Кэтрин Мур «Шамбло»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика ) | Хоррор/Ужасы
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Вне Земли (Марс, спутники Марса )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Ксенофантастика | Фантастические существа
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Нортвест Смит спасает девушку от толпы, желающей убить её. Толпа выкрикивает странное слово «Шамбло». Кто эта странная смуглая девушка?
Входит в:
— цикл «Нордвест Смит»
— журнал «Weird Tales, November 1933», 1933 г.
— антологию «Adventures in Tomorrow», 1951 г.
— сборник «Shambleau and Others», 1953 г.
— сборник «The Best of C. L. Moore», 1975 г.
— антологию «The Devil’s Kisses», 1976 г.
— антологию «Фантастика-2», 1986 г.
— антологию «Vampires: Two Centuries of Great Vampire Stories», 1987 г.
— антологию «Фата-Моргана 2», 1991 г.
— антологию «The Lifted Veil: The Book of Fantastic Literature by Women», 1992 г.
— антологию «Weird Vampire Tales», 1992 г.
— антологию «Tomorrow Sucks», 1994 г.
— антологию «Girls' Night Out: Twenty-Nine Female Vampire Stories», 1997 г.
— антологию «Popular Fiction: An Anthology», 1998 г.
— сборник «Чёрные боги, красные сны», 2002 г.
— антологию «The World Turned Upside Down», 2005 г.
— антологию «The Wesleyan Anthology of Science Fiction», 2010 г.
— антологию «Sense of Wonder — A Century of Science Fiction», 2011 г.
— антологию «The Science Fiction Megapack: 25 Science Fiction Stories by Masters», 2011 г.
— антологию «Century's Best Horror Fiction. Volume One», 2012 г.
— антологию «A Large Anthology of Science Fiction», 2015 г.
— антологию «Sisters of Tomorrow: The First Women of Science Fiction», 2016 г.
— антологию «Täheaeg 15: Ajavärav», 2016 г.
— антологию «Women of Futures Past», 2016 г.
— антологию «Infinite Stars: Dark Frontiers», 2019 г.
Похожие произведения:
- /период:
- 1930-е (1), 1950-е (3), 1970-е (3), 1980-е (5), 1990-е (10), 2000-е (5), 2010-е (10)
- /языки:
- русский (4), английский (28), французский (2), итальянский (1), эстонский (1), болгарский (1)
- /перевод:
- Л. Василева (1), М. Лаане (1), Д. Липпи (1), Л. Монахова (2), В. Портянникова (1), М. Пчелинцев (1)
Периодика:
Электронные издания:
Издания на иностранных языках:
страница всех изданий (37 шт.) >>
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Prosto_Chitatel, 14 сентября 2025 г.
Как говорится, не делай добрых дел — не разочаруешься в людях. Отличный фантастический ужастик, перепевающий на новый лад миф о Медузе Горгоне. Только если та, греческая, вызывала больше отвращение, то эта, муровская, сумела создать вокруг себя реальный ореол кошмара. Авторессе удалось найти такие слова, так удачно описать Шамбло, что действительно мурашки бегут от этих красных, бесконечно удлинняющихся жирных червей, способных оплести тебя с ног до головы. Это тебе не локальные змейки, это реальное гнездо мерзости, одновременно вызывающее у человека омерзение и желание, как если бы тебе до одуреня захотелось бы почему-то трахнуть ведро, до краев наполненное опарышами.
Довольно простой сюжет полностью искупается мастерством рассказчика (естественно, спасибо и переводчику, госпоже Портянниковой). Прекрасное ощущение нагнетаемой час за часом все более нездоровой атмосферы вокруг главного героя. Безысходность и бесполезность сопротивления в любимом лавкрафтовском духе. Просто шикарные описания взаимодействия чудовища и его жертвы, когда даже у не слишком впечатлительного читателя побегут по спине мурашки, потому как наше под- и сознательное отвращение перед склизким, ползающим и извивающимся до сих пор заложено на генном уровне. И нежданное спасение со стороны, запоздалая победа, которая уже не принесет успокоения: рубикон пройден, и человек, даже обретя свободу от твари, навсегда остался в ее подчинении.
Завораживающая и жуткая история в рамках старой доброй ретро-фантастики.
Тимолеонт, 26 августа 2025 г.
После нелепой и скучной Джирайи это было неожиданно круто! Крайне атмосферная и удачная смесь античных мифов и космофантастики. Простейшая мораль в стиле не трожь подозрительно красивую и опасную штуку — ну да, быть такого не может, чтобы желащие уничтожить «невинную» девушку хотели бы её сжечь не просто так. Больше всего мне понравился постепенный переход — от благородной защиты несчастной девушки до осознания, насколько это опасная чуждая тварь.
vfvfhm, 15 апреля 2024 г.
Открыл для себя шедевр знакомого с детства автора ,чей том пятнадцать лет простоял на полке на расстоянии вытянутой руки. Напоминает собственно содержание рассказа — нечто страшное, завораживающее и таинственное приходит в современность через толщу времени, связывая полузабытые мифы с суровой действительностью.
Смесь жанров действительно очень смелая и удачная. Но помимо этого, возможно, это первая попытка описать вампира языком научной фантастики? Чрезвычайно плодотворная, протягивающая руку через десятки лет к шедеврам Ричарда Матесона, Питера Уоттса и сонма других авторов грядущих поколений.
Не удивительно, что ,прочитав рассказ, сам Лавкрафт благословил Мур в добрый путь. Чутье опытного редактора вирд-литературы Мастера не обмануло.
Немного не хватило противоборства с чудовищем и объяснения в конце кажутся несколько излишними. Хотел было «девятку» поставить, да ну!
1933 год, автору едва за двадцать и это дебют! Рука не поднимается обижать красивую и умную девушку)) В конце концов, оценки — наше личное дело!
glupec, 2 августа 2009 г.
Смесь из самых разнообразных и на первый взгляд не очень-то подходящих друг другу ингредиентов — вестерна, старой, «классической» космооперы, научно-фантастической трактовки древнего мифа... Смесь крепкая, тёрпкая, густая и жгучая, как текила. На любителя; не всякому придётся по вкусу. Но кто распробует как следует — тот не пожалеет.
Aryan, 2 марта 2012 г.
Увы, при всем уважении к одному из классиков хоррора и фантастики, была совершенно разочарована сборником лучших рассказов Мур. Большей разницы со многими ее совместными произведениями с Генри Каттнером и представить нельзя. Тягучие, вымученные сюжеты (как данный рассказ), невыносимо перегруженное, затянутое и описательное повествование. По идее, полагается ужасаться наваждению, охватившему главного героя. А вот не страшно и скоро надоедает. И когда тебе в стопятый раз повторяют, какое это ужасное наваждение — становится банально скучно.
В общем, по моему мнению, достойно занять свое место среди «классиков и основоположников», но интересно сейчас скорее профессионалам и историкам жанра.
Uldemir, 7 августа 2009 г.
Многие прочитанные ранее произведения четы Каттнеров, ценимые и любимые мной, высоко подняли планку ожиданий к тому моменту, когда в руки попал томик с «Шамбло». Возможно, именно слегка завышенные ожидания послужили причиной легкого разочарования. При всех своих достоинствах повесть показалась скучноватой, вот только почему-то многое из того, что я читал вот уже почти десять лет назад, забылось, а образы «Шамбло» нередко проскальзывают в памяти. Все-таки что-то неуловимо притягательное и завораживающее есть в этой повести, что-то, что заставляет ее помнить.
Darth_Veter, 27 июня 2023 г.
Рассказ Мур вызвал у меня двойные чувства. Изначальная задумка его была неплоха: соединить говардовский «допотопный» мир с нашей космической современностью. В качестве связующего звена взято одно из фантастичных существ античного мифа — Медуза Горгона, некогда доставившая столько проблем известному герою Персею. С «нашей» же стороны выступает освоенный колонистами мир Марса. Впрочем, наш он чисто номинально, а на самом деле больше напоминает загадочный и непознанный полностью мир Дикого Запада, весьма сходный с тем, что описан в серии романов Эдгара Берроуза. Такой симбиоз вполне мог бы привести к созданию весьма неплохого рассказа «о необычном и давно забытом». Но что мы имеем на самом деле? Весьма туманную по намекам историю о спасении девушки-изгоя, которая всячески постаралась «отблагодарить» своего спасителя. Автор произведения — женщина, а посему в тексте будет море чувств и ... мало смысла. Наступит момент, когда читатель перестанет отличать реальность от вымысла (или «глюков»). Действия (по крайней мере, активного) в рассказе мало, а по времени он вообще укладывается в одни сутки. Но никакого апокалипсиса почему-то не наступает, и в итоге мы оказываемся «у разбитого корыта»: с чего начинали, тем и кончаем. То, что читателю было ясно уже с самого начала, герой рассказа обретает только к финалу, причем обретает мучительно: его тело и душа не находят во всём этом единства. Наверное, концовки произведений — дело явно не женское.
------------
РЕЗЮМЕ: почти что лавкрафтовская попытка соединить реальный мир с античной эзотерикой. Образ шамбло, конечно получился весьма ярким и образным, а вот интриги и действа в произведении явно не хватает.
Сказочник, 15 июля 2019 г.
Очень-очень крутой рассказ. Здесь вам туча отсылок к мифологии древних греков и к нашим сокровенным страхам и кошмарам. Описания красочные, как всегда у Кэтрин Мур. Герои прямолинейны, но от этого никуда не деться — рассказ был написан в 1933-м году... И... Это дебют, ребят. Собственно, уже тогда всё было ясно. Мур — звезда своего времени.
Гриф Рифт, 21 сентября 2009 г.
Рассказ очень интересный! Хорошая мысль в нём проскакивает- не доверяй тому что видишь, и попытайся узнать что не так?! А иначе можно попасть в очень неприятную историю... :glasses:
Yamada, 1 мая 2015 г.
Хороший рассказ, который напоминает о старой, как мир истине: не всякий, кого ты спасаешь от толпы отплатит тебе добром за добро. В данном случае — попытается высосать все жизненные силы. Напрашивается вывод, что не каждый и стоит того, чтобы его спасали. Лично меня рассказ нисколько не разочаровал.
тессилуч, 15 декабря 2014 г.
В 1991году рассказ был откровением-первая встреча с неизвестным автором. Да и сюжет необычный и занимательный: толи вестерн, толи ужастик. Чувствовалось женское перо. Но примитивизм довоенной прозы также присутствовал. Прочитав впоследствии, что это один из лучших рассказов К Мур не понял американских литературоведов. Наверно у них в голове Дикий Запад застрял.
god54, 14 декабря 2015 г.
Всегда отдавал предпочтение старой классической фантастике, так и на этот раз получил толику удовольствия. Ничего сверхъестественного: реликт из далекого прошлого земли, напряженный сюжет, загадка, счастливая развязка, немного длинновато, но вполне простенький и читаемый текст. А, что еще нужно? Просто, ясно, понятно, увлекательно.