Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Lartis» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 1 октября 2011 г. 00:02


"От-тана попала..."

Михаил ТЫРИН. СИНДИКАТ «ГРОМОВЕРЖЕЦ».
М.: ЭКСМО-Пресс, 2002. – 384 с. (Серия «Абсолютное оружие»). 11 000 экз. (п).


Вот такого писателя Тырина я люблю. Именно такой Тырин — мой автор. Бывший журналист и работник калужского пресс-центра УВД в своём новом романе талантливо пишет о том, что знает не понаслышке. Меня мало трогают вещи, не связаные с реальной жизнью, мне скучно читать кондовое фэнтези или суперпродвинутый космический боевик. Зато эту фантастически правдивую книгу я проглотил практически мгновенно, за один присест. Автор настолько достоверно, с любовью и горьким юмором рассказывает о жизни обитателей захолустного городка, что я, прочитав всего лишь несколько страниц, без применения компьютерно-витруальных прибамбасов, кибершлема и гипнообработки, внезапно оказался в заштатном Зарыбинске, среди его живых обитателей: иногда — смешных и забавных, а иногда — неприятных и вызывающих отвращение. Тем паче, я сам когда-то родился в населённом пункте, так же далёком от столиц. В общем, как говорит один из героев романа, маленький энергичный восьмиклассник Хрящ, мечтающий стать десантником: «От-тана попала!». В посёлке, где я провёл совсем не безоблачное детство, демаркационной чертой, разделяющей территории, контролируемые враждующими группировками подростков, была так называемая «линия» — железнодорожная ветка. В романе Тырина воюют районы с названиями Гимназия и Промзавод. Воюют без всяких причин, только потому, что так заведено, так всегда было. Надо же молодёжи, прозябающей в Зарыбинске, чем-то заполнять пустоту своей бессмысленной жизни.

Простой, естественный, ясный литературный язык, которым отлично владеет Михаил Тырин, живо напомнил мне манеру повествования Александра Мирера. Да и сюжет книги «Синдикат «Громовержец» перекликается с сюжетом классического миреровского «Дома скитальцев». Авторы совершенно разных поколений написали об одном – о подростках из провинциального города, спасающих мир (или, по крайней мере, свой родной городишко) от инопланетных захватчиков. Правда, в «Синдикате» злобные пришельцы оказываются всего лишь оставшимися без управления биороботами-исполнителями из будущего, а у Мирера космические агрессоры — взаправдашние. Не похожую на своих землячек-сверстниц чудесную девчонку, по которой вздыхает добрая половина зарыбинских пацанов, зовут Машкою. В романе Мирера есть не менее замечательная девочка Машка, вместе с которой даже на планету «чужих» в разведку не страшно отправиться. Не знаю, как относится к творчеству А.Мирера сам М.Тырин, но, похоже, что «Дом скитальцев» и «Субмарину «Голубой кит» он в своё время прочёл, а в лице этого молодого автора Александр Исаакович получил достойного последователя и продолжателя. Конечно, Мирер в своё время не мог (да, наверное, и не хотел) так откровенно-безжалостно описывать бедное, дикое, пьяное провинциальное существование. Михаил Тырин в своей книге сатирической чёрной краски не жалеет…


Сбросив на головы жителей маленького городка десант из будущего, автор взрывает скучное существование аборигенов, одновременно заставляя типичных представителей зарыбинского «истеблишмента» показать истинное лицо. Как по-разному ведут себя герои книги! Умница и красавица Машка Дерезуева, единственный человек, изначально посвящённый в тайну пришельцев, ответственно принимает непростые решения. Обычный зарыбинский парень Кирилл, влюблённый в Машку по ушные раковины, но не умеющий толком разобраться в своих чувствах, в экстремальных обстоятельствах проявляет гордый и благородный характер. Напротив, доморощенный местный мафиози Поршень и подловатый сплетник Пакля, случайно получившие в подчинение дуэт бездумных киборгов-бионетиков, демонстрируют свою жалкую внутреннюю сущность, убогое понимание смысла жизни. Злосчастные андроиды, эти «двое из ларца, одинаковых с лица» стали, по оригинальному замыслу писателя, своеобразным оселком, инструментом для проверки своих хозяев «на вшивость». На страницах романа теснятся и другие колоритные, выпуклые, сочно описанные персонажи: начальник местной милиции, вечно сердитый майор Дутов, которого беспокойные жители Зарыбинска отвлекают от непонятно каких важных дел, скорбно сводящий брови в галочку, с его обычным ответом настырно досаждающим гражданам: «Да подождите вы!»; cталкер свалок Паклаков; мухобоечник Плюгаев; городской дурачок Адмирал Пеночкин; лентяй и трус Пельмень; вожак промзаводовцев Дрын, имеющий свои представления о мужской чести. Добротно вылепленные автором фигуры героев, участвующих в захватывающих таинственных событиях, делают книгу ещё более убедительной.

В нынешнее время на самых разных уровнях делаются попытки обозначить новый дискурс, нащупать современные идеалы, консолидирующие идеи, достойные примеры для подражания, найти произведения, на основе которых можно было бы грамотно и правильно, а самое главное, ненавязчиво индуцировать, воспитать в подрастающем поколении гуманистическое мировоззрение. А зачем где-то искать? Такие произведения уже есть. Фантастико-приключенческий роман «Синдикат «Громовержец» Михаила Тырина — одно из них. Лично я убеждён, что прочитав эту книгу, самый отъявленный и безнадёжный хулиган-подросток станет чуточку лучше.

(с) Владимир Ларионов. 2002 г.


Опубликовано в журнале "Ф-Хобби" и в "Книжной витрине".


Статья написана 30 сентября 2011 г. 23:50
[/i]


ТРУДНО БЫТЬ БОГИНЕЙ

Екатерина НЕКРАСОВА. БОГИНЯ БЕД: Роман. — М.: ООО "Издательство АСТ", 2003. — 253 с. (Звёздный лабиринт. Ночной дозор). 7 000 экз. (п).
ISBN 5-17-016281-2


Екатерина Некрасова — самый молодой действительный член семинара Бориса Стругацкого. Несколько её рассказов были напечатаны в сборниках "Фантастика", издаваемых АСТ, а первая публикация состоялась в 1998-м году, когда по рекомендации Б.Стругацкого в красноярском журнале "День и ночь" вышла её повесть "Совпадения". Роман "Богиня бед" — дебютная книга автора. "Катя Некрасова молода и талантлива. Незаурядное воображение, отменный вкус, энергичный стиль и завидное трудолюбие — что ещё нужно литератору, чтобы завоевать внимание читающей публики?" Этими словами, вынесенными на обложку книги, Б.Стругацкий представляет писательницу. Я в третий раз ссылаюсь на мэтра, но, согласитесь, далеко не каждый молодой автор удостаивается чести стать протеже патриарха отечественной фантастики.

О чём роман? Живёт в Питере самая обычная женщина Марина Лугавцова: тридцатичетырёхлетняя разведёнка, мать-одиночка и совсем не красавица. В один далеко не прекрасный день в её квартире появляется троюродная сестра Алиса (21 год, ноги от ушей, рыжеволосая циничная красотка, похожая на древнеегипетскую принцессу) и притаскивает с собой компанию подозрительных личностей, а заодно — кучу неприятностей. Алиса замужем за иностранцем-бизнесменом, которого зовут Мэтт Шредингер (кстати, это тот самый Мэтт, который уже фигурировал в повести "Совпадения", что не должно смущать читателей, поскольку роман "Богиня бед" — произведение совершенно самостоятельное). Мэтту и его людям надо срочно залечь на дно (якобы спрятаться от налоговиков, на самом-то деле у них бо-о-ольшие проблемы с наркодельцами), вот сестрёнка и просит разрешения у Марины воспользоваться её загородным домом. Марина соглашается: ведь она с Алькой ещё в детстве нянчилась, всегда любила свою непутёвую сестру (пусть и завидуя её броской красоте) и до сих пор пытается о ней заботиться, хотя более самостоятельную, расчётливую и своенравную девицу, чем Алиса, сыскать трудно. Разношёрстная компания прячется на даче, где их накрывает мафия и...


Заурядный боевичок, скажете вы? Не совсем. Дело в том, что описанные события происходят в альтернативном Петербурге, находящемся под угрозой затопления, в политически нестабильном мире, стоящем на грани Третьей мировой войны, да ещё в канун приближения к Земле кометы, мистически-роковым образом воздействующей на людей. Следствием этого воздействия становятся спонтанные человеческие мутации и внезапное проявление у отдельных личностей сверхъестественных способностей. Как поступит индивидуум, обретя способность реализовывать свои самые сокровенные желания, подчинять своей воле народные массы и запросто творить чудеса? Как распорядится всемогуществом приземлённый зауряд? Как поведёт себя, став мессией, беспощадный эгоист? Далеко не каждый обладает врождённой способностью манипулировать людьми, "ледяной беспринципностью" и умением повести за собой толпу в экстремальной ситуации. Марина, на которую свалился непрошенный "дар кометы", не готова быть богиней, слишком уж эта женщина обыкновенна, честна и безвольна. Всемогущество чужеродно для неё, распоряжается она им скорее подсознательно и генерирует какие-то совершенно нелепые чудеса: в минуты смертельной опасности вызывает сонмы бабочек, превращает кокаин в соль и "растворяет в воздухе" рельсы пригородной железной дороги. В конце концов свои бесценные способности Марина "передаривает" железной в своей целеустремлённости Альке, а уж та-то знает, как с ними поступить. Начинается головокружительная политическая карьера будущей "Богини бед"…


Е.Некрасовой безусловно удался образ Алисы. Эта экстраординарная, беспринципная, "бронебойно наглая" и вместе с тем очень ранимая девушка неожиданна и непредсказуема. Острые грани характера этого персонажа опасны для окружающих, даже у читателя они вызывают почти физическое ощущение пореза… Под стать Альке и её маргинальный партнёр Мэтт — "солдат удачи", человек, жертвующий собой ради любимой… Писательница чёткими штрихами рисует своих ненормальных, но очень живых героев, с документально-кинематографической точностью создаёт жуткую атмосферу, в которой развиваются события, нагнетает саспенс, запутывает сюжет. Всё вышеперечисленное в сочетании с ёмким, метафоричным языком, которым отлично владеет автор, обеспечивает соответствующие впечатления читателям этой жёсткой, я бы даже сказал — "неудобной" антиутопии. Б.Стругацкий не случайно обратил своё благосклонное внимание на начинающую писательницу.


© Владимир ЛАРИОНОВ

Опубликовано в журнале «Звёздная дорога» #6, 2003. С. 124-125.
Опубликовано в «Интересной газете» (г. Киев) # 10 (121), 2003. Блок Z. «Просто фантастика», выпуск одиннадцатый. С. 12.

Статья написана 30 сентября 2011 г. 23:30


Жизнь в респираторе

Евгений БЕНИЛОВ. 1985: Роман. — М.: ООО «Издательство АСТ», 2003. – 284 с. (Звёздный лабиринт. Библиотека фантастики «Сталкера»). 6000 экз. (о) ISBN 5-17-015485-2


Персонажи антиутопии Евгения Бенилова «1985» живут и работают в альтернативной Москве. Это столица коммунистического Евразийского союза, находящегося в военной конфронтации с империалистической Океанией (прямая отсылка к роману Джорджа Оруэлла «1984»). У власти Романовы, но не императорский Дом, а всемогущий клан приснопамятного секретаря Ленинградского обкома КПСС. После смерти Черненко в 1985-м году генсеком с преимуществом в один голос избран Григорий Васильевич Романов. Отступник и ренегат Горбачёв расстрелян, в честь великой победы Григория Васильевича остановлено летоисчисление, каждый наступающий год считается 1985-м. Читатель, знакомый с творчеством Д.Оруэлла, О.Хаксли и Е.Замятина, ничего исключительного в этом романе не найдёт. Мучения неординарного индивидуума в тоталитарном обществе, проблемы с одним из винтиков отлаженной государственной машины, страдания яркой личности в серой массе посредственностей и стукачей … Об этом много писали классики. .. Молодой учёный, сын «врага людей», талантливый и честный Эрик Иванов «живёт по совести», пытаясь остаться чистым в мерзком и грязном окружающем мире. Автор не жалеет чёрных красок, чтобы показать придуманную им действительность предельно отвратной. Атмосфера, в которой приходится существовать Иванову, «грязна» во всех смыслах. Не будешь притворяться лояльным и законопослушным — обязательно посадят. Не будешь пользоваться респиратором — обязательно загнёшься. Но ведь о загубленной биосфере и необратимых экологических катастрофах тоже немало написано (вспомним хотя бы «Зиму» или «Первый день спасения» В.Рыбакова).

Тем не менее, книга «цепляет» читателя. Возможно, причиной тому — злой и едкий юмор, которым наполнены страницы романа, меткие характеристики персонажей, удачные аллюзиии, острый сюжет. Может быть, воздействуют на подсознание знакомые до боли советские реалии, наблюдательно зафиксированные автором. Бесконечные чаепития в научных институтах и тупой труд по разнарядке на овощебазах, романтические мечтания на кухнях и подлые доносы в КГБ (в романе КПГ — Комитет политической гигиены), идеологически выдержанные политинформации в цехах и бесстрашные политические анекдоты в курилках. Всё это было... Серые будни Иванова, описанные автором с сатирическим сарказмом, сменяются забавно-страшными приключениями героя: побег из тюрьмы, куда Эрика упрятали в результате провокации; его вынужденное подельничество с уголовниками, затем — шизофреническое существование в шкуре загнанного зверя. Есть в романе и непременная всепобеждающая любовь-спасительница. Книга достаточно динамична и увлекательна, нужно только набраться терпения и преодолеть вязкое повествование первых страниц.


Импонирует творческая манера автора, интересно работающего в русле «фантастического реализма» (в 1998-м году повесть Е.Бенилова «Человек, который хотел понять все» была выдвинута на соискание Букеровской премии). И всё-таки… Беда практически всех литераторов-эмигрантов в том, что они творят за границей (Евгений Бенилов ещё в 1990-м году уехал из России, жил в Австралии, в Англии, сейчас работает на математическом факультете университета города Лимерика в Ирландии). Безусловно, автор не обделён литературным даром, ему надо продолжать писать … Но о чём? Находясь совершенно в другом «физиологическом растворе» писатель не чувствует сегодняшней России, его личная российская действительность всё ещё там – в 1985-м. А страна наша очень сильно изменилась… Россия терпеливо ждёт талантливого фантаста, который о ней, сегодняшней, необычно напишет; пророчески интерполируя настоящее, спрогнозирует будущее; предупредит-расскажет о грядущих напастях и всё нам объяснит. Мне кажется, с такой работой вполне справился бы автор уровня Е.Бенилова (писатель и учёный-аналитик в одном лице), но для этого гипотетический Эйнштейн от фантастики должен дышать воздухом России не через респиратор Интернета.

© Владимир Ларионов


Опубликовано в журнале "ПИТЕРbook", №5 (86), 2003.
С небольшими сокращениями под названием «Дышать без респиратора» рецензия публикована в газете «Книжная Витрина» № 15 (90), 4 мая — 10 мая, 2003.


Статья написана 28 сентября 2011 г. 23:35


Геннадий Прашкевич. Теория прогресса. М. — Текст, 2010 г. Серия: Открытая книга.

Ты не можешь не стать хотя бы чуть-чуть лучше...


В мемуарно-ностальгическом романе «Теория прогресса» Геннадия Прашкевич написал о своём детстве, хотя её героя зовут Лёнька Осянин. Пророческая записка «Ты будущий писатель и поэт» от таинственной поклонницы... Влюблённость в молодую учительницу... Теория прогресса, выведенная школьным другом Санькой Будько…

Геннадий Прашкевич пишет мне:
"Да, во многом это моя собственная биография. Таким вот я был пацаном – глупым и странным. И влюблялся всю жизнь – во всё, что двигалось. И записка была, до сих пор не знаю, кто ее написал. Та девочка, от которой хотелось бы получить такую записку, точно ничего такого не писала..."


А теория прогресса, выведенная Санькой Будько, гласит:
«Ничто, пока ты жив, не потеряно. Ничто, пока ты жив, не кануло в невозвратимое прошлое...».
«Если человечество к вечеру каждого прожитого дня становится чуть-чуть лучше, значит, чуть-чуть лучше становимся и мы...».
«Чем бы мы ни занимались, как бы себя ни вели, вся наша страна растет, строится, набирает мощь, копит энергию. Каждый день вступают в строй новые заводы и фабрики, новые корабли и самолеты, каждый день выходят на колхозные и совхозные поля все новые и новые сельскохозяйственные машины, мужественные комсомольцы распахивают целину, сеют везде царицу полей, ведут борьбу с лженауками, запускают в стратосферу геофизические ракеты; повышен минимум заработной платы, сокращена продолжительность работы в субботние и предпраздничные дни, скоро вообще перейдем на семичасовой рабочий день, может, отменим некоторые налоги. Даже Кенгуре-Соньке понятно, что если вокруг творится столько великих, даже величественных дел, то каким бы ушлым ты ни был, как бы ни хитрил, как бы ни старался отстать в учебе и в поведении, все равно к вечеру каждого прожитого дня ты не можешь не стать хотя бы чуть-чуть лучше. Валяешься на диване, как Обломов, убегаешь с уроков, как Песков, все равно кипящая вокруг жизнь обжигает тебя и пусть незаметно, пусть совсем немножечко, но делает лучше!»


Статья написана 28 сентября 2011 г. 23:28


Сторож нашим братьям

Владимир Данихнов. БРАТЬЯ НАШИ МЕНЬШИЕ. Роман. — М.: АРМАДА: "Издательство "Альфа-книга", 2005. — 404с.: ил. — (Фантастический боевик). 11 000 экз. (п).
ISBN 5-93556-588-9


Ох уж эти гении! Третьим глазом, шестым чувством, пятой точкой воспринимают они эфемерно тонкие материи и невыразимо лёгкие эфирные колебания, которые простым смертным с их заскорузлыми рецепторами вообще не доступны. Сущность гениев весьма доходчиво, не пользуясь красивыми эпитетами, объяснил в своём романе Владимир Данихнов: "…действуют интуитивно, у них есть талант не задумываться над каждым шагом. Гению приснился сон — он выдумал таблицу элементов, … треснуло по голове яблоко — вывел законы гравитации". Гений не будет "глядеть на фары приближающегося КАМАЗа и раздумывать, как лучше поступить, а доверится интуиции и прыгнет". Проблема лишь в том, что, доверившись интуиции, "талантливый может прыгнуть не только в сторону, но и навстречу автомобилю".
Написав книгу "Братья наши меньшие", писатель Данихнов прыгнул навстречу автомобилю…

Главный герой романа Кирилл Полев, от лица которого ведётся рассказ, тоже талантлив: он на раз определяет количество лет, прожитых человеком. Хоть вживую, хоть — по фотографии. Возглавляя отдел порно в Институте Морали, Полев занимается тем, что "разгребает" мерзость, накопившуюся во Всемирной сети — разыскивает в интернете нарушителей российского законодательства. Вот здесь-то и помогает герою его особый дар: Кирилл легко выясняет, каков истинный возраст несовершеннолетних порномоделек. Трудится Полев в учреждении, призванном контролировать чистоту нравов, но его моральный облик далёк от идеала, это — малоприятная, непредсказуемая и подверженная резким перепадам настроения личность. Отсутствие сострадания и цинизм — определяющие черты характера Кирилла. Вызывают глухое раздражение постоянные внутренние попытки героя самооправдаться, бесконечные обещания (которые он даёт самому себе) "сделаться лучше", идущие вразрез с его реальными действиями. Совершая очередной бечестный поступок, Полев говорит себе: "Я ещё изменюсь. Стану благородным и смелым и спасу обезьянку. Потом. Чуть позже". Вместо упомянутой "обезьянки" здесь можно на выбор вставить слова: "любовь", "женщина", "друг"... Попав в трудную ситуацию, Кирилл предпочитает малодушно смыться, лишь бы не принимать решение. Ключевые фразы: "Я развернулся и побежал…", "Я отвернулся и быстро зашагал…", "Я поспешил в противоположную сторону…" периодически всплывают в тексте. И всё же, несмотря на перманентно-негативный контекст подачи злоключений Полева и общую неприглядность его личности, данный персонаж обладает своеобразной привлекательностью, вызывает неподдельное сочувствие и сопереживание. Автор, разбавляя повествование мрачным, но мощным юмором, не позволяет читателю воспринимать своего героя сугубо осуждающе. Феномен сочувственного отношения к вроде бы резко отрицательному персонажу объясняется и тем, что на примере Полева Данихнов бесстрашно препарирует человеческое эго, то самое "нутро", порывы и проявления которого в обычной, правильной, жизни сдерживаются законами, вуалируются правилами приличия и моральными ограничениями, жёстко контролируются силой воли здорового индивидуума. В нормальной жизни… А в романе она — ненормальная, абсурдная, шизофреническая. Да и какой может быть жизнь человека, потерявшего любовь...


Блистательная фантазия писателя не знает удержу, приводя в ужас читателя-конформиста. В книге присутствуют денежный и табачный разум, аутичный робот-мальчик Коля, фантасмагорическая Ледяная башня, зловещий Жёлтый директор, мясной кризис и мясной вирус... Вербальное искажение имени человека приводит к изменению самого человека... Цыплятам делают специальные прививки, искусственно отупляющие их, поскольку существует закон, не позволяющий употреблять в пищу животных, коэффициент разумности которых превышает определённый, фиксированный уровень... Кошмар и гротеск, коктейль из Филипа Дика, Франца Кафки и Виктора Пелевина. Одни сцены романа вызывают отвращение и тошноту, другие — желание аплодировать автору.
Герой обречённо преодолевает отпущенные ему круги параноидального ада. Очищается ли Полев? Становится ли он лучше? Неблагодарное дело пересказывать нелинейно-сюрреалистический сюжет этой книги, тем самым упрощая её понимание и навязывая лично-субъективное восприятие экзерсисов Данихнова. Пусть окончательное решение останется за читателем.

Данихнов писал свою книгу в начале 2005-го года, когда средства массовой информации ещё не муссировали столь активно тему вездесущей птичьей заразы. Сегодня нас пугают неотвратимостью гибели от птичьго гриппа, как совсем недавно пугали неизбежностью всеобщей смерти от человечьего СПИДа. Да, все мы умрём. Это — непреложный факт, но неужели причиной поголовного переселения в лучший мир станет какой-то дурацкий куриный вирус? Братья наши меньшие, разве для того мы долгие тысячелетия мирно сосуществовали "плечо к крылу", чтобы в 21-м веке вы угробили всё земное население чохом (точнее — чихом)? Разумная курица Лиза из романа Данихнова, которая очень любит вдыхать табачный дым, явно будет против такого исхода. Кто ж будет курить, доставляя её удовольствие, если люди исчезнут, как вид? К сожалению, мрачные прогнозы имеют обыкновение сбываться, "мясной вирус" из романа уже маячит на горизонте, а гениальные писатели по своему обыкновению держат руку на учащённом пульсе человечества и ставят ему и себе диагноз: смертельный передоз информации и двустороннее воспаление воображения на фоне хронической нехватки любви.
В финале книги мальчишка-киборг по-киношному символично протягивает руку главному герою… Может быть, "братья наши меньшие" — это вовсе не мы, теплокровные, а — роботы, обладатели искусственного интеллекта? Может быть, именно они подхватят эстафетную палочку носителей разума на планете?


P.S.
Роман опубликован в абсолютно неподходящей для его формата серии "Фантастический боевик" издательства "Альфа-книга". Хотя о каком формате здесь можно говорить? Истинная литература не признаёт рамок и ранжиров. Низкий поклон "Армаде", выпустившей книгу… Но до меня уже дошли слухи о том, что новый роман Данихнова, который так же "неформатен", как и всё творчество этого безумного писателя из Ростова-на-Дону — почитайте его психоделические и одновременно очень реалистичные рассказы, регулярно появляющиеся на страницах журнала "Реальность фантастики" (пора бы из них делать сборник, да кто ж это издаст?) — редакторы "Альфа-книги" завернули. Похоже, "Братья наши меньшие" издательству (простите за неуклюжий каламбур) "вышли боком"…

© Владимир Ларионов

Опубликовано в журнале "Реальность фантастики" #5 (33), 2006.




  Подписка

Количество подписчиков: 181

⇑ Наверх