Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Nexus» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 5 августа 2022 г. 09:30

Имя Дэна Симмонса уже давно известно всем поклонникам увлекательной фантастической литературы. Лично я ценю этого писателя за действительно классные хоррор-романы "Лето ночи" и "Террор", последний из которых не так давно вышел в по-настоящему шикарном оформлении от "Азбуки".

Поэтому когда на горизонте замаячило еще одно переиздание автора — его дебютная работа, получившая название "Песнь Кали" — я не мог просто пройти мимо него.

Итак, сюжет книги вращается вокруг бывшего редактора Роберта Лузака, к которому обращается один уважаемый журнал с предложением съездить в Индию и забрать оттуда свежую рукопись местного поэта М. Даса, который, в свою очередь, считался уже давно покинувшим этот свет. По случайному совпадению жена Роберта — урожденная индианка и поэтому он решает взять ее с собой в качестве переводчика (попутно прихватив в поездку их дочь-младенца).

Калькутта встречает туристов не самым гостеприимным образом и буквально сразу же выбивает их из колеи царящими вокруг бедностью, шумом и грязью. Однако Роберт с Амритой уверены, что их миссия не займет много времени, а посему готовы потерпеть все выпавшие на их долю неудобства, не подозревая, что М. Дас — фигура крайне неоднозначная и что за его внезапным появлением после восьмилетнего молчания стоит кровожадная сила, лежащая в основе всего индуизма. Сила, с которой ни один смертный не захочет встретиться лицом к лицу.

Даже если бы я не знал, что "Песнь Кали — это первое крупное произведение Симмонса, то в процессе чтения наверняка бы об этом догадался. В романе хватает шероховатостей как по части развития истории, так и по части раскрытия характеров персонажей. Но на деле это мелочи, которые можно легко списать на неопытность Дэна и более не придавать им особого значения.

А вот на что закрыть глаза никак не получается — так это на однобокий взгляд на Калькутту, которая весьма быстро становится адом для прибывших в нее американцев. Я совсем не против, когда автор для атмосферы сгущает краски и выставляет окружение героев в тревожном и неприглядном свете. Но, по-моему, Симмонс перестарался и вместо огромного индийского города, у которого, как и у любого другого мегаполиса, есть свои плюсы и минусы, сделал из Калькутты филиал чистилища на Земле, где нет абсолютно ничего хорошего, светлого и доброго. И где правит лишь нищета, разруха и убогость во всем.

Конечно, я не эксперт и допускаю, что в 1977-м году (когда происходят события книги) второй по площади город Индии мог быть не самым приятным местом на планете. Но, елки-палки, не настолько же ужасным! Такое чувство, что Дэн затаил какую-то личную обиду на жителей Калькутты и поэтому решил выплеснуть весь негатив в отношении них на страницы собственного романа. Правда, почему мы должны по десять раз "пережевывать" этот поток злобного красноречия, мне не очень понятно.

В целом же "Песнь Кали" тянет на удобоваримый, хоть и непритязательный, триллер, основанный на страхе человека, попавшего в скверную ситуацию в чужой стране. Не сказал бы, что это обязательное чтение для всех фанатов Симмонса, но если вам интересно посмотреть на его первые шаги в мире большой литературы, то с книгой вполне можно ознакомиться.

Оценка: 5/10.


Статья написана 4 августа 2022 г. 17:10

Честно признаюсь, лично для меня четвертый сезон "Очень странных дел" стал самым ожидаемым сериалом этого года. Мне не только хотелось снова встретиться с полюбившимися персонажами, с которыми на довольно грустной ноте пришлось расстаться еще до наступления глобальной пандемии коронавируса, но и погрузиться в новую интригующую историю, на которую намекали трейлеры свежей главы проекта братьев Даффер.

И теперь, когда все девять эпизодов шоу остались позади, я могу с чистой совестью сказать, что ожидание было не напрасным.

Дабы не ударяться в спойлеры, я приведу лишь краткий синопсис. Итак, в эпицентре "Очень странных дел 4" находятся все те же знакомые нам жители Хокинса (Майк, Дастин, Лукас, Нэнси, Стив и т.д.), плюс семейство Байерсов с Оди, перебравшиеся в калифорнийский провинциальный городок Ленора Хиллс. Но когда над миром нависает угроза в лице сверхъестественного существа по имени Векна, обитающего в Изнанке, героям предстоит объединиться, чтобы в очередной раз спасти человечество.

И действительно, в плане сюжета свежий сезон не предлагает нам чего-то крайне выдающегося. Примерно такую же драму мы наблюдали и в прошлых главах (разве что она стала слегка мрачнее, чем предыдущие). Поэтому если вы думали, что сериал сделает какой-то "финт ушами" и кардинально изменится (все-таки производство новых эпизодов растянулось аж на три года), то нет, этого не случилось. Но есть несколько моментов, благодаря которым "Очень странные дел 4" смотрятся с интересом, заставляя тебя забыть о том, что что-то похожее ты уже видел раньше.




Статья написана 20 июля 2022 г. 10:50

Трилогия Дэвида Гордона Грина завершится в октябре этого года, но уже сейчас мы можем заглянуть за завесу тайны благодаря свежему трейлеру фильма "Хэллоуин заканчивается".

Надеюсь, что финальная картина о противостоянии семейства Строуд и демонического Майкла Майерса выйдет получше предыдущей.

И конечно было бы здорово посмотреть фильм на большом экране, но боюсь, что до кинотеатров России он вряд ли доберется.





Статья написана 15 июля 2022 г. 14:05

Некоторое время назад я уже имел возможность побывать на экскурсии Тима Каррэна по Мёртвому морю и по итогу остался вполне доволен увиденным.

Тут стоит заметить, что произведения на тему Бермудского треугольника — достаточно редкий зверь в книжной вселенной. Поэтому текст Каррэна смотрелся довольно свежо и эффектно, хотя и грешил самоповторами, а ближе к финалу и откровенно комиксоподобными поворотами сюжета.

Как бы там ни было, роман Тима довольно живо отпечатался в моей памяти, а посему я недолго раздумывал над тем, браться ли мне за его условное продолжение, получившее название "Хроники Мёртвого моря".

Книга состоит из двух повестей ("Мир водорослей" и "Дьявол из глубин"), объединенных общим местом действия — обширным участком Саргассова моря, находящимся в неизвестном и крайне опасном измерении, погруженном в густой и светящийся болезненным желтым светом туман, который является домом для огромного количества разнообразных смертоносных тварей. Именно в этот мир, озаряемый неверным светом трех лун, попадают наши герои, перенесенные туда по воле обычной с виду морской бури.

И далее я мог бы долго и нудно рассказывать о персонажах и причинах, по которым каждый из них оказался вблизи разбушевавшейся непогоды, открывшей им путь в Мёртвое море, но не стану этого делать. Отчасти потому что не хочу спойлерить, но еще и потому что это совершенно не важно из-за того, что герои Каррэна — это просто имена на бумаге, за которыми не скрываются ни интересные характеры, ни вызывающие любопытство предыстории. Иными словами, персонажи, придуманные Тимом — это чистой воды "картон", не вызывающий абсолютно никакой эмпатии.

Что, безусловно, не здорово, но было бы не так грустно, если бы автор хотя бы придумал для своих марионеток реально цепляющие приключения. Однако в "Хрониках" нет ничего из того, что мы не видели в оригинальном произведении. Нам опять по всех красках покажут отвратительных морских существ с их щупальцами, присосками и смахивающими на рты прорезями в бледных телах, полными острых зубов. Герои снова будут бездумно лезть в самое пекло и исследовать полузатонувшие корабли в надежде найти на них что-то полезное, хотя и так очевидно, что кроме новых проблем они ничего там не обнаружат. Ну и без постоянных утомительных описаний тумана, а также неведомых звуков и теней в нем, дело тоже не обойдется.

И тут вы можете задать мне резонный вопрос: а что ты ожидал от идейного сиквела "Мёртвого моря", если все вышеперечисленное тебе "не зашло"?

А я отвечу: как минимум харизматичных персонажей и действительно интригующие сюжеты в уже знакомом необычном сеттинге. Потому как мне не очень понятно, зачем нужные новые истории о Треугольнике дьявола, если они никаким боком не новые.

Окей, оригинальная книга была весьма хороша и самобытна. Но дальше-то что? А дальше идут "Хроники", похожие на нее как две капли воды и не предлагающие почти ничего толкового.

С другой стороны, если вы непритязательный читатель и не имеете ничего против парочки ненапряжных хоррор-боевиков, то смело беритесь за свежий томик от "Полтергейст Пресс". Вполне возможно, что он послужит для вас неплохим развлечением на несколько вечеров. Но я походу стал слишком стар для подобных литературных аттракционов.

В недавнем интервью журналу "DARKER" Тим Каррэн сообщил, что "ему нравится вселенная Мёртвого моря и у него есть бесконечное количество идей для такого рода историй". Смотря на качество "Мира водорослей" и "Дьявола из глубин", я понимаю, что заявление автора пугает куда больше, чем две эти по большому счету унылые повести.

Оценки:

"Мир водорослей" — 4/10.

"Дьявол из глубин" — 5/10.


Статья написана 30 июня 2022 г. 14:00

Роман Грега Гифьюна "Сезон крови" в свое время зацепил меня интригующим сюжетом и оригинальным экскурсом в темные бездны человеческой души. Поэтому когда в серии "Мастера ужасов" был анонсирован новый томик аж с двумя произведениями этого автора, он автоматически попал в мой список обязательных книжных покупок.

Совсем недавно я ознакомился с книгой и теперь спешу поделиться своим мнением о представленных там романах.

Открывает сборник работа "Дикари", рассказывающая историю о нескольких людях, которые в результате кораблекрушения очутились на необитаемом острове. Правда, в последствии выясняется, что у окружающих джунглей уже есть свой хозяин, не терпящий незваных гостей. Поэтому новоиспеченным робинзонам придется бороться за жизнь не только с дикой природой, но и с древним злом, призванным в наш мир в середине двадцатого века.

Итак, что же хорошего можно сообщить о романе, своим объемом скорее напоминающим приличных размеров повесть? Да по сути не много.

Безусловно, события в "Дикарях" получились очень бодрыми и красочными, но крайне не сбалансированными. Дело в том, что первые две трети текста выглядят как типичный триллер о выживании в неблагоприятных условиях и эти главы, в целом, годные, потому как тебе реально любопытно наблюдать за действиями героев и их попытками выяснить, что за неведомый монстр прячется среди лиан, опутывающих остров подобно паутине.

Но когда персонажи наконец-таки узнают пугающую правду, книга быстренько трансформируется в лихой и утомляющий самоповторами слэшер, читать который становится весьма скучно. Убивает интерес к происходящему и одно смехотворное клише, которое ближе к развязке повторяется трижды. Не буду вдаваться в подробности, но Гифьюну явно стоило качественнее продумывать экшен, а не уподобляться создателям фильма "Терминатор: Да придёт спаситель" (Terminator Salvation, 2009), в котором киборги разрывали на части всех подряд, но главного героя лишь бросали из стороны в сторону как тряпичную куклу.

В общем, "Дикари" — это яркая иллюстрация пословицы "начали за здравие, а кончили за упокой". Поэтому однозначно похвалить Грега за его работу я не осмелюсь.

А вот "Дети хаоса" порадовали чуть больше, хотя и не вызвали того восторга, который я испытал, дочитав "Сезон крови". Да и как могло быть иначе, если роман стал своеобразной калькой с отличного дебютного произведения писателя.

В центре внимания книги находится разведенный и не слишком успешный автор детективов по имени Филлип Моретти, к которому обращается за помощью мать одного из его друзей детства. Миссис Дойл хочет, чтобы Филлип добрался до Мексики и разыскал там ее сына Мартина, который по слухам организовал жестокую религиозную секту где-то в пустыне рядом с заброшенной церковью.

Моретти не спешит соглашаться на столь мутную миссию, но затем приходит к выводу, что предложенные миссис Дойл деньги были бы очень кстати для выплаты алиментов и возврата накопившихся долгов. Понимая, ко всему прочему, что встреча с Мартином могла бы прояснить детали некоего неприятного происшествия, с которым они и их приятель Джейми столкнулись в подростковом возрасте, Филлип решает все-таки поехать в Тихуану, абсолютно не догадываясь насколько сильно это изменит его дальнейшую жизнь.

И, в принципе, история литератора-неудачника, нашедшего в себе смелость отправиться к черту на рога, дабы взглянуть в лицо чужому безумию и собственным страхам, вышла весьма цепляющей и интересной. Гифьюн достаточно убедительно обрисовал характеры основных персонажей и их прошлое и грамотно сгустил атмосферу морока вокруг главного героя, согласившегося на опасное путешествие.

Проблема только в том, что на протяжении всего текста автор готовил нас к чему-то по-настоящему кошмарному и удивительному, а по факту ни инфернальный Мартин, ни его секта особо не впечатлили.

Такое ощущение, что Грег сам толком не знал, что хочет сказать и показать в финале своего произведения, и поэтому свел все повествование к быстрой и невнятной кульминации, оставляющей тебя в полном недоумении.

При этом, Гифьюн явно осознавал, что с романом что-то пошло не так, и дабы подсластить пилюлю, вывалил на читателя внезапный "вот это поворот". Но смотрелся последний до ужаса нелепо и не смог реанимировать уже порядком сдувшийся сюжет.

Короче говоря, хоть "Дети хаоса" и оказались на порядок лучше "Дикарей", у меня язык не повернется назвать их стопроцентно удачными. Конечно, в книге есть эффектные сцены и любопытные размышления, вот только в единую картину слабо складывающиеся, а посему несущие на себе легкий оттенок бессмысленности.

Оценки:

"Дикари" — 6/10.

"Дети хаоса" — 7/10.





  Подписка

Количество подписчиков: 146

⇑ Наверх