Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Pouce» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 30 ноября 2012 г. 22:18

 

Грэй Ф. Грин "Киты и броненосцы"

Об этой книге так много шумели в интернете, что я брался за неё с опасением. Слишком уж часто наблюдается отрицательная корреляция между уровнем интренет-шума и качеством произведения. И вообще плоды всякого рода групповух литературных игр с большим числом участников (в данном случае 16 человек) не вызывают у меня доверия. Опасения, однако не подтвердились — роман-мозаика вышел вполне читабельным.

Действие проиходит в городе Кетополис, расположенном где-то в Тихом океане (похоже, в северном полушарии). Время действия — осенний день 1901 (если не ошибаюсь) года. Город готовится к Большой Бойне — ежегодному массовому истреблению китов, которое проводится по инициативе ненавидящего их правителя Кетополиса — Канцлера. Судя по псевдодокументальным вставкам, на следующий день город будет разрушен. А пока перед нами предстают переплетающиеся истории примерно двух десятков населяющих город персонажей самого разного происхождения, рода занятий и положения в обществе.

Как и можно было ожидать при таком количестве авторов, стиль и уровень отдельных новелл неоднородны. Есть несколько весьма недурных вещей (явный лидер — повесть "Прощание с Баклавским", которая публиковалась отдельно, и автор которой известен), и парочка явно слабеньких. Но не буду останавливаться на отдельных новеллах (тем более, что конкретные авторы их, как я уже писал, неизвестны). Читается роман разнообразно, отдельные части с интересом, некоторые — с напрягом, но в целом неплохо.

"Киты и броненосцы" относят к паропанку, но я бы назвал это направление мистическим паропанком. Похоже, большинство авторов гуманитарии, и паропанковский антураж это именно антураж, как в голливудских фильмах, — забавные штучки, которые в принципе не могут быть реализованы на паропанковом уровне технологий. Вообще, антураж, пожалуй, главное в романе. Авторы дали волю фантазии и сумели создать весьма колоритный и необычный мир со множеством смачных деталей и деталек (тут следует воздать должное редактору, который сумел увязать плоды буйства авторской фантазии в нечто целостное, с небольшим числом нестыковок и противоречий). Именно из-за этого мира да ещё парочки героев хочется почитать продолжение/вбоквел/приквел. Хотя сам роман перечитывать буду вряд ли.

Рекомендую любителям антуражных произведений и необычных миров.


Макс Фрай "Лабиринт (Чужак)"

Лет пятнадцать назад одна дама настоятельно рекомендовала мне почитать эту книгу, но как-то не сложилось. А зря — пятнадцать лет назад она, возможно, пошла бы на ура, а сейчас — увы. То ли слишком много с тех пор вышло книг о попаданцах, то ли тип главного героя стал мне ещё более чужд.

Тридцатилетний главгер, недоучившийся студент, так и не нашедший себе места в жизни (ни интересной работы, ни близких друзей, ни любимой женщины), и по этой причине испытывающий глубокое отвращение к окружающей его действительности, попадает в параллельный мир, где господствует магия. Там он, не прилагая сколько-нибудь заметных усилий, становится одним из самых крутых сотрудников самой крутой местной спецслужбы (попадает в дюжину самых влиятельных людей королевства) и ведёт весьма приятный образ жизни. Все его проблемы решаются, не успев толком возникнуть, все враги погибают, не успев сколько-нибудь заметно нагадить, все друзья смотрят на него, как на чудо и т.д. Как говорит себе главгер: "Ты сбежал оттуда, где тебе было хреново, попал в лучший из Миров, вокруг тебя полным-полно невероятных людей, которые наперебой стараются угостить тебя собственной мудростью и еще чем-то вкусненьким в придачу".

Кажется, для таких произведений существует некое обобщающее название, но я его сейчас не могу припомнить. Мне лично оно напомнило раннюю Донцову, только в фантастическом антураже. А ранняя Донцова, как известно, имеет не столько литературную, сколько психотерапевтическую ценность.

Рекомендую тем, кому хочется почитать чего-нибудь легкого, беспроблемного, ненапрягающего, шутливого, с включённой god mode.


Александр Золотько "Последняя крепость Земли"

Первая книга одноимённого цикла. В один не очень прекрасный день 2007 года (год издания романа) в околоземном пространстве возникли корабли пришельцев. Первым делом Братья (как положено называть пришельцев) уничтожили все земные спутники, затем стёрли с лица земли пару десятков городов и самую могучую страну мира, отгородили для своих нужд несколько Территорий, а потом ... начались процессы Сближения и Сосуществования. Весьма активные, если учесть, что близкий контакт с Братьями и/или их Кораблями, для многих заканчивается плачевно.

Действие романа происходит через десять лет после Встречи. Первые сцены наводят на мысль, что мы имеем дело с очередным сточкерным боевиком: закрытая, полная опасностей территория, контролируемая Братьями (зона), люди, которые добывают на тамошних свалках ценные продукты неземных технологий (сталкеры), большая часть основных персонажей — крутые парни, так или иначе связанные с силовыми структурами и т.д. Но вскоре боевик, продолжая держать читателя в напряжении, начинает напоминать шпионский роман или политический триллер — интриги, тотальная слежка, планы внутри планов внутри далекоидущих замыслов, ниточки и нити, за которые одни персонажи дёргают других, и за которые дёргают их самих (порой в самом прямом смысле)... А потом вдруг оказывается, что перед читателем в каком-то смысле зеркало, в котором без особого труда можно узнать нас любимых, только поставленных в условия описанного выше жёсткого контакта. Можно, но не хочется — глаза колет.

Проблема (или достоинство — как посмотреть) книги в том, что её сложно запихнуть в рамки какого-нибудь формата. То есть, запихнуть-то её запихнули — в фантбоевики, — но описанные особенности могут вызвать (и, судя по некоторым обнаруженным в сети откликам, вызывают) у среднего читателя фантбоевиков когнитивный диссонанс. В то время, как любители социальной фантастики, брезгливо глянув на обложку, пройдут мимо, даже не полистав книгу. А зря. Я лично прочитал роман с удовольствием и намерен прочитать две следующие книги трилогии. Тем более, что конец первой книги явно даёт понять, что всё только начинается.

Рекомендую любителям боевиков, у которых не вызывают отвращения "умные" книги, и любителям социальной фантастики, которые не брезгуют боевиками.


Георгий Данелия "Безбилетный пассажир"

Книга воспоминаний известного кинорежиссёра Георгия Данелия. Случаи из жизни. Любителей фантастики может заинтересовать тот факт, что в своё время Данелия собирался снять фильм по рассказу Роберта Шекли "Ордер на убийство". Но, к сожалению, не снял.


Георгий Данелия "Тостуемый пьет до дна"

Продолжение "Безбилетного пассажира". Среди множества других эпизодов упоминаются съёмки любимого многими фантастами (и не только) фильма "Кин-дза-дза" (кстати в этом году ожидается выход мультфильма "Кин-дза-дза-дза". Обе книги рекомендую любителям мемуарной литературы без стилистических изысков.


Статья написана 19 ноября 2012 г. 22:36
Новости украинской и российской фантастики «OldNews» N 15/2012 (349) от 19 ноября 2012 г.



Тэги: OldNews
Статья написана 6 ноября 2012 г. 01:03

 

Джонатан Страуд "Амулет Самарканда"

Вышло так, что заметную часть лета я читал подростковую фантастику. В июле — Скотта Вестерфельда. В августе, по наводке Натальи Щербы — Джонатана Страуда.

"Амулет Самарканда" — первая книга "Трилогии Бартимеуса", названной по имени одного из главных героев джинна Бартимеуса (от лица которого ведётся повествование). Второй (или первый с человеческой точки зрения?) главный герой — ученик волшебника Натаниэль, который вызвал Бартимеуса, чтобы пользоваться его услугами. Естественно, как только речь заходит о мальчике-волшебнике, сравнение с Гарри Поттером неминуемо. Тем более, что действие трилогии происходит, в основном, в Лондоне, а Джонатан Страуд — англичанин. Собственно, этим фактами сходство, пожалуй, и ограничивается. Гарри Поттер происходил из семьи известных волшебников, а Натаниэль куплен в возрасте пяти лет у неизвестных родителей, да и имя своё должен был сменить по достижении двенадцати лет. Гарри достаточно посредственный волшебник, а Натаниэль лучший в Англии. Гарри учится в школе и борется с врагами при поддержке друзей, а Натаниэля учит малосимпатичный посредственный волшебник и друзей у него нет вообще. И т.д. Действие трилогии происходит то ли в альтернативном варианте истории нашего мира, то ли в другом мире, похожем на наш. В этом мире Англия — единственная супердержава, управляемая Советом министров, состоящим из волшебников, и контролирующая большую часть Европы, и, возможно, остального мира. Власть волшебников, естественно, держится на волшебстве, но волшебство это реализуется исключительно силами различных духов, которых волшебники призывают. То есть, фактически, волшебники не имеют никаких магических способностей (к третьей книге выясняется, что вызывать духов при соответствующей подготовке может практически любой), а просто эксплуатируют существ из Иного Места, порабощая их при помощи заклинаний (духам, это естественно не нравится, и они пользуются любой оплошностью хозяина, чтобы навредить ему и освободиться). И сила волшебников определяется, в конечном итоге, уровнем развития и образования. Естественно, для поддержания своей власти, они не позволяют простолюдинам получать полноценного образования и поддерживают в народе иллюзию о каких-то особых свойствах волшебников. Короче, всё как в нашем мире, за исключением несомненной реальности духов.

Немного о сюжете. Посредственный волшебник Артур Андервуд, вынужден, согласно требованию закона, взять ученика. Естественно, никакой привязанности к мальчику он не испытывает и учит его как в классических английских романах. Мальчик, однако, оказывается весьма способным и самостоятельно осваивает множество книг, которые по мнению наставника должен был изучить не раньше чем через несколько лет. Подвергнувшись унижению от гостей наставника, мальчик вызывает джинна Бартимеуса и велит ему украсть из дома обидчика могущественный Амулет Самарканда. Бартимеус вынужден выполнить приказ. Однако оказывается, что амулет был крайне нужен владельцу, причём в ближайшее время, и владелец не остановится ни перед чем, чтобы заполучить его назад. События развиваются стремительно, Натаниэль и Бартимеус попадают из одной смертельно опасной переделки в другую... На этом, пожалуй, остановлюсь.


Джонатан Страуд "Глаз голема"

Вторая книга "Трилогии Бартимеуса". Натаниэль старше на два года и служит помощником министра внутренних дел. Характер у него, по сравнению с первой книгой, испортился и вновь вызванный Бартимеус не устаёт это отмечать. В Лондоне случается несколько из ряда вон выходящих преступлений, совершённых неведомой силой. В преступлениях подозревают Сопротивление, но Натаниэль, который официально носит имя Джон Мэндрейк, полагает, что это не так. Его обвиняют в некомпетентности и прочих грехах, и им с Бартимеусом приходится немало потрудиться, чтобы спасти Англию от очередной опасности. В этой книге появляется третий главный герой, точнее героиня, простолюдинка Китти Джонс (точнее, эпизодически она появлялась ещё в первой книге, а во второй становится активным действующим лицом). Это невосприимчивая к магии девушка, которая хочет отомстить волшебникам за унижение своего друга детства. Естественно, пути Натаниэля и Китти пересекаются, но об этом читайте в книге.


Джонатан Страуд "Врата Птолемея"

Третья и последняя книга "Трилогии Бартимеуса". Натаниэлю уже семнадцать лет и он служит министром информации (вполне в духе Геббельса). Бартимеус два года подряд выполняя задания Натаниэля ослабел и находится на грани потери сущности. Англия ведёт затяжную малоуспешную войну в американских колониях, зависимые от неё европейские страны начинают поднимать голову, среди простолюдинов появляется всё больше людей, имеющих иммунитет к магии... Короче, грядёт весьма серьёзный кризис. И Натаниэлю нужно в очередной раз спасти страну. Китти в третьей книге играет ещё большую роль, чем во второй, но не буду лишать вас удовольствия узнать о развитии событий самостоятельно. Скажу лишь, что конец достаточно неожиданный (хотя автор подводит к такому финалу всю книгу) для детско-подростковой фэнтези и, похоже, именно такая концовка нечто вроде английской традиции.

В целом трилогия произвела хорошее впечатление. Динамичное развитие сюжета, много приключений, постоянные иронические примечания Бартимеуса... Как раз то, что нужно для подростковой книги. Правда, я вновь явно не попадаю в целевую аудиторию (ЦА), поскольку она ещё моложе, чем в упомянутом выше цикле Вестефельда. Потому оценивать не буду. Сошлюсь на страницу цикла, где оценки как трилогии, так и входящих в неё романов весьма высоки. Я бы поставил на балл меньше среднего, поскольку заметил некоторое количество нестыковок и анахронизмов, но, думаю, ЦА не обратит на них внимания. Трилогию, несомненно, стоит рекомендовать читателям, как раньше писали, среднего и старшего школьного возраста. И приравненным к ним, да.


Александр Марков "Эволюция человека. В 2 книгах. Книга 1. Обезьяны, кости и гены. Книга 2. Обезьяны, нейроны и душа

Ещё одна научно-популярная книга Александра Маркова, посвящённая эволюции (о его книге "Рождение сложности. Эволюционная биология сегодня. Неожиданные открытия и новые вопросы" я писал в предыдущей записи "Прочитано в июле". Поскольку я сегодня и так уже много написал, сошлюсь на отзывы Кирилла Еськова и ЖЖ-юзера smirnoff_v. С каждым из авторов откликов я в чём-то согласен, а в чём-то мог бы и возразить, но един с ними во мнении, что книгу нужно читать (авторам, собирающимся писать НФ, просто обязательно).


Статья написана 2 ноября 2012 г. 21:27

 

Андрей Столяров "Мы, народ..."

Андрея Столярова я не читал с начала 90-х, потому что прочитанное тогда было написано очень хорошо, но вызывало желание то ли напиться, то ли впасть в глубокую депрессию, то ли сыграть в "русскую рулетку". А в упомянутый период мне вполне хватало для подобных желаний внелитературных поводов. И вот, обнаружив, по наводке Владимира Ларионова, выложенный в сети новый роман Столярова "Мы, народ...", решил возобновить знакомство с этим, без сомнения, выдающимся автором, тем более, что роман получил гран-при "Странника" и номинировался на АБС-премию.

Поначалу казалось, что Столяров остался верен принципу вгонять читателя в депрессию: от главы к главе уровень мрачности нарастал, но потом... Что случилось потом, писать не буду, дабы не испортить впечатления. Скажу лишь, что конец столь же реалистичный, как в одном известном анекдоте. В общем, прочитал роман не без удовольствия, в литературном плане текст весьма хорош — многие места можно растаскивать на цитаты и использовать в разговорах о судьбах России, — но перечитывать вряд ли стану. Слишком уж он ориентирован на сугубо российскую аудиторию, людей, которые во всём этом живут, понимают все намёки и полунамёки, и не нуждаются в дополнительных объяснениях. Собственно, им этот роман и рекомендую.


Андрей Рубанов "Боги богов"

Второй прочитанный мною (и, надеюсь, не последний) роман Рубанова. Сюжет: молодой гениальный пилот космических биокораблей Марат, не желая быть вторым после брата, занимается угоном частных яхт и попадает, в итоге, на тюремную планету, где знакомится с тамошним вариантом "вора в законе" Жильцом. При перевозке на другую планету Марат с Жильцом захватывают корабль и попадают на Золотую планету — практически рай, населённый гуманоидами, находящимися на уровне родо-племенного строя. Обстоятельства складываются так, что Марату поневоле приходится стать чем-то вроде прогрессора. Что было дальше, желающие могут прочитать сами.

Достаточно редкий случай реально многослойного произведения. И, что встречается ещё реже, роман должен, на мой взгляд, понравится как простому читателю, интересующемуся в первую очередь приключениями и экзотикой (роман, кстати, получил премию "Странник" за лучший сюжет), так и искушённому любителю изюминок и аллюзий. Не уверен, что я считал всё (или хотя бы большую часть) вложенное автором (или вложившееся через автора?) в произведение, но те или иные детали периодически всплывают в памяти, открывая какие-то новые оттенки смыслов. Что бывает достаточно не часто. В силу такой многослойности даже не знаю, кому рекомендовать этот роман. Тем, кто чувствует, что наши читательские вкусы более-менее совпадают, рекомендую безоговорочно, остальным, пожалуй, тоже стоит попробовать.


Новые мифы мегаполиса (составитель Андрей Синицын)

Собственно весь сборник я ещё не прочитал, ограничившись двумя рассказами, вошедшими в финальную тройку премии "Портал".

Дмитрий Колодан "Под мостом". Группа странных бомжей, живущих под мостом и называющих себя «Философским обществом» (они в самом прямом смысле курят "Философский словарь") становятся свидетеями того, как с моста, спасаясь от преследователя, прыгает девушка. Девушка находит силы выбраться на берег, но... Написан рассказ хорошо, читается легко, так что о дальнейших событиях желающие могут прочитать сами. Как я уже сказал, пишет Колодан хорошо, но явно не мой автор. Поэтому просто процитирую фантлабовца ivan2543: "профессиональный эстетичный текст, не нагруженный особым смыслом".

Олег Овчинников "Операторы всех стран". Пара главных героев — операторы, то есть люди, которые могут улавливать чужие боль, ненависть, ярость и страх. Их жизнь и так была нелегка, но когда в городе появилась двенадцатилетняя девочка, обнаружившая у себя дар оператора, и страдающая от этого, выплёскивая мощнейшие волны эмоций, жизнь стала совсем невыносимой. Девочку нужно найти и помочь ей научиться жить со своим даром... Мне нравятся рассказы Овчинникова. Он пишет так, что я не просто осознаю написанное, а ощущаю состояние героев. Это не лучший его рассказ, но "вставляет".


Александр Марков "Рождение сложности. Эволюционная биология сегодня. Неожиданные открытия и новые вопросы"

Научно-популярная книга (редкий в наше время жанр), посвящённая генетической стороне эволюции. Причём книга актуальная, в том смысле, что автор ссылается на результаты, полученные буквально пару лет назад. Настоятельно рекомендую всем желающим писать НФ с биологическим оттенком и при этом не профессиональным биологам. И, естественно, интересующимся генетикой и теорией эволюции. Сам я, при том, что с детства интересовался биологией, обнаружил в книге массу такого, что значительно откорректировало мои представления.

Заодно всячески рекомендую книгу Кирилла Еськова "Удивительная палеонтология. История Земли и жизни на ней"


Статья написана 30 октября 2012 г. 13:20
Размещена:

Конкурс на эмблему Еврокона-2013

Поскольку эмблема, размещённая на сайте Еврокона (http://www.eurocon.org.ua/ ) была временной и, кроме того, вызвала ряд нареканий, Оргомитет Еврокона объявляет конкурс на новую эмблему. Победитель получает 50-процентную скидку при уплате оргвзноса (100% для членов ВОЛФ) и будет упомянут в документах конвента.

Эмблема должна:

1. Указывать на Киев/Украину.

2. Содержать "космические" элементы.

3. Быть простой в исполнении (чёрно-белый вариант получается без утраты существенных деталей).

4. Не содержать символики, за использование которой нужно платить.

Срок предоставления проектов эмблемы — до 10 ноября (если к этому времени удовлетворительных предложений не будет, возможно, придётся оставить старый вариант).

Свои предложения (очень желательно сразу с изображениями) просьба высылать мне в личку или выкладывать здесь в комментариях.

UPD: Для информации привожу эмблемы последних трёх Евроконов:





  Подписка

Количество подписчиков: 88

⇑ Наверх