Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «primorec» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 17 октября 2014 г. 04:28

Решила отдохнуть от реальности, которая упорно не отпускает даже в книгах, и почитать что-нибудь сказочное. С Богами и Героями, магическими Артефактами, нестрашными тайнами, приятными героями. Без болтовни и с активным действием. Приятными героями. И обязательным завершением истории. Попался вот этот цикл

Фреда Саберхаген "Книги мечей". Хорошая подростковое фэнтези, очень близкое по стилистики к "Саге о Копье". Отдельные романы цикла более похожи на части большого романа, чем отдельные произведения, но все же решила уделить им внимание по отдельности, поскольку развернутых отзывов на них нет. Поэтому с удовольствие представляю "Первую Книгу Мечей"

Фред Саберхаген "Книги мечей"
Фред Саберхаген "Книги мечей"
Итак, Игра началась! Что за Игра, спросите вы? Какие в ней правила, что за фигуры? Неизвестно. Потому что это не наша с вами Игра. В нее играют скучающие Боги, пресыщенные и самодовольные. Явно не очень умные, но мнящие себя совершенными во всем. Капризные, но могучие дети, не считающиеся с желаниями и возможностями других. Кичливые, алчные и обидчивые. От того в десятеро более опасные, чем самый страшный дракон или бандит-человек.

Конечно, главными фигурами в Игре Богов будут люди. И самые обычные, случайные, ведать не ведающие ни о каких божественных Играх, желающие тихо прожить свои недолгие человеческие жизни, и людские Властители, жаждущие божественной власти и могущества.

Какие в Игре правила? Да никаких. Правила изобретаются по ходу дела. Отвергаются, когда мешают, выдумываются, когда в них возникает необходимость. В этой Игре можно жульничать, можно передергивать, забирать ходы и подталкивать соперника под локоть, когда он бросает кости. В этой Игре все случайно, и, в то же самое время, все предопределено.

А, чтобы совсем Игроки не заскучали, введем в действие настоящее Могущество. Волшебные Мечи. Но особенные, дающие фигурам только одно, заранее известное свойство. Они не сделают фигуру сильнее, умнее или смелее, просто помогут решить задачу — малую или большую, смотря кто кем играет.

Вот такая Игра нам предстоит в "Книге Мечей" и первом ее романе, который бесхитростно называется "Первая Книга Мечей". Роман такой же, как и название: простой, бесхитростный и лаконичный. Простой, поскольку все в нем понятно. Если злодей, то явный и злодеистый, если Герой — то мужественный и героический, если Добряк- то честный и благородный. Черное и белое, плохое и хорошее.

Бесхитростный, поскольку интрига и сюжет такие же прозрачные. Мир небольших государств, только восстанавливающийся после какой-то глобальной катастрофы. Странные боги, которые вовсе и не боги. Магия, с оттенком забытых технологий. И. конечно, Мечи.

К слову, из двенадцати заявленных Игрушек богов, мы знакомимся в этой книге только с четырьмя. Зато какими! Стоит их перечислить для завлечения читателя. Первый, конечно, Градоспаситель, Меч Ярости, спасающий родной дом/и только его, владелец не в счет/ и с которого все и начинается. Меч Героев или Драконосек? Что толку от такого, если им можно поразить только один вид врага? Даже у Героев их значительно больше. Вот Меч Удачи значительно лучше, но ведь Удача — госпожа изменчивая? Ослепитель, Меч Воров — обманщик и соблазнитель, сулящий ложное чувство безопасности. Какой бы Вы выбрали себе, доведись вам играть в Игру Богов?

Что еще не сказала о романе? А, лаконичность. Возрадуйтесь: приключение не долгое, не страшное и наполнено действием, а не разговорами. И тем более, обошлось без стенаний, слез, самокопаний и самобичеваний героев, длинных экскурсов в историю и уже привычного многословия.

Итак: несмотря на перечисленные простоту, бесхитростность и лаконичность, не свойственные современным фэнтезийным романам, меня увлекло. Прочиталось так быстро, что и не заметила. Было не страшно, иногда поучительно, иногда немножко грустно, любопытно и даже немного таинственно. Такую книгу можно посоветовать ребенку, который решает прочитать нечто фэнтезийное. Или самому отдохнуть после долгих фэнтезийных саг или космоопер.


Статья написана 14 октября 2014 г. 05:30

Что я могу Вам сказать об очередном романе о "Страже" Терри Пратчетта.? Самое интересное, что многое я уже сказала в посте "Почему я читаю фантастику?", поскольку в "Дело табак", с моей точки зрения, реальности уже слишком много. Причем каждодневной реальности, той, которую мы таскаем внутри себя, и от которой деться просто никуда невозможно. Понравилось ли мне? и Да, и нет. На мой вкус. слишком много реализма, и слишком много пугающих мыслей, чтобы назвать это уже "иронией" или "сатирой". Или вообще чем угодно, связанным хотя бы с грустной улыбкой. Но все же это — Сэм Ваймс и Стража. которых я люблю.

Терри Пратчетт "Дело табак"
Терри Пратчетт "Дело табак"
Помните, как все начиналось? Помните этих нескладных, трусоватых, нечистых на руку, всеми презираемых ребят, которые старательно прятали глаза, когда кто-то где-то и не так уж порой не желал жить честно, из-за чего приходилось не менее старательно уменьшать "резкость" глаз очередной бутылкой "горячительного"? Помните, как все начало меняться к лучшему? Как, словно сказочный феникс из пепла, возродились гордость, достоинство, мужество. Сначала слабые и робкие ростки, потом они все крепли и крепли., превращаясь в настоящие могучие деревья, под сенью которых находили покой и защиту все слабые, обиженные и ищущие справедливости.

Помните, как было нам весело в начале? Намеки, шутки, забавные приключения. Как они были милы все эти дракончики и драконы, суровые гномихи с бородами и топорами, жаждущие стать обычными девушками, шелудивый философ Господ, безумный изобретатель, обаятельный Моркоу, Фред Колон или Шнобби Шнобс?

Было весело, в том Анк-Морпорке, несмотря на грязь, кучу проблем, коррупцию, преступность и реальные, наши с вами. обычные проблемы, которые то и дело пролезали на страницы с знакомыми ярлыками и лозунгами. Но, все равно, это был сказочный Анк-Морпорк. Где справедливость была возможна, наказание злодеям неотвратимо, если не людское, то практически божественное, если считать божественным Его величество случай. И это было прекрасно.

Только вот с каждым романом этой самой реальности становилось все больше. Чего уж только не было — расовые проблемы, войны, революции, СМИ, политические интриги. Слой за слоем снимались эти листики с волшебного Анк-Морпорка, и вместе с ними постепенно улетучивалась сказочность и волшебство, превращая наш любимый, хотя и не безопасный город, в привычный мегаполис, который можно увидеть, просто выглянув из окна.

Каждый роман отрывал по листку. Мы в деталях обсудили столько проблем современного общества и человека, некоторые даже не по одному разу, что в результате осталась одна сердцевина. Мы сами и то, что внутри нас. То, что делает нас такими, какие мы есть: в общем и целом, не такими уж плохими. Способными на высокие мысли, восхищение искусством, милосердие, когда оно не очень обременительно, дружбу и любовь. И, одновременно, способными отвернуться от чужого горя, пройти мимо нуждающегося, отвести глаза от несправедливости, и сделать вид, что не заметили преступления.

В общем-то, ничего особенного. Все очень обыденно и знакомо. Очень реалистично, от того уже не смешно, не сказочно и не привлекательно.

Вот об этом, с моей точки зрения, "Дело табак". О том, почему вообще совершаются преступления. Как возникает этот молчаливый заговор многих, в общем-то, неплохих людей, которые дают отдельным негодяям возможность безнаказанно творить грязные делишки и несправедливость. Об этом роман: о том, как рождается равнодушие и откуда берется оправдание собственной слабости, как появляются "свои" и "чужие" и запускается механизм, обретший в нашей реальности узнаваемый штамп — "двойные стандарты". И это уже совершенно не смешно, потому что в этом зеркале любой легко увидит свои неблаговидные поступки, тайные мысли и соблазнительные желания. Как говорится, "каждый повстречался с призраками, демонами и давними воспоминаниями".

Кстати, рецепт от общей болезни от сыра Терри то же довольно горький. Есть закон и порядок, а есть справедливость. И справедливость все-таки выше. И когда не хватает закона и порядка, справедливость имеет право найти другие инструменты для своего торжества. Например, Вилликинса с его маленькими игрушками. способными вколотить понятие справедливости простым и доступным методом в любого упирающегося.

Да, и если "закон должен начаться с преступления", то с чего должна начаться справедливость? Что-то мне не хочется узнавать ответ на этот вопрос на собственной шкуре.


Статья написана 12 октября 2014 г. 08:01

 Скоро будет...
Скоро будет...


Вчера работала в кампусе Дальневосточного федерального университета. Вы уже поняли по предыдущим постам, что это место замечательное, потому что там всегда есть что-то интересное. Не событие, так природа. Не природа, так люди. В этот раз был фестиваль науки, но если бы я не была на прошлом, то в этот раз осталась бы в восторге.

Но речь не о том. Бродила по Студенческому центру и наткнулась на какую-то молодежную выставку. И на вот эту инсталляцию, которая называется "Скоро будет". Инсталляция так себе. Но надписи. Они взяли за живое. На тему — о чем мечтают люди и чего им не хватает сегодня. Очень показательно и жизненно. Наводит на всякие мысли. Под многими вещами готова сама подписаться. Давайте добавим свои варианты.

P.S. Дочитываю "Дело табак" Пратчетта.

фото: Собственное


Статья написана 9 октября 2014 г. 16:04

 Удивительное дерево-лиственница
Удивительное дерево-лиственница

 Удивительное дерево-лиственница
Удивительное дерево-лиственница

 Осень в самом разгаре
Осень в самом разгаре

 Осень в самом разгаре
Осень в самом разгаре

 Осень в самом разгаре
Осень в самом разгаре


Статья написана 9 октября 2014 г. 04:21

Все, добила Шервуда Смита и Дэйва Троубриджа "Империя тысячи солнц". Пятый роман "Троны Хроноса"дался очень тяжело, почему, прочитаете ниже. Сейчас хочется чего-нибудь ироничного. Или сказочного.

Шервуд Смит, Дэйв Троубридж "Троны Хроноса"
Шервуд Смит, Дэйв Троубридж "Троны Хроноса"
В любой длинной серии всегда, за редким шедевральным исключением, наступает момент, когда новые идеи заканчиваются, герои перестают двигаться вперед, сюжетные ходы начинают повторяться. Скучающий читатель, собрав волю в кулак, решает не обесценивать потраченное время и жаждет узнать, чем же закончится дело, после чего забыть о происшедшем надолго, если не навсегда.

Всем, и автору в том числе, ясно, что надо бы закругляться. Но сделать это тяжело. Все ведь начиналось с таким размахом: космический масштаб событий, множество миров и культур, разнообразие героев, сюжетные линии которых переплетались самым причудливым образом. Некоторые закрутились так, что логического выхода из них не видно. Убивать жалко — не каждый автор так жесток, как Мартин, чтобы одним махом разрубать затянувшиеся намертво узлы, отправляя в небытие одного героя за другим. Лучше поступить иначе: засунуть более симпатичных тебе героев, к примеру... в черную дыру, пусть маринуются там до времени. Вдруг посетит новая гениальная идея, и через какое-то время можно будет достать из архива старую историю, стряхнуть с нее пыль, освободить из оков гравитации старых героев, добавить к ним новых, пропустить этак лет пятьсот, а то и тысячу, что позволяет избавиться от надоевших персонажей вполне естественным и не жестоким способом, и можно открывать новую серию, типа "Империя двух тысяч солнц". Или продолжить старую.

Вот такая судьба постигла, по моему мнению, и этот цикл. Захватывающий в самом начале, с разнообразными и развивающимися героями, тайнами и загадками, множеством интриг, быстро сменяющимися декорациями и взрывами активного действия в виде индивидуальных схваток и масштабных сражений. Все так и было три романа подряд, к четвертому накал страстей ослаб, чувство новизны пропало, но еще оставалась надежда, что кульминация ждет впереди, на таинственном Пожирателе Солнц. Там, ожидалось, ждут разгадки и Великого Спящего, и безумного Рифта, и бегства с Земли. Может, откроются тайны разума и сгинувшей цивилизации Ур? Или дорога к Утраченной Земле? Выстрелят "ружья", те самые, которые автор любовно развешивал четыре романа подряд?

Не выстрелят. Практически ни одно из них. Ни одного ответа ни на один вопрос. Все свелось к черно-белому противопоставлению плохих и хороших, умильному завершению пары любовных линий, и торжественной коронации нашего принца на белом коне. Ах, простите в белом кителе. Теперь уже без единого пятнышка, положительного до сверкания и полного обезличивания. Закон и Порядок — хорошо, Хаос и Анархия- плохо. Бывшие пираты и контрабандисты осознают, что были глубоко не правы, добровольно отдают награбленное и, раскаявшись, начинают строить новое лучшее общество с такими же осознавшими свои прошлые ошибки снобами-аристократами. Все рыдают, потом скорбно молчат, играя желваками. потом ликуют, потом сурово хмурятся — впереди трудная работа. Что может быть более унылым?

Только бесконечные эротические фантазии, к месту и не к месту вставляемые в действие. Что это за взрыв сексуальной энергии к финалу истории? Как будто герои решают перед лицом смерти впасть в крайности: одни начинают хранить целомудрие, другие кидаются во все тяжкие. С примерно равным эффектом: уныло и скучно.

Но самое печальное — это огромный объем романа, который почти в два раза больше, чем каждый из предыдущих. Оттого все происходит, как бы в замедленном времени, хотя весь сюжет можно пересказать в паре предложений. А может, повлияло присутствие черной дыры — этого волшебного сундучка, куда можно до времени убрать некоторые наиболее полюбившиеся игрушки, чтобы не решать некоторые проблемы с сюжетными линиями. Что может быть лучше для бесконечного цикла: остановить время, а потом запустить его вновь, если будет на то воля автора и Великого Спящего.





  Подписка

Количество подписчиков: 134

⇑ Наверх