Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Ray Garraty» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 15 февраля 2011 г. 21:15

The End of the Line

Edited by Jonathan Oliver

Solaris, 2010

Что может быть лучше, чем взять в руки антологию британского хоррора и читать ее понемногу каждую ночь? А если авторы такой антологии хоррор dream team? Наличие звездных имен, однако, еще не гарантирует стопроцентного удовлетворения от чтения книги. Часть авторов подтвердила, что они мастера вне зависимости от того, о чем они пишут. Другая часть только пошуршала по поверхности, не спускаясь туда, в подземку, в темные туннели страхов, в поезда отчаяния и бессилия.

Все рассказы этой антологии так или иначе связаны с метро (хотя есть рассказы, где это подземные туннели, но не туннели метро). Тема крайне интересная: подземка, несмотря на уровень развития технологий, на совершенствующуюся безопасность пассажиров метро, продолжает хранить темные секреты. Стоит сразу ответить, что в антологии нет плохо написанных рассказов (напомню: все авторы профессионалы, все признанные писатели), но некоторым не хватает глубины. Страхи всегда прячутся внутри, а не снаружи, и те авторы, которые не копали внутрь, не спускались под землю, представили неплохие рассказы, которые, однако, сложно назвать выдающимися.

Первый сильный рассказ в сборнике – «The Lure» Николаса Ройла. Это же и самый запутанный рассказ в книге, полный умолчаний, недомолвок, тайн – тайн, которые мы скрываем внутри нас самих. Действие рассказа происходит в Париже, и Ройл пишет с французской легкостью. Его рассказ пахнет французскими духами, но это не тот запах, который хочется вдыхать. «The Roses That Bloom Underground» Эла Юинга куда более прямолинейный, но подкупающий легкостью и плохо скрываемым черным юмором. Кандидат в мэры Лондона предлагает за три недели полностью обновить метро, если жители выберут его. В обновленном метро нет абсолютно никакой грязи, двери закрываются бесшумно, сиденья не ломаются, подземка внушает людям чувство счастья: еще бы – там даже пахнет розами. Но за удобства всегда приходится расплачиваться.

Как ни странно, во второй половине книги выдающихся рассказов куда больше, чем в первой. Лучший из них – «In the Colosseum» Стивена Фолька. Фольку, как никому другому, удалось в коротком рассказе показать, как люди сходят с ума и что при этом человек чувствует. Чтобы получить хороший заказ, Маркус соглашается принять участие в вечеринке, которую организовывает его будущий заказчик. Маркус и другие люди с вечеринки спускаются в метро и запирают себя в комнате, где установлены мониторы от камер слежения. И то, что показывается на этих мониторах, совсем не то, что каждый из нас хотел бы увидеть. «In the Colosseum» — это рассказ-зеркало, в которое автор предлагает нам посмотреть и увидеть, что скрывается внутри нас самих и тех, кто находится рядом с нами. Майкл Маршал Смит в «Missed Connection» раскрывает характерную особенность человека: мы до последнего ищем какого-то логического объяснения, даже если все вокруг никак не укладывается в привычный ход вещей. Герой рассказа выходит на станции метро, надеясь побыстрее добраться до магазинов, чтобы купить семье рожденственские подарки. Но вокруг него ни души, эскалатары не работают, так что протагонисту кажется, что станция просто закрыта на ремонт. «Siding 13» Джеймса Лавгроува скорее приятная шутка, но тем не менее вызывает мурашки. «Crazy Train» Наташи Роудс эксплуатирует уже приевшуюся тему «смерть и рок-н-ролл», но делает это не без изящества. Рассказчик истории – покончивший с собой басист рок-группы, которого будит возле бара некая девушка, предлагая покойнику поехать на концерт. Музыкант ошеломлен, но соглашается на путешествие на сумасшедшем поезде. Он еще не знает, кто эта девушка и к чему приведет эта поездка. Джоел Лэйн в «All Dead Years» рассказывает историю двух женщин – психотерапевта Вэл и ее пациентки Хелен. Хелен страдает расстройством психики: как только она спускается в подземку, ей становится плохо, она задыхается, в стенах она видит трупные останки. Желание помочь пациентке приводит Вэл к странным последствиям. Проза Лейна пронизана сочувствием и страданием. В этом рассказе он показал, как человек может остаться один на один с пустотой.

«The End of the Line» — очень качественная антология, в которой треть рассказов выдающиеся, остальные – просто хорошие.


Статья написана 15 февраля 2011 г. 21:02

Gary McMahon

What They Hear in the Dark

Spectral Press, 2011

Я уже писал о книгах издательства Nightjar Press (черт, я рецензировал все их книги!), запустившего серию сдвоенных релизов так называемых чэпбуков – одна книга\один рассказ. Все шесть на данный момент изданных книг содержали по выдающемуся рассказу, поднимая очень высокую планку для писателей, работающих в области т.н темной литературы. Теперь появилось еще одно британское издательство, тоже занимающееся выпуском чэпбукс. Стартовая книга получилась очень сильной.

Гэри Макмэхон далеко не дебютант, он автор как многочисленных романов, так и нескольких сборников рассказов. «What They Hear in the Dark» — прекрасный образчик того, как не используя прямолинейных приемов, можно нагнетать атмосферу, сводя фантастический элемент по сути к минимуму.

После насильственной смерти сына муж и жена переезжают в новый дом, рассчитывая начать все с начала. Дом, так же, как и их семейная жизнь, находится не в лучшем виде: требуется ремонт. Местом, где супруги могут отвлечься от давящей пустоты, становится некая Комната Тишины. В этой комнате абсолютно темно, а самое главное – в ней нет абсолютно никаких звуков. В эту Комнату не проникают звуки снаружи и гасятся все звуки, издаваемые внутри. Комната становится чем-то вроде наркотика для Роба и Бекки. Главное – не зайти слишком далеко.

Этот рассказ – не одноразовое чтение, которое можно испортить спойлером (хотя я все равно не буду раскрывать дальнейший сюжет). Макмэхон удивительно тонко чувствует то, о чем порой забывают многие авторы хоррор-литературы: самое страшное живет всегда внутри человека, а не снаружи. У автора достоверно получается описывать человека, которой потерял самое ценное в своей жизни, находящегося на грани и не знающего, как жить дальше.

Многообещающий дебют нового издательства. Будем следить, что преподнесет нам Spectral Press в следующий раз.


Статья написана 15 февраля 2011 г. 17:09

Я уже неоднократно здесь упоминал писателя Ника Маматаса. у него в этом году выходит два романа, Sensation (сольно) и The Damned Highway (в соавторстве с Брайаном Кином). Помимо этого у ника в Apex Publications выйдет еще книга нон-фикшн — Starve Better, что-то вроде пособия для начинающих авторов. А так как Ник остер на язык, отлично знает издательские дела, редактор серии японской фантастики, да и вообще человек не скучный, то его книга "Голодай лучше" может стать отличным примером настольной книги для МТА всех возрастов.

Надо поговорить с Ником, возможно, он разрешит перевести какой-то фрагмент этой книги на русский, и этот фрагмент тогда я непременно выложу на всеобщее обозрение. Может быть, у МТА появится желание прочитать всю книгу целиком.

обложка the damned highway


Статья написана 15 февраля 2011 г. 11:42

начинаем новый раунд букпорна.

французская антиутопия и детектив Порфирий Петрович на улицах Петербурга от британского автора

два романа Марка Стрэнджа, обладателя edgar award-2010 за лучший роман (body blows), выпущенный в мягкой обложке


Статья написана 15 февраля 2011 г. 11:20

видеоинтервью с Гэри Вулфом из Локуса. Гэри крутой.





  Подписка

Количество подписчиков: 74

⇑ Наверх