FantLab ru

Кир Булычев «Ржавый фельдмаршал»

Ржавый фельдмаршал

Другие названия: Остров ржавого генерала, Остров ржавого лейтенанта

Повесть, год; цикл «Алиса»

Перевод на английский: Дж. Костелло (The Rusty Field-Marshal), 2002 — 1 изд.
Перевод на украинский: Е. Литвиненко (Острів іржавого лейтенанта), 1991 — 1 изд.
Перевод на польский: Э. Зыхович (Wyspa Zardzewiałego Lejtnanta), 1988 — 1 изд.

Жанровый классификатор:

Всего проголосовало: 112

 Рейтинг
Средняя оценка:7.96
Голосов:1283
Моя оценка:
-
подробнее

Аннотация:


Алиса уже перешла в третий класс. Начало каникул она решила ознаменовать экспериментом, позволяющим узнать, насколько разумны дельфины, с которыми она давно дружит. Потерпев неудачу с дельфинами, Алиса не унывает: она знакомится с кинороботом — дедушкой «Туды-Сюды» и едет на киносъемки к Черному морю. А вот тут- то и начинаются приключения — Алиса и дед-киноробот оказываются похищенными боевым роботом — мечтающим о власти над миром...

© Lucy

Примечание:


Существует два варианта повести. Первый вариант публиковался под названиями «Остров ржавого лейтенанта» (1968г. и далее) и «Остров ржавого генерала» (1994). Второй вариант публиковался под названием «Ржавый фельдмаршал» (1991г. и далее). Во второй вариант включен в качестве первой главы рассказ «Новости будущего века», который ранее и одновременно со вторым вариантом публиковался отдельно (1988г. и далее). Первый и второй варианты повести всегда публиковались без существенных изменений.

Снят телевизионный фильм (фильм-спектакль) «МИЛЛИОН ПРИКЛЮЧЕНИЙ. ОСТРОВ РЖАВОГО ГЕНЕРАЛА». Автор сценария Кир Булычев. Творческое объединение «Экран», 1988г.

В произведение входит:

8.18 (308)
-
6 отз.

Обозначения:   циклы   романы   повести   графические произведения   рассказы и пр.


Входит в:

— цикл «Алиса»

— условный цикл «Мир приключений»  >  антологию «Мир приключений. Альманах 14», 1968 г.

— сборник «Марсианское зелье», 2016 г.


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 57

Активный словарный запас: низкий (2483 уникальных слова на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 55 знаков — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 29%, что немного ниже среднего (37%)

подробные результаты анализа >>


Экранизации:

«Остров ржавого генерала» 1988, СССР, реж: Валентин Ховенко



Похожие произведения:

 

 


Мир приключений 14
1968 г.
Девочка из будущего... и другие повести
1984 г.
Пленники астероида
1988 г.
Приключения Алисы
1991 г.
Приключения Алисы. Том 1. Путешествие Алисы
1991 г.
Ржавый фельдмаршал
1991 г.
Новые приключения Алисы
1992 г.
Все приключения Алисы. Т. 2. Пленники астероида
1993 г.
Остров ржавого генерала
1994 г.
Путешествие Алисы
1994 г.
Заповедник сказок
1995 г.
Путешествие Алисы
1995 г.
Алиса и Бронтя
1996 г.
День рождения Алисы
2000 г.
Гостья из будущего
2003 г.
Путешествие Алисы
2004 г.
День рождения Алисы
2005 г.
Гостья из будущего. Приключения на Земле
2006 г.
Сто лет тому вперед
2007 г.
День рождения Алисы
2008 г.
Алиса. Девочка из будущего
2010 г.
Пленники астероида
2014 г.
Девочка с Земли
2015 г.
Марсианское зелье
2016 г.
Всё о девочке с Земли. Приключения продолжаются
2016 г.

Аудиокниги:

Девочка, с которой ничего не случится. Ржавый фельдмаршал
2009 г.

Издания на иностранных языках:

Dziewczynka z przyszłości
1988 г.
(польский)
Сто років тому вперед
1991 г.
(украинский)
Alice: The Girl from Earth
2002 г.
(английский)




Доступность в электронном виде:

 

Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение , 23 августа 2012 г.

Чрезвычайно насыщенным получился первый день каникул у ученицы обычной московской школы Алисы Селезневой. В первой половине дня — исследования разума дельфинов с помощью взятого у папы миелофона, а во второй — знакомство с кинобиороботом, очень похожего на сварливого старика, и поездка вместе со съемочной группой Мосфильма на море, в Крым. И если бы события закончились этим, то получился вполне обычный для школьника будущего день, но только не случае с Алисой...

Конечно же повесть рассчитана прежде всего на детей, однако, если читать это произведение в более зрелом возрасте, то подмечаешь массу интересных моментов. Во-первых, мы видим как изменилась Москва в конце 21-ого столетия, во-вторых, благодаря первой главе, «Новости будущего века», автор показывает там картину происходящего в мире, кроме того, мы узнаем о многих особенностях жизни в будущем, таких, например, как, транспортная инфраструктура, особенности кинопроизводства, а также о многом другом.

Также, мне бы хотелось выделить двух персонажей этой повести, которые по-моему, получились весьма колоритными. Первый — это предводитель боевых роботов, Ржавый фельдмаршал, очень сильно похожий на одного из генсеков СССР, любивший награждать себя всяческими званиями и орденами, а второй — это Светлана Одинокая, этакая женщина-ученый будущего, ничего, кроме своей работы, не замечающей вокруг и, мало того, знаки внимания со стороны своего коллеги списывает на его рассеянность.

Итог: еще одно отличное произведение Мастера из цикла, на котором выросло не одно поколение детей нашей страны.

Оценка: 8
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение , 9 июля 2011 г.

Целевая аудитория этой повести, конечно, ровесники Алисы Селезневой, ребята лет до 12. Но ведь иногда приятно бывает вернуться в детство. И должен сказать, что и в более зрелом возрасте «Ржавый фельдмаршал» отторжения не вызывает. Интересно не столько за сюжетом следить, сколько увидеть конец 21-го века глазами Кира Булычева. В этом будущем отменили деньги, провели метро из Москвы в Крым и научились вживлять людям жабры. Наивно? Может быть, но когда рекордными тиражами издаются постапокалиптические истории, порой хочется такой доброй сказки. Тем более что Булычев, четко представляя свою аудиторию, с читателем не заигрывает, и Алиса действительно рискует жизнью. Сюжет повеcти располагал к тому, чтобы обличать «пентагоновских ястребов» и вообще удариться в идеологию, но автор счастливо

избежал крайностей, и в своем рассказе о будущем ни разу не упоминает ни «Советский Союз», ни «коммунизм». Отчасти поэтому повесть и сейчас читается неплохо.

Экранизация повести под названием «Остров ржавого генерала» не стала таким хитом, как другие истории про Алису — «Тайна 3-й планеты» и «Гостья из будущего». По уровню спецэффектов конкурировать с современной фантастикой «Остров...» не может, но посмотреть его стоит ради фееричного Александра Ленькова в роли биоробота Бабы Яги.

Оценка: 8
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 26 марта 2015 г.

Продолжаю пристально наблюдать за творчеством Булычёва на предмет преобразования моего родного города.

«Когда в Москве восстановили Сухаревскую башню, храм Христа Спасителя и стену Китай-города, « — очень обтекаемое слово «восстановили». Как мы знаем, ХСС — это новодел, а вовсе не реставрация-реконструкция. И зачем стену Китай-города поднимать? Чтобы землю было видно с 80-го этажа на Тверской? Не надо исторический центр Москвы трогать, от него и так уже мало что осталось.

«Машина въехала в жилой пояс. Когда-то здесь стояли довольно скучные пятиэтажные дома, потом их снесли и поставили вместо них восемнадцать игл-небоскребов, каждый из которых был не только жильем для нескольких тысяч человек, но и включал в себя несколько магазинов, мастерских, станций обслуживания, гаражей, посадочных площадок для флаеров, театр, бассейн, и клубы.» — мечта Лужкова. Не читал ли он в детстве «Алису»?

«Небоскребы стояли на широких полянах и были окружены березовыми рощами, среди которых росло множество грибов подберезовиков, семена которых и грибницы привозили каждый год с севера, так что можно было собрать за день сто корзин, но на следующее утро грибы вырастали снова. Подберезовики были гордостью жителей этого района, но сами они грибами объелись уже давно и потому всегда приглашали знакомых собирать грибы вокруг своих домов и даже посмеивались над грибниками.» — кошмар Лужкова. Столько места пропадает зря.

«У нее во дворе дома большой дельфиний бассейн,« — это Арбат, если что.

«трехсотлетие взятия Бастилии, которую парижане уже специально построили из легкого пластика.» — уже и Бастилию построили. Опять новодел.

«каждый москвич может после работы за сорок пять минут доехать в снаряде метровагона до Симферополя» (по прямой — 1227 км, скорость снаряда метро 1636 км/ч, скорость звука меньше, 1224 км/ч) и сколько билет на такой Сапсан будет стоить?

Больше ничего не заметил. История сумбурная, много всего накидано, хорошо, что хоть дельфины «выстрелили».

Оценка: 6
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 6 декабря 2006 г.

Хороший детский рассказ об обратной стороне медали, вернее — технического прогресса. Дело не в развитии науки, дело в деградации морали. Об этом прекрасно заявил Лем в том же «Солярисе».

Ну, а Булычёв замечательно, как никто другой, выразил подобную мысль, адаптировав для детского восприятия.

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 13 августа 2009 г.

Замечательный рассказ, в котором автор поднимает довольно интересную тему — зависимость человека от роботов, вторжение искусственного разума в жизнь. Потом эту тему будут неоднократно развивать и обыгрывать и в литературе, и в кино, но в данной повести все показано достаточно мягко (книга ведь для детей), но в тоже время правдоподобно. Повесть заставляет задуматься. :glasses:

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 5 июня 2007 г.

Если честно, ни кино, ни книга не произвели должного впечатления. У каждого писателя есть что-то, понравившееся меньше, для меня «Ржавый фельдмаршал» — именно из этой «серии». Но идея в книге заложена правильная — когда-нибудь человечество все же поумнеет и утилизирует подобных тиранов не только в прямом, но и в переносном смысле.

Оценка: 7
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 4 июня 2017 г.

Конечно же, повесть написана в первую очередь для детей. Подросткам и молодым людям, интересующимся в первую очередь сюжетным действием, она навряд ли понравится — слишком уж простенькие в ней приключения.

А вот люди зрелого возраста, думается, перечитают эту книгу еще раз с удовольствием. Им уже не интересен сюжет, знакомый с детства, зато можно по достоинству оценить легкость пера Кира Булычева и насладиться тем миром будущего, который напридумывал автор в 60-х годах прошлого века. А еще с удовольствием понаблюдать за Алисой, обыкновенным нормальным ребенком XXI века и улыбнуться юмору, хоть и нечастому, но очень неплохому. И, что самое удивительное, обратите внимание — некоторые шутливые моменты в этой детской повести выписаны Булычевым так, что становятся понятными только взрослому человеку :).

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 9 января 2017 г.

Эта книга о роботах. О совершенно разных роботах. О простых роботах-будильниках и ещё более простых роботах-телевизорах. О сложном роботе домработниках и о роботе такси. Робот массовка для фильма и наконец боевые роботы. Почти все они умеют думать, а некоторые даже что-то изобретать.

Книга в отличие от соседних (Девочки с которой ничего не случится и Путешествия Алисы) написаны от лица автора, а не Селезнёва, так что мы так и не узнали о его реакции на украденный миелофон, который он почти провокационно подложил дочке.

Читали с дочкой 8 лет. Понравилось. Читать интересно. Включение главы «Новости будущего века» показалось не очень оправданно. Во-первых не всё состыковалось. Особой необходимости в ней не было. Оба варианта начала сразу знакомят нас с роботом — домработником, который обладает своими маленьким желаниями. По аналогии вспомнился робот у Джани Родари, который захотел спать (https://fantlab.ru/work51384). Но к счастью тут до восстания не дошло.

Идея что в Москве и окрестностях теперь можно встретить любые самые экзотические культуры забавная.

Старичок Туды-Сюды оказался чуть ли не центральным героем. Я, пока читал главу, верил что он действительно старик из прошлого. Не всё кончено стыковалось, но учитывая, что путешествия во времени начинаются в первой же книги об Алисе, это кажется логичным. Старичок и добрый робот. И герой массовки кино. И что меня особенно поразило борец за скромную форму одежды. Для Булычёва было очевидно, что бегать в летних коротких летних платьицах или в маячке с шортиками для девочек абсолютно нормально. Но похоже наш мир в реальности стремится к морали старичка.

Обе женщины-учёные в книге сумасшедшие. Берта Максимовна сущий ребёнок, по крайней мере в восприятии Алисы. Так что инфантильность в будущем явно встречается. Алиса ведёт себя с миелофоном безответственно, но понимает, что Берта ещё менее ответственна.

Светлана Одинокая забавный персонаж оставшаяся в стадии, когда мальчики бьют девочек портфелем по голове. К счастью тут Алиса смогла помочь Светлане. Отношение Светланы и Никитина потрясающая классика, которую можно растаскивать на анекдоты.

Боевые роботы тоже получились вполне интересные. Особенно их способность делать оружие из подручного материала. Идея, что роботы должны защищать роботов от людей тоже удачно оформилась в мозгу ржавого генерала. И очень сильно и неожиданно сыграл чемодан-изобретение Светланы Одинокой.

Когда Светлана заблудилась в Крыму, выяснилось, что на её видеотелефоне нет GPS навигатора. То есть он возможно есть на флаерах, которые как-то перевозят людей. Но вот портативных навигационных устройств ни в часах ни в телефонах нет. Интересно, что встречаются понятия переносных видеотелефонов и видео раций, но никаких попыток разобраться, что в них общего и в чём различие нету. Идеи запеленговать рацию ни Никитину ни Светлане тоже не приходит.

Алисе приходится пережить сложное и опасное приключение, в котором она неплохо принимает правильные решения.

Мы по прежнему видим халатность 21 века. Как можно отправить боевых роботов под контролем студента. Как можно не убедится, что роботы уничтожены. Почему землян не волнуют баржи которые свободно пристают к оживлённому курорту.

Не понял я, что разочаровала Алису, в общение с дельфинами вначале книги. У них явно есть мысли, а что они не захотели разговаривать ни о чём не говорит.

Идея разумности и даже превосходства дельфинов над людьми аккуратно (но или не совсем аккуратно) вплетена в сюжет книги. В каком-то смысле это главная загадка и разгадка книги.

В этой книги мы знакомимся с миелофоном, Миелофон прибор суть работы которого не объясняется. Вообще как именно читаются и преобразовываются мысли не ясно. Особенно забавно, что прибор якобы ориентирован на людей, поэтому его способность читать мысли дельфинов, а тем более роботов вызывают большие сомнения

Оценка: 7
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 22 октября 2009 г.

Хорошая детская фантастико-приключенческая повесть. Читается легко, сюжет отличный и напряженный, имеется весь набор ситуаций присущих данному жанру. Автор не нянчится со своим читателям, а ведет разговор как с равным, и главное, серьезно, что и заставляет верить происходящему.

Оценка: 8
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение , 3 декабря 2011 г.

Очень нравилось в детстве, сейчас уже наверное будет чересчур простая, как и многие детские книги. Удивительно то что я никогда не интересовался годами написания повестей про Алису, даже испытал некоторый культурный шок подсчитав по сколько лет прошло между отдельными книгами. :eek:

Оценка: нет
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение , 22 мая 2008 г.

:hb:Мне про Алису всё нравится. Очень по-доброму, весело и в то же время мудро. Хорошая детская книга

Оценка: 10
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение , 4 октября 2006 г.

В первой версии, как ни удивительно — достаточно идеологизированная вещь, в более поздних («Ржавый фельдмаршал») более читабельна

Оценка: 8
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение , 6 февраля 2013 г.

Эту повесть не очень любила,потому что боялась её читать. Была маленькая и то,как обращались с Алисой эти роботы приводило меня в ужас..Тем не менее с удовольствием вспоминаю сейчас эту повесть,очень хорошее произведение)

Оценка: 10
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение , 11 октября 2007 г.

Далеко не самая лучшая книга серии, хотя и читабельная

Оценка: 7
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение , 25 марта 2007 г.

«Ржавый фельдмаршал»- как и все ранние произведения про Алису великолепен. К тому же это единственная повесть где упоминаеться имя проф. Селезнёва- Игорь...

Оценка: 9


Ваш отзыв:

— делает невидимым текст, преждевременно раскрывающий сюжет, разрушающий интригу