Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «beskarss78» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 24 декабря 2016 г. 12:54

За последний год — привалило сериалов на тему пост-корпораций.

Дескать, все вокруг плохо, нищета в три слоя за околицей — а там еще забор и контроль, беднота по закону получается людьми второго сорта. Среди этого ужаса сияющая единственная корпоративная вершина, где продолжают сражаться за повышение прибыли. Правление стонет, дескать, нас акционеры прессуют — давай больше дивидендов.

Стоп...

Если у вас население юридически загнали "под плинтус", если власть стала фактически монопольной, то прибыли резко отходят на второй план. Все деньги и так в руках корпорации. Все суды и чиновники. Государство срастается с фирмой — и для членов правления непосредственно власть становится важнее денег.

Переход идет максимум за одно поколение — двадцать лет.

Не фирмачи, но придворные.


Статья написана 22 декабря 2016 г. 11:29

Тот случай, когда ко второму сезону сериал определенно становится лучше, хотя бы потому, что перестает противоречить литературному источнику и обретает свой стиль.

Это продолжение — в сюжетном смысле — как первого сезона, так и романа.

Творческая удача сериала — это предельно чёткая иллюстрация отличия хорошего политика от хорошего человека. Тут нет мгновенных переходов, нет границы или стрелки на путях. Благородные порывы вполне могут играть в минус, а довольно мрачные и отталкивающие личности — при минимальном прагматизме — уже выступают спасителями миллионов. Показано несколько ситуаций, в которых человеческое и политическое противостоят одно другому, при том что у этого-же набора людей есть другие смычки между политикой и собственным "я", которые работают на взаимное улучшение.

Джон Смит — при всех его мерзостях — оказывается адекватным.

А один из сыновей нацистских бонз — мы его знаем по первому сезону — при всем своем личном поступательном развитии, заходит в тупик.

Часть недосказанностей первого сезона — осветили более чем ярко. И наркотики в Рейхе, и Лебенсборн, и выбраковку (самовыбраковку практически мутанта). И верхнюю прослойку общества, отходящую понемногу от идеалов национал-социализма — сомневающихся детей, ироничных к идеологии жен.

Аромат иного времени — получился.

Хорошо подошли к вопросу работы ритора (в значении стивенсовского "Анафема" — человек манипулирует историей с помощью информации, тех же фильмов). Показана интрига, которая развивается от странного сочетания случайностей, порывов и воли отдельных людей. Это еще нельзя назвать хитростью исторического разума, но вышло неплохо.

Очень хорошо выглядит "кандидат в малые таинники Пятого Рима" — министр торговли Японии. Человек от недовольства настоящим и желания лучшего приходит к восхищению чудом, к миру в душе, а потом к необходимости работать над улучшением настоящего новыми методами. Он как бы поднимается над конкретикой государства, права, идеологии — но при этом не становится эгоистичной сволочью или просто манипулятором.

Вообще связка сюжетных приемов — получилась. Тему войны и смерти фюрера — довели до ядерной кнопки и до выбора преемника, показали свой вариант карибского кризиса, при том увязали с парой семейных драм и подпольных интриг.

Понятно, что есть недостатки.

Сам "человек в высоком замке" — как личность — показался мне совершенно неубедительным. Чтобы манипулировать на заявленном в сюжете уровне сложности, он должен "видеть на три метра под землю". Но на экране движется нервный, издерганный субъект, который слишком обременен мелочами — что в постановочном разговоре с женщиной-"агентом", что в относительно спокойном общении. Ему далеко до фраа Джада и даже до тех специалистов, которых Лазарчук вывел во "Все способные держать оружие". Скорее он походит на младшего научного сотрудника, решившего на свой страх и риск заниматься исправлением одной исторической линии, который перед своим "увольнением" скачал все данные по МНВ для этой линии... Но такой человек с очень малой вероятностью сможет создать и поддерживать организацию, которая будет его охранять.

Разумеется, есть куча бюрократических и смысловых провалов, что слишком бросаются в глаза. И безоговорочное доверие показанному фильму в последней серии (при том, что подделок там может быть много), и вера документам, и какая-то дырчатость военной иерархии у японцев (вокруг генерала, очевидно, должны быть полковники, майоры и прочие и прочие), и много чего еще.

Этих ляпов — хватает с избытком. Увы.

Намеки на сюжет Второй мировой, как рисуют её авторы сериала — дают совершенно фантастическое, имхо, невозможное развитие событий.

Есть ляпы и с декорациями — одни уазики в японской армии чего стоят.

Но — отчасти парадоксально — я оценил бы сезон на твердые 8 из 10. В своей нише — альтернативной истории без налета паранойи, без слишком высоких требований — сериал вполне на своём месте. Альтернативно-исторический триллер.


Статья написана 19 декабря 2016 г. 00:45

Уже второй сериал (в данном случае — второй сезон "Человека в высоком замке") — представляет нам людей из параллельного/антиутопического мира, которые пользуется старым-добрым уазиком в качестве штатного транспортного средства.


Статья написана 2 декабря 2016 г. 19:49

конспект не мой :-)))


Статья написана 29 ноября 2016 г. 08:29

Рефрен всей рецензии — конфликт между художественным и футурологическим.

К художественной стороне вопроса применимы большей частью одобрительные и даже восхищенные высказывания.

Перед нами несколько вполне самоценных драматических историй — и старого творца, и робота, ощущающего себя человеком, и освобождающегося робота, робота, верного своему долгу, и техника-энтузиаста, и юной карьеристки, и старого промышленника с проблемой смысла жизни...

Целая гамма характеров — от претенциозных ничтожеств до загадочных гениев, от нервных торопыг до методичных конспираторов, от наивных любовников до умирающих циников.

Часть индивидов — не люди. Причем требования периодического обновления программ, "прошлой памяти" и всего обеспечения андроидов — создают очень широкое поле для экспериментов. Вплоть до прямой смены модели поведения, уровня интеллекта, чувства юмора...

Актеры соответствуют. Причем львиная доля. Мне очень сложно сказать, что кто-то не попадает в заявленный образ. В смысле игры Хопкинс, конечно, впечатляет, но здесь он далеко не один такой...

Разыгрывается несколько цикличных сюжетов — с намеком на день сурка, но развиваются они не по кругу, а вполне диалектически, спиралью. Детективная интрига вполне значима и неожиданна, есть два пласта времени (вернее, ранний пласт присутствует через воспоминания и артефакты). Постепенное нагнетание, подъем накала событий — тоже превосходен, и лишь в восьмой-девятой серии действие чуть провисает. Для таких событий подготовлена отличная сцена. К стандартным декорациям "дикого Запада" прилагается робототехническая кладовка-мастерская, где 3Д-принтеры создают новых марионеток, где разрабатываются программы, трудятся ремонтники и творится корпоративная политика.

Отлично обыгран натурализм в демонстрации человеческого тела — что получается далеко не всегда.

Сериал позволил развернуть тематику человеко-машинного взаимодействия почти на уровне серьезной книги — отдельно использована двухкамерная гипотеза сознания, и про неё стоит почитать. Заботливо раскидали философские аллюзии. Хозяйка борделя, которая выбралась на пару часов из платоновской пещеры, а потом, всё уже зная, вернулась обратно — это сильный образ. Словом, десятки сюжетных сцепок и коллизий, до того раскиданные по рассказам и полузабытым книгам — получили новое, цельное, воплощение.

Перед нами один из довольно удачных образцов пропаганды буддизма/индуизма — практически на уровне Пелевина. "Короткий цикл" злодея будто колесо Сансары, и роботы по тысяче раз переживают собственное воплощение. Воскрешаемый техниками андроид с выдуманной, прописанной биографией — это идеальный буддист. Уж его-то воспоминания бренны и призрачны в максимальной степени — хотя лишь через них он обретает мотивацию. И лишь отказавшись от конкретной формы своих иллюзий — он может стать на Путь, идти к совершенству.

Наконец, есть удачные чисто кинематографические смешения: когда Хопкинс, исполняя роль "практически бога", встречает одного из роботов-детей (его играть мальчик, который одновременно исполняет роль дьявола в сериале "Салем"), и говорит ему: "Ты здесь больше не покажешься", — это сказано не без подтекста :)

Словом, я считаю сериал лучшим драматическим (среди нф) сериалом года, и всяческие рекомендую.

Но тут из-за угла выходят футурологические вопросы и начинают разряжать кольт. А социологические готовятся стрелять с крыши...







  Подписка

Количество подписчиков: 118

⇑ Наверх