fantlab ru

Все отзывы посетителя Atalira

Отзывы

Рейтинг отзыва


– [  6  ] +

Марина и Сергей Дяченко «Скрут»

Atalira, 6 апреля 2021 г. 21:53

На Алтаре посреди реки в сердце дремучего леса послушник и княжна вступили в брак. Пойдя против воли родни и религиозных обетов Игар и Илаза совершили магический ритуал и оказались связаны навечно. Дабат.

А на обратной дороге их поймало паукообразное чудовище и потребовало от Игара: «Приведи мне женщину по имени Тиар взамен своей жены, а иначе она умрёт». Такова завязка сюжета.

В романе три линии. Первая — странствия Игара по провинции Ррок в поисках незнакомки, которую он должен принести в жертву ради своей возлюбленной. В пути — испытания для тела, испытания для воли, испытания для совести. Имеет ли Игар право обречь невинную женщину на смерть, чтобы спасти ту, которую любит? А если Тиар виновна, тогда — имеет? А имеет ли он право бросить свою жену, не сделать для её спасения всё, что в его силах, даже пойдя вразрез со своей совестью?

Вторая линия сюжета — Илаза и пленивший её монстр, Скрут. Что делать ей наедине с чудовищем? Может, попытаться понять? Как бы благожелательно ни относился Скрут к своей пленнице — а он и впрямь не склонен к лишней жестокости — он чётко даёт понять, что если не получит Тиар к назначенному сроку, Илаза умрёт. Тогда что — пытаться сбежать? Пытаться убить? Просто верить в Игара — а возможно ли, будучи на волосок от смерти, доверять свою жизнь тому, кого и рядом нет, даже если ты любишь его? А любишь ли ты его? Есть от чего сойти с ума.

Третья линия — история девочки, спасённой от неминуемой смерти, невесты в чужом доме. Эта история разворачивается в другом времени, за годы до свадьбы Илазы и Игара. Имя девочки, за взрослением которой мы наблюдаем, остаётся неизвестным, но не нужно быть особенно догадливым, чтобы сообразить, что девочка и есть искомая Тиар.

Именно эта линия была мне наиболее приятна, пока я читала роман, а вот линии Игара и Илазы вызывали беспокойство, иногда даже раздражение. Я долго не могла понять, в чём проблема, но наконец сообразила. В случае фэнтези мы часто говорим про уютный волшебный мир, в котором хотелось бы жить. Даже миры тёмного фэнтези зачастую привлекательны и в них хочется погружаться с головой. Но эта книга — не уютная. Она исключительно холодная и жестокая, несмотря на то, что обычных атрибутов тёмного фэнтези вроде гор трупов здесь нет (ладно, есть, но не часто). Хотя история глубокая и интересная, возвращаться в этот мир определённо не хочется. По-моему, с фэнтези у меня такое чуть ли не впервые. Даже тёмное фэнтези не вызывало у меня столь отталкивающей реакции. Единственная линия, которую можно было бы назвать «уютной», это как раз история Тиар, но и над ней висит тень будущей грозы.

Но история движется вперёд и завершается в должный срок, и герои остаются в итоге только с пониманием самих себя.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Илаза понимает, что полюбила не Игара, а свободу, которую ощущала с ним — свободу от деспотичной матери и сковывающих правил княжеского замка, Игар же осознаёт, что не может испытывать прежние чувства к женщине, ради которой хотел совершить неслыханную подлость — и всё-таки не совершил. Кого они предали — друг друга или каждый сам себя — читатель определяет сам.

Что до Тиар и Скрута — этой истории финал совсем иной. А счастливый или нет — это тоже решает читатель.

Дабат.

Оценка: 8
– [  7  ] +

Вера Камша «Красное на красном»

Atalira, 30 мая 2020 г. 21:06

В чтении этого цикла я уже ушла далеко вперёд, так что припомнить мои первые впечатления сейчас сложновато. Но попробуем. Книга мне понравилась не сразу. Сначала мне показалось, что у меня останутся очень средние впечатления. Но потом начались политические интриги, покушения на убийство, а потом даже война, и стало очень интересно. В книге происходит очень много всего, и это особенно заметно по следующим томам цикла. В частности, война успевает не только начаться, но и оперативно закончиться. При этом события не выглядят сумбурными и не утомляют — в отличие от, опять же, следующих томов цикла.

Главным героем книги выглядит Ричард Окделл, хотя он и не единственный POV-персонаж. Его непростые отношения с врагом-сюзереном Рокэ Алвой (этот человек — политический противник Окделлов и убил отца Ричарда, но харизма есть харизма) занимают львиную долю книги и читательского внимания. Другие линии и POV-персонажи на этом фоне менее интересны. Читая линию Робера Эпинэ в первой книге, я и вовсе только только лишь скучала в ожидании возвращения к Ричарду — в отличии от, простите меня, следующих томов цикла, где ситуация была ровно противоположная. Но мне очень понравилась Матильда, хотя её в этой книге было очень мало (а в следующих томах, имхо, слишком много — впрочем, это уже не та Матильда).

В общем, первая часть цикла меня очень заинтриговала. А завершающие страницы книги просто требуют читать продолжение, что я уже и сделала.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Жауме Кабре «Тень евнуха»

Atalira, 12 февраля 2019 г. 23:02

Не слишком-то оригинальная история. Несколько сюжетных линий в нескольких временных пластах, постоянные перескакивания с первого лица на третье — всё это создаёт впечатление фальшивой сложности, потому что роман-то, собственно, тривиален. Следует быть готовым к тому, что здесь вас ничего не удивит (кроме, может быть, финального откровения дяди Маурисия Писателя). Все сюжетные ходы романа вы уже видели десятки раз в книгах и на экране.

Однако роман хорошо написан и ладно скроен. Здесь есть и сложные отношения в семье, и любовная линия, и рассуждения об искусстве, и политическая повестка тех времён. Мне, как это часто у меня бывает, больше понравилась побочная линия про отношения Маурисия с роднёй, чем любовные перипетии главного героя Микеля. История Микеля, кстати, очень мне напомнила биографию Сантьяго Савалы из «Разговора в «Соборе» Марио Варгаса Льосы.

Герои — оба героя-рассказчика, Микель и Маурисий — постоянно сбиваются с третьего лица на первое и обратно. Как будто они хотят рассказать свою историю со стороны, но время от времени забываются. Микель также путается в своих идеологических воззрениях. Школьное религиозное воспитание и марксисткая идеология, сливаясь в его сознании, превращаются во всякие «Авангард рабочего класса должен твердой рукой проводить в жизнь диктатуру пролетариата, чтобы раз и навсегда свершилась социалистическая революция и Пришествие Коммунизма, как проповедовал Иисус».

Ещё отмечу огромное количество отсылок, порой весьма удачно вставленных в повествование — все эти прозвища героев и подобное.

В целом — книга хорошая. Семёрка за сюжет и ещё балл за атмосферу — я ставлю книге 8 из 10. Если вы любите семейные истории, лирично-меланхолические по настроению, то «Тень евнуха» должна вам понравиться.

Оценка: 8
– [  10  ] +

Аркадий и Борис Стругацкие «Трудно быть богом»

Atalira, 31 декабря 2018 г. 16:15

Я даже... не знаю, почему не могу или хочу анализировать это произведение. Рассуждать о нём у меня никак не получается. Не могу сказать, что повесть мне не понравилась, читать было достаточно интересно. Есть вещи, которые мне очень понравились — финал и сама эта ситуация, когда сделать что-то — нельзя, и не делать ничего — нельзя. Есть вещи, которых мне не хватило (этих больше всего — не люблю я короткую форму). Мне не хватило приключений — большая часть «увлекательной и полной драматизма» жизни дона Руматы проходит за кадром. Не хватило антуража — я очень бы хотела больше узнать об Арканаре и других регионах планеты. Не хватило мне и информации о том, как учёные Земли осуществляют свою деятельность на этой планете. Есть и такое, что меня раздражало. Более всего — отношение героя к землянам как к высшей цивилизации и его отношение к арканарцам, большинство которых он и за людей-то не считает. Зато — закономерный итог. Герой лишается нимба и спускается с небес на грешную землю. Довольно поучительная история.

Оценка: 7
– [  5  ] +

Джон Фаулз «Коллекционер»

Atalira, 31 декабря 2018 г. 14:36

История становления маньяка-похитителя

Вполне могу себе представить, во что эта история может развиться. Миру известно немало биографий реальных серийных маньяков, сотни книг, фильмов, сериалов касаются этой темы. В книгах и фильмах, да и изучая реальные истории подобных персон, мы обычно уже знаем, что вот, этим человеком было убито/изнасиловано/похищено энное количество людей. Вроде как маньяк-профессионал. Квалифицированный кадр.

Любая такая история начинается с первого эпизода. Зачем сделанное было сделано впервые? Как? И главное, совершая преступление в первый раз, знал ли сам маньяк, что за ним последует второй?

Джон Фаулз предлагает нам залезть в голову одной такой личности. Большая часть книги написана от лица Фредерика 'Фердинанда' Клегга, самого маньяка. Сразу привлекает внимание его манера речи — не те слова и выражения, которые он использует (хотя и они тоже), а то, как он будто оправдывается перед кем-то. Перед кем? Этот вопрос интриговал меня с самого начала. Не перед читателем же! Вот Миранда, она обращается к гипотетическому читателю своего дневника. А с кем говорит Фредерик?

Фредерик вообще персона интересная. Будучи человеком по всей видимости неглупым, он абсолютно неспособен к сопереживанию. Его эмоциональный интеллект — способность распознавать и понимать чувства других людей — на чрезвычайно низком уровне. У него не складываются отношения с людьми, потому что люди требуют от него понимания и эмоционального отклика, на которые он не способен. Но сам он желает того же. Встретив Миранду, он не то чтобы влюбляется или начинает желать её — он преисполняется убеждённости, что она-то обязательно его поймёт и оценит.

Понимая, что вряд ли завяжет с ней отношения при обычных обстоятельствах — тут дело не в различности социальных классов, а именно в его проблемах с коммуникацией, и он это подспудно осознаёт, хотя вслух жалуется лишь на снобизм её социального класса, — он похищает её. Он убеждён, что теперь-то, когда она заперта в этом подвале, все её мысли будут сосредоточены лишь на нём. Но Миранда и в подвале внутренне свободнее его. У неё есть жизнь и за пределами этого подвала, и она стремится к этой жизни хотя бы мысленно.

Миранда разочаровывает Фредерика. Когда она мила с ним, когда она ведёт себя, как он нарисовал в своём воображении, тогда он её любит. Но она позволяет себе эмоции, чувства и желания, которые ему непонятны, которые его раздражают. И в первую очередь — это нежелание всю жизнь провести подле него не выходя из своей роли. Фредерику непонятно её недовольство. Он оставляет право на недовольство лишь самому себе. Он эгоистичен, эгоцентричен. Если он оправдывается, то только перед собой, потому что считает сделанное «неприличным».

Но перед собой он всегда оправдаться сумеет.

Оценка: 8
– [  7  ] +

Карлос Руис Сафон «Марина»

Atalira, 30 декабря 2018 г. 23:10

Красивое произведение. Это, пожалуй, самое верное, что я могу сказать о своём восприятии. Атмосфера старой Барселоны, атмосфера тайны и мистики, нежная дружба между Оскаром и Мариной — всё это автору удалось прекрасно. Сюжет же, мне кажется, здесь в большей степени условность. Это «расследование», которое проводят Марина и Оскар, ни в коем случае не следует воспринимать как детективный сюжет. Слишком легко героям всё даётся, слишком много совпадений, притянутостей за уши и даже нелепостей, и слишком мало рациональных объяснений (рационального вообще в книге не много). Но в случае «Марины» главное не «что», а «как». Красиво.

Оценка: 8
– [  8  ] +

Мариам Петросян «Дом, в котором…»

Atalira, 1 декабря 2018 г. 18:38

Я прочитала и, наверное, следует сказать, что мне понравилось... Но я не могу понять, чего мне не хватает. Такое ощущение, будто мне должны были дать что-то и не дали, и хорошо, если меня при этом не ограбили.

Я очень долго въезжала в произведение. И каждый раз, когда я отвлекалась на какие-то другие дела или когда брала книгу на следующий день, мне приходилось делать это заново. Атмосфера совсем не моя. Чувство несопричастности преследовало меня постоянно, но по завершении книги оно прямо-таки грызёт. Я люблю загадки. И намёки, и противоречия, нелогичности, и когда ничего не понятно и приходится складывать картину по крупицам, словно пазл. И знаете, к середине книги мне показалось, что я поняла общий смысл, и что автор хотела всем этим сказать, и к чему мы придём в итоге... Не-а. Финал показал, что мы с автором смотрели на книгу совершенно по-разному. Я думаю, именно моё понимание книги у меня и украли.

Я ждала от финала конца, а он циклический.

Я-то ждала, что нам покажут, что всё в мире имеет свойство заканчиваться безвозвратно, а последние три главы эпилога показали ровно противоположное. Нет, я никаких претензий в принципе не имею, просто хочу сказать, что всё моё впечатление от книги (придуманное только мной и принадлежащее только мне) оказалось в этих главах вдребезги разбито.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Следуя кажущейся логике развития событий, я предполагала, что в день выпуска дом весь сгорит к чёрту или что-то вроде того, все умрут, и останемся мы вдвоём в Курильщиком на руинах так ничего и не понявшими свидетелями событий, к нам отношения не имеющим. Грубо говоря. Насчёт нас с Курильщиком я даже, может быть, оказалась права.

Во всяком случае, я благодарна за пищу для воображения. Вот уж чего там было предостаточно.

P.S. Повторное прочтение меня, возможно, с цикличностью примирит — намёки на неё попадались задолго до финала.

P.P.S. Слишком много «я» в этом отзыве.

Оценка: 9
– [  2  ] +

Лоис Макмастер Буджолд «Разделяющий нож: Приманка»

Atalira, 31 августа 2018 г. 20:32

Как-то даже не знаю. Книга... неплохая. Но ждала я от неё совершенно не того, что получила.

Ждала — приключений. Размаха, эпичности — аннотация намекала на спасение мира (я никогда не была противницей этого порядком избитого сюжетного хода). Получила довольно простенький фэнтезийный любовный роман. Весь экшн умещается в первой трети книги, а потом герои уже ни с кем не сражаются и заняты только друг другом. Герои — это Даг и Фаун. Даг — охотник на монстров, и все друзья у него — охотники на монстров. За спиной у него погибшая жена и проблемы с роднёй. Фаун — крестьянка, и вся семья у неё — крестьяне. За спиной у неё неудачный опыт первых отношений и проблемы с роднёй. А ещё она та, на кого охотятся монстры. С этого, собственно, история и начинается.

Я вижу в истории некоторый потенциал. У мира, судя по всему, богатая и насыщенная история. Загадка для разгадывания — в наличии. И в конце концов, аннотация обещает спасение мира.

Поэтому я буду читать следующие книги серии. Надеюсь, они будут более соответствовать ожиданиям от первой книги. Больше битв, больше загадок, больше информации о мире. Больше приключений!

Оценка: 7
– [  3  ] +

Франсуа Блюш «Ришелье»

Atalira, 31 августа 2018 г. 20:31

Для меня это оказалось нелегко. Книга явно не рассчитана на читателя, который о Ришелье и Людовике III (а книга почти в равной степени касается их обоих) знает толком только то, что они были. Особенно нелегко было в начале. Автор сразу переходит к сути вопроса, не отвлекаясь на замечания и пояснения об окружающей обстановке, о политических и религиозных проблемах Франции того периода, о нравах и прочем. Кое-что рассказано во вступительной статье к русскому изданию (за что издателям спасибо). А имена, нескончаемые списки имён! В начале книги их особенно много. Бесконечные перечисления всевозможных аристократов, маршалов, священников, религиозных деятелей и родственников самого Ришелье.

Впрочем, ко второй половине книги уже втягиваешься в происходящее, начинаешь разбираться в калейдоскопе событий и лиц и наконец разбираешься в происходящем. Пожалуй, если бы я была уже знакома с биографией Ришелье, мне бы понравилось больше. Я понимаю, что автор сообщает множество интересных подробностей, не попадающих во французские учебники по истории, и порой рассматривает свой предмет с неожиданной стороны. Увы, мне не хватило базы, чтобы интерпретировать всю сообщённую автором информацию. Поэтому, хотя я узнала достаточно много нового, но получила мало удовольствия от чтения.

Оценка: 5
– [  3  ] +

Марио Варгас Льоса «Разговор в «Соборе»

Atalira, 16 августа 2018 г. 16:22

Итак, «Разговор в «Соборе». В каких-то шестистах страницах автор, кажется, умудрился описать всю жизнь Перу 1950-х годов: от высших эшелонов власти до нищих бедняков через богачей-бизнесменов и их прислугу, студентов-революционеров и журналистов, полицейских и заключённых, проституток и алкоголиков и многих, многих других. Очень атмосферное, многогранное и рельефное описание Перу.

Структура книги невероятно запутанная. Первая часть романа вообще представляет собой клубок запутанных ниток-сюжетов: три-четыре сюжетные линии в главе разворачиваются одновременно. Не так, что глава начинается одной линией и заканчивается другой — нет, совсем одновременно, несколько предложений одного времени и ситуации, несколько предложений другого времени и ситуации, и не сразу понимаешь, где они сменяют друг друга. В других частях романа ситуация менее плачевная с точки зрения логики: четыре главы второй части посвящены каждая своему персонажу, следующие две части состоят из небольших перемешанных отрывков разных сюжетных линий, что, по сравнению с первой частью, очень хорошо. Но на протяжении всего романа читателю встречается пресловутый разговор в «Соборе», который совершенно неожиданно вторгается в текст между абзацами, в середине абзаца, в середине предложения, везде. Там же, прямо в середине текста, встречаются отрывки из других разговоров: Амбросио с Кетой, Амбросио с Фермином, Сантьяго с Карлитосом.

Хронология романа — отдельная головная боль. Хронологически самой последней является первая глава. А после первой главы начинается фатальная неразбериха. Как правило, эпизоды, посвящённые определённому персонажу, от начала к концу книги сменяют друг друга в прямом порядке от прошлого к будущему. Но, как я уже говорила, сюжетных линий в произведении немерено. И то, что эпизоды из них встречаются в одной главе, не означает, что происходят эти эпизоды в одно и то же время или хотя бы приблизительно в одно и то же время. Нет, каждая сюжетная линия разворачивается в своём ритме и начинается и заканчивается где хочет. И если вы уже прочитали про некие события от лица одного героя, это не значит, что позже вы не вернётесь к тем же событиям от лица другого. (Так было, например, с историей Кайо Бермудеса — когда его линия была уже полностью закончена, мы неожиданно снова вернулись почти в начало его истории, но теперь уже от лица Кеты.)

Что творилось в голове и в черновиках автора — я боюсь представить.

Что касается персонажей — центральными персонажами книги являются Сантьяго Савала (Савалита, как его называют коллеги-журналисты и он сам — суффикт -ита уменьшительно-ласкательный) и негр Амбросио. В хронологическом начале романа Сантьяго — юноша из весьма обеспеченной семьи, бунтующий против своих родных из-за хронической неудовлетворённости всем вокруг, а Амбросио — водитель, приехавший в Лиму на заработки. В первой главе они, много лет спустя, беседуют в «Соборе». Сюжетная линия Савалиты — тот самый стрежень, проходящий через роман от самого начала до самого конца и скрепляющий многие его части. У Амбросио собственной линии почти что и нет, обычно мы наблюдаем его со стороны: от лица Амалии, Лудовико, Кеты; и только когда рядом с Амбросио не остаётся никого, появляются главы от его лица. Наравне с ними в сюжете участвуют и многие другие персонажи: отец Сантьяго Фермин Савала, начальник канцелярии генерала Одрии (президента Перу в 1950-е) Кайо Бермудес, его любовница и содержанка Ортенсия, её горничная Амалия, проститутка Кета, рядовой агент полиции Лудовико и многие другие.

Мне было интересно, существовали ли некоторые персонажи книги в действительности. Из испанской Википедии узнала, что нет. Впрочем, там пишут, что прототипы некоторых легко узнаваемы — так, прототипом Кайо Бермудеса является Алехандро Эспанса Саньярту, а прототипом полковника Эспины — генерал Сенон Норьега Агуего. Эпизод в театре Арекипы основан на реальных событиях, насколько точно — не знаю.

Читать «Разговор в «Соборе» нужно крайне внимательно, чтобы не запутаться в персонажах и эпизодах. Но мне понравилось распутывать этот клубок, проникая в происходящее всё глубже и всё дальше. Для меня книга попала в список моих любимых. Рекомендую ли я её? Я попыталась описать структуру книги и предупредить вас о связанных с ней сложностях, а дальше — решайте сами.

Оценка: 10
– [  1  ] +

Владислав Русанов «Ворлок из Гардарики»

Atalira, 16 августа 2018 г. 13:49

К этой книге я поначалу относилась с некоторым предубеждением — мне не очень нравится славянское фэнтези, и, кроме того, аннотация очень напоминала эпизод другой книги, которая в своё время мне не понравилась. Однако всё оказалось вовсе не страшно. С той книгой у «Ворлока из Гардарики» не оказалось вообще ничего общего, да и сама эта книга скорее о викингах, чем о славянах. Читается она влёт. Неплохой язык. Есть интересные персонажи, неплохо описанные битвы, привязанные к реальной истории, магия-мифология. Последней сначала немного, но к концу книги всё больше. Автор предлагает оригинальную смесь из кельтской, скандинавской и христианской мифологии — здесь и морские монстры-накилеви, и королева Маб, и Чаша Грааля. Магия творится путём произнесения стихотворных заклинаний-вис (а ещё молитвами, но это не наш случай). Автор всю книгу и послесловие пытался заинтересовать читателя своеобразной скандинавской поэзией, но в моём случае, боюсь, это не сработало. Я привыкла к более распространённой форме стихосложения, поэтому эти висы читать было тяжело. Но система в целом довольно оригинальная. Продолжение обещает больше магии и мифологии, и, пожалуй, я как-нибудь при случае прочитаю вторую книгу.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Розалин Майлз «Я, Елизавета»

Atalira, 18 июля 2018 г. 22:20

Пожалуй, главное, что можно сказать — ждала большего. Ждала хороший, разносторонний исторический роман, где борьба за власть, политика, войны, реформы, золотой век Елизаветы Первой во всей его красе... Получила ли я это? Ну, отчасти да. И всё-таки огромную часть книги мне казалось, что я читаю не исторический, а любовный роман в историческом антураже. Годный, но не лучший экземпляр этого жанра.

Некоторые части книги неплохи. Автор описывает жизнь Елизаветы Тюдор от очень ранних лет и до глубокой старости. Несомненно, автор проделала большую работу по поиску информации для этой книги, и в некоторых деталях, в калейдоскопе лиц это прослеживается (хотя из других отзывов я узнала, что и ошибок автор наделала немало). Но все хорошие и интересные эпизоды заканчиваются, едва в поле зрения героини оказывается мужчина, который, по мнению автора, ей небезразличен.

А таких мужчин, по мнению автора, немало. И вот героиня Розалин Майлз в худших традициях ромфанта уже вздыхает по очередному кавалеру, ревнует и не желает отпускать, забывает про сон, еду и государственное управление... Не забывает тешить своё тщеславие, вот об этом она никогда не забывает, и напоминать, что она — Елизавета, королева Елизавета, и все её обожают, она тоже не забывает. Особенно ближе к концу. Вот если бы вычеркнуть из книги две трети этих любовных терзаний и самолюбования, было бы только лучше.

В общем, я ждала большего. Забудется, скорее всего, очень быстро. Но, если вы желаете чего-нибудь полегче, эта книга может вам подойти.

Оценка: 6
– [  8  ] +

Стивен Кинг «11/22/63»

Atalira, 25 июня 2018 г. 12:44

Много Сейди, мало Кеннеди, Ли Харви Освальда вполне достаточно

Моя главная литературная беда — я терпеть не могу любовные романы. И ладно бы только романы как таковые, но я с трудом переношу любовную линию и в произведениях всех остальных жанров. Вот только от любви в литературе никуда не скроешься. Но это к слову.

Да-да, я помню, что произведение подразделяется на шесть частей, плюс пролог-эпилог. Но мысленно я делю его всего на четыре, правда, почти по границам частей «официальных». Часть первая — от начала и до третьего путешествия в прошлое, того самого, которое про спасение Кеннеди. Здесь всё отлично: героя и читателя вводят в курс дела, объясняют законы временны́х путешествий, обзорно знакомят с Америкой 1950-х годов. История Даннингов со своей завязкой, развязкой и кульминационными моментами отлично смотрится в качестве затравки для спасения мира и президента.

Вторая часть — от начала третьего путешествия до переезда в Форт-Уорт. Герой начинает жить в прошлом, осваивается, обустраивается. Всё очень красиво и атмосферно. А потом вот Сейди. Много, много Сейди.

Нет, не подумайте, я отнюдь не против любовных линий. Пусть будут. Немного отвлечённости от сюжета не повредит. Немного раздражает, как меняется тон главного героя, когда он начинает говорить о Сейди, но только и всего. Я просто пытаюсь объяснить, почему эта часть или, скорее, это персонаж оставил меня почти равнодушной.

Третья часть — собственно про Освальда и Кеннеди. О, и про Сейди. Самая тревожная и беспокойная часть. Напряжение постепенно нарастало ещё в Джоди, но теперь что ни страница, то больше тревоги. От окончательного объяснения между Джейком и Сейди любовная линия, на мой взгляд, только выиграла. А вообще — спойлерить не буду. Но эта часть книги чудо как хороша.

В четвёртой части — от дня 11/22/63 и до финала — читатель и главный герой получают наконец ответы на интригующие с начала произведения вопросы.

И в конце Кинг приходит к обычному для авторов, пишущих об «эффекте бабочки», выводу: прошлое лучше оставить неизменным. Что герой ни делает, то, за редким исключением, к худшему. И так во всех мне известных произведениях про путешествия во времени. А если бы все меняли прошлое как им заблагорассудится? Какой бардак!

Оценка: 8
– [  3  ] +

Тамара Цинберг «Седьмая симфония»

Atalira, 3 июня 2018 г. 16:21

Решительно ничего плохого не могу сказать, но было то ли в непритязательном языке повести, то ли в обрывочной манере повествования, когда пропускаются дни-месяцы-годы, что-то такое, что так и не позволило мне вчитаться в книгу. На мой взгляд как-то скупо получилось, неполно. При этом понятно, что автор и не ставила такой цели — представить полную всеобъемлющую картину жизни Кати и Мити в блокадном Ленинграде, и это скорее зарисовка, малый фрагмент их судьбы, но я предпочитаю произведения более основательные. У меня не появилось ощущения, что я провела все эти годы вместе с Катей и Митей, прожила с ними всю войну, вот в этом для меня и проблема.

Оценка: 7
– [  10  ] +

Эрнест Клайн «Первому игроку приготовиться»

Atalira, 30 апреля 2018 г. 17:21

Здесь у нас ода компьютерным играм, гикам и культуре восьмидесятых (от последнего словосочетания ввиду его слишком частого употребления в книге и рецензиях на неё меня уже трясёт). То есть ода всему тому, что так превозносит один персонажей книги, мистер Холлидэй — авторский рупор, который к моменту начала книги уже умер, но всё равно двигает весь сюжет. В своей компьютерной онлайн-игре Холлидэй оставляет пасхальное яйцо, и нашедший его игрок получает в наследство всё его (Холлидэя, не яйца) огромное состояние. Чтобы добраться до яйца, нужно добыть три ключа и пройти трое врат, подсказки прилагаются по мере прохождения. И вот что меня смутило в самом начале.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
На поиск первого ключа у пасхантеров уходит пять лет (или около того, не помню точно). Главный герой задолго до этого события раскрывает часть связанной с ним загадки, про Tomb of Horrors. Сам же и замечает, что вряд ли только он один такой умный. И общеизвестным фактом является, что Людус — планета, где главгерой обитает — создан лично Холлидэем. И что, никому не пришло в голову проверить, нет ли там указанной гробницы? Геймеры не проверили?! Да бросьте! Я знаю этих типов. Они прыгают с каждого водопада Скайрима, чтобы узнать, не появится ли какой-нибудь призрак поговорить с ними. Они обязаны были проверить Людус просто потому что. Они обязаны были проверить ВСЕ планеты Холлидэя. Они бы проверяли ВООБЩЕ ВСЕ планеты только потому, что лучших идей нет. Они бы проверили ВСЕ идеи на ВСЕХ планетах. Настоящие геймеры так бы и сделали.

Но дальше авангард геймерского сообщества в лице главного героя и компании всё-таки собирает мозги в кучку и волю в кулак и решает задачу за считанные месяцы.

Некоторые эпизоды книги очень хороши. Таковы, например, первый визит Уэйда-Парсифаля в IOI, его проникновение в главный офис компании или финальная битва с шестёрками. Другие, возможно, слабее. Но в целом повествование идёт бодро, удерживает внимание с начала и до конца. Большую часть отсылок я, признаюсь, не поняла, поскольку в восьмидесятых ещё даже не родилась. Чувствую, определённый план произведения от меня ускользнул. Но читать было нескучно, и, в целом, я знакомством с этой книгой осталась весьма и весьма довольна.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Дэвид Моррелл «Братство розы»

Atalira, 30 апреля 2018 г. 13:32

Крепкий шпионский боевик. Здесь у нас трио героев, двое из которых преданы своим начальством, а третья затесалась по большой любви, мстят за упомянутое предательство, и процесс отмщения поистине увлекателен. В наличии перестрелки, погони, каратэ, всякие шпионские приёмы, психологические игры, недолговечные союзы. Неплохие персонажи, хотя и несколько мэри-сьюшные. С целью придания произведению глубокого смысла есть ещё и Страшная Тайна, намёки на которую щедро рассыпаны по всему тексту и которая, разумеется, раскрывается в самом конце (кому как, но вот на меня лично теории заговора не производят особого впечатления). В целом, роман не привносит ничего нового ни в жанр, ни в, тем более, литературу, да и не стремится это сделать. Но написана книга хорошо, читается быстро, легко и интересно и, я думаю, стоит потраченного времени.

Оценка: 7
– [  8  ] +

Генрик Сенкевич «Камо грядеши»

Atalira, 29 апреля 2018 г. 19:54

Роман повествует о первых годах христианства, о том времени, когда существовал раннехристианский фанатизм, ещё не оттеняемый рутиной и церковным бюрократизмом. То было время, когда горсточка первых христиан разрасталась в многочисленную общину, когда, несмотря на притеснения, новая религия завоёвывала души и сердца, предлагая нечто доселе ещё не виданное: идеи равенства, милосердия, всепрощения. Это картины из жизни ещё великой Римской империи, когда христианские идеи уже пустили там корни, но христианство ещё не начало главенствовать в вечном городе.

Итак, первый век нашей эры. В Риме правит Нерон, один из наиболее безумных его императоров. Время бесчинств, массовых казней, немыслимой роскоши и соседствующей с нею нищеты. И в этот город приходит чужеземная религия, христианство, со своими всем нам известными заповедями. Новая религия легко завоёвывает сторонников. Почему? О, полагаю, христианство отвечало на общественный запрос определённой части населения. Рабы, бедняки, варвары-чужестранцы — из их числа формируется основной костяк ранней христианской общины. Что ни говори, а христианство, в отличие от греческих и римских мифологических сказок о жестоких непримиримых богах, предлагает утешение. Предлагает оно и привлекательные в сравнении с язычеством концепции и модели поведения. Где языческие боги жестоко мстят врагам — там христианство твердит о всепрощении. Где они с головой бывают захвачены страстью и похотью — там христианство пропагандирует семейное счастье и нерушимость брака. Где они ведут себя по-человечески жестоко и мелочно — там христианский Бог справедлив и непогрешим.

Читатель в двадцать первом веке, по крайней мере, такой, как я — я имею в виду религиозные или, скорее, антирелигиозные воззрения, — не может в полной мере при чтении отвлечься от мыслей об истории последующих двух тысячелетий, когда возвышенные абстрактные идеи христианской веры были в большинстве своём растоптаны церковью, либо жадной до власти и богатства, либо слепой в следовании догмам, либо просто закостеневшей в условиях отсутствия реальной альтернативы. Но персонажи книги ничего этого, конечно, знать не могут и с головой окунаются в религиозный фанатизм, дающий чувство причастности и защищённости.

Как это принято в художественной литературе, автор показывает грандиозные исторические события через судьбы отдельных людей. Основных персонажей в книге трое. Виниций и Лигия полностью посвящены христианству. Через всю книгу они проносят свои чувства сквозь испытания и страдания, которые им помогает преодолеть их религия, и в конце концов их любовь становится неотделима и неотличима от веры. Они двое — и беззащитная, добродетельная Лигия, и прошедший путь непростого духовного взросления Виниций — являют собой живое воплощение тех самых идей, которые, скажем прямо, пропагандирует и восхваляет автор. Петроний, третий главный персонаж, находится от них на противоположном полюсе. Нет, он не какой-то там язычник, он скептик — естественный враг любой религии, требующей безусловной веры. Сам он разделяет идеи гедонизма, философского течения, столь свойственного имперскому Риму и современным развитым государствам. Поэтому, думаю, многие читатели (например, я) могут обнаружить, что именно его точка зрения наиболее близка к их собственной.

О, да, и нельзя не отметить глубокую проработку исторической составляющей книги. Персонажам и событиям веришь как настоящим, пожар, императорские пиры, представления в амфитеатрах описаны прекрасно. В историческом плане роман Генрика Сенкевича почти идеален.

P.S. Кстати, в послесловии господина А.Столярова в моей версии издания было сказано, что католическая церковь усмотрела в этом романе намёки на антиклерикализм. Так вот, хочу вам сказать — я их тоже вижу. Но как по мне — это замечательно.

Оценка: 8
– [  7  ] +

Агата Кристи «Убийство Роджера Экройда»

Atalira, 28 апреля 2018 г. 20:57

Насколько я об этом слышала, после публикации книга вызвала фурор. «Десять заповедей детективного романа» хотя и были придуманы позже издания «Убийства Роджера Экройда», но всё же выражали общепринятые в те времена правила и законы детектива. Агата Кристи в своей книге их нарушила. И случилось это именно в те годы, когда детектив переживал наиболее бурное своё развитие.

Однако к двадцать первому веку многие жанры, не исключая и детектив, уже давно пережили период деконструкции. И современного читателя разгадкой «Убийства Роджера Экройда» уже не смутить. На самом деле современный читатель даже склонен подозревать, что что-то в книге может пойти не по законам жанра. Поэтому, скорее всего, большинство из нас легко опознало убийцу задолго до последней главы. Но книга, однако, не много потеряет, потому что написана приятным языком, без провисания сюжета и слишком коротка, чтобы успеть наскучить проницательному читателю.

Оценка: 8
– [  7  ] +

Рафаэль Сабатини «Одиссея капитана Блада»

Atalira, 26 апреля 2018 г. 21:22

Честно говоря, первые сто электронных страниц мне было даже скучновато. А сто страниц в моей электронной версии — это почти треть книги. Но потом Питер Блад добрался-таки до корабля, и дело пошло веселее.

В книге мы находим несколько отдельных историй, объединенных сквозной линией прошлого главного героя и его душевных терзаний. Капитан Блад пиратствует вволю, сражается с врагами и порхает, аки бабочка, со службы одному королю на службу другому. Пираты, враги и короли могут, разумеется, рассчитывать на капельку его внимания, но на самом деле все мысли капитана только, как это водится, о женщине. Вот разве что иногда — о яблонях в цвету. Но чаще о женщине, и женщина эта — племянница его самообъявленного главного врага. Одного рабовладельца, который некогда владел капитаном Бладом как рабом. Капитан Блад давно бы забыл о нём, если бы не та женщина. У него ведь есть и другие самообъявленные главные враги. Но это не имеет особого значения, так как все персонажи книги, кроме капитана Блада, идиоты. Иногда ещё и мерзавцы. Довольно часто, на самом деле. Это даже скорее плавило, чем исключение.

Но только не наш капитан Блад! Он, конечно, грабит города, топит корабли и убивает людей, но ведь всё это по уважительным причинам! Во всём виновато тяжёлое прошлое. И отсутствие взаимности со стороны той женщины. И яблони в цвету он больше никогда не увидит, ведь в Англию назад ему нельзя. На местном контрасте капитан Блад выглядит хорошо, и дело не только в щегольском «черном с серебряными узорами» костюме, свистнутом у прошлого капитана его нынешнего корабля вместе с собственно кораблём. Просто, как вы помните, все вокруг — мерзавцы и идиоты.

В общем, две последние трети книги были весьма и весьма ничего. Думаю при случае почитать продолжение.

Оценка: 6
– [  10  ] +

Анатолий Рыбаков «Дети Арбата»

Atalira, 21 апреля 2018 г. 21:21

Сцена.

Время — всего-то начало тридцатых, до позднесоветского застоя далеко. В умах народа (читай: горожан) — социалистический идеализм. Светлое будущее. Общее благо. Поразительное единство взглядов.

За занавесом растущая одержимость. Ночные визиты к гражданам, выбивающимся из общего ряда (читай: контрреволюционерам). Навешивание ярлыков и уголовных сроков. И прочие нездоровые тенденции.

Персонажи — арбатская молодёжь. Самые обычные юноши и девушки. В самой центре — Саша. Как раз тот самый «выбивающийся», хотя он-то как раз выбиваться не хотел. Просто однажды не пошёл на сделку с совестью, а такие сделки в его кругу почти необходимы. Саше пришивают дело для пущей убедительности грандиозной пирамиды домыслов и откровенной лжи, выстроенной ради внутрипартийных интриг. Саша получает свой ярлык и выходит из общего строя.

Другие герои приспосабливаются лучше. Работа, личный фронт. Рутина. Житейские дела. Как просто люди не замечают или стараются не замечать, что происходит вокруг них, если это угрожает их спокойствию. Конечно, пока это не коснётся их самих.

Странно было узнать, что история основана на реальных событиях. Кажется, что это только придуманная автором антиутопия. Что ж, ещё один урок. Так тоже бывает в реальной жизни.

Режиссёр известен. В посвящённых ему главах паранойя перемежается с жестокостью, мнительность с манией величия. Как там, за сценой, обстоит дело с реальными событиями, мы, конечно, не узнаем. Приходится судить по постановке.

Итак, акт первый.

Оценка: 10
– [  5  ] +

Кейт Мортон «Далёкие часы»

Atalira, 14 марта 2018 г. 22:12

Две сюжетные линии есть в этой книге, две тайны; обе принадлежат одной семье. Тайна Юнипер Блайт, много лет назад брошенной женихом и оттого обезумевшей; и тайна «Слякотника», мистического романа, написанного Раймондом Блайтом, отцом Юнипер и её сестёр.

Ещё есть главная героиня, классическая особа, сующая свой нос в чужие дела по личным (в большей степени) и профессиональным (в меньшей) мотивам.

Всё это сдобрено непростыми отношениями в двух семьях: семье Блайт и семье упомянутой любопытной особы.

Не знаю, наверное, я отвыкла от книг от первого лица; или, быть может, было в главах от лица главной героини что-то слишком девчачье, наивное и незрелое, будто в любовном романе для девочек-подростков (стиль Кейт Мортон напоминал мне книги Жаклин Уилсон); а может, сама задумка была слишком тривиальной: старинная семья, готический замок, скелеты в шкафах и всё прочее из супового набора для семейной саги; но примерно четыреста из пятисот электронных страниц мне было просто скучно читать эту книгу. Более скучно главы 1992-го года от лица Эди Берчилл, менее скучно главы военного времени про сестёр Блайт.

Очень жаль, потому что книга содержит достаточно интересных идей.

Первая из её сильных сторон — сестры Блайт. Яркие, живые персонажи, великолепно прописанные характеры. Каждая со своей историей, своими страхами и заботами, своими собственными мечтами и разочарованиями. Сёстры кажутся намного более живыми, чем главная героиня книги Эди Берчилл. О личности Эди мы так и не узнаём почти ничего, кроме привычки совать нос куда не просят и непростых отношений с родителями. Так... скучно. И так выделяются на её фоне сёстры Блайт, их отец и даже её, Эди, собственная мать Мередит.

Вторая сильная сторона — разгадки тех тайн, которые я упомянула в начале рецензии. Они оказались как минимум соответствующими сёстрам Блайт. Про Юнипер и её жениха автор постоянно подкидывает подсказки. Что характерно, большая их часть ведёт в никуда. Причём момент, когда автор даёт очередную псевдоподсказку, столь заметен, что хоть табличку вешай. Что же до истории создания «Слякотника»... ну, в книге была всего одна глава, которую я прочитала влёт и с огромным интересом. Именно та, где рассказана история Слякотника. Мне разгадка показалась довольно изящной и, конечно же, ужасной. Скандально ужасной.

Ещё отмечу, что автор неплоха в описаниях. Особенно в описаниях погоды.

Пожалуй, хотя мне и было не очень интересно, но о потраченном времени не жалею. Однако знакомство с автором продолжать не намереваюсь.

Оценка: 6
– [  12  ] +

Дэн Симмонс «Террор»

Atalira, 22 февраля 2018 г. 16:22

Сложно высказаться о произведении, вызвавшем такую гамму чувств.

Наверное, я испытываю всё-таки благоговение пред книгами, так полно, так всеохватно описывающими примечательные, в нашем случае по-настоящему трагические события. Когда ты видишь, как всё начиналось, как развивалось, какие винтики и шестерёнки вышли из строя, какие ошибки и к каким последствиям привели. Когда следишь за мыслями, за действиями людей, погружаешься в подробности их биографий, — и как они один за другим подходят к своему концу.

Наблюдать начало и конец, и всё, что между ними — банально, может быть, но редко когда так остро чувствуешь, как одно событие цепляется за другое и вместе они приводят к печальному финалу.

Кончаются припасы. Кончается уголь. Кончается энтузиазм, сила духа и способность мыслить здраво. Всё то, что помогает выживать в этом богом забытом месте на краю мира, где в ледяной ловушке пережидают бесконечные полярные ночи два корабля британского военно-морского флота.

Начинается ужас.

Историческая составляющая романа — самая объёмная и, на мой взгляд, самая интересная его часть. Дэн Симмонс тщательно описывает известную часть экспедиции сэра Джона Франклина, замечательно раскрывая читателю и факты, и дух времени; и не менее тщательно подходит к описанию быта затёртых льдам кораблей. Последнее занимает львиную долю объёма книги. Кому-то это могло бы показаться скучным, но мне было интересно. Когда я думаю о книге, перед глазами в первую очередь встают именно эти картины: тесная и душная жилая палуба; тёмные, холодные, пустынные нижние палубы корабля; длинные вахты снаружи, в полярной ночи и на адском холоде.

За экшн в этот раз отвечала мистическая сторона — таинственное чудовище и, возможно, хрупкая маленькая аборигенка. Эта мистическая сторона подаётся строго дозированно, перемежается долгими периодами бытового затишья. Завершается мистическая линия подробным экскурсом в эскимосские мифы

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
и духовным обновлением героя,
что на мой взгляд было к лучшему — нестандартной линии нестандартная концовка. И если уж говорить о претензиях к концовке,
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
то меня больше расстроило отсутствие сведений о той группе героев, что всё-таки направились к реке Бака. Впрочем, это тоже можно интерпретировать по-разному. Может быть, кто-то добрался до обитаемых земель и скрылся от прошлого где-то в Америке, как подумывал сделать Крозье.

Это чередование обычных, человеческих, бытовых проблем и пугающих мистических событий является именно тем, что и держит читателя в напряжении от первой и до последней страницы, хотя итог заранее известен. А в совокупности — то, что делает книгу одним из заметнейших произведений современной литературы.

Оценка: 10
– [  4  ] +

Терри Пратчетт «Цвет волшебства»

Atalira, 12 февраля 2018 г. 17:19

Первая часть романа, собственно «Цвет волшебства», показалась несколько сумбурной. Много событий и действий, мало описаний и объяснений. Очень мало рассказано о самом городе Анк-Морпорке, и не вполне ясно, почему именно этот город Двацветок избрал в качестве цели своего путешествия — Анк-Морпорк определённо не был самой экзотической локацией книги. И всё же история была любопытной, автору удалось заинтересовать судьбой своих героев, читаем дальше. 7/10

«Пришествие восьми» для меня оказалось самой скучной частью. Хотя герои и перемещаются по некоему лесу, создалось впечатление какой-то камерности происходящего, чего совершенно не было ни в первой истории, ни в следующей, где действие тоже происходит на ограниченной плоскости. Но финальная битва с монстром была уже повеселее. 6/10

«Притяжение черва» — определённо лучшая часть книги. Идея о магической силе воображения далеко не нова, но в этой истории она реализована хорошо. А также здесь есть загадка, харизматичные антагонисты, экшн с битвами, неожиданный финал и, да, драконы. Все любят драконов. 8/10

Четвёртая часть, «У самого края», почти не уступает третьей. Здесь в наличии морские приключения и знакомство с островным государством Крулл, ведущим весьма своеобразную экономическую политику. И то, и другое мне очень понравилось. 8/10

Мир книги интересный. На мой взгляд, для такого небольшого произведения описан довольно подробно.

Из героев более других приглянулись Ринсвинд за разумную склонность слушаться чувства самосохранения и Смерть за обаятельность.

Что до местного юмора — особенно смешно мне не было, было скорее забавно.

За удачную вторую половину ставлю книге в общей сложности 8/10 и с оптимизмом смотрю в сторону следующих томов.

Оценка: 8
– [  8  ] +

Ольга Григорьева «Ладога»

Atalira, 21 октября 2017 г. 19:20

Книга скорее не понравилась. Велеречивый псевдостарорусский текст читался тяжело, но дело даже не в этом. Дело в отображении персонажей через призму этого текста.

На первый взгляд всё просто прекрасно. Команда приключенцев отправляется в путь. В наличии: Славен — сын сельского старосты и явный лидер группы; Бегун — певец и всеобщий любимец (а особенно женщин); Медведь и Лис — два брата-охотника (простодушный силач и сообразительный ловкач); старик Хитрец — светлая голова всея села; нелюдимый Чужак — тёмная лошадка компании; впоследствии добавляется ещё парочка. Отлично! Какой простор для развития характеров! И пока ваш покорный слуга рецензент наблюдает за остальными глазами одного из них, так оно и кажется. «Какие разные персонажи!» — радуется рецензент. — «А давайте-ка посмотрим на ситуацию глазами другого героя!»

И рецензент смотрит.

И к собственному удивлению не находит никаких отличий от первого персонажа. «Нет-нет, постойте!» — скажет внимательный читатель. — «Но ведь очевидно, что персонажи действуют каждый по-своему!»

«Это справедливо», — ответит автор данной рецензии. — «Вот только рассказывают они об этом совершенно одинаково».

Давайте я поясню, что имею в виду. Во-первых, персонажи одинаково изъясняются. Это имеет огромное значение, так как книга написана от первого лица, но лицо это в каждой главе своё. Читая отрывок из какой-либо главы, нельзя ни по стилю речи, ни по высказываемым мыслям понять, от чьего лица эта глава написана. Разные герои в одних и тех же выражениях описывают то, что происходит с ними, и одинаково происходящее расценивают. Везде мы видим одну и ту же ровную, выглаженную стилизацию под старину, на которую я в этому пункте и грешу: видимо, у автора не хватило навыков для придания индивидуальности стилизованной речи. Кто бы не описывал текущие события, мы видим один и тот же текст.

И, расширяя эту мысль, во-вторых: за пределами своих функциональных ролей персонажи думают и действуют одинаково.

Вот, например, Бегун — любимец женщин, как я уже сказала. Кто втянет всю компанию в неприятности, увлекшись замужней красавицей? Конечно, Бегун. Или вот Медведь с логикой — сначала в драку, потом думать. Кто первый ввяжется в потасовку?

Такое изображение персонажей вполне нормально. Но скажите, что в это время делают остальные? Не важно, что именно, но действуют они всей толпой. И думают всей толпой одни и те же мысли. Возникает ощущение, что, выполнив предписанную сюжетом роль, персонажи складывают свой характер в шкаф до следующего выхода на первый план. (Тут выгодную позицию занимает Чужак, которому сюжетом предписывается почти всегда держаться в стороне от других героев.)

Ладно, есть у произведения и плюсы. Сюжет, не слишком увлекательный, но крепкий, можно отнести к таковым. Любопытный мир, тесно связанный со славянской мифологией, заигрывания с реальной историей. По поводу мифологии, кстати, мне понравилась в книге идея некоего «прагматизма» — при всей своей вере в существование сверхъестественного, персонажи обычно наотрез отказываются признавать, что столкнулись с чудесами напрямую, выдумывая какие угодно объяснения происходящему.

В заключение скажу, что книга не то чтобы плохая, но вот те недостатки, занявшие большую часть рецензии, для меня перевесили. Поэтому — 5/10.

Оценка: 5
– [  5  ] +

Дэниел Киз «Множественные умы Билли Миллигана»

Atalira, 29 августа 2017 г. 13:30

Эффект завышенных ожиданий, пожалуй.

Первое, что хотелось бы отметить — язык. Повествование подчёркнуто документальное. Недавно мне довелось читать несколько книг с довольно витиеватым стилем, поэтому сначала язык романа показался мне глотком свежего воздуха. В первой части, где проводились следствие и суд, документальный стиль был весьма уместен. Но дальше, когда повествование переходит к самой истории Миллигана, безликость речи автора несколько портит впечатление. Я понимаю, что Дэниел Киз пытался дистанцироваться от своей истории, показать, что он здесь лишь рассказчик. Однако мне не хватило эмоций, и именно в той части, которая должна была быть наиболее эмоциональной.

Если же говорить о содержании, то наиболее интересной мне показалась вторая часть. Да и вообще, история мне в целом понравилась. Не думаю, что имеет смысл рассуждать о её правдивости. Не будучи очевидцем, в диагноз множественной личности непросто поверить. Тем более невозможно посредством книги решить, страдает ли этим диагнозом Билли или же нет. И кроме того, история дошла до читателей через руки писателя, пусть и его позиция была максимально обезличена.

Мне показалось, что личности Билли не слишком-то стремятся к взаимодействию. Они, зная, что не одни в этом теле, совершают какие-то действия и даже не думают как-то проинформировать остальных! Записку оставить хотя бы.

«Ребята, мы в Лондоне. Не теряйтесь. Артур».

«Собрались на рыбалку с отчимом, будьте в курсе».

«По счетам заплатил. Можно больше ничего не красть. Пока».

Но нет. Эта мысль не приходит в голову даже вроде бы образованному и всех контролирующему Артуру. Билли, пока ещё не «спал», кажется, какое-то время вёл дневник? Странно, что идея не прижилась.

В общем, история кажется мне сомнительной, но кто знает, кто знает, я же не очевидец. И даже ни разу не психиатр. Может, так оно всё и было. Но книга определённо заслуживает прочтения, что бы вы не думали о реальности происходящих в ней событий.

Оценка: 7
– [  12  ] +

Стивен Эриксон «Врата Мёртвого Дома»

Atalira, 7 июля 2017 г. 13:09

Вот и прочитана вторая книга «Малазанской книги павших». История мира продолжает развиваться: новые локации, новые герои, новые события. Но вторая книга, как мне показалось, отличается от первой как по своей структуре, так и по избранной тематике.

Сюжетных линий в этом романе, как и в предыдущем, несколько. Но здесь они сами по себе самодостаточны. Если в «Садах луны» все главные персонажи в конце концов сходятся в одной точке, и их сюжетные линии сливаются в одну, то во «Вратах мёртвого дома» большинство главных героев ни разу не встречаются, напрямую не взаимодействуют, и многие остались в неведении о существовании друг друга.

Однако это не для всех сюжетных линий справедливо. Я бы выделила три основных группы персонажей: Седьмая армия, Фелисина со спутниками и, скажем так, «те, кому нужно в Малаз». Седьмая армия и Фелисина действуют практически отдельно друг от друга и от других героев, несмотря на курсирование некоторых персонажей между ними. Третья группа самая разветвлённая, с ней сложнее. В неё входят наши знакомые по первой части (от них почти сразу отпадает один ради собственных приключений), а после к ним присоединяются Икарий с Маппо (которым вовсе не нужно в Малаз, а просто по пути). Их всех вместе сложно объединить в одну сюжетную линию, зато легко отделить от двух других.

В процессе чтения это складывается в цельную картину, хотя в моём описании может выглядеть жутко.

Это гораздо более военный роман, чем предыдущая книга. Здесь грандиозные картины сражений и хорошие, детальные описания военных будней. Здесь вообще больше описаний. Прямо перед глазами встают сухой, шершавый песок Рараку, бьющий прямо в лицо, и беспощадное солнце над головой. Мне кажется, «Сады луны» на описания были бедней.

Что до персонажей, то меня удивляет высказываемая некоторыми читателями мысль, что в книге нет положительных персонажей (это касается и всей серии — равно отзывы читателей и моё удивление). Мне кажутся положительными многие из них. Они, разумеется, совершают далеко не только хорошие поступки, но они остаются человечными и сострадательными. Если, скажем, Колтейн не положительный персонаж, то кто тогда положительный персонаж?

Мне кажется, вторая книга у Эриксона получилась лучше, чем первая. Несмотря на раздробленность сюжета, она создаёт впечатление более... цельной? монолитной? Как-то так. И с надеждой на то, что следующая часть будет ещё лучше, я отправляюсь читать третью книгу.

Оценка: 10
– [  6  ] +

Стивен Эриксон «Сады Луны»

Atalira, 27 июня 2017 г. 20:13

Не могу объяснить даже самой себе, чем же меня так зацепила эта книга, но с самой первой главы мне было ясно, что я буду её любить.

Этот мир завораживает. Открывается постепенно. Автор не спешит раскрыть все тайны сразу, выдавая информацию по крупицам. Многое приберегает для следующих частей. Составлять картину мира, словно мозаику, читателю приходится самостоятельно. Там павшие империи, тут магические пути, а вот здесь боги сходят на землю, преследуя сомнительные цели. И как бы среди этого всего не потеряться!

Персонажи тоже раскрываются постепенно. Биография у тех, что постарше, весьма богатая, но о их прошлом читатель узнает немногое. Эриксон сосредотачивает повествование на настоящем, здесь нет ни флешбеков, ни обильных экскурсов от самих героев. Вскользь упоминается, что, мол, да: был генералом, обманывал богов, устроила государственный переворот или вовсе считается погибшим врагом империи. И никаких более подробностей, а ведь как любопытно!

(Говорят, среди следующих книг цикла есть и приквелы. Жду не дождусь, когда доберусь до них.)

Итак, есть мир, есть персонажи. И персонажи пытаются этот мир под себя изменить. Во всяком случае, некоторые из них. Некоторые пытаются просто выжить.

Соответственно целям персонажи строят планы. Простые, состоящие из одного выстрела из арбалета, или сложные и далекоидущие. Хитрые или не очень. Но планы строят все. Естественно, ни один хитрый план не может не столкнуться с чьим-нибудь другим хитрым планом. Или он даже может оказаться раскрыт.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«Императрица никогда её не заподозрит», — сказал Амманас о Печали в начале первой главы. Не далее как в конце той же главы адъюнктесса императрицы её заподозрила.

Конечно же, планы приходится срочно менять.

Или цели. Кому как больше нравится.

(Кстати, фактор случайности здесь носит имя шутов судьбы и строит планы наравне со всеми.)

А пока уважаемый пользователь фантлаба, обративший внимание на мою рецензию, пытается понять, что, собственно, происходит в этой книге (тут я не помощник, извините), я, пожалуй, поищу ответ в следующей части цикла. А уважаемому фантлабовцу, добравшемуся до этих строк, я предлагаю выяснить это самостоятельно.

Оценка: 10
– [  6  ] +

Иэн Бэнкс «Вспомни о Флебе»

Atalira, 20 июня 2017 г. 22:22

В первую очередь книга поражает масштабностью происходящего. Даже несмотря на то, что в книге описывается лишь небольшой эпизод галактического конфликта, и на то, что мы следует за судьбой одного персонажа, всё равно эта масштабность ощущается. Сквозит в словах и мыслях персонажей — если большинство персонажей и не слишком задумываются о творящемся вокруг беспределе, то в словах Хорзы, Бальведы, Фал 'Нгистры подобных размышлений хватает с лихвой. Масштабность просвечивает в любом описании войны воюющих сторон. Даже если Идир — лишь обычная галактическая империя, какие рождались и умирали в истории десятками, то Культура кажется воистину глобальной (тут вспоминаются рассуждения Фал, действительно ли за ней не следят, когда она уходит в горы — но дело не в слежке, а в том, насколько глубоко Культура проникает в жизнь всех членов своего общества). Масштабность проявляется в действиях — насколько огромным должен быть мир, чтобы Культура так вот просто уничтожила целое орбиталище (у нас вот планета одна, а они как дом на окраине снесли).

И на фоне всего этого главный герой Бора Хорза Гобучул пытается сбежать от смерти и выполнить поставленную задачу.

Злоключения Хорзы довольно увлекательны. Меня лично утомило читать описания многочисленных перестрелок (не люблю такое), но для многих других читателей это, я полагаю, не проблема. Было много интересных героев (Йелсон, Доролоу, Фал, Крейклин, Бальведа, сам Хорза и другие), мест (Вавач, ТЧВ, Командная система Мира Шкара), событий — заскучать автор не давал. Но меня всё-таки покорил именно придуманный Бэнксом мир. Поэтому я однозначно познакомлюсь с другими книгами цикла.

Оценка: 8
– [  10  ] +

Роберт Льюис Стивенсон «Чёрная стрела»

Atalira, 20 июня 2017 г. 22:20

Начиная читать эту книгу, я ожидала рыцарский роман, возможно, несколько пафосный — благородные рыцари, прекрасные дамы, дуэли за честь и далее по списку. Точно я не ожидала, что главный герой почти сразу же и до конца примкнёт к разбойничьей шайке и будет вести себя ну совершенно как разбойник. Но это, в общем-то, ничего. Книга мне всё равно понравилась.

Главный герой книги, Дик Шелтон, юн, простодушен, немного глуповат, о чём не устаёт ехидничать подружка его возлюбленной. Он не лишён благородства, но не всегда успевает подумать, прежде чем что-то делать. Он не любит девчонок, но влюбляется в ту, которую сначала принимает за парня (кажется, его восхищает такая метаморфоза). А потом его возлюбленная оказывается в руках его бывшего опекуна, и все его мысли только о том, как вызволить её оттуда. Дика не слишком волнует возможность отмстить за отца (с того момента, как он узнает, что в смерти отца повинен его опекун и ссорится с ним, он больше ни разу не вспоминает об этом факте), ни иные благородные порывы. Справедливое возмездие он оставляет Эллису Дэкуорту. Дика же ведёт только любовь к Джоанне.

Я изначально не ждала каких-то масштабных исторических событий. Дик и Джоанна — «маленькие человечки» на фоне большой гражданской войны. Дик случайно попадает в круговорот войны (потому что «так уж водится в английском королевстве, что если бедный джентльмен не сражается на одной стороне, он непременно должен сражаться на другой. Он не может не сражаться, это противоестественно») и также быстро его покидает. Никакое «большое будущее» его не ждёт, он выбирает меньшую, но свою дорогу.

Автор, однако, делает множество отсылок к историческим событиям, окружающим героев, и понять их, не зная истории, было довольно сложно.

События сменяют одно другое, персонажи колоритны, по уровню напряжения на современный триллер, конечно, не тянет, но тоже что-то есть. Думаю, это вполне добротный приключенческий роман, который, пожалуй, мне следовало прочитать лет пять-семь назад.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Скотт Линч «Хитрости Локка Ламоры»

Atalira, 20 июня 2017 г. 22:19

В этой книге мне больше понравился мир, нежели сюжет или персонажи. Прибрежный город-государство Каморр, один из осколков распавшейся Теринской империи, с мафией и превдоитальяскими наименованиями — отсылок к Италии не заметил бы разве что слепой. Своеобразная политеистическая религия, о которой было рассказано очень мало. Другие страны и города, которые постоянно упоминались, но о которых тоже были предоставлены обрывки информации. В общем, если я и возьмусь читать другие книги цикла, то из желания посмотреть на мир.

Миром этим правит Несправедливость. Именно так, с большой буквы. Все и на всех там плевать хотели. Герцогские люди заботятся только о Герцоге и знати, и те тоже защищают лишь себя, вспомнить только этот Тайный уговор. Шайки Каморра обкрадывают мирных граждан, значительная часть которых, судя по описанию города, и так в лучшем случае малообеспечена. Капа Барсави обкрадывает каморрские шайки. Впрочем, если говорить не только о Каморре, то в плане несправедливости всех делают Картенские маги, но не будем сейчас о них. И вот, посреди этого бедлама Локк с компанией пытаются подвести под свои действия кое-какие оправдания. Парни они, конечно же, неплохие, но вот с оправданиями кривят душой — им просто нравится воровать по-крупному.

Ну так вот, в чем дело-то. Во время осуществления очередной аферы в городе начинает орудовать неуловимый убийца — Серый Король. И охотится он не за кем-то там, а за главарями каморрских шаек. Стало быть, представляет опасность и для главгероя. Мне было очень интересно объяснение его невероятных способностей, но оно меня одновременно и разочаровало, и воодушевило (ещё один интереснейший аспект мира).

Локк и его шайка у автора получились живыми, таким можно и посочувствовать. Из второстепенных героев наибольшую симпатию у меня вызывает старик Цеппи (хороший мужик был). Супруги Лоренцо и София Сальвара... ну я не знаю, за что они получили в итоге то, что получили. У них что-то получилось только потому, что Локк слегка перемудрил с планом, и София заподозрила неладное. Плюс полезные знакомства. Они, конечно, неглупы, но я не представляю, как эта парочка «сыщиков» будет защищать Каморр из тени.

Подводя итог, могу сказать, что книга мне понравилась ровно настолько, чтобы не заскучать. Но не больше.

Оценка: 7
⇑ Наверх