Евгений Замятин

Лабораторная страница Евгения Замятина — биография, библиография, перечень изданий, рейтинг произведений, отзывы пр. Подсказка book'ашки


 

Евгений Замятин

Евгений Замятин
Страна: Россия
Родился: 20 января 1884 г.
Умер: 10 марта 1937 г.

Псевдонимы:

Мих. Платонов



ЗАМЯТИН, ЕВГЕНИЙ ИВАНОВИЧ (1884–1937), русский писатель. Родился 20 января (1 февраля) 1884 в г.Лебедянь Тамбовской губ. (ныне Липецкая обл.) в семье небогатого дворянина. Кроме впечатлений от природы тех мест, с которыми так или иначе были связаны многие русские писатели – Толстой, Тургенев, Бунин, Лесков, Сергеев-Ценский, – большое влияние оказало на Замятина домашнее воспитание. «Рос под роялем: мать – хорошая музыкантша, – писал он в Автобиографии. – Гоголя в четыре – уже читал. Детство – почти без товарищей: товарищи – книги». Впечатления лебедянской жизни воплотились впоследствии в повестях «Уездное» (1912) и «Алатырь» (1914).

В 1896 Замятин поступил в Воронежскую гимназию. Окончив ее с золотой медалью, в 1902 поступил в Санкт-Петербургский политехнический институт на кораблестроительный факультет. Летняя практика давала будущему писателю возможность путешествовать. Замятин побывал в Севастополе, Нижнем Новгороде, Одессе, на Камских заводах, плавал на пароходе в Константинополь, Смирну, Бейрут, Порт-Саид, Яффу, Александрию, Иерусалим. В 1905, находясь в Одессе, стал свидетелем восстания на броненосце «Потемкин», о чем впоследствии написал в рассказе «Три дня» (1913). Вернувшись в Петербург, принимал участие в революционной деятельности большевиков, за что был арестован и провел несколько месяцев в одиночной камере. Это время Замятин использовал для того чтобы изучать английский язык и писать стихи. Затем был выслан в Лебедянь, но нелегально вернулся в Петербург, откуда вновь был выслан в 1911, уже по окончании института.

Литературный дебют Замятина относится к 1908. Настоящий успех ему принесла публикация в петербургском журнале «Заветы» (главный редактор – критик Р.Иванов-Разумник) повести Уездное. В Уездном писатель изобразил косную, застывшую провинциальную жизнь, символом которой явился звероподобный и безжалостный обыватель Анфим Барыба. Замятин уподобил его «старой воскресшей курганной бабе, нелепой русской каменной бабе». Повесть получила высокую оценку современников – в том числе писателей А.Ремизова и М.Пришвина. А.М.Горький спустя семь лет написал о Замятине: «Он хочет писать как европеец, изящно, остро, со скептической усмешкой, но, пока, не написал ничего лучше Уездного». Критики находили в повести мотивы, схожие с Мелким бесом Ф.Сологуба. В.Полонский писал о безжалостной правдивости Замятина и вместе с тем отмечал: «Симпатия к человеку грязному, пришибленному, даже одичавшему, сквозит на его страницах».

Евгений Замятин

Замятин относил свою прозу к литературному направлению, которое называл неореализмом. Стилистика его произведений отчасти соотносится с «орнаментальной прозой» А.Ремизова, однако Замятин довел эту манеру до гротескного сюрреализма.

За антивоенную по духу повесть «На куличках» (1913), героями которой являются не только дальневосточные офицеры и солдаты, но и вся «загнанная на кулички Русь», Замятин был привлечен к суду, а номер журнала «Заветы», в котором была опубликована повесть, был конфискован. Критик А.Воронский считал, что повесть «На куличках» – это политическая художественная сатира, которая «делает понятным многое из того, что случилось потом, после 1914 года». Будучи высококвалифицированным морским инженером, Замятин продолжал служебные поездки по России. Впечатления от путешествия в 1915 в Кемь и на Соловки отразились в цикле произведений о русском Севере – в частности, в повести Север.

В 1916 Замятин был командирован в Англию для участия в строительстве российских ледоколов на верфях Ньюкасла, Глазго и Сандерленда; побывал в Лондоне. Был одним из главных проектировщиков ледокола «Святой Александр Невский», после Октябрьской революции названного «Лениным». Английские впечатления легли в основу как многочисленных очерков, так и повестей «Островитяне» (1917) и «Ловец человеков» (1921). Уважение к людям, обеспечившим высокий уровень развития цивилизации, не помешало писателю увидеть недостатки западного общественного устройства. Повесть Островитяне посвящена изображению тотального мещанства в технократическом обществе, символом которого является в этом произведении викарий Дьюли.

В 1917 Замятин вернулся в Петроград. Вскоре стал одной из самых заметных фигур в российской литературной жизни. Оказал влияние на литературную группу «Серапионовы братья», с которой был творчески близок. Преподавал в Политехническом институте, читал курс новейшей русской литературы в Педагогическом институте им. Герцена и курс техники художественной прозы в студии Дома искусств, работал в редколлегии «Всемирной литературы», в правлении Всероссийского союза писателей, в издательствах Гржебина и «Алконост», редактировал несколько литературных журналов. При этом скептически относился ко «всяческим всемирным затеям», возникавшим на фоне разрушения цивилизованной жизни. Поездки по Тамбовской, Вологодской, Псковской губерниям также не способствовали историческому оптимизму. В рассказах «Мамай» (1920) и «Пещера» (1921) Замятин сравнил эпоху военного коммунизма с доисторическим, пещерным периодом развития человечества.

Евгений Замятин

Наблюдения над тоталитарным обществом художественно воплотились в фантастическом романе-антиутопии «Мы» (1920, опубл. на рус. яз. в 1952 в США). Роман был задуман как пародия на утопию, написанную идеологами Пролеткульта А.Богдановым и А.Гастевым. Главной идеей пролеткультовской утопии провозглашалось глобальное переустройство мира на основе «уничтожения в человеке души и чувства любви». Действие романа «Мы» происходит в Едином Государстве, изолированном от мира и возглавляемом Благодетелем. Главный герой – инженер Д-503, создатель сооружения, предназначенного для господства человека над космосом. Существование в Едином Государстве рационализировано, жители полностью лишены права на личную жизнь, любовь сводится к регулярному удовлетворению физиологической потребности. Попытка Д-503 полюбить женщину приводит его к предательству, а его возлюбленную к смерти. Повествовательная манера, в которой написан роман, заметно отличается от стилистики предыдущих произведений Замятина: язык здесь предельно прост, метафоры носят рационалистический характер, текст изобилует техническими терминами.

Роман «Мы» стал первым в череде европейских романов-антиутопий – «Прекрасный новый мир» О.Хаксли, «Скотный двор» и «1984» Дж. Оруэлла, «451 градус по Фаренгейту» Р.Брэдбери и др.

Замятин отправил рукопись «Мы» в берлинский филиал издательства Гржебина. В 1924 текст был переведен на английский язык и опубликован в Нью-Йорке. Несмотря на отсутствие публикаций в СССР, роман подвергся идеологическому разгрому советских критиков, читавших его в рукописи. Д.Фурманов увидел в «Мы» «злой памфлет-утопию о царстве коммунизма, где все подравнено, оскоплено». Другие критики посчитали, что Замятин готов встать на путь обывателя, брюзжащего на революцию. В 1929 были сняты с репертуара МХАТа пьеса Замятина «Блоха» (1925, инсценировка «Левши» Лескова), запрещена постановка его трагедии «Атилла» (1928). Не была поставлена и пьеса о преследовании еретиков «Огни святого Доминика» (1923).

В 1931, понимая бесперспективность своего дальнейшего существования в СССР, Замятин обратился к Сталину с письмом, в котором просил разрешения на отъезд за границу, мотивируя свою просьбу тем, что для него «как для писателя именно смертным приговором является лишение возможности писать». Решение об эмиграции нелегко далось Замятину. Любовь к родине, патриотизм, которыми проникнут, например, рассказ «Русь» (1923), – одно из лучших тому свидетельств. Благодаря ходатайству М.Горького в 1932 Замятин смог выехать во Францию. Умер Замятин в Париже 10 марта 1937.

PS Наиболее полной работой о творчестве Замятина является до сих пор единственная научная биография, которую опубликовал в 1968 г. в Лос-Анджелесе известный американский исследователь Алекс Майкл Шейн.

© http://www.krugosvet.ru/



Награды и премии:

Прометей / Prometheus Awards, 1994 // Зал славы
—> Мы (1924)
все премии и номинации автора


Статьи и интервью:

Сортировка:
 Евгений Замятин. Циклы произведений Рейтинг
6.33 (9)
-
5.75 (8)
-
5.88 (8)
-
5.75 (8)
-
5.86 (7)
-
6.20 (5)
-
7.06 (16)
-
6.60 (15)
-
1 отз.
7.00 (17)
-
5.00 (2)
-
6.00 (2)
-
6.67 (3)
-
7.60 (5)
-
7.50 (2)
-
5.00 (2)
-
4.00 (2)
-
5.00 (2)
-
7.80 (51)
-
2 отз.
5.00 (2)
-
5.00 (2)
-
5.00 (2)
-
5.00 (2)
-
4.50 (2)
-
5.00 (2)
-
8.33 (3)
-
 Евгений Замятин. Романы Рейтинг
1924 Мы 
8.35 (2248)
-
124 отз.
 Евгений Замятин. Повести Рейтинг
7.47 (74)
-
3 отз.
7.19 (32)
-
1 отз.
8.77 (26)
-
2 отз.
7.80 (51)
-
2 отз.
1918 Север 
7.69 (13)
-
8.13 (75)
-
5 отз.
 Евгений Замятин. Рассказы Рейтинг
1908 Один 
6.00 (5)
-
6.50 (6)
-
7.30 (10)
-
1 отз.
7.64 (11)
-
7.12 (16)
-
1913 Чрево 
7.00 (5)
-
6.10 (10)
-
6.00 (5)
-
5.57 (7)
-
7.46 (28)
-
7.71 (7)
-
7.06 (16)
-
6.20 (5)
-
1917 Глаза 
8.06 (32)
-
3 отз.
7.34 (70)
-
1 отз.
7.26 (23)
-
6.64 (11)
-
5.80 (5)
-
7.71 (55)
-
2 отз.
7.00 (6)
-
6.62 (8)
-
1 отз.
1919 Икс 
7.24 (33)
-
1 отз.
7.46 (24)
-
1 отз.
1920 Мамай 
7.46 (50)
-
2 отз.
1920 О блаженном старце Памве Нересте и о том, как был исцелён инок Еразм   [= Чудеса О том, как исцелён был инок Еразм...; О том, как исцелён был отрок Эразм] 
6.60 (15)
-
1 отз.
7.95 (78)
-
3 отз.
7.38 (8)
-
1922 Все 
6.50 (4)
-
7.42 (33)
-
2 отз.
1923 Кряжи 
6.75 (8)
-
1923 Куны 
5.90 (20)
-
7.49 (49)
-
2 отз.
1923 Русь 
7.71 (41)
-
3 отз.
6.60 (20)
-
7.00 (17)
-
7.12 (26)
-
1 отз.
7.29 (24)
-
2 отз.
1928 Ёла 
8.29 (17)
-
2 отз.
1928 Пла 
9.40 (5)
-
1 отз.
8.33 (9)
-
8.37 (35)
-
2 отз.
1934 Часы 
7.26 (23)
-
7.22 (23)
-
1935 Лев 
6.75 (24)
-
5.00 (2)
-
6.50 (2)
-
 Евгений Замятин. Микрорассказы Рейтинг
5.88 (8)
-
5.75 (8)
-
1916 Снег 
5.86 (7)
-
5.75 (8)
-
 Евгений Замятин. Сказки Рейтинг
6.33 (30)
-
3 отз.
1916 Бог 
7.06 (33)
-
2 отз.
1916 Дьячёк   [= Дьячок] 
6.66 (29)
-
3 отз.
6.81 (37)
-
5 отз.
6.46 (24)
-
2 отз.
6.97 (32)
-
2 отз.
6.84 (31)
-
2 отз.
7.59 (32)
-
2 отз.
6.97 (32)
-
3 отз.
6.38 (29)
-
3 отз.
6.37 (30)
-
1 отз.
6.62 (29)
-
3 отз.
6.04 (24)
-
2 отз.
6.57 (30)
-
2 отз.
1918 Иваны 
6.27 (26)
-
1 отз.
6.81 (32)
-
3 отз.
6.90 (30)
-
2 отз.
6.29 (31)
-
2 отз.
1922 Арапы 
6.98 (56)
-
4 отз.
7.12 (34)
-
3 отз.
7.00 (2)
-
 
-
 
-
 Евгений Замятин. Поэзия Рейтинг
6.33 (6)
-
1954 Волчок [басня] 
 
-
 
-
 Евгений Замятин. Пьесы Рейтинг
9.00 (1)
-
8.38 (8)
-
1925 Блоха 
8.82 (11)
-
1 отз.
6.50 (2)
-
6.50 (4)
-
6.50 (2)
-
7.50 (2)
-
6.50 (2)
-
 Евгений Замятин. Киносценарии Рейтинг
1918 Север 
4.00 (1)
-
2.00 (1)
-
7.00 (1)
-
3.00 (1)
-
1994 Д-503 
6.00 (1)
-
2.00 (1)
-
3.00 (1)
-
3.00 (1)
-
4.00 (1)
-
4.00 (1)
-
3.00 (1)
-
3.00 (1)
-
3.00 (1)
-
3.00 (1)
-
2010 Нос 
3.00 (1)
-
3.00 (1)
-
6.00 (1)
-
3.00 (1)
-
3.00 (1)
-
3.00 (1)
-
 Евгений Замятин. Статьи Рейтинг
7.00 (1)
-
5.00 (1)
-
1918 Презентисты [под псевдонимом Мих. Платонов] 
6.50 (2)
-
1918 Скифы ли? [под псевдонимом Мих. Платонов] 
8.00 (1)
-
1918 Современная русская литература [Вступительная статья] 
 
-
1919 Бунт капиталистов [под псевдонимом Мих. Платонов] 
5.00 (1)
-
1919 Великий Ассенизатор [под псевдонимом Мих. Платонов] 
7.00 (1)
-
 
-
1919 Елизавета Английская [под псевдонимом Мих. Платонов] 
7.00 (1)
-
7.00 (4)
-
1919 О лакеях [под псевдонимом Мих. Платонов] 
4.00 (1)
-
1919 О равномерном распределении [под псевдонимом Мих. Платонов] 
6.00 (1)
-
1919 О служебном искусстве [под псевдонимом Мих. Платонов] 
5.00 (1)
-
7.60 (5)
-
7.50 (2)
-
1919 Они правы [под псевдонимом Мих. Платонов] 
7.00 (1)
-
1919 Последняя страница [под псевдонимом Мих. Платонов] 
5.00 (1)
-
 
-
5.00 (1)
-
5.00 (2)
-
4.00 (2)
-
5.00 (2)
-
5.00 (2)
-
4.50 (2)
-
7.00 (1)
-
1921 Анатоль Франс   [= (Некролог)] 
6.00 (1)
-
8.50 (2)
-
7.00 (1)
-
1921 Пора 
6.00 (1)
-
1921 Рай 
5.00 (1)
-
8.75 (4)
-
7.00 (2)
-
7.00 (2)
-
6.67 (3)
-
7.67 (3)
-
1924 Цель 
6.00 (1)
-
7.70 (10)
-
8.50 (2)
-
8.60 (5)
-
6.00 (1)
-
3.00 (1)
-
8.50 (2)
-
8.00 (4)
-
6.67 (3)
-
5.00 (1)
-
6.00 (1)
-
7.00 (1)
-
4.00 (1)
-
7.00 (1)
-
6.00 (1)
-
7.00 (1)
-
4.00 (1)
-
7.00 (1)
-
7.00 (1)
-
6.00 (1)
-
2010 Кино 
4.00 (1)
-
7.00 (1)
-
4.00 (1)
-
7.00 (1)
-
8.00 (1)
-
6.00 (1)
-
5.00 (1)
-
7.00 (1)
-
2010 Уэллс 
5.00 (1)
-
 Евгений Замятин. Эссе Рейтинг
7.60 (5)
-
 Евгений Замятин. Очерки Рейтинг
1921 Чехов 
8.33 (3)
-
7.33 (9)
-
1924 Воспоминания о Блоке   [= Александр Блок] 
7.00 (2)
-
1925 Фёдор Сологуб   [= Белая любовь] 
7.75 (4)
-
8.67 (3)
-
7.00 (2)
-
 Евгений Замятин. Сборники Рейтинг
6.57 (7)
-
1955 Лица 
8.00 (2)
-
 
-
 Евгений Замятин. Прочие произведения Рейтинг
4.00 (1)
-
5.50 (2)
-
8.33 (3)
-
1922 Серапионовы братья [рецензия на книгу «Серапионовы братья»] 
8.50 (2)
-
7.75 (4)
-
8.60 (5)
-
 
-
1923 Русь. Русские типы [вступительное слово к альбому Б.М. Кустодиева] 
 
-
6.00 (1)
-
5.00 (1)
-
8.00 (1)
-
5.00 (1)
-
8.00 (1)
-
4.00 (1)
-
5.00 (1)
-
5.00 (1)
-
5.00 (1)
-
10.00 (1)
-
6.50 (2)
-
1 отз.
2.00 (1)
-
6.00 (1)
-
7.00 (1)
-
7.00 (1)
-
6.00 (1)
-
5.00 (1)
-
3.00 (1)
-
4.00 (1)
-
2.00 (1)
-
5.00 (1)
-
6.00 (2)
-
5.00 (1)
-
5.00 (1)
-
2.00 (1)
-
5.00 (1)
-
5.00 (1)
-
 
-
5.00 (2)
-
6.00 (2)
-
2011 Размер в прозе [лекция] 
5.00 (2)
-
2011 Рифма в прозе [лекция] 
5.00 (2)
-
5.00 (2)
-
 Евгений Замятин. Незаконченные или неопубликованные произведения Рейтинг
1991 История одного города, пьеса, не закончено 
7.00 (1)
-


Все отзывы на произведения автора (220 отзывов) | Все издания автора (223) | Экранизации (6)


  Примечание

Собрания сочинений Евгения Замятина (серии на сайте):

  • Евгений Замятин. Собрание сочинений в пяти томах


  •   Исполнители

  • Составители библиографии — Sashenka, Lord_of_Light, kerigma

  • Куратор библиографии — kerigma


  •   Формат рейтинга



      Лингвистический профиль Евгения Замятина

    Словарный запас автора — низкий. Длина предложений — чуть ниже среднего. Диалоги используются редко. Процент прилагательных и глаголов сбалансирован, оба показателя близки к средним. Причастия и деепричастия автор использует в умеренном количестве. Служебные слова (местоимения, предлоги, союзы, междометия, частицы и вводные слова) — крайне редко.