннем рассказе, она дана в привычной для фантастики пятидесятых ничем не прикрытой идейной прямоте: улететь в межзвездную экспедицию на двенадцать лет, оставив на Земле жену (или без пяти минут жену), или остаться, но тем самым лишить экспедицию незаменимого специалиста и сделать ее если не невозможной, то, во всяком случае, бессмысленной. И, как это часто бывает у Стругацких, окончательный выбор не сделан: Акимов, заглавный персонаж, еще не сказал командиру звездолета Быкову ни «да», ни «нет». Впрочем, мы уже понимаем, что именно он скажет – а может быть, и ничего не скажет, ведь Быкову и так уже все понятно. Если вы читали «Испытание “СКР”», то наверняка пробовали ставить себя на место Акимова и на место Быкова. У вас мурашки по коже не бежали при этом? Если бежали, то вы и без меня отлично понимаете, насколько сильная и мощная вещь – «Испытание “СКР”».
Интересно, кстати, что существующий перевод рассказа на эстонский язык называется «Решающее испытание» («Otsustav katse»). Такое название, по-моему, даже более удачно, чем оригинальное авторское: ведь не только комплекс роботов-разведчиков СКР подвергается решающей пробе, но и Акимов, его создатель, неожиданно вынужден держать самый тяжелый экзамен в своей жизни.
Ну, а вторая редакция – «Испытание “СКИБР”»… Она впервые появилась в сборнике «Шесть спичек», вышедшем почти одновременно с «Альфой Эридана». Кто и когда уговорил братьев-писателей заменить этот оглушающий финал, в котором Акимов должен вот-вот сам себе произнести приговор, слащавеньким хэппи-эндом? Был ли это редактор, составитель сборника или кто-нибудь другой, я не знаю, но уверен, что сами братья не могли вот так наступить на горло собственной песне. И, честное слово, когда я впервые прочитал рассказ в этой редакции, у меня стало просто муторно на душе. В чем, скажите мне, смысл «Испытания “СКИБР”», если финальная дилемма полностью устранена? Получилось просто, как в детской считалочке: сели-полетели. Все довольны, всё хорошо и благостно. Даже эпизод с минным полем на полосе испытаний в этой редакции вычеркнут. Розовая жвачка…
Так, может быть, все-таки разместить здесь «Испытание “СКР”» и «Испытание “СКИБР”» на разных страницах, как, например, две редакции «Сказки о тройке»? А потом, через полгода-год, посмотреть статистику: как станут оценивать коллеги-лаборанты каждую из редакций по отдельности…
zotovvg75, 23 ноября 2021 г.
В атмосфере романически теплого общения Нины и Акимова, Стругацкие в начале рассказа познакомили читателя с системой кибернетических разведчиков. Это было фантастично для времени написания рассказа, но реально для нынешнего уровня техники и мы можем говорить о очередном свершении прогноза научной фантастики. Но в общем ничего необычного здесь нет и не в этом суть, авторы по ходу действия подводят нас к к главному, выраженному в концовке рассказа. А пока на полигоне появляется Антон Быков, знаменитый межпланетник из известной династии. Образ Быкова эпичен и суров. Если раньше про «морских волков» говорили-«просоленный океаном», «продубленный ветрами», то здесь у меня непроизвольно возникли эпитеты «иссеченный излучениями», «пронизанный бесчисленными парсеками». Настоящий космический скиталец, показавшийся Акимову черствым сухарем.
И вот тут, в финале рассказа, проявляется главная мысль сюжета, то, что в ранних Стругацких только начинает проявляться, чтобы позже воплотиться в их знаменитых шедеврах. Образ человека будущего, тематика духовного прогресса-вот, что для меня самое важное в рассказе. Человек будущего-это тот, кто не даст повода сказать, с оттенком горького сожаления: «Вот раньше было не то, что сейчас». Людская цивилизация всегда должна рассчитывать на прогресс не только технический, но и моральный. И поэтому Стругацкие в рассказе надеются, что в ожидаемом будущем старшее поколение будет говорить младшему: «Вы молодцы! Вы лучше нас!»
На самом деле главное не в испытании машин, а в испытании человека. И самое примечательное, что такового испытания по сути и не было. В обоих вариантах рассказа принятие Акимовым решения о своем участии в звездном перелете было совершенно естественным для человека будущего Стругацких. Опасения Быкова были напрасными. Акимов видел в сложившейся ситуации не подвиг самопожертвования, а естественный человеческий долг, заложенный в морали грядущего общества. Как бы пафосно это не звучало, как бы ни была сильна червоточинка противоборства личного и общественного-это неотъемлимая часть мира мечты великих фантастов, нашедшего свое отражение в этом рассказе.
Darth_Veter, 18 мая 2024 г.
На полигоне Серая Топь готовится финальное испытание кибернетической разведывательной системы СКИБР, созданной специально для космолетчиков. Для главного инженера Акимова это своеобразный экзамен на зрелость... Типичная «производственная» история, рассказывающая о высоких достижениях советской кибернетики. Самое смешное, что еще в 40-е годы прошлого века это слово было в СССР почти что ругательским, наряду с генетикой: оба научных направления сталинские деятели от пропаганды обозвали «империалистическими лженауками» и убрали из вузовских программ обучения. Ситуация изменилась сразу же после смерти Сталина и казни Берии, которые случились в 1953 году. А свой рассказ Стругацкие написали шестью годами позже, когда все обвинения с двух наук были сняты. Может, в силу специфичности и новизны кибернетики, фантасты уделили ей слишком много внимания: из шести рассказов сборника «Шесть спичек» три так или иначе посвящены этой науке. Сюжет «Испытания...» весьма прозаичен и незамысловат: киберы должны пройти по полигону испытательным маршрутом длиной в 10 километров, чтобы доказать свою функциональность командиру стартующей экспедиции. Количество препятствий не блещет ни величиной, ни сложностью, так что складывается впечатление, что это и не испытания вовсе, а обычное рекламное шоу. Да и сам космолетчик, похоже, не слишком внимательно следит за своими будущими подопечными. Подобная странность станет понятной в концовке, когда прояснится истинная причина приезда командира экспедиции (он вообще не обязан был приезжать). Оказывается, он и не ставил под сомнение надежность киберсистемы! Истинная причина была связана с людьми, которые эти системы создавали.
-----------
РЕЗЮМЕ: рассказ о финальном тестировании разведывательной киберсистемы, предназначенной для исследователей Дальнего космоса. Впрочем, авторы намекают нам, что тестировали совсем не механизмы...
Тимолеонт, 14 июня 2022 г.
И снова история про мужественных и отважных людей, готовых идти на любое самопожертвование то ли ради Человечества, то ли ради попыток доказать самим себе свою силу и полезность прогрессу. Вроде бы, ничего нового, у Стругацких в будущем эта тематика вообще избитой стала, но помогает высокое искусство братьев и их умение играть на психологизме персонажей. Одна из тех историй, которые стоит читать совсем не из-за «фантастического допущения», с таким же успехом космический корабль здесь мог быть заменён каравеллй 15-го века и поиском новых, заморских земель.
P.S. Огромная благодарность Ученику Дьявола за ликбез, который помог разобраться в путанице с этим рассказом.
wertuoz, 15 октября 2018 г.
Это рассказ прежде всего о сложном моральном выборе, проблематика и тяжесть которого будет ясна только в самом конце. Тем самым от того, принять такое решение будет еще тяжелее, понимая всю чувственную подоплеку всех участвующих в этом событии персонажей.
Так или иначе судьба Акимова напоминает мне сложный выбор Кондратьева — юного ученика высшей школы космогации («Полдень 22 век»), который так же сделал выбор между долгом и любовью в сторону первого, ответственно понимая, что хочет принести больше пользы обществу, чем просто быть тихим и счастливым человеком.
В данном же произведении Акимов — это юный гений, программист, разбирающийся в кибернетике, который показывает блестящий результат научного прогресса перед космолетчиком Быковым (родственником Алексея Быкова — героя Земли из «Страны багровых туч»). Но вместе с тем, он еще и безоговорочно влюблен в нежную девушку Нину, отношения которых раскрываются, как очень близкие и пылкие, а так же прошедшие не один год ожидания и томления. Но от того, кем является Акимов — какую сильную научную единицу представляет и что может сделать полезного для всего общества в целом, перед ним встает непростой выбор между долгом и девушкой, которая будет обречена на целых 12 лет ожидания.
Этим произведением Стругацкие наделяют героев самыми, что ни на есть, человеческими качествами, делают их понимающими, сочувствующими и такими уязвленными для межличностных чувств, но при этом ставят для них жесткие условия, в которых они совершают подвиги самопожертвования. Авторы как бы говорят нам, что для достижения высот цивилизации необходимо чем-то жертвовать, а так же показывают, что люди в мире «Полудня» готовы на такие жертвы.
Быков, скрипя сердцем, сбрасывая с себя пелену сдержанности и спокойствия, проявляя сочувствие и человечность, ставит Акимова перед фактом с просьбой отдать долг прогрессу и развитию, объясняя всю срочность такого поступка. Акимов мысленно соглашается, уже обдумывая те немыслимые и горькие слова, которые должен будет сказать любимой половинке, вместе с тем он понимает и самого Быкова и то, насколько ему так же нелегко — в нем просыпается уважение, которое еще несколько минут назад было заменено на раздраженность и неприязнь. Так или иначе юный гений не успевает ответить, так как на этой сцене рассказ заканчивается, как бы предлагая читателю продумать решение Акимова у себя в голове, а так же осознать всю тяжесть того или иного выбора, взвесить свои собственные моральные приоритеты.
Слова известной песни: «Первый делом — самолеты, ну а девушки потом» — в контексте этого рассказа будут звучать уже не так весело, так как у Стругацких получилось показать нечто большее, чем просто человеческий долг или сложные изобретения кибернетики — у них получилось глубоко проникнуть в человеческие чувства. 10 из 10
artem-sailer, 4 февраля 2021 г.
Безусловно, сильный рассказ. Научно-фантастическая составляющая сегодня не кажется такой уж оригинальной — кого удивишь системой из подвижных роботов-исполнителей и неуклюжего центра-сервера? Однако для конца 50-х такое устройство, думаю, было чем-то диковинным, и это превращает рассказ из абстрактной фантазии в действительно твёрдую НФ.
Но главное, как мне кажется, даже не в этом. Главное тут, как будет у взрослых Стругацких, — человек. Выбор между маленьким личным счастьем и большой общественной полезностью. В рассказе — дух того времени. Поездки за полстраны на большую стройку, комсомольские отряды, жизнь — без удобств, в палатке, но исполненная каким-то высоким смыслом. Эх, молодость-молодость, романтика. Сейчас такого уже, конечно, нет.
kovalenko910, 22 января 2019 г.
Рассказ хронологически следует за событиями повестей «Страна багровых туч» и «Путь на Амальтею», и описывает испытание на полигоне Системы кибернетических разведчиков (СКИБР), состоящей из управляющего мобильного центра «Оранг» и его сателлитов — «кентавров». В эксперименте принимает участие программист Акимов, в качестве наблюдателя и главного экзаменатора выступает внук главного героя вышеуказанных повестей Антон Быков.
События рассказа подаются с двух ракурсов, первым из которых выступает Акимов, а вторым — Быков. Таким образом, читателю лучше удается прочувствовать основной конфликт произведения: выбор между личным и общественным. В этом произведении присутствует некоторый пафос, вполне понятный для литературы того времени, слегка оттененный переживаниями Быкова.
P.S. Представляя перед глазами «кентавров», я все время вспоминал роботов BigDog от компании Darpa, хотя они скорее напоминают четвероногих млекопитающих, нежели муравьев. И хотя «собаки» оказались нежизнеспособным проектом, интересно наблюдать за тем, как то, что было придумано людьми в 1959 году, сегодня становится реальностью. Интересно, какие фантазии современных НФ-авторов воплотятся через 50 лет?
mputnik, 12 апреля 2019 г.
Н-да. Впечатляет. За каких-то два года – такой качественный скачок от невыразительного и серого «Человека из Пасифиды» до классики жанра. Хотя – «по дороге» — появились повести «Страна багровых туч» и «Путь на Амальтею». Но — не суть. Тем более, что первая из повестей была начата на спор с женой Аркадия Натановича (Еленой Ильиничной), черновик был готов к 1957 году, но редакционные препоны задержали публикацию. Вот, видимо, «редакционные препоны» — и позволили «причесать» и сделать из черновика – чистовик.
В этом же рассказе – во всей своей красе – неповторимый классический «фантДух» Стругацких, полная и гармоничная литТриада (Тема + Идея + Антураж). И – ударное, громогласное завершение, на уровне неподражаемых философских обобщений. Фантастика как «способ мышления», если хотите. Н-да… Классика – она и в Африке классика.
Ежели ты, уважаемый потенциальный читатель, не читал, то – и не скажу, что там в конце за обобщение. Сам увидишь, насколько это неподражаемо. Не буду портить впечатление
MarchingCat, 15 октября 2016 г.
Это для молодых я уже не молод. Но и у меня так сложилось, что сперва я читал более поздние вещи Стругацких (дай бог памяти, кажется, самое первое что я у них прочитал — это «подсунутый» мне отцом «Понедельник начинается в субботу»), и лишь потом — ранние. И точно помню, что вот этот рассказ был первым, где я увидел именно их стиль, фантастику Стругацких. Не в «извне», не в «шесть спичек» или что ещё, а именно в «испытании СКИБР». Почему? А вы перечитайте рассказ и скажите сами — а о чём он, собственно? В этом рассказе вся фантастическая составляющая — лишь фон для отображения момента в жизни персонажей рассказа. Подведение ГГ к моменту Выбора. Очень хорошо и очень ярко мы видим терзание Акимова и суровую горечь Быкова, уже не раз делавшего свой Выбор.
Могу ошибаться, но по-моему это первое фантастическое произведение Стругацких, в котором главное вовсе не фантастика....
SHWY, 15 апреля 2019 г.
Совершенно согласен с Shalalak, переделка СКР в СКИБР совершенно выхолостила смысл рассказа, превратив его в банальный отчёт об испытаниях, вконец испорченный хэппи-эндом с привлечением жены. Это мне напомнило увещевание злодеем героини Л.Орловой в фильме «Цирк» — «Для артиллерии это не имеет значения». Звездолёту всё нипочём, он не Боливар, и тысячу жён выдержит. Да ещё герой, в ореоле своей незаменимости, начинает учить своего командира как надо мерить людей.
А если бы танк и стрелять умел, они бы с ним справились, хочется спросить?
СКР поставил бы 8, а СКИБР больше тройки не заслуживает.
Shalalak, 15 октября 2016 г.
Только вдруг... Человече, опомнись!
Что поешь? Отдохни, ты устал!
Это патока, сладкая помесь!
Зал! Скажи, чтобы он перестал!
(с) В.Высоцкий «Певец у микрофона»
Рассказ этот существует в двух ипостасях. Первая из них была в одном из лучших советских «космических» сборников «Альфа Эридана». Назывался он «Испытание СКР». И основная фабула там строилась отнюдь не на описании испытаний роботов-разведчиков. То, что в «новом релизе» был заодно выкинут очень многозначительный эпизод с танком на минном поле в свете этого — вообще так, мелкая шалость.
А ведь он недвусмысленно показывал, что за искусственным интеллектом нисколько не заржавеет подчинить чужой разум и отправить его на смерть вместо себя.
Основная интрига старого рассказа была в том, что перед человеком во весь рост встал конфликт между долгом перед обществом и личным благом этого человека. Без всяких поблажек ему нужно было сделать выбор или-или. И рассказ показывал что это очень, ОЧЕНЬ сложно. Поставить же человека перед таким выбором — ничуть не легче. И поведение Быкова это прекрасно отразило.
А «новый релиз»...
«Сколько она весит?» Да, блин, офигеть какая огромная проблема! Сколько понадобится продовольствия лишнему члена экипажа, насколько возрастет нагрузка на системы жизнеобеспечения корабля, каковы будут переделки в конструкции, связанные с увеличением численности экипажа. Да никто в принципе этим не стал бы заморачиваться. Это фактически постройка нового звездолета. Попробуйте-ка запихнуть в тот же «Союз» четвертого космонавта... Ну а то, что предполагается отправить в межзвездную экспедицию человека, вообще никаким образом к звездолетчикам не относящегося, лишь на том основании что она жена «незаменимого» — это уже вишенка на торте.
Зачем такая переделка понадобилась авторам — я ХЗ (Хочу Знать :) ). По-видимому это началась эпоха дегероизации покорителей космоса. Потому что то же самое произошло с рассказом «Белый конус Алаида» — вариант под названием «Поражение» в той же манере «Все хорошо, прекрасная маркиза». Купол рушится мимо главгероя, все живы-здоровы и даже довольно упитаны. Живите спокойны, жуйте жвачку, никаких жертв в будущем не будет...
«Лунная радуга» Павлова была в этом плане намного жестче и честнее.
- Не отчаивайся. Мальчишкам всегда почему-то казалось, что ничего такого... героического им уже не достанется.
- А потом?
- Что потом?
- Ну... им всегда доставалось?
- Доставалось. Всегда. И еще как!..
a-lexx fff, 28 сентября 2019 г.
В варианте СКР прочитал впервые и запомнил на всю жизнь, СКИБР хуже.Вообще в сборнике «Альфа Эридана» оба рассказа АБС лучше, чем в других вариантах
shpotik65, 26 декабря 2016 г.
Еще одна сильная идея в кротком изложении. Антивоенный рассказ с предсказанием кибернетических помощников для людей в освоении дальних миров. Хороший рассказ, хотя и не лишен недостатков ранних Стругацких.
strannik102, 21 ноября 2014 г.
Весьма стандартный рассказ для фантастики того времени (что вовсе не означает, что он «сирый и убогий»).
Till, 14 августа 2009 г.
Мне никак не удаётся отделаться от ощущения, что старый вариант рассказа (тот, который назывался «Испытание СКР») был сильнее, по крайней мере, если рассматривать рассказ как отдельное произведение, а не как часть цикла.
Драматическое окончание старого варианта ставило сильнейший акцент в конце. Собственно, конструкция рассказа держалась, как мне кажется, на том, что все подробности самого испытания киберсистемы по достижении развязки рассказа вдруг резко уходили на второй план, выставляя основную идею максимально заострённо. «Хэппи-эндовый» конец новой версии в значительной степени выгладил архитектонику рассказа, в результате основная нагрузка не падает на нравственный выбор героев, а равномерно разделяется с техническими подробностями. Рассказ оказался смещён из психологической области в производственную, став ещё одним «материальным штрихом» Мира Будущего (о чём, кстати, говорят многие в отзывах).
Другое дело, что реалии старой версии рассказа психологически не слишком вязались с миром предполуденного цикла (примерно как и в случае с «Моби Диком»). В этом смысле АБС совершенно правильно сделали, что предпочли потерять в частностях, но выиграть в стройности картины целого. Но всё же старой версии немного жаль.