Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Lartis» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 18 сентября 2011 г. 21:22


"Скрадываем" надежду?

Евгений ФИЛЕНКО.
ОТСВЕТ МРАКА: Роман, повести. — М.: Вече, 2002. — 352 с. (Серия "Жестокая реальность"). 7 000 экз. (п) ISBN 5-94538-054-7


В конце романа "Отсвет мрака" отсутствует дата завершения вещи, но, судя по содержанию "политических отступлений", унылым монологам персонажей и мрачной безысходности, которой наполнено произведение, точку автор поставил не вчера, а лет десять тому назад. Мне кажется, сейчас даже закоренелый пессимист не станет предсказывать такое беспросветно-безнадёжное ближайшее будущее нашему государству и его многострадальным гражданам. Да и пермяка Евгения Филенко, широко известного своим жизнеутверждающим циклом "Галактический консул", всерьёз называть пессимистом я бы поостерёгся…

2022 год. Гигаполис с сорокадвухмиллионным населением — "пространство сплошной застройки, возникшее на пересечении нескольких промышленных регионов центральной России", битком набит нищим населением, бандитами, наркоманами, проститутками, "спидюками", серийными убийцами и какими-то мерзкими спригганами, имеющими наглость бесплатно пользоваться общественным транспортом. Есть ещё кобольды, банши, урохи и непременные крысы, придающие абсолютную законченность апокалиптической картине. Эту разношёрстную компанию пытаются держать под контролем государственный Департамент охраны порядка (ДЕПО) и тайная преступная организация со строгой иерархией (Пекло). Властные и мафиозные структуры вынуждены сотрудничать между собой, поскольку уродливой жизни города-гиганта угрожает непонятная третья сила, освобождающая для себя жизненное пространство и инициирующая кадавров-инкубов для исполнения своих страшных планов. Инкубы готовят уничтожение сердца Гигаполиса — "энергетического процессора аннигиляционного типа". Зловещим сочетанием терминов "энергия" и "аннигиляция" автор даёт понять, что после взрыва "процессора" дальнейшее существование мегагорода и его нынешних обитателей не предусматривается. Что касается кадавров, вполне возможно, что их появление — это своеобразная защитная реакция природы (в самом широком смысле) на Гигаполис со "всеми его шахтами, заводами, фекальными стоками, газовой оболочкой, которую только кретин назовёт воздухом".
События автор подаёт через восприятие персонажей. В основном, это сотрудники ДЕПО, живые характеры которых контрастно выделяются на общем безрадостном фоне. Хороши имена порядкоохранителей: комиссар Сергей Сполох, инспектор Индира Флавицкая, аналитик Серафим Ерголин, трассер Игорь Авилов. Органично, легко и надолго впечатываются они в память читателя — сразу видно, автор подбирал фамилии своим героям с любовным тщанием. Моральный климат в Гигаполисе тяжёлый, зато нет проблем с самыми продвинутыми достижениями технического прогресса. К услугам жителей супергорода схемосканы (лаптопы, запросто идентифицирующие личность по её психоэнергетической матрице), элкары (летающие средства передвижения), шок-ганы (парализаторы) и прочие не менее интересные штуки. Запоминается описание процедуры ментосканирования — леденящая душу беседа комиссара Сполоха с мозгом мёртвого полицейского Рима Гафиева. Правда, лично мне испугаться по-настоящему помешал каламбур, некстати появившийся в моём, ещё живом, мозгу: я подумал, что термин "ментосканирование" в данном случае вполне уместен, поскольку сканируется мент, пусть даже и убитый…


Обращает на себя внимание образ желчного старичка-фантаста Бориса Ильича, появляющегося где-то в середине романа и резонёрствующего на пару с заезжим эмигрантом Фимкой Бергелем. Старичку примерно семьдесят лет, он давно ничего не пишет. Подозреваю, что автор таким образом отправил в будущее свою копию десятилетней давности, озвучив с помощью экс-фантаста горькие мысли, одолевавшие самого Филенко в тот период. В пользу моей версии говорит и украинское происхождение этого персонажа, и название его программного творения ("Посол во вселенную"), и то, что Борис Ильич навсегда ушёл из литературы. Ведь когда-то и сам Филенко пытался забросить сочинительство: "Два года я вообще не хотел писать, сейчас меня опять потянуло к этому делу, но семейные и личные обстоятельства сему не способствуют" (из интервью В.Владимирскому, август 2000г.). К тому же, по моим подсчётам, Евгению Филенко (дай Бог ему здоровья!), в 2022 году будет как раз около семидесяти.

При чтении романа я несколько раз споткнулся об устаревший глагол "скрадывать", который используют по разным поводам разные персонажи. В словаре Ожегова "скрадывать" расшифровывается, как "утаивать, скрывать, делать менее заметным". У Даля "скрадывать" — означает "украсть, выкрасть, подстеречь". Филенко, судя по контексту, глагол "скрадывать" употребляет скорее в значении "ловить". Ладно, не будем придираться, а вдруг это словечко и впрямь станет популярным в 2022-м году…


Кроме романа, в книгу вошли два ранних произведения Е.Филенко — личный вклад автора в бесконечный ряд историй о всепобеждающей силе любви. В фантастической мелодраме "Эти двое" (1988) любовь чисто человеческая, а вот в трогательном повествовании "Дарю вам этот мир" (1990) звёздного драйвера Панина, совершившего вынужденную посадку на смертельно опасную для человека планету, нежно полюбят (далеко не сразу) местные кошмарные вродекоты-квазифелисы. Кстати, в последней повести я тоже отыскал обожаемый автором глагол "скрадывать". :)

© Владимир ЛАРИОНОВ

Опубликовано в журнале "Звёздная дорога" (Москва) #10-11, 2002. (За исключением абзаца про "желчного старичка-фантаста Бориса Ильича").
Полностью опубликовано в журнале "Млечный путь" # 2, 2002 г. С. 122.

Статья написана 18 сентября 2011 г. 21:17
Беседа с Александром Етоевым на портале "Белый мамонт":


Александр Васильевич Етоев — писатель, редактор, переводчик, живёт и работает в Санкт-Петербурге. Автор книг «Эксперт по вдохам и выдохам», «Бегство в Египет», «Душегубство и живодерство в детской литературе», «Экстремальное книгоедство», цикла «Уля Ляпина, супердевочка с нашего двора» и других. Лауреат множества литературных премий, с перечнем которых можно ознакомиться на нашем сайте в разделе «Авторы». Это коротко и формально. А если коротко и неформально, то Александр Етоев — это пример человека, который и пишет и говорит так, что от этого получаешь удовольствие. Не только от того, ч т о написано или сказано, но и к а к (вы это сразу почувствуете в интервью с ним, хотя оно и бралось на бегу – перед его отпуском).

Недавно они в соавторстве с Владимиром Ларионовым написали «Книгу о Прашкевиче, или От изысканного жирафа до белого мамонта». Мало того, что там было много новой и интересной для меня информации (а я давно знаю Геннадия Мартовича и сам много раз брал у него интервью), так я ещё смаковал при чтении блестящий язык комментариев Етоева. Это просто последний пример. То же можно сказать применительно ко всему его творчеству, и это редкость — в наши-то дни, когда яркий литературный стиль вымирает, подобно мамонтам (не белым!).

Перефразируя Александра Васильевича (который, в свою очередь, перефразировал Маяковского): потомки, роющиеся в окаменевшем г…, откопают когда-нибудь его книжки и не будут закапывать обратно («Книга о Прашкевиче», стр. 58).

Полностью — здесь.

Статья написана 18 сентября 2011 г. 21:10

Источник:

http://zephyrchef.deviantart.com/gallery/...


Статья написана 17 сентября 2011 г. 16:47
В десятку самых известных людей Новосибирска вошли боксер, диджей и фантаст. Местное издание журнала «Собака.RU» провело первую церемонию награждения «Самых известных людей Новосибирска». Список из 50 номинантов был составлен экспертной комиссией, после чего посетители сайта журнала смогли выбрать победителя в каждой из 10 номинаций. Награждение с помпой и аншлагом прошло в театре «Красный факел» 14 сентября.
[/p]


Ну а мы не зря голосовали за Прашкевича, он стал победителем, и получил вот такую собачку:


Статья написана 17 сентября 2011 г. 14:18

ЧАСОВЫЕ ЗАВТРАШНЕГО ДНЯ

Уильям ГИБСОН. ВСЕ ВЕЧЕРИНКИ ЗАВТРАШНЕГО ДНЯ: Роман / Пер. с англ. Д.Борисова. — Екатеринбург: У-Фактория, 2002. — 384 с. (Серия "Киберtime"). 10 000 экз. (п) ISBN 5-94799-110-1

Футуристический триллер "Все вечеринки завтрашнего дня" завершает "мостовой" цикл Уильяма Гибсона. Сюжетные линии и судьбы персонажей двух предыдущих романов трилогии ("Виртуальный свет" и "Идору") сходятся в в своеобразный "метаузел", каковым становится "Гольден Гейт" — разрушенный сокрушительным землетрясением стальной мост между Сан-Франциско и Оклендом, прибежище изгоев и деклассированных элементов. Именно здесь формируется эпицентр глобальных перемен узловой структуры мира, инициируемых одним из персонажей книги, информационным магнатом Кони Харвудом. Уничтожение автономной субкультуры моста, "бессознательного полигона для разработки альтернативных социальных стратегий" должно стать первым звеном в цепи зловещих изменений, своеобразным началом "конца света".

Пишут, что Гибсон владеет огромной коллекцией старинных часов, для пополнения которой он тратит немалые деньги, активно участвуя в аукционах интернет-барахолки eBay. Вероятно, отсюда завидная осведомлённость родоначальника современного киберпанка в области идентификации и классификации механических приборов для измерения времени. Часы в "Вечеринках" (подобно очкам в романе "Виртуальный свет") играют архиважную роль, прочно цементируя фабулу романа. Любовно-скрупулёзному описанию маленьких механизмов, чётко функционирующих во "враждебной по определению Вселенной", Гибсон посвящает целые абзацы. Стрелки часов вычерчивают орбиты поступков персонажей, по виртуальному следу часов в киберпространстве положительные герои ищут главного злодея, тиканье часов с навязчивой постоянностью напоминает о том, что отведённое всем нам время уже заканчивается. Текст романа плотен и осязаем, предложения информационно насыщены, главы компактны и подогнаны друг к другу, словно шестерёнки в часовом механизме. Автор с невероятным изяществом делает виртуозные обобщения и парадоксальные выводы. Конструкции Гибсона стильны, а констатации элегантны, как хорошие швейцарские часы. Обилие точных деталей придаёт описываемым событиям резкость и достоверность. Всё это сочетается с характерной для Гибсона кинематографичностью, непредсказуемым сюжетом и, конечно же, с необычными, маргинальными, психопатичными образами многочисленных героев. Агент перемен Кони Харвуд, эдакий "образец двадцать первого века, синтез Билла Гейтса и Вуди Аллена", используя нанотехнологии, дистанционное клонирование и наёмных убийц пытается опрокинуть мир, переделать его под себя, что означает фактическое уничтожение существующей реальности. Харвуду противостоят бывший полицейский Берри Райделл, сталкер виртуального мира Лэйни, экс-рассыльная Шеветта Вашингтон, цифровая мегадива-идору Рэи Тоэи и беспризорник Силенцио, чувствующий себя уютно только среди часовых циферблатов. Эти очень разные, но очень живые, персонажи оказавшиеся на переднем краю битвы за спасение мира, которая идёт одновременно в компьютерных информационных потоках и в реале. становятся своеобразными "часовыми" завтрашнего дня. Их страсть, любовь, непосредственность, чистота не позволяют миру рухнуть. Конец света откладывается. Починенные и отреставрированные часы вечности продолжают свой размеренный ход.

© Владимир Ларионов

Опубликовано в журнале "Звёздная дорога" #1, 2003.


Файлы: vse vesherinki.jpg (51 Кб)



  Подписка

Количество подписчиков: 182

⇑ Наверх