Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Pouce» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 1 ноября 2018 г. 18:01


      

   Константин Эдуардович Циолковский "Вне Земли"


Повесть отца космонавтики, написанная с целью популяризации его идей. Соответственно, с литературной точки зрения никакого интереса не представляет: герои чисто функциональные и служат для высказывания упомянутых идей, сюжет тоже сугубо утилитарный — полетели туда, сделали то и т.д. Действие происходит в 2017 году, что придаёт особую пикантность чтению, поскольку предсказания, касающиеся общественных вопросов, с современностью не коррелируют совершенно. Впрочем, думаю, Циолковского эта тема совершенно не волновала. Зато технические предсказания, касающиеся космических полётов, практически все соответствуют реальности! (Хотя некоторые ещё предстоит проверить).


Можно рекомендовать интересующимся историей космонавтики.


      

   Нил Стивенсон "Семиевие"


Ещё один роман на космическую тематику. Правда, в этом случае, роман-катастрофа. Некий Агент, предположительно, чёрная дыра, проходит сквозь Луну, в результате чего она раскалывается на несколько кусков. Однако этим дело не заканчивается. Луна продолжает дробиться и всё идёт к тому, что мириады её мелких обломков в один не слишком приятный момент лавинообразно посыплются на Землю, уничтожив на ней всё живое. Человечество бросает все усилия на спасение своего генофонда, и международная космическая станция превращается в зародыш нового Ноева ковчега... В третьей части романа действие происходит через пять тысяч лет, когда выжившее в космосе человечество начинает вновь заселять Землю.


За Нилом Стивенсоном вообще водится привычка в беллетризованной форме излагать в своих романах разнообразные научные идеи и гипотезы. Однако, в данном случае (да и в ряде других) он, на мой взгляд несколько перебирает с несущественными подробностями. В результате роман вышел скучноватым и чрезмерно многословным (впрочем, этим вообще грешат в последнее время многие американские авторы). При этом, как ни парадоксально это звучит, я бы, сократив первую и вторую части, раза в два увеличил третью, поскольку множество любопытных задумок, изложенных в её начале, никак не выстреливают в дальнейшем и мы получаем банальное и легко прогнозируемое продолжение на весьма многообещающем фоне.


Из забавных деталей. Одной из семи Ев — прародительниц нового человечества (отсюда и название романа) становится русская космонавтка по имени Фёкла. Интересно, кто посоветовал Стивенсону использовать именно это имя? Мало того, что практически вышедшее из употребления, так ещё и во времена, когда Фёкл было много, бывшее символом необразованных женщин из низших слоёв общества (см. Сашу Чёрного).


Могу рекомендовать любителям Нила Стивенсона, но не слишком настойчиво.


      

   Евгений Красницкий, Елена Кузнецова, Ирина Град "Сотник. Уроки Великой Волхвы"


Третья книга подцикла "Ратнинские бабы" цикла "Отрок" (он же "21-12"). Главные героини — мать главного героя Анна и принятая в род Арина, которые постепенно осваивают искусство управления людьми. В частности, несколько уроков им даёт Великая Волхва Нинея.


В этой книге влияние Евгения Красницкого уже практически не ощущается. Вроде бы задумана и, возможно, начата она была ещё при его жизни, но, увы, время идёт. Пожалуй, на этом романе чтение цикла нужно закончить. Жаль.


Можно рекомендовать любителям цикла "21-12". Остальным стоит почитать цикл с начала.


      

   Гарри Гаррисон "Звезды и полосы навсегда!"


Альтернативно-историческая трилогия (Кольца анаконды, Враг у порога, В логове льва). Приведу издательскую аннотацию, чтобы не заспойлерить больше, чем уже сделали издатели:


      "Войну легко начать, но чертовски трудно закончить, — считал герцог Веллингтон, повоевавший на своем веку как никто другой. А гражданскую войну тем более. До сих пор Гражданская война в США была известна российскому читателю в большей степени по мелодраме М. Митчелл «Унесенные ветром».


      Естественно, что у блестящего фантаста Гарри Гаррисона, решившего на этот раз поэкспериментировать не с будущим, а с прошлым, получилась принципиально иная историческая картина, ведь, опираясь на реальные факты, он позволил себе невинную шалость — на самую малость подправил биографию одного — единственного человека, — и река истории потекла по другому руслу.


      Вторая часть трилогии. Хочешь мира — готовься к войне. Эта истина еще раз подтверждается событиями, описанными Г.Гаррисоном и, по его мнению, вполне возможными, если бы история согласилась на одно допущение: Гражданская война в Америке закончилась объединением сил янки и конфедератов перед лицом общего врага — Британии и разгромом англичан. Но это было только начало. Британия всегда отличалась тем, что, проигрывая отдельные сражения, доводила войну до победного конца.


      В третьей части невероятный сценарий продолжает развиваться, следуя своей внутренней логике. А вернее, логике великого реставратора истории Гарри Гаррисона, который допустил активное вмешательство Британской империи в Гражданскую войну в США. По мнению Гаррисона, в войне между Англией и Соединенными Штатами победили бы последние. Американцами освобождена от имперского владычества Ирландия, подписан мир, но британский лев никогда не простит того, кто вырвал у него из пасти лакомый кусок. Провокации на море приводят к новому вооруженному конфликту. Однако теперь генерал Шерман принимает решение — перенести войну на берега туманного Альбиона, в логово льва, и попытаться раз и навсегда покончить с ним."


В общем, Гаррисон делает одно допущение — инцидент с захватом северянами британского судна, на котором плыли представители Юга, заканчивается не дипломатическими нотами, а объявлением Великобританией войны Северу. Дальше, как заспойлерили издатели, всё поворачивается не так, как предполагали англичане (да и не так, как предполагал я), и США, применив все новейшие достижения военной мысли, начиная от казнозарядных винтовок и заканчивая блицкригом, стали мировой сверхдержавой почти на век раньше (не без помощи российских спецслужб, что любопытно).


Возможно любителям книг про войнушку, особенно знакомым с соответствующим периодом истории) трилогия понравится больше, чем мне. Я же особого (да и не особого) восторга не испытал. Можно рекомендовать упомянутым любителям войнушки. Почитателям королевы Виктории категорически не рекомендую.


Статья написана 1 ноября 2018 г. 17:01


      

Павел Майка (Paweł Majka) "Мир миров (Pokój światów)"


Первый роман одноимённого цикла. Издательская аннотация:


      "I мировая война была трагедией, но закончилась не так, как написано в учебниках истории. На Землю прибыли марсиане. Вторжение было отражено, а, застрявший на поверхности планеты, захватчик ассимилирован, но с тех пор ничто уже не было таким, как прежде.
      Применённые чужаками мифобомбы освободили энергию веры, оживившую персонажей мифов, сказок и легенд. Дома окружены защитными барьерами, города охраняют божественные покровители, по улицам разгуливают маги и привидения. Место прежних государств заняли коммерческие компании, Республика Народов и полуразумные государства-организмы Вечная Революция, Вековая Пуща или Матушка Тайга.
      Что ищет организованная Новаковским — богатым краковским марсианином — экспедиция на восток? Стоят годы Мира, но экспедиции на дирижабле над пограничьем Речи Посполитой никогда не относились к безопасным... Знает ли пёстрое сборище персонажей — одержимый ненавистью Мирослав Кутшеба, созданный в лаборатории слепой бог Шулер Судьбы, пристрастившийся к чёртовому молоку бывший железнодорожный инспектор Грабинский, цыганка Сара, великан Бужимур и наивный Ясик, во что они ввязались?
      Обитающая в теле Кутшебы демоница следит, чтобы он не забыл о мести.
      Лихой роман Павла Майки это приключенческая фантастика высшего класса, захватывающая динамикой событий, целостностью описываемого мира и масштабностью полотна. Со времён Г.Д. Уэллса война миров никогда не описывалась с таким размахом!"


В общем, всё соответствует. Особенно последний абзац. Павел Майка отличается буйством фантазии и полным пренебрежением к жанровым границам. Смесь НФ, фэнтези, мистики и приключенческого романа в одном флаконе (точнее под одной обложкой). Инопланетяне, боги, демоны, литературные и фольклорные персонажи — всех не перечислишь — прекрасно уживаются и взаимодействуют в его романе. Ясно, что не обошлось и без постъмодєрнізьму, хотя и не в такой концентрации, как во второй книге цикла. Так уж сложилось, что читал я этот цикл в обратном порядке (о втором романе цикла — "Войны пространства (Wojny przestrzeni)" — я писал три месяца назад). Соответственно, при чтении второго тома приходилось по каким-то обрывкам и намёкам догадываться, что происходило в первом, а при чтении первого постоянно восклицать: "Ага! Так вот откуда это там взялось...!". В общем, второй том заспойлерил первый. И, кстати, понравился мне больше. Однако всем остальным рекомендую читать цикл всё-таки в порядке написания. Пока только владеющим польским языком, но, надеюсь, "Мир миров" в обозримом будущем выйдет на русском и/или украинском. Кстати, отдельным бонусом для украинских читателей может служить то, что заметная часть действия романа происходит на территории Украины (Дикое Поле) с участием козаков, черни и местных фольклорных персонажей.


Цитаты:


цитата
Мы должны были проявить больше терпения, — вздохнул марсианин. — Подождать, пока вы закончите [I мировую войну]. Но вы сжигали так много эмоций, из которых мы могли бы черпать! Вся эта война была одной большой бессмысленной тратой энергии. Вдобавок, не зная вас так хорошо как сейчас, мы не смогли понять, зачем вы на самом деле воюете. Одна из популярных у нас теорий гласила, что вам знакомы понятия эмоциональной энергии и энергии веры, но вы не умеете их использовать и поэтому организовываете кровавые игрища, чтобы избыток этих энергий вас не уничтожил. Вас, наверно, забавляет наше тогдашнее невежество?
      — Если подумать, — скривился Кутшеба, — это в целом не такое уж глупое объяснение той войны.


цитата
— Роман? — изумился Мьочка и, забыв об осторожности, склонился над книгой. — Роман! Господин Новаковский никогда не читает романов. И господин Чус тоже. Это пустая трата времени и энергии.
      — Марсиане не понимают, что значит воображение, капитан. Вымышленные истории для них бессмыслица. Они не мечтают, не грезят, не читают романов. Они конкретны до ужаса. И поэтому до сих пор не могут нас понять.


цитата
В Речи Посполитой Польской правил король, выбираемый из представителей воскресающих старых династий, поскольку только такие правители обладали властью над частью национальных духов, демонов и божеств. Галицийские Железные Дороги функционировали, как государство в государстве. Впрочем, границы их корпоративной территории не вполне совпадали с границами Польши. На юге страны Железные Дороги обладали большим влиянием, чем на севере, где роль гегемона играла возрождённая Ганза. И, хотя оба эти образования официально оставались союзниками, что обуславливалось тысячами контрактов, граница раздела сфер влияния была чётко определена, и в пограничных областях временами доходило до конфликтов. Несмотря на это, марсианин не мог рассчитывать на помощь Ганзы, которая в отношении политических взглядов вполне соглашалась с Галицийскими Железными Дорогами.


цитата
— А козаки?
      — Вот строптивцы! — рассмеялся русский. — Устраивают на меня набеги, облагают деревни данью! Похищают девушек! Вот и воюю с ними, хотя порой мне кажется, что мы как ругающиеся влюблённые, которые и танцуют, и ссорятся в этом танце. Но когда приходят красные, мы бьём их вместе. Козаки это такие непослушные дети. Таких я тоже люблю, знаете? Только иногда надо их знакомить с ремнём.
      — Они мечтают о свободной Украине?
      — Так они говорят, и, может, даже думают. Но, по моему мнению, совершенно не так чувствуют. Они не хотят собственного государства и никогда не хотели. Когда перестали служить вам, стали служить нам. Единственное, чего они хотят, это того, что называют волей, и что при царях и при ваших королях было только ослабленным поводком. Они любят драться и любят петь. Вот и любят Дикое Поле. Вы смотрите на меня исподлобья, словно не соглашаетесь. Но на такой любви государства не построишь. Поэтому им нужна Россия, хотя никто из них этого не признает. Когда Россия воскреснет — граф поцеловал висевший на груди крестик — то дай Бог, царь поймёт это и будет держать их именно на таком ослабленном поводке. Вот тогда они будут счастливы. И верны.


цитата
Давайте по очереди. Что вы знаете о Кощее?
      — Чародей из русских легенд. Очень сильный. Очень злой.
      — Я имел в виду, что вы знаете о том Кащее. О царе.
      — А есть большая разница? Каких-нибудь четыре-пять лет назад на Диком Поле появился новый атаман. Привлекал к себе чудовищ, украинские сёла и городки, русских беглецов. Козацкие отряды. Козаки, во всяком случае большинство из них, его не желала, у них уже есть собственный покровитель. Чернь его отвергла, потому что ждёт возвращения Хмельницкого, к которому тут относятся как к богу, но многие уверовали, что именно Кощей способен восстановить российскую империю. Я только не знал, что он провозгласил себя царём. Некоторые думали, что он создаст свободную Украину, но, возможно, забыли, что он русский.


цитата
— До меня доходит мало информации о событиях на Диком Поле. Должен признать, что фигура нового царя меня озадачивает. Ведь у него, как мне кажется, нет никаких родственных связей с Романовыми?
      — Ну, победил реализм. Кощей мог бы реально воскресить последнего царя, однако даже я должен признать, что тот не справился бы в наше время. Зато Кощей силён, и до мозга костей русский, душой и сердцем.
      — А Пётр Великий? Я слышал, что он восстал из мёртвых.
      — И быстро к ним вернулся. Дружище, я чту память этого великого царя, как все русские, однако мы уже живём в другое время, и стали другим народом. Царь Пётр... скажем так, не был бы сегодня одобрен аристократией. У нас и без него достаточно поводов для страха.


цитата
— Он ужасный человек, я это вижу. Ужасный воин и друг тоже ужасный. Даже я бы его боялся. Но не боюсь, потому что у него есть честь.
      — Честь? — Грабинский хрипло рассмеялся. — Простите. Не много мы сегодня знаем о чести. Прошу меня извинить, но честь это миф.
      — В наши дни мифы оживают, так ведь? — спокойно ответил шляхтич.
      — Думаю, не все. В городе, в Галицийских Железных Дорогах, в сенате, городских советах, в советах директоров корпораций, да даже в дирекции самой мелкой фабрички, честь это что-то из прошлого. Мы смотрим на честь, как на иллюзию, нечто, чего никогда не существовало, рефрен из сказок, которые рассказывали нам матери, когда им ещё казалось, что нас можно воспитать.


Статья написана 23 октября 2018 г. 19:39

Перевёл с польского рассказ Магдалены Куценты (Magdalena Kucenty) "Козерог и Дракон" (Koziorożec i Smok), опубликованного в журнале "Смокополитен" (Smokopolitan) #3, 2015. Рассказ номинирован на премию им. Януша Зайделя за 2015 год.

Козерог и Дракон




Статья написана 9 сентября 2018 г. 21:54


      

   Леонид Юзефович "Дом свиданий"


Ретродетектив. Второй по времени написания роман цикла "Сыщик Путилин". Главный герой, знаменитый сыщик Иван Дмитриевич Путилин расследует убийство богатого купца в тайном доме свиданий. В дело оказываются вовлечены весьма важные персоны и, похоже, масоны, во всяком случае в руки сыщика попадает загадочный жетон с изображением ковша Большой Медведицы...


Добротно написанный классический полицейский детектив. Соответственно, рекомендую любителям литературы такого рода.


      

   Леонид Юзефович "Князь ветра"


Третий роман о сыщике Путилине. На этот раз Путилин расследует убийство (или самоубийство?) писателя, который, как выясняется писал под псевдонимом бульварные романы о сыщике Путилове, прообразом которого служит сам Путилин. Убийство оказывается связанным с убийством монгольского князя Найдан-вана, которое в свою очередь связано с продажей последним души дьяволу. Вообще в романе много монгольской (и не только) мистики, тайных обществ и пр., но Путилин ищет реального убийцу — человека. А заканчивается дело через сорок лет на земле той самой Монголии.


Роман, пожалуй, лучший в цикле, хотя автор, как на мой вкус, несколько перебирает в первой половине с мистикой и тайными обществами.Можно рекомендовать любителям классических детективов.


      

цитата
— [...] Беллетристика, она до поры до времени хороша, пока пишешь кровью сердца, а эта чернильница не бездонна. Сумел стать признанной величиной, как Тургенев, — можешь потом окунать перо в любую жидкость, никто и не заметит. Не сумел — или займись делом, или пиши, так сказать, на потребу, без претензий.


      

цитата
Я поинтересовался, действительно ли эти дакини так хороши собой. Баабар ответил, что если смотреть анфас, то да: спереди они имеют вид прекрасных молодых женщин, но задняя половина тела у них отсутствует, все внутренности наружу.


      

цитата
— Специально для русских интеллигентов, прервавшись, сказал Иван Дмитриевич, — я ввёл бы одиннадцатую заповедь: не исправляй содеянного. Будет ещё хуже.


      

   Пьер Бордаж "Воители безмолвия"


Первая книга одноимённого цикла, или, с учетом конца, первая книга трехтомного романа. Романтическая космоопера с активным использованием восточных мистических учений. Далёкое будущее, человечество пережило Золотой век полного контроля над силами природы, но по-прежнему многое может и, объединившись в Конфедерацию Нафлина, заселяет значительную часть Галактики. Однако в Галактике есть и иная сила, Гипонерос, то ли планета, то ли раса, то ли коллективное существо. Гипонерос задумал Великий Проект, осуществление которого должно привести к установлению его контроля над Галактикой. А поскольку скаиты Гипонероса обладают весьма необычными ментальными способностями, План начинает успешно осуществляться. Сумеет ли человечество, все структуры которого вновь успели прогнить, оказать сопротивление зловещему врагу?..


Поскольку книга написана в романтическом стиле с постоянным использованием восточных учений, рекомендовать её могу лишь тем, кто не испытывает идиосинкразии к этим вещам. Мне поначалу было тяжеловато её читать, но к концу втянулся. К сожалению, третья, завершающая, книга у нас не переведена, так что пока не решил, буду ли читать вторую.


      

цитата
— Они начали писать слова с заглавной буквы, а когда люди начинают писать слова с заглавной буквы, значит, они готовы убивать ради принципов.


Статья написана 9 сентября 2018 г. 21:47


      

   Марек Хуберат (Marek S. Huberath) "Бóльшая кара (Kara większa)"


Рассказ/повесть о том свете. Лауреат премии Зайделя 1991 г. Главного героя Рудера Миленковича, точнее то, что от него осталось после отбытия бóльшей кары, которая выглядит, как допросы третьей степени, переводят с нижнего уровня на Небо. Однако это Небо выглядит, как концлагерь (кто был в Освенциме, сразу узнает), что объясняется тем, что приспособление к Небу должно, ради сохранения психического здоровья подопечных, быть постепенным. Миленкович, судя по всему, бывший в жизни большим бабником и человеком, умевшим "вертеться" начинает постепенно осваиваться в новой обстановке...


Весьма необычная, сильная психологическая вещь. К сожалению, автор писал рассказ как свой вклад в бушевавшую в Польше в то время дискуссию о разрешении/запрещении абортов и это чувствуется. В очередной раз убедился, что социально-политическая актуальность не идет на пользу литературным произведениям (в смысле поначалу идет, рассказ даже получил премию Зайделя, но проходит пара десятилетий, и читатель недоумевает, чего это автор...). Тем не менее, рассказ, повторюсь, хорош, так что рекомендую любителям социальной фантастики, владеющим польским языком. Приверженки тезиса "все мужики козлы" смогут при чтении получить дополнительное удовольствие, не связаное с литературными достоинствами рассказа.


      

   Эва Бялоленьская (Ewa Białołęcka) "Ткач иллюзий (Tkacz Iluzji)"


Сборник рассказов из цикла Хроники Второго Круга (Kroniki Drugiego Kręgu). Первый, заглавный, рассказ получил премию Зайделя 1994. Всего в сборник вошло пять рассказов: Ткач иллюзий (Tkacz Iluzji), Лазурь мага (Błękit maga), Остров Безумца (Wyspa Szaleńca), Ящер (Jaszczur), Второй круг (Drugi krąg).


О заглавном рассказе. Главный герой — сирота Камешек — обладает задатками сильного мага. Однако магический талант не даётся даром — Камешек глух. И поэтому его прекрасные во всём остальном иллюзии несовершенны — юный маг не имеет представления о звуке. Помочь ему может или маг с талантом Созидателя, или дракон. Камешек отправляется искать нужного ему мага...


Последующие рассказы фактически образуют роман в новеллах (насколько я знаю, впоследствии Бялоленьская, таки, переделала сборник в роман "Отмеченные лазурью (Naznaczeni błękitem)", который, кстати, выходил на русском языке) и повествуют о том, как Камешку удалось решить проблему, как он поступил школу магов Замок, о его путешествиях и новых друзьях, наделённых магическими талантами...


Рассказы явно написаны для подростковой аудитории — затронута масса проблем, которые волнуют именно подростков и пр. Соответственно, мне было не очень интересно, но целевой аудитории, думаю, должно пойти неплохо. Кстати, чувствуется, что у автора есть кот — даже драконы в рассказах имеют множество кошачьих черт, заметно отличаясь от привычных нам драконов. Кроме того мне лично по душе научный подход Бялоленьской к магии.


цитата
— Я голоден. Поблизости есть коровы.
— Только не это!
-Почему нет? — спросил он беспечно.
— Это стадо кому-то принадлежит.
Пожиратель Туч сморщил нос и покосился на меня:
— Их кто-то добыл на охоте?
— Нет, но...
Он не позволил мне закончить.
— Я должен поесть, так что не нуди. Чьим-то может быть мясо, добытое на охоте, или место для спанья. Чьим-то может быть хвост, но не животное, которое свободно бродит и ждёт, пока его съедят. Мне бы хотелось, чтобы ты, наконец, начал мыслить логично.
У меня не было сил с ним ругаться. Драконья логика!





  Подписка

Количество подписчиков: 88

⇑ Наверх