Герберт Уэллс «Когда Спящий проснётся»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Антиутопия | «Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Социальное | Философское
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Западная Европа ))
- Время действия: Близкое будущее
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Грэхэм не мог заснуть несколько дней, он испробовал все средства, но все напрасно. Когда же ему наконец-то удалось заснуть, оказалось, что его сон продлился двести лет. За это время в мире произошло очень многое, даже нашествие марсиан, но главное было то, что за прошедшее время его капитал, благодаря умелой политике опекунов, достиг баснословных размеров. Грэхэм оказался практически властелином мира. Вот только его пробуждение помешало Белому совету, органу, который правил его состоянием, а значит и миром. И теперь Спящему предстоит сделать выбор — какая судьба ждет этот мир дальше.
«The Sleeper Awakes» (1910) — новая редакция романа «When the Sleeper Wakes».
Входит в:
— журнал «Amazing Stories Quarterly, Winter 1928», 1928 г.
— антологию «О дивный новый мир», 1990 г.
— антологию «Билет в детство. Проблемы воспитания и образования в русской и зарубежной фантастике», 2005 г.
Рецензии:
— «The Reference Library: Time Traveler's Stories», 1960 г. // автор: Питер Шуйлер Миллер
Экранизации:
— «Спящий» / «Sleeper», США, 1973 // реж. Вуди Аллен
Похожие произведения:
- /период:
- 1890-е (1), 1900-е (3), 1910-е (2), 1920-е (4), 1930-е (2), 1950-е (3), 1960-е (1), 1970-е (1), 1980-е (1), 1990-е (6), 2000-е (5), 2010-е (12), 2020-е (5)
- /языки:
- русский (40), английский (6)
- /перевод:
- Е. Бирукова (9), Л. Глазов (1), А. Горский (2), В. Готвальт (1), М. Зенкевич (1), И. Левшин (4), Э. Пименова (13), Е. Прейс (2), М. Шишмарёва (13)
Периодика:
Аудиокниги:
Прочие издания:
Издания на иностранных языках:
страница всех изданий (46 шт.) >>
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Стронций 88, 11 октября 2025 г.
На мой взгляд, самый недооцененный роман Уэллса. Не безвестный, но в некоторой тени его более громких вещей, и всё же – неожиданно крепкий, умный, и, возможно, очень важный в потоке развития мировой фантастики в принципе. Он, конечно, временами скучноват и недвижим, или в моменты напряжения и действия слишком подробен, чтобы читаться легко и очень увлекательно – в этом, по-моему, его главное не лучшее отличие от более известных романов Уэллса. Однако действия в нём все же есть – целых две революции глазами героя, захваченного ими как в водоворот; и у всего этого есть своеобразная отчетливая картинка с ощущением опасности и хаоса. И шикарный четко описанный воздушный бой в конце – в 1899 году, за четыре года до того, как братья Райт поднялись в воздух на первом самолете с двигателем внутреннего сгорания! Воздушный бой с пулеметными очередями, воздушным тараном и маневрами, напоминающими современную «бочку»! Вы только вдумайтесь в это! К тому же в этом мире (созданном автором в 1899-м – это стоит повторить) есть телевиденье, и в реальном времени и что-то похожее на видеокассеты или даже компакт-диски; есть вещь подозрительно напоминающая смарт-часы! Электричество тут добывается ветряными двигателями (зеленая энергетика, однако!), а движущиеся улицы чем-то напоминают самодвижущиеся дороги ранних Стругацких. Есть, конечно, и нелепые «изобретения» типа канатных дорог, которые даже на отдалении кажутся очень опасными.
Но, кажется, не угадывание технических новшеств будущего ставил автор во главу угла (возможно, поэтому-то многое из этого, технического, он и угадал), а социальная сторона. И тут хочется сделать небольшую паузу и сказать, что, конечно, лестно осознавать, что отцом антиутопии является наш Замятин, но разве Уэллс тут, за двадцать лет до Замятинского «Мы», не создал антиутопию?
Уэллс, возможно, первый кто показал, что мир – мир будущего, с его техническими новшествами, с его прекрасной и величественной архитектурой, мир в высшей степени благоустроенный – не лишён социальных проблем; мало того, эти проблемы обострены до предела, что красота и величие технических достижений не приводит к всеобщему счастью. И для этого ему не нужно относить этот мир в дали времени и низводить людей до номеров, создавая разительный контраст с миром авторской современности. Уэллс будто бы всего лишь продлил тенденции своего времени чуть в даль – и вот в этой дали вырос мир, в котором тот, кто владеет деньгами, владеет всем, мир, в котором нет нищих и бездомных, но большая часть населения находиться в финансовой зависимости от государства, по сути в кабале перед ним, а государство представляет из себя экономическую верхушку, тесно сплоченную олигархию. Мир, в котором творятся странные дела с образованием, культура превратилась в моделирование новых причёсок (ау, как там поживают наши богемные артисты-парикмахеры?), в котором эмансипация дошла до того что женщины все больше похожи на мужчин, а мужчины предпочитают всё более женские прически (!). Мир, в котором недовольство народа своим положением гасится надеждой на легкие развлечения Веселых городов, или даже возможностью «счастливой смерти» — отдать все свои сбережения на эти самые развлечения перед эвтаназией! Чем это не антиутопия. И надо сказать очень страшная, так как даже в таком утрированном пересказе угадывается её тень в нашем нынешнем сейчас.
И вот в такой-то мир из своих викторианских времен попадает герой, волею судьбы оказавшийся владельцем половины планеты. И пафос названия начинает играть новыми красками где-то к средине романа, когда оказывается, что просыпается герой не в момент его пробуждения от двухсотлетнего сна, а в момент его прозрения истинного положения дел и возможности своего активного участия в их поправке. Ах, этот добрый, гуманный Гербер Уэллс – он всё-таки делает своего героя героем, делает его человеком, способным бросить все к ногам этого мира, к ногам его народа и для счастья этого народа. Он будто бы хочет сказать – тихо, иносказательно – что будущее делают люди, и проснуться надо сейчас, не допуская такого вот будущего;
Да, есть что-то в этом романе слегка наивное (а когда утопии и антиутопии не были слегка наивными?), но общая ширь этого романа во многом скрывает эту наивность. Да, иногда он не по-современному (в 1899 – простительно) обстоятелен и тягуч в описании мира будущего. Он даже во времена активных (и грандиозных!) событий бывает слишком обстоятелен и тягуч. И со всем этим он являет собой не то чтение, что идет легко и гладко, да и просто не столь увлекательно (но и неувлекательным его назвать тоже сложно) – однако, по-моему, он заслуживает гораздо большего и пристального внимания, чем он имеет на самом деле.
zvezdochet2009, 14 августа 2025 г.
После первых успешных, сугубо научно-фантастических романов Уэллс решает обратиться к социальной фантастике. В 1899 году он пишет первую версию истории о человеке, который заснул летаргическим сном и проснулся в будущем, затем в 1910 году окончательно перерабатывает текст, добавляет туда новые главы и с тех пор роман «Когда Спящий проснется» приобретает свой финальный вид, который теперь известен широкому читателю.
Уэллс поставил цель – описать общество будущего, его пороки и преимущества, но чтобы попасть туда, требуется некий сюжетный ход. Путешествие во времени уже пройдено, значит нужно что-то другое. Тогда герой романа, Грэхем, впадает в необъяснимый летаргический сон и просыпается спустя лишь 200 лет. Почему это произошло, неважно. По хронологии написания время пробуждения – конец XXI века. Счет Грэхема в банке превратился в астрономическую сумму, а сам он стал самым богатым человеком в мире и, кроме того, вокруг него сформировался некий государственный культ. Грэхем именуется в мире будущего Спящим и большинство не верит, что он когда-нибудь проснется. Его опекает Совет, сосредоточивший в своих руках всю полноту власти. Общество управляется некоей мегакорпорацией и живет по принципам технократии: каждая каста играет строго отведенную ей роль. Низшее сословие рабочих, синие воротнички, традиционно самые незащищенные, их жестоко эксплуатируют. Основная масса богатств идет к олигархической верхушке, которой выгодно, чтобы Спящий лежал в своем саркофаге до скончания времен. Для низов он – мессия.
Но Спящий лежать не собирается, более того, он самым активным образом принимается изучать этот новый, но не такой уж дивный мир. Здесь Уэллс отпускает фантазию в свободное плавание и описывает различные технические новшества будущего, купола, авиацию, что-то типа голографии и Интернета, транспортные сети и прочие занятные штуки. Особенно ему удаются образы летательных аппаратов. Здесь автор даже не утруждает себя подробным и достоверным объяснением техники или социальных институтов; есть и есть, и на том довольно.
Уэллс первым описывает Систему – некий идеальный социальный механизм, поставивший угнетение человечества на поток. Чудовищная машина дегуманизации создает все условия для социального рая наоборот. Так зарождается антиутопия, новый жанр в социальной фантастике, который по известным причинам будет популярен в XX веке.
Но обрисовав контуры, Уэллс останавливается. Имея все составляющие для хорошего конфликта, произведение топчется на месте. После довольно хорошей завязки сюжет сбавляет темп, Грэхем хоть и возглавляет революцию (ломка Системы – тоже ключевой ход в жанре), но ведет себя, словно великовозрастное дитя, обнаруживая непростительную наивность, недалекость и прямолинейность в акульем мире политики. Его оппоненты не лучше, а народные массы действуют настолько картонно и предсказуемо, что возникает впечатление ненатуральности происходящего. По части интриг Уэллс явно не искушенный человек. Финал предсказуем.
«Когда Спящий проснется» явно уступает прочим ранним вещам Уэллса по динамике сюжета и деталям обстановки. При всем новаторстве, роман читается как что-то недодуманное до конца, брошенное на половине пути и законченное лишь для галочки. Социальная модель, построенная писателем, несовершенна и выглядит как каркас без оболочки. Все очень шатко, возникает множество вопросов, на которые ответа нет. Психология людей будущего остается на уровне современников автора, отчего задуманный как мрачная вещь, роман не производит ожидаемого впечатления. Он до странности оптимистичен и перекликается по атмосфере с «Дивным новым миром» Хаксли. Тем не менее, как попытка творчества в социальной фантастике, роман заслуживает признания. «Спящий» оказал огромное влияние на антиутопию, фактически это первое серьезное произведение в жанре, создавшее собственные правила игры. И в отличие от романа-действия это скорее роман-иллюстрация. Произведение можно рекомендовать, во-первых, всем поклонникам творчества Герберта Уэллса, а во-вторых, тем, кто интересуется жанром антиутопии.
Robin Pack, 13 июля 2008 г.
«Спящий» остается одной из самых недооцененных книг Уэллса, которую, на первый взгляд, затмевают ужастик «Человек-Невидимка» и приключенческая фэнтези «Машина Времени». А между тем, «Спящий...» — книга в истории фантастики ключевая по многим параметрам.
Это, во-первых, корни современной фантастики о будущем. Перед нами — полноценный образ «мира завтрашнего дня», живой и действующий. Предшественники Уэллса, даже Жюль Верн, не заходили дальше «занимательной механики» в описании технических диковинок XXI века, да шуточных прогнозов о городах, погребенных под тоннами навоза (а это приписывают Менделееву). Уэллс же создает настоящее общество со всеми его классами — правящими и угнетенными, и систему поддержания порядка в этом хрупком равновесии. И точно взвешенное соответствие между уровнем развития технологии и уровнем развития общества.
Во-вторых, «Спящий» — первая крупная антиутопия. Не будь «Спящего», не было бы «Мы», «451 по Фаренгейту», «1984» и «Дивного Нового Мира». Да, будущее по Уэллсу — это не золотой век утопистов! Мир поделен на классы, одетые строго согласно своему положению в разноцветные робы, а зомбо-пресса поддерживает в них иллюзию, что они граждане Земли и влияют на что-то. Видимость демократии, видимость плюрализма — как нам знакомо это зрелище, когда власть и марионеточная «оппозиция» грызутся на потеху публике! На деле даже военный переворот не приводит к изменениям в жизни людей — просто одна тирания сменяется другой.
Перемены сверху невозможны — перемены всегда идут снизу, говорит нам Герберт, а внизу стоит неграмотный, осатаневший от работы мужик с лопатой. И стоит сдернуть с него на мгновение пелену дурмана — взрыв неминуем. Вот вам и «В-третьих» — «Спящий» это воплощение воззрений Уэллса-социалиста на общественное устройство и едкая сатира на действительность Британской империи его времён. Да и не только Британской...
В общем, «Когда Спящий проснётся» это тот случай, когда классикой становятся не за возраст, а за содержание. До тех пор, пока не поползут по нашей планете гигантские раки под умирающим Солнцем, тема власти и толпы будет актуальной, а вместе с ней — и эта книга.
Тимолеонт, 5 марта 2021 г.
Роман, прекрасный в своей своеобразности. Абсолютно не важно, что и как там автор не угадал с прогрессом — на 100% согласен в этом с предыдущим рецензентом. Хотя вот, кстати, с образованием мегагородов-ульев автор попал в точку — количество малых населённых пунктов в мире медленно, но верно сокращается, а «пригороды», давайте будем честны, это всего лишь «спальные» районы.
Да и «социально-экономическое» прогнозирование оказалось более точным, чем технологическое. Кто сейчас будет на полном серьёзе отрицать, что корпорации-ТНК получают всё большее влияние и власть? Или разве культ потребительства и развлечений сейчас не господствует в обществе? Или социальное расслоение куда-то делось? Уэллс пытается понять и придумать, что с этим вообще возможно сделать, не приходя ни к какому иному выходу, кроме насильственной революции в духе социализма. И да, автор прекрасно понимает, что творятся подобные сложнейшие процессы не одиночками и крохотными группами, а прекрасно организованными заговорщицкими партиями, опирающимися на титанические массы людей.
Герой проживает очень яркую и насыщенную жизнь —
А вообще это ещё одно жанровое первооткрывательство Уэлсса — антиутопия с молодыми и отчаянными революционерами, стремящимися изменить мир).
Изенгрим, 20 ноября 2013 г.
Печально, когда любимый и уважаемый тобой автор начинает писать о том, чего не знает и в чем не разбирается. Если Лондон в «Железной пяте» показал довольно точную и вполне возможную деградацию капитализма в олигархию, Уэллс же, кажется, вообще не понимает, в чем суть капитализма, иначе никогда бы не стал описывать мир, в котором одна компания сумела захватить власть над всем земным капиталом. Можно, конечно, предположить, что это метафора, но Уэллс — не Замятин, его романы всегда конкретны и точны. И дело даже не в том, что объективных предпосылок для такой мировой фирмы нет и быть не может, а в том, что это, по сути, главное предсказание в книге, и оно протухло еще при жизни автора. Конечно, в книге есть еще много более мелких, но, кроме точного описания аэропортов и подъема влияния психотерапии, все остальные представляют собой очаровательную отсебятину — вроде стеклянной крыши над Лондоном: Уэллсу не пришло в голову, сколько это будет стоить, сколько будет стоить содержание подобного сооружения, какой большой вред она нанесет и сколько мало пользы от нее будет.
При чтении книги создается ощущение, что спал не только главный герой, но и все остальные: общественные отношения остались неизменными с конца XIX века, при описании различных отраслей промышленности Уэллс просто копирует современное ему положение вещей, в результате мы видим кашляющих и больных рабочих под тусклыми лампами. Время от времени автор пытается что-то придумать, но дальше стыдливого кивка на изменившуюся мораль не идет (забавно читать, как герой, посмотрев один-единственный «фильм», тут же понимает насколько «развращены» правящие классы и какую «жестокую борьбу за выживание» ведут все остальные). Сюжета по сути нет, мир показан через набор бессвязных и аморфных революционных выступлений, в которых Грэм вертится как сами-знаете-что в проруби, концовка предсказуема, герои настолько безжизненны, что напоминают меловые силуэты на месте преступления, все это очень скучно и вызывает сомнение в авторстве. Ну правда же, неужели автор «Двери в стене», «Хрустального яйца» и «Новейшего ускорителя» мог написать такую примитивную халтуру?!
Moloh-Vasilisk, 13 сентября 2024 г.
Сон длиною в два века
13.09.2024. Спящий просыпается. Герберт Уэллс. 1899 год.
Грэхем, страдающий от бессонницы, неожиданно проваливается в двухсотлетний сон. Он просыпается через 200 лет в футуристическом Лондоне 2100 года и узнает, что стал «Спящим» — легендарным владельцем половины мира благодаря накопленным процентам. Реальная власть принадлежит Совету, управляющему его состоянием. Ошеломленный технологическим прогрессом и социальным неравенством нового мира, Грэхем оказывается между интригами Совета и революционным движением, ожидающим от него перемен. Ему предстоит адаптироваться и определить свою роль в этом будущем.
Герберт Уэллс в своем романе «Спящий просыпается» представляет читателю захватывающее путешествие во времени, соединяя элементы научной фантастики и острой социальной критики. Главный герой, Грэхем, становится мостом между прошлым и будущим, позволяя автору исследовать последствия технологического прогресса и социального неравенства через образ человека из прошлого. Уэллс создает детальный и впечатляющий облик будущего, который, несмотря на свою фантастичность, остается пугающе правдоподобным.
С учетом того, что книга была написана более века назад, Уэллс демонстрирует удивительную способность предвидеть технологические достижения. Движущиеся тротуары и дороги, описанные в романе, напоминают современные эскалаторы и концепции автоматизированного общественного транспорта. Летающие машины предвосхищают развитие авиации и современные разработки в области персональных воздушных перевозок. Глобальная система коммуникаций, описанная Уэллсом, во многом похожа на современный интернет. Концепция небоскребов предвосхитила появление современных мегаполисов.
Уэллс использует яркий, детализированный язык для создания убедительного образа будущего. Его описания технологий, архитектуры и социальных структур отличаются точностью и живостью, что помогает визуализировать этот новый мир. Огромные городских пейзажи и летающие машины создают ощущение грандиозности и технологического прогресса.
Сюжет «попаданца» создает занимательную перспективу. Читатель наблюдает за развитием событий практически от лица главного героя, что позволяет увидеть будущее с точки зрения человека из прошлого. Напряженность и интерес к книге очень хорошо создают постепенное раскрытие тайн будущего мира, конфликт между адаптацией и желанием социальных изменений, и личная драма Грэхема как потерянного человека.
Все же больше внимания в данном произведении автор уделяет социальной критике. Роман поднимает важные вопросы о классовом неравенстве и эксплуатации. Разделение общества на элиту и бесправных рабочих отражает реальные социальные проблемы, актуальные и сегодня. Кроме того, Уэллс в своем романе показывает последствия монополизации власти и ресурсов небольшой группой людей. Также автор критикует потребительское общество и манипуляцию массами через развлечения и пропаганду. В конечном итоге в романе поднимаются вопросы о роли образования и доступа к информации в формировании социальной структуры.
Помимо этого, можно отметить и философские вопросы, которые поднимаются в диалогах персонажей. Здесь и размышления о свободе воли, о власти, об ответственности лидера перед обществом, о влиянии технологий на развитие человека и человечества.
Все же в произведении можно найти и отрицательные моменты. То, что книга написана еще в девятнадцатом веке, накладывает свой след. В романе бросаются в глаза устаревшие социальные взгляды. Расовые вопросы рассматриваются с позиции европоцентризма, что ведет к уничижительным описаниям выходцев из Азии и Африки. Гендерные роли в романе отражают викторианские представления. Женские персонажи в романе в основном второстепенны, и их функции часто ограничиваются поддержкой мужских персонажей или служат для создания романтической линии.
Стоит заметить и недостаточность проработки персонажей. Второстепенные действующие лица выглядят скорее как функциональные элементы сюжета, чем как полноценные личности. Мотивации некоторых ключевых фигур, таких как Острог, кажутся упрощенными или недостаточно обоснованными. Что же касается протагониста, то учитывая необычную ситуацию Грэхема, можно было бы ожидать более детального исследования его психологической адаптации к новому миру. Да и эмоциональные реакции главного героя на радикальные изменения в обществе иногда выглядят поверхностными или недостаточно проработанными.
«Спящий просыпается» перекликается со многими другими произведениями Уэллса. Это и «Машина времени», где герой также перемещается в темпоральном потоке, но более активно и в далекое будущее. И «Остров доктора Моро», где затрагивается тема этических последствий научного прогресса. И «Война миров», где также демонстрируется мастерство Уэллса в описании передовых технологий. И «Человек-невидимка», где исследуется влияние науки на общество и отдельного человека.
Несмотря на все, «Спящий просыпается» остается важным произведением, след которого до сих пор прослеживается в различных произведениях. 7 из 10.
Stirliz77, 17 марта 2011 г.
- Подумать только! Сделаться обладателем всего на свете благодаря сну! Как это удивительно!
Многие из нас хоть раз да мечтали о том, чтобы однажды, не затрачивая для этого никакого труда, вдруг в одночасье стать богатым и знаменитым. Или даже стать правителем Земли. Как правило такие мечты одолевают в детстве, а в более зрелом возрасте именно они помогают человеку достичь в жизни определенных высот. Хотя, становясь навязчивыми, такие мечты могут довести и до сумасшедшего дома. Но не будем о грустном... Главный герой романа Уэллса — англичанин Грэхэм сумел воплотить в реальность эти весьма наивные мечты. И усилий для этого ему много не понадобилось — нужно было всего лишь прободорствовать подряд шесть суток, а потом крепко-накрепко заснуть. Заснуть и долго спать, очень долго, на протяжении нескольких столетий и при этом умудриться не умереть. А проснуться уже властелином мира, самым богатым человеком на планете, владеющим большей частью поверхности земного шара. Вот только власть его чисто номинальна, реально она принадлежит Белому Совету, известному так же как Совет Опекунов. Именно благодаря нескольким поколениям опекунов Грэхэм стал так фантастически богат. Изначально они представляли обычный опекунский совет, который был назначен для управления небольшим капиталом, который был у Грэхэма к тому моменту, когда он заснул. Затем к нему прибавился капитал его брата и ещё одного человека, того самого художника, в доме которого он и погрузился в сон. Только благодаря умелому управлению капиталом и агрессивной политике его скромные накопления переросли в беспрецедентную и практически ничем не сдерживаемую финансовую и политическую мощь. В мире будущего Грэхэм стал Спящим Богом, а Белый Совет его пророками, несущими народам Земли его волю. И эти пророки были весьма недовольны тем фактом, что Спящий, так долго исправно служивший фундаментом их власти, проснулся. Идея расставания с практически неограниченным могуществом совершенно не пришлась по душе Совету Опекунов, что тут же породило в их кругу логичную мысль как можно быстрее избавиться от внезапно очнувшегося Грэхэма.
Если составлять рейтинг самых знаменитых писателей-фантастов, то имя Герберта Уэллса непременно попадет в первую десятку, а может даже пятерку. И, хотя его фантастические романы были написаны на рубеже девятнадцатого и двадцатого веков, они всё ещё сохраняют свою популярность, несмотря на то, что с момента их публикации прошло более ста лет. Но помнят в основном «Войну миров», «Машину времени» и «Человека-невидимку», чему явно поспособствовали многочисленные экранизации этих книг, «Спящий» же остается в тени. А, между тем, это весьма любопытное произведение — одна из первых антиутопий, увидевшая свет аж в 1899 году. Автор разворачивает перед читателями грандиозную картину мироустройства, разительно отличающегося от того довольно чопорного викторианского мира, хорошо знакомого его современникам. По Уэллсу, в мире, кроме владений Спящего, останется лишь пара более-менее влиятельных государств — Германия и Россия. Население Земли сосредоточено в огромных, накрытых стеклянными куполами мегагородах, где между циклопическими зданиями, соединенными массой мостиков и канатных дорог, тянутся самодвижущиеся улицы, а небо над городом перемешивается лопастями сотен ветряков, снабжающих электроэнергией весь город, в котором никогда не гаснут огни. Над ветряками мелькают шустрые аэропилы и проносятся стремительные аэропланы. При чтении описаний города на ум тут же приходят картины из знаменитого «Метрополиса» Фрица Ланга, который, быть может, при создании своего бессмертного творения руководствовался как раз описаниями Уэллса. Но, читая описания Лондона будущего — города, где высится «головокружительная громада фасадов, мрачных и таинственных, с непонятными тусклыми надписями», хочется мысленно заменить «тусклые надписи» на «неоновые», чтобы тут же получить классическое киберпанковское описание города. Автор отводит столь много места на рассказ о Городе, что, поневоле, начинаешь воспринимать его, как ещё одно действующее лицо. Во всей Англии осталось лишь четыре города, в которых сосредоточено всё население Туманного Альбиона, деревень же нет вовсе. Само население большей частью состоит из «синих» рабочих (называемых так из-за цвета их униформы), находящихся фактически на положении рабов. Все остальные ведут весьма комфортный образ жизни, причем розовой мечтой для всех является попадание в Города Наслаждения, где можно вплоть до самой смерти придаваться всевозможным развлечениям и удовольствиям. Да и смерть там — это тоже удовольствие, благо процедура добровольной эвтаназии разработана уже давно и отработана до мелочей. Воспитание подростающего поколения целиком и полностью переложена с плечей родителей на плечи воспитателей, а обучение в школах, чтобы сделать его как можно более комфортным и необременительным, ведется как в полуигровой форме, так и с применением гипноза. Автор рассказывает так же о множестве различных технических новинок, большая часть которых сейчас может вызвать лишь улыбку. Так, например, на страницах появляется кинетоскоп — аналог нашего видео, только вместо кассет или дисков двойные цилиндры, а экран круглый. Интересны и его описания авиационной техники: малой — аэропилов, и крупной — аэропланов. Он подробно рассказывает о способе управления аэропилом: для поворотов используются отверстия в крыльях, которые могут затягиваться мембранами, а для набора высоты или спуска — передвигающийся вдоль корпуса воздушного судна по штанге мотор, благодаря чему, видимо, смещается центр тяжести. А вот одного момента, связанного с описанием устройства аэроплана я не понял: длина аэроплана 1000 футов, а длина пассажирской кабины 500 метров — это как если 1 фут равен 0, 3042 метра? Может быть имеются ввиду 500 футов, а метры появились при переводе? Хотя, с другой стороны, есть ещё один схожий пример: в мире Спящего на смену десятиричной системе счисления пришла двенадцатиричная (хоть убей, не пойму, чем она лучше привычной нам), автор долго рассказывает читателям о ней, приводит названия новых чисел (так, например, аналог нашей сотни, десятка десятков, гросс — дюжина дюжин), а затем, в сцене разговора Грэхэма со Стариком, Старик вдруг прямым текстом заявляет, что ему семьдесят лет (!) — как такое может быть, если «семьдесят» — это «семь десятков», а он всю жизнь считал дюжинами? Вообще, с прогнозами Уэллсу не особо повезло — он сильно промахнулся, прогнозируя затухание революционных настроений в мире и покупку капиталистами политических партий; через несколько лет после написания книги в России началалсь революция со всем известным результатом. С чем это связано ясно не до конца, ведь в тексте романа он сам периодически дает понять, что ему не чужды взгляды социалиста: «Придет время, когда перестанут приносить в жертву массы людей ради немногих, когда каждый рожденный женщиной будет иметь свою неотъемлемую долю во всеобщем счастье» или «Мы сами воскресили старые мечты о всеобщем счастье: все равны, все должны быть счастливы, нет роскоши, доступной только немногим, — идеи эти были забыты в течение двух столетий». Да и весь разговор Спящего с Острогом о настоящем и будущем мира можно легко разобрать на цитаты — многие фразы из него не устарели и по сегодняшний день. Лишь с ветроэнергетикой он стопроцентно угадал — сейчас эта сфера получения электроэнергии, как экологически чистая, бурно развивается.
Образ Грэхэма вышел у автора несколько невнятным и противоречивым. После пробуждения его пассивность не вызывает удивления, ведь ему довольно сложно осознать тот факт, что он проспал более двухсот лет и мир уже никогда не будет таким, как прежде. Но вот трусость этим не оправдывается, а ведь он через несколько дней позорно сбежал во время восстания, организованного Острогом для свержения Белого Совета. В то время, когда тысячи людей проливали свою кровь во имя Спящего, он отсиживался в темном переулке и разговаривал со Стариком. Зато спустя ещё несколько дней он, демонстрируя чудеса героизма, в одиночку задерживает армаду аэропланов, несущих отряды черной полиции для разгона нового восстания. Где же он настоящий? Каким Грэхэм был до сна, как изменился после? Нет ответа. Складывается такое впечатление, что для Уэллса фигура главного героя была совсем не главной. Основной своей задачей он видел донесение до читателей собственных взглядов на развитие общества и пути оптимизации оного. А человеку просто не нашлось места в этих построениях.
Итог: роман явно проигрывает на фоне других, более знаменитых произведений автора. Эмоциональная выхолощенность ничуть не идет ему на пользу. А ведь история Грэхэма, жизнь которого долго слабо тлела, чтобы потом, ярко вспыхнув, озарить людям путь к свободе, вполне могла быть и более увлекательной. На мой взгляд лучше уж перечитать ещё раз «Машину времени» или «Человека- невидимку». Рекомендовать могу лишь читателям, желающим проследить корни такого несомненно интересного жанра, как антиутопия.
P. S. В книге есть небольшая отсылка к роману Уэллса «Война миров»:
» — За это время была война, — сказал Избистер.
- Да, пришлось её пережить.
- И потом эти марсиане».
Мышелапа, 27 декабря 2020 г.
Удивительная книга. По мне, эту книгу больше всего недооценивают. Больше всего в отзывах раздражало, то что «Герберт не угадал прогресс. Он очень наивный. Думал, что в будущем все будут летать на аэропланах, а у нас уже ракеты и компьютеры!». Те люди, которые это пишут, неужели они не понимали, что человек написал этот роман в 1910 году, когда про такое даже не слышали.
Также бесили отзывы о том, что Герберт плохо раскрыл мир. Спящий сначала три дня был в плену, потом революция, потом он помешался на аэропланах, потом он пошел в город, а пока ходил опять случилась революция, затем его подвиг и всё. Как он мог с такой насыщенной жизнью успеть что-то узнать?
И последнее — оборванная концовка. Когда я читала отзывы я удивилась, потому что мне так не показалось. Я наоборот восхитилась какой замечательный конец придумал автор. Он избавил себя от труда придумывать реформы, которые бы подняли нравственность. Оставил мир во власти умной женщины. И дал Спящему стать и умереть героем.
Я считаю что оценка — 10/10
Rin1106, 22 сентября 2024 г.
Не самый известный роман Уэльса, но с довольно интересной затравкой. Когда гл герой, спяший, действительно просыпается, начинается все движение романа. И теории заговора, и жадные корпорации, и революционеры, и футуристическое будущее в стиле Метрополиса, немецкого старого фильма. Сюжет тривиален, но то, как он подан, захватывает читателя. Вместе с гл героем он оказывается в будущем, вместе с ним познает его, узнает тайны, новое устройство общества. Даже в каком-то смысле, это один из первых антиутопий в литературе. События несут гл героя вперед, не оставляя передышки наблюдающему. В итоге, читатель успевает проникнуться им, прежде чем наступает неожиданная, но закономерная развязка. Подойдет всем любителям классической фантастики и работам мистера Уэльса.
ii00429935, 13 октября 2016 г.
Перечитал « Спящего» после 30- летнего перерыва, и, наверное, зря. В детстве мне нравилась эта книга. Завораживала сама идея: обычный человек, проспав 200 лет, просыпается Правителем Земли! К тому же фантастику в СССР издавали дозированно, а про жанр антиутопии мы, советские школьники, и слыхом не слыхивали. Сейчас я вынужден признать: испытание временем роман не выдерживает. Слишком много здесь недостатков. Персонажи — в основном картонные. Грэхем, главный герой, всю книгу остается в роли наблюдателя, решаясь на поступок лишь в финале. Мир будущего ( аэропланы в конце XXI века!), извините, не убеждает. Негры, которых главный злодей использует в качестве наемников — это какой-то дикий расизм. Волновавшая Уэллса тема мировой революции уже не актуальна. Христианскую символику ( в названии — цитата из Ветхого Завета, Грэхем по сути — новый Мессия) оценят далеко не все. Что же получается? «Спящего» можно разок прочитать, что называется, для общего развития. В конце концов по тексту рассыпано немало интересных мыслей. «Настоящий правитель — тот, кто подвергается наибольшей опасности и берет на себя самое тяжелое бремя...» Эх, где они, такие правители?
alisavstrane, 8 сентября 2011 г.
Начало очень понравилось. А в середине появилось и уже до конца присутствовало лёгкое разочарование. Вначале была сказка, потом настала реальность (всё-таки позволила себе подобным образом выразиться, учитывая фантастический жанр произведения). Обман, предательство, шильно-мыльная смена власти... Каюсь, порой меня раздражала наивность главного героя. Хотелось крикнуть ему: «Проснись! Проснись ещё раз! Тебя же так не хитро обманывают и используют!». Но я тут же себя осаждала — он ведь аж из девятнадцатого века, надо быть снисходительнее. И говорила себе: «Вот тебя бы сейчас, из начала двадцать первого да перекинуть бы в серёдку двадцать третьего, да наделить бы тебя властью при этом... Посмотрела бы я!» Всё же Грэхэм — хороший человек, смелый и благородный. Он поступил так, как должен был. Я им горжусь.
P.S. Ну, как же это так — заснул обычным человеком, а проснулся Правителем земли! Я тоже хочу!
sanhose, 5 апреля 2015 г.
Случайно эта, только что напечатанная, книга попала мне в руки. Я 10-летний школьник практически не видевший фантастики (в то время её просто не печатали) был поражён до глубины души. Это был какой то совершенно иной мир, не имеющий ничего общего с тем миром в котором мы жили. Постепенно страница за страницей вводили меня в новую для меня среду. Это конечно же трудно понять современному школьнику с первых же шагов окружённому бесконечным морем фантастики и фэнтези в котором можно сразу заблудиться. Я не мог заблудиться просто потому что вокруг ничего другого не было. И по сей день благодарен Уэллсу талантливо описавшего придуманный им мир не похожий на тот в котором я жил. Хотя этот роман и не входит в число его самых популярных произведений но на самом деле он очень хорош и его стоит прочитать любому молодому человеку чтобы лучше понять этот мир. Кстати он, как и большинство произведений Уэллса, вызвал много подражаний многие из которых горадо более известны чем оригинал :))
Jediart, 27 сентября 2008 г.
Немного странно после чтения современной фантастики, окунутся в видение Уэллсом двадцать первого века, но книга исключительно изумительная. Летаргический сон героя продлившийся несколько сотен лет сделавший его правителем всей земли и идолом простых смертных. Разворот сюжета потрясает, хотя концовка и мрачная. Не очень бы хотелось, чтобы главный герой так погиб. Но время проведённое им после пробуждения прошло с пользой, для всего человечества это бесспорно.
Oleg_Rubik, 17 апреля 2016 г.
Перечитал читанный еще чуть не пол века назад роман. Впечатление мало изменилось. Скучный, неинтересный. Безликие герои. Собственно, герой один — сам спящий. Остальное какие-то безликие толпы якобы народа. Все куда-то бегут, что-то рушат, что-то кричат. Именно так — что-то и кто-то. Ни ГГ не понимает их языка и их целей, ни автор даже не пытается как-то объяснить. И так вся довольно объемная книга. Странно, что к этому времени Уэллс уже написал и Невидимку, и Борьбу миров и Машину времени. Видимо сказалось увлечение автора социализмом. В странном представлении о нем как о стихийном, бездумном и бессмысленной бунте... Прочитать стоит лишь для полноты представления об авторе.
aiva79, 18 февраля 2020 г.
Признаюсь, что из всей книги мне понравилось всего несколько глав, но они написаны так мастерски, что я роману готова была поставить все 10 баллов, Поэтому сегодня буду говорить только о понравившемся.
Первое, что понравилось — это декадентская завязка. Сколько человек может прожить без сна? Специалисты говорят 5 суток, а потом начинается «сдвиг по фазе.» Так вот Уэллс начал историю с того, что знакомит нас с ГГ, который страдает от глубочайшей депрессии и многодневной бессонницы. Я живо представила его состояние, т.к. относительно недавно сама не спала 1,5 суток и это было ужасно. Мне не нужно было ничего, кроме того, чтобы меня никто не трогал, было крайнее раздражение на себя и обида на весь мир из-за того, что не можешь заснуть и делать тоже ничего не можешь. Оцепенение. Но потом проблемы которые мучили и которые остались на тот момент нерешенными, стали на какой-то момент неважными и далекими и наступил долгожданный сон. Поэтому проблема ГГ для меня оказалась близкой и прочувствованной.
Кроме того мне понравилось описание побега из помещения, куда поместил Грэхема «Белый совет» и паркура по крышам города. С учетом современных технологий, если бы сейчас надумали экранизировать роман, получились бы захватывающие картины ночного города с высоты даже не птичьего полета, а с высоты полета самолетов малой авиации. Вообще при чтении всего романа чувствовалась некотрая архаичность, как в слоге, так и в описании мира, событий и изобретений, но только не при чтении этой главы.
Ну и самые-самые на мой взгляд гениальные моменты — это главы в которых описывается сама Революция. Несмотря на то, что это события будущего, автор описал восстание под копирку с Великой Французской революции. Хотя как истрия теперь показывает — все революции похожи и все идут по одному и тому же сценарию. Так и в романе: вожди и их свита с определенной атрибутикой, в данном случае в черных плащах, вокруг толпа состоящая от головорезов и студентов, до мамаш с детьми и стриков, желающих всего чего угодно лишь бы не того, что в настоящее время, лидеры толпы становящиеся на короткое время властителями, а в дальнейшем этой же толпой свергаемые. Описание столкновения масс с отрядами красной полиции мне показалось даже как-то совсем по-современному, с затаптыванием жертв, с облавами при загараемых специально фонарях и затишьем в минуты темноты, с бегом толпы и пр. Меня это захватило и в итоге эту главу я даже перечитала.
Все что происходило в дальнейшем меня уже интересовало гораздо меньше, так как было ясно что главный герой — это человек, который оказался орудием в руках сначала своих опекунов «Белого совета»,а потом революционеров. И что режим Острога долго не продержится, что последует дальнейшая реакция масс, которые почувствовали свою силу.
Не могу не сказать еще об одном моменте, который меня насторожил, а именно о расистских воззрениях автора, которые проявились в романе. Не могу сказать, чтобы было как-то уж совсем неожиданно, все-таки человек жил в 19 веке, однако такое проявление неприязни автора к чернокожим было для меня открытием. Я не так много читала произведений автора, но ранее я такого за ним не замечала.
А еще при чтении этого романа у меня постоянно помимо ассоциаций с историческими событиями возникали также сходства с книгой Юрия Олеши «Три толстяка», что тоже очень хорошо.
В итоге скажу, что роман замечательный и хочется увидеть когда-нибудь серьезную во всех смыслах экранизацию этой книги. И чтобы не было ни гротеска, ни фантасмагории, ни тупых шуток, а была бы просто фантастика)