Дискуссия о фантастике 1960


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «mif1959» > Дискуссия о фантастике 1960 года: Г. АЛЬТОВ. Курс – на человека
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Дискуссия о фантастике 1960 года: Г. АЛЬТОВ. Курс – на человека

Статья написана 23 августа 21:15

После того, как на страницах «Литературы и жизни» высказались Николай ТОМАН, Е. КАПЛАН, Валентина ЖУРАВЛЕВА, Борис ЛЯПУНОВ, Евгений БРАНДИС и К. БУШКИН, под рубрикой «Продолжаем обсуждение вопросов научной фантастики» появилась статья писателя Генриха АЛЬТОВА. Она есть в сети. Но в отличие от предшественников я прилагаю к ней отлично читаемый оригинал. Имеет смысл, разве что, пояснить, что 15-летний бакинский школьник, опубликовавший в 1959 году в «Технике – молодежи» рассказ «Икария Альфа», — это земляк Генриха Сауловича (АЛЬТОВ тоже в это время проживал в Баку) Павел АМНУЭЛЬ – на тот момент будущий писатель-фантаст и будущий профессиональный астрофизик. А школьник, который опубликовал фантастическую повесть в "Пионерской правде", это будущий математик-академик РАН и создатель "Новой хронологии" Анатолий ФОМЕНКО.


Г. АЛЬТОВ. Курс – на человека


«БЯКИ-МЕТЕОРИТИКИ»

«Лед тронулся... Фантастику публикуют Детгиз, «Молодая гвардия», Профтехиздат, журналы «Нева», «Техника – молодежи», «Юный техник», альманахи «Мир приключений», «На суше и на море», газета «Пионерская правда», — так характеризует положение в фантастике журнал «Знание – сила». Да, лед тронулся. И притом весьма своеобразно.

Не так давно «Пионерская правда» опубликовала научно-фантастическую повесть. Разумеется, хорошо, что лед тронулся и газета после многолетнего перерыва вспомнила о фантастике. Но автор повести... школьник. Журнал «Техника – молодежи» сейчас же последовал примеру «Пионерской правды» и напечатал научно-фантастический рассказ «Икария Альфа», принадлежащий перу пятнадцатилетнего бакинского школьника. Рассказ этот повторял — в упрощенном виде — бытующую в фантастике идею о существовании близ солнечной системы темных инфра-звезд.

Упрекать школьника не в чем. Он продемонстрировал хорошее знание современной научной фантастики, и только. И если бы его сочинение не вышло за пределы школьного литературного кружка — все было бы в порядке. Но как могло получиться, что читателям с самым серьезным видом (и даже с некоторой гордостью) преподносят «рассказы» и «повести», написанные на уровне средних ученических сочинений? Ведь ни в каком другом жанре литературы ничего подобного не могло произойти и не происходило. Почему же это возможно в фантастике? И не появится ли завтра научно-фантастический «роман», написанный 8-летним «автором» примерно в таком духе: «Жил-был на небе быстренький кораблик. Вот как, вот как, реактивненький кораблик. И пошел тот кораблик к звезде прогуляться. Вот как, вот как, к звезде прогуляться. Встретили кораблик бяки-метеоритики. Вот как, вот как, бяки-метеоритики...»

Пожалуй, нет ни одной статьи о научной фантастике, в которой не подчеркивалась бы необходимость писать «без скидок», создавать произведения по-настоящему художественные. Однако дальше общих фраз и нескольких случайных примеров дело обычно не идет.

А почему бы авторам научно-фантастических произведений и действительно не писать «без скидок»? Кто виноват в том, что научная фантастика (даже после того, как «лед тронулся») находится на весьма низком художественном уровне?

ВИНОВАТ ПАГАНЕЛЬ

Да, во многом виноват Жак-Элиасен-Франсуа-Мари Паганель. Как известно, он затеял спор с майором Мак-Наббсом о путешественниках, исследовавших Австралию. Паганель насчитал свыше пятидесяти путешественников и выиграл у майора карабин. Жюль Верн уверяет, что майор Мак-Наббс, лорд Гленарван и другие пассажиры «Дункана» с необыкновенным вниманием следили за рассказом Паганеля. По-видимому, так оно и было, ибо в ту пору даже образованные люди имели довольно смутное представление о географии. Да и не только о географии, но и об астрономии, физике, химии, горном деле, металлургии, транспорте... Образование той эпохи было направлено в иную сторону, прежде всего на изучение древних языков, древней истории, литературы, юриспруденции, богословия. Именно поэтому Жюль Верн открыл своим современникам науку. Именно поэтому главы-лекции в его романах читались взахлеб.

Прошло почти столетие с той поры, как Паганель выиграл карабин у Мак-Наббса. Но и сейчас научная фантастика перегружена «лекционными» материалами. Даже погибая, герой успевает произнести научно-популярный монолог... А ведь иными стали и средний уровень образования читателей, и сама направленность их знаний. Открыв роман, читатель уже с досадой пропускает очередную главу-лекцию. Да, в романе «С Земли на Луну» Жюль Верн посвятил изложению сведений о Луне целую главу. Для его современников эта глава была ничуть не менее интересной, чем приключения членов Пушечного клуба. Но сейчас распространением астрономических знаний занимаются и школа, и научно-популярная литература, и университеты культуры, и газеты, и радио, и кино... Так почему же, например, авторы недавно опубликованной повести «Страна багровых туч» Аркадий и Борис Стругацкие вновь применили устаревший, ненужный прием? Чуть ли не в самом начале повести вмонтирована пространная статья о Венере. Авторы так и говорят, что это статья из энциклопедии. По сухости языка и обилию цифр — это действительно энциклопедическая статья. Зачем она нужна в повести?

В выпущенном «Молодой гвардией» сборнике «Дорога в сто парсеков» есть рассказ молодого автора А. Днепрова «Суэма». Почти вся первая половина рассказа выдержана в духе научно-популярной брошюры. После нескольких таких страниц герой, наконец, создает электронную машину — и здесь, собственно, начинается рассказ. Причем рассказ по-настоящему интересный. В том же сборнике помещен и другой рассказ А. Днепрова – «Крабы идут по острову». На этот раз лекции нет. Технической стороне вопроса посвящено ровно столько, сколько необходимо для понимания происходящего. Герои действуют — и в действии проявляются их характеры, раскрывается идея рассказа. «Крабы идут по острову» — одна из бесспорных удач нашей фантастики. Автор сделал ставку на резко возросший со времен Жюля Верна культурный уровень читателей. И не ошибся.

МАШИНЫ И ЛЮДИ

Герои научно-фантастических произведений отнюдь не случайно страдают «лекциоманией». В современной фантастике складываются два направления. Многие авторы считают, что главное — показать науку и технику завтрашнего дня, сообщить возможно больше научно-технических сведений. Этим и объясняется обилие лекций.

В одном из номеров журнала «Знание – сила» опубликован рассказ А. и Б. Стругацких «Белый конус Алаида». Рассказ открывается таким эпиграфом: «Эмбриомеханика есть наука о моделировании процессов биологического развития и теория конструирования саморазвивающихся механизмов». Эпиграф весьма характерен, ибо весь рассказ представляет собой иллюстрацию к проблеме эмбриомеханики. Когда главными героями становятся саморазвивающиеся механизмы, то люди, естественно, отходят на второй план и изображаются с помощью незатейливых штампов. Например, надо показать бывалого человека. Как это сделать? Самое простое — внешним путем: бывалые люди могут не иметь рук, ног, глаз... Так это и делают Стругацкие во всех своих рассказах. «Неожиданно заныло в правом боку, там, где не хватало двух ребер» («Белый конус Алаида»); «...трех пальцев и половины ладони у секретаря не было» («Страна багровых туч») и т. п. Примечательно, что почти в каждом рассказе Стругацких ярко, подчас талантливо, описаны новые машины, а вот люди — в основном — отличаются количеством отсутствующих ребер...

Научные фантасты, работающие в другом направлении, хотят, чтобы главным оставалось чудесное человеческое сердце, а не чудесные машины. Здесь трудно не вспомнить о таких рассказах И. Ефремова, как «Белый Рог» и «Обсерватория Нур-и-Дешт». В обоих рассказах нет сногсшибательных научно-технических прогнозов. Фантастическая ситуация у И. Ефремова не самоцель, она лишь средство показать героев в необычной обстановке. В «Белом Роге» великолепно изображен поединок геолога с неприступной скалой. Человек побеждает скалу, совершает подвиг — и духовно преображается. О том, что открыто крупное месторождение олова, сказано очень скупо, хотя рассказ пронизан высокой романтикой исследований. Совсем иначе выглядел бы тот же сюжет в «научно-популярной» фантастике.

В 1958 году пулковский астроном Н. Козырев выдвинул новую гипотезу о природе времени. Одним из следствий этой гипотезы было утверждение, что время может превращаться в энергию. Сразу же появился научно-фантастический рассказ А. и Б. Стругацких, иллюстрирующий эту гипотезу. Однако теперь гипотеза Н. Козырева решительно отвергается учеными. Как же быть с рассказом? Ведь он, главным образом, состоит из таких рассуждений: «Энергия выделяется в виде «протоматерии» — неквантованной основы всех частиц и полей. Потом протоматерия самопроизвольно квантуется — частично на частицы и античастицы, частично на электромагнитные поля. А частично вступает во взаимодействие с окружающей средой...»

«Научно-популярная» фантастика иллюстративна. Ее герои — не люди, а научные гипотезы, машины, механизмы. Именно поэтому авторы заботятся не о выразительности языка, а о точности научной терминологии. Именно поэтому чисто литературные требования настолько занижены, что оказывается возможным опубликование «произведений», созданных школьниками.

ГЛАВНОЕ — ЧЕЛОВЕК

Молодой человек собирается объясниться в любви девушке. «Валентин исписал несколько больших листов, приготовив материал, по крайней мере, на два доклада». Нет, нет, «материал» — не о любви. Он посвящен... энергии приливов. В научной фантастике герой не может просто прийти к героине. Он должен принести ей доклад. Причем самой встрече будет отведено несколько строк, а изложению тезисов доклада — три страницы... К сожалению, это не пародия. Именно так объясняется в любви герой научно-фантастического романа Г. Гуревича «Рождение шестого океана» (Профтехиздат, 1960 г.) Пожалуй, нет более яркого примера фантастики научно-популярного толка, чем этот роман. Читаешь его — и создается впечатление, что ошибочно сброшюрованы две книги — художественная и научно-популярная. Лекции идут косяками. Герой мимоходом заезжает на гелиостанцию. Об этом сказано ровно две строчки, зато об использовании солнечной энергии «вообще» — четыре страницы. У героя есть «заветная тетрадь», он никому ее не показывает; разумеется, в этой тетради оказывается подробная классификация всех видов энергии. Роман пестрит таблицами и статистическими выкладками. Нет разве только номограмм и дифференциальных уравнений. Зато герои сделаны (иначе не скажешь) по несложному принципу «толстых и тонких»: «...он заметил прямо перед собой усмехающиеся физиономии — одну румяную, худощавую, другую толстую, с багровыми жилками на носу». А вот две девушки: «...одна статная, величавая, другая подвижная, как ртуть». Положительные герои тоже делятся на «толстых и тонких»... Один спокойный и скромный, другой — порывистый и не очень скромный...

Научная фантастика почти безлюдна. Это стало нормой. К этому привыкли. Автора, который приносит в издательство или редакцию рукопись научно-фантастического произведения, прежде всего спрашивают: «О чем это? Какая у вас новая научная идея?»

Столетие назад Жюль Верн написал «80 000 километров под водой». Современные подводные лодки с атомными двигателями обладают большей скоростью хода, чем «Наутилус». Они более автономны, несравненно лучше оборудованы навигационными приборами, могут оставаться под водой не несколько дней, а два-три месяца. «Наутилус» безнадежно устарел. Но капитан Немо по-прежнему учит молодежь любить родину, стремиться к знаниям, покорять стихии. Жюль Верн в большинстве случаев придумывал своих героев — исследователей, изобретателей, строителей. Наше время, наша страна богаты такими людьми. Каждый из них мог бы украсить рассказ, повесть, роман. А авторы научно-фантастических произведений — за редким исключением — упорно живописуют машины. Когда же дело доходит до людей, то с грехом пополам используются преклонного возраста литературные прообразы и незатейливые штампы.

Актуальная задача фантастики — решительно взять курс на человека. Пусть в фантастике будут новые научные идеи. Пусть авторы придумывают машины будущего. Но пусть все это будет фоном, декорацией, реквизитом. А играть должны люди.

Г. АЛЬТОВ

«Литература и жизнь» от 31 августа 1960 года, стр. 3.





608
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение24 августа 06:52
Альтов,как обычно,строг.


Ссылка на сообщение24 августа 13:42
Молодец, Альтов. Братьям досталось на орехи;-)


Ссылка на сообщение24 августа 13:48
Оно как бы все правильно Альтов сказал, да только в своих произведениях он был куда больше инженер, чем «взять курс на человека».
Прекрасный по своей идее рассказ «Ослик и аксиома» задавлен инженерией с примесью философии.
Говорить оказалось куда легче, чем сделать.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение25 августа 12:20
цитата Karavaev
Говорить оказалось куда легче, чем сделать.
«По натуре я не Пушкин. Я по натуре Белинский» © классики.
 


Ссылка на сообщение25 августа 14:03
Ну, всегда главный вопрос как в итоге рассказ читается. По мне, « Ослик и аксиома» читались замечательно,. С другой стороны, с таким максимализмом Альтов, разумеется, перегибал. Мне вот сейчас больше интересно, как Амнуэль тогда на это отреагировал.
 


Ссылка на сообщение25 августа 14:06
я согласен с вами, что не отменяет и сказанного мною выше.
А реагировали на Альтова все одинаково — он своим максимализмом и категоричностью всех задалбывал.


Ссылка на сообщение24 августа 13:51
Да, и очень бы интересно было бы посмотреть на журнал фантастики, который Альтов несколько лет безуспешно пытался пробить.
Сколько бы там было человека, а сколько технических приблуд.
Но не посмотрим, конечно. Не сложилось.


Ссылка на сообщение25 августа 10:17
В данном произведении нет ничего, кроме зависти из разряда «на его месте должен был быть я». Это хуже того, что рассказывают про выступления Казанцева.
Как, смеют в газете для детей печатать написанное детьми, как можно поддерживать столетнюю традицию научпопа?!
Ученый может ошибаться, хрен с ним, он уважаемый астроном, кто разрешил фантасту?!! Не должно быть фантастики, которая может устареть, это я, сам Альтов, так говорю
цитата mif1959
герои сделаны (иначе не скажешь) по несложному принципу «толстых и тонких»
Да, привет Чехову.
цитата mif1959
Но пусть все это будет фоном, декорацией, реквизитом. А играть должны люди.
Люди настоящие играют с игрушками и с другими людьми, в том числе по самых формальным правилам. А людьми играют, кхм, да, эти самые. Человечинки охота?
(лучшие пьесы и драмы избегают требуемой Альтовым детализации именно потому, что актеру нужно дать пространство для работы, да и актеры могут меняться. Аналогично с нормальной литературой — какого роста был Онегин? насмешке АБС над полупрозрачными изобретателями и т.д. место среди насмешек, а портретам в парадной форме в галереях)
цитата mif1959
весь рассказ представляет собой иллюстрацию к проблеме эмбриомеханики.
Ну и что
цитата mif1959
люди — в основном — отличаются количеством отсутствующих ребер...
Есть такое, возможно, связано со взрослением Стругацких среди экс-фронтовиков.
цитата mif1959
А ведь иными стали и средний уровень образования читателей, и сама направленность их знаний.
Да, очень кстати насчет направленности знаний:
цитата mif1959
Современные подводные лодки с атомными двигателями
— это изобретатель и инженер, в 1960 году лепит
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение25 августа 10:34
А вас такая цитата не смущает?
цитата
В ноябре 1949 года сделал доклад на заседании научно-технического совета Спецкомитета НКВД, занимавшегося советским атомным проектом, о возможностях «создания атомного двигателя для подводного флота в трех вариантах (водяное, газовое и металлическое охлаждение) с мощностью 10’000 кВт на валу»
 


Ссылка на сообщение25 августа 11:51
Да что должно смущать-то? Ну да, в ноябре 1949 рассматривались по инициативе самого Курчатова на НТС предложения Фейнберга. Совершенно секретно от таких как Альтов.
Проекты с механическим приводом от турбины паросиловой установки? Не знаю, допускаю, значения не имеет. Автор-то не о их, а о современных. На случай, если далеки от темы: на подводных лодках с ядерной силовой установкой гребные двигатели всегда были электрическими. В СССР — с ТЗ 1953 года.
 


Ссылка на сообщение25 августа 12:25
Так вопрос же не какими они были, а как их тогда называли? Цитата показывает,что атомными двигателями и называли. Потому всякие тыканья пальцами от потомков говорят только о потомках и ни о чем больше :)
 


Ссылка на сообщение25 августа 13:37
цитата psw
Так вопрос же не какими они были, а как их тогда называли?
Чей вопрос-то. Кто считает, что в 1960 году электростанцию назвали «двигателем». В январе 1953 был подписана ПЗ к проекту главной энергетической установки объекта 627. Главный конструктор Доллежаль, если о чем-то говорит, не возражал.
Журналисты могли как хотят, это бесспорно.


Ссылка на сообщение25 августа 13:59
нюююю, в детской газете, как раз хорошо, что дети печатаются. а вот на Альтове пятно за разжигание травли Колпакова.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение25 августа 14:12
Это зависит от отношения к Колпакову. Для вас это «травля» и «пятно», а для меня пятно — это речи в защиту Колпакова.
 


Ссылка на сообщение25 августа 14:47
ну да, когда завистники скопом навалились на парня не из тусы, придумывая ему ярлыки, то все ОК, а вот когда его стали отмазывать и наезжать на тусовщиков, то это не Ок. Про двойные стандарты кое-кого проходили. Прям лучезарные воины с тьмой.
 


Ссылка на сообщение25 августа 15:19
цитата amarkov
завистники
цитата amarkov
не из тусы
цитата amarkov
на тусовщиков

у вас какая-то другая история фантастики
клубная
 


Ссылка на сообщение25 августа 16:19
не, это у вас какая-то другая
 


Ссылка на сообщение25 августа 16:27
у меня совершенно точно другая, без тусы
 


Ссылка на сообщение25 августа 16:35
от того, как называть все это, результат не меняется
 


Ссылка на сообщение25 августа 16:39
ну, не вижу препятствий
я, правда, привык, что слова имеют значение, иначе становятся пустышками, но это мои проблемы
 


Ссылка на сообщение25 августа 16:47
конечно.


⇑ Наверх