Цикл Помещик Михаила


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «beskarss78» > Цикл "Помещик" Михаила Ланцова
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Цикл «Помещик» Михаила Ланцова

Статья написана 24 августа 2021 г. 15:06

Фантаст-писец, невольник проды...

сопроводительный текст

Иногда надо внимательно читать тексты, которые в другое время и просматривать бы не стал.

Хотя бы потому, что они могут оказаться лучше предыдущих произведений того же автора :)

Михаил Ланцов весьма опытен в попаданческом жанре — на Автортудее у него почти сорок книг, и тормозить он явно не собирается. Но вот решил автор не посылать Сталина в Маньчжурию 1905-го года, не подселять персонажа в хмурого Николая ІІ, а отряхнул с ног своих жажду тотальных побед, собрался, преисполнился скромности, и вот можно оценить первые четыре книги цикла.

Плюсы:

— герой не совсем попаданец, а скорее путешественник во времени — переселение в тело далекого предка дает шанс спастись от смертельного недуга, причем есть пара лет на вдумчивую подготовку. Можно и язык выучить, и технологии, и подробности эпохи во всех деталях запомнить. В этом смысле герой на «ты» с получением краски, с ковкой, с конной ездой. А кроме технических новинок можно ведь и стихи повспоминать и даже поговорки;

— герой попадает не в царя-короля, не в генсека какого, а буквально в сироту — только что, при осаде Тулы, татары убили отца. Начинать придется не из крестьян, но вот буквально из не-воинов. Чтобы полноценным дворянином стать, юнцу надо поверстаться — в доспехах на смотр выехать. А купить их не на что.

— автор выключил опцию «легкая и быстрая победа в любой ситуации», а так же опцию «всеведение героя». Значительная часть событий, даже тех, в которых участвует Андрей, идет без его полного понимания ситуации, да еще и с периодическими «минусами» для протагониста. В этом смысле тульские воевода из первого тома «Помещика» — просто великолепен. Многорукий коррупционер, причем с казной-то он аккуратно, даже нежно, а людей вокруг разводит — только так.

— получилось показать не просто изменение статуса самого попаданца, но и то, как менялось его восприятие современниками. От «что-то ты странным стал» до идеи воскресшего Всеслава Брячеславича, и попыток как-то совместить этот образ с христианскими догматами. Находка автора: идея того, что Игнатий Лойола поддержит идею воскрешения, потому что «столь неоднозначная персона» не может быть возвращена из рая или поднят из ада, а лишь из чистилища. Каковое отсутствует в православии, а значит это воскрешение возможно использовать в пропаганде католичества :)

— автор добросовестно прочитал кучу исторических материалов по периоду Ивана Грозного, начиная от бытовых и завершая глобально-политическими. И лучше всего это проявилось в его понимании Судьбищенской битвы, как относительно периферийной, когда под рукой Шереметьева не набралось и трех тысяч человек. В то время как википедическая статья дает какие-то адские цифры :) Кроме того, герой добросовестно реализует попаданческо-прогрессорскую программу, и тут же выясняется, что не все надо брать из будущего. В прошлом ведь куча позабытых технологий. который можно реализовать здесь и сейчас, в тульских лесах, буквально силами дюжины человек

— соблюдается правило «одна книга — один год». Это позволяет автору не тонуть в победных сводках, которые ведь можно за одну книгу на двадцать лет вперед рассказать, а как-то добавлять в текст и личной жизни героя, и хозяйственных проблем его поместья.

— динамизм, динамизм и еще раз динамизм повествования.

Минусы:

— опции «лютая пруха» и «легкая развеска лапши на уши» отключены так и не были. Герою везет. Да, периодически его обирают, ему серьезно достается, но удача всегда при нём. И еще он легко и изящно умеет задурить людям головы, произвести впечатление и развести, индокринировать и вдохновить.

— любовь к высокому общественному положению своего персонажа не отпускает автора. Потому в конце четвертой книги не только сам Иван Грозный, но и некоторая часть рюриковичей признает его ровней. И это при том, что автор показал, что царь отлично понимал всю опасность такого действия... Да, автор периодически берет себя в руки, оттягивает героя за фалды невидимого фрака, потому о его родственном статусе не объявлено (была закрытая попойка, где его признали своим, просто в чужом теле), но вот пруха — и герой становится князем Священноримской империи. Как? Император Карл из дипломатических соображений заочной торговли с Грозным присваивает ему титул графа Триполи. Таким образом подпольная кликуха «князь» получает законное оформление. «Капитан» Алатристе нервно курит в углу...

— автор гонит текст. Каждые несколько дней продолжение, продолжение, снова продолжение. Из-за этого процент очепятных косяков иногда подскакивает до слишком больших значений. Иногда — автор слишком увлекается историческими справками и читатели в комментариях пишут, что это похоже на википедические статьи. То есть черновик сюжета явно продуман заранее, но необходимость сегодня и сейчас дать текст — она видна даже слепому :(((

— наконец, сам объем очередной книги. Автор уже не первый цикл строго держится правила: три части по десять глав в каждой с прологом и эпилогом. Главы не самые большие. В результате не происходит усложнения интриги, не растет сложность сюжетных сплетений. К чему приводит «стандарт толщины»? Возьмем вотчину героя. В четвертой книге там уже человек триста жило. А разборки внутренние никак не отражены. Герой просто озаботился каким-то количеством управленцев среднего звена и типа их подготовил :( Но кадровое устройство вотчины штука важнейшая, и даже если в его отсутствие делами ведает жена, которой можно доверять – нужна система негласного контроля, стукачества или как её назвать... Словом, не зря у Роулинг каждый следующий роман о Гарри Поттере был больше предыдущего, ой не зря...

Имхо, в идеальном попаданческом тексте одновременно разворачиваются три процесса: а) герой реализует тот потенциал, что дала ему разница эпох, б) герой сам развивается, как личность, в чем-то пересматривает свои взгляды на жизнь, в) остальной мир притирается, приспосабливается к герою.

В этих книгах отлично реализован первый пункт, с долей остроумия, хотя не без проблем — третий. А второй не виден даже под микроскопом. В авторском тексте герой как именовался в третьем лице «парень», так и продолжает именоваться.

Это один из признаков того, что к четвертой книге цикл серьезно проседает по качеству.

Итого: с одной стороны, это типичнейший образчик попаданчества, когда ощущение победы – важнейшее из всех прочих ощущений. Герой обречен побеждать и превозмогать, а обоснования очередной виктории автор напишет в паре абзацев. С другой – есть и неожиданные сюжетные повороты, и сложные персонажи, и в конце четвертой книги у героя, который стал тульским воеводой, еще довольно много дел. Я бы даже сказал – ему Белгородскую засечную черту надо строить, хотя сил и средств на это недостает категорически…

Словом, виден прогресс автора и развитие жанра, но маленькие это шажки и временами совсем не в ту сторону...





1317
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение26 августа 2021 г. 15:41
Почему-то первая же ассоциация вытянула наружу цикл «Отрок» Евгения Красницкого...
https://fantlab.ru/work116703
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение26 августа 2021 г. 23:40
Красницкий в смысле литературы — лучше. Много лучше. Характеры, развитие образов и т.п.
Тут — голая сюжетность, из которой полтора персонажа торчит.
Люди слишком функции :(

Объединяет не только попадание в тело подростка, но и более высокое качество первых книг — потом явный спад.
 


Ссылка на сообщение27 августа 2021 г. 06:08
beskarss78
Поглядел Михаила Ланцова на АТ. Он не работает за лесть и лайки или чистого искусства для, а продаёт свой продукт. Раз есть покупатели и так, то ему и надо просто гнать проду )


Ссылка на сообщение27 августа 2021 г. 11:32
А кто-нибудь может посоветовать что-то крутое про попаданцев? Интересная тема, но очень много всякого Шлака.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение27 августа 2021 г. 17:52
saiz13
На уровне 7-8 баллов по шкале Фантлаба:

Александр Мазин «Римский цикл» https://fantlab.ru/work24780 и первые три-четыре книги из «Варяжского цикла» https://fantlab.ru/work24779

Андрей Валерьев «Объект «Родина»» https://fantlab.ru/work348476 и дилогия «Фаранг» (говорят, что это черновики цикла «Форпост» https://fantlab.ru/work259536 — но разница есть, рассматриваю как отдельные произведения и тоже советую)

Александр Мирер «У меня девять жизней» https://fantlab.ru/work22134

Франсис Карсак «Робинзоны космоса» https://fantlab.ru/work16904

Ну и цикл «Отрок» Евгения Красницкого https://fantlab.ru/work116703 Увы, автор умер, не дописав.
 


Ссылка на сообщение27 августа 2021 г. 21:59
Спасибо большое за ответ. Мазина и Красницкого читал. А из зарубежных авторов, может тоже что-то посоветуете?
 


Ссылка на сообщение28 августа 2021 г. 03:27
https://fantlab.ru/work4033
Асприн «МИФ»
Только тут фокус смещен с попаданца на его спутников.

https://fantlab.ru/work53...
Дональдсон «Томас Ковенант»
Мрачноватая (

https://fantlab.ru/work11...
Меррит «Корабль Иштар»
В один роман уложился

«Янки...» Твейна читали наверное.
 


Ссылка на сообщение28 августа 2021 г. 05:26
saiz13
Чтобы так сразу, только старенькое.

Великий и Ужасный Эдгар Райс Берроуз https://fantlab.ru/wor...

Просто Роберт Ирвин Говард без галстука «Альмарик» https://fantlab.ru/wor...

Некто Филип Хосе Фармер «Многоярусный мир» https://fantlab.ru/wor...

Сильно сомневаюсь, что Вам это не знакомо...
 


Ссылка на сообщение28 августа 2021 г. 14:19
Как-то сложно Многоярусный мир назвать попаданчеством. Какой-то из романов может быть? Не весь цикл?
Ограничить выборку попаданцев теми, кто с момента своего рождения/сотворения до начала произведения не могли перемещаться между мирами/временами?
 


Ссылка на сообщение28 августа 2021 г. 16:35
pigrav
Да, Вы правы, увлёкся. Попаданец в первом романе, дальше перемещенцы.
 


Ссылка на сообщение1 сентября 2021 г. 14:42
Да я сам хочу в терминологии разобраться. Вот Макс Фрай он кто, например? Вроде попаданец, но потом по сюжету открывается, что вроде бы и нет.
Из моих примеров Ааз — не попаданец, получается, только если временный.
 


Ссылка на сообщение1 сентября 2021 г. 15:23
Есть тут у меня небольшая классификация попаданцев. http://samlib.ru/b/bes... Если станет интересно — вышлю оригинал статьи
 


Ссылка на сообщение1 сентября 2021 г. 15:49
beskarss78
А в оригинале больше, чем по ссылке?

Кстати, поздравляю с Фанткритиком!
 


Ссылка на сообщение1 сентября 2021 г. 16:44
Ничего не могу прокомментировать о Фанткритике.

В оригинале есть схема, которая объединяет направления.
 


Ссылка на сообщение2 сентября 2021 г. 15:25
beskarss78
Прочитал Вашу «футуристическую» статью — мощно! К сожалению, любое попаданство сейчас лишь приём реализации пары Сью в мире компьютерных поигрушек. Раньше было глубже, но тоже не всегда.
 


Ссылка на сообщение2 сентября 2021 г. 15:51
:beer:
 


Ссылка на сообщение2 сентября 2021 г. 16:25
beskarss78
:beer:
 


Ссылка на сообщение1 сентября 2021 г. 15:47
pigrav
Терминология и классификация сейчас сильно зависима от коллектива и песочницы. Увы, единых стандартов нет. Пишут много, изучают мало.


⇑ Наверх