Данная рубрика посвящена всем наиболее важным и интересным отечественным и зарубежным новостям, касающимся любых аспектов (в т.ч. в культуре, науке и социуме) фантастики и фантастической литературы, а также ее авторов и читателей.
Здесь ежедневно вы сможете находить свежую и актуальную информацию о встречах, конвентах, номинациях, премиях и наградах, фэндоме; о новых книгах и проектах; о каких-либо подробностях жизни и творчества писателей, издателей, художников, критиков, переводчиков — которые так или иначе связаны с научной фантастикой, фэнтези, хоррором и магическим реализмом; о юбилейных датах, радостных и печальных событиях.
В минувший понедельник, 7 декабря, после долгой борьбы с неврологическим заболеванием скончалась американская писательница Филлис Эйзенштейн, автор романов и рассказов в жанрах научной фантастики и фэнтези. Сообщение о смерти появилось в блоге file770.com.
Библиография писательницы на Фантлабе ещё не составлена, но некоторую информацию можно найти в "Энциклопедии фантастики", вышедшей под редакцией Вл. Гакова в 1995 году.
-----------
Амер. прозаик. Род. в Чикаго (шт. Иллинойс), там же окончила Ун-т шт. Иллинойс и Чикагский ун-т с дипломом антрополога. Жена Алекса Эйзенштейна — также писателя-фантаста, в соавт. с к-рым написано большинство р-зов Ф.Э. (хотя почти все они подписаны только её именем). Первая публикация — "Проблема с прошлым" (1971 — в соавт. с Алексом Э.). Живёт в Чикаго.
Лит. карьеру Э. начала с романов фэнтези — "Рождённый на изгнание" [Born to Exile] (1971-74; 1978) и "Сын волшебника" [Sorcerer's Son] (1979); героиня первого — ведьма, обладающая способностью к телепортации; герой второго — юный ученик мага, проходящий обряд посвящения (см. Магия). Позже Э. написала по продолжению к каждому из романов — соответственно, "Во владениях Красного Повелителя" [In the Red Lord's Reach] (1989) и "Хрустальный дворец" [The Crystal Palace] (1988). Она является также автором двух НФ романов — "Тень Земли" [Shadow of Earth] (1979) и "В руках славы" [In the Hands of Glory] (1981); героиня первого попадает в альтернативную историю, в к-рой Исп. Армада уцелела, завоевала Англию, в результате чего установился "параллельный" 20 в. с чрезвычайно примитивной технологией и расцветшим бурным цветом "мужским шовинизмом" (см. Женщины в НФ, Феминистская НФ).
-------------
Среди других известных работ повесть "In the Western Tradition" (1981; премия журнала "Science Fiction Chronicle"), рассказы "Attachment" (1974; номинация на "Небьюлу") и "Nightlife" (1982; номинация на "Хьюго").
— Голос Вестника эхом раскатился в тишине городка, притулившегося у бескрайних кукурузных полей штата Небраска. Он пролетел по Грант-стрит с ее памятником отцам-основателям города, по Кинге-лейн с ее домами в викторианском стиле, которые, впрочем, давно уже пожрало веселое пламя, над пустой спортивной площадкой у безмолвной школы Блоха, через парк Брэдбюри, где на замерших каруселях скалили зубы облезлые детские лошадки, по Кунц-стрит, когда-то оживленной деловой улице, долетел до стадиона Эллисона, где уже ни одна бита никогда не ударит ни по одному мячу…
Это отрывок из первой страницы рассказа Роберта МАККАММОНА «Что-то происходит» (в англоязычном названии «Something Passed By» употреблено прошлое время) в переводе С. Бавина.
Все четыре российских издания сборника повестей и рассказов «Синий мир» (плюс самиздат МДФ-ББК 2010 года) вышли с этим переводом. Кинг-Кунц-Блох-Эллисон – достаточно значимые фамилии в жанре хоррор и можно предположить, что эти все названия мест имеют прямой отсыл именно к ним. Но почему Брэдбюри? Пришлось поискать оригинал. Мое впечатление оказалось правильным: King's Lane, Bloch School, Koontz Street, Ellison Field. И даже Bradbury Park – именно так пишется по-английски фамилия Рэя Брэдбери. Что касается Грант-стрит, то здесь имеется в виду Чарльз Грант (Charles L. Grant).
В рассказе Роберта МАККАММОНА речь идет о конце света. С миром произошло нечто непонятное и он кардинально изменился. Опасно и необъяснимо. Смерти, разрушения и все такое прочее. Бензин, например, стало возможно пить как алкоголь, а вода стала взрывчатой как нитрогрицерин.
Ближе к концу есть еще пара абзацев с «писательскими» названиями мест:
— Они пробежали через центр города, по главной его магистрали под названием Строб-стрит, миновали театр Спектора и книжную лавку религиозной литературы Скиппа… Бежали мимо кладбища на холме Макдауэлл, когда очередной треск и взрыв снова сбил их с ног. Подняв Бренду, он помчался дальше — по Ольсон-лейн и мимо руин баптистской церкви на перекрестке Дэниэлс и Саул-стрит.
Когда они пробегали по Райт-стрит, большой кирпичный дом прямо на глазах превратился в груду развалин. Гравитационные гаубицы грохотали по всему городу — от Шоу-стрит на западе до бульвара Баркера на востоке. Наконец они
очутились на Кольце Страйбера, практически на краю города, где раньше можно было любоваться бескрайними полями и бездонным звездным небом над ними и куда дети обычно приходили с тайной надеждой встретиться с НЛО.
Как и в случае, с Брэдбюри, здесь тоже появляется вопрос о Строб-стрит. Однако в англоязычном оригинале сказано Straub Street, а значит, речь идет о Питере Страубе.
В этом отрывке все тоже элементарно раскладывается. Самый известный у нас автор – Клайв Баркер (Barker Promenade). А еще речь идет о Крэйге Спекторе (Spector Theatre) и Джоне Скиппе (Skipp Religious Bookstore) – об их совместном романе «Свет в конце туннеля» можно прочитать здесь. Далее говорится о Майкле Макдауэлле (McDowell Hill), Лесе Дэниэлсе (Daniels street), Джоне Сауле (Saul street), Фэрнсуорте Райте (Wright Street) и Уитли Стрибере (Strieber Circle), причем у последнего намекается на многолетнюю зацикленность на свидетельствах о встречах с НЛО. Что касается Schow Street – то, скорее всего, имеется в виду Дэвид Дж. Шоу.
Можно было бы гадать о Олсон-лейн, но Роберт МАККАММОН сам дал подсказку. В первом издании «Синего мира» 1989 года не было предисловия, но в 1990-м в покетбуке предисловие появилось и далее уже всегда сборник сопровождало. На русский оно не переводилось. В конце предисловия перечислены люди, которые вдохновляли автора: и Стивен Кинг, и Питер Страуб, и ряд других писателей. В том числе Пол и Эрин Олсон (Paul and Erin Olson) из "Horrorstruck" . Полное название этого журнала, в котором Пол Олсон был редактором, — «Horrorstruck: Мир темного фэнтези».
В рассказе упоминаются еще пара-тройка объектов, названных фамилиями авторов литературы ужасов, как, скажем, Томас Ф. Монтелеоне.
В целом в сборнике есть перекличка предисловия и последнего рассказа «Что-то происходит». Подавляющее большинство читателей приняли этот апокалиптический рассказ за чистую монету. Но он является явной пародией и одновременно оммажем писателям жанра. Не исключено, что и название перекликается с «Something Wicked this Way Comes»: у Брэдбери что-то придет, у МАККАММОНА что-то прошло.
Ну, и наконец представляю целиком то самое непереведенное предисловие к сборнику «Синий мир». Вот оно:
«Быстрые машины» (Fast Cars), — гласила вывеска.
Она висела напротив стоянки подержанных автомобилей в районе, где я вырос. «Быстрые автомобили». Мы с друзьями проходили мимо каждый день по дороге в школу. Наши мотоциклы были «быстрыми машинами» нашего воображения: нашими Мустангами, Корветами и Тандербердами (Ford Thunderbird). Мы мечтали о четырех колесах, но ограничивались двумя, и на них устремлялись в будущее.
Я построил свои собственные «быстрые машины». Они — в этой книге, и с нетерпением ждут пассажиров. Они сделаны не из металла, стекла, гаек и болтов, а из чудесной ткани воображения. У всех этих «быстрых машин» есть отправная точка и пункт назначения. Вы можете, конечно, и сами сесть за руль, но рулить все же необходимо мне. Доверьтесь.
Мы будем путешествовать, вы и я, через истерзанную землю, где надежда изо всех сил пытается прорасти, как семя в засухе. В этой стране без границ мы будем двигаться по автострадам и проселочным дорогам, слушать песню колес и вглядываться в окна на чужие жизни, которые могли бы быть нашими собственными, если бы мы жили в этой стране. Иногда ветер дует нам в спину, а иногда и в лицо. Мы увидим вдали бурю, приближающуюся к нам, почувствуем запах леса, моря и разогретого городского бетона. Дорога уведет нас вперед, вглубь истерзанной земли, и по мере того, как будет набирать обороты спидометр и реветь двигатель, мы можем встретить странные видения на этом извилистом шоссе.
Мужчина, который просыпается однажды утром и обнаруживает скелет в постели, куда накануне вечером легла его жена.
Мелкий вор крадет косметичку и узнает секрет умершей звезды фильмов ужасов.
Придорожная закусочная, куда приходит ветеран Вьетнама в поисках убежища от шторма.
Молодой человек в тюрьме, который находит красоту и надежду на крыльях желтой птицы.
Хэллоуин в особенном жилом районе, где угощение смертельно опасно.
Красный дом на улице серых домов и дуновение сладкого огня.
Приключения бывшего героя сериала, который надевает свой старый костюм и отправляется на поиски серийного убийцы.
Священник, одержимый порно-звездой, и его осознание, что оба они преследуются кем-то третьим.
Мы увидим миры внутри миров из окон нашей «быстрой машины». Можем даже увидеть конец света, посидеть на крыльце и выпить стакан бензина в жаркий декабрьский день.
Некоторые из этих дорог непростые. У одних из них есть резкие повороты, которые хотят отбросить нас в пространство. Другие пузырятся под слепящим солнечным светом, а третьи замерзают под холодной белой луной. Но мы должны пройти их все, если хотим добраться отсюда туда. И разве путешествие не есть суть жизни? Вопрос в том, что лежит за темными холмами, за дымящимися лесами, за запертой дверью?
Ключ от «быстрой машины» может доставить вас туда.
Романы — лимузины, величественные и плавные. Некоторые из них могут ездить как танки, медленные и тяжелые, хорошо бронированные. «Быстрые автомобили» рассказов позволяют нам чувствовать близость к земле, когда ветер лохматит волосы, а стрелка спидометра вибрирует на опасной грани.
Иногда с ними трудно справиться; у них есть собственное мнение, и они требуют пристального внимания. Они могут легко разбиться и сгореть, но их гладкая сила жаждет скорости. На такой «быстрой машине» мы можем поехать куда угодно. Никакая запертая дверь не может удержать нас, и если мы хотим увидеть, что находится за следующим поворотом или за следующим холмом, все, что нам нужно, это направиться туда.
Я хотел бы поблагодарить людей, которые вдохновили меня на создание «быстрых машин», описанных в этой книге. Спасибо Фрэнку Коффи, опубликовавшему мой первый рассказ «Макияж»; Дэйву Сильве из "Шоу ужасов" , Полу и Эрин Олсон из "Horrorstruck" за их дружбу и поддержку; Стивену Кингу и Питеру Страубу за то, что задали темп и оставили горящие следы на тротуаре; Чарльзу Л. Гранту за его черно-белые видения; Джо и Карен Лансдейл за твердость; Таппану Кингу за журнал «Сумеречная Зона»; Дж. Н. Уильямсону и Джону Маклаю за первую публикацию «Ночных пластунов»; Дину Р. Кунцу, и он знает почему; тем старым добрым парням Тому Монтелеоне и Аль Саррантонио; Рэю Брэдбери, чей рассказ «Озеро» заставил меня плакать, когда я был маленьким мальчиком; Форресту Дж. Акерману, моему истинному отцу, который вырастил меня на « Знаменитых монстрах мира кино»; Тони Гарднеру; и Салли, которая всегда стоит рядом со мной.
«Быстрые машины» ждут. Прислушайтесь: их двигатели заводятся. У нас есть расстояние, чтобы проехать, тебе и мне. Пристегните ремень безопасности. Мне придется рулить, потому что я знаю дороги. Доверьтесь мне.
Готовы? Тогда наберем скорость и посмотрим, что нас найдет.
Дебютный тизер к анимационному сериалу «The Bad Batch», спин-офф продолжению «Войны клонов». Премьера состоится в 2021 году на Disney+.
***
Ролик со съёмок сериала «Андор». Премьера состоится в 2022 году, ожидается 12 эпизодов.
***
Дебютный трейлер сериала «Сокол и Зимний Солдат». Премьера состоится в марте 2021 года на Disney+.
***
Дебютный трейлер сериала «Локи». Премьера состоится в мае 2021 года на Disney+. Кевин Файги описал шоу как криминальный триллер.
***
Дебютный трейлер анимационного сериала «Что, если?..». Премьера состоится летом 2021 года на Disney+.
***
Новый ролик сериала «Мисс Марвел». Премьера состоится в конце 2021 года на Disney+. Кроме того, подтверждено участие героини в продолжении «Капитана Марвел».
***
Второй трейлер сериала «ВандаВижн». Премьера состоится 15 января 2021 года на Disney+.
***
Итоги Дня Инвесторов Disney
:
MARVEL Studios
— Показали новые трейлеры к сериалам: «ВандаВижн», «Сокол и Зимний Солдат», «Локи» и «Что, если?..», а также ролик со съёмок «Мисс Марвел»;
— Татьяна Маслани официально исполнит главную роль в сериале «Женщина-Халк». К своим ролям вернутся Марк Руффало и Тим Рот;
— Ксочитль Гомес исполнит роль Америки Чавес в продолжении «Доктора Стрэнджа»;
— Анонсирован сериал «Armor Wars» с Доном Чидлом в главной роли;
— Анонсирован сериал «Железное сердце», слухи о котором шли 2 года. Главную роль исполнит Доминик Торн;
— Кристиан Бэйл официально пополнил каст квадриквела «Тора». Актёру досталась роль Горра, убийцы богов. Премьера состоится 6 мая 2022 года в кинотеатрах;
— Анонсирован сериал «Секретное вторжение» для Disney+. Главные роли исполнят Бен Мендельсон (Талос) и Самюэль Л. Джексон (Ник Фьюри);
— Джеймс Ганн выступит режиссёром и сценаристом специального рождественского эпизода «Стражей Галактики» для Disney+;
— Триквел «Человека-муравья» получил подзаголовок — «Квантимания». Кэтрин Ньютон исполнит роль Кэсси Лэнг;
— Джон Уоттс выступит режиссёром перезагрузки «Фантастической четвёрки»;
— Кевин Файги подтвердил, что никакого рекаста Т'Чаллы в продолжении «Чёрной Пантеры» не будет;
— Подтверждена связь «Человека-паука 3», «ВандаВижн» и «Доктора Стрэнджа и мультивселенной безумия».
— Малыш Грут исполнит главную роль в сериале «Я есть Грут», проекте оригинальных короткометражек на Disney+ с участием нескольких новых и необычных персонажей.
***
Lucasfilm
— Премьера третьего сезона сериала «Мандалорец» состоится в конце 2021 года на Disney+;
— Анонсированы сериалы: «Рейнджеры Новой Республики», «Асока Тано», «The Acolyte» и «Лэндо»;
— Анонсирована серия короткометражных аниме-фильмов во вселенной «Звёздных войн» под названием «Visions». За разработку будут отвечать японские авторы;
— Анонсирован анимационный фильм для Disney+ под названием «A Droid Story». Подтверждено участие R2-D2 и C-3PO.
— Хейден Кристенсен официально вернётся к роли Дарта Вейдера в сериале «Оби-Ван Кеноби». Действие будет происходить через десять лет после событий третьего эпизода;
— Показали первый тизер к анимационному сериалу «The Bad Batch», спин-офф продолжению «Войны клонов». Премьера состоится в 2021 году на Disney+;
— Кэтлин Кеннеди подтвердила, что Тайка Вайтити разрабатывает новый фильм во вселенной «Звёздных войн». Она описала его «уникальным, бодрым и неожиданным»;
— Петти Дженкинс выступит режиссёром нового фильма во вселенной «Звёздных войн» под названием «Rogue Squadron». Премьера состоится в 2023 году в кинотеатрах.
***
Pixar
— Анимационный фильм «Тачки» получит прямое продолжение в формате сериала. Премьера состоится в 2022 году на Disney+;
— Анонсирован анимационный фильм про База Лайтера. Озвучит его Крис Эванс. Премьера состоится 17 июня 2022 года.
— Анонсирован телевизионный спин-офф мультфильма «Вверх», сфокусированный на Даге. Премьера на Disney+ состоится в следующем году;
— Анонсирован первый сериал от Pixar — «Выигрывай или проигрывай». Премьера состоится на Disney+;
— Анонсирован анимационный фильм «Turning Red». Премьера состоится 11 марта 2022 года;
***
Disney
— Стал известен актёрский состав фильма «Русалочка»;
— Анонсирован полнометражный фильм «Чип и Дейл». Главных героев озвучат Энди Самберг и Джон Малэйни;
— «Круэлла», «Пиноккио» и «Питер Пен» выйдут на сервисе Disney+.
— В разработке находится продолжение «Зачарованной». Эми Адамс вернётся к главной роли, премьера состоится на Disney+;
— Принцессы Моана и Тиана получат собственный мюзикл для Disney+;
— Стало известно над каким анимационным фильмом работает дуэт в виде Байрона Ховарда и Джареда Буша («Зверополис») — «Encanto». Картина расскажет о девочке, семья которой обладает магической силой. Главная героиня же её не получила. Премьера состоится следующей осенью;
— Анонсирован научно-фантастический сериал «Iwájú». Премьера на Disney+ состоится в 2022 году;
— Анонсирован сериал во вселенной «Зверополиса», сфокусированный на второстепенных героев оригинального мультфильма;
— Анонсирован анимационный сиквел «Ночи в музее» для Disney+;
— Анонсирован сериал по «Принцессе и лягушке»;
— В разработке находится продолжение «Фокус-покус»;
— «Райя и Последний дракон» официально выйдет в кинотеатрах и сразу на Disney+ 5 марта 2021 года;
— Анонсирован телевизионной спин-офф «Города героев» про Бэймакс.
***
Другое
— На данный момент на Disney+ подписано более 86 миллионов человек, заявил генеральный директор Боб Чапек. Только в ноябре компания заявляла о 73 миллионах подписчиков;
— Disney анонсировала дополнительный раздел на Disney+ под названием Star. В него будет входить более расширенный контент компании, включая проекты для взрослой аудитории. Запуск состоится в 2021 году;
— 20th Century Studios и Searchlight Pictures будут разрабатывать новые проекты эксклюзивно для Hulu;
— Анонсированы новые сериалы для Hulu: «Only Murders in the Building», «The Dropout», «Dopesick» и «Nine Perfect Strangers».
— Сериал «Рассказ служанки» продлён на пятый сезон. Премьера четвёртого состоится в следующем году на Hulu.
— Комедийный сериал «В Филадельфии всегда солнечно» от FX продлён на ещё 4 сезона.
— Анонсирован сериал по вселенной «Чужих». За разработку отвечает Ной Хоули при возможной продюсерской поддержке Ридли Скотта. Действие будет происходить на Земле.
Фантастический рассказ о супругах, бежавших из 2155 года, раздираемого войной и тотальной слежкой, в Мексику 1938 года. Потрясенные увиденной жизнью, полной веселья и счастья, они тем не менее вынуждены вернуться в будущее из-за преследования сыщиков...
Фантастический рассказ о том, как человек, отправившись в прошлое на охоту, случайно раздавил бабочку, тем самым нарушив главное условие — охотиться только на специальной тропе. Гибель бабочки повлекла за собой экологические и даже социальные потрясения.
Свершилось! Появилась-таки обобщающая русскоязычная монография о коммунистической утопии в научной фантастике. А если учесть, что написана она видным футурологом, то событие это тянет, имхо, на настоящую сенсацию в российском фантастиковедении.
Исследователь литературы, по большому счету, имеет два пути для реализации задуманного, две формы изложения своего труда. Первый – делать обзор авторов и произведений в хронологическом порядке, другой – рассматривать какую-то литературную проблему с привлечением примеров из конкретных произведений. Эта книга разрывает шаблоны – тут сочетается первый и второй подходы. И это видно уже в самом названии, где конкретное произведение, которое служит как бы сердцевиной концепции книги, сочетается с заявленной теоретической темой исследования. Да, в книге нет истории коммунистической фантастики «от и до», но автор и не пишет лишь о «Туманности…»; реминисценции охватывают намного более широкий хронологический спектр произведений: не было бы большой ошибкой указать в названии «… от Платона до Лукьяненко и Онойко».
…В СССР тема коммунистического будущего была мейнстримом, но мало кто себе ясно представлял, каким в деталях должно быть светлое будущее. Ни Маркс, ни Энгельс, ни Ленин не рисковали уходить далеко в утопические дебри, опасаясь, очевидно, прослыть мечтателями. Футурология в современном понимании находилась в зачаточном состоянии. Потому эстафету визий естественным образом подхватила советская фантастика, породившая множество утопий. Исходя из этого, в монографии анализируются фантастические произведения соответствующего жанра, хотя привлекаются и сопутствующие тексты – работы специалистов по «научному коммунизму» и философии. Говоря об утопии, Фрумкин выделяет три пиковых периода в ее развитии, каждый со своими особенностями – дореволюционный («Красная звезда» Богданова и др.), утопии 1920-х и утопии «длинных шестидесятых»; отмечается также, что утопические акценты есть и в некоторых постсоветских произведениях.
Структурно монография состоит из трех частей, а также введения и выводов. Фрумкин рассматривает практически все вопросы, связанные с функционированием мира утопии. Особо выделим дихотомию человек – природа, морально-этический облик человека будущего, роль воспитания и воспитателей, характеристика обывателя как человеческого типажа, труд и его место в утопии, утопия и фронтир, наука и рациональность в утопическом будущем.
Если говорить о проделанной Фрумкиным работе, то она, безусловно, впечатляет. Обилие материала, обширные цитаты из самых неожиданных источников, полнота охвата и проработки тем заслуживают уважения. Присутствует, однако, существенное «но». Фрумкину не всегда удается справиться с напором собственного либерального мировоззрения, которое, то тут, то там прорывает шаткие дамбы объективности. Однако, приведем несколько цитат:
цитата
…труд противопоставляется наслаждению, труд объявляется чем-то тяжким, и утопия, и революция, оказывается, руководятся идеей освобождения от труда
(это трактовка слов Максима Горького, который, на самом деле лишь поставил риторический вопрос, а не утверждал на полном серьезе истинность данного умозаключения).
цитата
По сути, утопия была прежде всего социумом, подвергнувшимся серьезной хирургической операции, ставящей цель «ампутацию» большого числа институтов и социальных слоев, а образовавшаяся нехватка была заполнена прежде всего жесткой системой правил, мелочно регламентирующих самые разные стороны жизни, а также расширением компетенции властей, обреченных на куда более активное, чем в реальности вмешательство в хозяйственную жизнь и личный быт граждан
Иногда наблюдаем и откровенный стеб. Так, говоря о важности познания в утопических обществах фантастики, Фрумкин сравнивает его с… сексом. Только в отличие от последнего, «…не вполне ясно, в какой степени это обещание удовольствия от познания прочувствовано и продумано…».
Ефремовский выбор в пользу внутреннего богатства и отказ от вещизма трактуется Фрумкиным как «коммунистический аскетизм». «Скрытый мальтузианец» Ефремов насаждает в своих произведениях тоталитарные установки и промывку мозгов. Если присмотреться к его текстам, мы увидим прямо таки антиутопию:
цитата
…Ефремов рассматривает современников как диких зверей, которых надо сделать если не больными, то, по крайней мере, дрессированными.
цитата
Потому ли нет ничего слаще труда, что индивида — поскольку быт утопии аскетичен — лишили других «сладостей»? Или потому, что индивиду так изменили сознание, что он перестал воспринимать что-то другое как более сладкое? Или потому, что прекрасный новый мир дает ему очень-очень интересный труд в больших количествах?
Еще одно открытие (упоминается в том или ином виде в разных главах книги) – Ефремов и Стругацкие проклинают эгоизм и индивидуализм. А что, вполне себе природные человеческие качества, верно? То, что труд и подавление биологического эгоизма вытянули человека из животного мира – это так, какие-то строчки из учебника истории для 6-го класса. По логике автора, выходит, что указанные писатели лишь мифологизировали и непомерно раздули эти понятия для построения своих утопических миров.
цитата
Почти полное отсутствие собственности вряд ли будет вас беспокоить в этой ситуации. Однако некоторой платой за все это счастье должно стать преобразование вашей индивидуальности — вы должны подавить (или вообще скрывать) слишком эгоистичные порывы, а в наиболее радикальных версиях — также и свои склонности к чему-либо, кроме творческого труда.
Подбираясь к выводам, автор приходит к правильной мысли: утопия – это путь к всеобщей интеграции. Умозаключение, бесспорно верное, об этой важной характеристике коммунистического общества я уже писал ранее. Но Фрумкин идет далее: утопия, это не просто тенденция к интеграции, это великое упрощение.
цитата
В мире светлого будущего нет сколько-то сложных институтов и запутанных узлов социальных взаимодействий. Есть работа на общество как тотального работодателя, семья зачастую заменяется свободной любовью или регулируемыми половыми связями, не приводящими к образованию семьи, есть обсуждение различных общественных вопросов в коллегиальных органах власти, а далее, говоря об утопическом социуме, приходится рассказывать не о том, что в нем есть, а о том, чего в нем нет.
Да, утопия, к сожалению, обделила читателей тем, что скрыла от их наивного взора все многообразие современного либерализма, который «…представляет собой систему социальных технологий, позволяющих без чрезмерных издержек согласовывать интересы разделенных индивидов с разными интересами…». В утопии, к сожалению, нет разнообразия богатства и бедности, нет той знакомой нам всем чудесной согласованности интересов нищего и владельца корпорации, нет бодрящих мировой дух войн, нет интересных новостей про драки бравых парламентариев при принятии законов… Много чего нет. Примитив, что с неё взять. Но! Думаю, автору знаком диалектический закон отрицания отрицания. Это как движение по спирали – после снятия одного противоречия развитие идет на качественно ином уровне. Вроде возвращения к началу, только к более крутому. Первобытнообщинный строй и коммунизм (или утопическая модель – в рассматриваемом контексте), если судить по социальной сути, имеют много общего, но никто в здравом уме не будет утверждать, что коммунизм будущего – это падение в доисторические бездны. Да, в новом обществе будут новые противоречия, только основа их будет другая, не классовая. Разве можно назвать упрощенным то общество, которое ставит себе невиданные доселе цели и достигает их? Единство в разнообразии – разве это тотальная унификация? Разве не единое общество, единая мыслящая Сущность может, в конечном итоге спасти Вселенную от энтропии атомизации и ложно понимаемого «многообразия»?
скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)
Воздержусь тут от цитирования Ивана Ефремова и Владимира Ленина (хотя их мысли как нельзя походят в данном контексте), дабы не быть обвиненным в чрезмерной идеологизации.
Монография очень информативна и плотность материала просто зашкаливает. Чтобы адекватно воспринять текст, нужно принимать его «небольшими глотками» с перерывами на осмысление. Это при том, что книга написана как развенчание утопии. С рядом выводов можно согласиться, другие выглядят немного натянутыми или даже манипулятивными. Рассматривая проблему нетворческого, обыденного труда и природного неравенства способностей у разных людей, Фрумкин не коснулся темы автоматизации и медицинской корректировки талантов, предтечи трансгуманизма. И, таким образом, уличенные «дефекты» утопии оказываются мнимыми. У Георгия Гуревича есть две повести — «Итанты» и «Ордер на молодость», в которых прекрасно показано, как в утопии решаются проблемы талантов, свободного времени, жизней и судеб. В этой связи вспоминаются проекты поамбициознее, взять хотя бы коммунистические общества из романов Олафа Стэплдона.
За атакой на утопию видна и более масштабная мишень – марксистское мировоззрение. Собственно, об этом Фрумкин откровенно и пишет в самом начале книги. В предисловии автором была продекларирована цель исследования, – узнать, какими же «соблазнами» европейская социалистическая традиция привлекала своих сторонников. Утопия, которая в «идеале мечтает о полном устранении и разделенности и различии интересов» — прямо таки социалистический первородный грех в Эдеме либерализма. А в самом конце книги автор прямо поддает анафеме попытки построить утопию:
цитата
Очевидно, что во сколько-то разумные исторические сроки попытка построения утопии не может оказаться ничем иным, кроме как самой разрушительной революцией, и очевидно, что травматический опыт ХХ века сегодня делает этот вариант скорее неприемлемым — во всяком случае, тех, для кого он приемлем, не может быть очень много
Хотя, будем объективны. Автор честно признает, что при всех своих реальных и мнимых недостатках, утопия дает «хоть какой-то» ответ. Единственный ответ.