Терри Пратчетт отзывы

Все отзывы на произведения Терри Пратчетта (Terry Pratchett)



  ОтзывыРейтинг отзыва 

Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке

Всего отзывов: 2360

  Страницы: «(–21)  «(–10)   1  2  3  4  5 . . . 18 19 20 21 [22] 23 24 25 26 . . . 44 45 46 47 48   (+10)»   (+25)»»

«Санта-Хрякус»
–  [ 4 ]  +

Кисейная Барышня, 27 августа 2008 г. в 13:30

Первое, что меня привлекло в этой книге — это название! Смерть, исполняющий обязанности Санта-Хрякуса — это что-то определённо новое. Даже для Плоского Мира.

В этой книге можно найти много юмора, оригинальных, колоритных персонажей (один только О Боже похмелья чего стоит! :-D), ситуаций, эпизодов и развязок и ответов на самые неожиданные вопросы.

А если присмотреться, то это ещё и сатира. Потому что Плоский Мир — это в какой-то мере отражение нашего мира.

Оценка : 10
«Творцы заклинаний»
–  [ 4 ]  +

Kriptozoy, 25 июля 2008 г. в 22:16

Самое главное достоинство книги в том, что она невероятно легко читается. Точнее даже сказать, проглатывается. Пусть и не видно пока ещё в ней «фирменного», чисто пратчеттского стиля (он придет немного позже), пусть книга не насыщена яркими, запоминающимися событиями и приключениями (хотя как сказать), пусть нет в ней какой-то особой сверхидеи и подтекста, которые обычно свойственны террипратчеттовским произведениям, но зато в ней есть великолепные, милые душе и сердцу персонажи, отлично показанное взросление и становление главного героя, а точнее главных героинь, а ещё в книге наличествует очень романтическая концовка. А вот то, чем «Творцы заклинаний» приятно удивили в частности меня. На данный момент я прочитал уже около десятка книг о Плоском Мире, ещё больше их имеется в моей домашней библиотеке (стоят на полке и ждут своей очереди), все произведения мне очень нравятся, но вот какую странную шутку заметил: между книгами должно проходить время, нужен хотя бы небольшой, но промежуток, ну не читается почему-то эта серия запоем, хотя очень хотелось бы. А вот после «Творцов заклинаний» возникло непреодолимое желание тут же прочитать продолжение, что я и сделал, о чем, конечно же, ни капельки не жалею.

В общем, хорошая, читабельная на твердую восьмерку книжка.

Оценка : 8
«Цвет волшебства»
–  [ 4 ]  +

Мисс Марпл, 11 июля 2008 г. в 15:05

На мой взгляд,самое неудачное произведеие Пратчетта. Начинать с него категорически не рекомендую. А для фанатов это еще одна возможность вернуться на Диск. Единственное,что немного смущает-не все этот Диск узнают. Проблема в том,что читая другие романы серии,вы знаете,что в то время как Моркоу гонится за очередным преступником,Смерть ведет неторопливую беседу с Альфредом,матушка попивает чай,а библиотекарь задумчиво поедает бананы. Находясь в Ланкре,вы можете представить себе,что происходит сейчас в Клатче или Убервальде. В первом романе этого всего нет и быть не может. Плоский мир только появился,поэтому чувствовать себя там «своим» очень тяжело. В «Безумной звезде» это ощущение улетучивается,Диск обретает полифонию. Другой минус-идейная составляющая,точнее,её отсутствие. Но в целом можно отнестись к «Цвету» как к шансу узнать,откуда растут ноги у одного из самых интересных миров литературы. И,конечно,шансу вновь вернуться на Диск.

Оценка : 7
«Анк-Морпоркский национальный гимн»
–  [ 4 ]  +

Sola, 05 июля 2008 г. в 13:58

На мой скромнейший взгляд — великолепно! Внушительно, торжественно и очень красиво — как музыка, написанная К. Девисом, так и замечательное исполнение певицей и симфоническим оркестром. Мне легко представить под этот гимн британских футболистов — благо звучит не хуже, чем их собственный.:-) И порадовало смысловое содержание — внешняя политика могучего Анк-Морпорка как на ладони.

Вроде бы мелочь, а приятно! Надеюсь когда-нибудь увидеть гимн изданным — с гербом и девизом: «Чист душой и водой».

Оценка : 9
«Вещие сестрички»
–  [ 4 ]  +

дик111, 01 июля 2008 г. в 15:24

Читаю восторженные рецензии и никак не пойму, почему не хочется восторгаться? Сюжет не избит, язык на уровне, вроде все — на пять. Но наверное немного жаль, что результатом этого великолепия и мастерства является пусть и качественное, но всё же чтиво. Как и всесь плоский мир.

Оценка : 6
«К оружию! К оружию!»
–  [ 4 ]  +

vladfreiz, 27 июня 2008 г. в 09:22

Занудная книжка, не ожидал такого от Пратчетта. Слишком мало юмора, уникальных личностей. Все довольно стандартно. Думаю, нужно попробовать другой цикл — авось повезет больше.

Оценка : 5
«Эрик»
–  [ 4 ]  +

Мисс Марпл, 14 мая 2008 г. в 20:19

Отличная повесть,пресыщенная реалиями Плоского мира. Яркая,по-своему интересная(в первую очередь как литературная игра в Фауста,довольно распространенный прием,но не совсем «затёртый»),небольшая. Но...немного холодноватая,что ли. Проверенные временем приемы не всегда работают. Меня,например,совершенно не вдохновил Попугай или тот же Эрик. Смерть,Сундук,Рисвинд,переделка «Фауста»-все на 10. Но остальное-хуже. На самоповтор смахивает.

И еще: очень чувствуется отсутствие картинок. «Эксмо» шлепок по антифасаду за то,что разделили текст и иллюстрации.

Последнее: придется дочитать подцикл до конца,чтобы выяснить,где же все-таки Чудаккули.

Оценка : 8
«Пятый элефант»
–  [ 4 ]  +

alisa_in_dreams, 12 мая 2008 г. в 08:43

Герои все теже, тот же Ваймс, тот же Витинари...теже..гномы....

Или нет?

В каждом подопечном Пратчетта открываются удивительные грани характера.

В жестких условиях стихийного изменения мира, в условиях отрезанности от такого родного и привычного Анк-Морпорка,

среди чуждых принципов и традиций чужих народов, наши родные стражники принимают свое первое,пожалуй, боевое крещение.

Это и война «Патриота» и удивительные хитроумные интриги первых томов серии.

Сказка закончилась.

Все по взрослому.

И игры, в которые мы привыкли играть резко изменили правила. Если ранее,читая «Стражу» , ождалась счастливая развязка, хэппи энд, «долго и счастливо»,

в «Пятом элефанте» до последней страницы такой уверенности нет. Переживаешь за всех и каждого в отдельности.

Читая, проживая эту книгу,особо остро понимаешь ,что шутки шутками, а все по-настоящему страшно.

Но пугает и обескураживает Пратчетт с непревзойденным остроумием.

Книга не давит, но заставляет задуматься.

Оценка : 10
«Мелкие боги»
–  [ 4 ]  +

alisa_in_dreams, 12 мая 2008 г. в 08:24

10 из 10

умная книга.

Только так можно назвать сие творение.

заслуживает Все превосходные формы похвалы.

С улыбкой о серьезном, глубочайшее из прочитанных мною произведений о религии.

Пратчетт мастерски рисует не только всю структуру религии, но дает почувствовать истоки веры.

Всю паутину отношений между людьми и богами, богами и людьми...

Страшная книга, если «смотреть в корень».

Страшная в своей безоговорочной-спорной правоте. Непревзойденное остроумие и легкость отличают данный шедевр.

И лишь закрыв по прочтении книгу, понимаешь всю серьезность.

Браво Мастеру!

Оценка : 10
«Патриот»
–  [ 4 ]  +

Маита, 20 марта 2008 г. в 11:15

Довольно необычная книга для Пратчетта. Серьезная такая. Но все же, когда пройдет первое некоторое недоумение, начинаешь понимать, что за ясной идеей межнациональной враждой стоит и многое другое. Не всегда заметное, но все-таки что-то отклыдывается либо заметно, либо незаметно — в подсознание.

Очень запомнилась фраза: «Хорошо смеётся тот, кто подставляет обе щеки.» И что больше меня поразило — еще произнес Шнобби!!!

Оценка : 9
«Ведьмы за границей»
–  [ 4 ]  +

Yagge, 16 марта 2008 г. в 23:41

Путешествие трех ведьм «по заграницам» с миссией «не дать девушке выйти замуж за принца». Необычно, не так ли? Но что еще можно ожидать от незабвенной компании из Маграт, получившей волшебную палочку с «тенденцией на счет тыкв», нянюшки Ягг в роли переводчика и матушки Ветровоск в качестве тяжелой артиллерии? Особого внимания заслуживает блестящая партия игры в дуркер в исполнении Эсме.

Оценка : 9
«Безумная звезда»
–  [ 4 ]  +

aznats, 10 марта 2008 г. в 00:25

По сравнению с «Цветом волшебства» книга явно выигрывает. Повествование приобретает внутреннюю целостность, появляется чуть больше крайне уместного и обогащающего книгу авторского текста, персонажи начинают наполняться объемом… Плюс откровенное (но мягкое) издевательство над фэнтезийными штампами. Плюс довольно едкая сатира в образе «невидимого университета» и местных гениев каменной компьютеризации. Плюс попытки связать и объяснить связь мира с другими мирами, (а образы космического океана и космической суши – просто потрясающие задатки для развития глубокой философии). Плюс «стремление к достоверности«! :-) При этом остается блестящее остроумие (подпорченное в моем случае переводом), немыслимый полет фантазии и высокая динамика.

В этот раз прямо получила кайф от неидеальности героев – как это оказывается здорово! Чувствуешь свое превосходство и готовность буквально влезть в книгу – «а я то тоже так могу»! Эмоционально сильно зацепили разговаривающие деревья ( дико смешно и при этом с философским подтекстом), тролли, такие по-хорошему сказочно-лиричные.. А беззубый дряхлый герой! А прощание! А сундук то, сундук!!! Вот кто стал мне по-настоящему близким и родным !!! Короче, читаю дальше.

Оценка : 7
«Мрачный Жнец»
–  [ 4 ]  +

Alfmaster, 16 февраля 2008 г. в 18:47

Книги заставляют меня смеяться довольно редко. Ну не получается у автора меня рассмешить. Пратчетт смог, да так, что я хохотал во весь голос. Похождения кучки волшебников просто умарительны. Аркканцлер со своими сумасшедшими идеями. Момент, когда штаны бежали отдельно от костюма за 7 долларов и последующая беседа с главным жрецом просто заставили отложить книгу в сторону и прити в себя.

Очень смешными получились члены клуба «Начни все заново», борящиеся с витализмом.

Думаю, что не выдержу треть книгу Пратчетта подряд, потому сейчас срочно нужно прочесть что-нибудь серьезное

Оценка : 10
«Мор, ученик Смерти»
–  [ 4 ]  +

Алиска, 13 февраля 2008 г. в 13:28

замечательная книга, остроумная, в прочем, как обычно у Паратчетта.

Актуальная и интерсная.

Смерть уникум.

Автор въедлив до костей.

А поднятых вопросов в книге, как бед в ящике Пандоры, неисчеслимое множество.

Жизнеизмерители заставляют задуматься, а автобиографии, пищущие сами себя, пугают и завораживают.

Гениальное произведение.

Высший бал.

Оценка : 10
«Последний континент»
–  [ 4 ]  +

квинлин, 27 января 2008 г. в 11:15

В очередной раз Ринсвинд делает доброе дело, просто пытаясь смыться от своих проблем. На этот раз -в «Австралии».

Заодно преподавательский состав Незримого университета решает устроить себе отпуск на «райском островке», попав в серьезную передрягу и попутно придумав сёрфинг:)

Очень интересно. И серьезно — здесь не так уж много шуток и иронии с сарказмом.Скорее, действие построено на взаимодействии героeв, а также Ринсвинда с окружающим миром ...и скорости его ног...

Оценка : 10
«Вещие сестрички»
–  [ 4 ]  +

Нюрка, 12 января 2008 г. в 22:17

Избавьте человека от шелухи обязательств по рангу, по долгу, по статусу – и вот вам вполне достойный член общества. Речь про призвания. Из скверного шута может получиться здравый правитель, а из наследника чахлых корольков – умелый артист с во-о-от такой харизмой.

Уморительная книга про будни деревенских ведьм (у того зуб болит, у той коза скоро родит, этим короля нового подавай – всем помоги да помоги). Дополнение к циклу о замечательных (в чем-то) политиках.

Оценка : 10
«Ведьмы за границей»
–  [ 4 ]  +

Мисс Марпл, 10 января 2008 г. в 21:12

Отличная книга. В меру яркая и смешная.Да,было пара неудачных моментов(что называется,переходит границы.Пример-сыночек Ягг,обеспокоенный выживанием редких животных.Слишком рассчитано на смех и потому не смешно.). Но в целом все на высоте. Очередной аспект нашей жизни приобритает свое отражение в Плоском мире. Я убеждена,что сказки-лишь внешняя тема романа,истинная часть существования жителей земли,о которой говорится в этом произведении-путешествия. В целом все очень мило. Впрочем,как всегда.

Оценка : 9
«Мост троллей»
–  [ 4 ]  +

ICat, 13 декабря 2007 г. в 11:34

«В детстве я делал то, чего хотел мой отец. Сейчас делаю то, чего хочет мой сыл. Когда я буду делать то, чего хочу сам» (С)

Извечная проблема поколений в изложении Пратчетта упоительна. Коэн — герой на пенсии, просто супер. Замечательная книга.

Оценка : 8
«Мрачный Жнец»
–  [ 4 ]  +

квинлин, 25 ноября 2007 г. в 13:56

Наверное, лучшая книга, что я читал у Терри...Хорошо, когда удаётся жить сразу в двух мирах: у Билла Двера и Ветром Сдумса это получилось...И они поняли, что были нужными другим людям...Это — печальная часть истории..Гурстно, очень грустно было закрыть эту книгу..

Но как порадовала линия волшебников:) Там такое творилось: Распрадажа, все эти тележки и яйца)))Выше всяких похвал. Не говоря уже о «Йо» и «Бонсае»,..

Оценка : 10
«Книги номов» [Роман-эпопея]
–  [ 4 ]  +

Sola, 28 октября 2007 г. в 16:24

Интересный цикл про забавных номов. Не похоже на Плоский мир и юмор здесь немного другой, впрочем все равно очень приятный. Самое интересное, что автору удалось сделать так, что читатель видел все глазами нома: и люди казались такими смешными и неповоротливыми, а мир вокруг просто огромным — и это очень здорово. Сказка может быть и для детей, но и взрослый человек прочитав ее не прогадает. Кто такие номы — гномы или эльфы? А может быть те же люди с присущими им недостатками и достоинствами — просто крошечных размеров.

Оценка : 9
«Санта-Хрякус»
–  [ 4 ]  +

mastino, 14 сентября 2007 г. в 21:48

Весело, умно, иронично, может чуть наивно , но от этого только интересней.

Оценка : 10
«Благие знамения»
–  [ 4 ]  +

WiNchiK, 15 августа 2007 г. в 19:56

Читала с упоением. Во-первых я поклонник серии «Омен», во-вторых поклонник Пратчетта, а в третьих...да-да ...Вы правильно поняли....и Геймана уважаю.

Очень смешно и здорово. Так хорошо обыграны сцены из «Омена» под новым углом зрения. Особенно ярко запомнились всадники Аброкалипсиса, и то каким образом Кроули поддерживал свои домашние растения «в форме»...

Оценка : 10
«Плоский мир» [Цикл]
–  [ 4 ]  +

Sola, 27 июня 2007 г. в 21:58

Решила взяться за это цикл лишь потому, что имя автора часто мелькало на форуме. И ни разу не пожалела об этом. Это Плоский мир, но юмор здесь совсем не плоский. Да, шутки неоднократно повторяются, и это немного раздражает. Но лишь немного. Спасибо автору за таких его героев, как Ринсвинд, Двацветок и Маграт. И за многих других. В них часто начинаешь видеть те или иные черты своего характера и это смешно. Книги Пратчетта не просто повышали настроение, но и заряжали позитивной энергией.

Оценка : 10
«Плоский мир» [Цикл]
–  [ 4 ]  +

baroni, 26 июня 2007 г. в 09:38

Пародия и юмор являются главными литературными инструментами Т. Пратчетта. В своих романах Пратчетт пародирует буквально все — от романов Толкиена и фильмов Бергмана до современных политиических коллизий. Надо признаться, пародирует мастерски. Однако, когда количество романов о «Плоском мире» перевалило за третий десяток, тотальное пародирование и однообразие литературных приемов автора начинают сначала угнетать, а потом уже и просто раздражать. «Кризис жанра», — как говаривал один литературный персонаж, тоже, кстати, юмористического происхождения.

Оценка : 7
«Театр жестокости»
–  [ 4 ]  +

квинлин, 21 июня 2007 г. в 19:11

Честно говоря не понял, зачем был написан этот рассказ.... И как... Просто сюда впихнуты и номы, и расследование убийства. которое убийством не являлось..И вроде даже несколько шутко...

Оценка : 6
«Море и рыбки»
–  [ 4 ]  +

mitra, 07 февраля 2007 г. в 12:22

Если Эсме Ветровоск перестанет быть собой, то настанет конец света. Что Пратчетт и продемонстрировал в отдельно взятой области Диска. Но, к счастью, все вовремя одумались, и жизнь продолжается.

А еще, оказывается, приятно когда твоим именем называют не только новый сорт яблок, ведь на свете растет еще так много всего полезного...

Оценка : 10
«Море и рыбки»
–  [ 4 ]  +

newcomer, 25 декабря 2006 г. в 09:01

Да уж, юморной мистер, ничего не скажешь! Читал и хохотал, иногда до слез. Та еще бабаня Громс-Хмурри! Она напомнила мне парочку знакомых бабулечек, вечно сидящих на скамеечке возле подъезда.

Бабаня к концу подобрела даже, но это не вызывает бурного восторга у соседей, думающих: «Вот да-ет! Она или с ума сошла на старости лет, или пакость очередную задумала».

Оценка : 9
«Мост троллей»
–  [ 4 ]  +

Nog, 21 декабря 2006 г. в 10:46

Коэн — один из самых любимых моих героев Плоского мира, и встреча с ним всегда радует. Жаль только, что смех тут немного грустный получается — легенды уходят, сменяясь практичностью.

Оценка : 9
«Дамы и Господа»
–  [ 4 ]  +

Din Tomas, 04 сентября 2006 г. в 21:26

Очень серьезная книга о Ведьмах, о вторжении в Ланкр. Акценты смещены скорее в сторону философских размышлений, хотя пратчеттовский стиль никуда не делся. Читал эту книгу у Пратчетта одной из первых, следовало бы перечитать…

Оценка : 8
«Смерть» [Цикл]
–  [ 4 ]  +

Din Tomas, 03 сентября 2006 г. в 11:22

Очень интересный цикл, с нетерпением жду выхода на русском «Вора времени». Вообще образ Смерти — одна из главных находок Пратчетта. Я, в общем-то, впервые захотел почитать Пратчетта, увидев знаменитую иллюстрацию — Смерть гладит котенка...Припоминаю диалог Смерти с одним из новых мертвецов, не помню из какой книги: «Ради чего же стоит жить на этом свете?». Подумав, Смерть ответил: «КОШКИ. КОШКИ — ЭТО ХОРОШО».

Ну и ещё один забавный диалог...

— НЕТ, НА КОТЕ ТЕБЕ ЕЗДИТЬ НЕЛЬЗЯ. СМЕРТЬ КРЫС ВЕРХОМ НА КОТЕ — ТЫ САМ ПОДУМАЙ, ГЛУПОСТЬ КАКАЯ. СМЕРТЬ КРЫС ДОЛЖЕН ЕЗДИТЬ НА КАКОЙ-НИБУДЬ ТАМ СОБАКЕ...

...

-ПРАВИЛЬНО. И СМЕРТЬ БЛОХ ТОЖЕ МОЖЕТ НА НЕМ ЕЗДИТЬ. ОДНИМ УДАРОМ УБЬЕТЕ ДВУХ ЗАЙЦЕВ.

...

-ОБРАЗНО ВЫРАЖАЯСЬ, КОНЕЧНО.

(с) Мрачный жнец

Оценка : 10
«Городская Стража» [Цикл]
–  [ 4 ]  +

Din Tomas, 03 сентября 2006 г. в 10:33

Любимый цикл у Пратчетта. Такой атмосферы немрачного нуара (вот уж необычное сочетание) нет больше нигде (а особенно сильно в «Страже!Страже!»). Шнобби Шноббс, Моркоу, Ваймс, просто Анк-Морпорк, в конце концов...неудивительно, что в последнее время Пратчетт разрабатывает именно этот цикл.

Оценка : 10
«Городская Стража» [Цикл]
–  [ 4 ]  +

elent, 12 июня 2006 г. в 12:03

Присоединяюсь к оценкам , данным до меня: изумительное сочетания юмора и серьезных жизненных вопросов. ТАК больше никто не пишет, хотя и пытаются. Честно говоря, ввела бы в обязательный курс чтения.

Оценка : 10
«Цвет волшебства»
–  [ 4 ]  +

Egorro, 29 мая 2006 г. в 13:59

Автора ни разу не подвело чувство юмора. Даже такая не простая тема как смерть подана юморно, но без пошлости.

Оценка : 8
«Роковая музыка»
–  [ 4 ]  +

Laviza, 19 марта 2006 г. в 22:28

ААААААААААААААААААААааааааааааааааааааааа!!!!

«Стремянку в облака!»

Как я люблю эту песню, то есть книгу, и эту музыку, которой она наполнена, музыку, которая продлевает жизнь, заставляет сердце биться сильнее...

Правда финал очень противоречив. Ну как всегда у Терри...

Оценка : 10
«Мрачный Жнец»
–  [ 4 ]  +

tevas, 23 июля 2005 г. в 00:01

Роман смешной, но не это главное. Главное — это идея, которая заложена в этой книге. Ведь герой Cмерть — это то самое, что заставляет нас задуматься о нашей жизни. Как ни странно, Смерть — самый живой из всех персонажей Терри Пратчетта. Хоть это и звучит странно...

З.Ы. А тележки мне понравились. Видно потому, что сам работаю в гипермаркете:-D

Оценка : 10
«Цвет волшебства»
–  [ 3 ]  +

Error9211, 17 марта 2025 г. в 15:33

Спустя несколько лет после прочтения «Цвета волшебства» Терри Пратчетта я всё ещё помню, как поставил этой книге 7 из 10. Сейчас, оглядываясь назад, я понимаю, что это была скорее субъективная оценка, чем объективная. Пратчетт — автор, который умеет писать по-настоящему классно, и его уникальный стиль до сих пор остаётся для меня эталоном.

«Цвет волшебства» — это начало знаменитого цикла «Плоский мир», и в нём уже чувствуется фирменный почерк Пратчетта: остроумный юмор, ироничный взгляд на мир и умение превращать абсурд в нечто гениальное. Мир, который он создал, полон харизмы и своеобразия, а герои — такие как неудачливый волшебник Ринсвинд и наивный турист Двацветок — запоминаются надолго.

Однако, когда я читал эту книгу, мне показалось, что она немного «сыровата». Возможно, это связано с тем, что это первая книга цикла, и автор ещё только нащупывал свою вселенную. Где-то не хватило глубины, где-то сюжет казался немного хаотичным, а юмор — не таким отточенным, как в последующих книгах. Но даже с этими небольшими недочётами «Цвет волшебства» остаётся ярким и запоминающимся произведением.

Сейчас я понимаю, что Пратчетт — это автор, которого невозможно сравнить с другими. Его специфическое восприятие мира, тонкий юмор и умение смеяться над серьёзными вещами делают его книги уникальными. После множества прочитанных книг я осознаю, что ничего похожего мне так и не удалось найти.

Если бы я писал отзыв сейчас, возможно, поставил бы книге более высокую оценку. Но даже 7 из 10 — это признание того, что Пратчетт умеет создавать что-то особенное. Рекомендую «Цвет волшебства» всем, кто любит нестандартный юмор, фантазию и книги, которые заставляют улыбаться и думать одновременно.

Оценка : 7
«Пятый элефант»
–  [ 3 ]  +

PeregaRrr, 04 декабря 2024 г. в 12:44

Настало время разгрести залежи книг и вытащить томик сэра Пратчетта. Раз уж сказал себе, что прочту хотя бы цикл о страже, то надо добивать его. Хоть как-то. Хоть через силу. Особенно не хотелось погружаться в Анк-Морпорк после четвёртого и по-моему самого слабого романа цикла о войне с Клатчем.

В чем не упрекнёшь Пратчетта, так это в том, что он работает по отлаженной схеме. По крайней мере до 5-ого романа цикла о Ваймсе, Моркоу, Ангве и прочих гномессах и гномесках. Дальше пока не знаю. Он берёт одну важную тему из нашей реальности и рассматривает её в искривленном зеркале Плоского Мира:

1) Стража! Стража! – вводный роман цикла. Нас знакомят с героями и главным правилом Анк-Морпорка, а может даже и всего Диска. Если шанс попасть в глаз дракону из арбалета один на миллион, то непременно стреляй — ты попадёшь!

2) К оружию! К оружию! – книга о развращении от овладения невиданной мощности оружием. Книга о том, как человек сходит с ума, когда может убить кого угодно.

3) Ноги из глины – томик про свободу. Даже истуканы големы восстали ради этой необходимой вещи. Без свободы не жизнь. Без свободы пресмыкание и ползание. Ну и эта книга кажется самой жирной в плане повесточки. Тут у нас появляются гномески в юбках и прочие прекрасные красоты.

4) Патриот – роман поднимает серьёзную тему. Война! Пратчетт высмеивает ура-патриотов и показывает читателю, что любой конфликт можно решить… ну… допустим футболом… наивный, слабый, раздутый роман. Самое слабое произведение цикла на данный момент.

5) Пятый элефант – роман о…??????

В Пятом элефанте сэр Терри поднимает тему ДИПЛОМАТИИ! Тема щепетильная. Серьёзная, интересная и обладающая огромным простором для манёвров и размышлений. Удастся ли английскому мастодонту юмористического фэнтэзи складно и умело пояснить нам за все эти хитрые геополитические штучки-дрючки?


В Убервальде – самой огромной стране Плоского Мира событие событий! Выборы и коронация нового гномьего короля! С каждой уважающей себя страны должен быть посол на такое действо. А кто если не Анк-Морпорк себя уважает ещё сильнее? И конечно же послом от нашего любимого мегаполиса едет.. кто? Правильно сержант Колон! Шучу, шучу! Сер Сэмуэль Ваймс! Свежеиспечённый герцог собственной персоной с супругой и небольшой свитой. Но и про Колона в романе будет. И про Шнобби тоже. Не переживайте.

А Убервальд то у нас на севере! Убервальд огромен, дик, полон вампиров, оборотней, там правят гномы, иногда охотятся на людей, а трофейные головы троллей ещё украшают стены замков. Надежды большие на роман. Лично мне всегда больше нравится север, морозы, заснеженные леса с кровищей на этом самом снегу, чем пустынные пейзажи. Так что мой фаворит однозначно Убервальд. Долой Клатч!

Сэм. Сибилла, Детрит, Шелли и Иниго, человек лично приставленный к Ваймсу патрицием, в составе официальной группы едут на коронацию. Ангва волею судеб убегает туда сама по семейным обстоятельствам. Моркоу подаёт в отставку и мчится вдогонку за любимой, прихватив с собой старого знакомца шелудивого, но умного и гордого пса Господа. Так надо. Так положено. Моркоу по-другому не может. В городе за главного остаётся Колон. Он самый старший по званию ему и рулить стражей и следить за порядком. Догадываетесь что из этого выйдет?

Углубляться в сюжет не стану. Скажу вкратце, что в Анк-Морпорке параллельно убили одного гнома, похитили копию довольно важной лепёшки. Чуть намекну, что в Убервальде коронация тоже пройдёт не совсем гладко. Будут и убийства. Случатся и коварные замыслы. Будут и злодеи, и гномьи короли, покажутся и оборотни во всей красе, высунут клыки и вампиры в своём небрежном благородии. Будет всего много. И всё снова будет распутывать сэр герцог анкский Сэмуэль Ваймс.

А теперь немного о той самой дипломатии. В романе северный Убервальд показан нам этакой дикой, огромной провинцией, куда ещё толком не проник свет англо-морпоркской цивилизации. Вот этот самый свет Ваймс на факеле и несёт дикарям и прочим людоедам. Несёт где-то грубовато, где-то со злостью на самого себя, от того что суёт нос не в свои дела, где-то от чистого сердца. А свет то не просто греет дикарей. Он конечно их немного согревает, намекая, что гномихам то можно и юбки носить, а головы врагов в виде трофеев на стенах – такая себе идея, но и подсвечивает вполне себе корыстные цели. Пускай Ваймс помогает гномам, приносит прогресс в горы и снега, разоблачает коварных злодеев, но и цену на полезные ископаемые, которыми так славится Убервальд и которые так необходимы Анк-Морпорку, выбивает очень выгодную. Практически бросовую.

Так что получается и волки сыты и овцы цели. Или только англо-морпорксы снова всех переиграли и, учтиво улыбаясь в поклонах, утёрли нос дикарям, которые смеют отстаивать свои ценности?


Много видел отзывов, что Убервальд – это сборный образ Европы и матушки нашей России. Мне показалось, что это довольно слабо раскрыто. Про Россию тут разве что слабые и несмешные отсылки к Чехову, про немцев шутки про сосиски, ну и коренная нечисть конечно вся европейская. Но как-то этого совсем мало для острейшей, аки бритва сатиры. Снова всё по верхам, как и о Дивном Востоке в предыдущем романе.


О коронном юморе писателя. Он тут имеется. Приступы безудержного смеха и спазмы веселья у нас должны вызывать похождения Колона, как нового начальника стражи. Снова приторно, глупо, наивно и НЕ СМЕШНО НИ РАЗУ!!!

В той части, где сарказмом и брюзжанием блистает Сэм Ваймс всё вполне в порядке. Образ его отточен и отполирован. Он зол, справедлив, нагл и честен. Он справляется хорошо. Он молодец.

Герои, которые не обязаны по задумкам Пратчетта кривляться снова удаются. Иниго, тот который сопровождает командора, прописан отлично. Он умён, коварен и следует своей цели. Не зря он заканчивал школу наёмных убийц.

В романе читателя знакомят с родней Ангвы – семейством оборотней и её братцем – красавцем-психопатом. Так же Моркоу знакомится с её лучшим другом – верным волком Гэвином. Всё подводит к тому, что нормального (НОРМАЛЬНОГО!!!) человека будет пожирать ревность, но только не Моркоу. Он не такой. Отношения Ангвы и Моркоу развиваются и кажется на этот раз это навсегда и пока смерть не разлучит их.



Как итог:

Роман вышел крепкий и складный. Есть конечно провисания, очередные рояли за деревьями, растянутость, но всего этого намного меньше, чем в предыдущем Патриоте. Тема дипломатии ещё как раскрыта. Только не понятно хотел ли сэр Пратчетт показать нам корыстность Анк-Морпорка, или это вышло само по себе и вполне случайно.

Как роману Пратчетта я смело влеплю 9-ку.

Как просто произведению литературы крепкую 7-ку.

Из интересного:

Хотелось бы без околотвиттерной политики, но не выходит. Но обещаю, её будет чуть-чуть.

Как ни крути, но романы сэра Терри переполнены лево-либеральной повесткой. Вот хоть тресни, этого ну невозможно не увидеть в упор. Но главный герой цикла, наш любимый, озлобленный и колючий Ваймс, он же натуральный цисгендерный консерватор. И вот этот консерватор постепенно принимает весь этот, простите, зверинец-бестиарий в юбках и платьицах. Скрипит зубами. но принимает. Сердце его разрывается, а голову он всё равно готов положить за эти новые цивилизованные веяния. Вот так нам английский писатель впихивает в мозг нужные нарративы. Такие дела.


П.С. НУ наконец-то рубикон цикла перейдён. Дальше три довольно коротких романа, что радует безусловно. Но мы их обязательно добьём!

Оценка : 9
«Держи марку!»
–  [ 3 ]  +

Фабио Стеффарден, 19 ноября 2024 г. в 14:21

Всем доброго времени суток!

Долго я не решался познакомиться с Пратчеттом и его Плоским миром, потому что думал, что это чтиво для детей, очередная попсятина, которая мимикрирует под популярные жанры(в данном случае фэнтези) и из той же серии, что ромфанты и янгэталты, которые я всей душой терпеть не могу.

НО......

«Держи марку» — это отличная юмористическая сатира на реальный мир!!!! Это попадание 10 из 10-ти!!!!

Прачетт — теперь ты мой любимый писатель №2!!!!

Сюжет:

В центре нашего внимания мошенник Мойст фон Липвинг, у которого много имён, лиц и спрятанных денег. История для нас начинается с камеры смертников, где Мойст ждёт своего часа. Но Мойсту фартит и ему предлагают работу на почте, где предыдущие четыре почтмейстера скончались. Мойсту придётся не только восстанавливать работу почты, но и противостоять капиталистам ,которые владеют более совершенным инструментом по передачи писем под названием «Гранд Магистраль». Передача писем осуществляется посредством вышек и такой-то матери, но в разы быстрее обычной почты. Главный владелец Магистрали Хват Позолот это главный антагонист истории, ещё более скилловый мошенник, чем Мойст. В итоге должен остаться только один батя на деревне)))

Плюсы:

1. Персонажи. Они восхитительны. Карикатурны? — ДА! Но без перегиба. Все главные персонажи просто кайфовые. Не буду описывать каждого отдельно, потому что не хочу лишать Вас удовольствия самим познакомиться с ними. Но отдельно хочу выделить любовный интерес Мойста. Самый лучший женский персонаж — Дора Гая Ласска. Общение этих двоих каждый раз вызывало улыбку. Дора показалась остроумной и НАКОНЕЦ НЕ БЕСЯЩИЙ ЖЕНСКИЙ ПЕРСОНАЖ!!!!

2. Фэнтезийный мир — исключительно как декорация и это огромный плюс в этой конкретной книге. Как будто так и должно быть. На первом плане история людей, их взаимоотношения.

3. ЮМОР!!!! Это главный плюс. Ни одна книга не улыбала меня так часто как «Держи марку» Пратчетта!!! НОЛЬ пошлятины! НОЛЬ жести/гендерного «юмора»/шуток за 300!

4. Есть продолжение приключений Мойста: «Делай деньги» и «Поддай пару«! Нет, не так! Плюс в том, что эти книги уже есть у меня!))))

Минусы:

1. Я, правда, их не нашёл))

Итоговый итог:

Для тех кто ищет лёгкое чтиво, хороший/чистый/несовременный юмор, приятных персонажей, хорошо структурно выстроенную историю (шоб не плеваться — а как так? Да что ж такое то? Где моё ведро для литературного мусора?), социальную сатиру, то обратите своё внимание на эту книгу и, видимо, на все книги из цикла о Плоском мире.

Книга мне очень понравилась. Обязательно буду читать дальше Пратчетта и, естественно, буду рекомендовать этого автора!!!

Оценка : 9
«Поддай пару!»
–  [ 3 ]  +

Текстоплёт, 09 ноября 2024 г. в 11:01

Похождения ловкого плута Мокрица фон Липвига были увлекательны. Здорово и изобретательно он управлял почтой и банком в прошлых книгах, своим умом немного жульничая (но с пользой для города).

И вот настала пора для новой работы. Мне показалось, что в этот раз приключения фон Липвига стали выдыхаться. Задор сохраняется, выдумка тоже, но что-то уже история не так сконцентрирована.

В Плоском мире изобретают паровую машину и сразу же — железную дорогу с паровозом. Гораздо больше внимания теперь уделено другим персонажам, фактически мне показалось, что книга могла обойтись и без участия Мокрица фон Липвига. Уж очень хорошо до всего здесь додумались и изобретатель паровоза (деревенский гений, сын кузнеца), и его инвестор (сколотивший своё богатство на ремесле золотаря). Патриций Витинари оценил важность паровоза и железной дороги для города и развития торговли, дал добро на активную прокладку рельсов во все концы материка. А фон Липвига отправил в качестве своего рода менеджера, чтобы тот присматривал за строительством новых путей в другие населенные пункты. Повествование размазано между разными персонажами и локациями: тут ещё и конфликт гномов показывают, среди которых есть бунтующие против железной дороги группировки.

Этих небольших историй с разными персонажами много, но они не получают достаточного внимания. Многие из них скучновато было прочитывать.

Так что эта книга мне меньше всех в этой трилогии понравилась. Хотя роман совсем не плох сам по себе.

Оценка : 7
«Night Dweller»
–  [ 3 ]  +

Lilian, 07 ноября 2024 г. в 23:48

Космос — не совсем те декорации, которые ждёшь от Пратчетта. Но получилось красиво.

Конечно, в этой небольшой зарисовке хватает недосказанностей. Да и космос, если уж по-честному, не совсем наш, напоминающий скорее глубины океана, а не известную нам пустоту. И к тому же вне всяких сомнений — обитаемый. И одновременно очень одинокий. Вот такой парадокс.

При этом сам сюжет, прячущийся за недосказанностями, относительно прост и даже отсылает к штампам голливудских боевиков прошлых лет. Но написано красиво. И это многое искупает.

P.S. Традиционное спасибо за перевод.

Оценка : 8
«Джонни и мертвецы»
–  [ 3 ]  +

anka_hobby, 23 августа 2024 г. в 22:40

«Джонни и мертвецы» Терри Пратчетт, 256 страниц

Трудные времена в жизни Джонни дали новый виток и теперь он вынужден с матерью переехать в дом дедушки. По этой причине теперь маршрут до школы проходить через кладбище. И даже если остальные предпочитают место обходить это стороной, то Джонни не видит ничего жуткого и пугающего в том, чтобы срезать путь к дому таким способом. И вот однажды в шутку мальчишка стучит в один из склепов и, вот ужас, на его ступ отвечают.

Эта часть понравилась больше. Она какая-то более приземлённая, потому что читать про кладбище и живущих на нем мертвецов как-то проще, чем представлять космические бои с инопланетной крокодильей расой через компьютерную игру и сны.

В очередной раз поднимается не самый детский вопрос — нужна ли нам память о мертвых? Для кого это важно, мертвым или все-таки живым?

И ещё момент с полком очень печальный и трогательный.

Оценка : 8
«The Real Wild West»
–  [ 3 ]  +

Lilian, 10 августа 2024 г. в 14:46

Короткая ироничная зарисовка о настоящем Диком Западе. И кто сказал, что он может быть только в Америке — старушка Англия не менее лиха и сурова.

Фирменный немного абсурдный юмор, яркие типажи и совсем не геройские декорации для вполне себе геройских поступков.

Спасибо за перевод, позволивший познакомиться с рассказом.

Ну и напоследок несколько наиболее понравившихся цитат:

«Но случилось так, что ближе к вечеру следующего дня Крабэппл оказался неподалёку от глубокой просеки, где проходила главная железнодорожная ветка Лланоджи, охотясь на кроликов. Он двигался тихо и держался в тени, ибо кролики ему не принадлежали, да и земля также ему не принадлежала.»

«— Кто там? — крикнул Одинокий Фермер, оборачиваясь.

— Здесь нет никого, кроме нас, кроликов, — отозвался Крабэппл и внезапно пожалел об этом.»

«Мимо проносились деревья и кусты. Сэнди осталась далеко позади. Колёса велосипеда вращались так быстро, что стали невидимы.

— Ты можешь нажать на тормоза? — закричал Хэмиш, перекрывая шум ветра.

— Что такое тормоза? — крикнул в ответ Крабэппл.»

Оценка : 8
«Держи марку!»
–  [ 3 ]  +

Буба, 18 июня 2024 г. в 11:55

Меня в этом почтовом ответвлении тронула отчаянная романтика братства безнадёжных семафорщиков, истинных тружеников, людей на которых чаще всего всё и держится. Описание этой вроде бы незамысловатой на первый взгляд, но как оказалось очень опасной профессии очень красочно и эмоционально. Воскрешение почты конечно тоже впечатляет, здесь не так всё драматично (младший почтальон Грошь неверное горячо поспорил бы об этом), чувствуется уважение к этому великому делу, помимо всех прочих двойных смыслов. В ихней стародавней параллельности почта скончалась и воскресла ого-го когда, а в нашей страшно подумать, ещё каких-то пару десятилетий назад, когда интернет только начал проникать как сегодня бы выразились в бюджетный сегмент, почта вроде бы и не скончалась но дух её стал медленно растворятся в распространяющемся электронном шуме.

За успехами мошенника на новом поприще наблюдать интересно, не сказать что открываешь что-то новое для себя в подобном жанре, но все равно интересно, так сказать мошенничество на страже государства, надеюсь звучит не очень двусмысленно... Почтальон Грошь странно хорош, помощник Стенли подозрительно хорош, мисс Ласска чудо как хороша. Големы тоже молодцы, особенно впечатляет путь древнего голема по имени Анхаммарад. Конечно, их сравнивают с роботами, но по моему, это отличный пример служения и исполнения долга, термина, от которого у многих демократичных умов портится пищеварение. Мисс Ласска сильно восхищается големами, а ведь мисс Ласска не может быть не права, ведь так? А вот антогонист по моему вышел не очень. Типичное жадное до примитивной власти и денег, тупое существо. Вполне себе реалистичное.

На потяжении искупительного приключия мистера Вон Липвига часто подсвечивается мысль о том, что шоу часто играет большую роль в жизни сообществ. Что тут скажешь, без заманухи мало что работает как часы, маленькой, большой, другое дело, что часто шоу — это профессиональный инструмент мошенников, Липвиг как ни кто уяснил эту истину, и хоть он по началу чувствует себя неуютно на гос. зарплате, делая совершая вроде законные телодвижения, продолжает видеть в реакции народа предсказуемый ответ на хитрые манипуляции манипулятора (за тавтологию не извиняюсь). К слову в нашей реальности есть даже целая страна, где всем правит шоу и эту традицию старается распространить на весь мир, от чего мир постоянно хворает с разной степенью чихливости и кашлевания, посему чтобы окончательно не ошоусверзнуться приходится принимать не всегда приятный на вкус Антишоувин. Так или иначе, морпорцам хоть как-то повезло с Липвигом, по крайней мере с его посмертной реинкарнацией.

Оценка : 8
«Плоский мир» [Цикл]
–  [ 3 ]  +

Буба, 12 июня 2024 г. в 19:06

К Великобритании, англичанам, английской литературе и прочим биг-бенам я отношусь примерно-наверно с такой же надменностью, брезгливостью и высокомерием как и сами жители Альбиона к всему остальному миру.

Но познакомившись с циклом книг о примостившейся на спинах мифических исполинов фентезийной лепешке, которую населяют такое колличество разных видов, с совершенно противоположными социальными и культурными взглядами, правилами и нормами, при этом так или иначе умудряющиеся сосуществолять друг с другом, должен (не хотя конечно) признать, что если есть что-то в этом мире, то немногое, что может хоть на квант обелить нацию проклятых гордыней и тщеславием, то «Плоский мир» безусловно может стать одним из этих немногих белильных пятнышек.

Прежде всего мир диска поражает  неподготовленного зрителя богатством остроумия, широкой метафорической палитрой, обильной смесью деталей, тонкостей и мелочей с хитро замаскированными смыслами. Персонажи, имена, образы, стили поведения выразительны сверх меры и даже карикатурны. Описания мира, события, взаимоотношения персонажей выверены и отточены с какой-то маниакальной скурпулезностью. Театральность и гротеск сквозят почти из каждой щели, если не завывают дикими ветрами. Начиная знакомство с первой книги можно спокойно открывать блокнот и записывать удачные реплики и остроты коих будет очень много. Это про стиль и искусство в пределах литературной формы.

В плане построения сюжета не все так однозначно. Как обычно в начале книги какое-то событие задаёт тон и направление, но потом создаётся такое впечатление, что автор словно дав напутственного пинка гг в нужном направлении и попутно наблюдая краем глаза за кульбитами в полете, начинает заниматься тем, что у него лучше получается — вырисовывать узоры, вензельки и прочие мудряшки, полировать сценки, которые можно вешать в рамочки и созерцать, созерцать, созерцать... Благо сценок много, много, много... Время от времени гг растратив заряд бодрости притормаживает сближаясь с землёй, демиург снова обращает на него внимание и цикл повторяется. И так до самого финала. В общем искать в историях о плоском мире четко выстроенную сюжетную схему нет смысла, конечная станция все равно никуда не денется, важно не пропустить по пути демонстрируемый пейзаж.

Про смыслы, смыслов здесь до хренищи, то есть как колличество бекона в правильном сэндвиче командора Ваймса (цикл про стражу). Какие-то прямо падают вам в рот уже пережеванные, что-то приземляется в тарелку и требует вилки с ножом, чтобы поймать другие трофеи, нужно вооружиться охотничьим ружьем и отправиться в глухую лесную чащу. За последними придется наблюдать лишь из далека, как астроном наблюдающий за звёздами через мощный телескоп, конечно в трушной остроконечной шляпе, оклеенной маленькими, блестящими звёздочками.

Некоторые из этих пойманных смыслов вызывают неоднозначное впечатление. Взгляды автора вполне себе улавливаются и к титулу пацифиста и миротворца примешиваются (не) самые радужные нотки.

Писателям часто кажется что легко порой создавая миры на бумаге быть мудрым, умным всё понимающим и осознающим творцом. Рассуждать с высоты мнимого величия о слабостях, предрассудках и заблуждениях человека как личности так и вида в целом. Непринужденно строить моральный каркас персонажа на лишь тебе (писателю) удобных, приемлемых и привычных представлениях о смыслах, ловко обходя неприятно острые углы отстраненного реализма. Посему, один из самых колоритных, но не всегда явно заметных обитателей плоскомирья — это знаменитый сферический конь, его не всегда видно, но он есть. А от его менторского ржания начинаешь думать, что самая вкусная колбаса конечно из конины. И конечно книжке написанной британцем ни как не обойтись без толстой-толстой порции знаменитого туалетного юмора, ну ни как.

Вообще, для меня юмор в произведении всегда перевешивает остальную поклажу, ну вот так, пусть даже каждый чемодан так и грозит раскрыться от распирающих его нравоучений и уверенности в собственной непогрешимости. Посему для меня этот дисканутый на всю просатирическую голову

мир прежде всего веселье а потом все остальное. Такой очумительный сплав цирка, музыкального театра, пантомим, душеподъемных парадов и своеобразной картинной галереи с огромным количеством запечатлённых небольших картин с занятными  узорчиками, вензельками и мудряшками. На такой навороченной сцене чего только не увидишь и чему не восхитишься. Вот Искрометно и хаотично мечущийся по сцене до смертельного ужаса везучий вечный мытарь и горе-недоволшебник Ринсвинд и его мохнатый аналог говорящий пёс; а вот уверенной походкой пробивают возможные и невозможные препятствия големы ждущие своего часа и тролли просветленные, ближе к низу балаганят гномы городские и протемненные; по периметру едва заметно, но весьма ощутимо рассредоточено житие святого Ваймса и его не всегда добровольных последователей; над толпой на метлах опасливо планируют поборницы феминизма; едва уловимо в толпе юлит и шебуршит очень талантливый и безусловно не безнадёжный (в общечеловеческом плане) мошенник; с чересчур уверенным видом и расхлябанной походкой вытанцовывает всем дыркам самасебесосиска; вампиры в завязке, оборотни помешанные на психоанализе, клац-клац гаргульи, неописуемые Игори, прошлое, настоящее, будущее, вспыхивают то тут то там; в атмосфере очень характерно ощущается тираническая воля, жёсткая но справедливая.

Частокол островерхих шляп незримого оркестра гремит из оркестровой ямы, ни к селу, ни к городу путаясь в стилях, тональностях, темпах. Дирижёр — Смерть, на его лице застыла едва заметная улыбка (когда-то) человека, знающего, что последнее слово всегда за ним.

Так что, не смотря на личные придирки, многотомник заслуживает внимания, как минимум хотя бы для обогащения как словарного так и воображательного запаса.

Оценка : 8
«Движущиеся картинки»
–  [ 3 ]  +

tapok, 21 апреля 2024 г. в 14:40

Стоп, снято!

***

«Движущиеся картинки» — второй сингловый роман Терри Пратчетта в цикле «Плоский мир». И если предыдущую книгу («Пирамиды») можно читать в любое время, то «Движущиеся картинки» желательно читать где-то между подциклом про Ринсвинда и до «Мрачного жнеца». Хотя это и не обязательное условие.

…в Плоский мир пришли движущиеся картинки – немое кино. А всё благодаря алхимикам. Народ начинает стекаться в Голывуд – центр синематики. Туда же попал и Виктор, вчерашний студент Незримого Университета. А когда Достабль – лучший коммерсант Плоского мира по мнению Достабля – решает, что на движущихся картинках можно нажиться, дело принимает интересный оборот…

Герои. Главным героем «Движущихся картинок», конечно же, является Виктор. Он привык не отсвечивать, сидеть ниже травы и тише воды. Но реальность такова, что Виктору нужды деньги. И сняться в движущихся картинках – это вполне себе хороший вариант. Там он знакомится с ещё одним героем романа — девушкой по имени Джинджер. Она уже успела сделать себе имя, став местной знаменитостью на поприще синемы. Пёс Гаспод – ещё один важный персонаж. Он уже появлялся в цикле про Городскую стражу. Но здесь Гаспод – это молодая версия себя. Наконец, Достабль. Он красной линией проходит почти через все подциклы. Порой даже Достабль играет важную роль, как было в «Роковой музыке». В «Картинках» Достабль играет практического того же Достабля, что из «Музыки». Он нужен, чтобы ирония превратилась в сатиру. И со своей целью Достабль справляется на ура.

Мир. Действие романа происходит в двух местах. Это привычный Анк-Морпорк и новая лкоация – Голывуд. Последний, конечно же, списан с Голливуда. Получилось? Конечно. Аллюзии, отсылки, издевательство над штампами – всё это на страницах «Движущихся картинок».

Заключение: хороший сингловый роман. Если в прошлом одиночном произведении («Пирамиды») сюжет пусть и уступал наполнению, то лишь незначительно, здесь же сюжет полностью проигрывает сатире, диалогам и юмору. Зато свою роль играют многочисленные камео. Достабль, Гаспод, волшебники Незримого Университета. Именно они и Гаспод намекают, что читать «Картинки» желательно где-то между книгами про Ринсвинда и «Мрачным жнецом».

8 движущихся картинок из 10.

Оценка : 8
«Шмяк!»
–  [ 3 ]  +

tapok, 02 апреля 2024 г. в 06:59

Истоки конфликта

***

«Шмяк» — предпоследний роман Терри Пратчетта в подцикле «Городская стража».

…на носу празднование Кумской битвы. Битва эта примечательна тем, что столкнула гномов и троллей. Кто из них напал первым – вопрос спорный. Гномы грешат на троллей, ну а тролли катят камни на гномов. В Анк-Морпорке, где много и гномов, и троллей, этот вопрос становится особенно острым. За решение его берётся, конечно же, командор Сэм Ваймс.

Герои. К стандартному набору персонажей наконец-то добавляется… Сэм Ваймс! По сути, уже третий оного имени, учитывая Сэма Ваймса из прошлого (роман «Ночная стража»). И пусть юны Сэм Ваймс пока только угукает и слушает сказки, он позволил Терри Пратчетту слепить из Сэма Ваймса-командора (и стражника!) Сэма Ваймса-отца. Подобная трансформация не может остаться без внимания. Конечно, в канву встроен ещё один новый герой. Точнее, героиня. Вампирша Салли. Но, увы, это героиня одного романа, больше её не будет.

Мир. Изъезженный Анк-Морпорк уже не удивляет. Сцены в Кумской Долине тоже не особо привносят колорита в ворлдбилдин. Зато его привносит вопрос противостояния гномов и троллей. Об этом конфликте было довольно много информации в «Пятом элефенте», и кусками – в том или ином романе. Но именно в «Шмяке» автор углубился в истоки конфликта.

Отдельного упоминания достойны аллюзии на «Властелин Колец» Толкина. «Городская стража» — пожалуй, самый самобытный подцикл Пратчетта. Это уже не сатира, это уже дань уважения. В кубах Терри так и видны палантиры Джона.

Заключение: роман на уровне прочих в «Городской страже». В нём отчётливо (и в романе, и в подцикле!) видна пластичность мира и персонажей. Сэм Ваймс – самый яркий тому пример.

8 Стражей из 10.

Оценка : 8
«Ноги из глины»
–  [ 3 ]  +

tapok, 17 марта 2024 г. в 11:51

Покушение на Витинари

***

«Ноги из глины» — третий роман Терри Пратчетта в рамках подцикла «Городская стража». В целом, произведение выдержано в стилистике первых двух книг подцикла.

…на патриция Витинари совершено покушение. Сэму Ваймсу тоже приходится отбиваться от потенциальных убийц, так что в этом деле он поднаторел и готов оказаться поддержку лорду. Меж тем в Страже появляется новый гном – алхимик по имени Шельма Задранец. А на улицах Арк-Морпорка снова происходят убийства…

На данный момент всё выглядит так, что подцикл «Городская стража» — самый цельный во всём «Плоском мире». Все прошлые подциклы (про Ринсвинла, про ведьм и про Смерть) не могли похвастаться подобным достижением. Речь даже не о преемственности внутреннего сюжета. Речь о динамике внутри цикла. Пока что все три книги оказываются под стать друг другу.

Итак, герои. К привычному составу персонажей, которые входят в Стражу, присоединяется ровно один герой. Гном Шельма Задранец. Алхимик по призванию, тонкая личность на деле. Это именно тот случай, когда героя встречает по одёжке. И то, что Шельму встретил именно Сэм Ваймс – момент показательный. Шельма Задранец интересен тем, что Терри Пратчетт во многом предвосхитил (как и в прошлом романе, коснувшись темы меньшинств) гендерные вопросы в литературе (и не только в литературе). Конечно, темы гномов-женщин касался ещё Профессор. Но Толкин толком не развил этот вопрос. Пратчетт не просто развил. Спустя почти тридцать лет после выхода этого романа приём Терри утирает нос нынешним популярным представителям YA, кои выбрали осью своего вращения тему гендеров. В общем, Шельма – всем гендерным вопросам сделал Задранец. Такие вот в Страже дела.

Мир. Как и прошлые романы, этот не может похвастаться новым местом действия. Поэтому автору пришлось что-то придумывать. И он ведь придумал. Пратчетт погружает читателя в политику, в мир гербов и геральдики. Причём помимо очевидных моментов (Моркоу и Ваймс), он прибегает и к неочевидным (ещё один Страж, но кто – читайте роман).

Заключение: толковый роман с позиции околосюжета. Потому что по части сюжета и его детективной составляющей всё не очень хорошо. Впрочем, для Пратчетта это не но́во.

8 Стражей из 10.

Оценка : 8
«К оружию! К оружию!»
–  [ 3 ]  +

tapok, 16 марта 2024 г. в 13:32

Меньшинства меньшинствам – рознь

***

«К оружию! К оружию!» — второй роман Терри Пратчетта в цикле «Городская стража». И уже здесь автор решается на серьезные перемены.

…непростые времена настали для городской стражи. Сложные расследования, вредное начальство (Витинари). Но всё это цветочки по сравнению с нововведениями. Отныне в Страже должны служить меньшинства. Гномы, тролли, нежить…

Роман «К оружию! К оружию!» примерно равен по объёму первой книге. Терри Пратчетт так же оставил неизменным чередование сюжетных линий, разве что увеличил их количество.

Герои. В прошлом романе балом правили Ваймс и Моркоу. В принципе, здесь они тоже на главных ролях. С той лишь разницей, что Ваймс на чемоданах (собрался уходить из Стражи), а Моркоу оказался (невольно!) втянут в центр интриг – причём как внутренних, так и внешних. Из новых персонажей стоит отметить тандем Детрита и Дуббинса. Эти два особо хороши именно в паре. Детрит – тролль, а Дуббинс – гном. Соприкосновение этих двух рас в Плоском мире являются чуть ли не гарантом ядерного взрыва. Наконец, в страже появилась Ангва. Она из числа меньшинств сразу по двум показателям. Вполне можно сказать, что Пратчетт предвосхитил тенденцию последних десяти лет в литературе (преимущественно в фэнтези), когда главная героиня непременно и сильная, и при мече.

Мир. Анк-Морпорк всё тот же. Зато Пратчетт углубился в вопросы Гильдий и серых кардиналов города. Попутно читатель больше узнает о гномах и троллях, а так же о верфольфах.

Заключение: «Страж! Стража!» определённо был сильнее романа «К оружию! К оружию!». С другой стороны, в действии вечный синдром «второй книги». В целом, Пратчетт пока демонстрирует удивительный баланс в рамках одного цикла. «Городская стража» пока выглядит ровным и единым полотном. Здесь много Стражи, много Витинари. И есть прощание с героями. То, в чём Пратчетт жутко отстал от современных авторов (и то понятно, писал он много раньше их).

8 Стражей из 10.

Оценка : 8
«Санта-Хрякус»
–  [ 3 ]  +

tapok, 04 марта 2024 г. в 11:41

Новогодние дела

***

«Санта-Хрякус» – очередной роман Терри Пратчетта в цикле «Смерть». Постепенно дело идёт к финалу, хотя финалы у Пратчетта ставятся точкой с запятой.

…на носу Страшдество. А Санта-Хрякус, вроде как, исчез. Сьюзен подозревает в этом дедушку. Ну а Смерть, заручившись поддержкой Альберта, отправляется противостоят могучим силам в лице аудиторов…

Герои. В главных ролях всё те же лица, но с вкраплениями свежей крови. Сьюзен повзрослела, это уже не та наивная девушка, что была в «Роковой музыке». Смерть и Альберт всё те же. Один – сплошь кости да пустоты, второй жарит все продукты, прежде чем назвать её едой. Из новых лиц тут Чайчай – наёмник, что пария даже среди наёмников. Смог ли Пратчетт сделать из него серьёзного главзлодея? Вряд ли.

Мир. Вся книга крутится вокруг Страшдества. Это, конечно же, сатира на Рождество и Новый год. Читателя ждут традиции Плоского мира, подарки и всякие странности. Не сказать, что тема раскрыта так уж хорошо. Но местами Пратчетт выдал действительно интересные подробности. Пожалуй, самая ядовитая и яркая – это попытка скормить обувь посетителям ресторана вместо пропавшей еды. Вот где Терри дал жару, порвав в клочья современную страсть к еде в модных заведениях!

Заключение: «Санта-Хрякус» – самый сомнительный роман в цикле «Смерть». Здесь почти нет ответов, зато полно странных путешествий. Злодеи не впечатляют. Аудиторы не пугают. Санта-Хрякуса мало.

7 новогодних Смертей из 10.

Оценка : 7
«Господин Зима»
–  [ 3 ]  +

tapok, 16 февраля 2024 г. в 19:13

Дела сердечные

***

«Господин Зима» — третий роман цикла «Тиффани Болен» про юную ведьму. И в третьем романе её ждут совершенно взрослые дела. То есть дела сердечные.

…Тиффани продолжает обучение на ведьму. Ей снова в наставницы достаётся весьма экстравагантная ведьма. Ну а чтоб юной ученице жизнь мёдом не казалась, в неё влюбляется дух зимы – Зимовей. И с этого момента жизнь в Меловых Холмах круто меняется. И если б дело ограничилось только Холмами…

«Господин Зима» — самый объёмный (пока что) роман подцикла про Тиффани. Как и вторая книга, так и третья является продолжением предыдущей. Автор впервые за три цикла («Ринсвинд», «Ведьмы» и «Тиффани») решился на сквозной сюжет и довольно-таки стройную историю. Читателя опять ждёт небольшой таймскип, Тиффани снова стала чуть старше.

Герои. Тиффани остаётся всё то же Тиффани. Простой, умной, талантливой и самобытной. А вот нянюшка Ягг выглядит более… остепенившейся что ли. В «Ведьмах» она отжигала и с алкоголем, и любовными делами. Здесь же шутка, которая просится (про алкоголь или любовные дела, естественно), может даже и не прозвучать. Чуть больше внимания уделяется Роланду (баронский сынок со своими проблемами) и Джинни (кельда клана). Антагонист (Зимовей) интересным не кажется, но свою роль отыгрывает. А вот кто кажется интересным, так это… сыр Горацио. Да-да. Особый Голубой Сыр. Если такой не прибить гвоздями, то он вполне может сожрать другие сыры. Так что будьте с ним осторожны!

Мир. В этом романе Пратчетт решил углубиться в мифологию. Причём не в какую-то конкретно. Конечно, больше всего упоминаний досталось греческой мифологии. Тут и Харон, и Орфей. Любопытно выглядит отсылка к моррису (о нём вы прочтете в самой книге).

Что сказать о минусах? Традиционно для этого цикла околосюжетные перипетии превалируют над сюжетными. Идея с Зимовеем выглядит интересной и перспективной. Пратчетт сумел не скатиться в набивший оскомину «любовный роман» уровня YA. При этом развязка узла Тиффани-Зимовей выглядит совсем простой и роялистой.

Заключение: роман в духе других книг о Тиффани. Легко читается, есть интересные моменты. Из юмора доставляет сыр Горацио.

8 юных ведьм из 10.

Оценка : 8

  Страницы: «(–21)  «(–10)   1  2  3  4  5 . . . 18 19 20 21 [22] 23 24 25 26 . . . 44 45 46 47 48   (+10)»   (+25)»»



⇑ Наверх