Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Ank» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 30 января 2016 г. 19:09

К выводу о существовании как минимум ещё одной планеты в составе Солнечной системы астрономы приходили с самых древних времён. Например, шумеры знали ее под именем Небиро. Она двигалась вокруг Солнца с периодом в 2600 лет в направлении, противоположном движению всех остальных планет. В наше время к такому же выводу можно прийти на основе анализа кометных орбит или отклонений в движениях других, уже открытых планет от строгих физических законов. Именно таким методом ранее были теоретически предсказаны, а затем уже и найдены на небе Плутон и Нептун. Но рассчитанные элементы орбиты новой планеты показывают её высокий наклон по отношению к эклиптике. Кроме того, она, видимо имеет чрезвычайно слабый блеск, так что её открытие может произойти только случайно.

Эту планету условно называют Трансплутоном. Теоретически она должна двигаться вокруг Солнца на удвоенном расстоянии от него до Нептуна. Её гипотетическая масса в три раза больше массы Сатурна, то есть это самое массивное тело Солнечной системы. Даже высказываются предположения, что это вовсе не планета, а потухшая звезда – солнечный спутник или миниатюрная чёрная дыра.

На страницах фантастических книг десятая планета прописалась уже давным-давно. Одно из самых ранних упоминаний о её существовании можно найти в приписываемом Ж. Верну рассказе «В XXIX веке. Один день американского журналиста в 2889 году», где (за 25 лет до открытия Плутона!) сказано о новой планете Гандине, описывающей вокруг Солнца орбиту в 12841348284623,7 метров за 572 года 194 дня 12 часов 43 минуты 9,8 секунды. Но самым известным произведением о ней является, пожалуй, «Трансплутон» Д. Кэмпбелла, где нарисован жутковатый мир с реками из жидкого водорода и берегами из твердого кислорода. Ими питаются обитающие здесь разумные существа. Таким же безрадостным нарисовано новое небесное тело в рассказе Д. Биленкина «Холод на Трансплутоне»: бесконечная безжизненная равнина. Кроме этих рассказов, новую планету также можно встретить в романах «Немезида» А. Азимова и «Трансплутон» Г. Франке, рассказах Д. Брина «Хрустальные сферы» (где она названа Хароном), «Бесконечные соблазны Энигмы» Д. Лэндиса (новая планета Энигма – самая таинственная и неожиданная из всех существующих), романе Л. Нивена «Защитник» (под именем Персефона) и некоторых других.

В повести Д. Блиша «Жизнь ради звёзд» сказано даже об одиннадцатой планете. У неё есть несколько собственных спутников, она названа Прозерпиной и используется под космическую верфь. Примечательно, что имя Прозерпина первоначально хотели присвоить Плутону, но остановились на другом варианте, т.к. уже был известен астероид с таким именем. Возможно, своей повестью этот автор хотел взять своеобразный «реванш» за более приглянувшийся ему вариант.

Свой взгляд на местонахождение нового небесного тела у отечественных фантастов. В романе А. и Б. Стругацких «Страна багровых туч» вскользь упомянута крошечная планетка Вэйян, движущаяся по орбите между Солнцем и Меркурием на расстоянии от Солнца в 10 миллионов километров. (Выскажу за авторов предположение, что открыли её китайские астрономы и назвали в честь Вэй Юаня). Герои «Короны Солнца» С. Павлова, участники полёта к нашему светилу, тоже открыли солнечную луну. Новое небесное тело образовали падающие на Солнце астероиды и метеориты, но ввиду небольшого расстояния до Солнца существование нового спутника недолговечно.

Эти допущения тоже не противоречат научным данным. Неоднократно высказывалось предположение, что десятая планета движется внутри орбиты Меркурия. В своём движении он, подобно внешним планетам, тоже испытывает возмущения.

Есть и другие гипотезы. Если не считать за десятую планету уже упоминавшийся Фаэтон, то найти её можно ещё в одном месте, постоянно скрытом от глаз земного наблюдателя. Это – диаметрально противоположная точка земной орбиты, увидеть которую нам мешает солнечный диск. Земной антипод присутствует в цикле Д. Нормана о планете Гор и романе «Другая сторона Солнца» П. Капона под именем Анти-Гея. И в самом деле, в указанной точке орбиты находится небольшой астероид, о чём говорится и в повести Р. Хайнлайна «Бездна». К сожалению, мне неизвестно, что было раньше: повесть Хайнлайна или открытие астероида 3-573 и мог ли он в таком случае рассчитывать на славу его первооткрывателя.

Остаётся только догадываться о причинах, по которым фантасты так живо интересуются вопросами существования новых небесных тел. Возможно, им не даёт покоя слава Свифта и Вольтера, указавших на существование спутников Марса задолго до их реального открытия. (Вообще-то, и тот, и другой вовремя «слизали» эту идею у астронома И. Канта, но кто сейчас об этом помнит? Разве что пара специалистов).


Статья написана 28 декабря 2015 г. 21:22

Томаш Маронский – польский художник, перешедший с холста в компьютерную графику – и стоит отметить, получается у него неплохо. Рисует в стиле фантастики и фентези, главным образом в Corel PHOTO-PAINT, каждый раз прорабатывает картинку по своему вкусу, выделяет нужные оттенки краски и прорисовывая свет, как итог на свет появляются его интересные и красочные творения, достойные внимания.

Со слов самого художника: «Занимаюсь рисованием почти 10 лет. Всё это время я постоянно улучшаю изобразительную технику, ищу новые способы выразить идеи, применить силу воображения. Начинал я того, что рисовал картины маслом на холсте, но на это занятие у меня не хватало времени, и я перешел на компьютерную графику. Мои картины всего лишь фантазия, а вдохновение мне придает окружающий повседневный мир. Я сосредотачиваюсь на пейзаже. Вначале я всегда определяю доминирующий цвет, который хотел бы использовать в работе. Мне нравится работать с ограниченной палитрой, в небольшом диапазоне, это позволяет акцентировать внимание».

Художник создаёт как картины, так и иллюстрации к фантастическим произведениям. Им нарисованы обложки к польским изданиям романов «Ритуал» и «Vita nostra» М. и С. Дяченко, «Пересадочной станции» К. Саймака, роману Б. Олдисса «Теплица», «Маджипурскому циклу» Р. Сильверберга, трилогии Роберта Сойера «Неандертальский параллакс» и другим произведениям.

Подборку картин и иллюстраций смотрите в нашей группе ВК, в альбоме, посвященном творчеству этого художника, по этой ссылке. А здесь – две любопытных фотографии и несколько избранных работ.

Художник показывает Брайану Олдиссу обложку его романа «Без остановки»

А здесь он же представляет иллюстрацию к «Хроникам Маджипура» Роберту Сильвербергу.

Далее – несколько работ:




Статья написана 20 декабря 2015 г. 19:00

Золотой век «мечты о будущем» пришелся на 1940-1970-е годы, когда в журнальной графике немецких, итальянских, английских и восточноевропейских научно-популярных журналов все чаще появлялись фантастические иллюстрации – фантазии на тему недалекого будущего. Каким представляли себе люди прошлого столетия наше время, можно увидеть в красочных картинках художника Клауса Бюргле.

Клаус родился в 1926 году, в Штутгарте. С 1948 по 1951 годы учился в Государственной академии изящных искусств. Во время учебы проявил интерес к технологии и стал специализироваться на научно-техническом направлении изобразительного искусства. В пятидесятые и шестидесятые годы создавал иллюстрированный мир будущего, показывая этот мир читателям на обложках и разворотах научно-популярных книг и журналов.

Картины Клауса Бюргле показывают нам светлое будущее человечества, технологический рай на Земле и в космосе. Мирно живущие народы, освоение океанов и космического пространства, многообразие видов транспорта, экологичность транспорта — эти картины совершенно не похожи на мир, каким он стал в 2010 году, но оставляют глубокое впечатление.

Далее несколько картин этого замечательного художника.

Более полная подборка находится в нашей группе ВК.




Статья написана 15 декабря 2015 г. 20:35

Californium — игра от французских разработчиков Darjeeling и Nova Production, посвященная жизни американского писателя-фантаста Филипа Кинреда Дика.

Игра посвящена именно жизни, а не творчеству Дика. Вместо цитат из «Человека в высоком замке», «Мечтают ли андроиды об электроовцах?» и «Убика» там — факты из биографии одного из главных визионеров двадцатого столетия. Действие происходит в 60-х годах. Мы играем за некоего Элвина Грина — автора фантастических рассказов, живущего в калифорнийском городе Беркли. От него только что ушла жена, редактор сказал что Грин — «писатель, который не пишет» и тоже отказался иметь с ним что-то общее. Грин слишком много пьет, принимает наркотики и никак не может начать свой первый роман...

Но тут мозг Грина начинает принимать сигнал откуда-то извне — то ли это свидетельство расстройства его психики, то ли писателю и в самом деле показывают путь в иную реальностью и нестабильность мира, в котором мы все с вами живем.

Разумеется, все вышеперечисленное (включая расставание с женой и редактором) — прямиком из жизни Дика, а сюжет с бьющим в мозг писателя розовым лучом из иного мира позаимствован из позднего (и по уверению автора — автобиографического) романа «ВАЛИС».

Разработчики игры уверяют, что идея Californium пришла к ним в 2011 году (участвовал ли в этом розовый луч, они не уточняют!), когда им захотелось сделать что-нибудь сделать по случаю 30 лет со дня смерти Дика.

Игра будет частью «трансмедийного проекта» с документальным фильмом «Миры Филипа К. Дика» и должна выйти в начале 2016 года на PC.

Кадры из игры:

Перейти на сайт игры


Статья написана 14 декабря 2015 г. 16:53

Как повысить степень взаимодействия между игроком в компьютерную игру и персонажем по ту сторону экрана? Ответов на такой вопрос много, и один из них принадлежит известному британскому фантасту Крису Бекетту. В не переведённом на русский язык романе «Marcher» (2008) он предложил такую техническую идею: перед началом игры геймер влезает в специальный костюм. Встроенная в костюм электроника воздействует на тело, и участник видеоигры сможет не только вообразить, но и физиологически испытать на себе все, что происходит в виртуальном мире с персонажем под его управлением.

Прошло совсем немного времени и идея перестала быть фантастикой. В 2014 году Феликс Хейбек, Алексис Хоуп и Джули Леголт из Массачусетского технологического института создали первую в мире сенсорную книгу, которая позволяет читателю переживать вместе с действующими лицами. Собственно, изобретатели разработали гибрид бумажной книги с техно-обложкой и жилеткой с исполнительным механизмом.

Ученые создали эффект восприятия эмоций литературного персонажа при помощи вибрирующих элементов и систем сдавливания, а также соединительных ремней. Жилетка изменяет скорость сердцебиения, сужает пространство для дыхания, сжимая грудь, или локализовано повышает или снижает температуру. Умная книга определяет страницу, на которой находится читатель. Обложка вживую отображает меняющуюся атмосферу книги. В некоторых местах она вибрирует, меняет освещение и включает нужные звуки, чтобы создать атмосферу, соответствующую настроению, описываемому на данной странице. Именно посредством изменения этих параметров и создаются нужные эмоции.

Это совершенно новая идея подачи информации, которая, конечно, не отменяет и не умаляет привычную. Раньше литературные произведения вызывали у читателей чувства посредством слов и образов. Сейчас же автор при помощи электроники получает еще одну возможность воздействовать на читателя.

Пока в мире существует только одна сенсорная книга. Это фантастическая повесть Джеймса Типтри-младшего «Девочка, которую подключили». Героиня книги переживает любовь и отчаяние, плен и свободу, и все это тем или иным образом книга через жилетку заставляет чувствовать читателя. Читаешь и натурально тебя бросает сначала в холод, а потом – в жар, и все сжимается в груди. Идея сенсорной книги насколько оригинальная, настолько и абсолютно «сумасшедшая».





  Подписка

Количество подписчиков: 61

⇑ Наверх