Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Lartis» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 5 февраля 2018 г. 23:28

Алексей Сальников. Петровы в гриппе и вокруг него. — М.: АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2018.

Прочитал…
Те, кто так и не понял, чем хороши «Петровы в гриппе», наверное, просто не добрались до финала этой истории. Впрочем, никакого финала у романа нет… К тому же, я, убейте, не понимаю, как можно бросить чтение этого насмерть затягивающего текста. Ведь чтобы не добраться до финала, надо закрыть эту колдовскую книгу. А я, как только оказался вместе с Петровым в инфернальном екатеринбургском романе-троллейбусе Алексея Сальникова, так и поехал в нём непонятно куда, изумляясь паноптикуму странных пассажиров и переплетению их судеб. Автор вроде бы изначально не особенно что-то скрывает, но по-настоящему до меня дошло, что это фантастический реализм уровня «Мастера и Маргариты» (да прочитанного не сегодня, а в 1966-1967 гг., когда роман неожиданно вышел в журнале «Москва») только где-то на второй половине книги. А уж как Сальников ухитрился свести и закольцевать все вспыхивающие по обочинам сюжетного маршрута одинокие загадочные огоньки в одно объёмное целое, мерцающее жутко-весёлыми отсветами аида – этого мне никогда не объяснить...



Кстати, как раз сегодня объявили, что Алексей Сальников с романом "Петровы в гриппе", входившим в список финалистов премии "НОС", стал лауреатом этой премии в номинации "Выбор критического сообщества".



Купить книгу Петровы в гриппе и вокруг него


Статья написана 5 февраля 2018 г. 11:52
Размещена:
Конкурс позитивного неформата (романы, повести, сборники) "Мимо серии".
Проводится с 1 сентября 2017 по 1 марта 2018 издательством «Параллель» совместно с ЛитАртелью им. Боборыкина при поддержке сайтов litnet и livelib. Победители будут опубликованы издательством «Параллель».


       

Мы ищем книгу позитивную, но не пошлую, наполненную верой в чудо, но не инфантильную. Если ваша яркая идея не вписывается в существующие серии, вы затрудняетесь поставить точный жанр вашему произведению – участвуйте!


«Неформат» — понятие амбивалентное: если текст не вписывается в рамки издательства, не подходит ни в одну из существующих серий, не может быть причислен ни к одному жанру или сочетает в себе сразу несколько — все это отнюдь не означает, что перед нами произведение выдающегося литературного мастерства.
Вместе с тем, существуют книги, которые, несмотря на очевидные достоинства, никогда не будут опубликованы именно в силу несоответствия формату. Как правило, причина тому — их смешанная природа. Для царства высокой литературы они чересчур отчетливо несут на себе печать фантастики или фэнтези, в пространстве же жанровом они слишком своеобычны и зачастую нарушают негласную фанатскую конвенцию — прегрешение, которое поклонники чистых жанров прощают крайне неохотно.
За редкими исключениями судьба таких текстов – изгнанников, граждан ничейной земли — печальна: не востребованные ни «верхом», ни «низом», они влачат жалкое существование на просторах Сети, медленно погружаясь в море хлама, откуда, по прошествии времени, поднять их на поверхность уже невозможно.

Задача данного конкурса — обнаружить подобные книги и отобрать для последующего издания.


Как мы решаем, достойна ли книга публикации? У древних греков на Олимпийских играх судьи имели право определять победителя «на глазок» — и никогда не объяснять, почему судили так, а не иначе. В конце концов, иногда чувствуешь правильно решение, а объяснить не можешь — так и в литературе, где интуиция играет огромную роль. Разумеется, мы отдаем предпочтение текстам, написанным грамотно, богатым и образным языком, с интересным сюжетом и так далее — однако кто из авторов откажет в этих признаках своим выстраданным работам? Кроме того, сама область неформата настолько обширна, и тексты ее настолько разноплановы, что недостатки одних в других оборачиваются достоинствами. Поэтому, начиная прием работ на рассмотрение, мы решили задать лишь основные критерии:

ВЫЧИТАННЫЙ И ОТРЕДАКТИРОВАННЫЙ ТЕКСТ!
Объем текста: ориентировочно от 5 до 12 авторских листов.
Жанр: роман, повесть или сборник рассказов, объединенных общими героями или сюжетом
Количество работ от одного автора: не более 2-х
Срок подачи текста: 1 сентября 2017 – 1 марта 2018 включительно
ОЧЕНЬ ВАЖНО: Конкурсный текст не должен содержать элементов порнографии, насилия — в том числе сексуального, оскорбления религиозных чувств — ВНИМАНИЕ! — за исключением тех случаев, когда путем разрушения культурного табу создается художественный эффект, достаточно ценный, чтобы оправдать подобное нарушение.


Подробнее см. здесь:
https://litnet.com/ru/contests/mimo-serii...


Статья написана 18 января 2018 г. 00:53
Выкладывал на Фейсбуке в новоиспечённой группе "Новокон 2018" (появившейся в связи с похвальным намерением ряда френдов возродить "Новоконы" на Чёрном море) кое-какие снимки с того самого первого, легендарного, "Новокона-87" (пос. Новомихайловский, Краснодарский край. 21 — 24 сентября 1987 г.). И вспомнил про смешной автограф, полученный у Виталия Бабенко на его культовой повести "Игоряша "Золотая рыбка" в дни того, тридцатилетней давности. "Новокона". Было это под утро и, как справедливо указывает Виталий, "в состоянии грогги".



Повесть Бабенко "Игоряша "Золотая рыбка" была опубликована журнале "Литературная учёба" (№6, 1985). У меня в те времена был какой-то особый нюх на фантастику. Мог найти её, где угодно. Никогда я не выписывал и не покупал "Литературную учёбу", хотя в те годы выписывал огромное количество журналов, включая болгарские... Заранее о предполагаемой публикации в этом номере "ЛУ" подборки произведений молодых фантастов, рекомендованных Аркадием Стругацким, не знал. Но тогда, в далёком восемьдесят пятом, проходя мимо киоска "Союзпечати", подошёл, взглянул на выложенную периодику, взял "Литучёбу" в руки и, конечно же, увидев имя Аркадия Стругацкого, немедленно купил. И до сих пор храню...



Статья написана 14 января 2018 г. 23:02
Раз уж начал про "Новокон-87", то будет уместно разместить здесь памятный для меня снимок замечательного фантаста Владимира Михайлова.



На фото — Владимир Дмитриевич подписывает мне в Новомихайловском на "Новоконе-87" свой роман "Тогда придите, и рассудим". А буквально через месяц мы встретились на семинаре по кинофантастике в Репино под тогда ещё Ленинградом (Михайлов как раз накануне лишился должности главреда рижского журнала "Даугава", слишком часто печатал русских фантастов), и он подписал мне и фото. То есть, на снимке получился двойной автограф. :)



Статья написана 14 января 2018 г. 17:07


Илья Боровиков. Забвения. – Екатеринбург: Гонзо, 2018.

«Забвения», названная в издательской аннотации повестью, а в предисловии именуемая романом, состоящая из небольших главок с задорными заголовками, совсем не такая весёлая книга, как может показаться по этим заголовкам. Четыре сотни страниц обычного шрифта, по объёму – вполне себе роман, поэтому так и буду её называть. Однозначной трактовке произведение не поддаётся. Истолкование этой необычной вещи, понимание её содержания во многом зависит от внутреннего содержания читателя, которому, боюсь, придётся поломать над романом голову. А вот издательству «ГОНZО» к сложностям не привыкать, ведь именно оно в своё время познакомило российского читателя с многомерным «Домом листьев» Марка Данилевского.


Автор «Забвении» Илья Боровиков ещё десять лет назад на редкость удачным дебютом – детским романом-сказкой «Горожане солнца» – доказал, что фантазия у него работает превосходно. «Горожане солнца» получили тогда премию «Заветная мечта» и запомнились читателю специфической, изощрённой странностью и усложнённым языком. Новая книга Боровикова странна не менее, хотя описанная в «Забвении» ситуация многими фантастами и нефантастами обыгрывалась неоднократно: человек из замечательно обустроенного мира всеобщего благоденствия и счастья попадает в суровые объятия мира природного, натурального. Конечно же, автор наделил Гармонию (государство, в котором живёт с женой Мартой и трудится локоть-менеджером правой руки герой романа Прокоп) особенными, только ей присущими чертами. Граждане Гармонии носят сЕртуки, снабжены индикаторами совести, ездят на фаФэтонах, на дух не переносят ничего металлического и периодически освобождаются от досадных и неприятных мыслей в специальных уборных-исповедальнях с помощью «отомницелей». Благодаря регулярной «гигиене памяти» гармонцы с годами не мрачнеют, не покрываются морщинами, не горбятся, а округляются в розовато-пухловатых младенцев, не помнящих ничего плохого о своей жизни. Правда, случаются издержки, когда беспамятность поражает навылет. «Является "невдомёк", улыбчивое существо с ясными, кроткими глазами, словно разбуженное в незнакомом месте и теперь вечно ждущее разъяснений, доверчиво идущее за каждым, кто эти разъяснения готов предложить, но уже не способное не осознать их, ни толком запомнить».

Уютно-стерильную вселенную своего комфортного обитания герой покидает не по собственной воле, не по заранее разработанному плану, не из-за того, что воспылал роковой любовью к продвинутой незнакомке-революционерке, как часто бывает в антиутопиях. Происходит всё вроде бы случайно. Хотя… Я сильно сомневаюсь, что у Боровикова в романе вообще есть что-то случайное. Закономерен закольцованный квест Прокопа, закономерна внутренняя логика постепенного прозрения героя и постижения истины. Конечно, надо эти закономерности уметь увидеть, выделить и понять. Собственно, имеется в романе Боровикова и та самая почти обязательная для антиутопий роковая незнакомка, из-за которой Прокоп пересекает ров-границу, отделяющую страну Гармонию от страны Забвении. Но эта девушка-девочка очень уж призрачная, да и влечёт Прокопа совсем к другой героине романа, бесхитростной и энергичной дикарке Ябеде… Далее по сюжету (упрощаю его суть максимально) Прокоп попадает в плен к лесным жителям-древлянам, использующими героя как Живой Щуп, ведь жители Гармонии болезненно чувствительны к железу, наводящему на них физиологический ужас.


Полностью рецензию читать здесь:
https://krupaspb.ru/zhurnal-piterbook/ret...





  Подписка

Количество подписчиков: 181

⇑ Наверх