Виктор Пелевин «Generation «П»»
- Жанры/поджанры: Постмодернизм
- Общие характеристики: Социальное | Сатирическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Только для взрослых
Роман, в котором переплетаются реальность, виртуальность и мифология. История возвышения Вавилена Татарского, принадлежащего к поколению «П», от продавца в ларьке до воплощения божества, посредством рекламных технологий. Герой сочиняет слоганы, придумывает концепции, а также узнаёт, что управляет современным ему обществом.
Философский фантастический роман о мире компьютерных и прочих высоких технологий, посредством которых рекламный бизнес управляет всем человечеством. Если заговор мировой закулисы нельзя предотвратить, его нужно возглавить...
В 2001 г. роман награждён в Германии премией Рихарда Шёнфильда (Richard-Schönfeld-Preis) за достижения в области литературной сатиры.
В произведение входит:
|
Входит в:
— «Модель для сборки», 1995 г.
— антологию «Вагриус-проза. 1992-2002», 2002 г.
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 223
Активный словарный запас: чуть выше среднего (2948 уникальных слов на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 68 знаков, что гораздо ниже среднего (81)
Доля диалогов в тексте: 36%, что близко к среднему (37%)
Награды и премии:
лауреат |
Бронзовая Улитка, 2000 // Крупная форма |
Номинации на премии:
номинант |
Странник, 2000 // Крупная форма | |
номинант |
АБС-премия, 2000 // Художественное произведение | |
номинант |
Интерпресскон, 2000 // Крупная форма (роман) | |
номинант |
Сигма-Ф, 2000 // Крупная форма, романы |
Экранизации:
— «Generation П» / «Generation P» 2011, Россия, реж. Виктор Гинзбург
- /языки:
- русский (49), английский (1), чешский (1), словацкий (1), болгарский (1), венгерский (1), иврит (1), японский (1), румынский (1)
- /тип:
- книги (51), аудиокниги (6)
- /перевод:
- Л. Братка (1), Э. Бромфилд (1), Л. Дворжак (1), А. Токай (1), И. Тотоманов (1), М. Ферко (1), Л. Шиду (1), М. Шкодников (1)
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Стронций 88, 20 мая 2023 г.
Ленин – гриб?..
Ничего не могу с собой поделать – роман по большей части вызывал у меня ощущение какой-то гадливости.
Так или иначе, каждый автор старается «купить» своего читателя, своего потребителя. Но когда начинаешь понимать, что тебя покупают, становится как-то неприятно. Особенно, если делают это довольно цинично. За текстом чувствуется эго автора (ничего кроме этого романа у Пелевина я пока не читал, говорю исключительно про ощущение от данного романа). Например, можно взять и походя свести личные счеты с критиком, утопив его в говне – а чего нет, классику всё дозволено. Но даже не в этом суть. Роман о рекламе. О рекламе как божественной, сакральной силе. Но есть ощущение, что роман высмеивает не столько это явление, расцветшее гротескным цветом в девяностые, сколько его потребителя, «ротожопа» (за пояснениями термина – в наркотический трип героя). Но, читая, поневоле вспоминается, на чём, собственно, поднялся сам автор – все эти телерекламы его книг в прайм-тайм; явление столь гротескное, что сейчас уже кажущееся невозможным (были попытки что-то повторить – но даже имя этого автора не удалось запомнить, ибо такой подход уже себя изжил). Впрочем, и без этого есть какое-то внутренне ощущение (через нарочито лишённый духовности мир, полный одних ротожопов и их хозяев), что автор, продавая тебе свою книгу, рекомендует её: «Ну, тут про то, что вокруг одно быдло…». И цинично улыбнувшись, добавляет: «И ты, кстати, тоже – быдло».
На форзаце книги, в качестве рекламы автора (о, да!) написано, что автор, кумир поколения (поколения «П»?), славится сочетанием несоединимых качеств «массовости и элитарности, острой современности и погруженности в реалии прошлого, всегда увиденного под весьма эксцентрическим углом зрения, а также никем уже не оспариваемой способности заглядывать в будущее».
Хотелось бы разобрать это на примере данной книги.
Массовость и элитарность. Всё это возникает от сочетания пошлости (та же реклама, создаваемая героями не просто нелепа, какой она и была в действительности, а гипертрофированна, пошла как шутки про жопу) и лёгкой присыпки псевдоэлитарности в виде цитат из классиков (у меня это вызывало ощущение легкого кощунства – хотя, возможно, автор на это и рассчитывал) и толстого-толстого слоя «как бы эзотерики».
С последним обстоятельством даже немного интересно.
Знаете, как управлять дураками? Нужно понижать их интеллектуальный уровень, но при этом подкидывать им абсурдную неправдоподобную «истину» (Земля – плоская!); приобщать их к неким скрытым тайнам мироздания, одним словом дать дураку почувствовать, что он умнее всех остальных. Причём «истина» должна быть очень близка к страхам, создавая ощущение «а я ведь всегда догадывался!»
Автор этим и пользуется и в довольно широком спектре. Показателен символ России, лежащий на большом камне. И использует его (её) то негр (видимо, американец), то военный (видимо, наша военщина), а визуально-смысловой ряд катится дальше –
Есть ли в этом что-то радикально новое? Ну, «Ленин – гриб», «Хвост виляет собакой», литературные певцы наркотического трипа западного образца, «Видеодром» в конце-то концов… Только перенесённое в атмосферу чисто российских реалий, российской паранойи, российской шизы. Талантливо перенесенное – с этим я даже при ощущении гадливости от книги не могу не согласиться.
Можно поставить на книгу вполне значок «постмодернизм» и отмести мой вышеизложенные претензии. Но ведь в самом романе чувствуется не только игра с читателем (показательна фраза про поп-музыку и «альтернативу» – будто признание автора о сути своей книги: «антикоммерческая, но коммерческая»; сродни – «Ну, тут про то, что вокруг одно быдло. И ты, кстати, тоже – быдло…»), но и нешуточная претензия самого автора. Она (возвращаясь к рекламному тексту на форзаце) сводится к сочетанию: «современность и погруженность в реалии прошлого, а также никем уже не оспариваемая способность заглядывать в будущее».
Прошлое – настоящее – будущее. Проще говоря, заявка на вечное!
А с этим, по-моему, облом…
Начну с прошлого. На самом деле взгляд в прошлое (на 90-е, а книга вышла в 99-м, то есть да, прошлое) у автора довольно узкий. Герой, как и всё его изначальное окружение – мифический средний класс. Мне лично герой не близок, хотя, наверное, кому-то приятно себя с ним отождествлять; не власть, но и не колхоз («Чемпионом не становился, но и говном никогда не был, как «Тоттенхэм»). Не богатый (вон в ларьке работал, в литинститут поступал), но при этом знающий вкус «пепси» с советского детства, и с работы в ларьке пьющий дорогую водку, а потом всё такой же бедный, но снюхивающий кокаин с помощью стодолларовой бумажки… Бедняжечка. Кстати, ещё плюсик к понятию «элитарный» для тех, у кого значение «элитарность» срослось с социальным статусом. Таков вот наш обычный парень – герой. (Кстати, сюжет обсуждать не имеет смысла, вся его движущая сила – постепенное узнавание героем всё новых и более грандиозных тайн; такой и закончиться может только одним – посвящением в самое святое или смертью, как одним из видов этого посвящения). Только вот, положа руку на сердце, так жила лишь очень небольшая прослойка нашего населения. И чем дальше от столиц, тем тоньше эта прослойка становилась… Всё это «погруженность в реалии прошлого» по факту держится на рекламе (условно, так как реклама была нелепой, но всё же не настолько гротескной, как её деформировал автор), частом использовании знакомых имён (Ельцин, Лебедь, Березовский и прочее) и абсолютно декоративных вещах типа ларьков, братков, стрелок и т.д. Последнее, кстати, с тем же эффектом используют при описании 90-х и юные авторы, рождённые в 2000-х. Тоже, видимо, погружены…
Современность и будущее. И тут всё ещё хуже. Да, схватил автор тот тонкий и непродолжительный момент гротескной рекламы и гротескного пиара, в том числе политического. Запечатлел. И – всё. Нет в нём будущего. Даже нет настоящего на момент написания (я не указываю на последствия игры в «тайну», с её близостью к страхам – военщина, американцы, масоны и т.д. – автор тут стрелял веером, в определённые страхи кого-либо точно попал, но это не настоящее и будущее, а слепая игра). Ну не играет сейчас такую роль телевидение в нашей жизни, и всё тут. И, что удивительно, даже в начале нулевых уже не играло. Влияние телевидения упало. И влияние рекламы на общество потребления упало, отошло на более глубокие пласты, свыклось, переработалось психикой современного человека, как шум города, который уже не замечаешь и на который уже не реагируешь. Всё. Да и телевидение? При всей игре автора в виртуальность, он будто в упор не видел компьютеров и интернета. Даже удивительно. И поэтому в итоге все это кажется уже отжившим, отстранённым – коротенькое явление, которому автор хотел придать космическую важность. Но прогадал.
Вот тебе «современность и будущее».
Конечно, это моё стопроцентно субъективное мнение (за которое я наверняка получу кучу минусов от поклонников Пелевина, ведь это очень демократично и правильно осуждать кого-то с отличным от твоего мнением). И эмоциональное. Но вот рационально я понимаю, что некоторые вещи у автора всё же получились на уровне. Я говорил, что Америку он не открыл, но при этом не новые вещи – чисто русские теории заговора, так бы я их назвал – он использовал отлично, это вполне может зацепить. Он прекрасно разбросал по тексту романа символы, которые пусть и предсказуемо, но не без приятного ведут, как дорожка из хлебных крошек. Есть находки – тот самый «весьма эксцентрический угол зрения», с которым я не могу поспорить – от Че Гевары-буддиста, до интригующей виртуальности, что появляется, слегка будоража. Вызывает уважение некоторая смелость, особенно сейчас, когда в сторону власти даже косо смотреть опасно, не то что говорить… В конце концов, даже авторская претенциозность временами вызывает ощущение смешенного восторга – отрыжка тех лет и того менталитета, о котором и писал автор: путать наглость с предприимчивостью. Это всё равно, что восхищаться вором, которые вынул у тебя из кармана деньги, глядя тебе прямо в глаза и едва не говоря: «а я ведь тебя обворовываю!». Да и подумать над некоторыми вещами во время чтения всё-таки можно. Стоит отдать должное. Это при том чётком ощущении, что данный роман – это целиком и полностью не моё. Как говориться, долг велит сказать. Наверное, этим всё и сказано.
Нортон Коммандер, 21 сентября 2022 г.
Не могу сказать, что этот роман понравился, но...
Если коротко, то это роман про рекламщика-наркомана 90-х годов в России.
Сразу, конечно, вспоминается реклама из 90-х, которая тогда дико раздражала, но запоминалась настолько, что спустя десятилетия слоганы из неё стали народными поговорками. Сейчас реклама гораздо скучнее, она просто доносит информацию (зачастую, конечно, неправдивую). Возможно, что просто в наше время рекламщики научились делать нераздражающую и незапоминающуюся рекламу, которая каким-то образом воздействует на наше подсознание сильнее, чем та дичь из 90-х. Тогда бурлящие потоки рынка смывали всё на своём пути, то вливаясь друг в друга, то разделяясь. Теперь же это спокойные реки, медленно текущие в строгих гранитных берегах.
Сейчас и телевизор занимает в жизни людей не столь важное место, так как все переселяются в интернет. Видимо, то символическое неразумное сверхсущество, о котором писал Пелевин и составными клетками которого являются люди, эволюционирует.
Так вот, роман не очень и понравился, но... есть в нём, например, размышления героя о ближайшем будущем России — буквально пару слов. Когда роман был написан, в 1999 году, это казалось элементом эпатажного постмодернизма (то есть пелевинщиной), а сейчас гляди-ка — сбылось. (Не буду уж писать, что именно, иначе отзыв может нарушить какой-нибудь пункт правил.) Ну а то, что под влиянием телевизора Homo Sapiens превращается в Homo Zapiens — что называется, нарочно не придумаешь.
Уже не приходится удивляться, когда у нас сбывается Хаксли, Оруэлл, Незнайка на Луне и Чиполлино. Или всё перечисленное в различных сочетаниях. Но когда уже и Пелевин сбывается в реальности...
LadyAngel, 2 июля 2023 г.
В вашем классе, наверняка, был человек талантливый, но чрезвычайно ленивый. Под натиском учителей он нехотя выдавливал из себя умозаключения, претендовавшие на особую значимость. Досуг свой он не обременял академическими изысканиями, но чертоги разума преданно поставляли ему ответы на всевозможные вопросы. Однако случались и промахи, и учителя разочарованно бросали в его сторону «Эх, Петров, Петров... Ну что ты? Ты же можешь, когда хочешь! «.
Так вот, роман Поколение П для меня — это тот самый Петров. Концепция удачливых бездарей, пришедших к успеху в 90-е благодаря своему нахождению в нужное время в нужном месте сама по себе замечательна. Вычурные идеи рекламы периода первоначального накопления капитала в России, кислотная стилистика, космический разрыв между классами как в мировоззрении, так и в быту — всё на месте.
Но постоянные алкогольные и наркоманские приходы главного персонажа вперемешку с мистикой... Конечно, можно сослаться, что такова атмосфера эпохи, большинство населения страны пребывали в пьяном угаре. Но эти эпизоды запутывают читателя, ты начинаешь блуждать в повествовании в поисках хоть какой-то смысловой связки.
Это всё венчается магической развязкой. Почему бы не перенести всю ответственность на третьи силы? Боги, инопланетяне, мировое правительство, американцы и прочие негодяи, которые вершат судьбы русского народа. Звучит, конечно очень привычно. Буквально цитата из среднестатистического кухонного разговора или из беседы в эфире любой телепередачи центрального телевидения.
В результате же — это вязкое, натужное произведение. Местами через него приходится продираться, игнорируя мистические завихрения и наркоманский бред, дабы сохранить целостность повествования. Возвращаться к нему мне более не хотелось бы. Но я бы могла его посоветовать отдельным любителям или временами использовать некоторые цитаты и образы.
lwiw, 17 июня 2024 г.
Уже к первой трети появилось стойкое желание бросить книгу. По лихим 90м ностальгии не испытываю, к рекламе равнодушен, а наркотрипы мне не близки. Больше в этом романе ничего для себя не обнаружил. Вроде бы неплохой слог, но чувствовалась содержательная пустота.
flying_kitten, 29 августа 2024 г.
Пожалуй, самая читаемая книга автора, в 1999-2000 годах можно было регулярно наблюдать людей, читающих её в метро, несущих в руке или под мышкой на улице. Предыдущие книги автора были широко известны в достаточно узких кругах, а «Generation «П» вывел популярность Пелевина на новый уровень — его читали люди, далёкие от эстетства, а цитаты-афоризмы можно было услышать в самых неожиданных местах.
Вавилен Татарский, выпускник Литинститута, успевший поработать на весьма символичной для 1990-х должности продавца в ларьке, через своего сокурсника устраивается на работу в рекламное агентство. Он занимается придумыванием слоганов, адаптирует западную рекламу к российским реалиям, разрабатывает PR концепции. Потихоньку, полегоньку он продвигается по службе, обрастает полезными и не очень знакомыми, пока не попадает в святая святых 90-х — на телевидение, где его ждут весьма интересные открытия.
Что это, постмодернизм или поп-арт? После «Чапаева и Пустоты» Пелевин делает плавный поворот и пишет книгу про достаточно типичного человека второй половины 90-х (и для него же). Только что из всех телевизоров Spice Girl рекламировали Пепси — напиток для следующего поколения, GeneratioNext, а вот тут и книга тоже о каком-то generation, о поколении, которое выбрало Пепси, о знакомой окружающей действительности. Но не вот этой серой и будничной, а такой яркой, с социальными лифтами и пусть непростой, но вполне реальной дорожкой во власть и к красивой жизни. И что же, люди стали читать. Кто-то видел внешнее, кто-то толком не понял ничего, кого-то раздражал мат и невычитанность книги, но равнодушным не остался никто.
Критики книгу раскритиковали (извините за каламбур) и сделали вид, что не заметили, люди постарше пожали плечами, ну а целевая аудитория, родившиеся в 1970-х и увидевшие в героях себя, приняли роман на ура. Действительно, все культурные коды тех лет, детали вещественного мира и образа жизни хорошо узнаваемы, читая по прошествии многих лет, испытываешь даже некоторую ностальгию. Эта же особенность, делающая книгу остросовременной тогда, сейчас играет против неё, для молодого поколения читателей далеко не всё ясно с полунамёка, а таких восторгов, как когда-то, книга уже не вызывает. Однако технологии манипулирования сознанием никуда не делись, переселившись (а скорее — клонировавшись) из телевизора в интернет, так что эта саркастически-сатирическая история, обильно приправленная мифологией, про рекламо-пиарщиков, правящих человечеством, всё так же актуальна.
Hunter_Number23, 1 августа 2024 г.
«Generation «П»» – это как только что сваренный борщ, который не стоит есть сразу после приготовления, а следует дать ему как следует настояться немного. Тогда и вкус от употребления продукта получится великолепным. Одновременно очень трудно и легко говорить про данный роман. Кто-то спросит: про что была данная книга? А ты ответишь, что она про рекламу. Слишком простой ответ, не правда ли?
На самом деле «Generation «П»» напоминает этакую вкусную литературную шаурму. В качестве ингредиентов этой шаурмы под обложку были собраны размышления на тему переосмысления современного капитализма и красной линией здесь проходит тема маркетинга. Здесь же ведётся поиск национальной идеи России и отчётливо прощупывается тема того, как средства массовой информации через телевидение создают для зрителя отдельную реальность, которая отличается от того, что окружает нас на самом деле. А чтобы совсем уж вызвать лёгкий вывих мозга у читателя, Пелевин в качестве специи закидывает в свою шаурму лёгкий налёт мистики, эзотерику и серьёзные философские размышления.
Местами роман заставляет задуматься, местами заставляет посмеяться. Но при этом ты всё равно иногда ощущаешь какую-то тревогу, когда складываешь всё написанное в два и два и экстраполируешь результат на реальность вокруг себя. Начинаешь в такие моменты думать, что же такое написал Пелевин: больше художественное произведение или какой-то публицистический трактат? А тревога здесь возникает не на пустом месте. Ибо помимо ушедшего прошлого, сумбурного настоящего есть ещё и туманное будущее, где Пелевин недвусмысленно намекает на некую военную диктатуру и импортозамещённую «Не-Колу для Николы». Учитывая, как метко автор зацепил крючками целые пласты различных тем, развернул их и показал под тем углом, про которые ты бы никогда не подумал, то и на этот небольшой абзац текста про «антидемократические и антилиберальные коннотации в условиях военной диктатуры» смотришь с откровенным трепетом.
Вот и получили мы в итоге в меру серьёзный, в меру ироничный роман, который одновременно с этим можно позиционировать и как публицистическую литературу, и как большое философское эссе. «Generation «П»» затрагивает вещи, которые каждый день окружают нас и от которых мы привыкли отмахиваться, как от назойливых комаров. Только потом не нужно удивляться, когда обнаружишь, что люди вокруг уже не представители вида Homo Sapiens, а так именуемые Homo Zapiens, которые управляются пультом от телевизора.
tatarin509, 9 октября 2011 г.
Книгу порекомендовали прочитать, как нечто взрывающее мозг и потрясающее. Всегда очень подозрительно относился к подобным заявлениям, но раз уж даже книгу в руки сунули, то стал читать. Стопроцентное отторжение как книги, так и автора. Взращенный на уроках литературы в средней школе, никогда не любил подобного жонглирования простыми по сути словами и понятиями. И мне уже не важно было о чем написано, сколько противен был сам текст и стиль каким написан роман. Хотя сама подобная книга не столько открывает глаза на очевидные вещи, как мне кажется, сколько в свою очередь служит интеллектуальным зомбоящиком для молодых незрелых, мягких мозгов, т.е. сама является продуктом, о котором столь нелестно повествует. Книгу закрыл, вернул и на этом знакомство с «мухоморной» литературкой закончил. Читать абсолютно не рекомендую — думайте своими мозгами. Фильм лишь подтвердил очущения восьмилетней давности.
priori, 13 июня 2024 г.
С одной стороны хочется похвалить роман за некоторые идеи и образы, с другой стороны сказать какая же это мусорная книга. Есть красивые находки, но они посреди кучи навоза и грязи. Очень двоякое впечатление.
Paul Atreides, 25 сентября 2020 г.
Признаюсь, этот роман сумел меня удивить. Точнее не так — именно здесь Пелевин сумел меня удивить. Атмосфера 90-х передана потрясающе — все эти новые русские, чеченцы на базарах, абсолютно трешовая подача рекламы и т.д., но самое главное зацепила потрясающая идея о порабощении «старого» мира новым благодаря поколению, которое выбрало Пепси. Суть рекламы и её мотивы доведены до тотального абсурда, начиная от правительственных заговоров и заканчивая тесным переплетением с древней шумерской легендой про богиню Иштар.
Наверное, я даже причислю роман к магическому реализму и не буду мудрствовать лукаво, если скажу, что переплетение мистики и реализма (реализма ли?!) сыграло на моём интересе так сильно, что я быстро прочитал роман. Ещё хочу похвалить Пелевина за стиль — точные описания, ровный язык, одномерный темп и умение работать с эпитетами. А уж фразы тут какие встречаются, любо цитировать где попало.
Отличная вещь. Пусть написана крайне абсурдно, пусть она порой «издевается» над читателем, она заставляет задуматься над происходящим в мире. Ведь реклама никуда не делась...
KindLion, 17 июля 2020 г.
Начинался роман так здорово! Автору удалось пробить меня на воспоминания о годах, которые я сам пережил. Пролетел я лихую перестройку выживая, радуясь тому, что молод, что есть руки-ноги-голова, позволяющее заработать денег столько, чтобы семья не голодала. Да еще появилась возможность покупать книжки, о которых мы и мечтать не могли «при Брежневе»! И, собственно, как я сейчас понимаю, я был достаточно легко внушаемым потребителем ментальной продукции из «черного ящика». Той продукции, производителем которой являлся Вавилен Татарский, главный герой романа Виктора Пелевина «Generation П».
Но, вскоре после начала чтения, большие куски какого-то бредового потока сознания начали раздражать. Эти куски были достаточно большими и попадались довольно часто. Видимо сам сознавая слабость своей позиции – ну не может нормальный человек, даже «под мухоморами», нести такую чушь, автор в какой-то момент прибегает к мистическому техническому средству – планшетке.
Язык романа хорош. Обилие метафор, сочность и точность заставляли порой смеяться в голос. Впрочем, и тут не обошлось без изрядной порции дегтя в виде отборного мата. С матом, на мой вкус, автор изрядно переборщил. Я не ханжа, иногда иначе и сказать-то невозможно, — только выругаться. Но когда в художественном произведении сплошь и рядом мат и скабрезности, то, по-моему, такое произведение перестает быть художественным.
obvilion, 14 октября 2023 г.
Автор отлично описал атмосферу 90-ых. Бандиты, наркоманы, рассцвет мракобесия, уход идеологии от конкретики в абстракцию и результат — ротожопия. Вся книга это такой наркотический трип по эпохе накопления капитала, разговоры с духами, галлюцинации, абстрактные рассуждения на тему бытия и деньги, которых надо как можно больше, чтобы как можно больше их потратить на то, чего у других нет, чтобы доказать себе, что ты не верблюд, а то непонятно станет зачем живёшь.
Главный герой — рекламщик, который пытается стать самым крутым рекламщиком, непонятно зачем, обращаясь периодически за помощью к наркоте и грибам, как к дополнительным источникам информации. Никаким конструктивным смыслом его действия необусловлены и ведут куда-то в абстрактное нечто, когда он сам становится рекламой (или как-то так, понять автора как пальцем в небо тыкать). Вот если автор хотел показать, что путь, по которому движется страна и общество на тот момент, ведёт в никуда/непонятное нечто — 9 баллов, если же что-то другое — 7 баллов, но только за отличную атмосферу 90-ых, драматургии в книге нет, ниодного положительного персонажа, ниодного персонажа, которому хотелось бы сопереживать, назвать книжку умной тоже не получается, в ней есть ум, но он абстрактный и неконструктивный, это как слушать Дугина, рассказывающего про циферблат, непонятно автор дурак или умный настолько, что мастерски прикидывается.
Так как автор обыденные явления завернул в какую-то лютую абстракцию, добавил наркотические и галлюциногенные приходы и сдобрил это всё псевдофилософией, в принципе невозможно понять, что он хотел сказать и хотел ли он что-то сказать. Ощущения после прочтения книги, как будто в голову сходили по большому. Итог: ротожопия и 4 способа как смотреть телевизор буддисту.
Error9211, 1 июля 2024 г.
Роман «Поколение П» оставил двоякое впечатление. С одной стороны, хочется выразить признание за интересные идеи, красивые образы и атмосферу 90-х годов. С другой стороны, кажется, что содержание романа слишком запутанное и заполненное хаосом. Хотя автор хорошо передал атмосферу и образы того времени, наркотические приходы главного героя и мистические элементы делают повествование менее понятным и связным. Магическая развязка и ответственность, переложенная на третьи силы, также добавляют неопределенности и путаницы. В целом, роман вызывает двоякие ощущения и требует внимания к деталям и смыслу.
Nataly_Li, 28 февраля 2021 г.
Люблю Пелевина, люблю его слог и его колоритных героев, но эта книга не зашла совершенно.
Начало, как всегда, было роскошным. Каждый раз, начиная читать очередную книгу Пелевина, я удивляюсь, как можно писать настольно метко, что буквально каждое предложение можно разобрать на цитаты! Атмосфера крушения совка и разрухи 90х была создана мастерски, повествование затягивало, а первый трип героя в лесу мухоморов, полный аллегорий, воспринялся на ура.
Тем не менее, чем дальше продвигался роман, тем меньше становилось собственно смысла, и больше трипов и аллегорий. В конце концов я поймала себя на том, что вот уже страниц десять, наверное, читаю бессмысленный поток сознания. В какой-то степени это было медитативно — мозг отключился и потреблял текст, как мантру для фокусировки. Но с другой стороны, всё-таки хотелось почитать книгу, именно книгу, а не поток сознания...
В общем, до конца я так и не добралась, потому что искромётные цитаты как-то совсем иссякли, а поток сознания окончательно вытеснил любые другие повороты сюжета. Вернее, они стали чем-то вроде смены ритма для мантры, затягивающей читателя в мир грибов и галлюциногенов.
Оставлю эту книгу на то время, когда мне захочется разгрузить мозг и отправить его в наркотический сон автора, а пока почитаю что-нибудь другое :)
DrinkFromTheCup, 4 марта 2023 г.
Ну как, потомки, каково это — жить в юмористической книжке, писанной (на тот момент) не таким уж и известным торчком?
Напомню: на момент издания книги (1999 год) ВСЁ в ней описанное выглядело возможным, но крайне кошмарным, всё-таки больше фантастическим. Технологии ещё не выглядели столь всемогущими, а люди — настолько обалдевшими.
В следующем году у книги двадцатипятилетний юбилей. Сбылось буква в букву. Сбылось ВСЁ. Начиная с физиологическиих принципов проектирования рекламы и заканчивая виртуальными политиками. А могли бы жить не в «Поколении «П», а в «Назад в Будущее»...
Можно сколько угодно наяривать на другие книги автора — именно «Поколение «П» было его Магнум Опусом.
Интересный побочный эффект: если (если!) от окружающей пропаганды начинает ехать кукушечка, достаточно пару раз перечитать эту книгу, чтобы давление несколько упало. Эта книга очень плохо справляется с дачей объяснений — но ОЧЕНЬ хорошо помогает с пониманием. А именно с этим в наше мутное время есть большиииииие проблемки.
И пара слов о фантастических допущениях.
Вообще, культ и эзотерические вставки в целом нужны скорее для объединения с «Ампир V», продолжающего линию мрачных пророчеств... но об этом лучше как-нибудь в другой раз и, желательно, в какой-нибудь иной эпохе.
keellorenz, 7 июля 2024 г.
Роман «Generation П» — это футурологическое высказывание о России пред-интернетной эпохи, когда она стояла , по мысли автора, на развилке : встроиться в мир Запада и попасть под власть корпораций и виртуализированной политики (все западные и российские политические персоны в мире романа моделируются с помощью компьютерной графики «иллюминатами»), или переобуться в лапти, избрать президентом страны мужичка от сохи с воззрениями левого популиста , надеть косоворотку и идти по полю куда-нибудь в даль... Начинается роман как биография интеллигента-гуманитария и философа, в котором угадывается сам автор (член южинского кружка, кстати, того где Дугин и Головин). Он пытается встроиться в рыночную экономику, попадает а мир рекламы и делает карьеру типичного работника масс-медиа, пока не сталкивается на самых верхних ярусах руководства с мистикой и мировым правительством, которое управляет человечеством через рекламный бизнес и высокие технологии типа нейросетевых личностей-фантомов. И тогда герой начинает менять систему изнутри доступными методами, обеспечивая России баланс интересов (уж не говоря о лаптях и косоворотках). Учитывая мировую политическую повестку того времени и оглядываясь на четверть века в прошлое скажу так — пророчество Пелевина было из разряда самосбывающихся (сбылось по написанному буквально). В этом и состоит главная слабость романа — он подсознательно влияет на читателя, убеждая его в бесполезности участия в политике (все выборы подтасовываются)что в РФ, что в США, но при этом ностальгирует по Империи (сцена с колоссальной заброшенной станцией РЛС) и считает, что её можно восстановить, пробравшись во власть с чёрного хода. Позиция конечно так себе, т.к. ничего, кроме упадка духа она не вызывает: народ буквально низводится до стада баранов, которых можно загнать обратно в совхоз ссср (с некоторыми элементами нэп) с помощью бесчестных методов, которые оправдываются автором. По итогу — самая ошибочная философская концепция в русской литературе, вводящая читателя в иллюзию предопределенности вообще всего и лютую конспирологию. Философские заблуждения — самые опасные. Не читайте. Тут и 1 балла много.