fantlab ru

Все отзывы посетителя _fEnIkS_

Отзывы

Рейтинг отзыва


– [  7  ] +

Филип Дик «Мечтают ли андроиды об электроовцах?»

_fEnIkS_, 27 ноября 2022 г. 20:34

Далекое (или нет?) будущее, где после ядерной войны большую часть человечества заставили переселиться на внеземные колонии (из-за последствий радиации, а в качестве дополнительного стимула — слуги-андроиды, сопровождающие людей на новых местах). Также почти все животные вымерли, а оставшиеся виды представляют большую финансовую и социальную ценность — иметь домашнее животное считается роскошью. Почему-то показалось странным, что человечество приходится ЗАСТАВЛЯТЬ переехать с полуразрушенной планеты на более пригодные для жизни земли, да еще и с бесплатной прислугой — было бы наоборот более логичным, если бы все сразу захотели сами улететь подальше. В такой постапокалиптической атмосфере в центре внимания — история Рика Декарда, охотника за головами, помогающего полиции отлавливать беглых андроидов, вернувшихся на Землю.

Лучше всего Дику удалось передать сложность определения наличия сознания у андроидов — здесь они практически не отличимы от человека, а идентифицируют их с помощью специальных тестов, например, самый практичный — проверка психологической реакции на те или иные события. В итоге главному герою не раз приходится задуматься о собственном разуме и поступках андроидов, преследуемых им. Часть романа, где Рик встречается со своим «братом по профессии» Филом Решом мне понравилась больше всего, здесь все персонажи становятся неоднозначными, теряется грань кто же есть кто на самом деле?

Вторая половина, наоборот, по большей части разочаровала, так как в основном связана с культом мерсеризма — религиозно-философского учения (больше смахивает на секту), последователи которого с помощью специального прибора «вселяются в тело» божества-мученика и вместе с ним проходят восхождение по горе, забрасываемые камнями. Имхо — такое себе развлечение. Подается это здесь как проявление способности к эмпатии и состраданию и помогает сравнить человека с андроидом, но я бы предпочел увидеть более приемлемую аллегорию для этого.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Клиффорд Саймак «Почти как люди»

_fEnIkS_, 21 ноября 2022 г. 09:41

Роман на тему нашествия пришельцев с целью захвата Земли, но пришельцев, делающих это с помощью неординарных для фантастики методов: вместо обычных силовых, огнестрельных, телепатических и т.д. приемов они скупают всю собственность у людей, что является по их мнению «законным».

За всем происходящим мы наблюдаем от лица журналиста Паркера, работающего в редакции газеты небольшого американского городка. Однажды он начинает подмечать цепочку странных событий и быстро оказывается в центре внимания. Конечно же, именно ему придется узнать все секреты пришельцев и быть первым среди спасателей человечества: ни полиция, ни правительство не верят странным сказкам про инопланетян. Главный герой обречен разбираться со всем самостоятельно, тем не менее единственная знакомая Джой, а вместе с тем и коллега из редакции, составляет ему компанию.

Мне показалось, что роман написан достаточно сухо и не вызывает каких-либо эмоций. Учитывая, что объем романа близок к повести, его можно было бы вполне уместить в рассказ. Несмотря на интересную завязку, в течение всей книги сюжет далее течет в одном медленном русле — уже спустя 100 страниц хочется зевать от скуки. Здесь нет никаких неоднозначных персонажей, за которых можно было бы переживать, или которые смогли бы вытянуть текст за счет своих необычных характеров, а некоторые кажутся и вовсе лишними.

Оценка: 6
– [  2  ] +

Роберт Силверберг «Иголка в стогу времени»

_fEnIkS_, 1 ноября 2022 г. 14:44

В недалеком (для автора на момент написания рассказа) будущем появилась возможность возвращаться в прошлое для внесения корректировок на свое усмотрение: этим пользуются и страховые компании, чтобы разбогатеть, и обычные люди, чтобы внести изменения в свои и чужие отношения, как, например, два главных героя, борющихся за одну и ту же жену.

Когда сюжет связан со скачками во времени, часто можно заметить логические несостыковки или недоговорки. Рассказ Силверберга не исключение: после того, как над чьим-либо прошлым были совершены изменения, память человека об измененной части его прошлого начинает постепенно стираться, но здесь это почему-то работает не со всеми персонажами. Также любые «временные преступления» (цель которых — навредить кому-нибудь) здесь сложно отследить, так как они были совершены в прошлом — вот это да! Но доступ к технологии есть и у простых обывателей, а последствия всем приходится разгребать самостоятельно.

По итогу рассказ можно расценивать как комедийную историю на тему прыжков во времени, напоминающую «Назад в будущее», но менее продуманную.

Оценка: 6
– [  6  ] +

Жоржи Амаду «Генералы песчаных карьеров»

_fEnIkS_, 18 сентября 2022 г. 22:02

В центре романа — мальчишки солнечного города Байя, называющие себя «генералами». Они живут в пакгаузе на песчаном берегу, полностью положившись друг на друга и на самих себя. В душе они — дети, но из-за суровой жизни и опыта в реальности уже превратились во взрослых. Для них, ставших с 5-10 лет сиротами, единственной семьей остаются они сами. Амаду описывает несколько случаев из жизни их шайки, где им приходится воровать и мошенничать, чтобы заработать себе на хлеб. Для большинства «нормальных» жителей города они кажутся отбросами, малолетними преступниками, место которым — в тюрьме или колонии. Но вот только оказывается, что в полиции и колонии работают те, чьи методы жестоки и антигуманны даже по сравнению с методами банды.

Кто виноват в поступках детей — они сами, или общество, их вырастившее и их же карающее? Амаду приводит множество примеров, подтверждающих, что в глубине души каждого ребенка — потребность в материнской любви и заботе, остальное — лишь производная обстоятельств и воспитания. А если воспитывать только кнутом, даже за плохие дела, то и на выходе можно получить лишь ненависть и злобу. Кстати, если копать глубже, то скорее всего и за прошлым самих бичевателей обычно скрывается подобное, и получается замкнутый круг.

Большинство глав рассказаны от лица главных героев банды, у каждого — своя история, которая в итоге отразится на их судьбе в финале книги. Взаимоотношениям между ними тоже уделяется достаточно страниц, в основном это диалоги с характерной простой речью. А вот монологи с мыслями мальчишек получились самыми интересными, эмоциональными, наполненными искренностью, в которых и раскрываются их личности и характер.

Несмотря на то, что «генералы» являются антагонистами, им нельзя не симпатизировать, ведь их поступки также наполнены романтикой свободы и протеста, которая здесь занимает отдельное место. Конечно же, сразу вспоминаются Том Сойер или Оливер Твист — кто в детстве не мечтал побывать на их месте, удрав из дома навстречу приключениям?

Оценка: 9
– [  5  ] +

Габриэль Гарсиа Маркес «Сто лет одиночества»

_fEnIkS_, 14 сентября 2022 г. 14:24

Название романа полностью отражает его основой сюжет: это история семьи Буэндиа на протяжении десятков лет и нескольких поколений, жизнь каждого из которых в определенные моменты заканчивалась одиночеством. События развиваются примерно начиная с 17 века, когда основатели рода, Урсула и Хосе Аркадио, переезжают в новое место и учреждают город Макондо, в котором и будут происходить все события.

Каждое из поколений Буэндиа, сменяющее друг друга на протяжении всего романа, отличается определенной страстью: любовной (начинающейся всегда с физической), к познанию мира (с помощью книг и манускриптов, а также периодически появляющихся цыган, обладающих тайными знаниями), к военно-политическим действиям (обычно приводящим к закономерным последствиям), к домашним делам (бытовые и семейные отношения). Немного раздражают повторяющиеся имена детей из разных поколений (Аурелиано, Аркадио) — сложно не запутаться в хитросплетениях ветвей рода и не забыть кто есть кто. Здесь нет интриги как таковой, сюжет по сути стоит на одном месте, а количество диалогов можно пересчитать по пальцам. Идет бесконечное перечисление фактов, не вызывающее эмоций, так как поступки персонажей переданы постфактум, из-за чего весь роман иногда напоминает учебник истории. Еще хочется сравнить с клипом «At Your Funeral» группы Saves the Day. В нём действие происходит в одной комнате, в которой одна семья проживает целую жизнь, а затем ей на смену приходит другая. В «Сто лет одиночества» роль комнаты играет дом Буэндиа, а можно сказать, что и весь город Макондо, вокруг которого вращается камера оператора (перо Маркеса).

Оживляют произведение сцены, в которых замешана нереальная (магическая) составляющая: здесь бывают явления мертвых, предсказания будущего, бесконечный дождь и зной, странные совпадения, преувеличения и многое другое. На мой взгляд, только благодаря им Маркесу удалось избежать сухого повествования и добавить изюминку, а также расставить все точки на i в финале. Также этому способствует приятный для чтения стиль и перевод (Столбова и Бутыриной), показавшийся мне очень удачным.

Интересная вещь для одного ознакомления, но перечитывать не хочется

Оценка: 7
– [  4  ] +

Роальд Даль «Звуковая машина»

_fEnIkS_, 31 августа 2022 г. 14:11

Главный герой, господин Клоснер, будучи помешанным на теории звука, изобретает устройство, позволяющее трансформировать высокочастотные звуки в те, которые способен различать человеческий слух. И вот, когда соседка спокойно срезает в саду розы, он узнает, что растения чувствуют боль, сопровождающуюся, как оказалось, душераздирающими криками. Что нужно сделать, чтобы подтвердить появившуюся гипотезу? Конечно же, проверить ее на практике, в чем нашему господину помогают дерево и топор (видимо, чтобы уж «точно»). А вот про то, что трава тоже должна в таком случае как-то реагировать, когда на нее наступают, здесь речи нет.

С одной стороны сюжет можно интерпретировать как посыл бережнее обходиться с природой и флорой в частности. С другой — больше знаешь — меньше спишь, и от увлечения до фанатизма один шаг — везде нужно знать предел.

Оценка: 6
– [  5  ] +

Роберт Шекли «Абсолютное оружие»

_fEnIkS_, 26 августа 2022 г. 09:56

Трое знакомых совершают самостоятельную экспедицию на уже покинутый Марс в поисках абсолютного оружия. Сначала это кажется им отличным способом заработать — ведь оружие всегда можно продать за крупную сумму правительству какой-нибудь страны. Но уже с первых страниц рассказа проявляются и другие желания героев, ведь там, где водятся крупные деньги, часто бывает и алчность, которая не заставит себя долго ждать.

Рассказ Шекли актуален и сейчас (к сожалению), так как жажда власти, гонка вооружений — неизменные пороки, преследующие человечество на протяжении всей истории. Является ли наличие оружия гарантией абсолютной власти? Можно ли чувствовать себя в безопасности, если у тебя есть бластер, способный за доли секунды уничтожить любую вещь? А если вместо бластера будет целая армия послушных роботов? Силовое поле, которое не пробьет ни одна бомба? А если все вместе? Шекли дает однозначный ответ в финале рассказа.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Брендон Сандерсон «Рождённый туманом»

_fEnIkS_, 16 августа 2022 г. 12:39

О Брендоне Сандерсоне я впервые услышал как о том, кто смог удачно завершить эпопею Джордана «Колесо Времени». Несмотря на то, что с этим циклом я пока что не знаком, захотелось открыть для себя творчество Сандерсона именно с данной трилогии.

Первая книга начинается как авантюрно-плутовское фэнтези: члены воровской шайки затевают крупное дело по свержению правителя-тирана, отыскивают главную героиню – помощницу, а также постепенно знакомят с магической системой: часть людей могут взаимодействовать с природными металлами, используя их для физических манипуляций (притяжение/отталкивание) или, например, для воздействия на эмоции человека. Знакомство с персонажами, интересные диалоги и постепенное открытие новых необычных подробностей мира (постоянно падающий пепел, непрекращающийся ночной туман, неизвестные существа и расы) приятно дополняют сюжет. Однако, уже со второй половины книги Сандерсон меняет курс и увеличивает масштаб действий, поднимая вопросы о происхождении народов, населяющих землю, о действиях властей. По верному ли пути идут главные герои?

Вторая и третья книги – во-первых, обе затянуты многочисленными описаниями боевых сцен (и если в первой части автору удалось найти баланс, то здесь уже перебор). Их хочется быстрее пролистнуть, так как в основном все сводится к рубке пушечного мяса, убийствам за счет преобладания бОльшей силой или финальному рывку, позволяющему получить преимущество и одержать верх — складывается ощущение, что Сандерсон решил написать сценарий для голливудского блокбастера. Во-вторых, постоянно повторяются прописные истины из предыдущей части, как будто Брендон очень переживает, что читатель мог полностью забыть, о чем там шла речь. В-третьих, частое самокопание героев начинает навевать тоску, Сандерсон явно мог уложиться в один томик вместо двух. В-четвертых, ему все же удалось не забыть про множество мелких деталей, вокруг которых крутится сюжет, и сложить их в единый пазл: в каждой главе идет переключение места действий, мыслей от лица разных героев, постепенно складывающееся в общее полотно.

Итог: масштабный комикс в фэнтези-оболочке с интересной магической составляющей, частично наполненный клишейными приемами. Можно ознакомиться один раз, но не более.

Оценка: 7
– [  8  ] +

Джо Аберкромби «Кровь и железо»

_fEnIkS_, 18 декабря 2015 г. 13:53

Посмотрев рейтинги Аберкромби и прочитав отзывы, я был удивлен. С одной стороны, роман считается прорывом в жанре темного фэнтези, с другой — многие ругают его за ничем не выделяющийся мир и сравнивают с недосягаемым Мартином.

За что же Аберкромби тогда получил такую широкую известность? Первое, что особенно вызывает восторг после прочтения уже пары глав — это персонажи, даже второстепенные. Представители разных сословий, находящиеся в разных частях мира, преследующие свои цели. Именно благодаря их разностороннему взгляду на одни и те же происходящие события сложно оторваться от книги. Чего стоит один лишь калека Глокта, беспощадный инквизитор на допросе, но беспомощный на своей же кровати. Не менее колоритными вышли и молодой капитан Луфар, постепенно делающий неутешительные выводы о самом себе, и маг Байяз, получивший очень странный и нетипичный образ для старого чародея. Кроме того, почти у всех есть темные тайны, замыслы или прошлое, не спешащие раскрываться. Все это прекрасно дополняют насыщенные диалоги, а часто и монологи (мысли), изобилующие запоминающимися сценами и черным юмором.

Не стоит забывать, что «Кровь и Железо» — дебютная книга Аберкромби. Тем не менее, многие раскритиковали ее за отсутствие и полноценной картины мира, и глубоких философских рассуждений, и настоящей достоверности. Да, роман по большей части написан в развлекательной манере. Да, здесь присутствуют в основном локальные интриги (пока что), и сюжет не скачет галопом вперед. Но это только начало цикла, и автору удалось заложить отличную основу, показав Земной Круг на пороге новой войны и остановившись перед началом самой гущи событий. На мой взгляд, таким и должно быть первое произведение, после которого сразу становится ясно, что нас ждет нечто более цельное и завораживающее, когда и будут раскрыты все козыри.

Оценка: 9
– [  2  ] +

Эдгар Л. Доктороу «Уэйкфилд»

_fEnIkS_, 11 октября 2015 г. 22:18

После очередной ссоры со своей женой главный герой, Говард Уэйкфилд, понимает, что если она его снова увидит, то не выдержит. Он решает переждать ночь на чердаке, спрятавшись там от остального мира.

Даже одна маленькая мысль, однажды пришедшая в голову, способна кардинально изменить всю жизнь. Что будет, если семья посчитает тебя пропавшим без вести? Как поведут себя родные и близкие? Одержимый этой навязчивой идеей, Говард осознает, что ему надоела бытовая жизнь, ему хочется на свободу, перестать зависеть от ежедневной рутины, пойти против системы, став отшельником, наблюдающим за своей женой и детьми, но при этом живущим в собственном мире. Но стоит ли это того? Быть незаметным потерянным бродягой для всего остального общества, жить, питаясь лишь тем, что можно раздобыть в кучи мусора, а самое главное, лишиться общения с другими людьми на долгое время.

«Уэйкфилд» — история об одиночестве, о попытке отторгнуть все то, что имеешь, и о том, какую цену за это придется заплатить.

Оценка: 8
– [  9  ] +

Марина и Сергей Дяченко «Баскетбол»

_fEnIkS_, 4 октября 2015 г. 22:04

Мрачный, черный, жестокий рассказ. Не для слабонервных, что называется.

Постоянные физические и душевные муки. Беспощадные и бесконечные пытки. Дяченко рисуют собственную версию Ада, в которой человеку уготовано целую вечность осознавать совершенные поступки. И никаких поблажек, только непрекращающаяся боль и невыносимые мысли о раскаянии, о том, что могло произойти, если бы ты поступил по-другому.

Сколько времени прошло? День, месяц, год, а может, целое тысячелетие? Упал — вставай, получил пулю — подымайся и борись, зная, что тебя ждет снова и снова.

Но пугает не только описание страданий. Самое страшное в том, насколько все происходящее оказывается замаскированным в совершенно обыденные вещи.

Оценка: 9
– [  5  ] +

Брайан Плант «Только человек»

_fEnIkS_, 27 сентября 2015 г. 16:47

«Только человек» — название реалити-шоу, в котором один из семи участников является запрограмированным роботом, способным играть на психологии людей. Каждый из участников пытается вычислить «Модель человека» среди других. Повествование ведется от лица одного из них, но автор использует настолько примитивный прием, что концовку можно угадать уже через десяток страниц.

Из плюсов рассказа можно отметить оригинальную идею, не дающую заскучать, несмотря на отсутствие интриги, а также общий смысл. Любого человека можно обмануть, сыграв на его эмоциях, чувствах, особенного когда это касается массового зрителя. Сегодня людей и так постоянно вводят в заблуждение, чем активно пользуются мошенники, а с совершенствованием технологий все может стать еще хуже.

Оценка: 7
– [  8  ] +

Нил Гейман «Мистерии убийства»

_fEnIkS_, 20 сентября 2015 г. 13:42

Нилу гейману удалось придумать классический детектив, который с первых страниц может заинтриговать читателя. Здесь присутствуют и двойное дно, сотканное из двух основных сюжетный линий, и глубокие мысли, заставляющие задуматься, и, безусловно, отличный стиль автора. Это один из тех рассказов, в которых после каждого следующего прочтения можно найти для себя что-то новое, и еще раз насладиться его достоинствами.

Итак, с одной стороны, действие происходит в Лос-Анджелесе (Городе Ангелов, что уже дает повод понять, с чем будет связан рассказ). Мужчина, навестив свою знакомую, встречает Ангела Возмездия, Рагуэля, который решает поведать ему собственную историю.

Серебряный Град. Город, в котором все сотворено Богом, и повсюду летают Ангелы, каждый из которых имеет свое Предназначение. Обретя свою Сущность и осознав свою Цель, Рагуэль начинает расследование убийства своего собрата. Однако оно приводит к столь неоднозначным выводам, что это заставляет его задуматься о судьбе, смысле жизни человека. Действительно ли наши поступки предначертаны, и мы имеем лишь мнимую возможность выбора? Можно ли оправдать свой поступок Высшей Целью? И это лишь одни из самых главных тем.

Гейману также удалось создать свой собственный образ и механизм зарождения Вселенной, который не может не завораживать. Ведь для ее разнообразия и уникальности многим пришлось пойти на жертвы.

Оценка: 10
– [  13  ] +

Рэй Брэдбери «Хлеб из прежних времён»

_fEnIkS_, 13 сентября 2015 г. 19:53

У каждого из нас в жизни всегда были, есть и будут друзья. Но очень часто те или иные обстоятельства разлучают людей. Кто-то переезжает в другой город, может, даже в другую страну. К тому же раньше не было интернета, и найти друг друга было гораздо сложнее. Обычно это происходит после студенческих или школьных лет, а потом появляется семья, работа, новые заботы и проблемы, и свободного времени для старых друзей находится все меньше. Если они находятся за сотни километров, то навещать их становится все труднее. А ведь самые яркие, запоминающиеся моменты из жизни всегда ассоциируются с детством, когда, мы, беззаботные, безбашенные и не обремененные повседневными делами дни напролет в компании лучших друзей проводили бесчисленные дни, наслаждаясь свободой. Но где сейчас те закадычные приятели? Безусловно, бывают случаи, когда спустя многие годы, иногда даже целую жизнь люди не прекращают общаться, или же, наоборот, стараются избегать, так как понимают, что повзрослели, перешли на другой уровень, что этот самый человек перестал быть им интересен.

Именно об этом повествует Рэй в своем рассказе. Зайдя с женой в кафэ после вечернего сеанса кино, мистер Уэллс видит хлеб, точь-в-точь такой же, как тот, который он брал в прощальную поездку со своими друзьями. Все понимали, что после нее им вряд ли суждено будет снова увидеться. Тогда каждый его приятель расписался на буханке, навсегда оставив след в памяти мистера Уэллса. Всего лишь одна вещь пробуждает в нем необыкновенно живые воспоминания о том далеком дне, с которого прошло уже 40 лет. Такая есть у каждого человека, и даже малейший запах, знакомый отрывок из песни или слово могут вызвать бурю эмоций, вызванных переживаниями из прошлого. Он понимает, что если бы не взял хлеб с собой, то сейчас это была бы для него обычная еда, а не то, что способно пробудить в нем столь приятные чувства.

В итоге получился яркий, интересный, запоминающийся рассказ, причем Рэю понадобился для этого всего лишь десяток страниц.

Оценка: 9
– [  8  ] +

Стивен Кинг «Долгий джонт»

_fEnIkS_, 9 сентября 2015 г. 17:20

Стивен Кинг для меня — мастер в написании произведений с добавлением мистики, постепенным нагнетанием ужаса происходящего, с реалистичными и достоверными характерами персонажей. И когда ближе к концу начинаешь чувствовать всю глубину задуманного, истории, созданной, казалось бы, из типичной, ничем не примечательной ситуации, вот тогда и ощущаешь истинную гениальность его творений.

В «Долгом джонте» этого нету. Тем более, что сюда он умудрился приплести научную фантастику. Рассказ показался смесью «Тигр, Тигр» Бестера (похожие идеи) и «Циклом о Грегоре и Арнольде» Роберта Шекли (похожий стиль, да-да, мистики я тут, к сожалению, не нашел).

Во-первых, сюжет крутится вокруг явления телепортации, тоже называющейся джонтированием. Естественно, сие достижение не смогло обойтись без жертв, начиная с опытов над мышами и заканчивая умышленными убийствами.

Во-вторых, открыв возможность мгновенно перемещаться через портал, ученые, как и герои Шекли, столкнулись с с подвохом-проблемой, ограничивающей пределы использования чудесного изобретения.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
А именно с тем, что сознание живых существ в отличие от тела проживает целую вечность во время телепортации.

Все это мы узнаем из уст отца, первый раз рассказывающего своим детям и жене (взрослому человеку!), о джонтировании прямо перед самой процедурой. Представьте, что вас отправляют в космос, проведя короткий инструктаж, когда вы уже одели скафандр. А еще компания, которая это все организовала, вообще не собирается проверять ваше здоровье и состояние перед полетом.

Однако Кингу удалось придумать вполне интересный рассказ, способный увлечь на один раз. Если не учитывать кучу очень странных и вызывающих вопросы моментов, а также с самого начала настроиться на отсутствие заявленного саспенса и ожидать неправдоподобных поступков героев, то можно с удовольствием погрузиться в историю.

Оценка: 6
– [  6  ] +

Рэй Брэдбери «Убить полюбовно»

_fEnIkS_, 3 сентября 2015 г. 19:50

Прочитав аннотацию и увидев, что речь в рассказе пойдет о двух супругах, Джошуа и Мисси, проживших долгую совместную жизнь, я не рассчитывал, что она будет действительно настолько продолжительной. Обоим оказывается под 90 лет, но они не собираются больше терпеть, находят в себе кучу сил, идей и сразу же начинают попытки убить друг друга, что с одной стороны выглядит забавно, а с другой навевает грустные мысли о том, что люди счастливо прожили вместе всю свою жизнь, а потом все равно до такой степени возненавидели друг друга.

Тем не менее Рэю удалось описать все это в настолько шутливой форме, что рассказ вызывает постоянную улыбку. Взять хотя бы тот факт, что пара договорилась изображать влюбленных перед гостями, делать на их глазах подарки друг другу, чтобы снять с себя все подозрения в случае убийства. Или то, как жена пытается «увеять все диваны булавками для чехлов», чтобы муж сел на них, или когда он сам покупает крысоловки и расставляет их по всей квартире, надеясь, что его супруга попадется в расставленные капканы. И чем дальше, тем более масштабно, нелепо и смешно выглядят их попытки.

Но, как известно, любой сказке есть конец, семейные козни не могут длиться вечно, и все приводит к трагичному финалу, сведенному к абсурду. Однако нельзя судить о поступках после одного лишь взгляда со стороны, что и подтверждает последняя сцена, в которой второстепенные герои делают ошибочные выводы, считая, что «любовь длилась вечно», но читатель знает, что на самом деле все было не так.

Оценка: 8
– [  7  ] +

Роберт Силверберг «Костяной дом»

_fEnIkS_, 28 августа 2015 г. 13:20

Рассказ представляет собой историю попаданца, переместившегося на 30 тысяч лет назад, в каменный век, с целью изучения древних людей. Но после скачка во времени что-то ломается, и вот главный герой остается в одиночестве на далекой пустынной земле. К счастью, он встречает племя «дикарей», которые с радостью принимают его к себе, «жалеют меня, убогого и ограниченного, но в то же время любят», и все же держат за чужака.

Однажды главному герою дают возможность стать полноценной частью общины, убив слоняющегося неподалеку от поселка неандертальца, и он начитает все больше убеждаться в примитивности дикарей, живущих в домах из костей мамонтов, считающих главным достоинством умение разбираться в свойствах грязи и замерзшей земли, в оттенках черноты древесного угля. Казалось бы, неужели даже у таких людей могла быть культура? Тем не менее автор ярко описывает их быт, будь то пение бардовских песен, пересказ мифов о духах, наличие собственного языка или искусство строить красивые теплые жилища. «Если вы думаете, что здесь только рычат и дерутся, то вы ошибаетесь.»

В конце главный герой с удивлением осознает, что дикари обладают помимо всего прочего и человечностью, после того как его квест заканчивается не так, как он ожидал. Единственное, что вызвало у меня вопрос, это название рассказа. Похоже, что Силверберг отождествлял костяной дом с общиной, такой же крепкой, надежной и уютной: «Описание дома может показаться вам несколько зловещим, но в нем есть какая-то дикая красота, а когда в него входишь, то сразу забываешь, что снаружи завывают ледяные ветры плейстоцена.»

Оценка: 8
– [  9  ] +

Майк Гелприн «Дурная примета»

_fEnIkS_, 24 мая 2015 г. 17:36

Написан рассказ хорошо и читается легко, да и сюжет оказывается не слишком запутанным, но довольно предсказуемым.

Убитый на войне Тарасом восходящий еврейский скрипач Аарон Менделевич Эйхенбаум обретает вторую жизнь, став немой фотографией в рамке, способной лишь наблюдать за своими потомками.

Основную часть занимает повествование о том, как вырастают и сменяются поколения семьи главного героя. Только вот часто случаются дурные приметы, будь то жених Василий, чьего имени еще ни разу не встречалось в родословной, или «когда мальчик любит девочку, которая любит всех подряд». А дети постоянно обращаются к молчаливым родственникам, висящим в рамках на стене, за советами и не забывают представить их гостям. Ну а если уж фотография свалилась на пол, то это точно плохой знак. По мне, так всевозможные приметы словно созданы только для того, чтобы усложнять жизнь, создавая дополнительные проблемы. Ну и наконец главная идея, определяющая смысл всего рассказа, заключается в том, что люди могут быть такими же плохими или хорошими, как их родители, унаследовать таланты или наоборот, стать жестокими. Да, возможно иногда это именно так и случается, но не стоит делать опрометчивых выводов.

Оценка: 7
– [  7  ] +

Роберт Шекли «Битва»

_fEnIkS_, 15 мая 2015 г. 18:56

Последняя Битва с Сатаной, Армагеддон, план которого разрабатывают четыре генерала. Но для них это не более чем шахматная партия, ведь вместо людей и их самих сражаться и умирать будут роботы. Зато наградой наверняка должна послужить путевка в Рай. Но вот только Господь обращает свою благодать не туда, куда все рассчитывают.

Получается, что генералы совершают ошибку, в чем нас и пытается убедить Шекли. Но разве можно назвать тех, кто спас миллионы людей, избавив их от войны, отрицательными героями? Конечно же нет, ведь они выбрали самый безопасный путь, выбрав уничтожение роботов вместо смерти человеческих жизней.

Оценка: 7
– [  9  ] +

Альфред Бестер «Тигр! Тигр!»

_fEnIkS_, 15 мая 2015 г. 16:41

Этот роман, безусловно, является классикой научной фантастики, но при этом главное внимание здесь уделяется не техническому прогрессу, а людям, их переживаниям и чувствам.

Сюжет можно описать в двух словах: жажда мести. Брошенный на сломанном корабле в затерянном космосе, Гулливер Фойл, неотесанный, грубый, туповатый человек, способный выполнять лишь самые простые поручения, вынужден влачить там в одиночестве свое жалкое существование в ожидании помощи («В глубоком космосе я живу, и смерть — мое назначение»). И вот мимо пролетает крейсер Ворга, но так и не подбирает главного героя. И он наконец-то обретает цель: нужно добраться до тех, кто его бросил. У ослепленного желанием мести Фойла в самые напряженные моменты начинает проступать на лице истинная сущность — сущность яростного тигра.

Бестер смог чередовать философскую и динамическую часть так, что ни на секунду нельзя оторваться от книги. Вот Фойл находится в этом месте и совершает одно, вот он уже в другом месте и совершает второе. Это удалось автору за счет того, что все события происходят в эпоху, когда в Солнечной системе было давно открыто джантирование (телепортация силой мысли), что очень сильно повлияло и изменило жизнь всех людей. Вместе с этим показано и развитие главного героя: из необразованного, никому не нужного человека в того, кто способен совершать достойные поступки, ради высших целей и  блага общества. Это заметно даже по стилю написания текста: речь Фойла состоит в основном из простых, коротких фраз и диалогов, а затем уже можно увидеть более длинные и рассудительные предложения. Местами это портит роман, а сначала вообще кажется, что он был написан за день, настолько уж быстро и сумбурно происходят все перемены.

При этом,  если большая часть проходит примерно в одном ключе, то в финале Бестер смог настолько красиво, лаконично и логично расставить все точки на i, что даже спустя пятьдесят лет книга вызывает восторг. А множество поднятых тем остаются актуальными и сейчас. Можно ли доверить простому народу в руки то, что постоянно скрывала власть, но при этом является тем, что способно убить миллионы людей? Есть ли право у единственного человека принимать важнейшие решения, влияющие на судьбы остальных?

«Тигр! Тигр!» — шедевр, послуживший основой для многих других произведений, а также, возможно,  предвосхитивший немалое число ученых к их деятельности благодаря заложенным в нем идеям, но главное — заставляющий по-настоящему поверить в силу и величие человека.

Оценка: 9
– [  6  ] +

Гарри Тертлдав «Дороги, которые мы не выбираем»

_fEnIkS_, 10 мая 2015 г. 15:20

Можно ли судить о других людях или тем более о других цивилизациях, полагаясь лишь на какой-то один фактор либо поверхностный взгляд, не учитывая других вариантов, кроме тех, что сформировались в результате нашего собственного мировоззрения, считая себя выше только из-за того, что достигли успеха в определенной единственной области?

В рассказе Гарри Тертлдава показаны две стороны первого контакта. Одна из них — мы, люди, с развитыми технологиями на Земле, с населением в несколько миллиардов человек и огромными городами. Другая — раса роксоланцев, однажды открывшая гипердрайв (двигатель, позволяющий путешествовать со скоростью, превышающей скорость света) и сосредоточившая все свои ресурсы на его усовершенствование и попытки с его помощью захватить другие миры.

Обладая таким мощным преимуществом, почему бы не использовать гипердрайв, пока до этого не дошли остальные цивилизации? Аборигены на одной планете, аборигены на другой, смотрите, они так и просят, чтобы их захватили.

И вот наконец роксоланцы обнаруживают Землю. Крупные города? Странно. Зато никаких следов гипердрайва. Значит, легкая добыча, очередные аборигены, вперед, на штурм. Тут то их и ждет сюрприз.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
После двадцатиминутного вторжения роксоланцы понимают, что сами выглядят неразвитыми в глазах землян, совершив чудовищную ошибку и отдав секрет своей технологии врагу.

А что же люди? Как поступят они, получив такой подарок?

»- Ацтеки и инки были отважными воинами. И что, помогло это им устоять против испанцев?

— Надеюсь, за последние пятьсот лет мы поумнели, — сказала Хильда. Она не стала доедать сэндвич. Почему-то пропал аппетит.»

Но уже слишком поздно, ведь очень часто мы делаем выводы, основываясь лишь на одном поступке и не думая, что на самом деле все может быть не так просто.

Оценка: 9
– [  4  ] +

Скотт Линч «Хитрости Локка Ламоры»

_fEnIkS_, 9 мая 2015 г. 20:15

В одном из своих интервью Скотт Линч говорил, что во время написания дебютного романа, «Обманы Локки Ламоры», он прочитывал по сто книг, получивших престижные премии, в год (в основном, конечно же, фэнтези). По его словам, это позволило ему по-настоящему прочувствовать жанр. И мне кажется, что это почти удалось Скотту.

Действие происходит в городе Каморре, очень напоминающем Венецию эпохи Возрождения. Кроме возведенных на реках улицах, автор добавил сюда загадочные постройки давно исчезнувшей расы Древних, что способствует большей загадочности. В центре повествования находится банда Благородных Подонков (Джентльменов-ублюдков) во главе с Локки Ламорой, которые всю свою жизнь посвятили различным аферам, чтобы обокрасть богатых аристократов, и от их многоходовых комбинаций нередко захватывает дух. Естественно, начав с небольших авантюр, ребята рано или поздно обращают на себя внимание верхушки власти, а в это время появляется таинственный Серый Король (чей образ, по-моему, получился едва ли не главной изюминкой романа), после чего и начинается самое интересное. Приятным дополнением является юмор главных героев (чего стоит, например, их обычай обличать друг друга во лжи), а также уклон в сторону реалистичности, что напоминает Джорджа Мартина.

С одной стороны Линч рассказывает о детстве героев и прошлом мира в виде интерлюдий, очень удачно, на мой взгляд, вписывающихся в сюжет. С другой — то, что происходит в настоящем. К сожалению, нередко отступления оказываются наиболее интригующей частью романа. Автор также часто резко перескакивает сначала на то, что произошло, например, через месяц, и лишь затем объясняет, как и почему. Иногда это играет ему на руку, а иногда читатеть уже сам мог обо всем догадаться.

Сумев высоко поднять планку, создав интересных персонажей и продуманный мир, Линч не удерживает ее до самого конца, потому что финал вышел ну уж слишком клишейным и предсказуемым, зато кульминация, которая происходит примерно в середине книги, затмевает все остальное. Тем не менее, если не искать в романе глубины, то можно найти отличное развлекательное авантюрно — плутовское фэнтези, а также прекрасное начало цикла.

Оценка: 8
– [  10  ] +

Элизабет Бир, Сара Монетт «Буджум»

_fEnIkS_, 3 мая 2015 г. 10:16

В этом рассказе авторы знакомят нас с Лавинией Уэйтли или, ласковее, Винни, буджумом, эдакой гигантской рыбой, путешествующей по космосу и питающейся другими буджумами или космическими кораблями. Ее образ тесно связан с произведениями Лавкрафта, что предполагает настрой на нечто мистическое и ужасное, однако здесь уделено больше внимания странным переживаниям, нежели нагнетанию саспенса.

  На буджуме, разумеется, есть экипаж, который взаимодействует с Винни, а также живет засчет того, что грабит другие суда перед тем, как те будут проглочены и переварены. И однажды они встречают очередной грузовоз. Захватив его, команда обнаруживают контрабандный товар, за которым ведут охоту некие Ми-Го. Из-за этого следует череда непредвиденных и неприятных событий. Все это происходит настолько быстро, что авторы успевают лишь немного прояснить историю главной героини, Черной Элис, и Винни, а остальные члены экипажа показаны лишь парой мазков, поэтому практически никто из персонажей не вызывает симпатии. Инопланетные расы также вышли непонятными и странными. То, что происходит в конце, а именно

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Ми-Го захватывают Лавинию и, скорее всего, убивают всех, кроме Черной Элис, которую отправили чинить регулятор на внешней стороне буджума (совпадение?). Она выбирает более приятную смерть и отправляется в пасть к Винни, где ее ждут не мучения в желудке, а воссоединение с буджумом, ставь частью которого, она обретает спасение

разочаровывает, потому что, создав неплохой антураж, авторы не удосужились продумать внятный финал и раскрыть потенциал своей истории. Тем не менее им хорошо удалось передать связь Черной Элис и Винни, которые обретают взаимопонимание, основанное на прикосновениях и ощущаемых при этом чувствах.

Оценка: 6
– [  24  ] +

Питер Уоттс «Ложная слепота»

_fEnIkS_, 20 апреля 2015 г. 09:51

Очень странный и сложный для понимания роман.

Центральной темой здесь является первый контакт с инопланетянами, для чего с Земли отправляют экспедицию с очень странным экипажем, в который входят не только люди с поврежденным рассудком (в буквальном смысле), но и вампир, что уже говорит о том, что скоро что-то должно пойти не так. Вообще, персонажи получились главной изюминкой романа — каждый обладает уникальными «свойствами», и вносит приятное разнообразие, за их поступками интересно следить.

Другой важной особенностью книги является научный стиль автора, не стесняющегося использовать множество сложных терминов для описания различных явлений. И это оставляет двоякое впечатление. С одной стороны, в некоторых случаях концентрация непонятных слов на одной странице может настолько зашкаливать, что для осознания происходящего приходится вооружиться гуглом. С другой стороны, это позволяет Уоттсу создать реалистичную картину будущего и подробно обосновать логику действий персонажей.

А теперь про главное — сюжет. Прочитав аннотацию, увидев номинации и премии ожидаешь действительно выносящего мозг текста, переворачивающего сознание, множества подходов к проблеме разума, первого контакта и мощных сюжетных поворотов. Но здесь этого нет. Да, присутствуют некие локальные откровения, философские и психологические размышления главного героя, связанные с его прошлой жизнью, странное поведение инопланетян. Но сюжет и не думает развиваться, а практически все время стоит на одном и том же месте, лишь в конце сдвинувшись с мертвой точки, но оставшись слишком предсказуемым, чтобы удивить читателя.

Итог: Если вы ищете крепкой научной фантастики с очень подробным объяснением явлений и не боитесь вялого сюжета, то вам сюда.

Оценка: 6
– [  10  ] +

Эрнест Клайн «Первому игроку приготовиться»

_fEnIkS_, 11 апреля 2015 г. 13:22

Представьте игру, в которой существуют любой из доступных вашему воображению миров, будь то мир любимого фильма детства или вселенная известной всем книги. Прибавьте сюда возможность полного погружения в игру, вплоть до запахов или физических ощущений, и конечно же ролевую систему из многочисленных ММОРПГ. Ну разве не мечта для любого гика? Вы получите игру OASIS, созданную Джеймсом Холлидэем, который все свое детство души не чаял в поп-культуре 80-х и 90-х годов. Именно это и толкнуло его создать игру, в которой другие люди смогут разделить его ностальгию, окунуться в свои мечты.

Но у медали есть и обратная сторона. Пока вся планета подсела на OASIS, в реальности царят бедность и нищета. Для некоторых людей игра становится единственной возможностью уйти от проблем.

Когда Холлидэй умирает и оставляет завещание в виде сложного квеста ценой во все свое состояние, весь мир бросается на поиски пасхального яйца — конечной цели загадки. И тут перед нами предстает главный герой, Уэйд Уоттс, подросток, отлично разбирающийся в поп-культуре конца 20 века, и, соответственно, являющийся основным претендентом на пути к призу. К гонке за бесконечным богатством, естественно, присоединяется глобальная корпорация — антагонист, персонажи которой выписаны не слишком подробно на фоне Уэйда. Но именно ему и его друзьям посвящена основная часть романа, обычным гикам, знающим наизусть сотни произведений, готовым обсуждать их сколько угодно. К ним нельзя не проникнуться симпатией, и их диалоги и прохождения квеста и являются основным достоинством книги.

К сожалению, сюжет не блещет особой оригинальностью и множеством крутых поворотов, и общая схема становится понятна почти сразу. Но то, с какой любовью Клайн описывает каждую сцену, будь то виртуальное сражение или описание прохождения игры, заставляет забыть обо всем остальном.

Итог: Поистине обязательная книга для любого уважающего себя гика или геймера, особенно выросшего на фантастике 80-х — 90-х годов.

Оценка: 9
– [  9  ] +

Энди Вейер «Марсианин»

_fEnIkS_, 7 апреля 2015 г. 16:47

Роман «Марсианин» Энди Вейера — робинзонада о Марке Уотни, который из-за неудачного стечения обстоятельств вынужден пытаться выжить на Красной планете. Брошенный один в космосе, он умудряется не впасть в отчаяние, а попытаться осуществить свой собственный план по спасению, сопровождая все это искрометным юмором (да-да, даже будучи в безнадежной ситуации, Марк умеет отлично шутить, будь это стеб над NASA или подколы над другими членами его команды)

Повествование разделено на две главные части, первая — дневник Уотни, вторая — то, что происходит на Земле в его отсутствие. Вейер смог гармонично переходить от одной к другой, так что сюжет ни на секунду не дает оторваться от книги. Этому способствует и то, что автор тщательно подготовился к написанию романа, изучив огромное количество информации, от жизни на Марсе до траектории движения кораблей. Поэтому все приключения Марка сопровождаются научными объяснениями его действий, что также выполнено на высшем уровне. Автору удалось избавиться от скучного и непонятного описания происходящего с использованием кучи терминов и и законов.

Единственным небольшим недостатком книги можно считать недосказанность финала, где Вейер не слишком стремился описать дальнейшую судьбу героев.

В итоге получился блестящий роман, который непременно понравится всем любителям научной фантастики.

P.S. Рекомендую к прочтению под саундтрек из Интерстеллара Ханса Циммера, он прекрасно дополняет атмосферу книги.

Оценка: 9
⇑ Наверх