Второй Всесоюзный съезд советских писателей открылся 15 декабря 1954 года в 4 часа дня. 70 лет повернём назад и вчитаемся в слова о фантастике.
-----------------------------
Второй Всесоюзный съезд советских писателей. 15-26 декабря 1954 года.
Советский писатель.
1956.
------------------------------------------------------ -------------------------------------
16 декабря 1954 года. Содоклад Б. Н. Полевого «Советская литература для детей и юношества», с. 38-57
С. 48-49.
…И, наконец, о том жанре прозы, который очень любят дети и который втайне любят и взрослые. Вы уже догадываетесь — я говорю о приключенческой и научно-фантастической литературе.
В этой области у нас глубоких, сложившихся традиций не существовало. Жанр пришлось создавать заново. В отличие от современного Запада, старающегося сейчас, в угоду пропаганде войны и насилия, забыть традиции Жюль Верна, Фенимора Купера, мы создаем этот жанр на прочной, глубоко гуманистической основе. Поэтому первые успехи в этой области, достигнутые за последние два десятилетия, особенно радостны, хотя — и это надо честно сказать съезду — сделано в этой области недопустимо мало.
Несомненным вкладом в этот жанр за минувшие годы были такие книги, как «Звездные корабли» (повесть) Ивана Ефремова, «Тайна двух океанов» Григория Адамова, «Плутония» академика Обручева, «Властелин молний» Сергея Беляева, «Джура» Георгия Тушкана, увлекательный «Кортик» Анатолия Рыбакова, забавная повесть «Старик Хоттабыч» и памфлетный роман «Патент АВ» Лазаря Лагина, «По следу» Валентина Иванова, «Архипелаг исчезающих островов» Леонида Платова, «Разведчики» Николая Томана, «В мире исканий» Вадима Охотникова, роман Александра Авдеенко «Над Тиссой», недавно опубликованный в «Пионерской правде», и, пожалуй, «Арктический мост» Александра Казанцева, хотя к этой книге и предъявлялись довольно серьезные и основательные, на мой взгляд, претензии. Но разве эти и еще с десяток подобных книг хоть в какой-то мере удовлетворили жажду ребят? Их можно рассматривать лишь как разведку в этот жанр, удачную разведку, обнаружившую, что у нас есть все возможности широко его развивать.
А какое богатство тем открыл социализм для создания увлекательных романов, повестей и рассказов приключенческих, научно-фантастических! Какое богатство сюжетов несет для него творческая жизнь нашего народа! Ведь это мы, советские люди, освоили Северный морской путь, первыми совершили прыжок на Северный полюс и, можно сказать, обжили его! Мы показали человечеству возможность беспосадочных перелетов из Москвы в Америку. У нас была раскрыта тайна реактивного двигателя для межконтинентальных и межпланетных путешествий. У нас впервые атомный реактор дал ток для фабрик, колхозов. Мы показали всему миру, как можно и как нужно использовать запасы атомной энергии на благо и радость человека. А какое многообразие сюжетов дает авторам приключенческого жанра труд советских людей! Поиски геологов в пустыне, где до сих пор не ступала нога человека, проникновение их вглубь горных хребтов, жизнь работников высотных метеостанций и. обсерваторий, чудесные путешествия наших подводников, романтическая работа летчиков-испытателей, перепрыгивающих через барьер скорости звука, беспримерные перегоны гигантских стад на зимние пастбища, кругосветные путешествия целых плавучих городов, какими являются наши китобойные флотилии, подвиги пограничников на суше, на море, в воздухе... А неутомимые поиски лучших методов работы, которые постоянно ведут у нас люди труда, смелые, подчас рискованные опыты скоростных плавок стали и чугуна, эксперименты наших химиков и физиков — какой же это все богатейший материал для приключенческого и научно-фантастического жанра!
Кажется, много, очень много сделано в период между двумя съездами. Но когда вот так оглядишься кругом, задумаешься, над действительностью — и поражаешься: как же мало все это отражено еще в литературе, сколько чудесных фабул, сюжетов, какое великое множество характеров ярких, самобытных, неповторимых осталось еще не описанными и в литературе не отраженными!
— - -
18 декабря 1954 года. Речь А. П. Лупана, стр. 171-174.
С. 173.
… Но если писатель перепрыгивает через реальное и выдает идеал за осуществленный факт, это уже утопия или фантастика.
Можно писать прекрасный роман о жизни и труде Циолковского. Это будет реалистический роман, окрыленный смелой и настоящей романтикой. Каждый его читатель будет убежден, что мечта о межпланетном перелете — это реальная мечта, она манит нас из недалекого будущего.
Но представьте себе, что, желая усилить романтику, писатель, например, пишет, что Циолковский осуществил полет на Луну. Это уже фантастика, и в данном случае она будет выглядеть надуманной.
Конечно, фантастика может иметь силу большого призыва, она законно живет в нашей литературе. Но она действует именно как фантастика своим специфическим голосом, своей специфической связью с действительностью.
Вопрос не стоит так, должны ли мы мечтать или нет: такой вопрос давно для нас решен. Прекрасно сказал еще Владимир Ильич Ленин о революционной мечте. Массовый опыт нашей жизни и нашей литературы показывает, что у нас нет даже ограничений в том, как далеко мы можем провидеть вперед. Можно писать о том, как простой человек, оживляет пустыню, создает новые артерии жизни и моря на земле, и это будет правдиво, убедительно. Но, с другой стороны, можно писать, что председатель артели построил баню, и читатель не поверит этому. Могут верить читатели, что герой совершил высочайший подвиг, который стоил ему жизни, и те же читатели могут не верить, что такая-то героиня спасла капусту от наводнения. Скажут, что это уж слишком самоотверженно для нее.
— - -
18 декабря 1954 года. Содоклад С. А. Герасимова «О советской кинодраматургии» (произведение (прочее)), стр. 197-216.
С. 199.
Были сделаны попытки создания приключенческих и научно-фантастических картин. Однако этих картин было создано мало, а те, что были сделаны, не отличались ни богатством вымысла, ни тщательностью постановки. Справедливость требует сказать, что этот любимый молодежью жанр так и не получил в предвоенные годы своего широкого развития.
— - -
18 декабря 1954 года. Радиограмма коллектива дрейфующей научной станции «Северный полюс-3», с. 225.
С. 225.
Радиограмма. «Второму Всесоюзному съезду писателей. Дорогие товарищи! Из края вечных льдов, где сейчас глубокая полярная ночь, примите наш самый искренний, горячий привет. Здесь, в районе Северного полюса, вдали от родных берегов, книга —- наш верный спутник и советчик.
В книгах черпаем мы знания, необходимые ответы на самые различные вопросы. Книга дает нам лучший отдых после долгих часов работы в пургу и мороз, во мраке ночи. Образы людей, созданных вами, заставляют волноваться, искренне переживать и надолго запоминаются. Вы, товарищи, создали много прекрасных, интересных книг об Отечественной войне, о героизме, самоотверженном труде простых советских людей, об их преданности нашей социалистической Родине. Но не обижайтесь на упрек: тематика современных художественных произведений однообразна. Очень мало книг, посвященных жизни советской интеллигенции, ученых... Почти нет книг, посвященных научной фантастике, путешествиям, приключениям. А ведь они воспитывают у юношей, да и не только у юношей, смелость, отвагу, решительность, стремление познать природу своей Родины. Совсем исчезли книги об Арктике, о скромных советских полярниках, строящих на побережье Северного Ледовитого океана новую жизнь, изучающих и покоряющих суровую арктическую природу.
Съезд советских писателей — большое событие не только в жизни писательской общественности, но и в жизни, всей страны.
От всего сердца желаем Второму Всесоюзному съезду писателей самой плодотворной работы на благо советской литературы, на благо нашей социалистической Родины.
По поручению коллектива дрейфующей научной станции «Северный полюс-3» Трешников». (Аплодисменты.)
— - -
19 декабря 1954 года. Приветствие ЦК ВЛКСМ (читает Рапохин А. А.), стр. 243-246.
С. 244.
…В деле воспитания молодежи огромное значение имеет научно-фантастическая и приключенческая литература. Мы просим писателей больше писать таких книг, которые бы способствовали формированию у молодежи правильного, материалистического мировоззрения, давали бы ответы на возникающие у молодого читателя вопросы в различных областях науки и техники. Важно, чтобы эти книги были написаны просто, увлекательно, с большим художественным мастерством, будили бы мысль и фантазию читателя, зажигали его желанием бороться, искать, дерзать. ...
— - -
20 декабря 1954 года. Речь А. П. Довженко, с. 331-337.
…Как известно из высказываний крупнейших ученых человечества, в ближайшие сорок лет, то есть до двухтысячного года, человечество обследует всю твердь солнечной системы, которая предположительно
в одиннадцать раз больше, чем твердь земного шара.
Почему человечество это сделает? Потому, что пришло время это сделать. Для чего? Какой в этом смысл? Можно утверждать, что это нужно для развития человечества, что это новая, величайшая его сверхзадача. Но не потому, что человечество начало бы вырождаться через тысячу или две тысячи лет, чего, конечно, не произойдет, а потому, что пришло время это сделать. И при жизни доброй половины нас, а может быть 90 процентов, эта задача будет решена.
Что же, как не кино, перенесет нас зримо в иные миры, на другие планеты? Что расширит наш духовный мир, наше познание до размеров поистине фантастических?
Кинематография.
…Много лет я спрашиваю—откуда у нас этот убогий антинародный стиль показа любви на экране? Что это за глумление над лучшими чувствами сыновей и дочерей народа? Почему в своих сценариях мы так скупы на нежные движения, на внимание, согласие, ласку, поцелуй? Зачем мы обедняем сердца наших юных современников? Почему, неудовлетворенные, они вынуждены искать ответа на эти благородные влечения своего возраста у художников прошлых времен, у них черпать образцы красоты?
…Я не зову никого к плаксивым, пессимистическим сюжетам. Так же, как и вы, я люблю народ, понимаю, что личная жизнь моя имеет смысл постольку, поскольку она направлена к служению народу.
Я верю в победу братства народов, верю в коммунизм, но если при первом полете на Марс любимый мой брат или сын погибнет где-то в мировом пространстве, я никому не скажу, что преодолеваю трудности его потери.
Я скажу, что я страдаю.
Я прокляну небесные пространства и буду плакать по ночам в своем саду, закрывая шапкою рыдания, чтобы не спугнуть соловья с цветущей вишни, под которой будут целоваться влюбленные.
…Народ не прощает плохих полководцев. Он избирает их для того, чтобы они выигрывали сражения, а не проигрывали.
Народ не простит и нас, если мы не будем помнить об этом.
— - -
22 декабря 1954 года. Доклад Н. С. Тихонова «Современная прогрессивная литература мира», стр. 415-438.
С. 433.
…Обличительные мотивы мы находим даже в жанре научной фантастики. Известный писатель научно-фантастического жанра Рей Брэдбери написал повесть «451 градус по Фаренгейту». В этой фантастической повести он описывает Америку конца XX века, когда правителям страны удалось довершить полную программу удушения и истребления культуры. Он описывает трагическую судьбу людей, изгнанных из городов за то, что они сохранили опасную привязанность к книгам, которые запрещены по всей стране.
— - -
Делегаты Второго Всесоюзного съезда советских писателей с правом решающего голоса.
---
Латвийская ССР
---
Украинская ССР
---
---
Москва
---
Гинзбург-Лагин Лазарь Иосифович
---
Ленинград
---
Герман Даниил Александрович (Гранин)
-------------------------------------------------
Делегаты Второго Всесоюзного съезда советских писателей с правом совещательного голоса.
---
Москва
---
---
Ленинград.
---
------------------------------------------------
Перевод в текстовый формат ЛысенкоВИ.
-------------------------------------------------
1. Алексей Фёдорович Трешников (1914—1991) — советский океанолог, географ, исследователь Арктики и Антарктики. Доктор географических наук (1963), профессор (1967), академик АН СССР (1981).
2. Читатели, а что вы помните о событиях Второго Всесоюзного съезда советских писателей?
-вспоминает С. Бондарчук