Рэй Брэдбери «Здесь могут водиться тигры»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика | Планетарная фантастика )
- Общие характеристики: Философское | Психологическое
- Место действия: Вне Земли (Планеты другой звёздной системы )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Контакт
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Это не планета, а настоящий рай. Но, как писали в древности на картах, «здесь могут водиться тигры».
Входит в:
— сборник «Нескончаемый дождь», 1959 г.
— сборник «Р — значит ракета», 1962 г.
— журнал «Литературная Россия № 35 1964», 1964 г.
— антологию «На суше и на море, 1965», 1965 г.
— антологию «Туннель под миром», 1965 г.
— антологию «Histoires de mondes étranges», 1984 г.
— антологию «Сборник фантастических рассказов», 1990 г.
— антологию «Звезды американской фантастики», 1991 г.
Экранизации:
— «Здесь могут водиться тигры» 1989, СССР, реж. Владимир Самсонов
Периодика:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
SeverianX, 16 августа 2024 г.
Данный философский рассказ – один из сильнейших, прочитанных мной у Брэдбери.
В центре сюжета экспедиция, которой предстоит высадиться на неизвестной планете. Зачастую подобные экспедиции крайне опасны, ведь совершенно не понятно, как встретит тебя новый мир. Если путешественники не возвращаются на Землю, планета вносится в реестр опасных, и больше на нее уже никто не полетит, чтобы зря не рисковать человеческими жизнями. Вопреки опасениям, новый мир встречает путешественников очень радушно. Скажу даже больше – это настоящий рай! Здесь идеальный климат, обилие еды, а воздух отлично подходит для дыхания. Правда один из астронавтов, Чаттертон, изначально относится к планете с подозрением и даже враждебно. Он во всем ищет подвох и ждёт нападения. «Здесь могут водиться тигры» – утверждает он, цитируя надпись на древних картах. Другой же, романтичный Дрисколл, сразу же проникся любовью к радушной планете. Кто же из них прав? Стоит отметить, что новый мир встречает путешественников не только отличными условиями, но и буквально исполняет все желания! Хочешь летать? Лети! Хочешь есть и пить? Вот тебе вкуснейшие плоды, вареная рыба прямо из реки, а в ручье течет вино. Однако на малейшую враждебность планета отвечает соответственно. Члены экспедиции задумываются, нужно ли сообщать жадному до ресурсов человечеству об этой прекрасной планете. Что сильнее в них: долг или желание? Не лучше ли навсегда остаться в этом раю?
Небольшой по объему рассказ заставляет задуматься о множестве философских вопросов. Нужно ли человеку жить в раю? Останется ли он при всем обилии удовольствий человеком? Можно ли доверить свою жизнь и благополучие чему-то или кому-то? Ведь сразу же очевидно, что планета разумна. Это именно планета-женщина, а настроение у дам очень переменчиво. Например, многие из них обидчивы, что мы и видим в конце. И, наконец, какой выбор сделали бы вы?
Итог: «Здесь могут водиться тигры» – прекрасный образец фантастической литературы. Именно за это я и люблю данный жанр. Создав фантастические условия, автор может поразмышлять над исконно человеческими проблемами. Рассказ однозначно рекомендую!
Sergio Blanc, 29 ноября 2023 г.
Рассказ о вселенской мечте человечества. Мечте, которая заставляет наш вид стремиться в космос. Рассказ о том, как должен выглядеть Рай.
Вариант рая, который мы видим в тексте — это планета, воплощающая желания. Это место, которое может осуществить любые мечты. И ваша проблема, если ваши желания мелки, а стремления низменны. Ведь тогда рай очень быстро может превратиться в свою противоположность.
Задайте себе один вопрос: «Вы бы хотели оказаться на такой планете?». Лично я даже не знаю,что ответить на этот вопрос. Ибо не все мои мечты бывают розового цвета. Про желания — просто помолчу.
Почему-то представляю себе шизофреника в этой среде. Ктулху Милосердный, что за реальность может воплотиться воочию! Страшно подумать!.
При таком раскладе тигры — это просто «детский утренник».
Рассказ хорош. Рассказ страшен. Рассказ красив и романтичен. Рассказ о любви и доверии. Рассказ об ответственности.
Читать. Классика. Обязательная программа для любителя фантастики.
Сказочник, 25 марта 2024 г.
«Здесь могут водиться тигры» — квинтэссенция творчества Рэя Брэдбери. Той ее части, что не посвящена Гринтауну. Полагаю, как раз за такие вот истории Брэдбери и стали называть романтиком от фантастики. Здесь очень много грусти. Той самой, которая появляется, когда что-то уже утеряно безвозвратно. Ощущение, что когда-нибудь будут утеряны доброта, способность мечтать, романтика и детское восторженное восприятие мира.
Darth_Veter, 24 января 2024 г.
Исследовательский корабль садится на необычно цветущую планету. Обычно такие самородки уже под завязку забиты чужой жизнью, но этот всё еще необитаем и прекрасен в своей первозданной дикости. И готов угождать людям в любой их прихоти. Кроме, разве что, изыскательской деятельности... Для Брэдбери всегда была характерна постановка необычных и новаторских проблем. А что, если разумной окажется ВСЯ планета целиком? Как она будет относиться к прилетевшим на нее людям — враждебно или дружелюбно? Мне кажется, что автор выбрал очень интригующий вариант: планета, весьма сходная с эмоциональной женщиной. Она не хочет быть рабыней у населяющей ее жизни, но, в то же время, не хочет и властвовать над ней. Тонкий намек на равные «партнерские» отношения: ты не приносишь мне неудобств, и я тоже не буду ограничивать твоей свободы. А, может, именно так мы и должны были вести себя со своей собственной планетой? Не уродовать ее карьерами и шахтами, не покрывать тоннами асфальта и бетона, а жить с ней «душа в душу», как истинные дети Природы? Даже Библия утверждает, что Эдем был возможен, пока человек не испортил его своей первородной греховностью. И тогда Бог изгнал его из Рая, чтобы он смог осознать уродство собственной души. Только вот сможем ли мы это сделать или же будем, подобно Чаттертону, пытаться везде и всегда превозносить только собственное естество? Наша Земля, конечно, не такое живое существо, как описано в рассказе, но косвенно всё же дает нам понять, что наша политика в отношении экологии ущербна и может привести к уничтожению всей жизни на планете. Многие это уже начинают осознавать, но их голос пока слаб и не слышен. А мне лично кажется весьма несправедливым, что при этом погибают невинные, а настоящие виновники катастрофы живут — и притом весьма неплохо! Вот почему хочется, чтобы Земля стала живой хотя бы на один только день...
-----------
РЕЗЮМЕ: история о том, как планета попыталась подружиться со своими первооткрывателями. Но способен ли человек пойти на подобную жертву?
vvmonahov, 31 декабря 2014 г.
Сколько читателей — столько и мнений о данном рассказе, потому что люди — разные. А ведь этот рассказ как раз о том, что люди разные. И что нет однозначных и простых решений.
Рассказ, с моей точки зрения, совмещает в себе элементы совершенно не похожих друг на друга произведений: «Алых парусов» и «Бегущей по волнам» Александра Грина и «Соляриса» и «Непобедимого» Лема.
Обратите внимание, как похож молодой романтичный герой рассказа на героев Грина, верящих в мечту и прикладывающих силы для того, чтобы она могла осуществиться. Смело входящих в мир мечты, который для них реален.
Как похож капитан на капитана «Непобедимого», и как похожа живая планета на Солярис! Люди сталкиваются с Неведомым — и именно такие капитаны твёрдо выполняют свой долг и принимают порой тяжёлые, но взвешенные и ответственные решения. Они, возможно, и хотели бы уйти в мир мечты — но долг и ответственность за судьбу корабля и экипажа для них выше собственных желаний.
Главный антигерой рассказа тоже из мира «Алых парусов» и «Бегущей по волнам» — это человек, губящий мечту, неспособный мечтать и сострадать. Видящий во всём только свой корыстный интерес и угрозы этому корыстному интересу.
И, в полном соответствии со словами Воланда из «Мастера и Маргариты» Булгакова, каждому из героев рассказа Бредбери воздаётся по его вере. Это та высшая справедливость, которую пытается донести до нас Бредбери. Не знаю, читал ли он «Мастера и Маргариту», но созвучие мыслей очевидно. Тот выбор, который с точки зрения Бредбери тупиковый и недостоин человека, ведёт к уничтожению. Те, кто способен поверить в мечту и искренне и без сомнений поверить другим — получают награду в виде рая-мечты. Те, кто слишком реалисты, кто привык пахать и вкалывать — продолжают пахать и вкалывать.
Рая достойны немногие. Но, с другой стороны, попасть в рай — это значит умереть. Умереть для близких и для всего человечества. В некоторых предыдущих отзывах этот мотив прозвучал. И именно потому, что в рассказе не прозвучало ни единого намёка, что это совсем не рай воплощённой мечты, а только этап на пути развития, подобный «Кимону» Саймака, я снизил за рассказ один балл и поставил 9. Тем не менее то, что рассказ заставляет задуматься о многих вещах, его огромное достоинство, и он заслуженно оценивается как один из лучших рассказов Бредбери.
Edward Woeful, 24 февраля 2019 г.
Писатели, поэты, мультипликаторы в один голос говорят: «Улыбнись тому, кто сидит в пруду!» Но не все воспринимают эту мысль.
Кстати, неизвестно ещё, чем бы закончилось, если бы...
evenehad, 17 июля 2016 г.
Интересный рассказ Брэдбери, в котором он приходит к единственно правильному выводу: пока человек не заслужил Рая, ему там не место и он туда не попадет. Все конечно выглядит привлекательно, пей вино, ешь кебабы каждый день, все удовольствия без малейших неудобств или труда. Но Рей понимает, что Создатель вселенной создал человека чтобы тот сам смог создать свой рай, по дороге к которому он должен пройти через многое, в том числе испытания, труд, опыт, созерцание, и тд. Обезьяна должна превратиться в настоящего Человека, перед тем как попасть в настоящий Рай. А на той планете — наоборот, в лучшем случае человек может только превратится в обезьяну, а более вероятно просто в растение или дерево. Так что, пока душа человека не готова к Раю, Рай для человека есть не что иное, как Ад.
Автор также подчеркивает: человеку без совести и чувства долга не место в раю. Чатертон самоуничтожился из-за своей жадности, а Дрисколл рано или поздно потеряет человеческий облик и превратится в растение (как мне лично кажется). Это не столько осуждение человеческих слабостей, сколько лишь констатация факта: человек был создан для полного осознания духовных, моральных ценностей, которые не могут быть заменены деньгами, вином и беззаботной жизнью.
Чем раньше человечество до этого дозреет, тем лучше будет нам всем.
bakunian, 17 мая 2016 г.
Было два полюса у фантастики моего детства, на Олимпе научной фантастики царили Азимов, Лем и другие «технари», с четко прописанными физическими законами существования иных миров, а на гуманитарном Олимпе безраздельно царствовал Рэй Брэдбери, чьи миры возникали на полях человеческой психологии и в потоках душевной энергии. И на его планетах мечта главенствовала над гравитацией.
dxbckt, 17 апреля 2019 г.
Короткий рассказ написан в некоем «идеальном представлении фантастики», которая уже не сколько фантастика (или фэнтези) а сколько сказка...
Сюжет таков: прибыв на новую необитаемую планету номер... ..., астронавты вдруг обнаружили что все их затаенные мечты и «неуместные стремления» могут быть реализованы по факту «волшебной палочки»... Стоит только захотеть и ты сможешь летать как птица... стоит только захотеть и ты встретишь чудесную девушку на краю галактики... хочешь...
В общем астронавты сталкиваются с дилеммой: остаться в этом раю или «уйти обратно» и посвятить свою жизнь монотонной скучной и никому не нужной работе, что бы по итогу — быть вышвырнутыми на пенсию... Как ни странно большинство героев отчего-то выбирают второй вариант... хотя, отчего собственно так я и не понял! Фраза «эта ракета стоит денег и мы должны вернуться обратно» (да и прочие «моменты») показывают «в том варианте истории» некий «корпоративный ад» (по типу произведений Р.Грант «Астронавты», где общество «Социального развития» диктует всем взгляд «через призму прибыли»), следовательно все попытки «убежать от такой цивилизации» должны только приветствоваться... но нет. Герои выбирают «долг», в то время как другие «цинично используют подобных простаков» и используют их до того момента «пока ишак не сдохнет». И ни о какой справедливости (по итогу) тут разговор не идет, так что выбор (сделанный автором) меня честно говоря слегка озадачил.
Anastasia2012, 5 февраля 2013 г.
Рассказ может вызывать тёплые, нежные чувства у нежных и чувственных. Рассказ может вызвать досаду у нетерпеливых и нетерпимых. Терзать плоть планеты — это так предсказуемо для человека. А вот полететь не в ракете, а в небе, как птица — это уже за гранью возможного или представления о такой грани. Мечта о рае — это одно. А желание жить в раю — это, как подсказывает Рэй Брэдбери, совсем другое. Кто готов остаться в раю, где всё легко? И отказаться от привычной жизни, где трудно?
Прекрасный рассказ. Детали не нужны. Хочется лично пережить ситуацию, домыслить сюжет.
lubar, 6 июня 2012 г.
Один из лучших рассказов прочтенных у Бредбери. Хотя мне не очень нравится идиализированость героев. Самое простое и примитивное в этом рассказе — это сущность Чаттертона. Какой-то он очень опереточный злодей. Прилететь — хапнуть — улететь. Иллюстрация грабительского паразитарного капитализма в худшем его виде. Причем, Чаттертон человек абсолютно не вменяемы и не обучаемый с полным отсутствием реального инстинкта самосохранения, вместо этого у него параноидальный страх перед планетой. Результат его деятельности на планете опять-таки предсказуем и тривиален. Конечно можно сказать, что и Дрисколл, такой же положительный картонный герой. Но на самом деле мы про него ничего не знаем, кроме того, что он с чистым сердцем доверился планете и был вознагражден, причем не один, а вместе с товарищами.
Живая планета не частый герой фантастов. Здесь нам встретилась планета похожая на греческих богинь. Причем скорее даже не Гею, а на Кирку. Своенравная, уверенная в себе и при этом мечтающая показаться во всей красе. Возможно ее женское начало тоже было демонстрацией для мужчин. А если бы экипаж был бы женским ....
Кроме Дрисколла никто не познакомился с планетой поближе. Наверное потому что рай описать не возможно. Мы увидели только демо-версию рая. Летай, ничего не делай, и ешь варенных рыбок. Планета явно может больше. Например, дать реализоваться тяге к охоте, выпустив на пожелавших тех самых тигров. Так что рай, если это все-таки рай, мог оказаться очень интересным, для тех, у кого хватит воли не лежать на травке, поедая залетающие в рот галушки. Вполне допускаю возможность, что планета позволила бы исследовать ее недра, но не грубым буром, а сама, пустив шахту внутрь себя.
Самый интересный персонаж конечно капитан Форестер. Спокойный, сильный, умный и ответственный. С очень хорошей интуицией. Почему он принял решение улететь? Я вполне поверил его произнесенной в слух мотивации. Люди вложили в наш корабль много денег и труда. Нет у экипажа права не вернуться. Не только их это корабль. Но и не только их открытие. Но про открытие-то они рассказывать не собирались.
Понимал ли капитан, что не только чувство долга говорит за то что бы покинуть Рай. Возможно. Есть очень много причин, почему надо было улетать. Одна из этих причин мне видится в дилемме, что лучше побывать в раю и навсегда сохранить память о нем, или закончить свою жизнь пусть в сказке, но закончить.
Но если главное не чувство долга, то почему Дрисколлу было позволено остаться. Возможно потому что Дрисколл смог принять эту планету и искренне в нее влюбится, а не просто “ испытывать влечение” и остался с планетой наедине.
sanchezzzz, 17 октября 2009 г.
Один их тех рассказов, которые я перечитываю не просто часто, а постоянно: и потому, что люблю эту историю сердцем, и потому, что после каждого следующего прочтения она расцветает для меня новыми красками поверх прежних. Взрослея, я всё более ощутимо понимаю мысли, мотивы и поступки каждого из членов команды, высадившейся на эту капризную планету-женщину, планету живую, чувственную, эмоциональную, своенравную…
Начиная с первого же прочтения мне стал очень близок по духу капитан Форестер, а Чаттертон был примерно также антипатичен, как и молодой Дрисколл – приятен, чему немало способствовал великолепный советский мультфильм… Но штука в том, что мои чувства к капитану остались прежними, ведь он представлен умным, твёрдым и справедливым человеком, но вот что мне нравится всё меньше, что моё отношение к Чаттертону трансформируется в другую плоскость. И хотя я (пока что) не разделяю его радикальных и однозначных взглядов, но уже близко подошёл к тому мнению, что враждебность чужой планеты – вещь вполне реальная и ожидаемая, а осторожность в общении с ней – фактор нужный и, я бы даже сказал, обязательный. Конечно, до паранойи вкупе с манией преследовании доводить не следует, но определённый риск сознавать стоит.
Раньше молодому Дрисколлу, оставшемуся на планете, я завидовал. Вот как было бы прекрасно, думал я, остаться на этой чудесной райской планете, и взмывать ввысь словно птица, и купаться в изумрудной траве, и плескаться в прозрачных озёрах!.. Теперь же, не знаю, не знаю… Скорее всего, я бы не остался, о чём, может быть, жалел бы, улетая прочь далеко-далеко. А может и не жалел бы, но тем не менее даже сейчас ощущение очень странное, как будто с возрастом уходит что-то важное, нужное, лёгкое, уходит романтичность, сменяясь чёрствостью и подозрительностью. Это не радует, немного огорчает и чуток пугает.
Какое же новое прочтение этого великолепного рассказа ждёт меня в будущем?..
primorec, 3 ноября 2012 г.
Забавно, но насколько по разному воспринимают сюжет этого рассказа читатели в зависимости от возраста и, прежде всего, пола. Мужчины сразу же начинают хвалить главных героев за проявленное чувство долга и осмотрительность, стойкость к соблазнам и обещаниям вечного блаженства, рассуждать о необходимости осторожности при «контакте с неизвестным». Кто моложе ещё рассматривает возможность остаться, кто старше и опытней склоняется к тому, что надо бежать/и побыстрее!/. Но поскольку я — женщина, то позвольте мне высказать свой, немного отличный от остальных, взгляд на эту замечательную историю.
А показывает нам Мастер такую обычную и жизненную ситуацию. Вот перед нами планета — настоящая женщина, прекрасная для тех, кто готов восхищаться её красотой, заботливая и нежная подруга для тех, кто может оценить её дары. Но, если что не по ней — мгновенно превращающаяся в грозную богиню, готовую наказать наглеца за грубость или насилие. Иногда — капризная, иногда — упрямая, но всегда готовая распахнуть свои сердце и душу ради ласкового слова и нежного взгляда. Для таких она может стать верным другом, заботливой матерью, страстной и нежной любовницей, выполнить любое желание, воплотить любую мечту...
И что же она получает взамен? Подозрение, подозрение и еще раз подозрение. В ее дарах пришельцы-мужчины видят только ловушку и вероломство, в предложениях исполнить желания — коварный замысел. Вот и бегут они от собственной мечты, успокаивая себя рассуждениями о долге, чести, мужестве, чтобы потом всю жизнь жалеть о совершенном и тешить гордыню/» но я не поддался и не продался!»/.
Как часто такое встречается в жизни. А ведь стороны так и не соизволили понять друг друга: краткое знакомство, день -два. Не успели познакомиться — уже разбежались: о лучшем в себе и другом не узнали, зато все плохое вытащили наружу. Эх, Вы! Разве не знаете: тигры в наши дни водятся там, где неосторожно открывают клетки!
Но это мой, женский взгляд на историю. Несколько отличный от мужского, и надеюсь, сколько не стоит этот Мир, всегда будет этот Инь-Янь. Иначе было бы так скучно.
indieboot, 2 февраля 2013 г.
Излишне, на мой взгляд, слащавая идиллическая утопия (или утопичная идиллия). И характеры у героев какие-то не выраженные, не настоящие: здесь не только злодеи опереточные, но и положительные персонажи тоже. Но дело-то не в этом... Да, соглашусь с ранее написанным, живая планета представляет большую опасность для человека. Естественное поведение человека включает в себя деструктивные элементы: чтобы что-нибудь создать, надо что-нибудь разрушить, хотя бы для того чтобы узнать как это устроено. Кроме того, не стоит забывать о естественных нуждах. Кто её (планету/женщину) знает как она к этому отнесется и как ее отношение изменится со временем. С другой стороны, это «интернат» для лишения людей (в смысле Человеков) личностей. Если нет необходимости приспосабливаться и преодолевать трудности существования, человек не то что не развивается, а деградирует. Так что не всё чисто с этой планетой, одурманивающей синтетической идиллией случайных посетителей.
Crossbow, 23 июня 2011 г.
Эта ПЛАНЕТА может все! Она умеет ДУМАТЬ о человеке, ЗАБОТИТЬСЯ о нем. Она ПОНИМАЕТ человека. А что может ЧЕЛОВЕК в данной ситуации, в которой оказались астронавты? — Лишь доверять планете. И любить ее за все сделанное для них добро. А еще — не колонизировать ее. Потому как, когда людей становится много, они превращаются в толпу. А общий «разум» толпы на порядки ниже разума каждого человека в отдельности:smile: Хотя тот же Чаттертон будь он один — что толку, его разум затуманен алчностью, вечной жаждой наживы — мне, мне, мне — взять все и ничего не дать взамен, даже элементарной благодарности...
Рассказ знатный. Избранный. В советское время по нему даже мультик сняли:smile: