Нил Стивенсон «Семиевие»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Твёрдая» научная фантастика | Постапокалиптика | Роман-катастрофа )
- Общие характеристики: Производственное | Социальное | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка )) | Вне Земли (На орбите Земли | Луна | Астероиды, кометы и окраины Солнечной системы )
- Время действия: Далёкое будущее | 21 век
- Сюжетные ходы: Звёздный ковчег/замкнутый мир | Стихийные бедствия, природные катаклизмы | Генетические эксперименты, мутации | Терраформирование | Изобретения и научные исследования | Последний человек/люди на Земле | Умирающая Земля
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Для взрослых
Дни Земли сочтены. Дата неминуемой гибели названа. Нации планеты объединяют усилия в воплощении грандиозного проекта, цель которого — обеспечить выживание человечества, отправив его представителей в космос. Но непредсказуемость человеческой натуры вкупе с непредвиденными обстоятельствами угрожают всему предприятию. Выживет лишь горстка землян.
Спустя пять тысяч лет потомки уцелевших готовы к новому шагу в неведомое. В мир, полностью преображенный катаклизмом и ходом времени. Они собираются вернуться на Землю.
Награды и премии:
|
лауреат |
Прометей / Prometheus Awards, 2016 // Лучший роман | |
|
лауреат |
Премия Курда Лассвица / Kurd-Laßwitz-Preis, 2016 // Лучший зарубежный роман (США) |
Номинации на премии:
Рецензии:
— «Н. Стивенсон «Семиевие»», 2018 г. // автор: Станислав Бескаравайный
— «Нил Стивенсон «Семиевие»», 2018 г. // автор: Angvat
— «Нил Стивенсон «Семиевие»», 2018 г. // автор: Виктор Никитин
— «Нил Стивенсон «Семиевие»», 2018 г. // автор: Zangezi
— «Нил Стивенсон, «Семиевие»», 2018 г. // автор: Nikquest
— «Нил Стивенсон «Семиевие»», 2018 г. // автор: Anahitta
— «Рецензия на «Семиевие» Нила Стивенсона», 2018 г. // автор: Александра Королёва
— «Рецензия на книгу Нила Стивенсона «Семиевие»», 2023 г. // автор: Елена Щетинина
— «Евангелие от техногика. Рецензия на книгу: Нил Стивенсон "Семиевие"», 2019 г. // автор: Валерий Шлыков
— «Нил Стивенсон. Семиевие» // автор: Галина Юзефович
Похожие произведения:
- /период:
- 2010-е (4)
- /языки:
- русский (1), английский (1), украинский (2)
- /перевод:
- П. Кодряной (1), М. Молчанов (1), О. Українець (2)
страница всех изданий (4 шт.) >>
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
vasex, 22 октября 2017 г.
Аннотация очень спойлерная (будто так необходимо было писать дополнительный абзац про концовку книги!), а отзывы в интернете (включая фантлаб, например) – ещё более спойлерные. Рекомендую не читать их. Они спойлерят буквально все общие ситуации глобального сюжета.
Жители Земли нашего времени сначала пытаются покинуть планету в кратчайшие сроки с расчётом на очень долгосрочную перспективу выживания в космосе; вторую треть книги таки с горем пополам пытаются выживать. А потом… суп с котом)
«Семиевие» — феноменальная книга, поскольку аналогов подобных сюжетов в фантастике нет. Уничтожение Земли обычно показывают в виде какого-нибудь краткого пролога или флэшбэком в далёкое прошлое, всё это подаётся очень вскользь в общих чертах, и после этого фантасты сосредотачиваются на постапокалиптическом сюжете на руинах или возле руин Земли или рассказывают про такое далёкое будущее (или настоящее с множеством космических колоний), где гибель Земли уже мало кого волнует.
И всё же Стивенсон сосредоточился на самом главном. На психологии человека перед лицом грядущего апокалипсиса и на изобретательном использовании современных (!) технологий, чтобы пережить подобный апокалипсис. Если эта книга не самый лучший инструктаж (всё-таки вольных допущений всё же немало), то всё равно аналогов в литературе попросту нет. Рассуждение на тему проблем, с которыми сегодня человек может столкнуться в космосе в долгосрочном выживании, всё-таки раскрыто если не на сто, то на девяносто пять процентов, как минимум.
Книга написана лёгким позитивным языком, как и прочие книги Стивенсона (например, «Криптономикон» — при всех ужасах войны история подавалась шутливым, «плутовским» стилем даже в момент самых мрачных и напряжённых ситуаций). Учитывая, что основные герои – это асы науки и космонавты, лёгкий чёрный юмор удачно вписывается в рамки их образов (ведь известно, что чёрный юмор свойственен наиболее умным людям, достаточно почитать блоги или посмотреть документалки учёных, например, про коллайдер). В целом, с учётом обилия технических подробностей, твистов «вдруг что-то пошло не так», изобретательных решений и чёрного юмора всё это напоминает «Марсианина» Энди Вейра, только остаётся спроецировать проблему одного человека на огромное количество людей. А по сути всё тот же ранее необитаемый островок в пугающем опасном космосе, где неоткуда ждать помощи, нужно исхитряться выживать с теми ограниченными инструментами, какие есть в наличии.
И хотя совершенно незаезженная тематика и серьёзная работа с научным материалом по определению уже подразумевает шедевр научной фантастики, недостатков у книги имеется немало – какой только темы не коснись. Например, вторая по счёту обыгровка «Семи Ев» — это уже очень большое отступление от «твёрдой» научной фантастики в сторону практически необоснованного воссоздания динозавров (я завуалировал, но это не великий Крайтон, а какая-та ретрофантастика, где о возможностях генетики судят будто бы по желтушным новостным заголовкам), практически фэнтези. Финальная треть сюжета сильно уступает предыдущим, поскольку накал страстей сильно спадает, всё кардинальным образом меняется. В целом, из-за большого количества персонажей страдает прорисовка некоторых образов, даже некоторых судеб, многие имена не запоминаются совсем.
Этакие злодейские мотивации у Стивенсона в этот раз не удались: в теории он пытался сделать реалистичные противоречивые образы и ситуации, которые обоснованным образом разделяли бы людей на группировки, но в итоге все сюжетные ходы в стиле «политики переманили на свою сторону учёных ради нового безумного плана» подаются с очень вялой мотивацией, и в итоге персонажи выставляются слишком карикатурно. Понятно, что учёные и творцы ненавидят политиков, но у учёного-творца Стивенсона это слишком уж выпячивает, отчего политиканы-злодеи становятся слишком сказочными, а все учёные, которые их поддерживают, почему-то становятся полными идиотами ради подобных допущений (например, включают глупейшую наивность, с ужасом верят примитивным лозунгам в диалогах, верят простецким вбросам в соцсетях). Хочется добавить в подобные ситуации большего реализма, чтобы читатель сам сомневался, кто из героев больше прав, а не видеть развешанные автором ярлыки – умняши против злодеев и идиотов.
Есть ещё кое-что разочаровывающее в книге. Например, один из первых книжных диалогов – когда Док Дюбуа впервые обращается к президенту с тревожной информацией, та моментально верит в сказанное, и диалог становится каким-то нереалистичным, в плохом смысле комичным. Грубо говоря: «нам грозит опасность», «о, нет, что же делать» и т.д. Подобного, конечно, от Стивенсона никак не ждёшь. И так повторяется несколько раз за книгу – в каждом диалоге, затрагивающем максимально глобальные события. Максимум подобного недостатка наблюдается на важнейшем, ключевом собрании а-ля братство кольца у Элронда в конце второй трети книги. Там диалог полон неадекватного пафоса и наивности, поверхностных идей по поводу судеб мира, а вместе с озвученными там псевдонаучными допущениями из области биологии – вообще превращается в балаган, подобный тому, который творился во второй сюжетной линии «Ртути» Стивенсона в диалогах Шафто с принцесской. А всё это вероятно потому, что объём книги сильно ограничен для подобных по размаху идей, и автору приходилось всю информацию сильно спрессовывать (и не растягивать генерацию идей на дни, а пихать всё в один диалог), поэтому некоторые важнейшие диалоги приобретали такой наивный и поверхностный пафос. Однако мне кажется, можно было сгладить подобные углы, если подавать информацию в привычной Стивенсону плутовской манере авторским текстом, а не через речи персонажей, руиня тем самым образы и общую реалистичность.
Сомнений по поводу технической начинки и удач человечества также добавляет неизученность многих вопросов по поводу космоса. Например, в наше время – никто ещё не проводил столько времени при низкой гравитации, сколько персонажи книги, никто ещё не рожал и не растил детей вне Земли. И низкая гравитация, и радиация, и прочие многочисленные аспекты (включая антисанитарию, гигиенические салфетки-то в какой-то момент должны были закончиться, хех) спровоцировали бы такое множество смертей (выкидышей) на первоначальных стадиях адаптации к космическим условиям, что не уложились бы в такое количество персонажей и такой сюжет.
И всё же книга безумно хороша, оригинальна (повторюсь, ничего подобного в фантастике нет – чтобы при современном уровне подготовленности к освоению космоса человечество было вынуждено его таки осваивать в кратчайшие сроки, чтобы попросту выжить, уцелеть, как вид). Многие сцены, диалоги, даже мелкие ситуации, независимо от уровня остросюжетности, западут в память, пробьют на смех или заставят плакать особо ранимых личностей (подобной драмы очень много, хотя Стивенсон очень ловко показывает адекватность умнейших людей на подобные ситуации; особенно показателен момент «икс», когда Земли минуту назад не стало; а потом этих закалённых потерями личностей уже вообще ничем не пронять). Есть психологические трансформации образов, есть много самопожертвований от тех, от кого сперва подобного не ожидаешь, адекватной противоречивости всего и вся очень много. Прямым или косвенным образом поднимаются философские, социологические, психологические вопросы. Вплоть до того, какие безумные с рациональной точки зрения поступки, делают нас цивилизованными людьми. Огромные описания технологических аспектов подаются достаточно лёгким научно-популярным языком, автор часто козыряет общечеловеческой изобретательностью в самых неприятных сложившихся ситуациях.
p.s. ждал подобную книгу очень сильно, поскольку сам несколько лет пишу подобный сюжет. Тоже внезапная угроза человечеству в виде осколков кометы, которую притащили на орбиту планеты; тоже тяжёлое выживание в консервных банках большую часть сюжета. В очередной раз буду переписывать.
p.p.s. планируют экранизацию
malecula, 11 октября 2015 г.
Началом для романа выбран апокалипсис – как пережить и что будет дальше. Идея, скажем прямо, не новая, но что нового под луною? Кстати, с Луны всё и началось.
Большая часть событий происходит в космосе на околоземных орбитах, описания манёвров детальны и приятно напоминают школьный курс физики и астрономии. Роман битком набит захватывающими инженерными задачами, их решениями и воплощениями: от роящихся микро-роботов до межорбитальных качелей. Многие технологии существуют или близки к существующим, так что книга может стать благодатным полем для любителей поспорить на тему «этого не может быть! всё работает не так!»
Существование людей в космосе также показано во многих проявлениях: от романтики опасной работы на МКС и в открытом космосе, через психологию человеческого сообщества в замкнутом пространстве, до разнообразных личных финалов. Нашлось место самоотверженности и вероломству, любви с первого и второго взгляда, точному расчету и его холодящим кровь последствиям.
Основные персонажи, привычно для Стивенсона, вызывают восхищение своими профессиональными качествами, но не слишком эффективны в социальных взаимодействиях. Автор рисует мир, в котором технари неожиданно стали ответственными за всех, и показывает, как мало они приспособлены к управленческим задачам. Отрицательные персонажи больше всего пугают тем, что их поведение логично, обосновано и базируется на вполне понятных общечеловеческих мотивах.
Далее Стивенсон берется за генную инженерию и предлагает любопытную схему сегрегации на расы, каждая со своими особенностями, предположительно оптимальными для выживания и развития (включая некоторые, за которые я бы душила в колыбели). Мне это деление показалось неправдоподобно легко удерживаемым в границах доминантных признаков и вообще гуманоидности. За такой длинный период любой уважающий себя фантаст легко отрастил бы нам щупальца или наделил способностью синтезировать гормоны усилием воли. А Стивенсон в этом деле консервативен и позволяет себе только слабые подвижки в сторону супергеройских способностей. Но это я придираюсь, а читать генетическую часть «эпика» интересно, чего не скажешь о части миростроения. Тут никаких новостей :(, всё правдоподобно и предсказуемо — те же конфликты, борьба за власть и прозрачные исторические аллюзии.
Финальная часть романа немного уронила планку, оказавшись структурно практически линейным квестом. Хотя отдельно веселит выбор имен для поздних персонажей. Да и в целом Нил Стивенсон оправдал мои надежды и оказался крут, вдохновенен и технологичен.
FixedGrin, 13 июня 2015 г.
А над вами дождь прольет он обильно,
Тайну птиц узнаете, убежища рыбы,
На земле будет всюду богатая жатва,
Утром хлынет ливень, а ночью
Хлебный дождь вы узрите воочью.
==========================
Эпос о Гильгамеше, таблица 11
==========================
Сокращенная версия публикации для Medium (http://bit.ly/2e6noNk).
Спойлер название романа или не спойлер, а это палиндром, и переводить его на русский «в лоб», как «Семиевие»/«Семь Ев», я настойчиво не рекомендую. Впрочем, издания книжки на русском в ближайшее время явно не предвидится. И это не случайно: получилось у Стивенсона нечто среднее между «Полным затмением», «Колыбелью для кошки», «Высочайшим фронтиром», «Анафемом» и «Путеводителем по Галактике для путешествующих автостопом», а такую ядреную смесь спонсировать должен в продажах (на волне-то кимвала звучащего «Reamde», которым многие поклонники Стивенсона поперхнулись) Джефф Безос или Элон Маск, в благодарность за свое издалека заметное отражение в сюжете. Собственно, Стивенсон во время работы над книгой как раз и трудился у Безоса в Blue Origin, так что «Seveneves», вероятно, выросли из медитаций на план эвакуации в курилке для топ-менеджмента.
Нельзя сказать, однако, что этот роман неудачен. Нет. Просто его стоило бы распилить как минимум на три, и в этом случае, вероятно, антураж получился бы более правдоподобным, поскольку теории заговора не были бы отметены так быстро во имя всеобщего сотрудничества на благо мировой закулисы. Взрыв Луны и ожидание вёдра на орбите вам кажутся фантастическими элементами? Полноте. За историю планеты крупномасштабные вымирания господствующих форм жизни происходили уже как минимум шесть раз, и гибели мира это вовсе не означало (спросите в соседнем кинозале у Брайс Даллас Ховард и Стража Галактики). Что тут самое фантастичное, так это абсолютная (пусть вас не смущают смерти хороших ребят и мерзкие смешки антагонистов, все это наносное) слаженность действий различных группировок человечества с тем, чтобы персонал Ковчега мог спастись и продолжить расу. Как если бы сопланетники наши в большинстве своем исполнились такой же уверенности в собственных силах, что и фраа Джад из матика тысячелетников, который может себе позволить противопоставить атомной бомбе транспортир.
(Конечно, самый серьезный ляп связан с натянутым сикось-накось на сюжетный этюдник эффектом генетического бутылочного горлышка. Напомню, что к моменту действия книги уже должен быть запущен телескоп имени Уэбба. В отличие от телескопа имени Хаббла, он будет располагаться не на низкой околоземной орбите, а во второй точке Лагранжа системы Земля-Солнце, которая является стабильной. И с телескопа имени Уэбба будет пересылаться минимум по нескольку десятков гигабит данных за один присест, то есть его оборудование вполне справилось бы и с архивированием утраченного генетического банка. Другое простое решение, какое мне видится для цивилизации ниже первого кардашевского уровня, это аналог глиняных табличек с «Эпосом о Гильгамеше», которые от пожаров только упрочнялись, сиречь — запущенные в космос на уровне необходимой избыточности передачи типа сигнала из «Андромеды» Хойла-Эллиота. Принять их может даже MRO или «Заря» на орбите Цереры, а потом по мере надобности ретранслировать обратно по запросу на привычных протоколах. Да, медленно, ну так пора категориями веков и тысячелетий мыслить. Даже из окрестностей Плутона на скорости диалапа удалось получить столько информации, что на десятки лет вперед исследователям пояса Койпера будет чем заняться.)
Используемая модель выживания человечества в «Seveneves» Нила Стивенсона диктует такое уважение к деяниям ковчежной группы, что по каждому удобному поводу вспоминаются события пятитысячелетней (откуда в аннотации, вывешенной на Фантлабе, взялись тридцать тысяч лет? Планом Селдона навеяло?) давности, а используемый словарь чрезвычайно статичен и по-прежнему в основном следует нынешней лексике, даже в технических аспектах. Это до такой степени попахивает Жюль Верном Дюраном, пепельницей Гуссерля и культурой «Дабан Урнуда», что я почти не сомневаюсь: он прилетел в «Анафем» из этого варианта реальности, предположительно с Марса.
Но ладно бы странствующий в космосе ковчег, там это даже ввиду релятивистских эффектов или игр со временем в гёделевской вселенной нормально. А тут отстроенная на развалинах после Тяжелого Дождя цивилизация, с узаконенными генетическими модификациями, чем-то похожая на мошкитскую у Нивена и Пурнелла. У вас в обычае по каждому удобному поводу сравнивать происходящее вокруг с деталями плавания ковчега Утнапишти из «Эпоса о Гильгамеше» и социальной организацией тамошней ячейки общества? Нет? Я так и думал.
Если вы не сёрвивалист, и метод Кошастого вам ни о чем не говорит, значит, вы просто не целевая аудитория этой книги. Как, впрочем, и я сам. Однако природу Агента, уничтожившего Луну, всяк, нахватавшись хотя бы по верхам современной космологии, определить сподобится:
А предложить способ выживания, альтернативный эвакуации избранных на МКС, несложно:
Жаль, что Стивенсон, видимо, не метрофанат. Иначе знал бы, где русские зимуют.
Torquemada, 25 мая 2015 г.
Seveneves — вещь в некотором смысле парадоксальная, у нее есть все задатки для того, чтобы быть ужасно скучным романом: технические длинноты иногда настолько отягченные подробностям, что на протяжении 3-4 страниц может не происходить вообще ничего, кроме описания того как условная деталь X взаимойдействует с не менее условной деталью Y (и это знание не то чтобы критическое для сюжета); несколько очевидных «чеховских ружей»; в конце-концов само название
Как и всегда в стивенсоновском творчестве перед нами художественное размышление на тему «Большой Идеи»: в «Анафеме» это был спор феноменологической и аналитической философии, в «Лавине» — меметика, в «Криптономиконе» — криптография etc. В данном случае, как мне показалось, «Большая Идея» — это экспоненциальность как универсальный механизм стоящий за всеми процессами; конечно как и всегда у Нила Стивенсона бонусом идет куча идей «поменьше» (генетика и культура; почему хорошие люди делают ужасные вещи и проч.-проч. ) — вероятнее всего именно это и делает книгу интересной.
Что мы имеем в сухом остатке? Крепкая книга под завязку набитая интересными идеями и подробностями (других видимо Стивенсон писать не умеет), хотя на мой вкус далеко не лучшая в библиографии автора, но тем не мнее безусловно заслуживающая внимания. Почему не лучшая? В самых интересных и драматических местах — практически 10, последняя треть романа — не больше 8, экспоненциальность или нет, но книга демонстрирует «затухающую» динамику. Фактически, последняя часть романа, которая вроде как должна быть драматическим «showdown» читается как один большой эпилог (поскольку кульминация-то уже произошла в районе 500 страницы), в котором нам показывают что «все было не зря», «никто не забыт», «чем сердце успокоилось» etc — вроде как любопытно, и местами интересно, но до основного сюжета уже недотягивает. Эти последние 200 страниц развязывают несколько сравнительно очевидных сюжетных узелков, для того, чтобы оставить подвешенным в воздухе главный вопрос — несмотря на разбросанные в книге намеки мы так и не узнаем что такое «Агент» и для каких загадочных целей он действовал. По-хорошему, последней трети романа вообще могло не быть и это бы не сильно ему повредило. Итог: 8,5\10.
Изенгрим, 26 марта 2017 г.
Именно такой должна быть по-настоящему научная фантастика — с отличным, захватывающим внимание сюжетом, множеством персонажей с прописанным бэкграундом и действующих в рамках своей логики, целей и характера, с вдумчивыми и внятными объяснениями самых разных технических деталей (не буду врать, что понял все до конца, но того, что понял, вполне достаточно — учитывая, что я ни разу не технарь), с такими поворотами сюжета, которые и делают фантастику научной. Конечно, заметно, что Нил Стивенсон намеренно отбросил часть возможных линий (или обрезал их) по причине ограниченности места (его книги и так конкурируют размерами с томами БСЭ) и необходимости сосредоточиться на людях на орбите, однако это ни в коем случае не умаляет очевидных достоинств, ставящих роман значительно выше основной массы современной фантастики. Стивенсон в очередной раз доказал, что можно написать толстую книгу с множеством сложных деталей, которая при этом будет крайне интересной и не отпугнет читателя своей кажущейся заумностью. Я бы с чистой совестью поставил не пять звезд, а шесть, если бы это было возможно (правда, я вообще неровно дышу к творчеству Стивенсона).
Интересно, что большинство героев здесь — героини. В какой-то момент, после того, как последний мужик, пошутив про последнего мужика, отдает концы, остаются только одни женщины — что, в общем, оправданно. Причем это не кажется нарочитым, данью моде, политкорректности или уступкой воинствующему феминизму. Все вполне убедительно и логично, нормальные женщины в ненормальных условиях. Не знаю, почему автор решил (название ли определило сюжет, или наоборот) показать происходящее глазами женских персонажей (насколько ему это удалось — другой вопрос), но мне понравилось — это было интересно. Возможно те, кто говорит, что сильных женщин в литературе маловато, правы. Тем выше заслуга Стивенсона, не побоявшегося сделать ставку именно на героинь, а не героев (которые, конечно, в книге тоже наличествуют).
В принципе, можно было заканчивать книгу на совете семи Ев — на отметке где-то двух третей; высказываются мнение, что надо было разделить книгу, но это же Стивенсон, так что не дождетесь. Но автор решил показать что будет после апокалипсиса, и в общем, это хорошо, я на это очень рассчитывал. Прочитал книгу с огромным удовольствием, пусть и не на одном дыхании (это что же за дыхание должно быть?), но отрываясь от текста с большим трудом.
cyber, 2 ноября 2024 г.
Мда...Уровень художественности низок, книга больше похожа на очень длинную научно-популярную статью, излагаемую по мере разворачивания сюжета. Персонажи написаны неинтересно, просто как винтики происходящего, а не живые люди, такое впечатление, что они введены только для того, чтобы разбавить изобилующий техническими описаниями текст. Может так и должна выглядеть «твёрдая» научная фантастика, но для меня это «Семиевие» просто какой-то слаболитературный текст. Оценка выше нуля за то, что есть некий понятный сюжет, дано вполне понятное описание происходящих событий, действий героев, технического устройства «ковчега» и т.д. Вобщем сюжет достаточно интересный, чтобы сохранялось желание читать дальше, даже несмотря на невыразительный язык автора ( возможно тут есть и какая-то «заслуга» переводчика).
Shab13, 12 августа 2018 г.
Дисклеймер: Я обожаю Нила Стивенсона. Это предвзятый отзыв. Мне понравилось «Семиевие».
Нил Стивенсон, тот редкий тип писателя, который вот не может (или не умеет) писать коротко. Маленькие вещи у него есть, не без этого, но вы посмотрите на «Барочную трилогию», или «Анафем», или «Вирус REAMDE». Этими книгами и убить можно — они огромные, вместительные, но бесконечно интересные. Но даже в этих полотнах автор умеет удержать внимание читателя, подкидывая «внезапные повороты», «интересные ходы», «образовательные экскурсы».
Вот и «Семиевие» такая же книга. Огромная и интересная.
Все началось с того, что нечто, позже «Агент», уничтожило Луну. Вернее Луна осталась, но в виде семи больших обломков и множества маленьких. Казалось бы, и что такого? Но осколки начали сталкиваться между собой, образовывая меньшие осколки и тд и тп. Ученые предрекли, что по прошествии чуть больше, чем два года, вся жизнь на планете будет уничтожена метеоритным дождем из лунных камней, который будет длиться тысячелетия. Вот вам и завязка.
Структурно роман разделен на три части, каждая со своей кульминацией, причем каждая, при определенных усилиях, сошла бы за отдельную книгу.
В первой части человечество осознает проблему грядущего Армагеддона создает проект Ковчега — корабля-роя на базе Международной Космической Станции.
Во второй действие охватывает как и сам Армагеддон, так и последующие года, попытки выжить и заложить основу новой человеческой расы.
Третья часть происходить спустя 5 тысяч лет, и больше я ничего не скажу.
Стивенсон не изменяет себе – щедро, а иногда оооочень щедро, разбавляя текст повествования описанием разных технических приблуд, краткими, и не очень, лекциями про орбиты и траектории движения космических, генную инженерию, архитектуру космической станции… И так, примерно, треть книги.
На деле это похоже на просмотр «Интерстеллара», если бы фильм становился на паузу в самом интересном месте, в кадр заходил Нил Деграсс Тайсон (я почти уверен, что Док Дюбуа писался с него), и подробно пояснял, что происходит на экране. Это не плохо, Стивенсон даже эти лекции делает интересными, но способно оттолкнуть читателя, который жаждет сюжета, действия, а не очередного детального рассказа, что есть перигей, и как с помощью ускорения дэльта вэ сменить орбиту. А чего вы ждали? Это же хард-нф!
Персонажи, особенно центральная тройка Дина-Айви-Дюбуа, прописаны очень хорошо. Даже те, которые появляются «в кадре» чтобы позже исчезнуть навсегда. Да и злодеи получились неплохие.
Особенно удались эпизоды связи тройки с родными во время каменного ливня: отец пишет смс сыну, но не может сказать, как его любит, дочь отбивает Q-код азбукой морзе, с каждым разом все медленнее и медленнее, потому что душат слезы, невеста получает прощальное фото обручального кольца на фоне пылающего неба.
Из минусов стоит отметить некую сумбурность третей части. Она слишком короткая. Да, именно так! Хочется больше! Да и разве это не признак хорошей книги, когда тебе мало того, что прочитал?
Итог. «Семиевие» — объемный, сложный и интересный роман. Фанатам Стивенсона читать обязательно. Остальным — только если вы готовы иногда ощутить себя за партой.
But_An, 22 декабря 2024 г.
Одна из лучших научно-фантастических книг, что я читал за последние лет 7. А из прочитанных за всё время моей немаленькой жизни наверняка войдет в топовую десятку (подчеркиваю, именно НФ). После этого романа я стал смотреть на творчество Стивенсона с ещё большим уважением. Усиленно рекомендую любителям жанра!
bakumur, 1 июля 2022 г.
Ну что ж, можно сказать, одолел кирпич. В виде аудиокниги воспринималось немного легче, чем если бы читал в бумаге. Произведение позиционируется как не просто научная фантастика, а твердая научная фантастика, но, по мере прослушивания приходило понимание, что это какой-то другой жанр.
Ладно, давайте с начала: прилетел некий «агент», разбил Луну на 7 частей. Уже напрягает, но только из-за уверения автора, что эти части остались на месте, а не разлетелись в разные стороны, почему-то, хотя от удара такой силы, способной разбить спутник... ну, это уже физика для начинающих. Следом автор уверяет, что через два года будет каменный ливень сроком на 5 тысяч!!!! лет. Интересно, откуда автор взял такую цифру? При разрушении Луны осколки разлетятся в разные стороны, более менее равномерно, на долю Земли, конечно, какой-то процент осколков придется, возможно даже, крупных, но, по заверениям ученых, настоящих ученых, человечество вполне себе выживет и даже с некоторым комфортом. Крупные осколки, падающие со скоростью 8 км/с, это неприятно, но не смертельно. При любом раскладе ни о каких огненных небесах, тем более на 5 тысяч лет речи быть не может. И быстро вычисленный точный срок, когда все это начнется....
То есть уже первая часть книги вводит в некоторое недоумение, а стоит ли доверять автору? Ну, то есть когда со всех щелей эксперты и ученые до тебя доносят, что если что, будет вот так-то и так-то, и тут вдруг читаешь, что совсем не так, испытываешь диссонанс, ну и пальцем у виска крутишь: что курил автор?
Эммериху, кстати, стоило бы взять именно эту идею для фильма-катастрофы «Падение Луны».
Вторая часть больше похожа на этакий триллер. По мере прослушивания вспоминался, почему-то фильм «Сквозь горизонт». Не знаю почему, в фильме была какая-то непонятная чертовщина, что лично для меня вышло вообще не научно и малоправдоподобно, а вот тут, в книге, самый настоящий триллер, без чего-то сверхъестественного, просто большая группа людей на орбите превращается в.... И если бы автор чуть продолжил вторую часть до логического конца, смысл и идея книги читалась бы вполне явно, мол, нутро человека такое вот поганое, что...
Что понравилось: появление на орбите бывшего президента. Интриги, заговоры и все то, из-за чего самые светлые идеи летят в тар-тарары. Как же она меня выбешивала! Но за такой ход автору респект, пожалуй, единственный на всю книгу.
И на этом бы книгу закончить, но нет, случилась третья часть. И даже ладно с ней, если б история продолжалась во временном отрезке первых частей, ведь вторая часть закончилась интересной идеей. И тут — оп! прошло 5 тысяч лет. Спасибо, автор, но лучше бы ты этого не делал.
И опять косяки, косяки.... Для начала давайте представим себе временной промежуток пять тысяч!!! лет назад. Ну вот просто сколько событий прошло с тех времен? Сколько народов и цивилизаций возникало и исчезало? А тут даже программа пятитысячелетней давности только чуть модернизирована. Да за это время все забыли бы, что она и была вообще. Народы от каждой выжившей во второй части, такое ощущение, что все пять тысяч лет обособленно жили, у каждого находятся характерные черты от прародительниц даже через столько времени. Хотя... возможно. Может быть. Сама Земля после пяти тысяч лет бомбардировки целехонька, разогретая до плазмы атмосфера успела остыть за несколько лет. Целые поколения за пять тысяч лет привыкшие жить на орбите, где нахождение в искусственной гравитации день на день не приходится, запросто шастают по поверхности планеты.... За пять тысяч лет можно было добраться до Марса и основать цивилизацию там, учитывая первоначальные знания, об этом не написано, освоить пояс астероидов, откуда брать материал для, об этом не написано. Одним словом, как-то не продумано все и шатко все.
Ну а главный вопрос: зачем это все было мне рассказано? Какая идея книги, какой месседж?
Но опять же, этих вопросов не было бы, если б не было третьей части.
Стивенсона больше ни читать, ни слушать не собираюсь.
setevoy, 4 ноября 2020 г.
Это, кажется, первый раз, когда я тут пишу комментарий к книге.
С самого же начала бросается в глаза обилие женских персонажей в главных ролях. Это что — феминизм головного мозга, или потакание нынешним тенденциям в стиле BLM? Нахваюсь минусов за это, ну да ладно.
Ну и само повествование... Ощущение, что писал стундент первых курсов. Предсказуемо, поверхностно.
Первая книга тут, которой поставил 1 балл.
Стоило всё-таки прислушаться к комментариям. Не стоит потраченных килобайт трафика.
Latte, 16 апреля 2019 г.
Первая часть книги: пародия/фанфик на современный мир. Последняя часть: неубедительный «конфликт поколений».
А что связывает их? Типичная сказка: «по щучьему велению, по моему хотению — они выжили в космосе и построили цивилизацию».
Одна из худших книг Стивенсона.
Corwin Morgan, 20 июля 2018 г.
Знакомство с творчеством Нила Стивенсона чуть было не закончилось для меня досрочно – первые страниц сто пятьдесят «Анафема» были так тяжелы, что я уже собирался бросать. Однако этого не сделал и, в итоге, «Анафем» стал одним из лучших НФ-романов, прочитанных мной. Потом были попытки осилить Барочный цикл, но там стиль автора оказался слишком суров для меня. Рассудив, что «Семиевие» является примером «позднего» Стивенсона, и, наверняка, будет в большей степени похоже на «Анафем», чем на иные книги, я принялся за этот роман. И не прогадал.
Стоит отметить, что тягучего начала здесь нет – действие начинается на (и около) Земле примерно в наше время, поэтому порог вовлечения в происходящее очень низок. Более того, если исключить пару технологий, первые две части романа можно, с некоторой натяжкой, жанрово отнести не только к НФ, но и к реализму. На самом деле, 90% глобального сюжета (то есть того, который обычно пересказывают друзьям и т.д) заключено уже в аннотации и названии. Но это не так страшно, потому что одним из главных достоинств этого романа являются детали. Не знаю, как у Стивенсона это получается, но даже про организацию быта на «Иззи» и чисто практические моменты читать очень интересно. Часто это похоже на мемуары современных астронавтов, вроде «Руководства астронавта по жизни на Земле» Криса Хэдфилда. Кажется, автор уделил внимание практически всем проблемам, которые возникли бы при экстренной эвакуации человечества с нашей родной планеты. Повествование нельзя назвать динамичным, но оно, всё равно, захватывает. Пусть не всем будет близко это сравнение, но чтение этого романа похоже на игру в градостроительный симулятор, когда решение вполне бытовых и организационных задач может быть очень увлекательным. Также большим плюсом является то, что Стивенсон, активно используя научную терминологию, делает это оправданно и всегда устами своих персонажей очень органично даёт пояснения. То есть, ты всегда понимаешь, что происходит: если космическая станция меняет орбиту, то обязательно будет объяснено, почему и каким образом это делается.
Достоинства романа не исчерпываются технической частью. Очень правдоподобно поданы психологическая и эмоциональная составляющие событий. Характеры героев чётко прописаны и их нельзя назвать стереотипными, напротив, — они очень человечные. На примере разных групп выживших показаны различные варианты развития человеческих сообществ, в зависимости от их состава и окружающих условий. Нужно признать, что в этом вопросе автор несколько предвзят, но я не могу утверждать, что это неоправданно: в «Семиевии» хорошими всегда предстают учёные, а политики олицетворяют человеческое зло. Русских персонажей в книге много, но, большой плюс, клюквы практически нет.
Тут я подхожу не к недостатку, а, скорее, к странности этой книги. Первые две части романа воспринимаются как вполне законченное произведение, поэтому последняя треть становится похожа либо на очень большой эпилог, либо вообще на отдельное произведение. Из настоящего времени действие переносится в будущее и тут настаёт пора «вводной» части, как в начале «Анафема». Темп довольно серьёзно проседает, но, благо, ненадолго. В сюжете появляется больше приключенческой составляющей. Даже формируется довольно-таки стандартная для RPG команда. Однако после подробнейшего описания катастрофы с Землёй и поспешного бегства выживших, третья часть, про потомков человечества, кажется несколько куцей. Она слишком быстро заканчивается, из-за чего некоторые вопросы остаются без ответа.
«Семиевие» — шикарная книга. Для меня этот роман стал лучшим НФ-произведением за последние пару лет. Из-за большого объёма я читал его по чуть-чуть, несколько недель. Но ни разу не возникло желание прекратить. Однако стоит отметить, что роман подойдёт даже не всем любителям НФ – думаю, он придётся по душе читателям, увлекающимся именно космонавтикой и астрономией.
eukaryoticmachin, 6 февраля 2024 г.
Дочитала «Семиевие» и.....что я могу для себя вывести из нее.
Во-первых видно, что книгу пишет гик. В этом нет ничего плохого конечно же, пока ты не берешься писать эпичный роман в котором ты столкнешь человека с апокалипсисом и его последствиями. Мне не хватило развития в характерах как главных так и второстепенных героев (исключением был разве Дюб), хотя казалось бы, автор сам поместил их в лучшие для этого условия. Земли скоро не станет, в живых останется лишь кучка выдающихся представителей человечества, да и то в построенном из говна и палок космо-ковчеге, но никаких эмоций, ни у кого. Все будто под таблетками, такие «ну ок, что такого»
Для сюжета этой книги это было важно, ещё и потому, что фундаментом третьей части книги, стали как раз характеры семи «Ев» из первой. Автор вывел семь рас, основываясь на практически одной черте характера каждой матери, делая эти черты чуть ли не основной движущей силой во всех политических срачах человечества будущего. Сказать, что это очень наивно и очень выгодно автору, ибо облегчает ему давать мотивации героям в стиле «ну это же типичный *вставитьназваниелюбойрасы*, что вы хотели». Пронеся эти генетически (sic!) доведенные до абсолюта черты через 5000 тысяч лет, практически не развивая (и не разбавляя ибо как таковой изоляции по сути нет ) их и не эволюционируя в связи с новыми внешними условиями, человечество, сохраняет при этом тот же уровень идиотизма и наивности, в сочетании с расизмом.
Второй минус (не баг, а фича ладно), это подробное описание технических подробностей всего чего только можно, в любой самый неожиданный момент.
То есть это сбивает с ритма чтения, до такой степени что ты забываешь, о чем начинался вообще этот абзац. Да, это действительно Моби Дик орбитальной механики.
Из плюсов в первой части: картина умирающей Земли, если дать волю чувствам (в книге в целом уделяется мало внимания этому) и эмпатии, то можно сильно впечатлиться. Меня это ещё у Цысиня цепануло, что если бы я знала, что скоро умру, какие муки мой разум пережил бы,(сразу вспоминаю монолог князя Мышкина о смертной казни в «Идиоте» Достоевского) а тут все живое, вся планета.
Ну и конечно игра в эгалитаризм при отборе тех, кто может выжить, где все равно выбор падает на технарей. (Единственный биолог, которая должна сохранить человечество пофейлила все что можно пофейлить, кек)
Во второй части: отделение роя, вся эта политическая борьба, блоггеры, интриги. Жаль что автор поленился перекинуть нас на рой, чтоб показать, процесс падения моральных концепций человечества (у Цысиня такой момент был, очень врезался в память)
В третьей: (самой слабой части), могу выделить лишь гэг о работе пропаганды и вообще явное разделение на технократов и политиканов.
mka, 22 февраля 2020 г.
Действительно, непонятно чем не угодило это произведение любителям НФ. Читать пространные комментарии сверх 2000 символов нет желания. Первое зарубежное произведение, которое купил уже после того как прочитал пиратку. За такую работу и несколько евро в литрес не жалко. Третья часть конечно слабовата, но в целом работа очень серьезная. Никаких соплей, «раскрытия» внутренних миров, переживаний, погружений в дебри психологии «не скучных» героев и прочей с НФ ничего общего не имеющей лабуды в этой книге нет. Как нет и многих элементов коммерческих боевиков, содержание которых забывается уже на следующей странице.
Anahitta, 29 июля 2018 г.
Книга – не просто твердая научная фантастика, а железобетонная. Временами возникало впечатление, что читаешь не роман, а техническую инструкцию к различным космическим приспособлениям. Это, конечно, здорово – все изобретения описаны так, что наверняка должны работать на практике, но читать-то скучно! Первые две части совсем немаленького романа смело можно было сократить за счет технических описаний.
Замысел очень интересный. Некий объект (Агент) врезался в Луну, расколов ее на семь крупных частей и целую тучу мелких. Ученые вычислили, что все эти мелкие обломки бывшего спутника обрушатся на Землю Каменным ливнем и сотрут с ее лица все живое. На подготовку к Апокалипсису остается два года. Основной проект – сохранить в космическом ковчеге генетический материал всего живого, в том числе и людей разных народов, и переждать несколько тысячелетий, пока ситуация на Земле не устаканится.
И вот тут возникает главное «не верю» романа. Как бы стали реагировать люди, узнав, что через два года мир погибнет и все они умрут, за исключением горстки избранных, которых отправят в космос? Смирились бы со своей участью, продолжали бы жить как ни в чем не бывало, пить по утрам кофе и ходить на работу, на учебу, проводить больше времени с родными? И никаких беспорядков, никаких волнений? Вот я в такое не верю. Правда, был у них инцидент в Венесуэле, но этот единичный случай на фоне всеобщей дисциплины только еще больше удивляет.
Впрочем, основное действие романа разворачивается на околоземной орбите, и тут интриг и разногласий хватает, особенно во второй части книги, когда все человечество сократилось до упомянутой горстки и при этом продолжало сознательно уменьшать свою численность и дальше. Именно наличие каких-то конфликтов между персонажами и спасает роман от превращения в техническую инструкцию по эксплуатации орбитальной станции с астероидом на буксире.
Я уже сказала, что роман безбожно затянут, особенно первые две части.
Возможно, мне просто хотелось бы прочитать немного другую книгу, в которой больше внимания было бы уделено не подготовке к концу света, а налаживанию жизни после апокалипсиса, выведению новых человеческих рас из мизерного генетического разнообразия, терраформированию Новой Земли. Большая часть этих вопросов осталась за кадром и удостоилась кратких отчетов. Из-за этого вся третья часть выглядит просто как большой эпилог, хотя именно там фантасту можно было разгуляться. А мне бы хотелось прочитать книгу, в которой события первых двух частей были бы подготовкой, а основное повествование развернулось бы в третьей.
Ну, в общем, автору виднее, что он хотел написать.