FantLab ru

Рэй Брэдбери «Уснувший в Армагеддоне»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.37
Голосов:
910
Моя оценка:
-

подробнее

Уснувший в Армагеддоне

Perchance to Dream

Другие названия: Asleep in Armageddon

Рассказ, год (год написания: 1943)

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 149
Аннотация:

Космический корабль терпит аварию и пилот оказывается на астероиде, который когда-то давно был ареной яростной битвы, уничтожившей целую цивилизацию, сохранились только души предводителей враждующих сторон. После появления космонавта начинается борьба за его тело...

Примечание:

Рассказ написан в 1942-43 г. Правки в сборнике «Нескончаемый дождь», видимо, принадлежат редактору, а не автору.

Входит в:

— условный цикл «Зарубежная фантастика»  >  антологию «Звёзды зовут…», 1969 г.

— условный цикл «La Grande anthologie de la science-fiction»  >  антологию «Histoires de cosmonautes», 1974 г.

— условный цикл «Глубина»  >  антологию «Глубина. Погружение 9-е», 2018 г.


Похожие произведения:

 

 


Звёзды зовут…
1969 г.
 Библиотека современной зарубежной фантастики. Рэй Брэдбери
1975 г.
О скитаньях вечных и о Земле
1987 г.
О скитаньях вечных и о Земле
1988 г.
Крылья ночи
1989 г.
451° по Фаренгейту. Марсианские хроники
1992 г.
Зарубежная фантастика. Том 1
1992 г.
Лекарство от меланхолии
1997 г.
Рэй Брэдбери
2000 г.
Сочинения
2001 г.
О скитаньях вечных и о Земле
2002 г.
Здесь могут водиться тигры
2006 г.
Здесь могут водиться тигры
2009 г.

Периодика:


1994 г.

Электронные издания:

Уснувший в Армагеддоне
2014 г.

Издания на иностранных языках:

Possible Worlds of Science Fiction
1951 г.
(английский)
The Day it Rained Forever
1974 г.
(английский)
Histoires de cosmonautes
1974 г.
(французский)
Histoires de cosmonautes
1984 г.
(французский)
Короткие рассказы / Short Stories
2008 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  16  ]  +

Ссылка на сообщение , 6 сентября 2011 г.

Прочитал эту повесть пару десятков лет назад еще юношей и с тех пор забыть не могу. Больше не перечитывал, но подтверждения тому, что это больше, чем фантастика нахожу и по сей день. Наш разум, на мой взгляд настоящее поле битвы и война, происходящая в нем — длинною в жизнь. Враг, пришедший к астронавту не скрывал своих намерений, а в нашем разуме он плетет тонкую нить, как паук очень незаметно. Нищета, боль, разочарование,безотцовщина и другие пороки- откуда все это? А из человеческих умов. А мы думаем, что врага нет и мы сами управляем своими мозгами:glasses: Есть и другое войско, которое хочет владеть нашим умом, которое побуждает нас дарить любовь, заботу, внимание. А мы уж выбираем на чьей стороне воевать. Автору и произведению +10!

Оценка: 10
–  [  16  ]  +

Ссылка на сообщение , 12 апреля 2009 г.

Рассказ не назовешь ни прекрасным, ни замечательным. Сильный, впечатляющий, беспощадный, неумолимый — это всё подходит. А великолепный — это неподходящее слово. Вот жуткий — это то, что надо. Всё-таки это не «Земляничное окошко». Рассказ поражает своей правдоподобностью, при всей нереальности происходящего. Человек, попавший в ужасную психологическую ловушку, борется из последних сил, кошмарные чудовища раздирают его мозг, он надеется на помощь, но когда помощь приходит — это губит его окончательно. Только ли его одного?

А финальная сцена, когда герой отбивается от «доброжелателей», старающихся убить его — неужели никогда не бывало такого состояния, когда желающие тебе добра люди стараются тебя погубить, и не слушают, не обращают внимания на твои возражения, как бы разумны они ни были. Невыносимое чувство беспомощности мучительней самой смерти.

Но ничего. Иорр и Тилле отомстят за смерть Сейла.

Оценка: 10
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение , 16 декабря 2015 г.

«Подумать только, что мысль может прожить так долго! Наверное, миллион лет все эти мысли о смерти, смутах, завоеваниях таились в безвредной, на первый взгляд, но ядовитой атмосфере планеты и ждали живого человека, чтобы он стал сосудом для проявления их бессмысленной злобы.»

Какой же прекрасный рассказ! Какое же удовольствие очередной раз вернуться к творчеству Рэя Брэдбери, этого фантаста-поэта, этого художника слова. Нет, ну вы сами гляньте: «Бормотание, вопли, как будто через равнины разума и континент костного мозга, через лощины вен, по холмам артерий, через реки меланхолии идет армия за армией...» Просто прекрасно!

Наиболее примитивный пласт рассказа — о сне. Действительно, пока не постоишь в ночном дежурстве или не прочтешь этот рассказ, вряд ли задумаешься о важности сна. Да и не столько о важности, сколько о необратимости засыпания. Вроде бы банальные вещи говорю, но под впечатлением этого рассказа они мне кажутся неким откровением. Сколько раз Сейл хотел застрелиться в последний момент, перед тем, как уснуть. Но сколько раз он снова просыпался и продолжал бороться за свое сознание. И находясь уже в бреду, всё-таки пересиливал себя. А своим физиологическим потребностям противостоять труднее всего, ведь они — это ты сам.

Главный пласт рассказа — политический, человеческий. Как у нас принято в обществе? Патриот — значит глупый. Оппозиционер — значит продажный. Конечно же, эти клише не выдерживают никакой критики, но всё равно они существуют. Сам я политику терпеть не могу, стараюсь отдалиться от любых разговоров как можно дальше. Прошу прощения... Я немного отвлекся. Так кто же такие Тилле и Иорр? — это любые стороны власти, борющиеся друг с другом, вечно жаждущие величия, возможности управлять. Они ненасытные паразиты. А что же такое разум Сейла? — это их поле битвы, плацдарм, земля, за которую идет борьба до полного уничтожения противника. И нет никаких компромиссов! Сейл ведь предлагал поделить его разум по дням недели... Нет, Тилле и Иорра такой вариант не устраивает. Они не могут жить сообща друг с другом, хотя... на самом деле, их борьба (отметка на полях: «классовая борьба») делает каждого сильнее.

А что же здесь сказать по поводу сна? Как он относится ко второму пласту? Очень просто: пока каждый человек поступает осознанно, зная, что именно он автор своих мыслей и поступков — лишь тогда он остается самим собой. Иначе... стоит хоть на секунду предаться забвению... начать вкушать информацию, подаваемую тебе из СМИ, без «фильтрации» — в мгновение потеряешь себя, и станешь лишь марионеткой у любых, абсолютно неважно каких, но всегда враждующих между собой сил.

Оценка: 10
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение , 28 июля 2010 г.

По масштабности рассказ напоминает мифологические произведения Роджера Желязны. Но поражает, что это все поместилось в такой краткой форме, как рассказ. И, как всегда у Рэя Брэдбери, многоплановый. Здесь реалистично показано состояние человека при раздвоении личности (редкий специалист может так точно и кратко описать это состояние). Изумительные картины жизни умершей цивилизации, изложенные ими же самими. И тонкое наблюдение о невероятной самоуверенности других людей, не желающих прислушаться к словам товарища, пусть даже по их мнению больного.

И еще поразила та жажда к жизни, пусть и подпитываемая древней вендеттой, которая характеризует Иорра и Тилле.

Оценка: 10
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение , 7 марта 2010 г.

Очень яркий рассказ. :super:Запоминается описание того астероида, куда попал герой, особенно контраст приятной окружающей среды и пугающих видений. А в конце очень обидно за космонавта: человек не спал несколько дней, дождался помощи. А прибывшая помощь, не желая слушать никаких объъяснений, стремится помочь герою, но убивает его таким образом.

Зато какая радость будет у Иорра и Тилле, когда уснули сразу двое.

Один из лучших рассказов Бредбери. После его прочтения возникает желание почитать и другие рассказы.

Оценка: 9
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение , 5 ноября 2008 г.

Отличный рассказ, напоминающий о том, что во «внеземелье» нас могут ждать любые неожиданности, и что ко всему не подготовишься. Автор мастерски умеет «крупными штрихами» разбудить фантазию читателя, так что полная картина дорисовывается в сознании сама.

И должен отметить психологическую ткань романа и нарастающее напряжение рассказа. Переживания за главного героя усиливаются по мере увеличения его страданий. Резкий скачок происходит в момент, когда врачи, толком не разобравшись в ситуации и несерьезно относясь к «бреду» космонавта по своему оценивают ситуацию и «лечат» пациента снотворным. А дальше, несмотря на странную смерть, решают сами переночевать на планете... Концовка позволяет читателю самому додумать дальнейшее — какого же будет их состояние после кошмаров, поймут ли они о своей ошибке в лечении «первого» космонавта....

Оценка: 10
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение , 24 сентября 2010 г.

Рассказ необычный, знаковый для Брэдбери, а главное, образы, им вызванные, надолго запоминаются. Для тех, кто не очень-то верит в торжество падения летающих блюдец, прежде всего притягивает реальный подтекст. А именно, осторожные дискуссии в некоторых сферах о том, не будут ли экипажи на орбитальных станциях слушать так называемых «шепчущих» — из Раталара или там Вендилло, или, может, еще откуда-нибудь. Не смутит ли кого-то там, что мировое пространство — это бездна, похожая на долину Армагеддон.

Гибель звездолетчика происходит как раз тогда, когда две армии голосов предков сталкиваются, и наступает сон. Вечный сон, который втягивает его в воображаемую войну. Ни крепкий кофе, ни таблетки не способны преодолеть человеческую природу. А западня довольно коварна, чтобы так просто вырваться. Непонятно и само происхождение голосов «шепущих». Страшная, наверное, аномалия. Но, может быть, именно так и сходят с ума, и если бы он сделал над собой усилие, то смог бы убедить себя, что голосов нет? А если даже и есть, то попытался бы поговорить с ними не так односложно? Рассказал бы им что-нибудь. Или там: я готов умереть, но прошу вас избавить меня от страха перед этим природным явлением. Раз нет путей к отступлению, и заснуть означает отойти в небытие, тогда нужно успокоиться и принять все, как есть, а не бороться с тем, чего преодолеть нельзя.

Жуткая история. Но от нее как-то уютно, как будто бы тебе что-то доверили, и приходит убежденность в чем-то более значительном, чем просто повествование. В том, что люди по-своему правы, когда ищут путей в неведомое.

Оценка: нет
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение , 21 мая 2008 г.

Прочитала отзыв, и поняла, что читала когда-то этот рассказ. Тогда мне нравилось описание фантастической реальности Космоса, а сейчас пришло в голову, что это старый, как мир, рассказ о борьбе светлого и темного начала за душу человека. Только вряд ли здесь хоть один из духов (призраков) был светлым. И о борьбе с одержимостью. Легко предположить, что двое врачей приехавшие на эту планету, если проснутся, станут одержимыми, а вернувшись, (если удастся вернуться), спровоцируют начало войны в том варианте, котрый возможен для этих людей... Но это немного другая история.

Оценка: 9
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение , 11 ноября 2007 г.

Замечательный рассказ. Мне кажется, он не способен оставить равнодушным. Столь воинственный народ, который и после потери тел, не способен прекратить воевать. Казалось бы, есть возможность обрести тела, ну договоритесь, нет, не могут. Неожиданная развязка. Честно, после первого прочтения, было немного жутковато. Запоминается сразу и после первого раза.

Оценка: 10
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 2 ноября 2008 г.

Один из первых мною прочтенных рассказов у великого и... нет, не ужасного, а просто великолепного Рэя Брэдбери.:pray: Честно сказать, рассказ просто великолепен. Психологические повести всегда получались у автора в самом лучшем свете, какую бы тему они не затрагивали. Несомненно это- просто шедевр. Вы пробовали не спать хотя бы 2 суток? Поверьте, ощущения просто ужасные. А если у тебя в разуме засели аж 2 духа, которые спорят за твое тело, как законные владельцы, то тут и до помешательства не далеко.:insane: Главгерой, несомненно очень сильная натура, но у всех когда-либо наступает свой предел. Жаль, конечно парня, конец, как подобает автору трагичный. Ну что ж, жизнь это вам не сказка. У Рэя всегда получается показать это во всей красе. Просто великолепный рассказ.

Оценка: 8
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 19 февраля 2016 г.

Несколько манерный (вот этот-то рассказ, в отличие от безупречного во всех смыслах «Тот, кто ждёт», и хочется назвать «изящным») очень красивый рассказ о самоубийственной нетерпимости. Опубликован он вскоре после Второй Мировой Войны, когда до американцев дошли документы Нюрнбергского процесса, и они ужаснулись деяниям «нашего друга Гитлера», которому так долго сочувствовали в его неустрашимой борьбе против «большевистского еврейства».

Рей Бредбери великолепно воспроизвёл и восторженную захваченность «упоением в бою бездны мрачной на краю» и отчаянное желание остаться в живых и ужас от неотвратимого сползания в пропасть по наклонной плоскости, когда не за что зацепиться.

«Уснувший в Армагенддоне» одновременно грандиозен и интимен, перед нами разворачиваются необозримые пространства и времена, но исток этой поразительной панорамы — тихий шепот в ухо в момент погружения в сон.

Вне всяких сомнений, рассказ — фактически целый роман, свёрнутый в несколько страниц — заслуживает высшую оценку.

Оценка: 10
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 1 ноября 2015 г.

Нашла в инете следующую мысль: «Вы никогда не вступали в контакт с внеземными цивилизациями? Вам никогда не слышатся голоса? И вам не кажется, что за вами кто-то наблюдает? Но это вовсе не означает, что у вас нет психических отклонений... По данным Всемирной организации здравоохранения практически каждый из нас страдает шизофренией в той или иной степени.»

Лично я, из семи обывательских признаков близости к сумасшествию, диагностировала у себя четыре, среди которых, к счастью или к сожалению, нет тех, которые приведены в абзаце выше, но есть другие более банальные. А вот у героя рассказа Брэдбери присутствуют и вышеприведенные.

Но смех смехом, а рассказ то серьезный, кроме того относимый к жанру фантастики, в которой возможно все и совсем не факт, что, то, что происходит с главным героем это фантазии его воспаленного сознания, а не действительно вмешательство в его разум еще двух инопланетных, которые ведут в его голове непримиримую борьбу, тем самым разрушая сознание носителя.

Вообще этот рассказ не похож на творение Брэдбери, нет в нем той доброты и надежды на благополучный исход, которые всегда ранее мне встречались в его произведениях. Поэтому, если бы не непосредственное указание на авторство, то я могла бы подумать, что его написал Желязны (образы инопланетян немного фэнтезийные) или на Рассела за сухость изложения.

В общем оказывается Рэй Брэдбери бывает и таким.

Оценка: 7
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 28 апреля 2007 г.

Один из прекраснейших рассказов! Самое сильное впечатление от описания пустыни плюс призрачное воинство, буквально нарисованное в несколько крупных штрихов, но зато оставляющее простор для воображения! Именно в таких моментах проявляется истинное мастерство — не рассказать все подробно, а заманить читателя в собственное воображение, которое и дорисует внешний вид воинов и их сражения.

Оценка: 10
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 2 октября 2009 г.

Война до победного конца. Война всегда, везде и во все времена. Насколько надо ненавидеть друг друга, чтобы так воевать. И человек становится заложником этой войны... Хотя это рассказ о людях, о их смертельной вражде или конкуренции, чтобы выжил сильнейший?..

Оценка: 10
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 6 января 2009 г.

Великолепный рассказ, многогранный, состояние человека, попавшего в ловушку одиночества и безмолвия, и, с другой стороны, исчезнувший мир и его бесплотные армии — потрясает! В детстве, прочитав рассказ, долго прислушивался к себе по ночам — а ну как!!?

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх