МЕРТВЫЙ СИУ и ПИАНИСТ ДЖО ("Nowa Fantastyka" 255 (347) 9/2011). Часть 3
12. Статья польского журналиста Бартоша Чарторыского (Bartosz Czartoryski), напечатанная на стр. 4—6, носит название:
«Конан Киммерийский, черноволосый, с угрюмым взглядом и мечом в длани. Вор, разбойник, убийца, столь же часто задумчивый, как и веселый, явился, чтобы обутой в сандалию стопою попрать усыпанные драгоценностями троны земных королевств».
Роберт И. Говард «Феникс на мече»
Варвар -- персона нон грата в цивилизованном мире, символизирующая некогда лишь дикость и жестокость, стал благодаря фантастической литературе живым мифом поп-культуры. Уничижительный оттенок этого слова, кажется, уже почти забыт. Сегодня оно используется почти исключительно для описания рослого, бесстрашного воина, который подобно ковбою или самураю в одиночку бродит по бескрайним просторам, имея в компании лишь изрядно зазубренный меч. Обладая непревзойденной физической силой и фехтовальным талантом, он может одним ударом обезглавить несколько врагов. Он пожирает мясо, держа в руке кость и отрывая мощными челюстями куски жареной плоти. Он способен осушить дюжину кружек пенящегося пива и залить выпитое сверху кувшином вина, а затем, той же уверенной походкой, что и перед пирушкой, отправиться в постель, сгребая по дороге трактирную девицу. Движимый животной похотью, он, словно магнитом, влечет к себе женщин. В нем есть что-то от славянина, что-то от кельта и немножко от германца. И, вероятно, все видят в нем бескомпромиссного Конана, жестокого воина из горной Киммерии, чьи странствия в поисках приключений кажутся бесконечными.
Многоликий Конан
Конан, этот черноволосый варвар с множеством новых лиц на протяжении десятков лет непрерывно раздвигает границы все новых и новых медиа, беспрестанно расширяя мир, созданный некогда на страницах дешевых журнальчиков Робертом И. Говардом.
Конан давно уже освободился от своего создателя, став достоянием поклонников по всему миру. Истории о нем были адаптированы для литературы, комиксов, кино и компьютерных игр. Но, несмотря на искажения восприятия, возникающие из-за избытка информации, нетрудно добраться до нутра -- до сути того, что составляет Конана. Определить, что собой представляет этот рослый головорез очень просто, так же просто, как и распознать незамысловатый характер и простодушную натуру варвара. Просматривая трейлеры к новой кинематографической версия приключений киммерийца, видишь, что конструкция персонажа Конана, похоже, не будет отличаться от той, к которой приучили зрителей и читателей предыдущие приключения самого известного в мире варварв, будь то на бумаге или на экране. Ибо Конан не может вырваться из тисков канона, ведь для выживания мифа необходимо сохранение его основ.
Если внимательнее присмотреться к историям о Конане, может показаться, и это справедливо, что ему свойствен откровенно антигеройский настрой, потому что, несмотря на несомненное сердечное благородство, им движет личное стремление во что бы то ни было выжить, разбогатеть или просто жажда приключений. Более поздние приключения, описанные уже после смерти Говарда его преемниками и эпигонами, придали варвару бескорыстный, героический характер, несколько смягчив образ киммерийского колосса. У Конона было мало моральных запретов и ограничений, он, казалось, придерживался принципа «цель оправдывает средства». Он голыми руками сокрушил тирана, сражался с гигантскими обезьянами, проломил десятки черепов в пьяных драках, но даже случайные его действия служили достижению некоей высшей цели. Таким образом, Конану, в каком-то смысле, было предначертано творение добра, он обречен был на служение правосудию, на склонение чаши весов к победе угнетенных. Вопреки распространенном мнению, Конан сражается не только мечом, но и разумом. Было бы трюизмом упомянуть, что наш герой обладает почти сверхчеловеческой силой и невероятно развитыми боевыми навыками, но мы, кажется, забываем, что киммериец также отличный стратег и выдающийся полководец и к тому же замечательный полиглот -- он говорит на многих языках и даже умеет читать древние руны.
В обоих фильмах, снятых по мотивам прозы Говарда — "Конан-варвар" и "Конан-разрушитель" — главный герой не всегда похож на литературный прототип.
Режиссер первой экранизации, Джон Милиус, предпочел представить зрительской публике вместо болтливого варвара молчаливого сурового воина.
Арнольд Шварценеггер идеально подошел на роль мускулистого колосса, который сначала наносит удары, а только потом задает вопросы. Однако дух литературных произведений Говарда были сохранен, и оба фильма идеально вписались в постепенно развивавшуюся вселенную Конана. Варвар стал героем мультфильмов, телесериала, комиксов и компьютерных игр.
Все культурное наследие Конана также полнится своеобразными курьезами. Интересной задумкой стал "Барак-варвар"(Barack the Barbarian), комикс ЛАРРИ ХАМА (Larry Hama), в котором нынешний президент США играет роль вымышленного храброго варвара.
Идея возникла в голове директора издательства комиксов “Devil’s Due Publishing” после того, как Обама в одном из интервью объявил себя поклонником Конана.
Старший и младший братья Конана
«Феникс на мече» -- рассказ Говарда, из которого взята приведенная в начале статьи цитата, представляет собой переработку другого произведения американского писателя, "Сим топором я буду править!», написанного ранее.
Главный герой этого опубликованного уже после смерти автора текста -- Кулл, варвар из Атлантиды, родившийся за тысячи лет до Конана. С преемником его связывают похожие, полные приключений судьбы -- Кулл на протяжении многих лет прокладывал себе путь к трону королевства Валузия, он был гладиатором, разбойником и моряком. Но, в отличие от Конана, Кулл часто мучился экзистенциальными болями и, подобно самому Говарду, впадал в меланхолию, граничащую с депрессией. Поп-культура не приняла Кулла столь же охотно, как Конана, и даже экранизация его приключений, осуществленная в конце 1990-х годов, осталась в тени Конана.
Первоначально сценарий, во многом основанный на романе "Час Дракона", должен был стать основой для третьего фильма с Арнольдом Шварценеггером, но съемки так и не состоялись, а Кевин Сорбо, утвержденный на исполнение главной роли, отказался играть киммерийского варвара.
Таким образом, Конан стал Куллом, а в сценарии появилось множество дыр. Воин из Атлантиды тоже проявил себя, благодаря издательству “Marvel”, а затем и издательству “Dark Horse”, на страницах комиксов.
Еще одна связь между двумя варварами Говарда и поп-культурой --персонаж Хи-мена, предположительно основанный на иллюстрациях ФРЭНКА ФРАЗЕТТЫ к прозе американского писателя.
Хи-мен возник как линия игрушек от компании “Mattel” и изначально появлялся только в серии иллюстрированных книг – в них он предстает благородным варваром, похожим на Конана или Кулла, и сражающимся со зловещим Скелетором. Только в популярном мультсериале, также транслировавшемся и в Польше, Хи-мен стал альтер-эго принца Адама, сына правителя Этернии.
И вот главное отличие Хи-мена от его предшественников: Адам -- потомок аристократов, своего рода буржуазный герой, вращающийся в высшем обществе, в то время как Конан и Кулл – выходцы из простонародья. Кроме того, Хи-мен действует в мире безвременья, в далекой Этернии, с одной стороны, напоминающей наше Средневековье, с другой – весьма технически и технологически развитой, где мечи и лазерные пистолеты одинаково эффективны в бою. В 1987 году, когда мультфильм «Хи-мен и Повелители Вселенной" находился на пике популярности, был снят фильм «Властелины Вселенной» (“Masters of the Universe”) с Дольфом Лундгреном в роли Хи-мена и Фрэнком Ланджеллой в роли Скелетора.
Картина оказалась провальной, и хотя время от времени всплывают слухи о планируемом римейке, ни один из проектов пока что не воплотился в жизнь. Возможно, ожидаемый успех нового «Конана» побудит какую-либо студию вложить деньги в фильм.
(Окончание следует)
