Ян Вайсс «Дом в тысячу этажей»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Антиутопия )
- Общие характеристики: Социальное | Приключенческое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Не определено )
- Время действия: Неопределённое время действия
- Сюжетные ходы: Путешествие к особой цели | Тёмный властелин
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Главный герой — сыщик Петр Брок — проникает в загадочный Муллер-дом, чудовищное сооружение высотой в тысячу этажей. Ему необходимо раскрыть тайны баснословного богача Огисфера Муллера, подчинившего себе почти весь земной шар. Для этого Броку придется обшарить весь огромный небоскреб, сразиться со злодеями, спасти принцессу и даже стать невидимкой.
По мотивам произведения в Чехословакии, ГДР, ФРГ и Франции были записаны радиопостановки. В Чехии также был создан театральный спектакль «Dům o tisíci patrech».
Входит в:
— антологию «Война с саламандрами. Дом в тысячу этажей», 1986 г.
— антологию «Фантастика чехословацких писателей», 1988 г.
- /языки:
- русский (3), немецкий (2), французский (2), португальский (1), итальянский (1), чешский (9), венгерский (1), румынский (1)
- /тип:
- книги (20)
- /перевод:
- П. Антонов (3)
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Kobold-wizard, 22 декабря 2024 г.
https://kobold-wizard.livejournal.com/1044292.html
В заглавии один из ключевых образов чешской культуры. Франц Кафка и Михал Айваз изобразили свои фантасмагорические города, пронизанные потайными ходами и лазами. Ты можешь перемещаться по ним и вообще не выходить на улицу. На разных этажах встречаются совершенно различные социальные группы.
У Вайсса все действие происходит в том самом доме. Главный герой приходит в себя на какой-то технической лестнице и не помнит ничего. В попытках разобраться он исследует гигантский город. Есть этажи знати и этажи бедноты. Есть комнаты, где доживают слепые строители дома. Есть коридоры, где идет гражданская война. Создатель дома Огисфер Муллер продолжает строить небоскреб, а попутно продает билеты для знати в свои владения в далеких мирах.
В целом «Дом в тысячу этажей» — рыночная антиутопия. Во главе всего монополист, скупающий все и вся. В его распоряжении охрана с хорошей оплатой, но, что важнее, промышленники и наемники, способные ради денег на все. Где-то происходит восстание рабочих, доведенных до состояния рабов. Собственно, неудивительно, что роман несколько раз выходил в СССР.
Итого: Еще одна калейдоскопическая книга из Чехии. В ней можно увидеть много великолепных образов, вроде старящего газа. А вот в целом роман мне не понравился. Уж очень он слаб с точки зрения психологии и драматургии. Сюжет сродни дешевым комиксам.
Ev.Genia, 8 апреля 2014 г.
Причина по которой я выбрала эту книгу для прочтения – меня заинтересовала аннотация. И ещё – я решила вновь испытать жанр антиутопии, под которым значится эта книга, с которым я не очень то дружу. Но эта книга пошла очень даже легко. Возможно потому, что она имеет совсем небольшой объем – всего несколько часов увлекательного чтения. Возможно потому, что в ней нет объёмных и долгих описаний портретов и окружающего пространства – все очень четко, конкретно и целенаправленно, благодаря чему все участники истории выглядят более чем живописно. Возможно потому, что книга невероятно стремительна – в ней нет ни минуты отдыха, ни единой запинки, здесь одно сплошное действие, начавшееся где–то там в глубине тысячиэтажного дома вместе с невидимым человеком по имени Петр Брок, пришедшим с лестницы, у которого нет прошлого. Возможно все эти составляющие сыграли свою роль и сделали для меня это путешествие очень увлекательным и поразительным. А возможно я просто не разбираюсь в этом жанре, чтобы всесторонне оценить произведение, скажу лишь одно – книга очень понравилась. Я не ожидала ничего подобного от истории, написанной в конце 20–х годов прошлого века и выглядящей сегодня настолько поразительно, актуально и уместно.
От страницы к странице, как в калейдоскопе картинки сменяют друг друга. Так много образов, составляющих единую картину, сотворил Автор в этом произведении: замученные и ослепшие от работы рабы, похищение людей, под видом отправки на другие планеты которых продают в рабство или отправляют в печь, странные и гротескные злодеи, наподобие мяукающего и кукарекающего Чулкова, короля 50000 звезд, безрукого Гарпона или старикашки Шварца, создателя страшного газа СИО, Гедония – город блаженства, индустрия всевозможных наслаждений, революция и баррикады на 490–м этаже, слепой пророк на 794–м, атмосфера неразберихи, царящая на всех этажах, где влавствуют слухи и всевидящее Око. Все это, как в калейдоскопе живет и процветает в доме, выстроенном и контролируемом Великим Муллером, где не властно солнце, где только Муллер сам царь, властитель и Бог и только он решает, когда в доме будет день, когда ночь. Имя его здесь произносится тысячу раз на дню, многотысячными устами с трепетом, страхом и благоговением. Оно звучит как заклинание и как победный клич. Линза в потолке – его око – он все и всех видит, микрофон в стене — его ухо – он все и всегда слышит, хрустальный динамик — его уста– его голос раздается неожиданно и в любой точке громадного Муллер–дома, его рука может вдруг высунуться из потолка – от него невозможно скрыться… Каков он – Огисфер Муллер? Да какой угодно – человек с тысячью лиц? Но я нечто подобное ожидала, когда Брок увидел его гардеробную и его самого.
В этой книге смешалось несколько жанров: это и детектив – нужно найти и спасти принцессу, это и приключения с подслушиванием, подглядыванием и слежкой, это и боевик с погонями, перестрелками и побегом, это и философия – с обличением и оценкой человеческих пороков и ценностей и огромным стремлением Брока вырваться назад, в настоящий, свободный мир.
Несмотря на быструю смену декораций и поступков, не отпускало ощущение вязкости и погружения во что–то липкое, засасывающие, как–будто это сон тяжело больного человека, с бредом, метанием на горячей постеле, быстрым и непонятным шепотом…
iskender-leon, 29 марта 2013 г.
Я особенно ценю два типа произведений. Первый — те, которые являются тем единственным произведением, которое и сделало писателя известным или знаменитым (например «Горе от ума»). Второй — те, которые настолько выделяются своей необычностью, непохожестью, что их нельзя поставить в ряд с другими книгами — просто нет даже номинального аналога (например «Мастер и Маргарита»). «Дом в тысячу этажей» — редчайший случай, когда произведение удовлетворяет обоим этим критериям.
Фантасмагория? Антиутопия? Роман-предостережение? Сюрреализм? Злая сказка? Попытка футуристического прогноза? Ответ — всё вместе! Написанный в период между двумя мировыми войнами, когда раны от одной ещё не затянулись и болели, а люди неглупые уже могли разглядеть глумливый оскал ещё более страшной войны, роман несомненно содержит в себе пресловутый дух времени — того времени! Но хотя оно давно миновало, Муллер-дом и сейчас является зеркалом, в котором отражается человечество. Только никакое оно не кривое, а самое что ни на есть обычное; искажённые образы в нём — реальные отражения нас. В самом деле, подумайте, можете ли вы предложить для человечества лучший образ-аллегорию, чем колоссальный тысяче-этажный небоскрёб, непрестанно растущий вверх, в недрах которого царит (одновременно!) порядок и хаос и происходят события воистину жуткие.
Кстати, поклонники динамичных сюжетов разочарованы не будут — сюжет настолько острый, события меняются с настолько калейдоскопической быстротой, что огромный социальный и философский посыл, заложенный автором в книгу, осмысливаешь уже постфактум, ибо череда ярких образов Муллер-дома и ошеломляющих приключений просто не дают опомнится. Чего только стоит описание Вест-Вестера: «Там кишмя кишат авантюристы со всего света. Торгаши, продавцы и перекупщики всевозможных вещей — старого тряпья, и свечей, и человеческих душ, чести и крови, ковров и богов, пудры и целомудрия — все они ринулись туда за счастьем. Шпики, соглядатаи, лодыри, преступники, шулера, провокаторы, штрейкбрехеры, предатели, психопаты, убийцы — целая армия темных личностей наперебой предлагает свои услуги.» Почти столь же яркая картина играющего в «балеринку» — необычную разновидность рулетки, общества титулованных глупцов, коронованных мошенников, промышленников и аристократов. А вот они же, но уже отчаявшиеся и обанкротившиеся, толпятся у ворот космопорта, стремясь всё начать с нуля среди далёких звёзд и не ведающие, что ждёт их судьба совсем иная.
Книга на все времена! Советую всем, вне зависимости от жанровых предпочтений.
white noise, 26 апреля 2011 г.
Что случилось? Кто я? Почему я здесь, на странной ковровой дорожке цвета крови, бегу, задыхаясь, по бесконечным лестницам, словно во сне. Что это – иллюзия? Реальность? Кто я? Петр Брок – какое странное имя – неужели оно мое? Человек без лица, невидимка, зачем ты здесь? Как много вопросов, на которые никто не знает ответа…. Открываешь книгу – и испытываешь непреодолимое желание рука об руку вместе с главным героем пройти лабиринт до самого конца: лестницы и переходы, на которых очнулся, ячейки – клетки рабов, суматошные торговые кварталы, Биржу (какая пародия на мир 30-х, где продавалось и покупалось все и всегда). Перед глазами мельтешат вывески, надписи : «Осторожно, могут ударить в спину», креатуры – безумный Чулков, безрукий Гарпона, слепец с линзами на висках – но они лишь мелкая сошка, препятствие на пути к главному злодею – великому и ужасному Огисферу (Агасферу) Муллеру, тирану, убийце, полубогу, садисту – извращенцу, отнявшему у людей самое дорогое, что только есть – свободу и звездное небо…
…А где-то вдали ждет Она – принцесса, которую ты только что спас…
Очень много моментов запоминается навсегда: балерина на карте мира (которую всего спустя десятилетие после выхода книги перекроят до неузнаваемости), красный тифозный треугольник, образ Муллер -Дома – этакое воплощение вавилонской башни, символ Греха, и отдельно — Гедония; глава из книги «Как правильно мучить розу», и многое многое другое.
Книга-шедевр, книга-пророчество с увлекательным сюжетом, глубоким контентом, которую, несмотря на то, что ей уже почти девяносто, просто приятно (и нужно) читать. И правильная, единственно верная, концовка
zmey-uj, 9 декабря 2008 г.
Впервые мне эта книга попалась, когда мне было 10-12 лет, и показалась жуткой смесью страшного и смешного. Замученные рабы, которые слепнут от работы и стареют от еды; сборища опасных бандитов, способных обнаружить даже невидимку; похищение людей, которых продают в рабство или отправляют «в топку». И одновременно — забавные вроде бы моменты: объявления с предложением услуг карманных воров и продавцов ядов; странные типы, из которых особенно запомнился мяукающий и кукарекающий Чулков; атмосфера неразберихи, царящая на всех этажах, где все обмениваются самыми противоречивыми новостями, слухами и мнениями. В общем, роман был прочитан по диагонали, что-то понять не удалось, так как показалось, что понимать-то особо нечего — автор повеселился, понаписал много разных невероятных словосочетаний вроде «продажи снов» или «слез ангелов»,
И только перечитав роман пару лет назад, удалось увидеть, насколько это глубокая книга. Причем сейчас она читается, возможно, даже интересней, чем в 20е-30е годы. Тогда это было не столько фантазией о будущем, сколько сатирой на современность. А вот теперь можно заметить в ней черты прошлого, настоящего и будущего сразу. О революционных восстаниях, о том, что сжигали людей и использовали в борьбе с противниками отравляющие газы, мы помним из истории; биржевые операции и широкий выбор наркотиков — это реалии сегодняшнего дня; возможно, что совсем скоро будут сниматься фильмы со зрачков людей или появится сыворотка, сводящая с ума. Ну и чисто фантастические элементы — операция по распылению, позволяющая стать невидимкой, или солиум, который легче воздуха — сейчас это выглядит маловероятно.
Сам же дом представляется мне аллегорией Ада, с его властелином Огисфером (Агасфером) Муллером, его подручным бесовским воинством — бандитами, мошенниками и работорговцами — и кругами, которых теперь целая тысяча. Сюда могут попасть и вполне невинные души — и будут поглощены этим дьявольским хороводом. Мало кому выпадет огромное счастье вырваться назад, в настоящий, свободный мир. Но будут и те, кто решит бороться и даже сможет победить.
Paf, 3 сентября 2008 г.
Знать бы я не знал о таком писателе, как Ян Вайс, если бы неоднократное упоминание Алексеем (Вертер де Гёте) его произведения «Дом в тысячу этажей». К сожалению, роман не издавался у нас очень давно и найти его в печатном виде, практически невозможно, но я нашел в электронном и с большим удовольствием прочитал.
Уже после первых страниц произведения невозможно оторваться — погружение в среду мистическую и в тоже время гротескную, происходит мгновенно. Главный герой, как и читатель, начинает с белого листа, увлекая по ходу повествования сильней и сильней. В романе нет ни капли бездействия, постоянно что-то творится и происходит в этом мире, порой даже без участия главного героя — тот лишь стоит и наблюдает за происходящем.
Яркий и отпечатывающийся в голове Мир создал Ян Вайс. Хоть у него и нету громадных описаний самого Муллер-Дома, обстановки, царящей внутри, его жителей и их быта, но краткие штрихи, местами, дают очень четкое представление о всем этом, позволяя дофантазировать в нужном направлении и как больше нравится читателю. Автор дает лишь некий вектор, совершенно не сковывая фантазию читателя и привильно делает.
В тоже время «Дом в тысячу этажей» это пример извращенного, порочного общества, которое только и делает, что потребляет и пользуется людской массой, для возведения новых этажей. И что интересно, положение в этом мире зависит от того, на каком этаже ты проживаешь, но в обратном порядке — чем выше твой статус, тем ниже этаж, тем ближе к земле, ближе к обожествленному хозяину Дома, который не стал взбираться к небесам, а остался ближе к земле; бедняки же, вполне возможно, вынужденные строить новые этажи, живут ближе к небесам. Пороки же человеческие распределились совершенно естественным образом — ближе к земле, больше «блаженств» и больше искушений, которыми пользуются гнилые изнутри люди. Близость к небу сводит на нет все пороки из-за невозможности пользоваться хоть какими-то мизерными «благами» и тратой всего времени на постройку новых этажей. Но остается возможность сохраниться более чистым человеком, хоть и рабом, чем те, кто живет внизу.
В романе встречается и пример «вещи в себе», общество в обществе — герой находит этаж, на котром есть мир, со своими зданиями внутри, очень похожий на отдельный город, но от настоящего его отличает отсутствие небосвода, — только электрические лампы на потолке.
Еще одним мотивом произведения, проходящим от начала до конца, является обожествление самого ничтожного и гнилого человека, чье лицо остается неизвестно. Это существо возводится до такой степени в ранг Бога, что начинает звучать вопрос — а существует ли он на самом деле или это инсценировка и никакого Огисфера Муллера не существует и не существовало никогда. Да и тот кто осмелится бросить вызов самому Муллеру, тоже автоматически возводится в ранг Бога, так как обычный человек даже не задумается тягаться с Хозяином Дома, не говоря о том, чтобы решиться на это публично.
Много нитей опутывает этот роман и раскрутить все сразу не получится. Обидно, что такое произведение забыто у нас, а ведь оно вполне может имееть статус классики, причем не только классики фантастики, но и классики литературы. Чем-то оно мне напоминает кафкианский «Замок», чем-то «Рукопись, найденную в ванне» Лема, написанную позже, а чем-то даже перекликается с «Желтой стрелой» Пелевина. Единственное, что меня разочаровало в этом романе, так это совершенно банальный конец. Недопиши автор последний главы, произведение выглядело бы жестче и бесповоротней. Но это мое мнение, автор сделал так, как посчитал нужным. Может на это повлиял его личный опыт...
Вертер де Гёте, 25 августа 2008 г.
Одно из моих любимых фантастических произведений. Удивительно, что будучи написан в конце 20-х годов прошлого века, роман остаётся не только вполне современным по форме, но и актуальным по остроте поднимаемых в произведении вопросов. Книга Вайсса предвосхитила многие знаменитые антиутопии 20-го столетия: каждое слово, каждое действие находятся под контролем в тысячеэтажном доме, он весь пронизан системой подслушивающих и подсматривающих устройств. Люди — всего лишь рабочая сила для владельца дома Огисфера Муллера, кубики, из которых он строит свою Империю, свой бесконечно растущий небоскрёб. О-о, а сам Муллер- это в высшей степени примечательная личность, воплощающая в себе черты и жестокого диктатора,и гуру религиозной секты, и обнаглевшего от вседозволенности мультимиллиардера; человек со множеством лиц. Человек ли? Многие всерьёз убеждены, что он бог. И культ личности Муллера не имеет границ. Да и имя Огисфер так напоминает имя более известного и древнего отрицательного персонажа — Агасфер. Вот и Муллер является символом древних, как мир, «вечных» человеческих пороков — алчности, эгоизма, гордыни (чем Муллер-дом не Вавилонская башня !), власти денег. И вот с этим чудовищем и созданной им системой предстоит сразиться настоящему романтику Петру Броку! В отличии от многих антиутопий сюжет романа очень динамичен и увлекателен, а фантазия Вайсса просто поражает: каждый этаж Дома — свой собственный мир и описания игорных домов и увеселительных заведений богачей сменяются мрачноватыми улочками и яркими , самобытными персонажами Вест-Вестера, города авантюристов, а удивительные истории из жизни на других планетах — сюрреалистическими видениями.
Я с удовольствием порекомендую книгу к прочтению, хотя современный читатель вряд ли сможет ощутить такое же потрясение от прочтения романа, какое мне довелось ощутить в 80-х. Захватывающий сюжет, атмосфера клаустрофобии, сюрреалистические образы (в описаниях Вайсс красок не жалел; садисту Муллеру, например, уже скучно было мучить людей — вспомним знаменитые отрывки из книги «Как мучить цветы»), откровеннейшая (для целомудренной советской эпохи) эротичность. Теперь-то я понимаю, что на Вайсса серьёзное влияние оказали Кафка, Чапек, другие писатели пражской школы, но тогда это было нечто!
Книга до сих пор регулярно перечитывается. И кажется мне, что это я — Петр Брок, последний романтик, бегу по бесконечным лестницам фантастического небоскрёба, мимо мира, где бедняки живут на одних этажах, а богатые — на других, где всё продаётся и покупается, а жизнь стоит так дёшево, но всё же есть надежда разгадать тайну этого Дома в тысячу этажей.
P.S. Лучше всего книгу читать в издании 1986 года в 24-х томной «Библиотеке фантастики»: в сочетании с фантастическими иллюстрациями художника Тишкова (в то время ещё мало кому известного) она производит ещё более сильное впечатление.
kkk72, 25 августа 2008 г.
Отличный роман. И не скажешь, что он написан 80 лет назад. Автору удалось удивительным образом соединить в единое целое антиутопию, детектив и приключенческий роман, да еще наполнить все это духом романтизма. Причем в каждом из этих жанров произведение заслуживает внимания.
Антиутопия, где господство одного человека над остальными основано на власти денег, выглядит действительно жутко. Нет такого преступления, такого обмана, такой подлости, на которые не могла бы пойти власть в лице вездесущего Муллера и его подручных. И до чего же трудно бросить этой власти вызов!
Символом этой власти «князя мира сего» является Дом в тысячу этажей — огромное, потрясающее воображение сооружение, величественное и отвратительное одновременно. Чего в нем только нет — от величественных дворцов до гнусных притонов, от компании, занимающейся космическими перевозками, до жилищ тысяч слепых рабов. Фантазия автора воистину не знает границ, и Вайсс может дать в этом плане фору многим современным писателям.
Детективно-приключенческая составляющая тоже весьма запутанна. Главному герою нужно отыскать принцессу, похищенную по приказу могущественного Огисфера Муллера, пройти по запутанному следу, справиться со многими его подручными, чтобы добраться до самых сокровенных тайн злодея. Но и у героя тоже есть своя тайна, свое уязвимое место, которым может воспользоваться враг. Читается роман чрезвычайно увлекательно, а повороты сюжета просто головокружительны.
Образы персонажей очень ярки, порой даже гротескны. Особенно колоритными у Вайсса получились злодеи — например, безрукий Гарпона или старикашка Шульц.
И все же роман несет на себе отпечаток своего времени. Чувствуется в нем тоска по безвозвратно ушедшей романтике, и предупреждение против набирающего силу всемогущества денег.
Как ни странно, при всей внешней несхожести, своей внутренней сутью, описанием борьбы героя с почти всемогущим злом роман весьма напоминает «Властелина Колец». Очень рекомендую!
Artyreader, 19 октября 2017 г.
Роман этот я прочёл в издании 1986 года, совокупно с «Войной с саламандрами». Если у Чапека пространство повествования открыто, распространено на весь мир, то у Вайсса всё до предела сжато, заковано в пределах одного громадного здания, внутри которого есть всё... кроме чести и совести. Лестница, пронизывающая здание сверху донизу — словно дурной сон о месте, из которого нет выхода. Всевидящее око хозяина дома и его постоянное виртуальное существование в единстве с домом — Муллер паразитирует на собственном творении, выстраивая всё больше и больше гротескных ужасов. Проскальзывает намёк, что Муллер в какой-то момент своей жизни сошёл с ума — так как строительство идёт без перерыва, а «цивилизованные» кварталы и фабрики рабов к верхним этажам сменяются тюрьмами, больницами и психлечебницами... и выше их, говорят, строительство продолжается, так что в доме Муллера неизвестное число этажей. Исполнители воли Муллера — странные мутанты, уроды и убийцы, самым страшным из которых мне кажется мастер бактериологической войны Орсаг, который видит без глаз через технические приспособления. Культ личности Муллера соединяет в себе религию, экономику и тоталитарную власть. Индустрия развлечений Муллера имеет двойное дно — в городе удовольствий Гедонии процветает утончённый садизм и разврат, а гигантский концерн рекламы межзвёздных путешествий «Вселенная» на самом деле
Книга виртуозно описывает ужасы капитализма, тоталитаризма и культурного разложения мегаполисов. И эксплуатирует тему «еврейского следа» —
В полном соответствии с сутью сна главный герой обязан быть неуязвимым для всех персонажей кошмара. Его никто не может видеть. Он при желании может даже захватить власть и творить чудеса — только ловкостью рук. Но у него иная задача. Даже революция, которая зреет где-то на верхних этажах, не отвлекает внимание главного героя от его цели.
Роман имеет тот неповторимый привкус безумия и неопределённости, который свойствен безотчётным страхам и болезненному взгляду на мир. Он будоражит, он подобен полотну сюрреалиста — и потому очень чётко запоминается. Поэтому я оценю сие высшим баллом.
Destr, 24 января 2011 г.
Когда мне было 13 рядом с моим домом открыли библиотеку. Она была небольшая, находилась на 1-ом этаже жилого дома, но ее главное достоинство заключалось в редкости хранящихся там книжек.
Именно оттуда я и взял свою первую библиотечную книгу — сборник зарубежной фантастики, в котором и был напечатан «Дом в 1000 Этажей».
Книга произвела на меня огромное впечатление, я перечитал ее раз 7-8(книги можно было брать только на 10 дней).
Мне нравилось всё — от кошмаров главного героя-сыщика и ужасов гигантского дома-исполина — до непостижимых рецептов «издевательств на розой» и всеоблемлющей власти великого Мюллера.
Роман настолько сюрреалистичен, что многоуважаемый Кэрролл со своей «Алисой в Зазеркалье» перевернутся в гробу)
Концовка не просто поразила, на мой взгляд это один из лучших финалов в жанре. Когда ты на одном дыхании с Петром Броком носишься по бесконечным этажам бесконечного дома, когда ты пытаешься разобраться в «гордеевом узле» происходящих событий, когда наплевав на все ты спасаешь принцессу Тамару, и ...
Очень жалею людей не бравших в руки этот роман.
zvezdochet2009, 7 мая 2023 г.
В художественном произведении метафорой может стать что угодно – понятие, явление, процесс, предмет, человек, животное. Важно, чтобы метафора максимально точно передавала смысл заложенной автором идеи и усиливала ее, придавая яркость и насыщенность, притом позволяя взглянуть на идею под неожиданным углом. В идеале метафора должна раскрывать идею так, чтобы наглядно показать ее действие. Метафора отличается от сравнения именно этим качеством, она не просто передает аналогию, но качественно меняет взгляд на передаваемый объект.
Например, одной из самых блестящих метафор в фантастике является та, что применена Уэллсом в романе «Человек-невидимка». На первый взгляд, речь в произведении всего лишь о научном изобретении – невидимости, которое привело к ряду побочных последствий, что и стало триггером для сюжета. Но в том-то и дело, что это только верхний слой, а глубже лежит хорошо читаемая метафора физической невидимости, через которую на самом деле передается социальная «невидимость» главного героя, которого до изобретения не замечали в обществе, и именно до того, как стать человеком-невидимкой, он был подлинным невидимкой, пустым местом. Так работает метафора: показывает суть одного объекта через действие другого.
Один из основателей чешской фантастики Ян Вайсс если уж не знал точно, что такое метафора, то во всяком случае прекрасно понимал механизм ее действия. Это внутреннее понимание плюс богатый жизненный опыт позволил автору написать один из самых ярких романов в его карьере и в фантастике в принципе – «Дом в тысячу этажей».
В этом детективном по форме романе идет речь о поисках сыщиком Петром Броком некоего богача Огисфера Муллера. Вся интрига состоит в том, что действие произведения не выходит за пределы гигантского здания, называемого Муллер-дом – сооружения, возведенного по проекту того самого Муллера. Брок обладает «супер-способностью» — невидимостью, — которая позволяет ему наблюдать различные сценки из жизни обитателей Муллер-дома и продвигаться в поисках богача, чтобы освободить человечество от его гнета.
Как видим, в тексте есть несколько фантастических элементов – невидимость, гигантский дом, вероятно, будущее, в котором все это происходит, какие-то передовые технологии, какими напичкан Муллер-дом…
Возникает вопрос, а что же здесь играет функцию метафоры?
Нет, не невидимость – это просто функция, атрибут главного героя, никак не меняющий его личность и не раскрывающий других персонажей. Что же тогда?
Метафорой здесь является сам Муллер-дом.
Потому что по духу и смыслу произведения, главная, центральная тема в романе отведена не людям, но целому человечеству как сообществу индивидов. Главный герой оригинален, но он лишь проводник по миру Муллер-дома, внутренности которого представляют истинный интерес и вообще главную причину, из-за которой затевается весь рассказ. Муллер-дом – это одна большая метафора будущего человечества, один из кошмарных вариантов его устройства по технократическому принципу. Люди будут разделены на страты, группы, профессии, и каждой такой социальной группе будет отводиться свой этаж, свое помещение, с правами и обязанностями по статусу. Администрация будет контролировать весь дом и менять правила, если посчитает нужным. Естественно, это закрытая тоталитарная система. И как при любом тоталитарном строе, там есть культ создателя или лидера, жесточайший контроль, касты карателей и прочие прелести подобных режимов.
Таким образом, мнимый детектив по форме является романом-экскурсией по содержанию – автор знакомит нас с социальным кадавром и показывает, что он вполне жизнеспособен. Почему детектив не состоялся? Потому что не все его атрибуты были сыграны до конца. А вот прогулка по Муллер-дому вышла яркой и насыщенной, но к сожалению беглой, и поверхностной, что придает повествованию ощущение лихорадочного галопа… впрочем, в самом конце автор применяет эффективный сюжетный прием, который многое объясняет в странности происходящего и ставит все на свои места.
В этом плане «Дом в тысячу этажей» — это одно из тех произведений, сила которого раскрывается последними предложениями и абзацами – как последний слой в сложном коктейле. Порой самый тонкий, но – самый важный. Способный перевернуть все с ног на голову. Визионерство Вайсса позволило создать одну из самых дерзких и образных антиутопий.
vrochek, 19 августа 2021 г.
Интересно, что любимыми у меня часто становились книги, которые я в первый раз не раскусил и не одолел.
Так было с этой книгой. В одном томе «Библиотеки фантастики» были два чеха: Карел Чапек – «Война с саламандрами» и Ян Вайсс с «Домом». Там еще были психоделические цветные вставки с саламандрами, а дальше круче – часть страниц с «Домом» была разлинована разными цветами, плюс вставки странных и даже страшных рекламных объявлений.
«Война с саламадрами» была нудноватая, но интересная, рисовала удивительную и подробную картину мира. А финал был вообще крышесносным. После Чапека следующая повесть у меня не пошла. Вместо подробной и понятной картины у меня перед глазами был человек, умирающий на бесконечной лестнице, ведущей в никуда.
Но примерно после третьего перечтения «Саламандр» я снова оказался на страницах, где человек просыпается на лестнице… И вот он находит записку у себя в кармане… «Пропала принцесса Тамара… Возможно, она спрятана в Муллер-доме… Знаменитый сыщик Петр Брок берется за дело». Вот человек начинает считать этажи… Вот обстукивает стены, чтобы найти скрытый вход… Десять этажей, пятнадцать, двадцать…
И вот он находит. Комнатка. И слепец, сидящий за столом, недоверчиво поднимает голову на звук шагов…
- Кто вы?
- Я Петр Брок!
И вдруг у меня что-то включилось. Все ожило. Ух, как я читал! Ух! «Дом в тысячу этажей» это была невероятно масштабная, потрясающая картина мира и мифа. Меня впечатляло все – и слепые строители, живущие на питательных таблетках, взаперти, и бетон легче воздуха, крепче стали, блестящий на солнце так, что выжигал глаза, из солиума строили космические корабли, и тысячи планетных систем были освоены…
Ян Вайсс щедро рассыпал в своей книге идеи и образы. Ох, какая это была книга! А недавно я ее нашел и перечитал – именно в том издании, что была у меня. И это до сих пор прекрасная книга. Чудо в ней точно есть и -- осталось.
====
Иллюстрация на обложке и внутренние иллюстрации Л. Тишкова, Н. Козлова.
Интересно, что и обложка, и иллюстрации решены так, что они одновременно относятся и к «Войне с саламандрами» и к «Дому в тысячу этажей». И среди обитателей Муллер-Дома нет-нет, да мелькают саламандры. И это прямо то, что надо, мне кажется. Очень точное попадание в абсурд и общую атмосферу этого тома.
Вообще, классная была серия «Библиотека фантастики». Всю перечитал много раз.
knurf, 29 апреля 2011 г.
А знаете ли вы, что эту книгу он написал, когда ему приснился кошмар с описанным сюжетом? Я точно не помню, но он то ли болел, то ли устал от чего-то и ему это все приснилось. Он все это выложил на бумагу. И правильно сделал! Я более экзотического сюжета не припомню! И более правдоподобного...
Sawwin, 1 мая 2019 г.
Роман переполнен сентиментальными красивостями, ни о какой психологии речи не идёт, злодеи чернее сажи и думают об одном: как бы умножить свои злодейства. Но, ко всему этому можно было бы привыкнуть, если бы не концовка. Автор не стал разбираться со своими персонажами и распутывать сюжетные клубки, которые сам же навертел. Он попросту объявил, что всё это бред человека, лежащего в тифозном бараке.
Знаю, что сам Ян Вайсс лежал в таком бараке и с трудом выжил, но литература всё-таки должна отличаться от бреда.
che_shirchik, 1 декабря 2023 г.
Сюжет там прямо из названия следует: некто попадает в гигантский дом, созданный богачом Мюллером на тропическом острове. Ну, и получается этакое государство с вертикальным сравнением. Мой папа любил шутить, что если дороги делать не вдоль, а поперёк (длина 6 м, а ширина в десятки километров), то аварий будет меньше. Тут такая же ситуация. Фантаст написал историю, где расслоёное общество идёт по высоте со всеми жестокостями тогдашнего (да что скрывать и сегодняшнего) мира.
Единственное, что книгу портит — это финал. Герой просыпается, а вся история на границе незнания сопромата оказывается горячечным бредом. Хотя сегодня шейхи и хотят повторить опыт Вайсса воплоти, надеюсь, без социальной структуры.
Вообще, такие финалы — пережитки тогдашних законов фантастики. В финале «Мастера и Маргариты» есть объяснения через гипноз и самолёты. И почему-то эту главу никто не экранизирует! Романтика пропадёт.
Но на деле следы этой классической книги можно разглядеть у: Варшавского в «Фиалке», «Сказке о Тройке» Стругацких, и даже «Чугунном всаднике» Успенского. И это то, что я ещё читал. На деле может оказаться намного больше следов.