Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «primorec» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 18 февраля 2016 г. 03:58

Вторая книга Майкла Салливана "Авемпарта" плавно продолжает действие первого романа. Только в самом финале за событиями масштабного заговора церковников по захвату власти начинает вырисовываться более изощренная игра каких-то таинственных сил.



Майкл Салливан  "Авемпарта"
Майкл Салливан "Авемпарта"



Кажется, самое время вернуться назад и поговорить о мире Элана. Поверьте, это просто необходимо сделать, поскольку, чем дальше мы будет углубляться в историю современного противостояния роялистов, считающих, что маленькие и не слишком сильные королевства дают больше возможностей для разнообразного подхода в решении общих проблем, и имперцев, жаждущих всеми силами возродить Агрессивную империю Новрона, тем чаще придется обращаться к моменту, когда были совершены главные ошибки, предательства и преступления.

С первого взгляда может показаться, что идея объединить эти разрозненные, вечно враждующие, нищие карликовые королевства в одно целое — не такая уж и плохая. Собрать все силы в один кулак, отыскать старые знания, возродить технологии, что поможет победить голод, нищету, обуздать жадность дворян и местных тиранов. Вернуть былое великолепие, процветание, пусть и под неусыпным оком сурового императора и вездесущей церкви.

Но это только так кажется. Мир Элана и так был не очень гостеприимен, для тех, кто не соответствует стандартам церкви. Гномов, эльфов, последователей других религий, волшебников, ученых. носителей новых социальных идей итак нещадно преследовали, но в случае, если установится Новая Империя, их всех, безусловно, ждет полное истребление. Да и сама Старая Империя при ближайшем рассмотрении выглядит все более и более подозрительно. Особенно история ее падения, гибели императора и исчезновения наследника, потомков которого так усиленно ищут все, кому не лень.

За ответами придется прогуляться на самую окраину Авемпарты, на самую границу Элана, где стоит последняя из великих эльфийских башен, которая и хранит секрет последних имперских дней.

Об этом месте никто не вспоминал целых 900 лет, и вдруг оно вновь становится центром событий. Именно здесь неожиданно объявляется страшное древнее оружие из забытых времен войн людей и эльфов, терзающее жителей крохотной деревушки. Именно сюда стремятся церковники, чтобы провести свой эпохальный турнир, который должен выявить наследника императора. Сюда приводит новая миссия наших воров Ройса и Андриана. Сюда ведут следы мага Эсрахаддона и прочих героев первого романа, каждому из которых придется сыграть свою роль.

Башня на краю мира
Башня на краю мира


Как и прежде все достаточно прямолинейно. Надо попасть в неприступную башню, где чудовище стережет свое сокровище, выкрасть его и отдать тому, кто может им распорядиться. Попутно избегнуть ловушек церковников и прочих недругов, и глубоко погрузиться в древнюю историю, которая, впрочем, пока мало объясняет происходящее в настоящем.

Понятно, что миссия будет выполнена, как надо, чтобы продвинуть сюжет в нужном направлении и создать "завязку" следующих томов. При этом, как и в первой части, герои мучительно морщат лбы, чтобы озвучить ответ в нужный момент, хотя этот самый ответ валялся на самом видном месте уже несколько десятков страниц. Водопад, башня на утесе, моста нет... Где вход? С чего это Ройс такой ловкий и ночью видит, как кошка? Где прячется потомок хранителя, великий мечник, владеющий забытым давно искусством? Это нам и в первом романе раз пять сказали. Подозреваете? Нет-нет. Не подозреваете. Сделайте, хотя бы, вид, что не подозреваете.

Т.е, я хочу сказать, что никаких эпохальных откровений второй том не принесет. Обо всем, что происходит и произойдет, кто победит чудовище, а кто расстанется с жизнью, можно с легкостью догадаться задолго до того, как событие произойдет на самих страницах. Чувствуешь сразу себя настоящим божеством мира Элана, которое с высоты своей мудрости и всезнания наблюдает за попытками героев действовать самостоятельно. Хотя, нет. Мне боги Элана, склонные к противоестественным связям и убийствам ближайших родственников, не понравились все поголовно. Лучше останусь просто читателем.

Фото: общедоступные ресурсы yandex.ru


Статья написана 17 февраля 2016 г. 05:14

С первой попытки с Майклом Салливаном у меня взаимной любви не сложилось. Показался он слишком простым и бесхитростным после изощренных интриг фэнтезийных саг Сандерсона или Мартина. Потому был отложен на неопределенный срок.

Срок настиг внезапно в виде тяжелой ангины, уложившей меня в постель подальше от работы. Скука была страшная, но измученный лихорадкой мозг воспринимать что-то сложное отказывался категорически. Тут и вспомнился Салливан, который пошел просто-таки "на ура". Простой сюжет, небольшое количество таких же простых и ясных героев, линейная интрига, когда "да" это просто "да", а не "возможно", "может быть" или "посмотрим". В результате, за четыре дня пастельного режима прочитала сразу четыре небольших романа, впечатлениями от которых спешу теперь поделиться с вами.

Итак, представляю первый из романов Майкла Салливана "Заговор против короны":

Майкл Салливан  "Заговор против короны"
Майкл Салливан "Заговор против короны"


В отличии от нашего реального мира, в мирах фэнтезийных воровская профессия пользуется большой популярностью и заслуженно считается ремеслом не менее уважаемым, чем работа героя или мага. Согласитесь, пробраться в охраняемый замок, не потревожив недремлющую стражу, и умыкнуть из под носа у трезвых и здравомыслящих людей что-то очень и очень для них ценное, а затем выйти, никого не потревожив, требует не меньше выучки, чем кидание огненных шаров или виртуозное владение мечом.

Воры не просто занимаются перераспределением земных благ, изымая их у богатых в пользу самых низов общества, снимая тем самым некоторую социальную напряженность. Воровские гильдии заполняют уникальную нишу, наблюдая за порядком и соблюдением определенных правил. Так сказать, стабилизируя всю систему. И, что немаловажно, обеспечивают необходимую занятость населения.

Но даже в этой весьма уважаемой профессии есть своя элита. Непревзойденные мастера своего дела. Кто берется за самые сложные, кажущиеся не выполнимыми, миссии, может выйти невредимыми из самых отчаянных переделок и хранить, как в банковском сейфе, многочисленные секреты клиентов. Вот именно о таких и пойдет здесь речь.

Элитная пара воров, называющих себя "Рийрия". Знаток проникновения и шпионажа Ройс и непревзойденный мастер меча Андриан. За звонкую монету они выкрадут письма из-под носа хозяина, стащат сокровища короны или даже саму коронованную особу. Это не значит, что им все равно, что делать за деньги: у молодых людей свое понятие о чести, долге и совести.

Стоит отметить, что наши воры не сидят без дела. В мире Элана выбор клиентуры для достаточно богат. Небольшой, в общем то мир, не Средиземье и не Вестерос, был когда-то единой империей, но сейчас поделен на множество карликовых королевств, так что найти сокровища короны или особу голубых кровей не представляет проблемы. Но вот беда: если и ввязываешься в королевские игры, проблемы найдут тебя сами.

Воровской мир
Воровской мир

Так и произошло с нашими элитными ворами, которые стали уж слишком самонадеянными, считая, что им все по плечу. Один заказ оказался роковым, став тем самым маленьким камешком, который вызывает настоящую лавину, сметающую привычный уклад жизни.

С одной стороны может показаться, что великим ворам не повезло. Из уважаемых членов общества они вмиг превратились в изгоев. А с другой... Как бы они еще могли познакомиться с великим магом Эсрахаддоном, стать друзьями лордов и рыцарей, принцесс и принцев, проникнуть в тайны древней истории и современной политики? Хотя и могущественных врагов, в чей масштабный заговор вмешиваются друзья, стало значительно больше. Сомнительная удача, но... все же удача.

Простой текст, не перегруженный сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями. Не менее простой сюжет, ведущий без поворотов, тупиков или разветвлений, строго прямо от одного эпизода к другому. Простые и ясные герои, с четким разделением на "хороших" и "плохих". Простые маршруты путешествий, не долгих, поскольку все происходит на крошечном пространстве. Артефакты и знания, которые появляются или вспоминаются ровно тогда, когда в них есть нужда, а не маячат на окраине действия немыми вопросами. Даже сама интрига с заговором против небольшого королевства — проста и прямолинейна, как меч Темного Властелина.

Иногда эта простота просто зашкаливает, достигая необычайных высот наивности. Вот, к примеру, способ заточения и освобождения Эсрахаддона. Знаете, за 900 лет при таком то изобилии королей, уже каждый житель должен был иметь хотя бы каплю царственной крови. А ему, бедолаге, пришлось столько времени ждать...

Но в этой простоте есть определенная прелесть. Быстро улавливаешь незамысловатый ритм повествования и начинаешь бездумно следовать ему. От одного события к другому, от приключения к приключению, от маленькой загадки к другой, ключики к которым лежат на видных местах и не надо ломать голову, к какому замку их применить. И понятно, что один заговор против короны раскрыт, но в мире Элана, где борются роялисты и имперцы, приверженцы разных религиозных сект, простора для заговоров не на один том. Потому продолжим.

Фото: общедоступные ресурсы yandex.ru


Статья написана 11 февраля 2016 г. 03:38

Этот роман очень близок к "романам взросления" Хайнлайна. Юные герои, любовь. много динамичных сцен. Но есть и типичные для Дэйва Дункана вещи, а именно, неоднозначные моральные ситуации, сторону в которых читателю предстоит выбрать самому. И не факт, что эта сторона совпадет с мнением автора. Потому рекомендую всем, кому понравились "Герой!" и "Тень". Дэйв Дункан "Планета первого класса":


Дэйв Дункан "Планета первого класса"
Дэйв Дункан "Планета первого класса"


На ум приходят три классических варианта использования клонов. Первый, самый популярный в фантастических мирах, это, конечно, выращивание на запасные части — вариант жуткий, но зато позволяющий в полной мере раскрыть все лицемерные и темные стороны человечества в целом и отдельных его представителей.

Второй, как ни странно, при слове "клон" на ум приходит чаще всего, несмотря на то, что используется несколько реже. Зато он более разрекламирован. Скажи вслух "клон", и сразу получишь в ответ "атака".

Третий вариант, хотя и по аморальности близок к первому, но все-таки не предполагает физического убийства. Выращивание клонов для пересадки сознания из дряхлеющего тела и получение таким образом бессмертия, едва ли не более популярно в литературе, чем разборка на детали.

Но вот разведение клонов исключительно для сложных, многоходовых и многолетних политических интриг я встречаю в фантастической литературе впервые.

Но вернемся к самому началу. Земля больше не может поддерживать жизнь многомиллиардного человечества. Глобальное потепление затопило целые страны, воздух отравлен, озоновый слой уничтожен и радиация сжигает последние леса. В мире царит полный хаос: все воюют против всех, в городах правят преступные банды, а Землю под контролем держит некая корпорация, которая монополизировала энергетические ресурсы. Эта же организация занимается поиском нового дома для людей, используя для поиска подходящих планет тоннели, созданные с помощью суперструн.

Тоннели в новые миры
Тоннели в новые миры

Но вот беда: проходят десятилетия, а подходящая планета не находится. Попадаются с жизнью, но у них у всех есть изъян. То аминокислоты не туда закручены, но ядовитые грибы, то землетрясения, то канцерогены. И вот чудо: находиться полностью подходящая для людей планета, Вторая Земля, Первый класс не меньше. И тут то и выходят на первый план два наших героя — выросший в спецпитомнике для клонов молодой Седрик Хаббард и его подружка и ясновидящая Элия.

Это только сначала может показаться, что перед нами история об обретении нового мира, взрослении героев в духе лучших хайнлайновских романов и моральных проблемах клонирования в духе описанных выше вариантов. Ведь это Седрик и Элия попадают в отчаянные и опасные ситуации и находят из них выходы. Они пытаются по кусочкам сложить, что же на самом деле происходит с исследованием новых планет, и разобраться с запутанными политическими интригами. Они за какие- то дни проходят путь от робких подростков до уверенных в себе взрослых людей.

Но как бы ни так. Главный герой появляется на сцене всего то несколько раз и очень мало говорит. Зато присутствует незримо: тень всесильной интриганки Агнес Хаббард маячит за всеми событиями. Она переставляет пешки на огромной, с целую Вселенную, игральной доске, переплетая многочисленные интриги в прочную паучью сеть, в которую попадает то мелкая рыбешка, то настоящие матерые звери.

Самое приятное в романе, что до самого финала остается неизвестным, как этот клубок интриг будет распутан, при чем тут клоноводство и зачем нужен был во всем действии этот лопоухий добряк Седрик. Более того, как всегда у Дункана, ответить на вопрос, кто же такая Агнес Хаббард — беспринципный монстр или борец за лучшее будущее — предстоит каждому читателю решить самому.

Но при всех достоинствах, есть у романа, с моей точки зрения, несколько явных недостатков. Очень-очень-очень длинный разгон, практически на половину всего романа, когда идет "набор" критической массы фактов. Второй недостаток: мне была бы более интересна практически оставшаяся за кадром личная история Агнес Хаббард, рождения и реализации замысла со столь нетрадиционным применением клонов, чем любовные похождения Седрика и Элии. Но это уже дело вкуса.

Фото: общедоступные ресурсы yandex.ru


Статья написана 6 февраля 2016 г. 07:40

Полюбуйтесь на этого рохлю. А с виду нормальный тигр
Полюбуйтесь на этого рохлю. А с виду нормальный тигр

Признаюсь, тигр Амур меня глубоко разочаровал. Зверь, который ударом лапы перешибает хребет лосю, не смог сожрать наглого старого козла. Рохля, а не тигр.

А мы, несчастные приморские журналисты, так на него рассчитывали. Надеялись, что он осознает всю нелепость своего поведения и, наконец, плотно пообедает. Мы опишем за пару дней во всех подробностях и забудем эту историю навсегда.

Не то чтобы мы были излишне кровожадны, но раздутая история козлино-тигриной дружбы, за которой с замиранием сердца следят замученные бытом домохозяйки и старые девы, чтобы потом писать круглосуточно во всех социальных сетях на тему храброго козлика, милого тигренка и сошедшей с небес благодати, надоела просто таки до смерти. Чувствуешь себя постоянно профессионально униженным. Эй, люди! Мы тут написали обалденную новость по экономике! Не надо? Откопали факты коррупции. Опять нет? Всем подавай козла и тигра. А потом жалуются, что пресса пишет всякую чушь.

Зато теперь можно паразитировать на темах:

-Тимур, пострадавший в драке с другом-тигром, идет на поправку(подробно, какой синяк сошел, сколько таблеток съел)

-Тимур обзавелся собственным жильем(размеры, обстановка, соседи)

-Тимур собирается жениться(кандидатки, отдельно про каждую, перспективы семейной жизни)

-Тимур женился(о невесте, свадьбе, первых днях совместной жизни)

-Тимур стал отцом(не подведи нас, старый козел. Если родятся не того цвета, можно будет сочинить о гнусной измене в козлином семействе)

-Амур отказался от козлятины(думаю, он после этой "дружбы" вообще завяжет со всеми козлами)

-Амур собирается жениться(можно писать целый год, раз в месяц, как минимум, пока не подрастет невеста Уссури)

-Амур женился(Тимур ревнует)

-Амур станет/стал отцом(хоть в этом то на тебя можно надеяться?)

Из ближайшего: прокуратура изучает, есть ли в отношениях Амура и Тимура гомосексуальный след(На полном серьезе. Уже в понедельник писать придется).

Короче, из-за рохли Амура и странных читательских предпочтений, мышка будет бесконечно, обливаясь слезами и проклиная всех козлов на свете, грызть полосатый кактус с незабываемым ароматом старого козла.

Фото:Собственное


Статья написана 5 февраля 2016 г. 03:34

Я уже достаточно стара, чтобы снова получать удовольствие от детских книг, оценить их по достоинству и найти в них новые грани. Потому, устав от кровавых заветов и еще более кровавых походов, решив прочитать очередную умную и добрую сказку Дианы Джонс, которая привела меня в состояние умиления, миролюбия и веселости(летающие свинки и милый грифончик, имеющие к сюжету самое прямое отношение- вам в подарок, для создания соответствующего настроения): Диана Уинн Джонс "Тёмный властелин Деркхольма":

Диана Уинн Джонс  "Тёмный властелин Деркхольма"
Диана Уинн Джонс "Тёмный властелин Деркхольма"


Вот так живете, никого не трогаете, тихо-мирно, детей многочисленных растите(с разным количеством конечностей), жену единственную и неповторимую лелеете(ничего, что она может зачаровать, вы и так ею очарованы), любимой работой заняты(что полезней в хозяйстве: русалка или говорящие голуби?). И страна у вас мирная и красивая- поля изумрудные, птички(сварливых и мстительных гусей в расчет не берем), овечки( плотоядных не упоминаем), лошадки и свинки крылатые летают( под ними лучше не стоять). И соседи у вас приличные: трудолюбивые крестьяне, рассудительные драконы, вежливые эльфы, трудолюбивые гномы, умелые волшебники, талантливые барды и даже учтивые воры — все заняты своим делом и к чужим странностям терпимы. И вдруг, все это рушится в одночасье: туристический сезон, знаете ли.

Трудно быть Сауронами
Трудно быть Сауронами

А у туристов свои представления кто вы такие, как должны выглядеть, что делать и как себя вести. Если ваша страна ВОЛШЕБНАЯ, то это, если вам повезет, по их мнению, вариант Средиземья, а если все совсем запущено — Вестероса в разгар гражданской войны.

Вы замечали, насколько наши представления о фэнтезийных мирах, однообразны? Если волшебник, то он должен быть стар, бородат и одет в нелепую робу и в обязательном порядке иметь остроконечную шляпу и тяжеленный посох. Вы пробовали в таком виде бегать, прыгать и сражаться? Или вот еще непременное. Если девица, волшебница или воительница, то в топике, мини-юбке(такой малюсенькой- малюсенькой, у меня носовые платки некоторые больше) и при голых ногах. Это как? А холодные походные ночи? Конский пот разъедает кожу в интимных местах, или там гнусные кровососы покушаются на самые нежные части тела? Через месяц жизни в таком наряде красавица уже вряд ли будет красавицей, да еще в придачу станет настоящей мегерой от вечной неудовлетворенности разными аспектами жизни.

Летающие свинки ...
Летающие свинки ...

А уж как досталось от читательских представлений всем остальным волшебным обитателем, просто не передать. Драконы все, как один, любят золото(может им микроэлементов не хватает?), гномы — жадные карлики( может у них рахит от недостатка солнечного света?), эльфы — бледны и любят сумерки(этих вообще засунули в лесную чащу, где кроме сумерек ничего и нет), зомби — худые и дерганные(а с чего бы это?). Но больше всего досталось Темным Властелинам, которым на роду написано жить в каких-то угловатых замках с огромными, продуваемыми всеми ветрами, башнями, ходить в каких-то неудобных и тяжелых доспехах, носить какие-то дурацкие атрибуты Силы и Власти, лишаясь которых они тут испаряются в небытие(плохая стратегия) и говорить замогильным голосом.

При этом несчастным обитателям ВОЛШЕБНЫХ стран почему -то отказывают в цивилизованности и здравом смысле, отчего они вынуждены постоянно воевать, интриговать, копить злато и серебро и заниматься прочими непродуктивными делами, когда у них поле не вспахано и дети, семеро по лавкам, голодные.

и милый грифончик — в подарок
и милый грифончик — в подарок

Вот над этими нашими дурацкими штампованными представлениями о Волшебных странах и народах во всю насмехается Великая сказочница Диана Джонс. В результате, получилась замечательная и веселая история о том, как волшебные народы решили избавиться от туристов и обирающих их бизнесменов с помощью хитроумного плана, который превратился в вереницу недоразумений. И хотя здесь много и нелепо бегают, суетятся, кричат и причитают, и все напоминает карнавал или детский утренник, читать эту историю интересно, и, самое важное, полезно в любом возрасте. Тут очень много просто и ненавязчиво говорится о том, что же такое семья, об отношениях детей и родителей, о верности и преданности друзьям, о мужестве, о том, чем можно жертвовать и чем нельзя ни при каких обстоятельствах.

И есть тут абсолютно потрясающая сцена с моралью, которую стоит всем усвоить раз и навсегда. И детям и взрослым: никакие проблемы не решаются по волшебству. Для этого надо самому много думать и много работать. И тогда все будет тип-топ. Такой вот в этой сказке намек, Темным Властелинам и их приспешникам урок.

Фото: общедоступные ресурсы yandex.ru





  Подписка

Количество подписчиков: 134

⇑ Наверх