Рэй Брэдбери «Ржавчина»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Антивоенное | Философское
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Сюжетные ходы: Изобретения и научные исследования
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Изобретен прибор, который наконец остановит все войны, секунда и все металлические предметы превратились в ржавчину. Но дикарь, который сидит в нас, не может без оружия...
Сержант изобрёл аппарат, превращающий оружейный металл в ржавчину. Однако люди, взращённые Системой не оценивают пацифизма военнослужащего.
Впервые на русском: журнал Наука и жизнь №8 1962 г., перевод З. Бобырь.
Входит в:
— антологию «На волне космоса», 1964 г.
— сборник «Далеко за полночь», 1976 г.
— журнал «Неделя № 20 1978», 1978 г.
— сборник «И грянул гром: 100 рассказов», 1980 г.
— антологию «Пригоди, подорожі, фантастика-83», 1983 г.
— антологию «Продаётся планета», 1986 г.
— антологию «Мир — Земле», 1988 г.
— антологию «Пасынки Вселенной», 1989 г.
— антологию «Коса», 1991 г.
— «Просто Фантастика», 2008 г.
Экранизации:
— «Этот фантастический мир. Выпуск 11: Случай с полковником Дарвином» 1985, СССР, реж: Тамара Павлюченко
- /языки:
- русский (22), украинский (3), словацкий (1)
- /тип:
- книги (23), периодика (1), самиздат (1), аудиокниги (1)
- /перевод:
- З. Бобырь (17), В.Л. Денисов (1), Р. Доценко (3)
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
nostradamvs, 20 июля 2011 г.
Гениальный рассказ Брэдбери. Глубокая психология, завёрнутая во внешний фантик научной фантастики. Мальчик, который не хочет войны — не хочет по-настоящему, именно так, как нужно не хотеть войны. И военный, который хочет войны, хочет по-настоящему, именно так, как не стоит хотеть войны. Столкновение двух человек — слабого и сильного, сильного и слабого, и деревянная ножка в руке одного из них, и слова, обращённые к часовому — грызите его зубами, как угодно, остановите его, и всё это страшно настолько, что даже чувствуется накий налёт психологического хоррора. А ещё я хочу такую коробочку. Очень хочу такую коробочку.
Farit, 14 марта 2012 г.
Бредбери — идеалист. Потому, что не хочет войн, не видит в них ничего хорошего.
И Бердбери — реалист, так как понимает, чтобы избавиться от войн едостаточно избавиться от оружия. Придется избавиться от многого в самом человеке.
Но это «многое» слишком многие склонны холить и лелеять, объявляя, порой, чуть ли не самым главным.
Очень «высокий» рассказ.
Anastasia2012, 14 августа 2012 г.
Трудно высказаться о мечте. Автор мечтает о мире во всём мире. Я с ним. С детства эта первомайская в СССР формула была моим самым высоким желанием. И пусть научная составляющая ржавеющего выборочно металла не имеет под собой оснований, мечта хороша!
Но ставшее прахом оружие не остановит людей, желающих воевать, убивать. А это уже страшно.
vam-1970, 29 мая 2019 г.
Идеальная мечта каждого мирного человека планеты Земля. Проснуться и ... ржавчина от всего накопленного оружия!Писатель выразил стремление каждого человека, тем и силён рассказ. Такие сюжеты надо писать ежегодно разными авторами, не давая человечеству скатиться на путь успокоения и наживы от войн. Наивысший балл — за высказанное желание многих людей.
vitamin, 4 января 2008 г.
Если и можно решить проблему войн, то точно не таким способом, каким хочет его решить главный герой рассказа. Человек всегда найдет себе оружие из любого материала. Главная причина не инструмент, а его хозяин. Но ведь хочется надеятся на обратное. А вдруг?
elektronik, 13 февраля 2006 г.
Как ни совершенствовался бы человек, но первобытные инстинкты все равно не искоренить... Только что был нормальным занимающим хорошую должность человеком, и вот, через минуту, уподобляясь первобытному человеку, хватается за импровизированную дубинку.
«Что делал бы весь мир, если бы все мы завтра проснулись и пушки стали бы ненужными?
...
– ...тогда возникла бы настоящая паника. Каждый народ подумал бы, что он один во всем мире лишился оружия, и обвинил бы в этом несчастье своих врагов. Начались бы массовые самоубийства, акции мгновенно упали бы, разыгралось бы множество трагедий.
– А потом? – спросил сержант. – Потом, когда все поняли бы, что это правда, что оружия нет больше ни у кого, что больше никого не нужно бояться, что все мы равны и можем начать жизнь заново… Что было бы тогда?
– Все принялись бы опять поскорее вооружаться.
– А если бы им можно было в этом помешать?
– Тогда стали бы драться кулаками. На границах сходились бы толпы людей, вооруженных боксерскими перчатками со стальными вкладками; отнимите у них перчатки, и они пустят в ход ногти и зубы, и ноги. Запретите им и это, и они станут плевать друг в друга. А если вырезать им языки и заткнуть рты, они наполнят воздух такой ненавистью, что птицы попадают мертвыми с телеграфных проводов и все мухи и комары осыплются на землю.»
ZiZu, 6 декабря 2006 г.
Легко понять этого офицера. Если не будет войн то и всем военным будет нечем заняться. Поэтому он вначале ничего не понял из того, что ему рассказали, а потом решил спасать положение единственным доступным методом.
viv, 18 января 2008 г.
А ведь догонит, сволочь! И правда ведь зубами рвать станет — только дайте возможность воевать! Сильно утрированная картина противостояния милитаристов и пацифистов. Ох, ржавчина, где ты!
Toukan, 28 ноября 2006 г.
в свое время был затянут этим рассказом в НФ
так там до сих пор и нахожусь
тихий омут, 1 сентября 2007 г.
Неужели и правда, если у людей отобрать огнестрельное оружие, они будут воевать холодным, а если отобрать и его, будут драться на кулаках?! Хочется, как и ученному из рассказа, верить, что это не так. Хотя действия полковника показывают обратное
Фэтти, 18 июня 2006 г.
У Эко есть очень похожий расказ «Оно». Что же касается именно «Ржавчины» — сильная антимилитаристская вещь, весьма актуальная для своего времени. Да и сейчас — несмотря на практически исчезнувшую угрозу ядерной войны — тоже...
primorec, 8 сентября 2013 г.
Неужели мы, действительно, так плохи? Неужели мы, столько болтающие о нашем желании жить в мире, о нашей терпимости к не таким, как мы сами, всего лишь лукавим, и наши яростные осуждения всех тех, для кого силовой метод разрешения споров и разногласий — единственная жизненная стратегия — всего лишь слова, дань сиюминутной моде?
Маленький рассказ о человеке, который сделал эпохальное открытие, позволяющие покончить со всеми видами оружия. От автоматов до самолетов все превратить в единый миг в кучку ржавой пыли, разносимой ветром.
Сама не раз думала: как было бы хорошо, если бы все оружие мира превратилось в пыль, прах, дурной сон. Не стало бы бомб, которые по решению политиков сбрасывают на мирных и сонных обывателей, не стало бы автоматов, которыми потрясают обезумевшие фанатики и пистолетов, которыми угрожают в ночи грабители. Все. Финиш. Вечный мир.
Если бы все было так просто, разве добрая воля миллионов не нашла бы уже выхода за все тысячелетия человеческой истории? Война — она в головах. Возьмите учебник и прочитайте, сколько там о войне и сколько — о мире. Возьмите книгу, к примеру, фэнтезийную: сколько там о сражениях и сколько, к примеру, о мирной жизни сказочного города. Или возьмите компьютерную игру, а телевизор, вообще, можете не включать. Она будет везде: война, война, война — ржавчина, разъедающая души, страшная болезнь, поражающая целые поколения, народы и расы.
Рассказ очень пессимистичный. Он о том, как мечты о мире, молитвы о счастье, грезы о безопасности поглощаются ненавистью, недоверием, жадностью, равнодушием и цинизмом, оставляя после себя только ненависть, выплёскивающуюся агрессией и войной. Неужели мы, действительно, так плохи, и при всей своей технической и интеллектуальной мощи не можем найти средства против этой Ржавчины?
Gourmand, 25 августа 2015 г.
Случайно наткнулся на этот рассказ. Читаю и думаю... что-то знакомое... бросился к компу, открыл фантлаб — ну точно! — экранизация в «Этот фантастический мир«! Отличный был фильм.
Да, рассказ простоват, но почему общение двух военных (один — дуболом-полковник, другой — сержант-технарь) должно быть расцвечено некими красивостями? Это взгляд со стороны кого? Нет в армии поэтов (мы это знаем точно, спасибо Альфреду Бестеру и его рассказу «Феномен исчезновения» https://fantlab.ru/work9369). А нет поэтов — нет и лирики.
Так что и по стилю, и по сути у меня претензий к Брэдбери нет.
Вот насчёт вторичности... Ну, рассказ про ржавчину, поедающую исключительно армейскую сталь, явно уступает написанному за два года до этого Куртом Воннегутом рассказу «Эффект Барнхауза» https://fantlab.ru/work3812 . Уступает и по дальнодействию, и по реалистичности. Всё-таки поверить в ментального пацифиста легче, чем в разъездного потравщика танков. :)
ivanov, 7 ноября 2006 г.
Отличный рассказ. Проблема, поднятая в нём, не решается, на мой взгляд, без коренного изменения человека — современные люди, несомненно, поступят в точности так, как предсказал полковник. Западная фантастика, в большинстве своём не занималась и не занимается сочинением идеального человека будущего, а лишь переносит нашего современника в иные миры. А если в ней и описывается разум с иной психологией, то это обычно разум чужой, а не преобразованный человеческий. Впрочем, сейчас и наша фантастика тем же занимается. A этот рассказ одно из тех произведений, которые заставляют задуматься о необходимости изменения, перевоспитания человека.
Alexandre, 2 марта 2009 г.
В общем фантасту не прикажешь — придумывает, что хочет. Есть такие нелепости в разных сказочках — молочные реки с кисельными берегами — вы пробовали такой ужас себе представить? Гниющее молоко, тонущие в липком киселе дети...
А ржавчина, уничтожающая металл — хирург, в руках которого рассыпается скальпель, водитель, под которым на полной скорости разваливается машина...
Насчет же сразу кидающихся друг на друга людей — вот это как раз неправда. Люди, потому и люди, что они воспитывают друг друга, а особенно своих детей. Да, животное начало в человеке сильно. Но ведь сейчас не тёмные века, слава богу, и люди понимают, что нельзя нападать на других людей. Не понимают только террористы, которых, верю, ждет неминуемый и страшный конец. А остальные, несмотря на наличие оружия, будут продолжать жить все лучше и лучше.
Так что неправ сержант со своей библейской сказкой, но неправ и полковник, убежденный в том, что только разреши — и все кинутся драться со всеми.