Все картинки кликабельны
К сожалению, российское книгоиздание книг Хайнлайна в подобном формате и качестве до сих пор не выпускало. Хотя сопоставимые по качеству издания присутствуют на рынке. Есть, например, «Научно-фантастические романы» Беляева в золоте и коже за 11 170 руб.
Есть разные варианты «Мастера и Маргариты» по ценам от 15 до 50 тысяч рублей. Есть братья Стругацкие, одетые в кожу и золото, 11 или 12 томов за 150 000 рублей. Есть, в конце концов, «Все чемпионаты мира по футболу с 1930 по 2010 гг.» в девяти кожаных томах и едином футляре с золотым барельефом за 64 тысячи рублей.
Но эквивалентного издания Роберта Хайнлайна или хотя бы томика с иллюстрациями Олейникова от «Вита Новы» мы, боюсь, ещё долго не увидим. Единственное, что нам остаётся – делюксовое издание «Азбуки» 2019 года за 1000-1200 руб.
При таком раскладе спасение утопающих – дело рук самих утопающих, и нишу эксклюзива в России занимают контрафактные издания, они же пиратка, они же самиздат.
Сверху вниз, слева направо: Рэм, «Двойная звезда», «Кукловоды», «Пасынки Вселенной», Рам, «Заберите себе правительство», «Ворчание из могилы» и «Реквием».
Собственно, эксклюзивность этих изданий – это, главным образом, их микроскопический тираж (кстати, у издания «Заберите себе правительство» есть свободные экземпляры, обращайтесь).
Но у каждого из них есть и графические бонусы: оригинальные журнальные иллюстрации в первых трёх зелёных книжечках, цветные хайрезные фото обложек первых изданий Хайнлайна в «Ворчании», и редкие фото Грандмастера в «Правительстве» и «Реквиеме».
Нельзя не упомянуть ещё одну малотиражку от МДФ «Не убоюсь я зла»:
В ней собраны три романа и цветные иллюстрации А. Кириллова, С. Шехова, Б. Вальехо и Л. Ройо из разных изданий.
Рыночная стоимость таких книг – понятие абстрактное, поскольку на Алибе они давно не появляются, но если появляются – их цена находится в делюксовом диапазоне.
Не следует думать, что пиратка – наше местное изобретение. Контрафактные издания Хайнлайна выпускали и в Аргентине, и в Германии, местные агенты Грандмастера не вылезали из судов, отсуживая писателю немножко карманных денег от недобросовестных издателей. Своих пиратов хватало и в Америке, правда их продукция и выглядела-то откровенно подпольно, например, вот так:
В середине нулевых Фонд Хайнлайна собрал этот и иной подобный конфискат и, вместо того, чтобы пустить всё под нож, устроил аукцион среди фэнов. Мне кажется, это более здравый подход к проблеме, нежели практика давить изъятые диски бульдозером или выливать спиртное в канализацию… С другой стороны, у проблем копирайта есть ещё более простое и элегантное решение – повыгонять всех копирайтеров к чортовой матери, да и дело с концом. Но человечество всё ещё не готово воспринимать коммунистические идеи во всей их полноте.
Думаю, теперь, когда мы отметили роль самиздата, стоит упомянуть и смежную с ним категорию лакшери продукции. Она может быть, как совершенно кустарного, так и промышленного производства. Речь идёт о штучных или малотиражных изделиях.
В первую очередь, это, конечно, футляры. О самодельных футлярах, Custom slipcase или Custom display, как их называют, думаю, нет смысла много рассказывать. Идея проста: берём книгу, того же «Кота, проходящего сквозь стены»
добавляем картонную коробку, обклеенную бумагой или тканью (котики любят коробки)
и – вуаля – у нас есть штучный продукт, который можно выставить за $800… Ну, правда, он якобы с подписью Грандмастера. Он ведь бывал в Англии, мог же заглянуть в магазин и подписать? Что значит, по датам невозможно? Ой, давайте не будем придираться к мелочам…
Ещё более бюджетный вариант – футляр с бумажным обрамлением:
Первое издание «Угрозы с Земли» в такой коробочке продаётся за $500. Разумеется, оно тоже с автографом Грандмастера… Правда, цена слабовата, должно быть, автограф слегка подвыцвел.
Настоящие кастомные футляры сильно отличаются от поделок, показанных выше. У них есть дизайн и профессиональное качество:
Это футляры для первых изданий «Луны», «Десанта» и «Двери в лето». Картинки с суперобложек украшают не только боковые стороны, но и торец футляра – такими инсталляциями можно заполнять открытые с двух сторон этажерки или стеклянные витрины. Сама по себе такая коробочка стоит от $50 до $85, и это вполне разумная цена за футляр, когда его содержимое котируется в районе 4-5 тысяч долларов, как первые издания «Десанта» или «Луны».
Футляр – идеальное решение для хранения первого издания, но как быть с журнальными вариантами? Это ведь тоже первые издания, многие книги Хайнлайна выходили параллельно в журнальном и книжном вариантах. Журналы заметно отличаются габаритами от книг, они мягкие, в комплекте их несколько штук, придумать для них соответствующее хранилище довольно сложно, но истинных коллекционеров сложности никогда не останавливали. Посмотрите как хранится первое издание «Детей Мафусаила»:
Кожаный переплёт, тиснение золотом, картинка с суперобложки «Gnome Press». Снаружи всё очень солидно…
…и очень прикольно внутри:
Производство футляров для книг в Америке давно превратилось в самостоятельный бизнес со своими брендами. Параллельно ей существует другая отрасль, и существует уже не одно столетие. Это переплётное дело. Помнится, ещё в СССР на каждом крупном предприятии была своя переплётная мастерская – надо же было брошюровать секретные документы. Эти переплётные мастерские иногда выполняли левые заказы, превращали подшивки журналов или машинописные перепечатки в настоящие книги и меняли обветшавшие обложки у официальных изданий. Со временем замена обложек в России переросла в отдельный вид творчества. Но так называемая «переобувка» практикуется и во всё остальном мире. И зачастую в дело идут всё те же кожа и золото:
Так выглядит переобувка первого издания «Чужака». Парадоксально, но эта поделка стоит на порядок меньше, чем оригинальный экземпляр первого издания «Putnam». Но что оставалось делать владельцу, когда супер потерян, а обложка полностью потеряла товарный вид? Он выкладывает 50 баксов в реставрацию и получает вещь, за которую уже можно просить 100. Чистый профит!
А вот ещё один «Чужак». Продавец утверждает, что это special limited edition очередного КЛФ при издательстве, но в библиографиях оно не упоминается, поэтому есть вероятность, что это тоже самопал, но тогда это samopal на самом высоком полиграфическом уровне.
Форзац немного портит впечатление. Он какой-то слишком… дубовый.
И весёленький титул с абстрактным орнаментом. Ни ISBN, ни копирайтов художника. «Всё на доверии».
Стоит это сокровище всего-то $50. Обычные штучные самоделки стоят дороже, так что это, возможно, и впрямь «клубное издание с ограниченным тиражом», или, иными словами, та же пиратка.
И раз уж речь шла о переобувке, нельзя не упомянуть отечественные изыски и экзисайсы в этой области. В смысле, у меня скопились симпатичные фотачки, но всё не было повода их показать.
Во-первых, «Фрайди» 1993 года от киевского «Альтпрес». Возможно, вы помните этот выпуск, хотя бы по жосткой картинке на супере:
Переобувка её выглядит так:
Или так:
Внутри всё красиво и солидно, как у настоящей «рамочки»:
Форзацы на любой вкус, можно настоящую Фрайди от Майкла Уэлана:
А можно – принцессу Лею… или… эмм… в общем, не знаю, кто это.
А вот волшебные превращения «Чужака» от Северо-Запада. Оригинал:
И то, во что он превратился:
На обложке картинка, если не ошибаюсь, Я.Ашмариной из «Чужака» от Terra Fantastica. Внутри – «родной» форзац Т.Уайта от NEL:
И не менее «родной» нахзац Дж.Уорхола от Ace:
Разумеется, переобувки не избежали и другие популярные серии: Полярис, Стелла, Терра… Но я не буду их приводить, эта глава и так занимает слишком много места. Пусть это будет, скажем… серия Stella. Том 12 несостоявшегося сс Хайнлайна, роман «Не убоюсь зла».
Эта картинка многим не нравилась, поэтому стремление её чем-то заменить – вполне естественное. Например, заменить чем-нибудь приятным глазу:
Или чем-то более нейтральным:
А девушку можно убрать на форзац:
Внутри тоже можно сделать красиво:
Правда, дальше-то всё равно пойдут рисунки В.Анкина, так что впечатление будет смазано:
И это наглядно демонстрирует тот факт, что переобувка лишь улучшает форму, но не способна улучшить содержание. Так стоит ли игра свеч? Глупый вопрос! Книжку-то вы читаете, в лучшем случае, раз в десять лет, а вот книжную полку видите перед собой по десять раз на дню, так что ответ очевиден, я считаю.
Так что не бойтесь покупать книги, каким бы страшными ни были их обложки. Футляр с тиснением, старые добрые кожа и золото или бюджетная переобувка «под рамочку» способны выправить любые ошибки дизайна. Лишь бы текст был хорош. Ну или хотя бы картинки.
И на этом всё. Всем пока, не болейте!
swgold 25.01.23