Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Nexus» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 29 декабря 2023 г. 10:30

Пять мрачных историй за пять лет — таков результат контракта, подписанного Майком Флэнеганом с сервисом "Netflix". А точкой в этом долгом пути стал проект "Падение дома Ашеров", чья премьера состоялась в минувшем октябре. Что ж, давайте посмотрим, чем решил порадовать нас Майк перед тем как уйти на "Amazon Studios", где вполне вероятно он займется экранизацией фэнтези-эпопеи Стивена Кинга "Тёмная Башня".

Итак, сериал, в основу которого лег известный рассказ Эдгара Аллана По, повествует о семье богачей, сколотивших состояние благодаря фармацевтическому бизнесу. Вернее, сколотили его Родерик и Мадлен, а все остальные (читай, многочисленные дети Родерика, которых он успел наплодить за свою долгую жизнь) являются тупо прихлебателями, которые ждут не дождутся, когда наступит час делить наследство.

Однако судьба распоряжается таким образом, что вместо пожилых Ашеров на тот свет один за другим начинают отправляться наследники их империи. И теперь, пока тот самый "дом" не упал окончательно, необходимо выяснить, что за сила ответственна за все эти смерти. Вот только Родерик и Мадлен не догадываются, что ответ на данную загадку следует искать не в настоящем, а в прошлом их рода.

Говоря про Ашеров, я не просто так назвал их богачами, а не аристократами, хотя первоначально мне на ум пришло именно это слово. Суть в том, что на аристократов семейство, придуманное Флэнеганом, никак не тянет. И ладно, если бы некоторых отпрысков Родерика наделили скверными характерами. Но нет, буквально все младшие Ашеры вышли законченными мразями, коим совершенно нереально сопереживать. Хотя возможно это было сделано специально: дескать, вот к чему приводят огромные деньги и вседозволенность. Если так, то выражаю создателям шоу свое почтение. Герои у них получились хуже некуда.




Статья написана 28 декабря 2023 г. 09:31

Если к настоящему моменту вы, как и ваш покорный слуга, прочли все вышедшие на русском языке романы Адама Нэвилла, то наверняка заметили, что очень часто главными героями в произведениях данного писателя становятся люди, чьи жизни отягощены ворохом различных проблем, среди которых ярко выделяется острая нехватка денег. Вот и персонажи книги "Колдуны" не избежали подобной участи.

Речь в романе идет о Томе и Фионе — супружеской паре, которая переезжает из тесной съемной квартиры в просторный деревенский дом, дабы в атмосфере уюта и спокойствия, которая редко встречается в современном мегаполисе, растить свою четырехлетнюю дочку Грейси. Казалось бы, отличная идея! Но как обычно не обошлось без нюансов.

Во-первых, будущее семейное гнездышко еще надо привести в порядок, ведь предыдущие владельцы здания не особо следили за его сохранностью. Во-вторых, Том совсем недавно потерял работу и следовательно провести ремонт дома, требующий значительных финансовых вложений, в сжатые сроки ему явно не удастся. И в третьих, единственные соседи героев — странная пожилая пара — оказываются совсем не в восторге от присутствия рядом приезжих и начинают потихоньку вставлять палки в колеса счастью Тома и Фионы.

Постепенно вражда между домами приобретет широкий размах, а глава семьи выяснит, что он воюет не с обычными вредными стариками, а с существами куда более жуткими и коварными, чей источник внутренней силы спрятан в недрах кургана, скрытого в мрачном лесу позади двух особняков.

Не стану скрывать, что изначально я хотел поругать книгу Нэвилла за ряд явных минусов, к которым можно отнести вопиющую избитость сюжета (сколько раз мы встречали историю о персонажах, перебирающихся на новое место, где уже поселилось некое зло?), поверхностно прописанных героев (которые скорее выполняют четкие функции, нежели живут на страницах произведения), и не оригинальную хоррор-составляющую (ну серьезно, я без труда могу набросать список из сюжетов про кошмары, выползающие из под полога древнего леса и, в частности, из недр подозрительных на вид холмов).

В общем, у меня было желание обругать Нэвилла на чем свет стоит, но прочитав его послесловие к роману, я осознал, что все мои претензии не имеют смыла. Суть в том, что первоначально "Колдуны" создавались в качестве сценария для скромного фильма ужасов, чья идея смотрелась бы привлекательно для потенциальных инвесторов (иными словами, чтобы скрипт будущей картины можно было легко продать людям, которые, в свою очередь, смогли бы перенести его на экран, не тратя огромных средств). То есть, "Колдуны" должны были стать малобюджетной лентой, которая заехав в кинотеатры, собрала бы десяток-другой миллионов долларов, после чего спокойно уехала бы на цифровые носители.

Но видимо сценарий все-таки не выстрелил и, дабы работа не легла в стол, Адам принял решение переделать ее в книгу (автору ведь тоже надо кормить свою семью). Однако то, что могло бы прилично выглядеть на пленке, превратилось в скучный предсказуемый текст, который ты добиваешь скорее из уважения к Нэвиллу, чем из-за какой-то шикарной интриги.

Хотя нельзя не признать, что отдельные эпизоды романа писателю все-таки удались. Особенно тот, в котором Грейси получает травму. По словам Адама эта сцена — одна из самых неприятных вещей, которые он когда-либо воображал. И действительно, когда читаешь о несчастье, постигшим маленькую девочку, то весьма живо чувствуешь ужас, который испытывают в этот момент ее родители.

Ну и за образы стариков-соседей Нэвилл тоже заслужил похвалу, ведь те вышли настолько упертыми мразями, что даже перед лицом смерти не стали идти на попятную, не смотря на то, что это могло бы спасти их души от забвения. Короче, антагонисты определенно удались!

В сухом же остатке мы имеем следующее: по большей части шаблонную книгу, не лишенную пары-тройки крутых напряженных эпизодов. В принципе, если не ждать от "Колдунов" слишком многого, то роман может и понравиться. Но все-таки жаль, что эта история не переросла в фильм. Так хотя бы меньше времени пришлось потратить на знакомство с ней.

Оценка: 7/10.


Статья написана 22 декабря 2023 г. 10:00

Хотя я остался не в восторге от томика Тома Пиккирилли, выпущенного в "Легендах хоррора", мне все же захотелось ознакомиться с его другой работой — романом "Академия мрака". Данное желание возникло сразу по нескольким причинам. Во-первых, меня привлек достаточно любопытный синопсис книги, о котором пойдет речь ниже. Во-вторых, я обратил внимание на наличие у произведения "Премии Брэма Стокера" (да, сейчас эта награда мало что значит, но полагаю, что в начале 2000-х она еще не являлась пустым звуком). Ну и в-третьих, мне было сложно пройти мимо столь красивого издания с иллюстрациями, открывающего новую серию "Короли ночи". Да и в принципе я вполне мог ошибиться насчет таланта автора, сделав поспешные выводы на основе всего лишь двух его романов.

В общем, пазл сложился и я принялся за чтение "Академии мрака", в центре внимания которой находится студент Калеб Прентисс, учащийся на последнем курсе некоего высшего учебного заведения. Вернувшись после зимних каникул в родное общежитие, он обнаруживает в своей комнате плохо закрашенные следы крови. Заинтересованный необычной находкой, парень узнает, что пока он отсутствовал, к нему в берлогу временно подселили девушку Сильвию Кэмпбелл, которую впоследствии жестоко убили. Поскольку это происшествие перекликается с детской травмой нашего героя, то он решает выяснить кем была жертва и кто мог отправить ее на тот свет. Но, естественно, Калебу пока не ведомо, какой жирный пласт из местных университетских кошмаров ему предстоит раскопать. Пласт настолько глубокий и зыбкий, что в нем можно с легкостью сгинуть навсегда...

Все-таки не зря я ругал Пиккирилли за "Хор больных детей" и "Скорбь ноября", ибо все ранее обозначенные мной минусы этих книг присутствуют и в "Академии мрака". Начну, пожалуй, с того как выстроена история невезучего студента. И здесь я, как ни странно, готов похвалить автора за более чем интригующую завязку, в которой мы знакомимся с главным героем и его безрадостным прошлым, встречаем колоритных друзей Калеба и его эксцентричных преподавателей, а также постепенно узнаем обстоятельства смерти Сильвии, покинувшей этот мир в возрасте восемнадцати лет.

Однако после вышеуказанных моментов текст стремительно сдувается и деградирует до какой-то нелепой писанины, в которой не нашлось места ни для полноценного расследования гибели девушки, ни для погружения в адскую подноготную сотрудников ВУЗа, причастных к ее безвременной кончине. Вместо этого Пиккирилли заставил Прентисса бесполезно слоняться по кампусу и его окрестностям и периодически вступать в не несущие большого смысла разговоры с другими персонажами. Когда же автор по всей видимости вспомнил, что он пишет не просто роман о рефлексирующем неудачнике, а хоррор, то ближе к финалу попытался исправить ситуацию, вывалив на страницы книги ворох страшных подробностей. Вот только сделал это настолько криво, что все его усилия по запугиванию читателя так и не достигли цели.

Похоже Том забыл (или вовсе был не в курсе), что ужасы не работают, если предварительно ты не подготовишь для них основу: не разбросаешь по тексту намеков на скорое появление чего-то кошмарного, не сгустишь атмосферу вокруг героев, не повысишь в нужный момент градус напряженности между ними. Вот как это должно быть. А взять и тупо добавить невнятного хоррора лишь в развязку книги — это совсем уж ленивый поступок и неуважение к тем, кто возьмет твое детище в руки в надежде на мрачное и пугающее повествование.

Короче говоря, итог получился не утешительный. "Академия мрака" — это посредственный роман, который может похвастаться только добротной завязкой сюжета. В остальном же — полный разброд мыслей и бесконечные шатания центрального персонажа, ведущие в никуда. Так что лучше подумайте дважды, нужно ли вам тратить силы на знакомство с такими ужасами, пусть даже они отмечены известной литературной наградой и упакованы в красивую обертку.

Оценка: 5/10.


Статья написана 15 декабря 2023 г. 14:08

Казалось бы, сколько уже прочитано хорроров про маленькие городки, а руки все равно так и тянутся к очередному томику про зло, разбушевавшееся в американской глубинке. И совсем недавно на мои глаза попалась как раз такая книга Тодда Кейслинга под названием "Девилз-Крик".

Сюжет романа стартует в 1983-м году с эпизода уничтожения Церкви Святых Голосов — деструктивной секты, обосновавшейся в лесу недалеко от городка Стауфорд в штате Кентукки — в ходе которого должно было состояться жертвоприношение шести юных мальчиков и девочек во славу безымянного бога.

К счастью, бабушки и дедушки вышеуказанных детей смогли дать отпор обезумевшему проповеднику Джейкобу Мастерсу, после чего сожгли место поклонения жуткому подземному существу и вернулись в Стауфорд, дабы воспитывать племянников и племянниц в здоровой цивилизованной атмосфере. В последствии каждый из "Стауфордской шестерки" выбрал свой жизненный путь, отягощенный травмами общего прошлого.

А повествование тем временем переносится на тридцать лет вперед и сосредотачивается на одном из спасшихся — художнике Джеке Тремли, который возвращается на малую родину, дабы решить вопросы, связанные с наследством своей бабушки, чья смерть послужила сигналом для пробуждения темных сил. И теперь Джеку и его братьям и сестрам придется объединиться, чтобы окончательно уничтожить Мастерса и закрыть дорогу в наш мир для мерзкого создания, которому тот преданно поклонялся все эти годы.

Не хотелось бы опять упоминать роман "Оно" Стивена Кинга, но произведение Кейслинга действительно похоже на него. Автору отлично удалось передать атмосферу провинциального городка, населив его разнообразными персонажами с легко узнаваемыми типажами. Также Тодд не поленился детально описать угрозу, нависшую по сути не только над Стауфордом, но и всей планетой, и напоминающую отчасти зомби-апокалипсис, с поправкой на то, что живые мертвецы вместе со скверной стремятся распространять семена своей ужасной и чуждой всему светлому веры. Ну и конечно стоит отметить неплохо продуманный и эффектный экшен, коего в книге хватает.

Роман вообще получился весьма кинематографичным. Иными словами, в ходе чтения у тебя не возникает проблем с мысленной визуализацией текста, а некоторые сцены так и кричат о том, что им самое место на экране. Только вот при всей красочности и динамичности книги, я бы сказал, что ей скорее подходит малый экран, чем большой. Почему так? А потому что Кейслинг настолько увлекся придуманной им вселенной, что не смог в нужный момент остановиться и раздул историю до чересчур уж огромных размеров. В результате роман стал страдать от множества эпизодов, в которых автор по десятому разу мусолит либо одни и те же переживания героев, либо аспекты религиозного учения Джейкоба Мастерса (уверен, что у тех, кто уже ознакомился с книгой, ближе к ее финалу прямо-таки сводило скулы от фраз типа "Его воля и Старые Обычаи неразделимы" и "Мои милые агнцы").

Однако если воспринимать роман как сценарий для многосерийного телевизионного проекта, то детище Тодда Кейслинга прекрасно "ложится" в рамки данного формата. В нем полно клиффхэнгеров, подходящих для завершения того или иного эпизода, а упомянутые самоповторы будут приятным подспорьем для зрителей, пропустивших первые серии. Иными словами, если человек включит "Девилз-Крик" в середине сезона, то он без труда вникнет в происходящее и почти наверняка захочет посмотреть с чего начался весь этот пугающий замес.

Но всё это работает только в рамках экранизации книги. Тогда как в печатном виде роман очень быстро утомляет и приходится прилагать определенные усилия, чтобы добраться до его развязки, которая, кстати говоря, вышла на удивление логичной и лаконичной.

Подводя итог скажу, что "Девилз-Крик" — это в целом годный классический хоррор, не отягощенный примесью посторонних жанров. В нем есть все то, за что мы любим сюжеты про Дерри, Касл-Рок и прочие тихие городки-омуты, где водятся кровожадные черти. Единственная его проблема — это раздутый хронометраж. Правда, если читать книгу дозированно, с продолжительными перерывами, то вполне возможно, что этот аспект не будет для вас в тягость.

Оценка: 8/10.


Статья написана 31 октября 2023 г. 15:05

Занимаясь поисками отличного фильма ужасов, подходящего для того, чтобы скоротать Хэллоуин, я внезапно вспомнил про одну шикарную картину, которая незаслуженно игнорировалась мной все это время. Речь о "Ночи страха" (Fright Night, 1985) Тома Холланда, известной также под названием "Ночная жуть".

Фабула фильма проста и незатейлива. В центре сюжета находится старшеклассник Чарли Брюстер, чья жизнь представляет собой повседневную рутину многих подростков: учеба в школе, тусовки с друзьями, встречи с девушкой и домашние заботы, которые приятно разбавляет просмотр ТВ-шоу про современного Ван Хельсинга — безжалостного истребителя всякой нечисти.

И вот однажды Чарли замечает, что в пустовавшем здании по соседству, появился новый хозяин — загадочный статный мужчина Джерри Дендридж — который принялся активно совмещать хлопоты по обустройству нового жилища с плотскими утехами с симпатичными молодыми женщинами. Казалось бы, что в этом плохого? А плохое, как говорится, не заставило себя ждать, ибо пассий Дендриджа стали обнаруживать мертвыми на следующий день после их визита в его холостяцкую берлогу. И поскольку только Чарли был свидетелем необычного досуга своего соседа, то он решает обратиться за помощью в полицию, не подозревая, что делает шаг на весьма опасную тропу.

Короче говоря, "Ночь страха" — это такая хоррор-вариация на тему "Окна во двор" (Rear Window, 1954) Альфреда Хичкока. Подобных картин было снято не мало, но дьявол, как водится, в деталях. А их в ленте Холланда хватает с лихвой и все они вышли просто на загляденье.

Пожалуй, стоит начать с крайне удачного кастинга. Не часто сталкиваешься с ситуацией, когда буквально все актеры в фильме оказались на своих местах и идеально вписались в вверенные им образы. Безусловно, можно было бы долго обсуждать пугающее очарование Джерри Дендриджа или комичную двуликость Питера Винсента (телевизионного Ван Хельсинга), но, на мой взгляд, самым крутым персонажем получился странноватый приятель Чарли по имени Эд, носящий прозвище "Evil" (то есть, "злой" или "зловещий"). Серьезно, в картине не так уж много сцен с участием парня, но каждое его появление на экране вызывает бурю эмоций. Плюс с его, скажем так, преображением связан один из крутейших эпизодов всего фильма.

Крутость последнего в первую очередь обусловлена тем, что в нем нам показывают не компьютерные спецэффекты, а практические, которые выглядят впечатляюще даже в наш искушенный век. И это еще одна сильная сторона ленты: качественные грим и аниматроника, благодаря которым ты ни на минуту не сомневаешься в подлинности кошмара, поглотившего героев.

Ну и конечно нельзя не отметить великолепный саундтрек Брэда Фиделя, поработавшего над рядом известных фильмов 1980-х и 1990-х. Музыка в "Ночи страха" не просто фон для событий, но важный элемент, придающий им жуткий мистический окрас. Иными словами, мелодии Фиделя не столько сопровождают повествование, сколько являются его неотъемлемой частью. Убери саундтрек — и ты обескровишь всю историю подобно тому как особенно голодный вампир способен обескровить свою жертву.

В общем, буду заканчивать с похвалой и напоследок лишь посоветую в обязательном порядке ознакомиться с картиной, если вы по какой-то причине ее пропустили. "Ночь страха" — это по-настоящему выдающийся хоррор, который пугает, развлекает и интригует на протяжении всего хронометража. К слову, в 1986-м году творение Тома Холланда удостоилось трех Премий Сатурн, в том числе как "Лучший фильм ужасов".





  Подписка

Количество подписчиков: 146

⇑ Наверх