FantLab ru

Айзек Азимов «Край Академии»

Край Академии

Foundation's Edge

Другие названия: Кризис Основания; Край Основания; Сообщество на краю; Академия на краю гибели; Предел Фонда

Роман, год; цикл «Галактическая история»

Перевод на русский: В. Борун, Н. Борун (Сообщество на краю), 1993 — 1 изд.
Н. Сосновская (Академия на краю гибели, Край Академии), 1994 — 7 изд.

Жанровый классификатор:

Всего проголосовало: 82

 Рейтинг
Средняя оценка:8.30
Голосов:1430
Моя оценка:
-
подробнее

Аннотация:


Советник Голан Тревис отправляется на поиски Второго Основания – мира психоистории и ментальных наук, ибо уверен, что развитием Терминуса незримо управляют оттуда. Но и во Втором Основании один их Ораторов уверен, что ими самими управляют...

© vad

Примечание:


В 74 главе романа, Азимов пишет, что реформированная Вечность (роман «Конец Вечности») выбрала реальность цикла «Основание» оптимальной для человечества, а потом самоустранилась.

Входит в:

— журнал «Знание-сила» 1993'01», 1993 г.


Награды и премии:


лауреат
Хьюго / Hugo Award, 1983 // Роман

лауреат
Локус / Locus Award, 1983 // Роман НФ

Номинации на премии:


номинант
Премия читателей журнала "Science Fiction Chronicle" / Science Fiction Chronicle Reader Awards, 1983 // Роман. 2-е место

номинант
Небьюла / Nebula Award, 1982 // Роман

номинант
Великое Кольцо, 1993 // Крупная форма (перевод)


Край основания. Основание и Земля
1992 г.
Предел Фонда
1993 г.
Миры Айзека Азимова. Книга 9
1994 г.
Хроники Академии: Край
1997 г.
Академия на краю гибели
2000 г.
Академия на краю гибели. Академия и Земля
2003 г.
Академия на краю гибели
2006 г.
Академия на краю гибели
2008 г.
Академия и Земля
2014 г.

Периодика:

«Знание-сила» 1/93
1993 г.

Издания на иностранных языках:

Foundation's Edge
1982 г.
(английский)
Foundation's Edge
1988 г.
(английский)



 

Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 17 марта 2013 г.

Половина пути, отведенная плану Селдона, пройдена, и кажется, что теперь-то уже ничто не угрожает столь тщательно разработанной программе развития Человечества, где ничто не отдано на волю случая: все делается строго по Науке и у каждого есть своя роль. Первая Академия двигает вперед научно-технический прогресс, намного опередив уже уровень Первой Империи, а Вторая Академия наблюдает за тем, чтобы все шло строго по плану, незаметно и тонко манипулируя отдельными личностями и целыми сообществами.

Но, вот незадача. Наука, техника, социальное развитие — все изменяется и развивается, а натура человеческая остается неизменной: алчность и жажда власти неистребимы, и именно они теперь грозят всему выверенному и проверенному веками плану Селдона. И в Первой, и во второй Академии находятся те, кто считает, что 500 лет — вполне достаточный срок, чтобы перейти к новому этапу — Второй Галактической империи. Но, Империя на то и Империя, что в ней может быть только один Правитель, и у каждой из двух Академий на этот счет собственное мнение. И в этой борьбе за Власть двух Академий, как между молотом и наковальней оказывается молодой советник Первой Академии Голан Тревис, обладающий редким природным даром — делать правильные выводы из незначительного количества фактов.

А его вывод ошеломляющий — есть кто-то, кто тайно руководит развитием цивилизации Людей и это — не сцепившиеся в борьбе за власть Академии. На горизонте замаячила уже прочно забытая прародина, Земля, ставшая даже не сказкой или легендой, отголоском общей памяти, тихим шепотом среди звезд. В поисках ответа нашему герою придется пройти по едва уловимому следу, за край влияния Академии, где набирает силу новая форма организации Человечества — Галаксия.

Удивительна сама идея создания чего-то подобного Галаксии. Не муравейник или улей, а нечто совершенно невообразимое, объединяющее всех живых существ, до самой малой бактерии, всю неживую материю, до планетарных ядер включительно. Какое же разочарование в людях должно было быть у Мастера к этому моменту, что он выбрал такой странный путь для излечения Человечества от алчности и властолюбия, полностью отдав своим любимым роботам право распоряжаться его судьбой. Путь спорный и вызывающий порой полное неприятие своим механическим подходом к обычным человеческим проблемам.

Получилось продолжение легендарной трилогии вполне достойным, не просто развивающим уже знакомую тему, а добавляющим новые тайны и загадки. И пусть все происходит не так благостно, как хотелось бы многим, но здесь есть все, что отличает весь цикл: политические интриги, древние тайны и заговоры, наука и открытия, проникновение в тайны мозга и много психологии. Вот только оптимизма и веры в людей все меньше. И остается еще одна тайна, самая последняя, ответ на которую должен объяснить, почему роботы выбрали такой путь развития Человечества, как Галаксия и почему честный и неподкупный Голан Тревис счел его, нет , не правильным или справедливым, но лучшим, отказавшись от Академий или Второй Империи! А за ответом придется прогуляться на саму забытую всеми Землю.

Оценка: 8
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 12 сентября 2016 г.

Последние два романа считаю лучшими в цикле. И, вообще, как по мне, то это одни из наилучших произведений в жанре космической фантастики. Азимов показывает в «Крае Академии», что за многие-многие тысячелетия психология человека нисколько не меняется. Та же борьба за власть, та же система, те же конфликты. И обязательно найдётся тот, кто не будет принимать систему. Тот, кто не согласится быть овцой в стаде, а захочет иметь своё мнение, зачастую противоположное большинству. Вот он и станет представлять наиболее реальную угрозу системе, причём абсолютно не важно какой пост будет занимать.

В романе «Край Академии» таким дисидентом предстаёт Голан Тревиз, человек непоколебимых взглядов и, как выясняется позже, мыслящий в правильном направлении. Он, будучи советником Первого Основания, высказывает сомнения по поводу правильности плана Хари Селдона, чем настраивает против себя мэра Бранно. Он не вписывается в политическую игру мэра и поэтому представляет для неё реальную угрозу. После разговора тет-а-тет Тревиз отказывается менять своё мнение, чем обрекает себя на ссылку, а точнее сказать на вечное изгнание, так как мэр Бранно отдаёт приказ не допустить возвращение советника на Терминус. Естественно, выбора у Тревиза не остаётся. Но улетает он не один, а с почти таким же как он дисидентом Яновом Пилоратом, историком, вся вина которого в том, что он пытается много лет докопаться до истины и подобрался к ней на небезопасное, с точки зрения мэра, растояние. Дисиденты получают супер-корабль, оснащённый всем необходимым, кроме оружия, и легенду о том, что их миссия заключается в поиске планеты-праматери из которой произошло человечество. Вот так всё просто и казалось бы ясно.

На загадочном же Втором Основании происходит подобная история. Там есть свой Тревиз, который не соглашается с мнением властей и считает, что галлактика должна пойти не по тому пути развития, по которому идёт уже много веков. Но у Джиндибелла задача иного рода — ему противостоят чиновники с неимоверной ментальной и телепатической силой, впрочем, он и сам не лишён последней. Джиндибелл также, как и Тревиз публично высказывает своё мнение и навлекает на себя неприятности.

Стоит отметить, что у Тревиза тоже есть определённая особенность, причём куда более редкая, чем у Джиндибелла. Он способен интуитивно выбирать из многих вариантов единственно правильное решение для достижения цели. Но идея Джиндибелла отличается от идеи Голана Тревиза. Джиндибелл считает, что Основание (Академия) должно править в галлактике, а Бранно хочет возродить Империю. Как же тогда быть? Какой из вариантов правильный? Вот тут на сцену и выходит третья сила в лице Геи, цивилизации телепатов, которые по своей мощности превосходят Вторую Академию. И Гея выдвигает третий вариант дальнейшего пути развития — галаксию, который заключается в том, что галлактика должна развиваться как единый живой организм, так как всё в ней взаимосвязано. Гея, как планета, живёт по такому принципу уже много тысячелетий. В конце романа все три точки зрения соприкасаются вместе, а итоговый выбор делает сам Тревиз. Просто замечательно! Чтение обо всём этом настолько захватывает, что события, описанные в основной трилогии, отходят на второй план.

В итоге назревает вывод, что план Хари Селдона себя исчерпал и идея о Второй Империи становится неактуальной. Азимов, таким образом, включает в свой цикл второй закон диалектики — отрицание отрицания (первый — единство и борьба двух противоположностей, был включён в романе «Вторая Академия»). Тоесть на всякую силу всегда найдётся другая сила, которая будет сильнее предыдущей, а значит и на всякую гениальную идею найдётся, со временем, ещё более гениальная идея, которая её перевесит. И так как всё во Вселенной относительно, то рано или поздно любая система рухнет под давлением времени.

Оценка: 10
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 12 сентября 2009 г.

Подходил к прочтению довольно скептически, т. к. после первой шедевральной и вполне завершённой трилогии сложно написать действительно интересное продолжение. К сожалению, я был прав. Книга явно слабее предыдущих романов. Ход повествования неспешен, автор уделяет огромное внимание описанию созданного им мира, будь то технические, космические или бытовые характеристики, из-за которых роман теряет свою напряжённость и лёгкость чтения. Герои не особо тщательно прописанны, мотивы их действий поверхностны и недальновидны. Сюжет и интрига начинают развиваться лишь во второй половине книги.

Небольшое лирическое отступление: как же я был разочарован, когда увидел сотрудников Второй Академии, так сказать, во всей красе, а именно обычными людьми, только с ментальными способностями, жаждущими власти и признания, амбициозными и злыми, вынашивающими коварные планы против себе подобных (самый яркий пример-Оратор Деларми). Я то представлял их себе спасителями человечества, лишёнными недостатков прошлого, новым этапом эволюции. Куда уж им в правители Галактики.

В общем, несмторя на все явные минусы данной книги, роман понравился. Порекомендовать его могу только поклоникам цикла, которым будет интерсно посмотреть за выполнением Плана Селдона и столкнуться с могущественной силой, способной уничтожить обе Академии и навсегда изменить Галактику.

Оценка: 8
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 1 октября 2011 г.

Сравнение продолжений и предисторий с первой трилогией уже стали традицией. Не буду ее нарушать:smile:

Вначале скажу главное — как и у большинства, ранее прочитавших классическую «Академию», у меня изначально имелся скептический подход. Но — роман меня не разочаровал! Прочел с интересом и удовольствием! Во многом характерное для стиля Азимова — светлое, позитивное произведение, с обилием диалогов, где делается упор на психологию и науку вообще.

Где-то по истечении трех четвертей романа появилось ощущение спада интереса. Но автор тут же, как по заказу:smile: усилил динамику и интригу. Локализовал и ускорил события. Раскрылась новая составляющая — групповой разум планеты Геи, который объединял даже и неодушевленные элементы. В пользу ПОДОБНОГО будущего галактики и склоняется главный герой — советник Тревайс, избранный, можно сказать — самой природой, чтобы интуитивно принять непростое решение, касающееся сценария дальнейшего развития мира. Либо одна живая галактика — Галаксия (по типу Геи). Либо «свобода» и вечные милитаристкие выкрутасы Первой Академии. Либо будущее «оцифрованное», строго по расчетам и под неусыпным оком менталистов Второй Академии.

Меня обескуражил единственный момент (а дотошного читателя-технаря он, думаю, будет скорее раздражать) — это разработка и применение Первой Академией противометнального защитного экрана. Как сказано у Азимова — он разрабатывался более сотни лет и вообще без теоретической базы!!!:lol: Практически наобум. Мол, фукционирует, а как — непонятно.:frown: Во-первых, раз они разработали защитный экран, но параллельно могли бы уж создать и наступательное оружие того же рода — ментальное. А потом — если они не верили в существование Второй Академии, встает вопрос — от кого они собирались защищаться с помощью данного экрана??? От новоявленного Мула? Дак с таким подходом всю галактику не заэкранировать. Нужно четко представлять фундаментальную основу и принцип действия — тогда можно по-настоящему совершенствоваться в нужном направлении. Причем в романе об этом повествует всего лишь один или два абзаца, и было бы лучше, если б автор вовсе пропустил их.

Я тут разошелся с ментоэкраном:glasses:. На самом деле этот недостаток весьма незначителен. А кто-то и вообще на него, возможно, не обратит внимание.

В целом — роман очень приятный, гармонично сочетающий во время чтения как вероятность отдыха, романтических мечтаний о будущем человечества, так и серьезных раздумий.

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 27 февраля 2009 г.

поставил оценку 8 исключительно из-за былых заслуг «классической» трилогии. Прошедшее время с ее написания, по-моему, не пошли на пользу продолжению. Если первые (по времени написания) книги об Основании были, лично для меня, настоящим шедевром и открытием, то Край Академии — одна из многих книг о космических путешествиях. А причины следующие: если основная трилогия была написана в почти журналистском стиле, то есть основное внимание было уделено на события, даже когда писал о путешествиях взбаламошенной и немного глуповатой Аркадии, то в Крае Академии основной упор делается на описание и размышление персонажей. Да и временной охват действий — всего пару недель, тогда как в классической — иногда несколько десятилетий. То есть автор из действительно основательной летописи истории галактики, чего стоят только эпиграфы из галактической энциклопедии, в банальную «мыльную оперу» — он сходил туда, сказал то, покушал и т.д. Слишком уж начал мелочится Азимовна подробности, ведь космическая опера и должна описывать историю всей галактики, а не только историю путешествия одного корабля, ну по вспомогательной сюжетной линии — двух-трех кораблей.

Да и идея совместить цикл о роботах и Основании, как то притянута «за уши». Одним словом как то не тянет это произведения на ранний уровень Азимова

Хотя все равно принимаюсь читать заключительную часть, просто из-за того, что б узнать, чем все закончилось.

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 30 июня 2014 г.

Довольно мрачная книга. Никаких положительный персонажей. Первая Академия — алчные милитаристы, Вторая Академия — бесчеловечные интриганы, Гея и ее жители мне напомнили очень жутких долгожителей Б. Шоу «Назад к Мафусаилу». Тревайз и Гендибаль — очень злые и наглые и самоуверенные. А от таких фраз «испытывал поистине эстетическое наслаждение, любуясь красотой и симметрией сознания этой простой женщины» — прямо страшно.

Оценка: 7
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 21 ноября 2011 г.

Книжке почему-то дали Золотой дубль-1983, за что — трудно сказать, никаких литературных достоинств в ней нет. Стиль еще более сухой и невзрачный, чем в романах о Дэниеле Оливо. Идейная преемственность с первой трилогией сомнительна, что подчеркивается отсутствием эпиграфов из Галактической энциклопедии.

Зато вещь эта, конечно, грустная и страшная. Полное предательство идеалов Плана Селдона всеми без исключения сторонами конфликта — это почище всех селдоновских кризисов первой трилогии. Вероятно, в те годы Азимов уже знал, что неизлечимо болен, и это настроение передалось роману.

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 1 августа 2011 г.

Первые две трети книги были очень-очень интересные.

Поиски Земли, интриги Второй Академии, хитрый план бабушки-мэра, всё это было прекрасно и захватывающе, но в конце появилась Гея... и как говориться: «и тут Остапа понесло»

Вердикт можно выразить следующей фразой: «А так всё хорошо начиналось

Оценка: 7
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 22 июля 2010 г.

Начнем с того, что продолжение цикла Азимова сподвигла писать именно финансовая сторона. Издательство предложило большую сумму денег и Азимов не смог устоять. Может быть это и оказало такой след на произведении.

Итак оригинальная трилогия закончилась, Академия перенесла все кризисы, касающиеся именно ее лично. Теперь же автор немного уводить нас от основной темы и переводит историю в другое русло. Если в этом романе это еще не так чувствуется, то в следующем сильнее.

Основная тема продолжений — это поиск Земли и также сведение отдельных романов в мегацикл Галактической истории (даже «Конец Вечности» умудрился запихнуть). Причем все сведено грамотно и логично, тут не поспоришь. И поиски Земли вообщем-то тоже интригуют. Действительно интересно искать вместе с героями, летая по всей галактике. Но это все же не Академия. Это совсем другая история. И не нужно было называть ее Академией, все это было сделано ради денег, ради имени Академия. Многим любителям оригинальной трилогии продолжения не понравились. Вообщем-то их понять можно. То, что всё это имеет совсем другую историю несколько обескураживает.

Что касается самого произведения, то оно хорошее. Сюжет интересный, не линейный, полон неожиданных поворотов. Концовка эпичная, герою предстоит сделать непростой выбор. Сами герои отличные, но их очень уж много. Понравился по-настоящему лишь Пелорат.

Что сказать? Прежде чем начнете читать — осознайте, что это уже не та Академия, что вы полюбили. Это нечто другое с похожим названием. Но, как бы то ни было, история интересная. И даже очень.

Оценка: 10
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 13 сентября 2007 г.

Довольно противоречивый роман. С одной стороны, сама идея коллективного Сознания представляется очень привлекательной (почему-то сразу Евангелион вспоминается, хотя это конечно немного из другой оперы)), но все же...все это получается как-то не в тему, что ли. В принципе про Гею можно было вполне создавать отдельное произведение, а не вписывать эту могущественную силу в процесс противостояния двух Академий и реализации Плана Селдона. В итоге получилось нечто, начисто лишенное всего очарования, свойственного первой трилогии; кроме того, мы не узнаем никаких новых нюансов психоистории, зато более подробно наблюдаем повседневную жизнь сотрудников Второй Академии, что, к сожалению лишает эту организации столь важного ореола таинственности.

В общем, вещь чисто для фанатов цикла (т.е. в том числе и для меня), но по сравнению с великой Первой трилогией выглядит скорее недоразумением.

Оценка: 7
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 10 августа 2006 г.

Премию присудили исключительно за сам факт возвращения Азимова к легендарному циклу. Вещь слабая и надуманная. Дальше — еще хуже. Азимов под конец просто решил свести все свои произведения в единый связный цикл. Души здесь больше нет, только холодный расчет. Сведение циклов произойдет не в этом романе, а в следующем «Академия и Земля».

Оценка: 5
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 22 января 2016 г.

Мда... своеобразное произведение. Ловко водит Азимов читателей за нос на протяжении всего цикла. Поначалу веришь в план Селдона и в особую миссию первой Академии. Потом оказывается, что первая Академия второстепенна и план хранит Вторая Академия. Нынче оказывается, что обе Академии большой фарс и есть третий путь... Идею Геи не понял, поначалу мне она представилась в виде какого-то язычества, к концу книги выяснилось, что это не совсем так. В общем то ли автор перемудрил, то ли я еще не переварил прочитанное))).

Идея стыковки цикла «Академия» с ранними произведениями Азимова мне по душе. Возлагаю большие надежды на последний роман цикла. Этот же, насколько понимаю, переходный, подготовительный. Что касается сюжета, то мне он понравился, довольно динамичен; персонажи живые, не картонные. В общем, 9.

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 16 ноября 2015 г.

Конечно, «Край Академии» не шедевр НФ, однако достоинства романа значительно перевешивают недостатки. Утрачена грандиозная историософская перспектива, освещавшая первую трилогию, но зато развёрнуты памфлетные линии, умно и нетривиально обличающие разнообразные попытки манипулировать человечеством. Предлагаются и тут же разоблачаются различные типы манипуляции, причём сатирическая часть никак не мешает псевдодетективному «квесту», который, как всегда у Азимова, динамичен и полон напряжения.

Разумеется, всё это достоинства «старой доброй НФ» пятидесятых годов, а не какой-то прорыв к новым горизонтам. Но, тем не менее, уровень «Края Академии» заметно выше среднего уровня научной фантастики.

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 11 октября 2007 г.

Выглядит несерьезно по сравнению с Первой Трилогией, как уже подметели, пропал ореол таинственности Второй Академии, которое придавало циклу своеобразное очарование и держало в напряженности, пропал план Сэлдона который являлся краеугольным камнем, а в замен получили «Коллективное Сознание», чуждое душе цикла.

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 26 сентября 2006 г.

Что мне не нравится во многих произведениях Азимова, так это то, что вечно какой-нибудь шибко умный дядя за всех все решает.

Оценка: 6


Ваш отзыв:

— делает невидимым текст, преждевременно раскрывающий сюжет, разрушающий интригу