Ли Брэкетт «Венерианское чародейство»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Космоопера | Планетарная фантастика )
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Вне Земли (Венера )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Путешествие к особой цели
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Следуя по следам пропавшего друга, межзвездный скиталец и только на половину человек Эрик Старк вновь пересек Облачные Горы, и, в компании самых отъявленных пиратов отправился в опасное путешествие по Красному морю Венеры к городу работорговцев Шараану. Но как он увидит город – как искатель приключений или как бессловесный раб в усмирительном ошейнике? Сумеет ли он найти друга? Удастся ли ему не потерять себя? Древний ужас города Потерянных Душ ждет…
Входит в:
— цикл «Эрик Джон Старк»
— журнал «Planet Stories, Fall 1949», 1949 г.
— антологию «Race to the Stars», 1958 г.
— сборник «The Halfling and Other Stories», 1973 г.
— сборник «Исчезнувшая луна», 1977 г.
— антологию «Город иллюзий», 1993 г.
— антологию «Космическая опера / Новая космическая опера», 2006 г.
- /языки:
- русский (12), английский (5)
- /тип:
- книги (14), периодика (1), самиздат (2)
- /перевод:
- Б. Александров (5), А. Бурцев (1), Г. Грей (5), Н. Несмелова (2), Т. Усова (2)
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Darth_Veter, 25 декабря 2023 г.
Эрик Старк, известный как Меркурианский Дикарь, в поисках одного из пропавших друзей прибывает в запретный город Шараан, расположенный на берегу венерианского Красного моря. Он еще не знает, что судьбой ему накановано в корне изменить жизнь этого города, навсегда очистив его от правящего там Зла...
Типичный сюжет, который мог родиться в голове женщины-писательницы: харизматичный герой-мужчина в очередной раз спасает мир силой своего духа и мышц. Пускай мир этот состоит всего из одного города — зато какого! Даже на Венере он является притчей во языцех: по доброй воле туда никто не приезжает, а обратно возвращаются лишь избранные. Город, где правит ненависть и Абсолютное Зло в лице местных лордов Лхари. Город, который не любит чужаков. Город, стоящий на развалинах поселения древних венерианцев, сделавших неудачную попытку улучшить свое естество... Одного этого достаточно, чтобы заинтриговать даже бывалого читателя. Автор снова работает на тонкой границе, отделяющей сказку от обычной фантастики: с одной стороны — загадочные Потерянные Души и ужасное Пророчество, а с другой — невиданные древние технологии и космические перелеты между планетами (главный герой родом с Меркурия). Название произведения тоже навевает определенные сказочные ассоциации (правда, я так и не понял, кто там играл роль этой «колдуньи» — леди Барра или простая девушка Зерит). Главный герой сильно напоминает или Тарзана (тот тоже был Дикарем), или же Карсона Нейпера из венерианского цикла Бэрроуза. Судьба явно благоволит ему во всех сомнительных начинаниях. Сама мысль о проникновении в запретный город уже кажется достаточно безумной, а уж о том, чтобы искоренить тамошнее Зло речь вообще не идет! Но нет такой проблемы, которая могла бы остановить Эрика Старка — это становится ясным уже после первой же схватки с пиратами на борту корабля. Дальше будут лишь подтверждения этой догадки. Читатель это тоже понимает, и особенно за главгероя не переживает — как-нибудь выкарабкается! С одной стороны, это не так уж и хорошо: герой, лишенный сочувствия, перестает быть героем и становится марионеткой сюжета. Но следить за перипетиями его похождений всё же интересно. Тем более, что декорации, нарисованные автором, весьма необычны: Красное море, состоящее не из воды, а плотного красного газа, в котором можно дышать, неуловимо старея при этом; загадочные руины древнего города на его дне, оставленные более просвещенной цивилизацией; замок правителей Шараана, сильно напоминающий замок Дракулы; тайные подземелья острова Потерянных Душ... Романтика неведомого просто бьет через край! Больше и говорить-то ничего не нужно: все иные слова явно будут лишними для того, кто загорится желанием прочитать эту повесть. Поэтому я умолкаю и желаю вам приятного чтения...
----------
РЕЗЮМЕ: сказ про то, как меркурианский бунтарь-одиночка очистил от Зла проклятый венерианский город. Но по-прежнему предпочел остаться после этого одиночкой.
Нескорений, 6 апреля 2017 г.
Довольно плотно к космической опере примыкает жанр, который принято называть научным фэнтези или же планетарным романсом. Традиции этого направления заложил Э.Р. Берроуз, но среди его последователей безусловно стоит выделить творчество Ли Брэкетт, посвятившую свою жизнь этому виду литературы. Первое, что бросается в глаза, когда читаешь повести и рассказы Брэкетт — одухотворенный романтизм, поэзия иных миров — здесь каждая страница пронизана этим чувством. Конечно, планеты Солнечной системы, изображенные в творчестве писательницы имеют мало общего с реальным положением вещей — по цветущему Марсу и юной Венере здесь путешествуют отважные и сильные герои, вооруженные мечами и пистолетами, полная иллюзия фэнтези, но любые проявления необычного здесь объясняются с реалистических позиций, только и всего.
«Венерианское чародейство» открывает авторский цикл, посвященный приключениям Эрика Джона Старка — дикаря-получеловека с Меркурия. Первое знакомство с героем читателю предстоит осуществить на просторах Венеры, как можно догадаться из названия повести. Чтобы найти своего пропавшего друга Старку нужно отправиться в овеянный недоброй славой город работорговцев Шараан. По факту с самого начала возникает ощущение, что читаешь привычное героическое фэнтези — работорговцы, пираты, прибрежные таверны, зловещий черный замок, где правят страшные владетели этих мест и тайна исчезновения Потерянных Душ. Сильный и смелый герой непреклонно стремится в самое сердце опасности, ведомый самыми лучшими побуждениями, не страшащийся ни дьявола, ни Бога.
Фабульная простота типичного квеста компенсируется обилием красочных описаний окружающего мира, который может с легкостью поспорить с создателями «Аватара». Чего стоит одно лишь Красное море, состоящее из малиново-пурпурных газов, в глубинах которого человек может спокойно дышать и при этом наслаждаться подводными красотами, свободно перемещаясь в пространстве. Городской антураж Шараана стремится к образам европейского средневековья, но кое-где проглядывают «анахронизмы», намекающие на «технофэнтезийность», хотя, надо признаться, этих элементов крайне мало. Увлекшись яркими декорациями, почти не думаешь о сюжете, которому явно не хватает плотности, каскада экшена и приключений, свойственных авантюрной фантастике — здесь это самый главный и определяющий недостаток.
Происхождение загадочных лхари, секреты тайных катакомб, тайна Потерянных Душ и мощные инопланетные артефакты древних рас — раскрытие этого набора вкусностей для героя не представляет никаких проблем, авторская воля постепенно передает Старку новые ключи прямо в руки, как вы понимаете, интереса повествованию такой подход отнюдь не добавляет. Хотя сам главный герой задуман интересно, в редких флэшбэках нам раскрывается вторая сторона его натуры — прошлое мальчика Н'Чаки, проходящего обряд инициации. Линия поведения Старка заставляет вспомнить строки из стихотворения «Белеет парус одинокий», герой сам идет к опасности, вызывает бурю на себя, его храбрость часто граничит с глупостью, есть ощущение, что это тоже часть замысла автора, которая обусловлена прошлым героя, но в данной повести раскрыть Старка не получилось.
Романтическая линия напомнит «Легион времени» Дж. Уильямсона — здесь также герою предстоит сделать выбор между двумя красотками, символизирующими чистоту добродетели и порочную привлекательность. Однако решить конфликт так же изящно как Уильямсон, Брэкетт не смогла — подано всё довольно драматично, но местами напоминает сцены из женских романов, а финальное решение этой линии почти не зависит от воли героя, не заставляет его делать осознанный морально-нравственный выбор или же следовать за сердцем. Если бы не простенький сюжет и ряд перечисленных выше недостатков, то повесть могла бы получиться вообще шикарной — легкий язык повествования, романтизм, обилие красочных образов и описаний притягивают внимание мощным магнитом, но до уровня своей «Шпаги Рианнона» автор здесь не дотянула.
Sekundomer, 20 ноября 2017 г.
Можно ли назвать жанр на стыке Космической Оперы и Фэнтези устаревшим? Никак нет. О его современности говорит ежегодный успех «Звездных войн» и ожидание многих «Аватара 2». Жанр взявший от своих родителей некоторые черты — сказачность, легкость, характерное, фэнтезийное геройство и планеты. Провал «Джона Картера» не говорит о смерти жанра.
Шикарная повесть Ли Брэкетт. Герой избегает выбора и острого конфликта. Но это мелочи. Уж очень хорош текст сам по себе. Легкое изложение сюжета. Старк несколько картонный но это не портит впечатление. А уж от описания видов захватывает дух. И атмосфера. Она божественная. Замок, пираты, море и его дно, завывания, тайна и крупицы науки. Это что-то с чем-то.
elias68, 22 июня 2016 г.
Рассказ, устаревший уже на момент написания. То что было хорошо в двадцатые годы прошлого века к концу сороковых выглядело уже примитивом(хотя некоторые умудряются до сих пор так писать, и, что еще удивительнее, кто-то ведь это сегодня читает). В худших традициях берроузовского палп-фикшна автор описывает приключения очередного супергероя. Такие истории напоминают мне аляповатую картину с дырками для голов, куда каждый желающий может просунуть свою физиономию, чтобы быть запечатленным на века. Так вот со времен Берроуза этот венериано-марсианский пейзаж с дырками для голов изрядно повытерся и потому потерял даже те немногие краски, что у него были.
Желания после прочтения этого рассказа знакомиться с «Сагой о Скэйте» у меня не возникло. У Брекетт есть вещи и получше.
dobriy_doktor, 25 апреля 2009 г.
Перед нами повесть, открывающая единственный цикл известной американской писательницы Ли Брекетт о приключениях получеловека с Меркурия Эрика Старка. В первой истории Старк сталкивается с тайной города работорговцев, которым управляет вырождающийся клан погрязших в кровосмесительных связях пришельцев из более высокоразвитой части Венеры. Какую тайну хранит залив перед городом? Стоит ли будить спящие силы даже для того, чтобы править миром? Что подкупает — повесть остросюжетная и полна действия, а уже после этого фантастическая. По сути, если убрать имеющиеся незначительные фантастические допущения, т.е. перенести место действия на современную нам Землю, главного героя сделать полудиким бывшим советским офицером ВДВ из казахских степей, то получится очень неплохой боевик, при том при желании его можно будет разделить на 3 тома и снять 40 серийный сериал про бандитов.
Очередной раз проникся уважением к старым Мастерам. которые ограничивались повестью там, где современные авторы пишут талмуды.
alex1970, 8 сентября 2011 г.
В 90-х читал остальные повести. Эта как-то не попадалась.
Хороший образец приключенческой фантастики, в которой намешано много всего.
Читается с интересом.
Bob6147, 5 ноября 2009 г.
Хорошая повесть из цикла о Эрике Старке, на далеко не лучшая, особенно если сравнивать с «Сагой о Скэйте»
god54, 13 сентября 2009 г.
Приключенческо-фантастическая повесть о похождениях Старка на Венере. Написана в лучших традициях Э. Берроуза. Подкупает остросюжетность и фантазия автора.