Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Pouce» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 27 октября 2012 г. 00:44
Иэн М. Бэнкс "Материя"

Предпоследний на сегодня (насколько я знаю) роман из цикла "Культура". На этот раз действие происходит, в основном, в специфической искуственно созданной в древности планете-пустотеле Сурсамен (слово "пустотел" означает, что планета напоминает известную китайскую безделушку и состоит из вложенных одна в другую сфер, окружающих металлическое ядро). Наследный принц расположенного на восьмом уровне королевства становится свидетелем гибели своего отца от рук заговорщиков и, в сопровождении преданного слуги, отправляется на поиски сестры, которая стала агентом отдела Особых Обстоятельств Культуры. Сестра, в свою очередь, берёт отпуск в своём отделе и направляется на Сурсамен. Параллельно развиваются интриги при королевском дворе и обнаруживается странное поведение некоторых цивилизаций (немного не дотягивающих до приставки "сверх"). Всё это тянется достаточно долго, а потом наступает совершенно неожиданный конец.

По-английски роман назвается "Matter" — подозреваю, что автор вложил в название больше смысловых значений, чем оно имеет в русском переводе, но замены предложить не могу. Пока, во всяком случае.

На мой взгляд, это лучший на сегодня роман цикла (впрочем, я читал не все). Рекомендовать могу любителям образов далёкого будущего (вселенная, поделенная на зоны влияния сверцивилизаций, иерархия цивилизаций, отношения и взаимодействия между ними, артефакты исчезнувших древних цивилизаций и т.д.). Если вам понравился "Алгебраист", то велика вероятность, что понравится и "Материя" (для ясности отмечу, что вселенные там разные).


Скотт Вестерфельд "Красивая"

Вторая книга цикла "Мятежная" (о первой см. "Прочитано в мае"). Тех, кто не читал, но собирается прочесть первый роман, предупреждаю, дальше идёт спойлер.

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

Главная героиня цикла Тэлли Янглблад в конце первого романа решила стать красоткой, чтобы испытать на себе лекарство от "красотомыслия". В начале нового романа она уже красотка со всеми характерными для этого состояния умственными и психологическими особенностями (вспомните анекдоты про блондинок), и ничего не помнит о своей миссии. Однако старые товарищи находят способ напомнить Телли о задании и передать ей лекарство. Тут-то и начинаются бурные приключения, которые приводят к достаточно неожиданной развязке.


Скотт Вестерфельд "Особенная"

Третья книга цикла "Мятежная". И вновь спойлер.

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

Тэлли Янглблад, на протяжении первых двух романов боровшаяся с чрезвычайниками (местная спецслужба — волкИ позорные псы, пасущие стада красавчиков и красоток), сама становится чрезвычайницей. Новая ипостась приносит с собой массу "плюшек", как в физическом плане (сила, ловкость и т.д.), так и, в первую очередь, в плане усиления чувств (обоняния, слуха и т.д.). Тэлли очень нравится быть "особенной", она испытывает глубокое презрение ко всем лохам нечрезвычайникам и с группой своих "очрезвычаившихся" товарищей начинает охоту на других своих товарищей (теперь бывших), которые продолжают борьбу с системой. Как и в двух предыдущих романах это приводит к череде бурных приключений и неожиданной развязке.

Собственно, первые три романа цикла составляют самостоятельную логически завершённую трилогию, хотя Вестерфельд написал в рамках цикла ещё один (как минимум) роман (о нём чуть дальше).

Вспоминая дебаты о подростковой фантастике на прошлогодних "Днях фантастики в Киеве", хочу заметить, что, на мой взгляд, авторам, желающим писать для подростков, стоит поучиться у Вестерфельда. Романы, при том, что я весьма далёк от их целевой аудитории (ЦА), читаются легко и увлекают, проблемы, по-видимому, весьма важные для соответствующего возраста, анализируются с разных точек зрения и без выпирающей назидательности. И кстати, что любопытно, слово ж0п@ не употреблено ни разу, и на сексуальных вопросах, при том, что героиня во втором романе явно не платонически живёт с молодым человеком, внимание не акцентируется ни в положительном, ни в отрицательном аспекте (да, такая сфера жизни есть, но для раскрытия идеи её анализ не нужен). Правда, перенимая опыт, надо учитывать, что пишет автор для американских подростков, которые, несмотря на глобализацию, отличаются от наших.

В целевую аудиторию не вхожу, но самой ЦА всячески рекомендую.


Скотт Вестерфельд "Экстра"

Четвёртая книга цикла "Мятежная". Действие из ex-США переносится в ex-Японию и главные герои, на этот раз, японские подростки. Дальше опять спойлер!

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

После того, что натворила Тэлли Янгблад в третьем романе цикла, система изменилась, и теперь общество управляется при помощи сетевых рейтингов. И главная героиня борется за свой рейтинг, не брезгуя практически ничем. Сама же Тэлли превратилась в живую легенду, однако во второй половине книги появляется лично, чтобы спасти человечество от загадочной угрозы.

Книга, опять таки, для подростков, но, думаю, обитателям ЖЖ и других социальных сетей, особенно рвущимся в "тысячники", тоже будет не вредно её почитать. Мне лично книга понравилась меньше трёх предыдущих, но тут, возможно, сыграл роль фактор пресыщения. Тем не менее, Вестерфельда я намерен периодически читать/просматривать и дальше.


Статья написана 22 октября 2012 г. 20:17
Новости украинской и российской фантастики «OldNews» N 14/2012 (348) от 22 октября 2012 г.



Тэги: OldNews
Статья написана 14 октября 2012 г. 23:24

 

Решил скопировать сюда из ЖЖ пару размышлений о возможности для попаданцев освоить определённые средневеково-фэнтезийные профессии. Комментарии в исходных постах тоже имеют значение, поэтому привожу тексты с ссылками на исходники.

Химик-попаданец

Подумалось, если бы в какое-нибудь позднее средневековье попал современный химик (грамотный специалист, а не студент-двоечник), смог бы он там выбиться в выдающиеся алхимики? У меня, например, это вызывает сомнения. Пускай ему каким-то чудесно-рояльным образом удалось преодолеть языковый и культурный барьер и вписаться в среду, но сможет ли он применить свои знания в условиях, когда большинство веществ называются шифрованными именами, а все химреактивы нужно получать самому из исходных материалов, которые вовсе не все доступны? К тому же, подозреваю, человек, привыкший получать реактивы в готовом виде, может и не опознать эти исходные материалы. Впрочем, у меня нет сколько-нибудь близко знакомых химиков, так что я могу и ошибаться.

Перспективы попаданца как волшебника

Месяцев восемь назад я уже размышлял о реальных перспективах попаданца блеснуть в качестве алхимика. Сегодня подумалось, а какова реальная перспектива попаданца стать великим (или хотя бы достаточно квалифицированным) волшебником? Если посмотреть на фэнтезийную литературу, где встречаются волшебники/маги/колдуны, то становится очевидным, что в большинстве из изображаемых в ней миров главное качество, необходимое волшебнику, — хорошая память. Поскольку всё его образование, как правило, сводится к запоминанию истинных имён, заклинаний на непонятных языках и ТТХ различных артефактов и волшебных существ/стихийных сущностей. Ну да, ещё желательно иметь музыкальный слух и бездефектную речь, чтобы правильно произносить заклинания. И хорошо развитую мелкую моторику и вообще пластику, чтобы правильно делать пасы и махать волшебной палочкой.

Между тем память у большинства наших современников, полагающихся на всякого рода электронные приблуды, весьма далека не то что от идеала, но даже от среднего уровня памяти людей дописьменной эпохи. Танцам тоже мало кто учится, не говоря уж о спортивной гимнастике. Да и пение с риторикой не шибко распространены.

Так что стать волшебником нашему попаданцу тоже не очень светит. Тем более, что, даже при наличии всех вышеописанных качеств, вряд ли он сможет получить доступ к соответствующим источникам информации.

Статья написана 7 октября 2012 г. 13:15

 

Виктор Пелевин "Священная книга оборотня"

После долгого перерыва вновь почитал Пелевина. Не пожалел, хотя былого восторга тоже не испытал. Возможно потому, что роман во многом социальная сатира, основанная на российских реалиях, от которых я достаточно далёк. Однако, думаю, через какое-то время вернуться к книге, чтобы перечитать отдельные диалоги и размышления и понадёргать дивных пелевинских фраз (разобрать, так сказать, на афоризмы).

Сюжет: двухтысячелетняя лиса-оборотень А Хули (что по-китайски означает Лиса А) живёт в Москве и, как честная лиса-оборотень промышляет древнейшей профессией (умудряясь при это сохранять девственность). Оплошность при работе с очередным клиентом приводит к тому, что на А Хули обращают внимание те, кому она предпочла бы не попадаться на глаза, и лиса получает предложение от которого нельзя отказаться. Дальше события принимают достаточно фантасмагоричный оборот... Однако роман, вообще-то, о любви.

Рекомендую тем, кто любит Пелевина и вообще всякие постмодернистские штучки. Тем, кто Пелевина ещё не читал, стоит, наверно, начать со сборника "Синий фонарь", а потом уже решить, стоит ли продолжать знакомство с этим автором.


Питер В. Бретт "Заступник"

Первый роман автора, он же первый роман цикла "Demon Trilogy", он же первое произведение автора, переведенное на русский язык. Соответственно, книге присущи многие недостатки, характерные для начинающих авторов, однако, как говорят, в следующих произведениях заметен рост мастерства. Впрочем, ряд недостатков, возможно, привнесены переводом.

Сюжет: Описываемый мир населён людьми и демонами — корелингами. Первые господствуют днём, когда демоны прячутся в преисподней от солнечных лучей. Однако с заходом солнца демоны выходят на поверхность, и теперь люди прячутся от них по своим защищённым оберегами жилищам. Главный герой, мать которого убили корелинги, уходит из дома в надежде найти способ уничтожения исчадий зла. Узнав, что в прошлом такие способы существовали, но были со временем забыты, герой ищет повсюду их следы. Параллельно, автор описывает судьбу ещё двух героев: юноши-калеки, который стремится стать Жонглёром, и юной красавицы, поступающей в обучение к лучшей из известных Травниц, чтобы со временем сменить её и лечить людей. Естественно, пути героев должны когда-нибудь пересечься, но как и когда это произойдёт, и что из этого выйдет, читайте в романе.

Рекомендую любителям героической фэнтези.


Марина и Сергей Дяченко "Стократ"

Для описания места действия приведу первые строки романа: "…Я расскажу тебе, как был создан наш Обитаемый Мир, Вень-Тэ, что на языке звезд означает «Мерцающий». Сначала была пустыня без воды, без снега и тумана, без животных и людей. Один только камень. А над камнем были звезды. Одна из них родила искру. Маленькая искра полетела вниз и упала на камень, а у нее внутри, в прочной оболочке, как ядро в орехе, спал наш Создатель. Когда звезда упала на камень, он проснулся от удара. И, просыпаясь, он создал наш мир, не постепенно, а сразу, целиком. Он создал ледяные кряжи на севере и желтые пустыни на юге, страшные леса на востоке и чудовищ глубоко в земле. Он создал добрых людей и злых, магию, чтобы творить чудеса, и магов, чтобы владеть ею. Но самое главное – он создал тысячелетия нашей истории, и все, что есть сейчас, было всегда. Леса стояли, и чудовища прятались в норах задолго до того, как звезда родила искру, и наш Создатель в скорлупе упал на камень…"

Главные герои: Стократ — странный бродяга с мечом, и Мир — девушка с картой мира на спине, встречаются в первом же эпизоде. А потом начинаются странствия Стократа по зыбкому изменчивому миру в поисках Мир и самого себя. Дяченко дали волю фантазии, так что скучать не придётся. Впрочем, последовательным нелюбителям творчества этих авторов, равно как и желающим почитать чего-нибудь ненавязчивого, не рекомендую. Первые найдут то, чего не хотят, а вторые наоборот.


Скотт Вестерфельд "Уродина"

Роман для подростков (или теперь нужно политкошерно говорить "молодых взрослых"?). Первая книга цикла "Мятежная" (кстати в одном из переводов этот роман тоже называется "Мятежная"). Действие происходит через пару сотен лет после того, как человечество доигралось и всё пошло прахом. В новом мире, построенном на обломках старого, постарались сделать выводы из происшедшего, в частности, все достигшие 16-летнего возраста подвергаются операции, в результате которой приобретают усреднённую красивую внешность — во избежание развития комплексов и порождаемых ими внешних и внутренних конфликтов. Соответственно, подростки в возрасте 12-16 лет считаются уродами и с нетерпением ожидают того дня, когда смогут влиться в ряды красавчиков, проводящих дни и ночи в развлечениях.

Главная героиня проникает из Уродвилля — города уродов, в Красотаун — город красавчиков, чтобы встретиться с другом, который уже прошёл операцию, и после ряда приключений знакомится со своей ровесницей из другого интерната. Та учит её кататься на скайборде (привет "Назад в будущее"!) и открывает тайну: оказывается некоторые люди не желают становиться красвавчиками и сбегают в некий таинственный город Дым. Собственно после этого и начинаются бурные приключения о которых можно почитать в романе.

Поскольку роман подростковый, то и рекомендую его я целевой аудитории и приравненным к ней лицам.


Статья написана 5 октября 2012 г. 21:26

 

Дмитрий Глуховский "Метро 2033"

Возможно, я последний, кто до сих пор не читал "Метро 2033", однако, выскажусь. Постапокалипсис. После ядерной войны остатки уцелевшего населения Москвы живут в метро. Каждая станция, вроде городка, а группы станций — вроде государств с разной идеологией. Главный герой, выполняя задание погибшего сталкера, пытается пробраться в Город, в поисках помощи от монстров, наседающих на его родную станцию. Монстры, как подземные, так и наземные, имеются в ассортименте. С точки зрения естественных наук многое в романе явный бред. С точки зрения наук общественных... каждый может порадоваться описанию своих идеологических противников, и упрекнуть автора за неглубокое и искажённое изображение идеологических сторонников. Возможно, лет двадцать назад я бы прочитал книгу запоем и даже включился в число фанатов связанных с нею игр и пр., но сейчас было несколько скучновато. Тем более, после "Гражданина преисподней" Брайдера и Чадовича. Позабавило то (особенно с учётом пенопролитных пиратоборческих разборок обострившихся в последние два года), что книга принципиально выложена автором в свободный доступ, однако каждый год выходит новое бумажное издание и сам автор выглядит вполне довольным жизнью. Рекомендую молодым любителям компьютерных игр-стрелялок.


Тим Пауэрс "На странных волнах"

Пиратский роман, насыщенный мистикой, колдовством и пр. Главный герой, направляется на Ямайку, чтобы разобраться с братом своего покойного отца, но на корабль нападают пираты и вскоре главгер оказывается одним из них. Затем следует множество невероятных приключений и т.д. Рекомендую, естественно, любителям пиратских романов, как впрочем и вообще приключенческой литературы с мистическим оттенком. "Врата Анубиса" того же автора понравились мне больше, но и этот роман вполне хорош.





  Подписка

Количество подписчиков: 88

⇑ Наверх