Данная рубрика представляет собой «уголок страшного» на сайте FantLab. В первую очередь рубрика ориентируется на соответствующие книги и фильмы, но в поле ее зрения будет попадать все мрачное искусство: живопись, комиксы, игры, музыка и т.д.
Здесь планируются анонсы жанровых новинок, рецензии на мировые бестселлеры и произведения, которые известны лишь в узких кругах любителей ужасов. Вы сможете найти информацию об интересных проектах, конкурсах, новых именах и незаслуженно забытых авторах.
Приглашаем к сотрудничеству:
— писателей, работающих в данных направлениях;
— издательства, выпускающие соответствующие книги и журналы;
— рецензентов и авторов статей и материалов для нашей рубрики.
Обратите внимание на облако тегов: используйте выборку по соответствующему тегу.
Мне нравится сетевой фольклор. Все эти крипи-истории, выдавленные коллективным бессознательным на электронные страницы испуганных (или страстно желающих испугаться) тридцатилетних мальчиков и девочек. Проклятые файлы, убивающие, если их открыть. Скрытая часть интернета, доступная лишь избранным. Сталкеры, находящие в брошенных зданиях двери в забытые покои остывших мертвецов. Скримеры и вечный непреходящий перевал Дятлова. Новые культы древних богов и тайны зеркал. Убийцы в интернете, маньяки, которые сидят с нами в одних и тех же соцсетях, древние твари, которые следят за вами через вашу же вебкамеру. Люди, которые бегут из бытового ада в ад настоящий, такой уютный и обжитый, и всё это — огромная часть современного интернета, на которую современные же писатели почему-то почти не обращают внимания, предпочитая снова и снова переосмысливать прошлое. А ведь это удивительное место, я бы даже сказал место новой искренности (про искренность писатели любят поговорить, вот и я вставлю сюда это словечко). Да, есть кино, где как-то пробуют показать что-то не просто страшное, но страшное по-современному, однако в результате получается дешевая дрянь, фильмы категории Б, которые смотрят только не слишком взыскательные зрители вроде меня. Ну и как по мне жанр хоррора и крипи-историй – это все-таки немного разные вещи. Крипи-истории – дьявольские дети интернета, в интернете им по большей части и стоит оставаться. В крайнем случае – пусть будет книга. Скачанная через тор, с флибусты, адский сборник страшных рассказов.
“Самая страшная книга — 2016” – как раз сборник крипи-историй. По крайней мере меня в ней заинтересовали именно те истории, которые так или иначе либо связаны с интернетом, либо рассказывают нам о предшествующих девяностых: веерные отключения света, попытки добыть денег, ножки буша, занесенные снегом поселки, забытые этой страной (если вы понимаете, о чем я). Никому не нужные дети ельцинской эпохи, постепенно врастающие в цифровой ад нулевых и дальше. Я ничего не ожидал от этой книги. Я скачал ее совершенно случайно. И открыл в читалке тоже совершенно случайно. Более того: около половины рассказов не смог прочесть до конца (прошу прощения у авторов). Но оставшиеся рассказы – это то, что надо. Тот самый сетевой фольклор, который я хотел увидеть. Не могу сказать, что это какое-то новое слово в литературе. Нет там нового Пушкина или Чехова. Да и не надо. Потому что случилось главное: через эти рассказы я почувствовал (внезапно) дуновение современности. Ад одиночества, ад людей, пытающихся убежать оттуда, где страшно скучно, туда, где просто страшно.
В рассказе Провоторова “Мужики” главный герой убегает из города в деревню. Он не любит людей, предпочитая одиночество, такой современный дауншифтер, художник с ноутбуком подмышкой. В деревне происходят определенные пугающие события, но, что любопытно, сами события не так интересны, как предшествующий им ленивый денек с близящимся закатом: вся эта тревожность, какие-то нелепые случайности, встречи, смешной мужичок (кажется, что он вот-вот цыкнет зубом в духе соцреализма), старушка с корзинкой грибов, прочие милые детали умирающего деревенского быта. Рассказ хорош, но в этом сборнике у Провоторова есть и лучше: “Веерное отключение”. Здесь уже про мальчишку родом из девяностых, может это как раз про детство главного героя “Мужиков”: почти весь рассказ мы не выходим из квартиры, в которой просто-напросто отключили свет. Мальчик остался один, и мы внимательно следим за его переживаниями. И это чертовски интересно! Наступает вечер, свет не дают, отец в командировке, мать у тети, а свечки и спички – в других комнатах, и это так близко, и одновременно так безумно далеко, потому что страшно просто встать с кресла, чтобы сходить за ними сквозь темноту, мимо зеркал, мимо скрипящей дверцы шкафа, мимо окошка вентиляции. Удивительно хороший криповый рассказ.
“Ночной пловец” Дмитрия Витера – типичная (в хорошем смысле) криповая история про одинокого мужчину, его бросила жена (девушка?), он тоскует и, чтоб забыться, топит себя в работе, а после работы – ходит поплавать в бассейн. История простая, но страшная, отличная байка из интернета.
“Узор” Матюхина – крипи-байка про адский узор в каждом из нас. Ну может и не в каждом из нас. Конечно, не в каждом из нас: мы ведь все такие светлые человечки на просторах сети. А главный герой просто скачал дьявольский рисунок из интернета, и этот рисунок изменил его. Почему антивирусом не пользовался, спрашивается? Рассказ о страхе перед сетью (мало ли с чем можно столкнуться на просторах!), о страхе перед людьми вроде бы родными и близкими, о разобщенности поколения цифры. Главному герою, например, и в голову не приходит поговорить с женой о том, что с ним происходит в редкие моменты просветления. Лучше лишний раз порубать в “World of tanks”, верно?
У рассказа есть несколько технических недочетов (как мне показалось), но все-таки он весьма неплох.
“Багровая луна” Кабира хороша, но главный злодей довольно банален. Давайте признаем: классические оборотни умерли в восьмидесятых, нужен действительно хороший реаниматор, чтоб их оживить. Зато какая тут военная часть, какая промерзшая тайга, какой дьявольский холод и какой всюду снег! Прекрасный антураж, любопытные герои, есть все, чтоб история стала по-настоящему криповой.
Ну почти все.
“В иллюминаторе” Костюкевича – не самый банальный сюрреалистичный рассказ про космонавтов на станции, сталкивающихся с неизведанным. К счастью, никаких очевидных чужих. Герои умирают (ха-ха) от алекситимии и тупых тяжелых предметов. Крипота в наличии.
“Закон Скримера” Елены Щетининой – все как надо, криповая байка из интернета, готовьтесь вы(ср)дать тонны кирпичей, дорогой читатель. Главный герой мечтает сделать такой скример (короткий видеоролик с внезапной и страшной концовкой), чтоб все ахнули и шапки долой! – но у него ничего выходит, а потом его находит настоящий гений в создании скримеров и… ну вы понимаете. Тут-то все и происходит. При желании можно поразмышлять о таланте и посредственности, о тоннах копипасты, которая заполонила эти ваши интернеты, о синдроме поиска глубокого смысла. Весьма неплохо в любом случае.
На этом, пожалуй, все. Несколько рассказов из сборника я оставил за кадром: один из них хорош, но не тянет на крипи-историю, а еще про пару говорить не буду нарочно.
Потому что в хорошей криповой байке всегда должна оставаться недосказанность.
"Пустошь. Дом страха" — дебютный роман Блейка Крауча, впервые опубликованный в 2004-м году.
Повествование в книге ведется от лица автора триллеров Эндрю Томаса, который однажды получает загадочное письмо, сообщающее о том, что рядом с его загородным домом закопан труп молодой женщины и что на ее одежде есть следы крови самого писателя.
Далее неизвестный советует в течение суток позвонить по телефону, написанному на бумажке, лежащей в кармане убитой, иначе о теле станет известно полиции.
Убедившись в скором времени в правдивости письма, Эндрю решает подчиниться воле анонима, даже не догадываясь к каким ужасным последствиям это приведет.
"Пустошь" — второе произведение Блейка Крауча, за чтение которого я взялся, дабы дать "еще один шанс" писателю, не слишком порадовавшему меня своей трилогией "Сосны".
И как выяснилось, сделал я это не зря, поскольку роман пришелся мне по душе.
Если говорить конкретнее, то мне понравился постоянно интригующий сюжет; грамотно выстроенное повествование, в котором в правильной последовательности чередуются эпизоды действия и "затишья"; и обилие разного рода деталей, позволяющих без особого труда представить описанные в тексте события.
Из минусов книги я бы выделил бледные характеры — у второстепенных персонажей, и периодические проблемы с логикой — у главных.
Одним словом, как и в случае с циклом о городке Уэйуорд Пайнс, Крауч придумал интересную историю, но продумать ее поленился.
скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)
Например, мне не очень понятно, почему брат Эндрю убил их мать, которая ничего не знала о совершенных Орсоном убийствах, и при этом не тронул друга писателя, который был в курсе всего?
Неужели Орсон считал, что только смерть матери способна пробудить в Эндрю жажду насилия (мести), а гибель лучшего друга — нет?
Удивительно, но похоже, что отчасти все так и было:
***
– Орсон, – сказал я, – скажи, почему ты убил нашу мать?
– Сам знаешь.
Он был прав.
– Я хочу, чтобы ты сказал это вслух. Я бы пришел за тобой только ради близких Уолтера. Быть может, только ради себя самого.
– Уверен, что этого было бы недостаточно.
– Ты просто мразь! Но у меня есть другое предположение. Не желаешь его выслушать?
– Валяй, – сказал Орсон, уставившись в буран за окном.
– Ты отомстил матери за то, что она произвела тебя на свет.
Орсон посмотрел на меня так, словно я поймал его за тем, как он нюхает женские трусики.
***
Как видно из приведенного выше отрывка Крауч приготовил и второе объяснение поступка Орсона.
Правда, оно, как и первое, вышло не слишком-то убедительным.
Если брат Эндрю действительно хотел убить мать "за то, что она произвела его на свет", то зачем тогда ждал целых тринадцать лет?
Почему он не сделал это раньше?...
Кстати, Эндрю тоже иногда вел себя странно.
Выбравшись из домика в пустыне, он отправился в турне по случаю выхода своей новой книги, а вернувшись домой днями напролет бездельничал, купался в озере и ловил рыбу.
Тогда как в первую очередь должен был избавиться от трупа (вернее от трупов, если верить карте Орсона), погребенного рядом с его жилищем.
Таким образом, он уничтожил бы хотя бы часть улик против себя.
Возьмем другой эпизод: Эндрю хочет разделаться с Лютером Кайтом и соглашается на встречу с ним в придорожном баре.
Вопрос: почему он не уговорил Лютера приехать в домик в пустыне?
Каким образом Эндрю собирался незаметно убить Кайта в заполненном людьми баре?!
К слову сказать, ученик Орсона — тот еще чудак.
Вместо того чтобы пристрелить писателя в финале романа, он просто истек кровью у него на глазах.
При этом, у Лютера была куча времени, чтобы зашить рану и восстановить силы.
Видимо заваривание кофе, по мнению Кайта, — это более важное дело, чем спасение собственной жизни.
Кстати, характер Эндрю Томаса также показался мне не до конца проработанным.
То у него на глазах наворачиваются слезы при виде насилия, то он почти совершенно спокойно реагирует на смерть близких ему людей.
Ну и если уж цепляться до конца, то финал романа, хоть он и получился эффектным, оставил после себя легкое разочарование.
Как-то слишком легко главному герою удалось выпутаться из очень непростой ситуации.
Но не смотря на все недочеты, книга произвела на меня благоприятное впечатление.
"Пустошь. Дом страха" — весьма крепкий дебют, который я однозначно рекомендую к прочтению всем поклонникам динамичных и в меру кровавых триллеров.
Оценка: 7/10.
P.S. Посмею предположить, что "Пустошь" — не просто первая, но и очень личная книга Крауча.
А все дело в наличии нескольких параллелей, которые можно провести между вымыслом и реальностью.
Эндрю Томас как и Крауч является автором триллеров.
У Эндрю есть брат Орсон, у Блейка — брат Джордан, вместе с которым они создали роман "Eerie" ("Зловещий"), написанный, если верить рекламе, с оглядкой на "Сияние" Стивена Кинга и "Шестое чувство" М. Найта Шьямалана.
Ну а в довершение ко всему детство Эндрю и Орсона прошло в городе Уинстон-Салем, расположенном в 71 км от города Стейтсвилл, неподалеку от которого в 1978-м году родился Блейк Крауч.
Кстати, в 35 км южнее Стейтсвилла находится озеро Норман — рядом с ним стоял дом Эндрю Томаса, куда однажды пришло загадочное письмо, положившее начало многочисленным злоключениям писателя.
Сегодня вестник совсем короткий, но я решил, что имеет смысл вынести новость в отдельный пост. Сборник украинского сплаттер-панка «Свиньи», с которого, собственно, и начался мой «Вестник украинского хоррора» первого июня сего года вышел в свет.
Книга распространяется непосредственно составителями по заявке на адрес hellowin_ua @ ukr.net и стоит 65 гривен.
Более подробно – в новости на сайте фензина. Так же, там можно почитать первые рецензии на «Свиней».
Издательство: М.: Э: ГрандМастер, 2017 год, 10000 экз. Формат: 84x108/32, твёрдая обложка + супер, 480 стр. ISBN: 978-5-699-94255-8 Серия: Дэвид Болдаччи. Гигант мирового детектива
Аннотация: Страшный удар по голове оборвал спортивную карьеру Амоса Декера – и он же пробудил в нем уникальную способность к абсолютной памяти. Декер детально запоминает всё, что когда-либо видел и слышал. Поэтому день, когда Амос пришел работать в полицию, стал черным днем для преступников. Теперь им не скрыться от правосудия – ибо по их следу идет Человек-память… ФБР привлекло Декера в спецкоманду по расследованию самых загадочных преступлений. По дороге на базу Амос случайно услышал по радио репортаж об истории человека, двадцать лет назад приговоренного к смерти за убийство своих родителей – и буквально на днях приговор будет приведен в исполнение. Декер вспомнил этого человека – в давние времена они встречались на футбольном поле. И уверен: он невиновен…
Комментарий: Второй роман из цикла об Амосе Декере. Иллюстрация на суперобложке и обложке Ф. Барбышева.
Издательство: М.: АСТ, 2017 год, 2500 экз. Формат: 84x108/32, твёрдая обложка, 352 стр. ISBN: 978-5-17-103632-4 Серия: Ходячие мертвецы
Аннотация: В один момент Лили и её группа выживших получают шанс начать новую жизнь и обезопасить своё будущее. Объединившись с другой группой из маленького городка, они затевают масштабный проект по реконструкции железной дороги между Вудбери и Атлантой.
Однажды, когда Лили и другие члены группы занимались восстановлением путей, на Вудбери напали неизвестные. Взрослые убиты, дети похищены. Почему напали? Зачем забрали детей? Лили Коул и её люди отправляются на поиски и вскоре находят ответы на свои вопросы. На пути их ждут смертельные ловушки и полчища нежити. Но как и всегда, в мире ходячих мертвецов Ходячие оказываются наименьшей из проблем Лили. Особенно по сравнению с той опасностью, которую представляют другие люди.
Аннотация: «Харри Холе вышел на лестницу и сощурился на ярком июньском солнце. ...Он чувствовал, что все находится в гармонии, в равновесии...» Так заканчивается роман «Полиция», но не история любимого героя Ю Несбё. Увы, детектив Харри обманывал сам себя — мир по-прежнему был жесток и несовершенен, и требовалась сильная рука, чтобы навести в нем хотя бы подобие порядка. Харри Холе возвращается на службу в полицию Осло, чтобы начать охоту за серийным убийцей, нападающим на тех, кто назначает свидания через сайт знакомств. След преступника приводит детектива к его собственному мрачному прошлому...
Комментарий: Одиннадцатый роман в цикле о Харри Холе. Художник не указан.
Издательство: М.: Э, 2017 год, 3000 экз. Формат: 84x108/32, твёрдая обложка + супер, 352 стр. ISBN: 978-5-699-96434-5 Серия: DETECTED. Тайна, покорившая мир
Аннотация: Элис Квентин, в прошлом жертва семейного насилия, до сих пор испытывает серьезные психологические проблемы. Она не только борется с ними, но и помогает другим людям — для того и стала психотерапевтом. Единственный человек, которому Элис никак не может помочь, — ее собственный брат, чья психическая болезнь усугубляется приемом наркотиков. В последнее время его поведение стало особенно странным, с ним явно происходит что-то зловещее. Но это еще не самое страшное. Один за другим Элис находит два женских трупа, словно специально подкинутых так, чтобы именно она их обнаружила…
Издательство: М.: АСТ, 2017 год, 7000 экз. Формат: 84x108/32, твёрдая обложка, 352 стр. ISBN: 978-5-17-103635-5 Серия: Чужой против Хищника
Аннотация: Команда корабля-колонии "Завет", отправленного на отдаленную планету в противоположном конце галактики, попадает в неизведанный рай. Вернее, так им кажется поначалу, потому что на самом деле они оказались в мрачном и опасном мире. Когда же они столкнутся с угрозой, превышающей все их самые сокровенные кошмары, им ничего не остается, кроме как предпринять попытку отчаянного побега.
Комментарий: Новеллизация фильма "Чужой: Завет". Художник не указан.
Издательство: М.: Э: Fanzon, 2017 год, 3500 экз. Формат: 60x90/16, твёрдая обложка + супер, 544 стр. ISBN: 978-5-699-95096-6 Серия: Fantasy World
Аннотация: Бывший полковник, а ныне калека-инквизитор Глокта отправляется в город, который осадили войска гурков. Он должен хотя бы на время отсрочить падение анклава и найти предателя среди правителей Дагоски.
Группа северян во главе с Тридубой присоединяется к армии Союза, чтобы воевать с ней против общего врага — идущих с Севера войск Бетода. Судьба сводит их с Вестом, которого командируют в штаб бездарного принца Ладислава.
Байяз, первый из нынешних магов, вместе с разношёрстной группой своих попутчиков, пробирается к краю Земного круга в поисках легендарного могущественного артефакта.
И над всем миром висит опасность покорения мрачным пророком Кхалюлем с его ужасными едоками.
Издательство: М.: АСТ, 2017 год, 7000 экз. Формат: 84x108/32, твёрдая обложка, 704 стр. ISBN: 978-5-17-104741-2
Аннотация: Главный герой Тень, отсидев три года в тюрьме, выходит на свободу. Он ещё не подозревает, что главные испытания ждут его впереди. Лаура, его жена, погибает в автокатастрофе… Дома Тень поджидает странный человек по имени Среда, который представляется беженцем из какой-то далекой страны и вовлекает героя в запутанные события...
Издательство: М.: АСТ, 2017 год, 5000 экз. Формат: 84x108/32, твёрдая обложка, 416 стр. ISBN: 978-5-17-103087-2 Серия: Король на все времена
Аннотация: «Испуганные люди живут в своем собственном аду. Можно сказать, они создают его сами», – такова, пожалуй, основная мысль «Возрождения» – нового романа Стивена Кинга, одного из наиболее ярких и значимых прозаиков США. Поразительная история рок-музыканта Джейми Мортона и его то ли спасителя и друга, то ли «злого гения» Чарлза Джейкобса – священника, порвавшего с церковью и открывшего секрет «тайного электричества», исцеляющего и одновременно разрушающего людей. Еще один роман Мастера о загадочном и сверхъестественном? Попытка приоткрыть дверь в мир «за гранью бытия»? Или будоражащая душу притча о жизни и смерти в лучших традициях Эдгара По и Рэя Брэдбери? Каждый читатель даст свой ответ на эти вопросы…
Комментарий: Внецикловый роман. Иллюстрация на обложке В. Лебедевой.
Издательство: М.: АСТ, 2017 год, 4000 экз. Формат: 84x108/32, твёрдая обложка, 256 стр. ISBN: 978-5-17-103099-5 Серия: Тёмная Башня
Аннотация: "Бейсбол — моя жизнь!" — так могла бы сказать Триша, маленькая девочка, которая заблудилась в лесу. И эти слова стоит понимать в буквальном смысле. Когда тебе девять лет, ты заблудилась в лесу и на пятки тебе наступает Зверь из Леса — бог заблудившихся — чтобы забрать твою душу, то помочь тебе сможет только твой кумир. Именно он поможет пройти через весь тот ужас, что тебе уготован, и не дрогнуть перед трудностями. Перед Вами роман, в котором маленькая девочка сразится с порождением тьмы, и поможет ей в этом Том Гордон, бейсболист ее любимой команды.
Аннотация: Специальный агент Секретной службы США Итан Берк приходит в себя в больнице захолустного городка в штате Айдахо – и понимает, что не помнит ничего. Ни кто он, ни как попал сюда, ни что с ним случилось. Сбежав из больницы, Берк бродит по городу с романтическим названием Заплутавшие Сосны – и постепенно обретает память. Его послали сюда с целью отыскать двоих коллег, бесследно пропавших некоторое время назад. Но на въезде в город Итан попал в автоаварию – и на этом воспоминания обрываются. Он пытается связаться с местными властями, а через них – со своим начальством, но это у него не выходит. Тогда он пробует покинуть город – но и здесь терпит неудачу: поразительно, но все дороги из Заплутавших Сосен ведут обратно. Итан понимает, что с городком что-то очень сильно не так…
Издательство: М.: Э, 2017 год, 4000 экз. Формат: 76x100/32, мягкая обложка, 320 стр. ISBN: 978-5-699-96923-4 Серия: #правильные_книги
Аннотация: В сборник входят рассказы «Дагон», «Из потустороннего мира», «Цвет из иных миров», «Притаившийся ужас», «Серебряный ключ», «Крысы в стенах», «Белый корабль», «Зов Ктулху» и повесть «Шепчущий во тьме».
Издательство: М.: Э, 2017 год, 4000 экз. Формат: 70x100/32, мягкая обложка, 96 стр. ISBN: 978-5-699-97088-9 Серия: MiniboOK
Аннотация: По пустынному берегу бредут юноша и старик. В отдалении юноша замечает ветхие руины, и старик начинает долгий рассказ о величественном городе, чьи башни некогда высились на этом берегу, о могучей цивилизации и о событиях, которые привели мир к падению...
Издательство: М.: РОСМЭН, 2017 год, Формат: 84x108/32, твёрдая обложка, 560 стр. ISBN: 978-5-353-08505-8 Серия: Алхимики
Аннотация: «Погребенные» — это готический роман и историческая хроника, детектив с элементами мистики и романтическая новелла. Поиск бессмертия, поиск правды, экзотичный колорит и захватывающая криминальная интрига — что может быть интереснее? Мир алхимии, леденящие душу секреты и самая невероятная история любви — все это в романе признанного мастера мистики и готики, знаменитого немецкого писателя Кая Майера. Что ждет Ауру Инститорис, выросшую в мрачном замке на острове? Правда о ее рождении или предательство близких? Блуждание по жутким венским подземельям или разгадка древних тайн алхимии? Вражда, которая длится уже семь столетий, или любовь всей жизни?
Комментарий: Первый роман цикла "Алхимики". Художник не указан.
Издательство: М.: Э, 2017 год, 3000 экз. Формат: 76x100/32, мягкая обложка, 384 стр. ISBN: 978-5-699-97083-4 Серия: Комната страха
Аннотация: Как две воспитанницы Академии Вампиров, юная моройская принцесса Лисса и Роза — девушка-дампир, решившая стать стражем, — оказались в мире обычных людей, ничего не знающих о древней магии и существовании вампиров? Быть может они просто захотели острых ощущений, ведь принцессам все позволено! Быть может им просто надоела школа и занудные учителя. Быть может своенравная Роза просто выкрала Лиссу из школы. Или они поняли, что мир магии не для них. Все возможно, но только почему тогда Роза просыпается в холодном поту от кошмарных снов Лиссы и чувствует погоню за спиной? Почему они не могут долго сидеть на одном месте? Рано или поздно им придется ответить на эти вопросы...
Комментарий: Первый роман цикла "Академия вампиров". Другие романы цикла в серии не издавались.
Издательство: СПб.: Азбука, М.: Азбука-Аттикус, 2017 год, 3000 экз. Формат: 75x100/32, мягкая обложка, 352 стр. ISBN: 978-5-389-13041-8 Серия: Азбука-классика (pocket-book) — Классика XX века
Аннотация: «Не оглядывайся». Джон со своей женой Лаурой презжают в Венецию на отдых. В ресторане они замечают двух старух-сёстер, одна из которой говорит Лауре, что её слепая сестра-медиум видит Кристину, — мёртвую дочь главных героев, — которая хочет предупредить родителей об опасности. Лаура счастлива, что дочь рядом, но Джон не верит в происходящее... «Не позже полуночи». Школьный учитель приезжает на Крит, чтобы заняться живописью. Для этого ему нужен домик с видом на море. Но почему после этого путешествия его постоянно преследует страх? «На грани». Умирает отец Шейлы, оставляя листок с записями старых дат, связанных каким-то таинственным образом с его другом Ником. Правда, тот исчез из его жизни уже много лет назад. Сама не зная зачем, Шейла едет к Нику, да ещё и под чужим именем, даже приблизительно не представляя, какие тайны вскроются в результате поездки. «Крестный путь». Разношерстная компания отправляется на экскурсию по «крестному пути» в Иерусалиме. Для каждого из участников эта прогулка оказалась своего рода испытанием. «Прорыв». Инженер-электронщик отправляется в командировку и попадает в очень странную кампанию, которая проводит необычные акустические эксперименты.
Комментарий: Сборник малой прозы. Иллюстрация на обложке — фрагмент картины Дж. У. Уотерхауса.
Издательство: М.: Э, 2017 год, 5000 экз. Формат: 70x90/32, мягкая обложка, 480 стр. ISBN: 978-5-699-78572-8 Серия: Поединок с судьбой. Проза Г. Мюссо и Т. Коэна (обложка)
Аннотация: В заснеженном Нью-Йорке встречаются двое: Жюльет и Сэм. Они были вместе всего несколько дней, но за эти дни прожили целую жизнь и поняли, что созданы друг для друга. Но Жюльет пора возвращаться домой, в Париж. Самолет, на который у нее куплен билет, разбивается. Сэм раздавлен горем — он уверен, что это конец.
Но на самом деле это только начало — начало увлекательнейшей истории, в которой будет все: и романтика, и мистика, и детектив.
Издательство: М.: РИПОЛ классик, 2017 год, Формат: 60x90/16, твёрдая обложка, 448 стр. ISBN: 978-5-386-09918-3 Серия: Классика жанра
Аннотация: Удивительная детективная история с элементами интеллектуального триллера от Юхана Теорина, про которого даже самые строгие критики говорят: «Читать всё, что написал Теорин».
Психиатрическую больницу Санкта Психо для опасных преступников и детский сад со странным названием «Полянка» объединяет подземный ход, по которому воспитатель Ян Хаугер водит детей на свидание к родителям. Во тьме оживает то, о чём боятся думать: призраки прошлого становятся реальностью. Однажды ночью, Хаугер спускается в тёмный запретный мир Санкта Психо в поисках ответов на вопросы, терзающие его душу…
Аннотация: Равновесие штука хрупкая, минуты спокойствия преходящи. Комиссар Франк Шарко, начиная расследование убийства, даже не подозревал, что речь пойдет ни много ни мало о выживании человечества. А начинается все сравнительно безобидно: в заповеднике на севере Франции находят мертвых лебедей, в Париже несколько человек заболевают гриппом. Однако это не обычный осенний всплеск заболевания, служба биологической безопасности Института Пастера утверждает, что речь идет о совершенно новой, более того, искусственно выведенной разновидности вируса. Криминалисты с набережной Орфевр, 36, сбиваются с ног. Эпидемия вот-вот охватит планету, но совершенно непонятно, чей дьявольский план стоит за погибшими птицами и цепочкой странных убийств. Ясно одно: уже запущен обратный отсчет, и для решения загадки остаются дни, часы, минуты…
Издательство: М.: АСТ, 2017 год, 12000 экз. Формат: 76x100/32, мягкая обложка, 320 стр. ISBN: 978-5-17-099056-6 Серия: Эксклюзивная классика
Аннотация: "Если бы старел этот портрет, а я всегда оставался молодым! Душу отдал бы за это!" — эти роковые слова стали фатальными для молодого, необычайно красивого и незапятнанного пороком Дориана Грея. С тех самых пор ни одной морщины не появлялось на вечно юном лице и вечно чистой душе джентльмена Грея, а старел и умирал его портрет. Но всегда приходит время платить...
Комментарий: Внецикловый роман. Второе издание в серии.
Аннотация: "Если бы старел этот портрет, а я всегда оставался молодым! Душу отдал бы за это!" — эти роковые слова стали фатальными для молодого, необычайно красивого и незапятнанного пороком Дориана Грея. С тех самых пор ни одной морщины не появлялось на вечно юном лице и вечно чистой душе джентльмена Грея, а старел и умирал его портрет. Но всегда приходит время платить...
Комментарий: Внецикловый роман. Иллюстрация на обложке А. Дурасова.
Издательство: М.: АСТ, 2017 год, 12000 экз. Формат: 84x108/32, твёрдая обложка, 320 стр. ISBN: 978-5-17-099069-6 Серия: Психологический триллер
Аннотация: 1995 год. Шестнадцатилетняя Тесса Картрайт найдена едва живой на цветущем поле янтарных рудбекий, в общей могиле, где серийный убийца прятал тела своих жертв. И именно ее показания помогли посадить за решетку и приговорить к смерти человека по имени Террелл Дарси Гудвин. 2004 год. Всего через месяц приговор в отношении Гудвина будет приведен в исполнение. И тут перед окном Тессы появляются неизвестно кем высаженные рудбекии. Кто же это сделал? Подражатель Гудвина? А может быть, тогда, много лет назад, истерзанная пережитым ужасом, неспособная связно мыслить девчонка осудила на смерть невиновного, а маньяк так и остался на свободе? Единственный, кто готов помочь Тессе разобраться в случившемся, – адвокат Гудвина. А между тем Тесса получает зловещие «подарки» снова и снова…
Издательство: М.: АСТ, 2017 год, 3000 экз. Формат: 84x108/32, твёрдая обложка, 736 стр. ISBN: 978-5-17-103106-0 Серия: Мастера магического реализма
Аннотация: В опубликованной в 1838 г. «Повести о приключениях Артура Гордона Пима» Эдгар Аллан По, прославленный создатель гротескных фантасмагорий, безумных кошмаров и безупречных логических построений, обратился к излюбленной теме «морских» романов — плаванию в Южные моря. Однако дневник Артура Гордона Пима, пестрящий датами и географическими координатами, повествует не только о рядовых злоключениях морской экспедиции — бунте, кораблекрушении, жестоком голоде и встрече путешественников с коварными и кровожадными дикарями. Путешествие к Южному полюсу становится для героев опытом погружения в Бездну, столкновения со смертью, встречи с беспредельным Хаосом бытия, заставляющим пережить экзистенциальный Ужас. Фантасмагоричность происходящего, помноженная на эффектную незавершенность истории, побудила Чарльза Ромена Дейка, Жюля Верна (Ледяной сфинкс) и Говарда Филипса Лавкрафта создать собственные версии продолжения книги По, а ее лукаво-изощренному, почти модернистскому построению посвятил немало страниц Умберто Эко в своих «Шести прогулках в литературных лесах».
Комментарий: Сборник произведений по мотивам романа Э. А. По "Сообщение Артура Гордона Пима". Иллюстрация на обложке В. Половцева.
Издательство: Самара: ГАЗЕТНЫЙ МИР, 2017 год, 10000 экз. Формат: 84x108/32, мягкая обложка, 128 стр. ISBN: 978-5-4423-0220-2 Серия: Мистика любви
Аннотация: «Мистика любви» — серия книг с несколькими историями любви, каждая из которых развивается в разных мирах, фантастических и мистических. Объединяет истории, конечно же, любовь героев, изменяющая их жизни, украшающая даже эти недосягаемые миры такой необходимой ноткой волшебства.
Издательство: М.: Э, 2017 год, 13000 экз. Формат: 84x108/32, твёрдая обложка, 352 стр. ISBN: 978-5-699-97443-6 Серия: Следствие ведет профессионал. Детективы Т. Степановой
Аннотация: За свою многолетнюю службу в пресс-центре ГУВД Екатерина Петровская привыкла ко многому. Но ее, как и шефа криминального отдела полиции полковника Гущина, потрясло дело, которое они расследовали на этот раз. В подмосковном лесу обнаружен обезображенный труп мужчины – с отрубленной головой и кистями рук, со следами пыток. Это преступление потянуло за собой цепочку других загадочных убийств, и все они вместе ведут к знаменитым еще со времен Булгакова Патриаршим прудам. Там, в одном из фешенебельных домов, обитает роскошная красавица Регина Кутайсова и ее дочь Пелопея, потерявшая три года назад после аварии память и красоту. Кате и ее новому напарнику Клавдию Мамонтову предстоит узнать и понять, что же такое жуткое произошло три года назад, раз месть оказалась настолько страшна?..
Издательство: М.: АСТ, 2017 год, 3000 экз. Формат: 60x90/16, твёрдая обложка, 352 стр. ISBN: 978-5-17-102560-1 Серия: Новые легенды
Аннотация: Мир пожрал туман. Движение возможно только по воде. И путешествие по каналу заканчивается в мифической Москве, великий город по-прежнему жив, хоть и стал другим. — Это невероятно… Какой же он был прекрасный, этот город... — Он и сейчас такой. Хоть кто-то и считает его лишь призраком самого себя… Мимо заброшенных небоскребов «Москва-Сити», страшной гостиницы «Украина» с «огненным окном» номера 317, по подземным рекам московского метро и измайловским пастбищам, где невероятные пастухи пасут свои зловещие стада, от Оракула Южного порта — к Великому Университету, единственной надежде нового мира. И вроде бы все загадки канала имени Москвы наконец решены. Но… Что нас ждёт в этом городе? Там, во тьме, где кто-то делает эликсир, и звучит зов московских улиц, полных неведомых и жутких чудес? И что ты знаешь о самом себе? Кто твой враг? И почему он настолько близко, что порой ты можешь видеть его отражение в мутном зеркале? Читайте третью книгу легендарной саги — последний миф нового времени.
Издательство: М.: Концептуал, 2017 год, 1000 экз. Формат: 60x90/16, твёрдая обложка, 336 стр. ISBN: 978-5-906867-55-1, 978-5-906412-38-6
Аннотация: Районный центр Братково разделен пополам между Россией и Украиной. Так получилось, что многие жители села, русские по происхождению, оказались на Украине, а украинцы — в России. Посреди села стоит башня — таможня, а вдоль границы идет бетонная стена. Селяне говорят на смеси языков, а занимаются в основном контрабандой. К пану Кушнеру, депутату Верховной Рады, имеющему резиденцию на краю села, приезжает чиновник из НАТО, американец Джон Странг. Узнав, что в окрестностях села бродит мутант, американец решил добыть его во что бы то ни стало…
Аннотация: Листая пожелтевшие страницы старинного фотоальбома, обращаешь внимание, что на каждой фотографии в нем — новое лицо. Что же объединяет всех этих совершенно непохожих друг на друга людей? Может быть, какая-то страшная тайна? Журналист сомнительной газеты Илья оказывается втянутым в эту историю почти что случайно. Однако не зря говорят, что случайных совпадений не бывает. Прошлое настойчиво напоминает о себе, а судьба послала ему встречу с девушкой, которую он когда-то любил. Живы ли былые чувства и властно ли прошлое над настоящим? Илье только предстоит раскрыть загадку старого альбома, а заодно разобраться в собственной судьбе.
Издательство: СПб.: Азбука, М.: Азбука-Аттикус, 2017 год, 5000 экз. Формат: 75x100/32, мягкая обложка, 512 стр. ISBN: 978-5-389-13040-1 Серия: Азбука-классика (pocket-book) — Классика XX века
Аннотация: "Альтист Данилов" — роман о вечных ценностях, о большой любви как основе творчества. В этом поэтическом и воздушном, как музыка, произведении переплелось все: и безудержный полет фантазии, и острая социальная сатира с реальными свидетельствами, пусть и недавней, нашей истории. Главный герой — демон, но он и человек тоже. Используя приемы фантастики и романтического реализма, писатель говорит о музыке, творчестве, о положении художника в обществе.
Издательство: М.: Э, 2017 год, 2500 экз. Формат: 70x90/32, мягкая обложка, 384 стр. ISBN: 978-5-699-96997-5 Серия: Знаки судьбы (мягкая обложка)
Аннотация: Еще девочкой, найдя в старой тетради обряд на исполнение желаний, Катя загадала любовь. И вот уже расставлены свечи, начертана пентаграмма, а за окном несется к земле звезда. Однако все идет не так, как представлялось девочке, и на свободу вырывается древняя могущественная сущность... Катино желание исполнилось, но в избраннике девушки странным образом уживаются две личности, и Катерине самой непонятно, кого она любит — сдержанного Ярослава или странного Безымянного, чьи глаза словно впитали в себя мрак ночи.
Комментарий: Внецикловый роман. Иллюстрация на обложке Е. Петровой.
При просмотре старых серий манги, выпускавшихся на русском в конце нулевых — начале десятых, которые в своё время прошли мимо меня, я обнаружил достаточно мало интересных вещей. Однако были среди них и такие, которые сразу привлекли к себе внимание. «Тетрадь смерти», например (но её я пока даже собирать не начал и не уверен, стану ли это делать). «Тёмное метро» тоже заинтересовало, и его я благополучно приобрёл (благо, всего три тома).
Поиск в Интернете дал достаточно интересные результаты: всего серия состоит из десяти томов, но на русском было выпущено только восемь. Полностью Кёкочка переводилась на французский, немецкий, корейский, китайский, индонезийский языки. Ещё в меньшем объёме, чем на русском, она выходила по-итальянски и по-чешски, а на английском вообще не было официальных изданий.
Иллюстрации меня привлекли сразу, да и аннотации обещали что-то интересное. Во всяком случае, японская мифология, похоже, в этой манге обыгрывалась, хотя бы в малейшей мере. В итоге благодаря букинисту и паре интернет-магазинов я стал обладателем восьми томов на русском языке. И мои предчувствия оправдались: «Кёко Карасума» — великолепная манга!
Но после прочтения восьми книг осталось несколько вопросов меньшего масштаба и один самый главный, самый важный: чем же дело закончилось? Что же, узнать ответ можно было несколькими способами, но самым дешёвым оказался французский. Так что теперь я всё знаю — и могу с чистой совестью писать эту статью!
Основная часть
Мы любим Кёку!
Неизвестный(-ые) читатель(-и)
Итак, Кёко Карасума. Её создатели — автор сценария Одзи Хирои и художник Юскэ Кодзаки.
Ко времени выпуска первого тома манги Хирои уже был достаточно известен как автор серии игр Sakura Taisen, которая в итоге разрослась достаточно широко, в том числе получила реализацию в виде аниме и манги. Кодзаки же к тому времени, хоть и не был совсем уж неопытным начинающим художником, но крупными проектами не занимался. «Кёко Карасума» — первая его продолжительная работа.
Работа эта растянулась на целых десять лет — ровно столько и томов в самой манге. Первая книга вышла в 2003 году, и продолжения появлялись на прилавках раз в год, за исключением 2006-го (тогда в свет вышли сразу два тома) и 2011-го (не было ни одного). Заключительная книга опубликована в 2012 году. Условно десятитомник можно разделить на три части: 1–3 тома — по сути, лишь знакомство с Кёко, другими героями и миром; 4–7 тома — неспокойное время сомнений и терзаний девушки и противостояние с террористами; 8–10 тома — поиск в Киото ответов на мучающие Карасуму вопросы.
Фон истории таков: действие разворачивается после 2050 года (именно эта дата указана как срок, когда всему населению Японии начали вживлять в голову чипы). Это будущее, но оно мало чем отличается от нашего настоящего. Над древней страной богов сгущаются сумерки: мир демонов (так их называют в нашем переводе; в оригинале же это Они / Oni), издревле существовавший бок о бок с миром людей, активизируется. Всякая нечисть, раньше по большей части тихо сидевшая в укромных уголках, начинает показываться, и людям это не сулит ничего хорошего. Для борьбы с демонами и существует в полиции Асакусы (центральный район Токио) специальный отдел безопасности. Именно в нём трудится шестнадцатилетний детектив Кёко Карасума.
Первый том манги — это такая вводная часть, в которой авторы неспешно знакомят нас с основными персонажами и завязывают первые сюжетные ниточки. Главная героиня действительно ещё не достигла совершеннолетнего возраста, но это не мешает ей отлично справляться с обязанностями полицейского. Начальник отдела безопасности и наставник Кёко — Кодзо Митамура, её напарник — Реймонд Кумано. И ещё Исэ — молодой сотрудник, недавно окончивший университет, служащий по большей части в качества мальчика на побегушках. Отдел безопасности занят важным делом: он истребляет нечисть в Асакусе. И хотя вышестоящее начальство не верит в существование демонов, тем не менее, Митамуре и его подчинённым некогда сидеть без дела. Уже только в первом томе Кёко и Рею приходится столкнуться не с одним демоном, а дальше твари и вовсе полезут пачками.
В конце первого тома появляется и первый антагонист: Кирио Утида, молодой демон, любящий задавать каверзные вопросы. При первой стычке с Кёко он спрашивает её: знаешь ли ты, кто такая? Это даёт серьёзный толчок не только развитию сюжета, но и становлению главной героини. Задумываясь над этим, Кёко понимает, что она, в общем-то, ничего не знает ни о своих родителях, ни о своей родне. Девушка решает непременно выяснить это. Ступая на такой вот сюжетный мостик, автор сценария дальше и «раскручивает» оставшиеся девять томов манги.
Вторая и третья книги продолжают неспешное повествование о житье-бытье полицейских детективов. Правда, уже в самом начале второго тома видны изменения: отдел безопасности переименован в отдел по борьбе с особо опасными преступлениями, а в полиции начинают задумываться о создании специализированного подразделения в ответ на растущую активность демонов. Кроме того, из Великобритании прибывает специалист Мики Сугиура, которой впоследствии и доверят командование новым подразделением. Изменилась даже и Кёко: если в первом томе она выглядела скорее как подросток, то начиная со второго гораздо больше похожа на молодую женщину.
От смены названия отдела работа детективов Кумано и Карасумы не изменилась: они всё так же охотятся на демонов, но уже не только в Асакусе, а по всему Токио. С каждым разом нечисть, кажется, становится всё сильнее, и справиться с ней всё более сложно. Что же касается Кёко, то её преследует Утида — и раз за разом он сеет в её душе тревогу и сомнения и наталкивает на один и тот же вопрос: кто она такая? Однако повествование не концентрируется на одной лишь главной героине. У Реймонда Кумано есть свои скелеты в шкафу, и в третьем томе мы узнаём, как он попал в отдел под начальством Митамуры и почему так ненавидит демонов. Между тем, происходят и события гораздо более важные. Много лет назад между людьми и демонами был заключён договор, который исполнялся в течение столетий. Но теперь люди отказываются заплатить нечисти по условиям этого договора, а значит, грядёт война. Она назревала уже давно, и возросшая активность демонов была первым звоночком, предвозвещавшим серьёзные действия. В полиции создано военизированное спецподразделение, которое впоследствии будет известно как ООО — отдел особых операций. Буквально краем глаза нам дают взглянуть на некоего таинственного Рикэя, который получит больше времени в заключительных томах манги, но уже здесь, в самом начале понятно, что он что-то затевает... На этой ноте ожидания худшего завершается третья книга, а с ней — и первая сюжетная арка «Тёмных материалов Кёко Карасумы».
Четвёртый том начинается с того, что Кёко исполняется семнадцать лет, — впрочем, это событие проходит весьма незаметно. В игру вступают серьёзные силы, обстановка накаляется, тут не до радости и веселья. В дело вступает якудза Тацуми Кано, который хочет — ни много ни мало — создать независимое государство Тохоку (район на востоке Японии, где издавна жили демоны). Для воплощения своих планов он задействует многочисленные связи и пользуется многочисленными ресурсами, что оказались в его распоряжении. Поначалу цели Кано неясны, но довольно скоро он озвучивает свои требования правительству Японии: дать независимость району Тохоку, чтобы образовать государство демонов. Как мощный козырь в рукаве он держит ядерную бомбу, кружащую над Токио! И пока правительство решает вопрос, как одновременно не допустить воплощения планов террориста и спасти столицу от ядерного взрыва, кому иному как не сотрудникам отдела по борьбе с особо опасными преступлениями остановить этого сумасшедшего якудзу?
Кано не так прост: он умеет отвлекать внимание, чтобы проворачивать свои тёмные делишки. Для начала полиции приходится освобождать заложниц в буддистском храме, куда тех привели на так называемую церемонию «кормления голодных демонов». Об этом рассказывается в четвёртом томе, а в пятом — новая операция по пресечению поставки демонам оружия. И в том, и в другом случае задействованы не только Кёко и Рей как представители отдела по борьбе с особо опасными преступлениями, но и отдел особых операций во главе с Мики Сугиурой и Кунио Сибатой, очень опытным борцом с нечистью, некогда работавшим вместе с Митамурой. Но это всё цветочки по сравнению с тем, что начинается в шестой книге! После появления парочки колоритных демонов Иоро и Нисимагуры отдел особых операций выходит из строя почти в полном составе — в живых остаются лишь пятеро! Карасума и Кумано продолжают поиски Тацуми Кано и нападают на верный след, но тут появляется заклятый враг Рея, и тот оставляет Кёко одну, а сам отправляется сводить старые счёты.
Девушка продолжает поиски террориста, но на её пути возникает тот самый демон Иоро, устроивший резню членов отдела особых операций. Неизвестно, как для Карасумы закончился бы этот поединок, если бы не своевременное вмешательство вездесущего, кажется, Кирио Утиды. Так или иначе, Кёко выбирается из этого противостояния не только живой, но и с новой информацией. Иоро дал ей зацепку: на поиски своего прошлого девушке следует отправиться в Киото. Однако долг прежде всего: Кёко продолжает подбираться к Кано и к концу седьмого тома наконец находит его, а затем... исчезает!
Да, вторая арка заканчивается тем, что Карасума официально считается пропавшей без вести. На самом деле она добралась до Киото и пытается найти информацию о своей семье. Мы находим её спустя полгода после исчезновения, когда и в Токио произошли серьёзные изменения. Митамуру, превысившего свои полномочия при переговорах с Тацуми Кано, продержали эти полгода за решёткой, но затем выпустили и восстановили в должности. Место премьер-министра занял Курада — тот, кто отказался выполнять условия договора с демонами. Теперь он намеревается вести войну с нечистью.
А Кёко в своих поисках наталкивается на одного демона в Киото, который подсказывает, как найти пару представителей клана Карасума. Те, вероятно, могли бы ей что-нибудь поведать. Кёко пробирается в тюрьму, где они сидят, ещё не зная, что её подставили. Братья Куроганэ — совсем безбашенные ребята, они были изгнаны из клана. За освобождение этих двоих (да и не только их — там ещё несколько камер открылось) Кёко сажают за решётку, и неизвестно, чем бы завершилось её времяпрепровождение там, если бы не помощь Райко Гобури — сотрудника киотоской полиции, который имеет с Кёко много общего. Во-первых, он тоже сирота, во-вторых, именно Митамура нашёл его в детском доме и воспитал. Но Гобури говорит и о том, что различает их с Кёко: у девушки ещё есть возможность встретиться с матерью.
Подобно первой книге для начальной сюжетной арки, восьмая для заключительной стала лишь вводной частью. В последних двух томах манги действие разворачивается в основном в селении, где обосновались остатки клана Карасума; туда стягиваются все противоборствующие стороны. Кёко встречается с Сатоко Карасумой — своей матерью. Некоторое время, проведённое ими в беседах и просто в наслаждении обществом друг друга, прерывается вторжением Митамуры. К деревне он пришёл, надеясь отыскать пропавшую девушку-детектива, но, видимо, не только и даже не столько её. Кёко узнаёт, что её мать и наставник знают друг друга уже более двадцати лет, и их знакомство состоялось при невесёлых обстоятельствах. Сатоко — единственная женщина, которую, как утверждает Митамура, он любил.
Тем временем вокруг деревни собираются мощные силы: это и братья Куроганэ, развлекающиеся на полную катушку (например, они взорвали комиссариат в Киото и заявили, что ответственность за этот акт берёт на себя клан Карасума), и опасные твари, не чувствующие боли, — демоны с юга, и отряд особых операций во главе с Сугиурой и Сибатой... Кёко с, кажется, обретённым отныне домом оказывается в окружении всех этих сил, которые не намерены отступиться от клана Карасума. Тени сгущаются, и в каждой из них затаился опасный противник, только и ждущий момента, чтобы наброситься на тех, кто ещё остался из некогда известной демонической фамилии. В десятом томе напряжение достигает апогея и наконец прорывается — кровавыми схватками с множеством трупов и раненых. Чем же кончится эта крупная битва для Кёко, её матери Сатоко, Кодзо Митамуры, Мики Сугиуры, Райко Гобури и остальных?..
На этом, пожалуй, закончу рассматривать тему произведения и перейду к идее.
А о чём же, собственно, повествуют «Тёмные материалы Кёко Карасумы»? Несмотря на кажущуюся простоту, в манге заложено не так уж мало.
Во-первых, это, конечно, история Кёко Карасумы. История её взросления, осознания себя сначала как человека, ненавидящего демонов, а затем — как человека, в чьих жилах течёт демоническая кровь. И от этого никуда не деться, с этим приходится только смириться, как бы отвратительно это ни казалось девушке на первых порах, когда она только узнала, что отличается от обычных людей. Процесс осознания и принятия шёл достаточно долго, Кёко терзалась и мучилась, пытаясь найти поддержку. От Митамуры, ясное дело, она такой поддержки получить не могла, поэтому путь её и лежал в места, где находилась её родня. В прошлом своём и своей семьи Кёко могла бы найти ответы на терзающие её вопросы.
С течением времени девушка взрослела, ожесточалась, черствела. Конечно же, столько смертей, которые ей довелось и увидеть, и причинить, не могли не оставить след в её душе. Она видела зло и ненависть, подлость и предательство, все неприглядные стороны как человеческой натуры, так и демонической. И при этом Кёко понимала: она — человек по воспитанию и демон по природе своей — обладает пороками и тех, и других. Однако она обладает и достоинствами обеих рас. В итоге девушка стала своеобразным мостиком между миром людей и миром демонов. Кто знает, какова будет её судьба за пределами того временного отрезка (около года, по моим подсчётам), что мы видели в манге? Но, во всяком случае, она пришла к согласию с самой собой, что уже немало.
Но не одна только Кёко в центре внимания авторов. История Кодзо Митамуры, самого противоречивого из персонажей, тоже проходит перед нашими глазами. В первом томе он предстаёт таким ироничным насмешником, так и норовящим кого-нибудь подковырнуть и не воспринимающим всерьёз даже важные вещи. Но обычно под такой маской простачка и скрываются самые сложные люди — как говорится, себе на уме. Если напарники Кёко — что Реймонд Кумано, надёжный товарищ по борьбе с нечистью, что Райко Гобури, присоединяющийся к ней в последних томах, — предстают как простые суровые парни, которые видны нам как на ладони, то Митамура — человек совсем иного рода. Кто он такой, какие желания владеют им — всё это открывается мало-помалу, постепенно, посредством воспоминаний и намёков других героев. Но Митамура, в отличие от тех же Кумано и Гобури, так никогда и не откроется нам полностью. По сути дела, дальнейшую жизнь этого человека предопределил всего один случай, произошедший как раз в то время, когда он познакомился с Сатоко.
Кто же он на самом деле — герой, посвятивший себя сражению с демонами? Да, в какой-то мере. Или он — злодей, использующий, порой достаточно безжалостно, других в своих целях? И это верно, тоже в определённой мере. Он — эгоист, действующий всегда с первой мыслью о себе самом, а затем уже о ком бы то ни было ином. Но разве эгоист до мозга костей сумел бы воспитать таких людей как Райко Гобури и Кёко? В шестом томе Митамура открытым текстом признаётся: он беспокоится за девушку и пытается оберегать её, даже испытывает некоторое сожаление, что столько лет не давал истинной сущности Карасумы проявить себя. Впрочем, это была не внутренняя речь, а слова, обращённые к собеседнику, так что встаёт вопрос, в какой степени можно им доверять?..
Иные персонажи в манге тоже весьма колоритны: от красотки с базукой наперевес Мики Сугиуры до самоуверенного демона Кирио Утиды; от странной парочки демонов Иоро и Нисимагуры, один из которых хочет жить только в сражениях, а другая — подальше от них, до безбашенных отморозков братьев Куроганэ; от сумасшедшего якудзы Тацуми Кано до спокойного и благородного демона Кёмото, злейшего врага Рея Кумано. А есть ещё серый кардинал Рикэй, который наблюдает за всеми этими копошащимися, суетящимися и уничтожающими друг друга людьми и демонами, а сам делает своё тёмное дело: исподтишка, из-за угла, чужими руками...
В манге затрагиваются также многие другие вопросы, на которые не сразу обращаешь внимание. Кажется, любой, самый эпизодический персонаж имеет свою историю и заставляет читателя задуматься на ту или иную тему. Надо только внимательнее вчитываться и всматриваться, чтобы разглядеть всё, что заложено авторами. «Тёмные материалы Кёко Карасумы» недаром так называются: это действительно невесёлая история с самой настоящей войной — ограниченной во времени и пространстве, но оттого не менее жестокой и кровавой. И надо очень постараться, чтобы отыскать в этой мрачной Японии будущего, не слишком от нас отдалённого, лучик света...
Похвалы заслуживает работа обоих соавторов. Сценарий Одзи Хирои сделан хорошо, чётко, ладно, без лишних заморочек. Но вместе с тем его простота — не равна примитивности. Каждый том представляет отдельный логически завершённый эпизод длинной истории. Разве что в книгах 2 и 3, 6 и 7, 9 и 10 отрезок большого сюжета растягивается на два тома вместо одного. Рисунок Юскэ Кодзаки тоже замечателен. Художнику одинаково хорошо удаются и динамичные сцены, и спокойные пейзажи на целый разворот. Персонажей всегда можно отличить один от другого, в манге почти не встречаются герои с похожими лицами, за исключением разве что Сатоко, которая в молодости была похожа на свою повзрослевшую дочь — что и понятно, — и Нисимагуры, которая тоже похожа на Кёко — тут уже не совсем понятно, по какой причине.
И несмотря на обилие обнажённого (в той или иной степени) тела на обложках книг и промо-артах, внутри манга весьма целомудренна. Даже когда в десятом томе Кёко остаётся почти в чём мать родила, это не производит достаточно сильного эффекта — она избавилась от одежды, чтобы та не мешала во время генерального сражения. Ну, это сложно считать недостатком, как по мне. Ведь даже запакованная с ног до головы в чёрный плащ Кёко в исполнении Кодзаки — великолепна!
Критика всегда отзывалась о манге достаточно благосклонно, как я понимаю. Даже те читатели, впечатление которых от истории было далёко от восторга, отмечали, что, как ни крути, «Кёко Карасума» сделана достойно. Наибольшие нарекания вызывали первый и последний тома. Действительно, начало, чего уж греха таить, не самое захватывающее. Однако если вы всё же его прочтёте и решите продолжить знакомство с серией, дальше будет только лучше! И сюжетные перипетии от Хирои станут позаковыристее, и рисунок художника от тома к тому будет улучшаться. А последнюю книгу ругают за скомканный и явно чересчур поспешно свёрнутый финал. Некоторым читателям не хватило в концовке эмоций, в том числе и Кёкиных. Оправдать авторов в этом смысле можно тем, что ко времени, когда события подходят к концу десятого тома, девушка уже просто перегорела. Она столько всего испытала, столько всего видела, что ей просто овладело безразличие, она стала равнодушной и отрешённой. Единственное, что Кёко ещё могла делать, — это месить демонов, и как раз этим она и занималась добрую половину последней книги. Однако и такое объяснение не спасает авторов от упрёков в скомканности финала. Но у Хирои и Кодзаки, видимо, уже не было места (и ещё, возможно, времени и желания) расписаться поподробнее — десятый том и так-то самый объёмный, а тянуть волынку до одиннадцатой книги явно не стоило.
Так что если «Тёмные материалы Кёко Карасумы» и нельзя назвать шедевром, то охарактеризовать их как очень хорошо, уверенно и крепко выполненную работу непременно следует!
Заключение
Господи боже мой, как мне пригорает до сих пор от Кёко Карасумы! Какой, чёрт побери, великолепнейший тайтл!
Аноним *
Я думаю, что если бы Кёкочку выпустили на русском в полном объёме, я бы прочитал все десять томов, сказал бы: «Ах, какая здоровская весчь!» — поставил бы книги на полку и на этом успокоился. Но печаль-тоска от того, что на русском вышло только восемь книг, меня снедает. Ведь всего два тома оставалось! Не шесть, как у итальянцев, и не пять, как у чехов, а только лишь два! Именно мысли о такой несправедливости (ведь манга, по-моему, шикарная!) и обязана своим появлением данная статья.
Хотелось бы надеяться, что когда-нибудь мы увидим Кёку на русском в полном объёме, от и до.
На этом разглагольствовать заканчиваю и предлагаю далее окунуться в Кёкину галерею. Но сначала...
____________________
* Из цензурных соображений я не могу привести цитату в её первозданном виде.
Цитата
Я такая же, как вы. Во мне течёт кровь демонов. Я разрываюсь между желаемым и действительным.
Меня воспитали как человека, и поэтому я никак не могу найти ответа. Я — демон печали!
Кёко Карасума *
____________________
* Т. 6, стр. 136. Перевод Екатерины Рябовой.
Галерея
Иллюстрации, использованные для обложек
Цветные фронтисписы
Иллюстрации из альбомов художника Юскэ Кодзаки KYMG и KYMG-2
(Плюс одна иллюстрация, не имеющая отношения к Кёке Карасуме — хотя девушка, изображённая на картине, немного похожа внешне на нашего детектива, — но являющаяся если и не самой известной иллюстрацией Юскэ Кодзаки, то уж явно той, что вызывает обычно наибольший восторг у зрителей. Называется «Бабочка». Известна в нескольких вариациях.)
Иллюстрации из манги
Полезные ссылки
Обзор серии на сайте Mangavest.ru. Очень добротная статья, с обзорной информацией и анализом не только манги как таковой, но и русскоязычного её издания. Хороший иллюстративный материал.