FantLab ru

Хорхе Луис Борхес «Биография Тадео Исидоро Круса»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.48
Голосов:
129
Моя оценка:
-

подробнее

Биография Тадео Исидоро Круса

Biografía de Tadeo Isidoro Cruz (1829-1874)

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 25
Аннотация:

Эта биография не претендует на полноту. По сути, только одна ночь из жизни Тадео Исидора Круса интересует автора, только одно мгновение – мгновение осмысления.

Примечание:

Новелла Борхеса использует мотивы поэмы Эрнандеса «Мартин Фьерро», дополняя и перелицовывая их.


Входит в:

— сборник «Алеф», 1949 г.

— эссе «El matrero», 1970 г.



Проза разных лет
1984 г.
Сочинения в трех томах. Том 1
1994 г.
Алеф
2000 г.
Алеф
2000 г.
Новые расследования. Произведения 1942-1969 годов
2000 г.
От некто к никто
2000 г.
Сокровенное чудо
2002 г.
Алеф
2003 г.
Двойник Магомета
2003 г.
Стихотворения. Новеллы. Эссе
2003 г.
Сокровенное чудо
2004 г.
Собрание сочинений в 4 томах. Том 2. Произведения 1942 - 1969 гг.
2007 г.
Вымыслы
2009 г.
Произведения 1942-1969 гг.
2011 г.
Алеф
2014 г.
Зеркало загадок
2014 г.
Зеркало загадок
2015 г.
Лабиринты
2016 г.
Алеф
2017 г.

Аудиокниги:

Творец. Алеф
2005 г.

Издания на иностранных языках:

Алеф
2008 г.
(украинский)
Алеф
2008 г.
(украинский)
Алеф
2016 г.
(украинский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Привычен Борхесу жанр исторической биографии — вспомним триумфально вошедший в историю литературы сборник «Всеобщая история подлогов». От него то и переброшены мостики в «биографии героические», скорее всего из текста «Неучтивого церемониймейстера....», где есть верное средство «от подлости». Оттуда и взят стиль, и форма, разве что нет привычного деления на главки-абзацы.

Каков же «рецепт» написания «биографий героев» по Борхесу? А, не забываем, что Борхес пишет (вспоминает, помятую «дежа вю») биографию литературного героя (при чём не заглавного — мимо которых прочитываем походя...). Незатейлив и прост. Выделим, как минимум три «кита»:

Первое — используется шаблон биографического очерка по калькам «под мифологического героя», то есть ответы (а у Борхеса они всегда кратки и ёмки — есть такой греческий термин — лаконичность:)) на три вопроса:

а) кто есть кто? («...доцент, у тебя папа, мама, был?... :)) — кто родители, где родился, когда... Борхес это уместил в одном абзаце — но каком! (родовая сага, со всеми сопутствующими трагедиями, в одном предложении...)

б) как стал, кем стал? («...я, доцент. — поздравляю.... :)) — ступени воспитания, обучения, взросления, карьерный рост...

в) собственно, подвиг («...пасть порву, моргалы выколю... :)) — то о чём будут вспоминать, погружаясь в память: о подвигах, о доблести, о славе....

Второе — беспристрастное оживление, вочеловечивание героя, героя одного эпизода, а уж главного героя оставляя «главному автору» (хотя несть числа таких прецедентов, как приквел и сиквел, серийности (здесь уж действительно, маниакальная страсть вторичных авторов) и модных ныне «эпизодов» (порою с чуждой главному автору режиссурой), то есть это всё — есть ни что иное, как планомерное уничижение и уничтожение первоначального образа главного героя в исполнении «главного автора» (исходника) пластами последовательных и неряшливых наслоений выполняемых новоявленными богомазами так, что порою требуется «реставрационное чтение» «первоисточника»:). это как глухой телефон переводов: с одного авторского языка на другой, с ментальности на ментальность, с эрудиции на эрудицию, с профессионализма на профессионализм.) Борхеса упрекнуть абсолютно не в чем: герой Хосе Эрнандеса, Мартин Фьерро, только приобрёл.

Третье — культурно-исторический аспект любой биографии (пусть даже и псевдо, а псевдо ли? — не из таких ли псевдо летописцы и создали, да и создают, для нас Историю?) — обрамление истории героя в достоверные факты реальности того времени, времени на фоне которого и разворачиваются «исторические деяния». Да, ещё одно: Пелевин, — и не только :) — называют это дискурс — коммуникативный клубок из господствующих в те времена иерархий знаний о мире, идеологий и властных структурах.

У Борхеса не фотография, а именно дагеротип того времени и событий.

Бонус любой биографии — «нравственное резюме»: посыл, которым автор выстреливает в читателя (а иначе зачем и за перо браться) — соотношение поступка/подвига с «двуглавым орлом» Добра и Зла (ведь водораздел «греха» величина размытая и непостоянная). Вся новелла об этом....

Читайте.

Одна из самых «цепляющих» новелл Борхеса по совокупности: мистический реализм «во всей красе»:

»...есть только миг...»

Оценка: 10
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Вторая новелла, связанная с Мартином Фьерро. Но она о другом человеке, имя которого в заглавии. Он жил во времена перманентного бескультурья, пампа оказала воздействие на его формирование, он прошёл путь от преступника до представителя власти. Но одна ночь помогла ему найти себя. Много ли кому в жизни ЭТО удаётся?

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх