fantlab ru

Герберт Уэллс «Человек-невидимка»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.37
Оценок:
4404
Моя оценка:
-

подробнее

Человек-невидимка

The Invisible Man

Другие названия: Невидимка; Невидимый; Невидимый человек

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 295
Аннотация:

Невидимость возможна! Только став невидимкой, можно столкнуться с трудностями. А если невидимым станет человек такой, как Гриффин — помешанный эгоист, желающий установить свою диктатуру, то это сулит обществу серьёзные проблемы.

С этим произведением связаны термины:
Примечание:

В 1954 году перевод Д. Вейса впервые был издан под редакцией Норы Галь. С тех пор в основном именно этот вариант и публикуется, но в самих книгах это может быть указано по разному — и как перевод Н. Галь и как перевод Д. Вейса — без упоминания о редактуре.

В 1975 году Нижне-тагильский драмтеатр поставил пьесу по мотивам романа.



В произведение входит:


8.83 (23)
-
1 отз.

Входит в:


Награды и премии:


лауреат
1001 книга, которую необходимо прочитать / 1001 Books You Must Read Before You Die, 2006

Экранизации:

«Человек-невидимка» / «The Invisible Man» 1933, США, реж. Джеймс Уэйл

«Месть человека-невидимки» / «The Invisible Man's Revenge» 1944, США, реж. Форд Биби

«Человек-невидимка» 1977, СССР, реж. Глеб Селянин

«Человек-невидимка» / «The Invisible Man» 1984, Великобритания, реж. Брайан Лайтхил

«Человек-невидимка» 1984, СССР, реж. Александр Захаров

«Человек-невидимка» / «The Invisible Man» 2020, Австралия, США, Канада, Великобритания, реж. Ли Уоннелл



Похожие произведения:

 

 


Невидимка. Островъ доктора Моро
1901 г.
Невидимый
1901 г.
Человек-невидимка
1909 г.
Невидимка. Бог динамо. Афёра со страусами
1910 г.
Человек-невидимка
1921 г.
Невидимка
1922 г.
Невидимка
1923 г.
Невидимка
1927 г.
Невидимка
1928 г.
Собрание сочинений. Книга 13 (2)
1930 г.
Собрание сочинений. Книга 14
1930 г.
Человек-невидимка
1930 г.
Фантастика
1935 г.
Человек-невидимка
1936 г.
Человек-невидимка
1940 г.
Повести и рассказы
1945 г.
Человек-невидимка
1954 г.
Человек-невидимка
1955 г.
Герберт Уэллс. Избранные научно-фантастические произведения в трех томах. Том 2
1956 г.
Избранное в двух томах. Том 1
1956 г.
Повести и рассказы
1956 г.
Человек- невидимка
1956 г.
Человек-невидимка
1956 г.
Избранное в двух томах. Том 1
1957 г.
Избранное
1959 г.
Собрание сочинений в пятнадцати томах. Том 1
1964 г.
Фантастика и путешествия. Том 2
1965 г.
Человек - невидимка. Рассказы.
1966 г.
Человек-невидимка. Машина времени.
1969 г.
Машина времени. Остров доктора Моро. Человек - невидимка. Война миров
1972 г.
Человек-невидимка
1977 г.
Человек-невидимка. Война миров. Рассказы.
1977 г.
Человек-невидимка. Война миров. Первые люди на Луне
1978 г.
Избранные произведения
1979 г.
Фантастические произведения
1979 г.
Человек-невидимка
1979 г.
Человек-невидимка. Война миров. Рассказы
1979 г.
Человек-невидимка. Война миров. Рассказы
1979 г.
Человек-невидимка. Война миров. Рассказы
1979 г.
Человек - невидимка
1980 г.
Фантастические романы
1981 г.
Человек-невидимка. Машина времени. Рассказы
1982 г.
Избранные произведения
1983 г.
Машина времени. Человек-невидимка. Война миров. Рассказы
1983 г.
Фантастические произведения
1983 г.
Фантастические произведения
1983 г.
Человек-невидимка
1983 г.
Избранные произведения
1985 г.
Человек-невидимка. Машина времени
1985 г.
Война миров
1986 г.
Машина времени
1988 г.
Машина времени
1989 г.
Фантастические произведения
1989 г.
Фантастика. Книга первая
1990 г.
Фантастика. Книга первая
1991 г.
Машина времени. Остров доктора Моро. Человек-невидимка
1992 г.
Человек-невидимка
1992 г.
Остров доктора Моро
1993 г.
Человек-невидимка
1993 г.
Собрание фантастических романов и рассказов. Том 2. Человек-невидимка. Война миров. Рассказы
1994 г.
Машина времени. Человек-невидимка. Остров доктора Моро
1996 г.
Собрание сочинений в трех томах. Том 2
1996 г.
Фантастические произведения
1998 г.
Человек - невидимка
1998 г.
Человек-невидимка
1998 г.
Человек-невидимка
2001 г.
Герберт Уэллс. Собрание сочинений в 12 томах. Том 4. Человек-невидимка. В ожидании
2002 г.
Машина времени. Человек-невидимка
2002 г.
Машина времени. Человек-невидимка. Война миров. Рассказы
2002 г.
Человек-невидимка
2002 г.
Человек-невидимка
2002 г.
Человек-невидимка
2002 г.
Человек-невидимка
2004 г.
Человек-невидимка
2004 г.
Человек-невидимка
2004 г.
Машина времени. Человек-невидимка
2005 г.
Человек-невидимка
2005 г.
Человек-невидимка. Война миров
2006 г.
Человек-невидимка. Машина времени. Остров доктора Моро
2006 г.
Человек-невидимка
2007 г.
Человек-невидимка
2007 г.
Английский язык с Г. Уэллсом. Человек-невидимка / The Invisible Man
2008 г.
Человек-невидимка
2008 г.
Человек-невидимка
2009 г.
Человек-невидимка
2009 г.
Война миров
2010 г.
Машина времени. Человек-невидимка
2010 г.
Фантастика в одном томе
2010 г.
Человек-невидимка
2010 г.
Собрание сочинений в одном томе. Фантастика
2010 г.
Машина времени. Человек-невидимка. Война миров. Рассказы
2010 г.
Человек-невидимка
2010 г.
Человек-невидимка
2010 г.
Человек-невидимка
2011 г.
Вселенная фантастики
2011 г.
Война миров
2014 г.
Сборник фантастики. Золотой фонд
2015 г.
Машина времени. Человек-невидимка
2015 г.
Человек-невидимка
2016 г.
Человек-невидимка. Война миров
2017 г.
Человек-невидимка
2017 г.
Человек-невидимка
2017 г.
Малое собрание сочинений
2017 г.
Человек-невидимка
2017 г.
Война миров
2017 г.
Машина времени. Человек-невидимка. Война миров
2017 г.
Человек-невидимка
2017 г.
Человек-невидимка
2017 г.
Человек-невидимка. Чудесное посещение
2017 г.
Человек-невидимка. Война миров
2018 г.
Человек-невидимка
2018 г.
Человек-невидимка
2018 г.
Война миров и другие романы
2018 г.
Человек-невидимка
2018 г.
Человек-невидимка
2018 г.
Человек-невидимка. Война миров
2018 г.
Машина времени. Человек-невидимка. Война миров
2018 г.
Собрание сочинений в трех томах. Том 1
2019 г.
Человек-невидимка. Чудесное посещение
2019 г.
Машина времени. Остров доктора Моро. Человек-невидимка
2019 г.
Человек-невидимка. Машина времени
2019 г.
Человек-невидимка. Машина времени
2019 г.
Человек-невидимка
2019 г.
Человек-невидимка
2019 г.
Остров доктора Моро. Человек-невидимка
2019 г.
Человек-невидимка
2019 г.
Война миров. Машина времени. Человек-невидимка. Остров доктора Моро
2019 г.
Машина времени. Человек-невидимка
2019 г.
Человек-невидимка
2019 г.
Человек-невидимка
2019 г.
Человек-невидимка / The Invisible Man + аудиоприложение
2020 г.
Человек-невидимка
2020 г.
Человек-невидимка
2020 г.
Война миров. Человек-невидимка
2021 г.
Человек-невидимка. Война миров. Машина времени. Остров доктора Моро
2021 г.
Война миров. Человек-невидимка
2022 г.
Человек-невидимка
2022 г.
Лучшие романы
2022 г.
Человек-невидимка
2022 г.
Война миров. Человек-невидимка
2023 г.
Человек-невидимка
2024 г.
Война миров. Человек-невидимка
2024 г.
Машина времени. Человек-невидимка
2024 г.

Периодика:

Мир приключений 1910`6
1910 г.
Мир приключений 1910. Книга 5
1910 г.
Мир приключений 1910`7
1910 г.
«Школьная роман-газета», 1/2000
2000 г.

Аудиокниги:

Человек-невидимка
2002 г.
Человек-невидимка
2002 г.
Человек-невидимка
2004 г.
Лучшие романы
2005 г.
Человек-невидимка
2005 г.
Человек-невидимка. Волшебная лавка
2005 г.
Лень читать. Часть 2
2006 г.
Театр у микрофона. Часть 2
2006 г.
Человек-невидимка
2008 г.
Библиотека приключений. Выпуск 3
2009 г.
Герберт Уэллс. Рассказы и романы
2017 г.
Герберт Уэллс. Собрание сочинений
2017 г.

Издания на иностранных языках:

The Invisible Man
1897 г.
(английский)
The Invisible Man
1955 г.
(английский)
Անտեսանելի Մարդը
1959 г.
(армянский)
Війна світів
1977 г.
(украинский)
The Time Machine. The Invisible Man. Short Stories. Essays
1981 г.
(английский)
Nematomas žmogus
1986 г.
(литовский)
Галәмнәр сугышы
1987 г.
(татарский)
Вайна сусветаў. Чалавек-невідзімка. Пярсцёнак Лёвеншольдаў
1997 г.
(белорусский)
The Invisible Man: A Grotesque Romance: A Critical Text of the 1897 New York First Edition, with an Introduction and Appendices
1998 г.
(английский)
The Invisible Man
2001 г.
(английский)
The Invisible Man
2005 г.
(английский)
The Invisible Man. The Time Machine
2005 г.
(английский)
Невидимець
2006 г.
(украинский)
The Invisible Man
2008 г.
(английский)
Человек-невидимка / The Invisible Man
2013 г.
(английский)
Кентервильское привидение. Человек-невидимка. Уровень 3 / The Canterville Ghost: The Invisible Man
2015 г.
(английский)
Невидимець. Машина часу.
2015 г.
(украинский)
Невидимець
2016 г.
(украинский)
The Invisible Man
2017 г.
(английский)
The Invisible Man
2019 г.
(английский)
The Invisible Man
2020 г.
(английский)
Человек-невидимка
2021 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  27  ] +

Ссылка на сообщение ,

С тем, что некоторые романы Уэллса стали фундаментом для целых направлений фантастики, не поспоришь. С этой точки зрения «Человек-невидимка» воспринимается немного легкомысленно, ну вроде как приличный развлекательный роман, ещё можно косвенно привязать его к формированию тематики супергероев и их противников. Конечно, читать эту книгу в качестве простого развлечения можно, но меня заинтересовал тот факт, что в данном произведении при внимательном прочтении обнаруживается двойное дно. С первым смысловым планом всё ясно — приключения и фантастика, но также, на мой взгляд, эту книгу можно рассматривать в качестве наглядного пособия для тех, кто занимается составлением компроматов, подвизается на поприще государственной пропаганды. По явному смыслу текста Невидимка — герой строго отрицательный, если же разобраться, то это изначальная жертва, человек гуманный, доверчивый и легкоранимый, из него сделали монстра уже постфактум те, кому это больше всего было выгодно.

Повествование начинается с появления в провинциальном Айпинге, что в Западном Сассексе, странного незнакомца, плотно закутанного в темный плащ, скрывающего лицо под слоем бинтов и за очками-консервами. Чужак поселился в местной таверне, внёс щедрую плату и занимается некими научными изысканиями. Постоялец ведёт нелюдимый образ жизни, в общении с окружающими груб и вспыльчив, категорически не идет на дружеский контакт, чем вызывает подозрение провинциалов. Личность таинственного незнакомца быстро обрастает досужими слухами, утверждают что он беглый преступник или же жертва какой-то страшной аварии, но истины до поры никто не знает. Однако, шила в мешке не утаишь и то, что этот человек скрывает под толстым слоем плотных бинтов в скором времени будет явлено окружающим. Их реакцию предугадать несложно, ведь мы боимся всего, чего не можем объяснить, всех, кто хоть в чём-то отличается от нас, и чем менее образованны люди, тем больше они подвержены этому недостатку.

Вот, если коротко, отправная точка развития сюжета. В целом, произведение читается легко, язык повествования приятный, не выглядит архаичным. Начало романа кажется немного затянутым, автор переборщил с нагнетанием таинственности, но после неизбежной демаскировки главного героя динамика выходит на достойный уровень и далее устойчивый интерес уже не снижается. Стоит отметить приятный юмор Уэллса, его не так много, но он всегда к месту. Автор не выдавливает из себя шутки, не пытается рассмешить читателя банальными гэгами, но если по ходу написания в его голове рождается острота, то она тут же находит своё применение в тексте и приходится к месту. Важно отметить, что повествование ведется от лица безымянного рассказчика, который не тождествен автору. Нарратор пытается собрать воедино все показания очевидцев, причастных к появлению Невидимки и выстроить из них логичную картину произошедших событий. Один только этот факт говорит нам о том, что слепо верить рассказчику нельзя, если он и не ставит целью обмануть читателя, то может сам являться жертвой дезинформации свидетелей, преследующих какие-то свои интересы.

Если довериться рассказчику, то Невидимка предстанет перед нами в крайне нелицеприятном свете — это полнейший психопат с манией величия без жалости идущий по трупам к своей безумной цели. На деле всё совсем не так и сейчас поясню почему. На своём пути Невидимка не встречает положительных персонажей — в лучшем случае это недалекие обыватели, привыкшие сначала бить, а потом думать, в худшем — коварные мерзавцы, готовые на любую подлость для собственной выгоды — примером тому бродяга Марвел и доктор Кемп. Жители Айпинга — типичные обыватели со всем присущим набором суеверий, агрессией и страхом перед неведомым. Их воспоминания о Невидимке прошли траснформацию самооправдания — своё болезненное любопытство и самоуправство они объяснили плохим поведением Невидимки, сами в это поверили и убедили рассказчика. Воспоминания Марвела — типичные отмазки мелкого уголовника: «Я не я, гражданин начальник, он сам мне деньги в карманы пихал, а я только на стрёме и вообще, гад он.»

Но главный источник информации — доктор Кемп, бывший однокашник главного героя, к которому тот обратился за помощью в трудной ситуации. Подробную историю Невидимки мы вроде как узнаем от него самого, поэтому она кажется достоверной, но обратите внимание — рассказчик узнал эти факты из уст Кемпа! Не может человек, ищущий помощи, так картинно рисоваться мизантропом и преступником перед своим слушателем, как это делает главный герой. Кемп — сам ученый, он занимается исследованиями на дому, что подтверждает интерьер его кабинета. Как поступит такой человек без моральных принципов, узнав место нахождения открытия Невидимки? Вопрос риторический, этим и объясняется всё дальнейшее поведение Кемпа, его чрезмерная активность в преследовании главного героя, что даже полковник полиции посчитал предложенные им меры крутыми. В то же время Невидимка способен довериться каждому встречному незнакомцу, будь то Марвел или Кемп, не очень это вяжется с образом безумного маньяка.

Кому было выгодно представить главного героя в чёрных красках мы узнаем из эпилога, хотя это и так понятно. Сопоставив все известные факты, мы неизменно приходим к выводу, что очевидцы передают нам версию событий, выгодную для них. Хотя по косвенным свидетельствам рисуется совершенно иная картина. Повышенная враждебность Невидимки к Кемпу обусловлена его действиями, в то же время причинять вред случайным людям герой не желает, полковнику и полицейским он говорит: «Я с вами не ссорился» и только в порядке самозащиты, защищаясь, он может им повредить. Стоит отметить, что Уэллс был не только писателем, но также состоял в Фабианском обществе, активно интересовался политикой. В этом романе он показал как из жертвы можно сделать злодея. За аналогиями из истории далеко ходить не придется, для информационной войны хороши любые средства — чем нелепее и страшнее ложь, тем проще в неё верят. Так что на место Невидимки можно поставить любого, хоть Каддафи, хоть Бен Ладена, по вкусу.

Оценка: 10
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Может ли невидимый видеть?

Если бы Уэллс задал себе этот вопрос прежде, чем написать роман, изумительная история «Невидимки» никогда не была бы написана…

В самом деле, в этом пункте разрушается вся иллюзия могущества невидимого человека. Невидимый должен быть слеп!

Отчего герой романа невидим? Оттого, что все части его тела – в том числе и глаза – сделались прозрачными, и притом показатель их преломления равен показателю преломления воздуха.

Вспомним, в чем состоит роль глаза: его хрусталик, стекловидная влага и другие части преломляют лучи света так, что на сетчатой оболочке получается изображение внешних предметов. Но если преломляемость глаза и воздуха одинакова, то тем самым устраняется единственная причина, вызывающая преломление: переходя из одной среды в другую равной преломляемости, лучи не меняют своего направления, а потому и не могут собираться в одну точку. Лучи будут проходить через глаза невидимого человека совершенно беспрепятственно, не преломляясь и не задерживаясь в них, ввиду отсутствия пигмента, следовательно, они не могут вызвать в его сознании никакого образа.

Итак, невидимый человек не может ничего видеть. Все его преимущества оказываются для него бесполезными. Грозный претендент на власть бродил бы ощупью, прося милостыню, которой никто не мог бы ему подать, так как проситель невидим. Вместо могущественнейшего из смертных перед нами был бы беспомощный калека, обреченный на жалкое существование.» Яков Перельман, «Занимательная физика», том, ЕМНИП, первый.

Это в теории. На практике же...

На практике это второй роман Уэллса из прочитанных мной. У этого якобы научно-фантастического томика мощнейшее двойное дно — наше с вами общество, вертясь в котором, невидимый человек не питает особых иллюзий к своему могуществу. Ну да обо всём по порядку.

Он — гений и в то же время безумец, дошедший до ручки, изгой. Начав свои изыскания в области изучения оптических явлений и всего, что с ними связано, он очутился без поддержки в самом их начале и, дабы продолжать их, обобрал до нитки своего отца. Отец от нервного срыва умер, а Гриффин (имя невидимки) даже на похороны не пришёл. Стыдно даже как-то.

Далее исследованиям ставят палки в колеса различное сельское быдло, погодные условия и рельеф. Наш герой, ударяясь обо все подводные камни, всё же идёт на дальнейшие жертвы ради науки... В конце концов, единственный человек, у которого Гриффин надеялся найти понимание и поддержку, воткнул ему нож в спину и заявил в полицию. Вроде бы «из благих соображений» (садюга Гриффин предлагал ему стать на путь запугивания и террора, а белый, пушистый, добродетельный и сознательный д-р Кемп не мог такого допустить), но что-то как-то не особо верилось в благие намерения того, кому Гриффин излил душу. Counterterrorists win, Гриффин убит, а ещё один упитанный забулдыга, которого наш странствующий учёный всеми правдами и неправдами держал при себе, сграбастал его записи и сворованные бабки и открыл на последние бизнес, не особо, впрочем, отрицая, что не было бы счастья... и что Гриффин был гений: его записки-то он так и не расшифровал и унёс тайну невидимости с собой в гроб. Такие дела. Не зря к белым, пушистым, добродетельным и сознательным сердце почти никогда не лежит. А к таким вот Гриффинам — запросто. Повторюсь: гений, доведённый до отчаяния, изгнанный отовсюду, преданный и убитый... Остальные немалые достоинства текста даже как-то меркнут рядом с мастерски поднятыми в нём проблемами.

Оценка: 10
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ожидала трагический роман, а вышел комический. С драками, множеством совершенно дурацких персонажей из сельской глубинки, погонями и бестолковщиной. Это очень круто, на самом деле: поместить такую идею в совершенно стандартный и классический (видимо, для Уэллса) антураж сельской глубинки. Понятно, что в Англии есть свои отличия, но сельская глубинка все-таки везде сельская глубинка, с ее типажами, ее сплетнями, все друг друга знают, все суют нос не в свое дело и считают это нормальным. Для человека-невидимки было большим просчетом поехать в провинцию в надежде, что там он сможет в тишине и покое заниматься своими исследованиями. Дальнейшее разворачивание истории, после разоблачения невидимки — еще более комическое: невидимка вовсю дурачится, а «погоня» за ним состоит все из тех же сельских увальней, так что они до последней сцены не причиняют друг другу особого вреда, а только веселят читателя.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Воистину легендарное произведение. Сколько экранизаций, да и в целом это одно из родоночальников жанра научной фантастики. Очень динамичный сюжет. Удивительно, что роман был написан в позапрошлом веке, но читается прекрасно, легко и непринужденно. Оторваться очень сложно. Очень интересно узнать загадку и итог всего сложившегося с главным героем романа. На полку, в классику, низкий поклон Герберт.

Оценка: 9
– [  20  ] +

Ссылка на сообщение ,

В романе Г.Д. Уэллса «Человек-невидимка» впервые в истории искусства был показан тип злого гения, строение личности которого базируется на:

1) Гениальном интеллекте;

2) Жажде власти;

3) Психопатическом складе характера (Психопатия по истерическому типу);

4) Прогрессирующем цинизме;

5) Макиавеллисстических принципах в общественной деятельности.

Гриффин предстаёт в образе талантливого учёного,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
исследющего преломление света в зависимости от структуры тканей, но основная цель которого состояла не в научном открытии на благо общества, а в превращении себя в сверхчеловека.
Это моментально нашло отражение в его связях с обществом:
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
он украл деньги у отца, которые тот сам занял, и из-за этого инцидента отец покончил с собой. Гриффина это совершенно не смутило, и присутствие на похоронах отца он воспринял, как некую необходимость, «всеобщее лицемерие», которое только лишний раз отвлекало его от достижения поставленной цели (и тут же он забыл про простые человеческие ценности
: любовь и семья для него остались где-то в другой реальности). В дальнейшем, обретя полную невидимость,
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
он стал воспринимать окружающих его крестьян и трактирщиков, как рабов, обязанных во всём ему подчиняться. Если же этого не происходило, то Гриффин впадал в трудноконтроллируемый приступ ярости. К своему бывшему однокурснику Кэмпу он относился чуть более снисходительно, но всё равно в его голосе чувствовались менторские нотки.

Ощущение безнаказанности, вседозволенности, собственного превосходства — морального и физического — создало стойкую потребность в повелевании окружающим обществом. Возникает прямопропорциональная зависимость между жаждой власти и нарастающим цинизмом. Гриффин уже не задумывается о морально-нравственных аспектах воровства, грабежа и даже убийства. Иными словами, психическое восприятие человека выходит на новый уровень, когда он уже не ассоциирует себя со своим биологическим видом. Мир людей для него становится зеркальным отражением мира животных.

В романе очень тонко обыгрывается тема этого нового воприятия окружающего Гриффина мира — все люди ему представляются уродами или, в лучшем случае, неполноценными, чьим имуществом можно пренебрегать, а жизни их не намного ценее, чем жизнь бродячей кошки или собаки. И вдобавок, они неспособны оценить его гениальное изобретение, которое, в его понимании, должно поставить этих «юродивых» на колени перед Господином — то есть ним.

Вот он основной конфликт — какие метаморфозы (Уэллс вопринял этот вопрос буквально) произойдут с человеком, который получит доступ к власти? И какая это будет власть? Какими методами будет действовать человек для её достижения и какие средства использовать в зависимости от уровня этой самой власти? В понимании Гриффина неограниченная власть (а именно к ней он и смтремился изначально), а также пути к её достижению дают полный carte blanche... «Цель оправдывает средства.»

Оценка: 10
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Уже второй раз подряд (после «Машины времени») я ловлю Уэллса на пессимистическом настроении по отношению к науке. В «Машине времени» главный герой отправляется в будущее, чтобы почерпнуть в нём те открытия и мудрости, что, как он считает, добилась наука и человечество, однако видит лишь мир дикарей. Нет, наука, всё-таки в определённый момент истории взяла верх над тьмой, узнаёт он позже, но длилось это недолго и привело к большему хаосу, к долгой-предолгой войне в мире, расколотым на два лагеря. Вот те достижения науки, что увидел наш путешественник во времени. И здесь мы видим изобретение и изобретателя. И если изобретение можно назвать гениальным, то изобретатель – боже мой, что это за человеческое создание?! По ходу всего романа, он вызывает то интерес, то жалость – но больше всего он вызывает отторжение, чуть ли не с самого начала представляясь типом неприятным. Преступления, эгоизм, вспышки гнева – а ведь это человек науки, как ни крути! Что это? Страх перед наукой? Осознание, что учёные тоже люди, а значит, среди них есть и эгоисты, и проходимцы, и даже преступники? И, должно быть, в те годы, когда наука начала набирать свой оборот, и масштаб будущих открытий казался поистине безграничным, подобная тревога была правомерна как никогда! И, кстати сказать, те условия работы, о которых рассказывал сам человек-невидимка, дураки-студенты с одной стороны и научные руководители готовые подсматривать, подслушивать и, в конце концов, присвоить все открытия себе с другой – в это я тоже, увы, готов верить, хотя это и не оправдывает тех преступлений, что совершил он сам. Никто не виноват в его бедах кроме него и ничто его не оправдывает. Просто открытие, эту мечту – а, кстати, что это за мечта? по ходу романа ни один человек не воспринял её как нечто для всего человечества, только для себя (как невидимка и Марвел), и даже благородный мистер Кемп видит в нёй нечто полезное для страны, но в целях явно военных! – сделал человек одарённый, но алчный, нервный, эгоистичный. И ведь такое может быть – к ужасу!

Вообще, «Человек-невидимка» роман довольно контрастный. Начинается он как нечто мистическое, даже детективное; погром в трактире «Кучер и пони» да и в самом городке кажется чем-то карикатурным, юмористическим; рассказ человека-невидимки застужает хладнокровностью и по-хорошему удивляет в моменте, когда мечта о невидимости сталкивается с трудностями практического пребывания в таком состоянии (и тут за невидимку начинаешь переживать!); а финальный акт (я бы назвал его «террор») действительно выглядит пугающе, и поневоле начинаешь думать: а что же может натворить такой человек с подобным даром – действительно принести хаос в город или даже в целую страну! А невидимку становится, в конце концов, жалко… Как становиться жалко никчёмного злого человека, когда он наконец-то получает своё наказание…

Хороший роман. Роман, который интересно читать даже сейчас – и в это время (спустя более чем сотню лет), и в этом возрасте (когда, увы, я уже не юн). А роман всё ещё остаётся хорошим и интересным – пусть даже «научная» сторона его хрупка сейчас и скорее сказочная, чем научная, но моральная, человеческая сторона вопроса по-прежнему жива. Да и чтение никак не назовёшь скучным.

Оценка: 7
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман безусловно принадлежит к классике научной фантастики. Известный писатель, всемирное признание, многочисленные экранизации служат доказательством этому. На мой взгляд данная принадлежность делает не вполне корректным оценку произведения в баллах, ибо само определение к классике дает книге автоматически высшую оценку. Возможно имеет смысл формирования «золотой полки» научной фантастики, где будут размещены подобные классические произведения, а соотнесение той или иной книги к такой категории будет осуществляться читателями и посетителями данного сайта(может быть я не в курсе и на сайте что-то подобное уже существует) Стиль изложения романа очень легкий и увлекательный, с элементами старого доброго английского юмора. Но вместе с этим Уэллс рассматривает не раз затрагиваемую проблему совместимости гениальности и злодейства в одном лице. Большая беда для общества. когда зерно таланта и научного искания падает на почву низменных человеческих устремлений. Никакие обстоятельства не могут оправдать кражи денег у собственного отца и доведение его до самоубийства. Только такой эгоист как Гриффин присутствует на похоронах отца по только по причине необходимости соблюдения приличий. Цель оправдывает средства-мы это уже слышали и принять данное утверждение значит уже не быть человеком. Поэтому зло должно быть неизбежно наказано. Это должно быть и потому, что к сожалению окружающая действительность показывает как раз обратное, более того, как бы вскользь, незаметно нам дают понять-кто сильнее тот и прав. Многое из того к чему стремился невидимка вполне реализовано. Что же делать? Ответ дает Уэллс. Только объединившись в борьбе со злом можно победить его зримые и незримые проявления. И тогда. как бы не был всемогущ невидимка. убить его можно будет обычной лопатой. Только всегда надо помнить, что наследие невидимки в виде трех тетрадей. всегда может попасть в чужие руки. Хорошо. что в романе это безграмотный Марвел, а ведь может попасться честолюбец, мечтающий о безграничной власти и царстве террора. Я думаю. если попробовать раздвинуть рамки сюжета, именно об этом хотел сказать Уэллс своим потомкам. В этом глубина и вневременность таланта писателя.

Оценка: 10
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман «Человек-невидимка» был написан в 1897 году, а его автор, Герберт Уэллс, стоит у истоков самого жанра фантастики. Таким образом, данный роман с полной уверенностью можно отнести к классике научной фантастики. Творчество Уэллса повлияло на многих выдающихся писателей, и «Человек-невидимка» не стал исключением. Образ невидимого человека, как и образ безумного ученого появлялся в литературе и кинематографе огромное количество раз. Да и кто из нас с вами никогда не хотел стать невидимым? В своем произведении автор показывает нам обратную сторону этой суперспособности.

В центре сюжета история Гриффина – гениального ученого-физика, совершившего великое открытие, чем и превратил себя в безумца, опасного для общества.

История начинается с того, что в гостиницу в небольшом провинциальном городке заселяется странный постоялец. Он с ног до головы закутан в одежду настолько, что не видно ни единого кусочка его кожи. Длинное пальто, широкополая шляпа, шарф, закрывающий лицо, и огромные очки-консервы – всё это составляет образ незнакомца. К странному внешнему виду добавляется не менее странное поведение. Хозяева гостиницы и соседи очень хотят узнать побольше об этом загадочном незнакомце, а слухи наполняют городок. Кто-то предполагает, что незнакомец сильно изуродован и поэтому скрывает лицо, иные же видят в нём беглого преступника. Постепенно из-за череды случайностей жителям начинает казаться, что под одеждой и бинтами ничего нет, а постоялец не иначе как призрак. В это же время одного из жителей городка обворовывают, а грабитель буквально растворяется в воздухе. Всё это заставляет горожан всерьез взяться за загадочного человека.

Постепенно мы узнаём историю Гриффина. Из-за определённых неприятностей ему пришлось использовать своё изобретение на себе и стать невидимым. Поначалу, он совершенно не видел минусов в таком преображении, но реальность оказалась довольно суровой. При правильном подходе невидимость можно использовать во благо, но Гриффин решает пойти по совершенно иному пути. Ведёт он себя довольно мерзко и не гнушается противоправными поступками. Зачастую всему виной его взрывной характер. Несмотря на всё его поведение, временами ему сопереживаешь и даже жалеешь его. Его повсюду преследует гнетущее одиночество и непонимание. Он единственный в своём роде, и отовсюду гоним. Люди не примут того, кто на них не похож. Да и как остаться в рамках человечности, обладая нечеловеческими способностями? Общество часто было несправедливо к человеку-невидимке, непризнанному гению, и он жаждет мести.

Хоть формально роман и можно отнести к научной фантастике, не обошлось без грубых ляпов. Сейчас науке точно известно, что невидимый человек сам не сможет видеть, из-за особенностей нашего зрительного анализатора. Спишем это на то, что роману больше ста лет, и уровень познаний с тех пор заметно вырос. Меня также насторожил момент с одеждой Гриффина. Чтобы быть полностью невидимым ему нужно ходить голым. Согласитесь, не самый удачный наряд для покорения мира! Да и ведёт себя главный герой несколько странно для того, кто хочет оставаться инкогнито. Очень часто он действует необдуманно, что приводит к печальным последствиям. Так же хотел бы отметить картонность персонажей, которая вытекает из малого объёма.

Итог: Герберт Уэллс был первым, кто облёк идею невидимости в формат художественной литературы. По современным меркам роман кажется немного простоватым и наивным, но тем не менее рекомендую к ознакомлению.

Оценка: 8
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ставлю 7/10. Читая этот роман после «Машины времени», показалось, будто «Человек невидимка» скучнее, нежели история путешественника по времени, но всё же, это хороший, фантастический роман, который рассказывает нам историю про учёного, которому удалось стать невидимым, что позволило ему делать всё, что только вздумается. К чему это может привести? Такой вопрос ставит Уэллс. Ощущение вседозволенности убивает в человеке — человека. А может это из-за характера Гриффина всё так произошло? Или же, мнимое всемогущество делает из человека — зверя, эгоиста? У каждого будет разный ответ.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Невидимый человек — это так необычно... Но что ему надо? Стандартный пакет. С помощью науки быстро достичь определённого уровня власти и благосостояния, «без науки» достигаемых слишком медленно и постепенно. Внешне став не таким как все, получить более лёгкий доступ к тому, чего подспудно желают-таки все. То есть, цели Невидимки совпадают с целями обывателей — отличие лишь в «прозрачности» телесной оболочки, которая и определяет границу между высшим и низшим, которые по сути одно, но по произволу — различны. Это идеология провинциала, получившего в свои руки мощное тактическое оружие — невидимость. Благодаря этому качеству он может ускорять контакт с вожделенным, но из-за данного же свойства замедляется процесс извлечения выгоды от достигнутого. Не зря он дважды пытался найти «видимого» сообщника — именно наличие послушного ему зримого персонажа давало решающее – стратегическое — преимущество. Но соприкоснувшись с чудом обыкновенные люди почему-то с особенным упорством держатся за свою заурядность. В этом есть некий психологический закон — взять малое от великого, а затем сдать великое в полицию.

В сущности, эта пресловутая невидимость — дополнительная забота. Она — тяжесть. Масштаб открытия требовал напарника для учёного, тем более что масштаб личности последнего катастрофически отставал от уровня производимого им опыта. Чтобы поддерживать в силе плюсы своего положения нужно перед кем-то раскрыться, проявить слабость доверия — и, как ни крути, этим ты попадаешь в зависимость от другого человека. Доверительность обернулась против главного героя и, пытаясь приобрести от тайного инструмента ну хоть какую-нибудь — пусть и преступную — пользу, — он объявляет террор маленькому городку. Террор — от бессилия найти человека, который так же загорелся бы чудесными возможностями лихого изменения реальности, как и их первооткрыватель. Террор — для осознания маленькими людьми насколько гениальное открытие он совершил, ибо без насилия глубоко осознать это – как показали события — им было очень сложно.

Гриффин силён интеллектом, но беден эмоционально. Из-за этого, в принципе, так скоропостижно и закончилась его невидимая эпопея. Он был чрезмерно прямолинеен в поступках, и его настроенность на провозглашение невидимости законом, заряженность на установку «кто невидим – тот и прав» в конечном итоге и привела к предсмертному удару лопатой по голове. Бесхитростная лопата оказалась «технологичнее» его замысловатого изобретения.

Видимое тело хорошо скрывает невидимые злые мысли (к которым склонен всякий человек), может быть поэтому телесность, превращенная в тайну, утратила функцию сдерживать их поток. И вообще, здесь прослеживается присущая и «Машине времени» и «Острову доктора Моро» да и всякой твёрдой уверенности во всесильность науки магическая процедура обретения высшей природы методом комбинации земных элементов. Непостижимым в человеке принято считать душу, дух, Бога; постижимым же – внешнюю материальную скорлупу. Но в романе физические параметры индивида перескакивают в область сверхфизики средствами самой физики. Алхимия в чистом виде. Колдовство. Стоп-стоп! Используем эвфемизм : это – наука. Зачем людей пугать? Они же пришли читать научную фантастику, а не сказку или фэнтези. Так пусть продолжают верить, что для превращения в божество «достаточно одной таблэтки» (для пущей научности завернутой в заводскую упаковку).

Социальный аспект книги тоже значим, но мне интересен окончательный вариант реакции общества на «сногшибательную» индивидуальность, и рефлекс одиночки на любопытствующую толпу. Айпингский и бэрдокский социумы поступили с личностью Невидимки точно так же, как иудеи с невинным Христом – фактически распяли, хотя Гриффин пострадал все-таки не за правду, а за невидимость – понятие техническое, а не нравственное. Ну а со своей стороны Человек-невидимка напоминает одного из бесёнышей, орудующего внутри окрестного общества словно оно библейское стадо свиней, которое надо — как по написанному в Евангелии – сбросить с крутизны в море. Хотя, конечно, местным обитателям далеко до таких уничижительных характеристик, но здесь главное раскрыть нутро Невидимки – чему тождественен он, когда возвещает террор. Однако учитывая, что смерть Невидимки отражается в посторонних глазах, то его иррациональная борьба с видимым скоплением обывателей в чём-то напоминает сопротивление небытию как таковому.

Если кратко резюмировать : за невидимость Гриффин пожертвовал своим отцом; за множество технологических побрякушек современное человечество пожертвовало верой в Бога-Отца; судьба Невидимки нам известна; понимают ли сегодняшние люди свой жребий? — вряд ли…

Оценка: 7
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Читая Мичио Каку, открыл для себя, что Герберт Уэллс в «Человеке-невидимке» подошёл к проблеме невидимости с интересной точки зрения: пятого измерения (если Время считать четвёртым). Это как если бы для созданий из двухмерного «Флэтлэнда» Аббота было невозможно увидеть нас, живущих в трёхмерном мире, в то время как мы наблюдаем за их миром. В романе Уэллса упоминается об этом вскользь, но собственно идея в этом: каким-то образом Гриффин делает открывает для себя дополнительное измерение, что и наделяет его таким поразительным качеством.

Оценка: 10
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Что и говорить: данное произведение не только относится к лучшим творениям английского фантаста, но и вошло в мировой фонд культуры как своеобразный мем или шаблон. Казалось бы, тема проста и очевидна — практически у каждого народа есть свои собственные сказания о невидимости (вспомним, хотя бы, нашу родную «шапку-невидимку»). Но Уэллс, как позднее другой англичанин — Джон Толкин, смог собрать воедино все разбросанные по сагам и легендам идеи, чтобы дать им вторую жизнь. Уже не как сказке, а как научной были. Действительно, любому волшебству всегда можно дать научное объяснение — недаром еще один англичанин (Кларк) в свое время сказал фразу, ставшую крылатой, — «Любая продвинутая технология неотличима от магии». Почему бы не применить этот тезис к проблеме невидимости? Задавшись этим вопросом, Уэллс-фантаст придумал своего главного героя от науки по имени (или фамилии) Гриффин, который якобы решил проблему с точки зрения физики. Само решение, конечно, отнюдь не идеально по нескольким причинам. Укажу только две в целях экономии времени и места: 1) абсолютно невидимую ЖИВУЮ ткань создать нельзя, ибо это нарушит ее комплексное взаимодействие с внешней средой и быстро приведет к некрозу (отмиранию клеток); 2) даже если предположить ложность предыдущего пункта, Гриффин, став невидимым, ослеп бы на оба глаза, ибо способность ВИДЕТЬ заключена в отличии коэффициента преломления хрусталика глаза от коэффициента преломления воздуха — в противном случае никакого изображения на сетчатке глаза не появится. Но даже абсолютно прозрачные вещи мы всё же видим — например, стеклянную линзу или ту же воду. Всё зависит от угла зрения: при определенном угле падения светового луча даже прозрачные вещи становятся непрозрачными. Так что уэллсовского невидимку можно было увидеть, не сильно напрягаясь, в дневное время (ночью он, конечно же, был бы абсолютно невидим). Но писатель это понимал и сознательно пошел на искажение фактов, чтобы разыграть гипотетическую ситуацию в обществе — насколько оно окажется готово к подобным метаморфозам? И с этой точки зрения описанная в романе история вполне правдива: даже современная цивилизация отвергает невидимость, как одну из необходимых технологий. Военные, правда, пытаются что-то сварганить, но вся их «невидимость» оказывается какой-то неполноценной, зависящей либо от используемой техники, либо от окружающих условий (вспомним, хотя бы, как сербы в 90-е годы сбили американский «самолет-невидимку» обычной советской «Осой»).

А что бы вы могли сделать, став невидимыми? Арсенал вариантов не так уж и велик: ограбить банк (или магазин), соблазнить кого-нибудь (этот случай рассмотрен в одноименном фильме Пола Верховена 2000 года), подсмотреть чей-либо важный секрет или совершить безнаказанное убийство. Шпионам, бандитам и военным — в самый раз, а вот остальным... Поэтому финал романа ни у кого не вызывает сомнений — Гриффин был приговорен автором с самого начала. А чтобы читатель его не сильно жалел, писатель сделал своего героя бесчувственным негодяем и даже маньяком (помните, как он мечтал о «царстве террора»?), которому чужды все идеалы человечности. Но, как это ни странно, в подростковом возрасте мне всё же было обидно, что автор слил своего героя «не за грош»: безумно хотелось посмотреть на реализацию его планов. Молодежь, как известно, жестока потому, что совсем не знает жизнь. Ей только подавай впечатления и приключения! С этой точки зрения роман печален и неокончен. А с точки зрения здравого смысла — так ему и надо! Надо сказать, образ «злобного ученого» был весьма характерен не только для 19-го века, но и для века 20-го (вспомним «Голову профессора Доуэля» или «Гиперболоид инженера Гарина»). Так что Уэллс не стал исключением и только лишь выразил общепринятую тенденцию: всё зло общества — от науки (парафраз известной формулы: «Во многом знании — многие печали»). Частично это, конечно, верно — взять хотя бы химию, которая практически «отравила» нашу пищу разными «Е-добавками». Я уж молчу про загрязнение воздуха и воды. Наверное, развитие цивилизации невозможно без отрицательных моментов. Поэтому очень важно, как мы сможем от них избавиться в будущем. И подобные истории-предупреждения могут нам в этом помочь.

---------------

РЕЗЮМЕ: классический родоначальник жанра об ответственности человека за те сверхспособности, что ему подарил технический прогресс.

Оценка: 7
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Читая книги, смотря фильмы и сериалы, делаешь вывод, что в основном ученые, которые там представлены, являются положительными, добрыми. Они своеобразный кладезь знаний, которыми готовы поделиться с миром и сделать его лучше, добрее, совершеннее. Но в процессе прочтения «Человека-невидимки» я осознал, что может быть и обратное.

Произведение великого Герберта Уэллса знакомит нас с эгоистичным, нагловатым и расчетливым главным героем Гриффином, который действуют только во имя себя. Да, в глубине души он все еще прикрывается благими намерениями, но мы-то знаем продолжение поговорки. И его поведение часто повергает в шок, действия обескураживают.

Уэллс показывает некую обреченность возможных открытий на примере человека, который получил возможность быть невидимым. Сразу все соблазны, что были где-то в глубине души, завладели разумом человека. И он постепенно проваливается в эту бездну, теряет все, ради чего обычно и живут люди. Печальная участь.

Уэллс хорошо демонстрирует, что если такая «сверхспособность», о которой в детстве, наверное, мечтал каждый, станет подвластна, то это не гарантирует конец всех проблем, а скорее преумножит их. Ведь невидимость не делает человека неуязвимым, быстрым или умным. Вокруг полно опасностей, которые не были бы очевидными, будь человек видим. И все эти новые проблемы автор демонстрирует на страницах своего произведения.

«Человек-невидимка» является одним из важных произведений для жанра научной фантастики, как впрочем и многие другие книги Уэллса. Роман задает высокую планку, трамплин для последователей и почитателей его творчества, что взялись за перо. Идея нова для времени публикации и создает моду. Ведь даже в наше время периодически выходят экранизации книги, а, значит, это все еще интересно людям.

Произведение — это трагедия человека, который желал большего, с чем мог бы справиться, и в итоге потерял себя.

Оценка: 8
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Впечатление от романа двоякое.

Уэллс – один из основоположников научной фантастики. Собственно, весь 20 век этот жанр во многом развивался на его идеях. Причем, как это обычно бывает, последние образцы жанра отличаются от своих прототипов как новейшие модели автомобилей от первых безлошадных экипажей. Что вовсе не отменяет таланта основоположника.

«Человек-невидимка» − один из шедевров Уэллса, идея которого эксплуатируется гораздо реже, чем машины времени и войны с инопланетянами. Сюжет более камерный. Задумка превосходна – сделать человека невидимым не с помощью магии, а исключительно благодаря научным разработкам. Как рассказчик писатель великолепен – очень увлекательно и ни в каком моменте не скучно.

Но вот сам сюжет разочаровал. Гениальная идея, очень интригующее начало с появившимся в трактире загадочным незнакомцем, закутанным с головы до пят. А дальше автор как будто не знал, что делать с персонажем. Обретя преимущество над прочими людьми, Гриффин не нашел своей способности иного применения, как молотить добропорядочных граждан направо и налево, пользуясь тем, что его не видно и что природа наградила его изрядной физической силой.

У главного героя несносный характер. Он отличается раздражительностью, эгоизмом и душевной черствостью. Конечно, бывают совершенно восхитительные злодеи, но это не тот случай: несмотря на громкие заявления об установлении в мире собственной тирании, Гриффин мелок и жалок. Впрочем, это касается и всех персонажей. Никто из них не интересен, даже доктор Кемп. Все они сливаются в безликую массу обывателей, которые просто отмахиваются от ударов, исходящих невесть откуда, а потом такой же толпой устраивают облаву.

С другой стороны, это история глубоко несчастного одинокого человека, который озлобился на весь мир. Гениальный ученый, который не хотел делиться своими открытиями, опасаясь, что их украдут. История с отцом явно написана для того, чтобы лишить читателя последних симпатий к главному герою. Ну и разгуливать голышом зимой – очень сомнительное удовольствие даже ради власти над окружающими. Чтобы стать властелином мира, недостаточно быть неуловимым вором и драчуном. Крах человека-невидимки был закономерен.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Никогда особо не любил Уэллса. Не потому, что он стар по стилю. Просто не любил. Не подходит мне.

Тем не менее, «Человек-невидимка» — это очень знаковое произведение, к которому и с литературной точки зрения особо не придерешься. Эта книга однозначно оставила достаточно значимый след в мировой культуре. Одних экранизаций его, наверное, больше, чем на все остальные книги Уэллса вместе взятые. В чем-то оно наивно, в чем-то просто отражает ментальность людей того времени, но прочитать его, думаю, надо каждому.

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх