fantlab ru

Генри Каттнер, Кэтрин Мур «Лучшее время года»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.36
Оценок:
805
Моя оценка:
-

подробнее

,

Лучшее время года

Vintage Season

Повесть, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 154
Аннотация:

В прекрасные майские дни в городе, где жил Вильсон, появились необычные люди. Казалось, они уверены в том, что земной шар вращается по их прихоти, каждая линия их одежды дышала совершенством, голоса отличались почти невероятным изяществом...

Эти люди стали арендовать соседние дома на одной из улиц...

С этим произведением связаны термины:
Примечание:

Впоследствии Роберт Силверберг написал повесть «In Another Country», продолжающую это произведение.


Входит в:

— антологию «A Treasury of Science Fiction», 1948 г.

— сборник «No Boundaries», 1955 г.

— антологию «Stories for Late at Night», 1961 г.

— антологию «The Astounding-Analog Reader: Volume 1», 1972 г.

— антологию «The Science Fiction Hall of Fame Volume 2A», 1973 г.

— антологию «Histoires de voyages dans le temps», 1975 г.

— антологию «Science Fiction Hall of Fame: The Novellas, Book 2», 1975 г.

— сборник «The Best of C. L. Moore», 1975 г.

— антологию «Isaac Asimov Presents The Great SF Stories 8 (1946)», 1982 г.

— антологию «The Time Travelers», 1985 г.

— антологию «The World Treasury of Science Fiction», 1989 г.

— антологию «Интегральное скерцо», 1989 г.

— антологию «In Another Country. Vintage Season», 1990 г.

— антологию «Остров страха», 1993 г.

— антологию «Премия за риск», 1993 г.

«Модель для сборки», 1995 г.

— антологию «Фантастика века», 1995 г.

— антологию «The Time Traveler's Almanac», 2013 г.

— антологию «Лучшее время года», 2017 г.


Экранизации:

«Замечательная поездка» / «Timescape» 1991, США, реж. Дэвид Туи



Похожие произведения:

 

 


Робот-зазнайка
1968 г.
Интегральное скерцо
1989 г.
Механическое эго
1989 г.
Железный стандарт
1990 г.
Источник миров
1992 г.
Котел с неприятностями
1992 г.
Сим удостоверяется…
1992 г.
Ярость
1992 г.
Остров страха
1993 г.
Премия за риск
1993 г.
Фантастика века
1995 г.
Хогбены и все-все-все
1998 г.
Хогбены, гномы, демоны, а также роботы, инопланетяне и прочие захватывающие неприятности
2002 г.
Миры Генри Каттнера
2009 г.
Лучшее. Том 1. Робот-зазнайка
2016 г.
Лучшее время года
2017 г.
Робот-зазнайка и другие фантастические истории
2022 г.

Аудиокниги:

Элементы — модель для сборки
1995 г.

Издания на иностранных языках:

A Treasury of Science Fiction
1948 г.
(английский)
Stories for Late at Night
1962 г.
(английский)
Pragaištingas laivas
1971 г.
(литовский)
The Astounding-Analog Reader, Volume One
1972 г.
(английский)
The Astounding-Analog Reader, Book Two
1973 г.
(английский)
Science Fiction Hall of Fame Volume 2A
1974 г.
(английский)
The Best of C. L. Moore
1975 г.
(английский)
Histoires de voyages dans le temps
1975 г.
(французский)
Science Fiction Hall of Fame: The Novellas, Book 2
1975 г.
(английский)
The Best of C. L. Moore
1976 г.
(английский)
A Treasury of Science Fiction
1980 г.
(английский)
Isaac Asimov Presents The Great SF Stories 8 (1946)
1982 г.
(английский)
Isaac Asimov Presents The Golden Years of Science Fiction: Fourth Series
1984 г.
(английский)
The Time Travelers
1985 г.
(английский)
The Time Travelers
1986 г.
(английский)
Histoires de voyages dans le temps
1987 г.
(французский)
The World Treasury of Science Fiction
1989 г.
(английский)
In Another Country. Vintage Season
1990 г.
(английский)
La stagione della vendemmia
1991 г.
(итальянский)
The Time Traveller's Almanac
2013 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

На сегодня, это однозначно лучшее произведение, которое я читал у авторов, как сольно, так и совместно. Действительно весьма точно передают то, как могут вести себя путешественники во времени с их извращенной и весьма гибкой моралью. Весь мир — театр, а все мы в нем... декорации? Получается, что так. Безропотные декорации, которые не в силах что-либо изменить, как ни старайся.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

В последние дни мая в один небольшой американский город стали толпами прибывать странные туристы из никому не известной страны. Они скупали квартиры и целые дома, чтобы проводить в них время в праздности и развлечениях. Подобное поведение не могло не заинтересовать одного из бывших хозяев, которому поступило два очень щедрых предложения об аренде. Начав свое расследование, он никак не ожидал тех результатов, к которым оно приведет...

Несколько необычная история, написанная немного не в стиле Каттнера — вполне вероятно, что больший вклад в это произведение внесла его жена. Потому что оно делает явный упор на эмоциональной составляющей, что весьма характерно именно для женщин. Яркие образы «иностранцев» также подтверждают это соображение: мужчины на подобном, как правило, не зацикливаются, ограничиваясь довольно беглым описанием. Но рассказ ценен именно такими вот яркими картинками, которые надолго останутся в вашей памяти после прочтения — особенно после раскрытия авторами главной тайны повествования. Написано это явно под впечатлением только что закончившейся Второй мировой войны, когда весь мир еще ужасался ее последствиям. Правда, разрушившая город стихия оказалась по сюжету природной, но люди, вооруженные знанием прошлого, вполне могли ее предотвратить. Так что в итоге получается опять-таки их вина — вина по причине бездействия и полной аморальности поведения. Тут очень важно изменение отношения главного героя к своим постояльцам: вначале оно крайне позитивное (они хорошо платят за съем дома), потом — заинтересованное (знакомство Оливера Вильсона с Клеф), а в самой концовке — в высшей степени негативное (путешественники наблюдали за катастрофой, вместо того, чтобы предотвратить ее). Мораль понятна: такое садомазохистски-вуайеристское общество стало следствием произошедшей катастрофы. Если б удалось каким-либо образом минимизировать ущерб от нее, люди будущего не превратились бы в таких бессердечных наблюдателей. Но они предпочли сохранить неизменным свой status quo, относясь ко всем событиям прошлого как к своего рода аттракциону, остросюжетному шоу «от первого лица». И вся прелесть от их прежнего шарма куда-то вдруг исчезла, а всё их искусство стало отдавать садизмом и жестокостью. Опять подтвердилось известное правило, выведенное еще историками 19-го века: каждая нация заслуживает того будущего, которое она своими руками творит в настоящем.

------------

РЕЗЮМЕ: рассказ о том, как одна ошибка в прошлом привела к искажению общественных нравов в будущем. И всё же хорошо, что мы не знаем своего будущего: а не то у нас и вовсе могло бы пропасть желание создавать его в дне сегодняшнем.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Попытка вменяемого взгляда на проблему туристических путешествий во времени. Объект, естественно, в шоке, от того, что он объект и хочет, чтобы ради него/них произошли тектанические сдвиги, способные разрушить будущее (ну, или, по крайней мере, глобально его изменить). Субъекты, путешественники, не собирающиеся ничего менять и, соответственно, появившиеся только для того, чтобы насладиться зрелищем.

Казалось бы, мораль однозначно на стороне современника, однако не все так просто. Каттнер и Мур очень толково подводят к мысли, что если воспринимать прошлое, как зрелище, совершенно отстраненное по своей природе (как, например, для нас смотреть с удовольствием кровавый ужастик или боевик с разрушениями и смертями), то и градус морали сдвигается и приобретает не такой уж кошмарный оттенок. Невмешательство в катастрофу, чуму и смерти — это плохо? А вмешательство, которое навсегда изменит будущее, приведет к другим смертям и нерождениям и сотрет все то, к чему уже пришло человечество — это хорошо? Удовольствие, получаемое от фильмов с острыми приключенями, насилием, драками, кровью, убийствами — для нас, современников, это хорошо и нормально? Так почему же для людей будущего сцены из прошлого, которые являются всего лишь новым этапом в развитии индустрии развлечений — это плохо? Ведь мы для них давно мертвы и похоронены и являемся такими же тенями на пленке полотна времени, как актеры в кино.

На мой взгляд, рассказ как раз тем и хорош, что не дает до конца однозначного ответа на этот вопрос. Выбирай, что называется, сам. И хотя для большинства ответ очевиден (т.к. намертво привязан к современной морали — как будто на протяжении истории эта мораль не плавала туда и сюда и не менялась), авторы оставляют люфт и на менее популярную, альтернативную точку зрения. Недаром появляется под конец тот самый арт-творец и многое в психологии «пришельцев» разъясняется буквально в лоб.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Совсем не понравилось. Это первое, что прочитала у данных авторов, и понимаю, что не моё. Не знаю, какую лепту внёс муж, но женский, точнее, бабский, слог, прослеживается от начала и до конца, и это раздражает. Нудные описания тряпок, пустые а-ля восторги главного героя описаны так, как нормальный мужчина никогда не использует при описании тяги или увлечения к женщине. Сама идея быстро становится ясной, не интригует. Много слов и ни о чем — это характеристика данного произведения.

Оценка: 3
– [  18  ] +

Ссылка на сообщение ,

Для меня это — лучший рассказ Каттнера и Мур.

Банальность жестокости, наслаждение чужим горем, игра в сочувствие, эстетизация катастрофы — все эти замечательные качества массовой культуры конца ХХ века в нашем столетии превратились чуть ли не чуму цивилизации. И эта тенденция была подробно проанализирована авторами рассказа ещё в середине ХХ века.

В общем, понятно, что источником идеи «Лучшего времени года» были книги, подобные «Прощай, Берлин» Ишервуда и «Праздник, который всегда с тобой» Хэмингуэя, в которых богатые американцы с наслаждением вдыхают воздух Европы, погибающей от отравления последствиями Первой Мировой войны. Американских туристов бодрила и очаровывала агония разорённой Европы. А когда на горизонте замаячил призрак фашизма, американцы вернулись к себе домой, обогащённые прекрасными воспоминаниями. Из этого и вырос рассказ Каттнера и Мур, написанный уже после Второй Мировой и дорисовавший имевшуюся тенденцию до беспощадно злого гротеска.

А сейчас, во времена туристического бизнеса, когда билеты продаются лучше всего на те курорты, с которых ещё не успели убрать трупы погибших от природных катаклизмов или террористических актов, «Лучшее время года» воспринимается почти реалистически. Во всяком случае, неотразимо убедительно.

И, думаю, этот рассказ сильно повлиял на творчество Дж.Г.Балларда.

Оценка: 9
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Замечательная повесть, в которой Генри Каттнер и Кэтрин Мур показали себя не только мастерами по части создания интересных сюжетных линий, но и незаурядными художниками, которым удалось передать тонкое очарование обреченного мира.

Авторы, как это часто бывает у выдающихся фантастов, оказались еще и провидцами. Разве не превращаемся и мы в общество бездушных созерцателей, готовых вместо оказания помощи снимать на свои смартфоны уличные трагедии?

Оценка: 10
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Самая реалистичная повесть о том, чем бы занимались пришельцы из будущего в прошлом, что мне попадалась.

Никаких тут тебе вывертов с изменением будущего или предотвращения всяких катастроф, они явились просто чтобы НАБЛЮДАТЬ.

Ну а с теми, кто вольно или невольно может им помешать они просто разберутся без лишнего шума, даже не задумываясь.

Они не злые, им просто скучно.

Рассказ мрачен просто донельзя, этим и ещё своей реалистичностью и подкупает.

Ванильная экранизация 1991 года «по мотивам» по-своему тоже не плоха, но к оригинальной повести имеет отношение постольку-поскольку.

Оценка: 10
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Почему-то в большинстве отзывов звучит мотив нежелания или невозможности вмешательства в происходящие события со стороны людей будущего. Предлагаю считать, что перемещение во времени принципиально запрещает вмешательство в события прошлого. Я в этом рассказе увидела омерзительную ситуацию, в которой благополучные и обезопасившие себя люди, с наслаждением прожигающие жизнь, ещё и получают наслаждение от созерцания катастрофы, в которой погибает множество людей точно также как и от очень горьких или безмерно гадостных карамелек. При этом люди будущего показаны пустопорожними бездельниками, которые за место, с которого катастрофа видна лучше, готовы драться, пихаться локтями и устраивать друг другу пакости. Главное для них это как следует пощекотать себе нервы. И понятно, что отправившись на место казни Христа, они точно также будут драться и пихаться за место, с которого муки человека, распятого на кресте, будут лучше всего видны. Остается только надеяться, что речь идет не обо всём человечестве будущего, а только о кучке безмерно аморальных богатых бездельников.

В голливудском фильме, снятом по мотивам повести, люди, попавшие в зону катастрофы борются со свалившейся на них бедой. На мой взгляд такое развитие событий сильно искажает смысл произведения.

Оценка: 9
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Совсем не понравилось. Особенно не понравилась сама идея произведения — представить человечество будущего поголовно как бессердечных, циничных скотов, упивающихся зрелищем миллиардов смертей под чай из галлюциногенов и психоделическую музыку. Туристы едут в прошлое посмотреть на разрушение и смерть городов. И не для того чтобы ужаснуться и научиться как никогда не повторять подобное, а чтобы насладиться разрушениями и страданием. И никто из них не видит в этом ничего плохого и даже не в состоянии понять почему это плохо.

Ну и ещё он очень затянутый и занудный. То, что гости — инопланетяне или из другого времени можно легко догадаться на пятой минуте чтения, но автор тянет с признанием этого почти до самого конца, и поэтому интрига превращается в унылую тягомотину, а герои в тугодумов не желающих признать очевидное.

И последнее что сильно достаёт — главный герой почти всё произведение провёл под действием мощных галлюциногенов которыми его поят странные гости. Настолько мощных что он не может вспомнить целые дни и многие часы, а остальное время его глючит как после LSD но это всё совершенно не кажется ему странным и он радостно дует следующую чашку «волшебного чая» чтобы приторчать и несколько часов «посмотреть ковёр» вместе с гостями. За всю книгу у него не возникло элементарной мысли спросить у них документы, поинтересоваться в полиции что это за странные люди, а ведь он сдаёт им дом и сам спит в нём вместе с ними. Короче говоря всё это выглядит совершенно ненормально.

Оценка: 3
– [  -4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Первый раз давно читал. Произвело впечатление. Перечитал недавно — хорошая повесть, рекомендую.

А что заминусовали-то? :))). Эпидемия всегда страшна. Умирать в погожий весенний день никому не хочется. И чтоб за этим наблюдали холодно и с интересом — особенно. О том и повесть

А любители кровавого и и отвратительного были и будут во все времена. Про Колизей не знали или программа Малахова да и многие каналы на тьюбе вам неизвестны?

Не бойтесь! Ковид не бесконечен. :)))

Лучшее время года не только медовая весна, но и осень тоже... Ковид снова у ворот. Что же делать, что же делать?! ;) Маски, маски, маски!!!

Оценка: 9
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Читал этот рассказ после более знаменитого цикла Катнера «Мы-Хогбены».За хогбенов могу сказать-потрясающе,превосходно.Этот рассказ тоже прекрасная вещь,но сравнивать,что лучше очень сложно.Тем более,что приключения хогбенов-это юмористические,веселые рассказы.Произведение «Лучшее время года»-это своего рода фантастическая трагедия и здесь больше философских мыслей чем приключений.

Очень сложный,трогающий «за душу«рассказ о том как существа путешествующие во времени появляются на Земле всего лишь для того,чтобы проследить за ее гибелью.Их не интересуют проблемы людей,они напоминают людей идущих в кинотеатр для того,чтобы посмотреть на очередное зрелище,только вживую.Сенбе-великий Сенбе,ты ведь можешь изменить прошлое,настоящее и будуще.Но ты Жесток и тебя больше всего занимает переложение некоторых форм бедствий на язык своего искусства.Ты существуешь по своим законам,а остальные для тебя всего лишь дилетанты,твои марионетки- и погибающие люди в том числе.

Рекомендация: высокая!

Оценка: 9
– [  21  ] +

Ссылка на сообщение ,

Конечно, сейчас ни для кого не новость, что автор опубликованного в сентябре 1946г. короткого рассказа «Vintage Season» Lawrence O'Donnel на самом деле андрогин, объединяющий 30-с-небольшим-летних порнографа Генри и его шифгретор, любительницу рыцарских романов Кэтрин Мур. Можно даже, пользуясь программами, наподобие созданных Creator&Co, вычислить, что «Лучшее время года» почти целиком написала Кэтрин, как это указано в биографической статье на fantlabе.

Но вот откуда, из каких высот пришла авторам (или только Кэтрин?) идея рассказа? Фотографии из детства, где ты стоишь с одноклассниками, которых уже нет? Но им не так много лет... Недавно окончившаяся вторая мировая? Но Генри не учавствовал в боевых действиях... Куда как логичнее, если бы она создала рассказ позже, после 1958г., зная, что Генри убъет та самая сердечная недостаточность, которая сохранила его для нее в войну. Словно кто-то другой, из нашего с вами будущего, рассказал ей об этом... Сам собой напрашивается простой вопрос, доведись вам побывать там, в 1946 — вы бы рассказали? Или смотрели за любящей тридцателетней парой отстраненно, как прекрасные герои «VS» из прекрасного далека? И что смогли бы изменить?

О послевкусии, том самом, за которое на fantlabe и ставят 10, уже все точно сказал Ny. По силе этого послевкусия рассказ лично мне напоминает «Дверь в стене» Уэллса, но штучка андрогина О'Доннелла куда как жестче — просто не прожуешь. И ни SF Hall of Fame, ни retrospective Nebula Award (Retrieved from «http://scifipedia.scifi.com/index.php/Vintage_Season») ничего не подсластят...

Оценка: 10
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Совершенно японское любование отцветающей сакурой, увядающей красотой и прочими заведомо обречёнными на скорую гибель мотыльками

Потрясающе красивое и потрясающе же трогательное

Запоминается не сюжетом и не героями, а атмосферой и этим самым — ну вы знаете — натянутым чувством «Это было лучшее из времён»

Ностальгия по уже уходящему — заведомо и объективно лучшему чем то что приходит на смену — выгрызает из читателя живую эмоцию не отпускает до конца рассказа. Да и после конца тоже.

Весь рассказ в целом нацелен наверняка выбить эмоцию из читателя. У каждого так или иначе заканчивалось в жизни что-то хорошее — хоть лето, хоть каникулы, детство, любовь, продолжите-сами.

Именно зацепку за приятные воспоминания об ушедшем осуществляет Каттнер

Успешно осуществляет, несмотря на почти бесчестную простоту и беспроигрышность приёма — красиво всё равно

Мастер, мастер!

Оценка: 9
– [  17  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ удивительно красив — и это главное, что я могу о нем сказать. Многие, как я посмотрю, ужасаются равнодушию путешественников во времени и т.д., но мне кажется, что именно в этом и состоит отличие обыденного взгляда от гениального: сами авторы воспринимают это равнодушие как данность, эти люди уже целиком чужды нам, и их равнодушие тоже чуждо нам и не может быть нами понято, и они страшны, холодны, но невообразимо прекрасны в своей чуждости. Мне кажется, чувства главного героя очень тонко и подробно раскрывают и эту непреодолимую пропасть, и эту невообразимую прелесть, которой он не в силах противостоять.

Кроме того, произведение завораживает идеальной кинематографичностью повествования: сразу очевидно, что такой текст грех не экранизировать. Надо будет посмотреть, что там вышло, хотя меня терзают смутные сомненья...

Оценка: 10
– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

Наверное, из всего творчества Каттнера этот рассказ — самый лучший. И, видимо, немалую роль в этом сыграла его супруга Кэтрин Мур. Авторам удалось как-то очень тонко показать красоту этого удивительного времени. Но до чего же хрупкой оказывается эта красота. Настоящие цели пришельцев из будущего оказываются совсем другими, чем представлялось.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Люди из будущего поселяются в прошлом, чтобы насладиться зрелищем ужасного бедствия.
И это черствое равнодушие, этот цинизм задевают всерьез. Как это пророчество близко к реальности! Очень неожиданный переход от лирического повествования к описанию трагедии. Рассказ заставляет всерьез задуматься и о бренности нашего существования, и об ответственности, и о взаимопомощи.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх