Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Ray Garraty» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 1 сентября 2012 г. 15:18

Allan Guthrie

Hard Man

Polygon, 2008

У семьи Бакстер трудности. 16-летняя дочь Джейкоба Бакстера Мэй вышла замуж за 26-летнего садиста Уоллеса, погуляла на стороне, забеременела, и это очень не понравилось Уоллесу. Джейкоб боится, что теперь Уоллес применит насилие к его дочери. Отец семейства просит своих двоих сыновей, Роджа и Флэша, «поговорить» с Уоллесом, чтобы тот оставил Мэй в покое. Но знаток каратэ Уоллес не любит слушать чужие указания, и все семейство Бакстера на первый раз отделывается легкими травмами после разговора с Уоллесом по душам.

Джейкоб находит решение. Он хочет нанять местного сидельца Пирса, который бы «порешал проблему» с Уоллесом и стал телохранителем Мэй. Пирс с его тяжелым характером и финансовыми проблемами раздумывает над предложением заработать несколько тысяч, но, взвесив все за и против, отказывается, не желая расхлебывать чужое дерьмо. Семейству Бакстеров придется убеждать Пирса более изощренными способами. Действие начинает ускоряться, сюжет летит вихрем.

Пирс уже был героем другого романа Аллана Гатри, «Two-Way Split». Прошлое Пирса полно насилия: убил драгдилера за смерть сестры, отсидел, видел, как грабители убили его мать, мстил за смерть матери, едва избежал наказания. Друзей, кроме собаки, у Пирса никогда не было. Как и постоянной работы, но «Pearce needed the money. Arsewipe. Maybe he should think about proper job. Only thing he’d done since he got out of prison was debt collecting. And that wasn’t an option now Cooper was inside». Однако Пирс, который как раз тот самый «hard man» из названия, не единственный герой книги. Гатри не торопясь расставляет фигуры, раскрывая характер всех членов семьи Бакстер. Это та еще семейка, поэтому уже готовишься к параду ошибок, неожиданных твистов и черного юмора.

С юмором проблем нет, а вот со всем остальным… Предыдущие два романа Гатри тоже изобиловали персонажами жестокими, безумными и непредсказуемыми. Любимым приемом писателя было накидать большое число героев в одну кучу и смотреть, как они будут разбираться с общими проблемами. В то же время Гатри менял повествователей по ходу дела, но делал это не так уж часто, оставаясь с одним героем достаточное количество времени, чтобы от переключения нарраторов не мелькало в глазах. От «Hard Man» в глазах как раз рябит. Автор так часто меняет угол зрения, что в конце концов перестаешь внимательно следить за этой монтажной нарезкой. По глазам бьет, а удовольствия никакого.

Во второй половине сюжет разбивается на два подсюжета, и Пирс в итоге оказывается на обочине. Несколько неожиданно видеть, как главный герой книги неожиданно практически перестает принимать участие в развитии сюжета. Гатри в первой половине книги вводил нас внутрь сознания Пирса, чтобы потом без видимого результата бросить героя на произвол.

В романе есть несколько неожиданностей, но запас их быстро иссякает, и финал уже можно предсказать за несколько десятков страниц.

В первых двух книгах Гатри мы видели, на что он способен («Two-Way Split» был чудесным, «Kiss Her Goodbye» похуже). Эта и в подметки им не годится. Первая половина романа была многообещающей, но потом роман скис. Лучше найдите два первых романа, этот можно пропускать.


Статья написана 27 августа 2012 г. 10:45

Donald Westlake

Killy

Random House, 1963

Не такой уж молодой, но еще студент по имени Пол Стэндиш прибывает на практику в Вашингтон в контору объединения профсоюзов. Пола под свою опеку берет специалист среднего звена Уолтер Килли. Студент не успевает провести и дня в офисе, как Килли предлагает Полу попрактиковаться в полевых условиях. Ассоциация получила письмо от одного из рабочих обувной фабрики в городке Виттбург о том, что новое начальство фабрики притесняет работников, и многие хотят выйти из местного профсоюза и вступить в филиал профсоюза Ассоциации.

Первым делом Килли и Пол навещают того работягу, что им писал, но его не оказывается дома. Зато его жена просит не вмешивать мужа ни в какие дела и вообще быстрее выметаться из города. Вскоре автора письма убивают на стоянке у фабрики, а местная полиция вешает дело на Килли, прессуя и Пола. Студент после пары жестких допросов понимает, что вместо прохладительного отпуска в деревне он получил океан проблем, в котором легко утонуть. Полу придется изрядно потрудиться, чтобы выпутаться из сжимающегося круга проблем.

«Killy» — четвертый роман Уэстлейка под собственным именем и он ничуть не хуже предыдущих. Как только у Килли и Пола начинаются проблемы в Виттбурге, незамедлительно ждешь очередной истории о мафии, которая держит в кулаке и в страхе весь город. Это отчасти так: есть здесь влиятельный директор фабрики, его дочь репортер, жесткая полиция, запуганные жители, — но только отчасти. Уэстлейк поворачивает историю в другое русло. Писателя больше интересуют обычные люди и их маленькие страсти. Это личная история, не история городка (хотя ситуация с Виттбургом, видимо, была довольно распространенной в 60-е годы в США).

Интересен здесь и главный герой Стэндиш, который за несколько недель в полевых условиях превращается из робкого и мало в чем смыслящего студента-очкарика в хладнокровного и мстящего мужчину. Не стоит забывать и про Килли, чье имя вынесено в название. В книгах Уэстлейка герои второго плана имеют свойство выходить на первый.

Экономичное письмо и звонкий, как пощечина, финал заставляют меня думать, что Уэстлейк вообще не писал плохих книг. Двухсотпроцентное удовольствие.


Статья написана 15 августа 2012 г. 11:35

Matthew F. Jones

A Single Shot

Mulholland Books UK, 2011

Охотник Джон Мун выходит утром из своего фургона на охоту. Он нелегально постреливает оленей, каждый раз рискуя попасться. Отец Джона в свое время из-за банковского краха потерял ферму, да и у самого Джона хватает проблем. Он надолго не задерживается ни на одной работе, от него ушла жена, забрав с собой сына. С деньгами всегда туго, и бесплатное мясо лишним не бывает.

Джон издалека стреляет в оленя, а потом долго преследует раненое животное. Когда в кустах он слышит шорох, Мун стреляет. Олень появляется с другой стороны, Мун стреляет и в него. Подойдя к кустам, где раздавался шорох, Джон находит тело молодой девушки, которую он случайно убил Исследовав место нелегально разбитого лагеря, он также находит сумку с деньгами и кучу наркотиков. Обыскав тело, Джон читает записку, написанную убитой, в которой девушка пишет про своего бойфренда, в которого она по уши влюблена. Джон прячет тело в пещере, забирает деньги и тушу оленя и тащит все это себе в фургон. Деньги Мун хочет использовать, чтобы вернуть свою жену и ребенка. Позже Джон догадывается, что деньги принадлежат паре фермеров, чей дом несколько лет назад был ограблен, а они оба были жестоко убиты. Совесть и люди, которым принадлежала сумка с деньгами, одновременно начинают преследовать Джона Муна.

«A Single Shot» — это то, что теперь называют rural noir. Романная история и в самом деле близка к нуару, прежде всего тем, что полнится хорошими людьми, совершающими плохие поступки. Джон Мун – честный, но сломленный герой. Он «a good-looking guy…, gentle and with a good sense of humor». Жизнь была к нему несправедлива, но он не имеет внутреннего стержня, чтобы сопротивляться до конца и не поддаваться соблазнам. Он берет ворованные деньги (крадет уже украденное), но на благо семьи. Он убивает девушку, но это несчастный случай. Муна посещают мысли о том, чтобы пойти в полицию и признаться, объяснить ситуацию, но и здесь ему не хватает уверенности. У него есть несколько судимостей, и кто поверит ему? Кто поверит в несчастный случай браконьеру, безработному, к тому же взявшему ворованные деньги? Джон не один такой в романе, кто попал под влияние денег или дурной компании.

«A Single Shot» большая история, где суть в мелочах. И Мэтью Джонс улавливает в своем письме важность мелочей. Но что выделяет эту книгу и делает ее выдающейся, так это отношение к смерти. Лишение человека жизни здесь не просто очередное как будто повседневное событие, это то, что способно человека сломать (вот почему этот роман сравнили с «Преступлением и наказанием»). Убийство лишает сна, истощает, заставляет гореть в лихорадке. Совесть опухолью разъедает мозг, сердце то ускоряется, то почти замирает, в легких расплавленный свинец. Убитая девушка даже после смерти не оставит Джона в покое, не только ее душа, но и тело будут преследовать случайного убийцу. И расплата будет вовсе не такой, которой ожидаешь.

«Единственный выстрел» — и сразу в яблочко.


Статья написана 11 августа 2012 г. 14:41

Robert Colby

The Captain Must Die

Prologue Books, 2012 (eBook)

(originally published by Gold Medal, in 1959)

Трое бывших солдат спустя 12 лет после окончания войны возвращаются в город в Луизиане, где живет с женой их бывший капитан. Солдаты горят встречей с капитаном Дрисколлом, но не вовсе не потому, что хотят отблагодарить его за хорошее командование. Все трое наоборот, охвачены ненавистью и хотят жестоко убить капитана. Ныне Дрисколл – успешный коммерсант, отец ребенка, солидный и преуспевающий человек, с все еще привлекательной женой. Трое солдат хотят не просто убить Дрисколла, это было бы слишком просто, но сначала напугать его как следует, сбив его с размеренного ритма жизни, потом отнять его женщину, а потом и забрать все деньги капитана, которые тот успел скопить за 12 лет жизни и которые теперь он хранит в сейфе с кодом. Брик, организатор плана мести, более всего горит желанием отправить капитана на тот свет – в качестве расплаты за один случай во время войны, за один инцидент, который едва не поставил крест на жизнях троих военных товарищей.

Колби сразу посвящает нас в планы троицы, но далеко не сразу выкладывает правду про то, что случилось 12 лет назад. Зато дает высказаться каждому персонажу. У каждого есть свои секреты, у каждого свое отношение к тому инциденту из прошлого, и у каждого свои планы на будущее. Брик, свирепый и нахрапистый мужчина, страдает о потере семьи. Плейбой Кэл лишился доходной работы. Тупица Барни упустил ждущую его невесту.

Не раскрою большого секрета, если скажу, что все эти 12 лет Брик, Барни и Кэл провели в тюрьме. Но странно, что Колби вообще не упоминает о том, как отсидка повлияла на троих товарищей. Колби пишет, что они ждали расплаты и копили злобу и ненависть все это время, но о тюремном опыте и о тюремном влиянии – ни слова, как будто все эти 12 лет бывшие солдаты ждали просто на лавочке, а не за решеткой.

Колби несколько простоват, но он очень умело создает атмосферу нарастающего напряжения. Более того, автору удается добиться эффекта, когда мы встаем на сторону солдат в начале романе. Положительным героем-то должен быть капитан, но Колби использует в описании отдельные слова и выражения, которые показывают капитана в невыгодном свете, как будто он последняя гнида, нажившаяся на неудаче других. Трое же ублюдков, жадные до денег и женской плоти, очевидные антигерои, но до того, как Колби раскроет секреты прошлого, мы на стороне сидельцев и бывших солдат.

«The Captain Must Die» написан по всем канонам жанра, но доставляет по всем параметрам.


Статья написана 11 августа 2012 г. 13:16

Donald Westlake

361

Hard Case Crime, 2005

23-летний Рэй Келли заканчивает службу в Германии и возвращается домой. В Нью-Йорке его должен встречать отец, Уиллард Келли. Келли-старший странно себя ведет, не желая покидать номер отеля, и Рэй сам едет к отцу. Вдвоем в машине отца они направляются в небольшой городок, где живет Уиллард и брат Рэя, Билл. Но по дороге их обстреливают неизвестные люди, и Рэй приходит в себя в больнице спустя два месяца. Его отец мертв, а сам он лишился глаза. Позже Рэй узнает, что жена Билла была сбита машиной. Рэй подозревает, что кто-то пытается убрать с этого света всю семью Келли.

Когда некий посланник сообщает Рэю и его брату, что их отец не должен был приезжать в Нью-Йорк, Рэй выбивает из посланника немного полезной информации. Оказывается, Келли-старший, работавший адвокатом, имел еще довоенные связи с нью-йоркской организацией (читай: мафией). Рэй, молодой человек со стеклянным глазом, оставшийся с двумя чемоданами пожиток и лишившейся разом всего, к чему он возвращался домой, встает на тропу мести.

Третий по счету роман Уэстлейка, написанный им под собственным именем, и, пожалуй, еще чернее дебютного “The Cutie”. Кому-то эта история покажется совсем неоригинальной, с кучей избитых ходов и приемов, но как Уэстлейк управляется с этими ходами и приемами! Да, это далеко не первый роман о человеке, который, вернувшись со службы, сталкивается с тем, что все его мечты рухнули в одно мгновение. И далеко не первый роман о мести, где одиночка противостоит мафии. Главная находка Уэстлейка – это голос главного героя Рэя Келли. Приглушенный, плоский, сухой, безэмоциональный голос рассказчика может заставить подумать, что самому Рэю все равно, что будет с ним и его обидчиками, но сквозь трещины в этом сухом повествовании просачиваются гнев и ярость. Келли вообще здесь сталкивается с проблемой (после нескольких сюжетных поворотов): мстить или не мстить? И выбрав месть, он ставит себя в категорию тех, кто не верит, что месть это блюдо, которое подают холодным.

Очень хорошо. 361 раз хорошо.





  Подписка

Количество подписчиков: 74

⇑ Наверх