Аркадий и Борис Стругацкие «Ночь на Марсе»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Твёрдая» научная фантастика )
- Общие характеристики: Приключенческое | Производственное
- Место действия: Вне Земли (Марс, спутники Марса )
- Время действия: Близкое будущее
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Ещё недавно Марс манил людей своей тайной, а при встрече с ним оказался куда более опасным и загадочным, чем того ждали люди. Ещё недавно ступить на него могли осмелиться только самые отважные специалисты и искатели приключений. Однако, теперь Марс для многих стал вторым домом, а кое для кого скоро даже станет первым. Наконец-то эта заброшенная планета начала проявлять своё гостеприимство и даже стала прощать некоторые оплошности.
Первоначально самостоятельный рассказ, написанный в январе 1960 года и в том же году изданный в журнале «Знание — сила» (под названием «Ночью на Марсе») и в книге «Путь на Амальтею» (под названием «Ночь в пустыне»). В переписке Авторов и их рабочих дневниках встречается и более ранняя версия заглавия: «Нужен специалист».
С 1967 года вошёл в состав повести «Полдень, XXII век».
Во всех трёх изданиях (рассказ журнальный, рассказ книжный и новелла в повести) имена персонажей различны. В журнальном варианте Пётр Алексеевич Новаго имеет фамилию Привалов, Лазарь Григорьевич Мандель первоначально именовался Александром Григорьевичем Грицевичем. В книжном издании они уже — Новаго и Мандель. Но и в журнале, и в книге вместо семьи Славиных значится ещё семья Спицыных, а новорождённый мальчик — несомненно Богдан Спицын, о рождении которого на Марсе было прямо сказано в «Стране багровых туч». В повести на Марсе рождён один из её главных героев — Евгений Славин.
Входит в:
— условный цикл «История будущего» > цикл «Мир Полудня» > повесть «Полдень, XXII век», 1967 г. > Почти такие же
— журнал «Знание-сила 1960'6», 1960 г.
— сборник «Путь на Амальтею», 1960 г.
— антологию «Povídky z vesmíru», 1961 г.
— повесть «Полдень, XXII век», 1967 г.
— антологию «不可能の公式», 1967 г.
— антологию «Planéta búrok», 1986 г.
— сборник «Жук в муравейнике», 1986 г.
— антологию «Калейдоскоп», 1990 г.
— журнал «Fenix 1995'11», 1995 г.
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Аудиокниги:
Электронные издания:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Тимолеонт, 11 июня 2022 г.
На фоне колонизации Марса разворачивается короткая, но очень символическая история про продолжение жизни. И точно знаешь, что несмотря на все сложности у героев всё получится — в конце концов, это сильные люди, готовые бороться и чуть ли не зубами вгрызаться в землю чужой планеты, которая рано или поздно будет принадлежать их потомкам и станет для них родной.
Alex Kolz, 21 ноября 2012 г.
Удивительное умение Стругацких, свойственное большим Мастерам, на одном эпизоде, будто выхваченном из будущего, показать всю его, будущего, притягательность. Все вроде бы очень обычно и даже обыденно. Обычная катастрофа на Марсе, обычная встреча. Но скоро состоится рождение первого дитя, первого марсианского дитя. И доктора думают не о героике и символичности рождения, они думают о ребенке, о его здоровье.
Совсем маленький эпизод, но как четко и выпукло обозначены характеры. Через неуловимые детали, шутки создаются настоящие персонажи. И каждый вызовет у читателя свою реакцию.
Не уверен, что эти ранние произведения Стругацких стоит называть «наивными». Это мастерски созданная мечта о будущем. О будущих открытиях и простом труде, и этому труду люди будущего предаются с таким восхитительным самоотречением и удовольствием, что им завидуешь.
И вот братья умерли... А этот нехитрый, «устаревший» рассказ все равно вызывает у меня самые живые эмоции. Вот она — светлая память.
wertuoz, 9 января 2017 г.
Это частичка созданного в последующем цикла о людях будущего, где главным лейтмотивом выступает именно первое рождение человека на Марсе. Кончено же это событие только предугатовано, а на суд зрителя выносится коротенькая, но завораживающая история об ученых-медиках, которые спешат на помощь будущей мамаше.
Немного юмора, немного мистики, и конечно же диалоги, характеры персонажей, кому-то уже знакомых, а кому-то нет, но тем не менее быстро находящих в душе читателя свое теплое место.
Это снова мир небывалых надежд и открытий, далекого и многообещающего будущего, где люди не боятся наверное уже ничего, а если и боятся то идут на встречу страху.
И вот эта коротенькая вылазка в пустыне Марса, спасение от ночного монстра и последующие предзнаменования рисуют нам картину небывалого и от того притягательного толка. Да, немного старомодные представления о Марсе, небывалая флора и фауна. Да ну и что, это свой мир Стругацких, для героев и про героев.
MarchingCat, 18 октября 2016 г.
Типовое для тех лет представление о Марсе. Наличие жидкостей, флоры-фауны. Что, кстати, делало в тот период рассказы о Марсе и Венере особенно специфичными и интересными.
Вот и тут. Чисто производственная вещь с персонажами социума будущего. Самоотверженность, путь к поставленной цели. Всё остальное — вторично.
Всегда любил этот рассказ, но при этом после каждого прочтения оставалась неудовлетворённость из-за отсутствия ответов по названным загадкам Марса (кто такая ОНА, почему нападает справа и что вообще на Марсе творится сейчас и творилось в прошлом.)
taipan, 28 июня 2012 г.
Своеобразный пролог к знаменитому Циклу Полудня, рассказ впервые вышел в 1960 году, в журнале «Знание-сила» и сборнике «Путь на Амальтею».
Здесь братья закладывают основы стиля и дискурса, сделающего цикл «Полдень XXII век» мировоззренческим манифестом и источником вдохновения для поколений читателей.
Уже здесь видны — и восходящая к культовым для «оттепельной эпохи» Грэму Грину, Хемингуэю и Сэлинджеру особая «строгая» манера повествования, и общее романтическое, героическое настроение — поиска, колонизации, экспансии, фронтира.
На фоне этого «возвышенного» настроя и образа эпохи — идет тяжелая работа. Напряженный труд. Частные успехи и неудачи. Борьба. Освоение. Преодоление.
Выйди такой рассказ в наши дни, его, пожалуй, можно было смело причислить к зародившемуся в 80-е жанру «экотриллера».
Здесь человек еще не стал «полуденным» демиургом. Следопыты Стругацких во многом близки следопытам «колониальных» приключенческих романов конца XIX века. Они ведут с природой психологический поединок, как заводчик агрессивной собаки, глаза-в-глаза расставляющий иерархические приоритеты, и кто первый отведет взгляд — тот и проиграл. Здесь Марс — таинственная терроритория тьмы, «Hic sunt dracones» края ойкумены, где не ступала еще нога человека, и каждый новый шаг — смертельно опасен, и вместе с тем — величественен, эпичен.
Марс заселяется и осваивается. Ростки новой жизни пробиваются среди красных пустынь. Колонистам противостоит враждебный климат и агрессивная фауна, но что может быть более красноречивым залогом грядущей победы, чем рождение первого настоящего «марсианина» — первого человека на Марсе?
Первые шаги — самые сложные. А то, что последует за ними, как мы теперь знаем, оправдает самые смелые надежды и воплотит в жизнь самые смелые фантазии.
Во всяком случае, хотелось бы в это верить. А Стругацкие относятся к той категории писателей, которым хочешь верить и теперь, на исходе «нулевых», исполненных прагматизма, приземленности и воинствующего филистерства.
vilda, 20 мая 2014 г.
Рассказ, которому навсегда суждено остаться затребованным и актуальным — даже несмотря на избыток оптимизма, бывшего в ходу полвека назад. Оптимизм этот можно сразу опустить; но можно и оставить на добрую память — по желанию, как ретростиль... Кому как нравится. Поскольку суть не в этом.
И даже не в том, что на Марсе нет ящеров или летающих шаров. Чтобы утверждать это окончательно, необходимо прежде побывать в марсианских пещерах. И убедиться, что там такого не встретить. Или же заново освоить Марс, и доказать, что такие виды там не могли бы вывестись... Или что колючая земная растительность там не приживется.
Примечателен сам психологический уклон — постоянного ожидания нападения, экспансии — со стороны чего-то невыразимо иного, и неизбежного.
«Она всегда нападает справа. ... Все говорят, что она нападает только справа. Непонятно. И непонятно, почему она вообще нападает. Как будто последний миллион лет она только тем и занималась, что нападала на людей, неосторожно удалившихся ночью пешком от базы. Можно себе представить, почему ночью. Но почему на людей, и почему справа? ...Интересно, что она такое. ...Хлебников помнит только длинное блестящее тело с гладким волосом. Она прыгнула на него из-за бархана шагах в тридцати...»
И такой же невероятной оказывается и развязка. Или, вернее, исходная гипотеза.
Летающая (прыгает) пещерная (обитает во влажных пещерах) песчаная (зарывается в песок, оставляя борозды) пиявка.
Не зная броду, как говорится — не въезжайте в каверны...
А что, если мы и вправду найдем что-нибудь похожее в марсианских пещерах? А не в марсианских, так где-нибудь еще?..
В любом случае, ознакомьтесь с фактами... И будьте всегда начеку. И правильно, что облаву... Хотя бы в землях, уже освоенных... Дабы не подвергать риску жизни людей.
god54, 10 апреля 2014 г.
Не нравятся мне рассказы именно такого рода. Все в нем есть: загадка, опасность, приключение, победа, неплохой сюжет, и еще лучше литературный стиль — увлекательный, точный, реалистичный и мягкий. Но нет главного. О чем же рассказ. О неизвестном звере? Но его никто не видел, а собираются устроить облаву и уничтожить, главное, даже не думая изучать. И это на чужой планете. Вот тебе и исследователи! Авария? Но она прошла мимоходом. Описание ходьбы пешком? Ответов я так и не дождусь, а сам себе фантазировать я могу и по другим поводам.
artem-sailer, 30 июня 2015 г.
Совсем забыл о ранних Стругацких, акцентируя своё внимание на более поздних произведениях. Да, было время, когда они были полны оптимизма, жизнерадостности хоть отбавляй. Это потом, лет через десять и далее, появились «Град обреченный», «Хромая судьба» и многое-многое другое, что принято считать визитной карточкой великих авторов.
Ну что же, не будем забывать и раннего творчества, помним и «Стажёров», и «Путь на Амальтею», и, в конце концов, «Извне». Добротный НФ-рассказ, с загадкой, с приключениями, наверное, достаточно типичный для 50-60-х, рассказ-зарисовка, производственный рассказ. Читать приятно, написано без пафоса, легко и с оптимизмом.
Famagusta, 22 ноября 2012 г.
После «Марсианских хроник» Брэдбери марсианская тема для меня самая притягательная. И рассказ Стругацких вполне соответствовал моим ожиданиям. Таинственная и манящая марсианская ночь описана блестяще. Только вот в конце царапнуло «…организовать облаву. На всех краулерах и вездеходах, с ружьями, динамитом и ракетами…». Надо полагать с земной природой уже разобрались аналогичным способом и взялись за марсианскую.
A.Ch, 18 апреля 2015 г.
Авария транспорта вынуждает двух врачей, спешащих на рождение первого человека на Марсе, идти пешком. Дорога оказывается длинной не из-за расстояния. После заката нельзя громко говорить — может напасть быстро двигающаяся, нападающая только справа безымянная опасность.
Оптимизм и романтика космоса. Чуждые существа, казалось бы, должные вызывать страх, описаны штрихами так, что кажутся и в нападении дружелюбными. По крайней мере, было бы желание и возможность их изучать.
Рассказ-набросок ощущается как материал мультипликационного фильма или даже диафильма. Коротко, не без вопросов, но не скучно.
тессилуч, 6 ноября 2013 г.
С этим рассказом я впервые в жизни попал на Марс и встретился с его первопоселенцами и природой планеты. От земных пустынь отличий было маловато, но ожидание нападения держало весь рассказ в напряжении. В варианте 1960года первым ребенком родившемся на Марсе был Богдан Спицын из СБТ.
Но после написания «Возвращения» авторы видимо сориентировались на написание Истории Будущего и обнаружив противоречия в датах цикла и определив на звание первого марсианина Женю Славина, сделали рассказ прологом «Полдня ХХII века».
lubar, 11 марта 2010 г.
Фоном тот же Марс, что был в Стажерах. Причем на 25 лет раньше. Ведь Юрковский и Феликс участвовали в облаве через 30 лет после начала колонизации, а здесь действие происходит через 5. В этом же рассказе рождается Женя Славин. Первый человек рожденный на Марсе и герой следующих произведений цикла. Пиявка по сути все та же. И никто не знает, что часы на левой руке защищают от нападения слева.
Врачи напоминают доктора Айболита.
И краулейр тонет у них на пути и они пешком начинают ползти. А пиявка все ближе пиявка все круче. Пиявка бросается из под самой тучи. Ах если мы не дойдем, если в пути пропадем, что станет с ними с моими Славиными.
Следопыты все в работе. По сути это военные, которых неупорядоченная жизнь гражданских в зоне ЧП очень напрягает :)
morbo, 27 марта 2010 г.
Добротный научно-фантастический рассказ. Не понятно только, откуда взялись те агрессивные существа, что нападают на колонистов Марса? Их завезли с собой земляне? В таком случае, каким образом эти существа приспособились к чудовищно разрежённой атмосфере Марса, в которой практически нет кислорода и к такому перепаду температур?
Рассказ очень удачно вводит нас в мир Полудня XXII века. После прочтения остаётся приятное ощущение ожидания чего-то грандиозного, что будет происходить дальше.
vve, 8 июля 2009 г.
Еще одна история из жизни первопроходцев. На Марсе работают и уже рождаются люди. На Марсе есть жизнь. Казалось-бы уже совсем близко то время, когда « и на Марсе будут яблони цвести «, но увы с освоением космоса человечество притормозило.
asb, 22 декабря 2009 г.
Будни «покорителей» Марса. Работа. Мысли. Опасности. И совсем не важно, кто такая ...ОНА, и почему она всегда нападает справа. И тоже почти буднично рассказывается о том, что на Марсе должне родиться первй человек, первый «марсианин».