В телестудии идет бурная дискуссия на тему "Что мы знаем о жизни поле смерти". Еще чуть чуть и интеллигентно бородатые дядечки с упоением били бы друг другу морды в прямом эфире. Один другому говорит "Вы что, не верите, что мертвые воскресают?" — с видом "Тебе что, собака, наша власть не нравится?" Один говорит "Доктор, вы не хотите обращать внимания на то, что происходит уже три недели". Занятно. Программу ведет афроамериканец мистер Берман.
В каком-то жилом доме отряд полицейского спецназа столкнулся с зомби.
Четверо спасшихся вылетели на вертолете, они сели на торговый центр в небольшом городе, чтобы пополнить запасы.
Подумали и остались в торговом центре, где сумели наладить безопасную и достаточно комфортную жизнь.. Это неплохая робинзонада в мире зомбиапокалипсиса. Но кроме зомби в мире остались и живые отморозки.
Дед одного из четверки героев, служитель вуду говорил: "Когда в аду уже нет места, мертвые ходят по земле".
Актерский состав. Снял данную картину, считающуюся шедевром кинематографа ужасов и одним из лучших фильмов о зомби, Джордж Ромеро. Режиссер сыграл режиссера в телестудии, а его жена Кристин Форрест — ассистента режиссера.
Консультантом по сценарию был Дарио Ардженто (степень участия Ардженто в данном проекте — вопрос дискуссионный. Некоторые считают его чуть ли не полноценным соавтором).. Спецэффекты делал Том Савини (он же сыграл главу банды рокеров).
В фильме снялись известные актеры Дэвид Эмджи (пилот вертолета) ("Существо в корзине 2", "Властелин ада"), Кен Фори (Питер Вашингтон, спецназовец-афроамериканец) ("Извне", "Кожаное лицо. Техасская резня бензопилой 3", "Зона мертвых"), Принц Гора (то есть прямой потомок знаменитого авантюриста Иосии Харлана) Скотт Рейнигер (белый спецназовец)("Рыцари на колесах", "Рассвет мертвецов" (2004)), режиссер Гейлен Росс (Франсин) ("Безумец"), Джозеф Пилато (полицейский) ("День мертвецов", "Исполнитель желаний", "Криминальное чтиво"), известный журналист Говард Смит (репортер), каскадер Тасо Ставракис (один из банды) ("Рыцари на колесах", "День мертвецов").
О версиях. Их существует множество. Выделю основные
Удлиненная версия — Наспех смонтированная для показаь на МКФ в Каннах. Сам ромеро считал ее сыроватой. Она выходила в Японии как режиссерская версия. Длина 139 минут
Американская версия (125 минут) Эта версия была в прокате в США, Канаде и Великобритании.
Версия Ардженто (117 минут) Смонтировал Дарио Арджент. Эта версия шла в прокате в Европе. Во многих странах она называлась "Зомби". Она более динамична, но из нее выкинут юмор и социальные закидоны.
Полная версия (155 минут) Появилась в 2018 году.
Почему смотреть стоит (плюсы). Один из лучших зомби-фильмов в истории, существенно повлиявший на жанр (один из вдохновителей и прародителей всех этих зомбиапокалипсисов, нагрянувших на экраны мутным потоком в 2000-е). "Ночь живых мертвецов" с натяжками можно отнести к классическим зомби, то "Рассвет..." уже явственно создает ромеровских зомби, здесь уже не до вуду-шмуду, не до змей и радуг.
Мощный и жуткий фильм, лучший в ромеровской трилогии, лишний раз напоминает насколько хрупок мир, была цивилизация — и вот ее нет. "Спасайся, кто может".
Почему смотреть не стоит (минусы). Фильм недаром был отнесен к сплаттеру. Есть очень жестокие и неприятные кадры. Явно не для слабонервных.
Ромеро был бы не Ромеро, если бы не устроил социальный посыл, как обычно плевок в харю. Посыл мощный, намек в стиле "хотя это был слоненок" — обличили заодно общество потребления.
Всемирная популярность, нежданно-негаданно постигшая южнокорейский телесериал от Netflix, – точный диагноз системе, в которой нам приходится жить.
История «Игры в кальмара» напоминает сказку о Золушке. Режиссер Хван Дон Хёк написал сценарий сериала 12 лет назад, но за все эти годы не смог найти студию, которая за него взялась бы, – пока сценарием не заинтересовалась стриминговая платформа Netflix в рамках программы «не Западом единым жив человек». Премьера «Игры в кальмара» состоялась 17 сентября – и меньше чем за месяц ее посмотрели 142 миллиона телезрителей, благодаря чему детище Хван Дон Хёка официально стало самым популярным нетфликсовским сериалом за всю историю платформы. Ну не чудо ли?
Еще какое – если учесть, что ничего оригинального в «Игре» на первый взгляд нет. Игра, участников которой убивают по-настоящему, – конечно, мы такое видели, и не раз. Ладно «Голодные игры» – была японская «Королевская битва» (2000) с похожим сюжетом, только там в игре заставляли участвовать детей; еще раньше был «Бегущий человек» (1987) с Шварценеггером по роману Стивена Кинга. Новое поколение переоткрывает для себя старые сюжеты – или дело в чем-то еще?
Люди, которые играют в игры
Сон Ки Хун из сеульского района с неблагозвучным на русское ухо названием Ссанмундон – неудачник. Денег и работы нет, зато есть пристрастие к скачкам; жена его бросила, вышла за другого и вместе с дочкой уезжает в благословенную Америку; живет Ки Хун с престарелой матерью, сидит у нее на шее и ничего не ждет, кроме того, что бандиты, которым он задолжал, разберут его на органы. Однажды в метро мужчина предлагает Ки Хуну сыграть в игру «ттакчи» (аналог игры в сотки) на странных условиях: если Ки Хун выиграет, он получит сто тысяч вон, если проиграет – мужчина ударит его по лицу. Сто тысяч оказываются в итоге в кармане основательно избитого Ки Хуна, после чего мужчина предлагает сыграть по-крупному: вот визитка, звоните...
Ки Хун звонит, ночью в назначенный час садится в машину, получает порцию усыпляющего газа – и очухивается в робе с номером 456 в непонятном месте вроде спортзала. Вокруг – другие номера, а еще люди в розовых комбинезонах и масках с квадратами, кругами и треугольниками, и с автоматами в руках. Ки Хун – 456-й и последний участник некоей Игры. Вскоре игроков ведут играть в «Тише едешь – дальше будешь»: нужно за пять минут добежать до гигантской куклы-робота в виде девочки, но бежать можно, пока кукла отвернулась, а когда она смотрит на игроков, надо стоять неподвижно. А кто продолжает бежать или дергается – тех натурально расстреливают самонаводящиеся пулеметы в стенах.
Неожиданная бойня выкашивает добрую половину участников. Зато когда другая, удачливая половина возвращается в типа спортзал, огромная прозрачная свинья-копилка на потолке наполняется деньгами. Это призовой фонд; в итоге, говорит Распорядитель Игры (тоже в маске, черной, в форме абстрактного человеческого лица), приз составит 45,6 миллиардов вон – около 38 миллионов долларов. Это будет после шести игр, вероятность выжить в которых невелика. Собственно, размер призового фонда – это сто миллионов вон за каждого «выбывшего», за исключением победителя. То есть, понятно, за каждого убитого.
Сериал сосредотачивается на семи героях. Это Сон Ки Хун; его друг детства, ныне успешный бизнесмен, потерявший кучу денег на бирже; старик с опухолью мозга; мафиози, проигравшийся в казино; пакистанский гастарбайтер, который покалечил плохого босса и ищет денег, чтобы уехать на родину; истеричная и хитрая женщина, чья стратегия – продать себя подороже потенциальному победителю, авось вместе пробьются; и еще юная беглянка из КНДР – она потеряла родителей и хочет вызволить братика из детдома. Ну и молодой полицейский, ищущий пропавшего без вести старшего брата – того, очевидно, некогда приманили в Игру, и так он и канул.
Плюс – безликие статисты в комбинезонах, Распорядитель и таинственный Хозяин Игры. Поначалу самое страшное – это именно профессионализм айнзатц-команд, с которым треугольники, квадраты и круги – знаки иерархии, вроде звезд на погонах, – отмывают кровь, кладут тела в веселенькие, черные с розовыми лентами гробы и сжигают в крематориях трупы и не совсем трупы (но кто же будет разбираться?). Потом понимаешь, что и это тоже люди, и с ними не все так просто – но это потом.
Честно и добровольно
«Игра в кальмара» – еще один фильм на тему «никто из нас не выйдет отсюда живым». То есть – выйти кто-то выйдет. Но вот сохранить и жизнь, и рассудок не удастся точно никому.
Вообще жанр «королевская битва» особого отклонения от стандартного развития сюжета не предполагает. Начинается Игра – ряды игроков редеют не по часам, а по минутам – формируются команды – кто-то кого-то непременно предает – кто-то сразу смекает: «меньше народу – больше кислороду», уменьшать число конкурентов можно и свободное от игр время, достаточно устроить резню, например, – кто-то обязательно жертвует собой – а кто-то даже и побеждает, но любая победа заведомо хуже проигрыша. В «Игре в кальмара» всё это есть, и актуальные темы – тоже: и феминизм, и мигранты, и религия (среди игроков затесался христианский пастор – в Корее с ее псевдохристианскими сектами это больная тема), – однако в основном, как и любая «королевская битва», эта сводится к победе социал-дарвинизма, когда каждый за себя, а Бог, если он есть, за всех.
Но одной Игры недостаточно: она должна быть со смыслом, с изюминкой, с метафорой. Скажем, в итальянском фильме «Десятая жертва» (1965) по рассказу Роберта Шекли Большая Охота была метафорой пресыщенности – в XXI веке жить было так скучно, что люди искали острых ощущений и становились Охотниками и Жертвами. В «Игре в кальмара» скука тоже есть – у пресыщенных випов, особо важных гостей, которые наблюдают за Игрой из-за стекла и делают ставки на тот или другой номер.
Японская «Королевская битва» была, с другой стороны, комментарием на тему «потерянного десятилетия», периода экономического застоя 1990-х, когда молодежь росла особенно тревожной и агрессивной. Сегодня в Южной Корее проблема номер один – кредиты, особенно у молодых, и не зря Сон Ки Хун в «Игре в кальмара» всем должен. Этот типаж узнаваем – но сериал стал популярным далеко не только в Корее, а значит, он берет чем-то еще.
И чем именно – не секрет: «Игра в кальмара» рассказывает на деле о другой, Большой Игре, именуемой капитализмом. Главные черты у здешней Игры те же, что у капитализма, – декларируемые добровольность и честность. Становиться игроком никого не принуждают – но раз уж играешь, изволь соблюдать правила. Да, что тебя будут убивать, тебе сразу не говорят. Однако, позвольте, есть же третье правило: если большинство игроков проголосуют за прекращение Игры, она прекратится! У нас, видите, демократия, а люди ведь не звери. На их человечность можно положиться, верно?..
«И если кто-нибудь даже захочет, чтоб было иначе...»
Верно. После кровавого исхода «Тише едешь...» большинство этим правом пользуется, игра прекращается, выживших возвращают туда, откуда забрали, – но только почти все они чуть погодя едут обратно. Хозяин Игры знает, куда бить: реальность игроков – ад, ад бедности, и, если перефразировать Маркса, при ставке в 38 миллионов долларов нет такой игры, в которой бедняк не рискнул бы расстаться с жизнью. Игра хотя бы уравнивает шансы, а-ля полковник Кольт; как говорит Распорядитель, «основной принцип у нас – равенство». Чистая правда: все равны, поэтому погибают слабаки, глупцы и лузеры, а выживают – наоборот...
Но если подумать, эта «честность» и это «равенство» – лукавые. Нет равенства в том, что люди, обделенные силой или умом, гибнут прежде сильных; нет честности в том, чтобы сыграть на слабых местах бедного человека. Но манипуляция работает, и на протяжении девяти серий игроки находят всё новые и новые оправдания тому, что они – в Игре. «Если мы остановимся, это будет нечестно – мы ведь уже победили!» «Ради всех, кто погиб, мы не должны бросать играть!» «Если мы остановимся, другие все равно продолжат!»
Вот за это «Игру в кальмара», верно, и полюбили – за точное описание механизма мягкого принуждения к капитализму. Люди быстро принимают навязанную им реальность, входят в предложенные роли, впрягаются – и превращаются, да, в лошадей на скачках. А скорее – в бойцовых петухов, которых стравливают потехи ради те, кто уже победил в Большой Игре. И вроде ясно , что винить надо тех, кто все это устроил, «сытых хамов-сволочей», – но почему-то эта мысль мало кого посещает. В том числе потому, что система остается безликой и анонимной («гнет в современном мире не имеет четкого источника», как писал Виктор Пелевин). И потому, что каждый хочет победить и ни с кем не делиться. Ресурс ведь ограничен, и каждый за себя, и так далее.
И вот девушка из Южной Кореи спрашивает девушку из Северной Кореи: «Ты зачем перебежала сюда с Севера?» – «Думала, что здесь лучше». – «И как, лучше?..»
Верхи КНДР, кстати, «Игру в кальмара» посмотрели внимательно – тамошняя пропаганда вовсю трубит о том, что этот сериал вскрывает гнойные язвы южнокорейского капитализма. Прискорбно, но это чистая правда (что не оправдывает северокорейскую Игру в своего, тоталитарного кальмара). После двух кризисов капиталистический мир явно съезжает с рельс социальной рыночной экономики в овраг, где человек человеку – волк. Причем в сериале еще можно было как-то соскочить – после первого голосования, – а в жизни ведь и не соскочишь. Что остается? Только то, что делает герой в самом финале. Но сериал прерывается очень вовремя – и вряд ли во втором сезоне нам покажут, как решить все наши проблемы.
Отныне на выжженной земле, под убийственными лучами Солнца ютятся немногие выжившие.
Один из них Финч Вайнберг – инженер, не чуждый робототехнике. Чувствуя, что его дни подходят к концу, Финч создает робота, главная цель которого ухаживать за собакой. Кто мог знать, что на свет появилось нечто гораздо большее.
Книг и фильмов на тему апокалипсиса и его последствий, нынче пруд пруди. Почти все описывают взаимодействие выживших гомо сапиенсов или конец цивилизации. Из произведений и постановок, больше опирающихся на личные людские истории, с ходу вспоминается лишь «Тихое место» да «Я — мать».
Finch перекликается с I Am Mother, но рассказывает абсолютно другое по духу и настроению повествование.
На первый взгляд для нашей цивилизации все плохо. Нет, не плохо, уже практически песец. Вспышка на солнца, уничтожившая озоновый слой, залившая все живое убийственным ультрафиолетом. Продолжающая это делать не первый год. Растения уничтожены. Еды нет. Электроника вырубилась после электромагнитного импульса. Жара за 60 градусов. Ураганы со скоростью ветра за 200 км. А тут еще из гомо сапиенсов полезли их худшие черты. В общем, была цивилизация – и нету.
Не слишком приятная картина, мягко говоря. А тут еще и ГГ вот-вот к праотцам отправится. Но при этих жестких исходных данных у постановщиков получилась достаточно оптимистичная лента.
В первую очередь благодаря лицедеям, которых, не считая робота, тут ровно один Том Хэнкс.
Его Финч, как почти все актерские работы Тома, поразительно естественный и живой. «Наш сосед», отличный, талантливый инженер-конструктор, продвигающий в жизнь законы робототехники Азимова с некоторыми дополнениями. Немного эгоистичный, никому не доверяющий, нелюдимый мизантроп, не любящий работать в команде. Души не чающий в своей собаке. На диво жизнерадостный, если учесть обстоятельства. Изрядно трусливый, способный на вспышки гнева. С хорошим шлейфом роли (благодаря паре его монологов мы отлично представляем прошлую жизнь Вайнберга). Привязывающийся к своим творениям. Ставший для робота настоящим отцом: открывающим мир, делящимся опытом, рассказывающим сказки, строгим, но справедливым. Жаждущим продолжить себя в металлическом здоровяке. Небезуспешно.
Впрочем, не считать робота невозможно. Джеф, которого подарил нам Калеб Лэндри Джонс и технология motion-capture — превосходен, хотя где-то перекликается со своим сородичем.
Желающий стать гением новорожденный, жутко жалеющий о недокачанных в его голову данных. Делающий первые шаги (нелегкое это дело) ребенок. Всезнайка, сыплющий фактами обо всем на свете. В упор не понимающий метафор и прочих сравнений. Искренне радующийся забавным моментам. Любопытный, по-детски пытающийся скрыть свои «шкоды». Копирующий жесты создателя. Постоянно извиняющийся за свою неуклюжесть. Пытающийся выучить собачий язык Обладающий рядом запоминающийся привычек. Способный доносить свое настроение благодаря пластике железного тела. Блеск! И отличное взаимодействие Джефа и Финча.
Так что же весь фильм на двоих? Нет, на самом деле у нас не два героя, а три. Третий – собака, ставшая полноценным героем фильма. Зверюга по кличке Гудьир — со своим характером, привычками, повадками, отношением к роботу и человеку. Барбос активно реагирует на происходящее, боится, злится, выражает свои чувства поднятием лапы, лаем, поскуливанием, ушами и всей своей мохнатой мордой.
Картина вышла чертовски атмосферной благодаря картинкам постапокалиптической Земли. Вечный ветер и безжалостное солнце, превращающее всех выживших в эдаких вампиров, способных передвигаться днем лишь в скафандре. Циклопические бури и ураганы. Торнадо, сметающее все на своем пути. Вездесущий песок, дома укутанные в барханы и дюны. Ни единого зеленого листка. Высохшие мумии погибших.
Да, если придираться, вопросов появляется немало, в частности на тему слишком хорошо сохранившихся дорог/мостов и малого количества брошенных машин. Но то уже такое.
Постановщики успешно и резко меняют настроение зрителя, временами переключая тумблер фильма с катастрофы на комедию, с трагедии на триллер. И наоборот. Регулярно подгоняют саспенса, подбрасывая героям то природные катаклизмы, то таинственного преследователя, то обратный отсчет до неминуемой гибели.
Позабавят американцев искренне любимым в их краях роад-муви, отправляя протагонистов в путешествие через всю страну.
Не позабудут поделиться немудреной, но важной моралью о том, что людям в любых условиях надо оставаться людьми. Иначе нам не выжить. Ну и упускать возможность путешествовать не нужно, конечно.
Порадуют грустным, но оптимистичным финалом, дарящим надежду на возрождение и несмело уповающим на то, что у человечества все же есть шанс уцелеть. Хоть тушкой хоть чучелком. Изменившись, осознав, что такое быть Человеком. Пора уже людям понять самих себя.
Эрго. Трогательная история об отцах и детях, человеке и роботе, человечности и любви. Впечатляющая картинка постапа. Уместное переключение жанров. Бенефис Хэнкса и Джефа.
Режиссер: Мигель Сапочник
В ролях: Том Хэнкс, Калеб Лэндри Джонс, Самира Уайли, Лора Хэрриер, Скит Ульрих
В ролях Кристофер Ли, Питер Кушинг, Найри Доун Портер, Денхолм Эллиотт, Джон Пертуи, Джоэнна Данхэм, Джосс Экленд, Джон Беннет, Хлоя Фрэнкс, Том Адамс
Ужасы
Оценка 6.6 (5989) Моя оценка 7 (хорошо)
Другие названия "Особняк с привидениями" (Аргентина), "Дом, который убивает" (Канада, Франция), "Танец смерти вампиров" (Германия), "Дом вампиров" (Польша), "Особняк преступлений" (Испания)
Производство Amicus Productions (as An Amicus Production)
Антология ужасов, автором сценария которой был Роберт Блох по своим рассказам Method for Murder (Метод убийства) (Сыграть убийство), Waxworks (Музей восковых фигур), Sweets to the Sweet (Прекрасное — прекрасной) и The Cloak (Плащ)
Исчезла кинозвезда. Инспектор Скотленд-Ярда Холлоуэй (Джон Беннетт) приезжает в глубинку, провести расследование на месте. Местный сержант (Джон Малькольм) и агент по недвижимости Стокер (Джон Брайанс) расскажут инспектору несколько историй о доме, в котором жила актриса. Сержант говорит "Это не первый случай, когда с жителями этого дома происходит что-то странное".
"Тисовый дом" пользуется плохой репутацией.
Первая история "Метод убийства". Писатель с женой снимают дом, чтобы он наваял какую-то нетленку. Ему понравилась библиотека в доме, ей дом решительно не понравился, но он ее уболтал. Чарльз Хилльер пишет рассказы ужасов.
Чарлз пишет рассказ о психопате-душителе Доминике, сбежавшем из психушки и свирепствующим в глубинке. Все шло отлично, но писателю начинает мерещиться персонаж его рассказа.
Психиатр говорит ему "Иногда писатель, создающий персонаж как актер, играющий роль. И иногда роль берет верх".
Ироничный финал этой истории.
Вторая история "Восковые фигуры". Следующим проклятый дом снял биржевой брокер на пенсии Филипп Грейсон (Питер Кашинг). Однажды он зашел в музей ужасов (музей восковых фигур) в городке. И там его поразила фигура Саломеи. Хозяин говорит, что моделью послужила его жена, которую казнили за убийство. Он добавляет, что фигура Саломеи производит на людей странное впечатление — они видят в ней "самые разные вещи".
Филипп не собирался возвращаться в Музей, но вернулся — из-за нее.
А возвращаться туда не следовало.
История третья "Прекрасное — прекрасной". Затем дом снял пожилой джентльмен Джон Рид (Кристофер Ли). Брокер говорит о нем "Тихий и (хотя я тогда еще этого не осознавал) опасный человек". С ним приехала маленькая дочка Джейн.
Для девочки наняли учительницу миссис Нортон, молодую привлекательную вдову.
Отец запрещает Джейн играть с другими детьми и играть с игрушками. Он говорит учительнице "На то есть причины".
Рид разрешил учительнице купить игрушки, но куклу сжег "Это было жестоко. — Но необходимо". И говорит о своей жене "Я был рад, когда она умерла. К тому времени я уже знал, кем она была на самом деле".
Учительница убедится, что у отца были веские причины бояться собственной дочери.
Четвертая история "Плащ". Затем в дом въехал Пол Хендерсон, кинозвезда, часто игравший в ужастиках, в том числе вампиров.
Пол Хендерсон согласился сниматься в фильме "Проклятие кровопийц" (собственно, дом снят на время его съемки в данной картине — до съемочной площадки полчаса), но его все раздражает — дешевые декорации, дешевый реквизит, низкий бюджет и главное — как он сам оказался в таком г...
И он решает сам приобрести костюм вампира у очень необычного реквизитора.
Актерский состав. Снял картину Питер Даффелл, которого Кристофер Ли назвал "самым недооцененным режиссером Британии".
В фильме снялись звезды и известные актеры часто игравший полицейских и преступников Джон Беннетт (инспектор Холлоуэй) ("Проклятие оборотня", "Доля секунды", "Пятый элемент", "Шерлок Холмс и звезда оперетты"), Джон Брайанс (агент по недвижимости Стокер)("Вердикт", "Генрих Восьмой и шесть его жен"), Денхольм Эллиот (Чарлз Хилльярд), Джоанна Данхэм (его жена Алиса)(Мария Магдалина в "Величайшей из рассказанных историй"), Том Адамс (Доменик)("Доктор Кто", "Лицензирован на убийство"), Роберт Лэнг (психиатр) ("Танец со смертью", "Прикосновение Медузы"), Питер Кашинг (Филипп Грэйсон), Джосс Экланд (Невилл Роджерс)("Сицилиец", "Смертельное оружие 2", "Шпион, выйди вон"), внук киевских евреев, перебравшихся в Англию, Вольф Моррис (хозяин музея)("Один день Ивана Денисовича", "Приключения умного брата Шерлока Золмса"), Кристофер Ли (Джон Рид), новозеландка Нири Даун Портер (миссис Нортон)("Из могилы"), Хью Мэннинг (Марк) ("Наш человек в Гаване", "Куотермасс и колодец", "Человек -слон"), Карлтон Хоббс (доктор, приходивший к Риду) (Голос Шерлока Холмса в радиопостановках 50-60-х), Джон Пертви (пропавшая кинозвезда) (Третий Доктор Кто), Ингрид Питт (Карла), Джеффри Бэйлдон (Тео фон Хартманн, продавший плащ) ("Дракула", "Незабываемая ночь", "Человек из Интерпола"). Джонатан Линн (мистер Петрич) ("Мой кузен Винни", "Сержант Билко").
Интересно. Пропавшую кинозвезду должен был сыграть Винсент Прайс, но студия настаивала на эксклюзивном контракте, на что актер не согласился.
Фредди Фрэнсис мог стать режиссером фильма.
Джон Пертви сказал, что его эпизод должен был быть комедийным, и комедийность убрали уже по ходу съемок по настоянию продюсера. Джон основывал свою роль на Кристофере Ли
Почему смотреть стоит (плюсы). Amicus — самый достойный конкурент легендарной студии Хаммер, что в данном случае подчеркивает присутствие Питера Кашинга и Кристофера Ли. Данная картина — одна из лучших в наследии студии, ее продюсировали основатели компании Милтон Суботски и Макс Розенбург.
"Амикус" одно время специализировался на антологиях ужасов, и данная картина — хороший образец подобной продукции.
Фильм стильно снят, он ироничен.
Несмотря на название, крови в фильме нет (маньяки есть, вампиры есть, убийства есть, а крови нет), так что "истекающий кровью" — рекламный трюк, основанный на понимании продюсером того, что нужно зрителю.
Почему смотреть не стоит (минусы). Как и любая антология, данная лента неравноценна. Кому то больше понравится одно, кому то другое. Мне понравились все эпизоды, но и я вижу, что они неравноценны.
Обычно выделяют первый и последний и ругают второй и третий, хотя, повторюсь, мне понравились все.
Итог. Добротная антология, подарок для любителей британских классических ужасов. Киножурнал Empire назвал фильм "одно из лучших антологий от Амикуса".
О рассказах и их авторе. Роберт Блох (Robert Albert Bloch) (5 апреля 1917, Чикаго — 23 сентября 1994, Лос-Анджелес) — американский писатель-фантаст. С детства был большим поклонником творчества Г. Ф. Лавкрафта, с которым некоторое время состоял в переписке. Автор романа «Психо», впоследствии экранизированного Альфредом Хичкоком и Гасом Ван Сэнтом. Является создателем Людвига Принна и его книги-новодела «Тайны червя» «Des vermis mysteriis». Написал сотни рассказов и более тридцати романов. Обладатель премий Хьюго, Брэма Стокера, Всемирной премии фэнтези.
Method for Murder (Метод убийства) (Сыграть убийство) Рассказ впервые опубликован в июльском номере журнала Fury за 1962. Рассказ неоднократно переиздавался, переводился на голландский, французский языки. Существует любительский перевод на русский язык.
Waxworks (Музей восковых фигур) Рассказ впервые издан в 1939 в январском номере журнала Weird Tales. Неоднократно переиздавался и переводился на многие языки.
На русском впервые издан в малотиражке "Темный демон (Москва, 2021).
Sweets to the Sweet (Прекрасное — прекрасной) Рассказ впервые издан в 1947 в двух номерах журнала Weird Tales. Неоднократно переиздавался и переводился на многие языки.
На русском был издан в антологии "Фата-Моргана 5" (Нижний Новгород, Флокс, 1992). Переиздан в малотиражке "Человек, который кричал "Волк"" (Киев, Мой друг фантастика, 2018) и электронном издании "Собрание рассказов Роберта Блоха. Том 5. Одержимость".
The Cloak (Плащ) Рассказ впервые опубликован в 1939 в майском номере журнала Unknown. Неоднократно переиздавался и переводился на многие языки. На русском неоднократно издавался. У меня был в антологии "Таящийся ужас" (Москва, Ника-5, 1992).
В ролях Анджела Плезенс, Питер Вон, Лорна Хейлброн, Нэнси Невинсон, Рональд О’Нил, Мари-Поль Майло, Майк Грэйди, Рэймонд Хантли
Ужасы
Оценка 6.6 (1338) Моя оценка 7 (хорошо)
Производство Finiton Productions
Экранизация рассказа Томаса Оуэна (как и "Вампиры" Ларраса), что стало для меня неожиданностью.
Фильм номинировался на Золотую пальмовую ветвь Каннского МКФ.
Фильм считался утраченным, но в 2014 нашелся негатив.
Две подруги переезжают в загородный дом, у хозяйки состояние, близкое к нервному срыву, а тут еще много странного, что усугубляет положение.
Странный и мерзкий подсобный рабочий своими выходками подталкивает Хелен за грань безумия. Он также намекает Энн, что в поместье и раньше гостили женщины, но непонятно, куда они девались и говорит "А ты красивее предыдущей".
Намеки и странные происшествия наращивают напряжение и создают гнетущую атмосферу в поместье.
Актерский состав. Снял фильм испанский режиссер Хосе Рамон Ларрас, много работавший в британском жанровом кино. В 1974 он снял свой самый знаменитый фильм "Вампиры".
В фильме снялись звезды и известные актеры дочь Дональда Плезенса Анжела Плезенс (Хелен) ("Банды Нью-Йорка", "Шесть жен Генриха Восьмого", "Странный ребенок", "Отверженные"), Питер Вон (Брэди), шотландка Лорна Хейлборн (Энн) ("Девушка на качелях", "Ползущая плоть"), еврейка из Индии Ненси Невинсон (Ханна)("Иисус из Назарета", "Шпион, пришедший с холода", "Молодой Шерлок Холмс"), Майк Грейди (Ник, друг Энн)("Возвращение Розовой пантеры", "Узник Зенды", "Шерлок Холмс, игра теней"), Реймонд Хантли (Берк) ("Вверх по лестнице, ведущей вниз", "Моцарт", "Рембрандт", "На последнем дыхании").
Интересно. Главную роль должна был а сыграть Джин Сиберг.
Ларраз сам финансировал фильм за счет своих доходов как автора комиксов.
Анжела Плезенс получила травму на съемках и попала в больницу.
Почему смотреть стоит (плюсы). Одна из вершин творчества неоднозначного, но интересного режиссера. Странный психологический триллер, в котором умело нагнетают напряжение. Причем делает это нетрадиционными для жанра методами.
Интересная картина о героине, которая все стремительнее погружается в бездну безумия.
Великолепная работа оператора Тревора Ренна, временами создающего кадры поразительной красоты (например, начальная сцена с переливами света в кронах осенних деревьев)
Критики сравнивали данную картину с "Отвращением" Романа Полански и находили в них массу параллелей. В принципе посмотрев картину Поланского будешь подготовленнее к тому, что происходит здесь (в двусторонней связи я не уверен, но вот такая есть — припоминая страдания и метания Катрин Денев, лучше поймешь, чего ждать от героини Анжелы Плезенс).
Фильм оставляет неоднозначное впечатление. Как на зрителя, так и в исторической перспективе. Это первая британская картина в официальной программе Каннского фестиваля, что вызвало гнев "настоящих кинематографистов". Но годы шли. Фильм терялся и находился, а заодно приобрел культовый статус.
Цитаты. "Это озеро словно море — всегда отдает своих мертвецов"
Почему смотреть не стоит (минусы). Фильм странный. Сказывается время выпуска.
Из-за неоднозначной реакции на картину Ларрас был вынужден на несколько лет прервать британскую карьеру и вернуться в Испанию
Итог. Красивый и грустный психологический фильм ужасов, который не столько пугает, сколько волнует, показывая, насколько хрупкой может быть психика и как несложно ее пошатнуть.
Примечание. Мне фильм понравился, но мне вообще нравится творчество Ларраса. А оно по вкусу далеко не всем. Картина довольно странная, что стоит учесть.
О рассказе и его авторе. Томас Оуэн (Thomas Owen)(настоящее имя Жеральд Берто (Gerald Bertot))(22 июля 1910, Лувен — 2 марта 2002, Брюссель) бельгийский писатель, считается одним из столпов бельгийской странной литературы (weird fiction) и представителем золотого века бельгийской фантастики.
Автор около 300 рассказов.
Для рассказов характерна тема одиночества, атмосфера нарастающей тревоги.
В 1974 по рассказам Оуэна (правда, точно не ясно каким именно) Хосе Рамон Ларрас снял фильмы "Симптомы" и "Вампиры", лучшие картины в его творчестве.