Кир Булычев «Сто лет тому вперёд»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Темпоральная фантастика, хроноопера | «Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 20 век | Далёкое будущее
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Детская литература
Сосед заболел и оставил ключи от своей квартиры Коле. Забыв только о том, что не запер дверь, за которой находится машина времени. И теперь Коля, побывавший в будущем, спас очень важный прибор, за которым охотятся космические пираты.
Алиса, которая взяла у отца миелофон, отправляется в прошлое, и пытается найти Колю.
Снят пятисерийный телевизионный фильм «Гостья из будущего». Авторы сценария: Кир Булычев, Павел Арсенов. Центральная киностудия детских и юношеских фильмов имени М. Горького, Гостелерадио СССР, 1984г.
По первой части «Гость из прошлого» выпущен диафильм под названием «100 лет тому вперёд. Коля в будущем» (1982).
В 1991 году на экраны вышел австралийский минисериал «Девочка из завтра» (The Girl from Tomorrow), сюжет которого очень близок к сюжету фильма «Гостья из будущего».
Входит в:
— цикл «Алиса Селезнёва»
— журнал «Путеводная звезда. Школьное чтение, № 7-8/2018», 2018 г.
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 205
Активный словарный запас: крайне низкий (2172 уникальных слова на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 45 знаков — на редкость ниже среднего (81)!
Доля диалогов в тексте: 50%, что гораздо выше среднего (37%)
Экранизации:
— «Гостья из будущего» 1984, СССР, реж. Павел Арсенов
— «Сто лет тому вперёд» 2024, Россия, реж. Александр Андрющенко
- /языки:
- русский (53), немецкий (1), греческий (1), чешский (1), украинский (1), польский (1), словацкий (1), болгарский (1), китайский (3), азербайджанский (1)
- /тип:
- книги (59), периодика (1), самиздат (1), аудиокниги (3)
- /перевод:
- Э. Зыхович (1), Д. Канчева-Георгиева (1), Е. Литвиненко (1), А. Мёккель (1), К. Сину (1), В. Слободникова (1), Й. Тыч (1), В. Чжичун (2)
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Baskk, 9 апреля 2024 г.
Когда вышла книга учился в ВУЗе, уже ходил на книжный толчок, но достать не смог. Брал на одну ночь у более удачливых друзей и был в восторге. В 1984 году уже главный экономист совхоза с осторожностью смотрел первую серию экранизации. Одобрил сразу и безоговорочно. Служебное положение позволяло уходить с работы посмотреть фильм и вернуться. Когда фильм повторяют смотрю с удовольствием, иногда когда хреновое настроение — перечитываю. Это и есть настоящая детская литература
kagury, 14 декабря 2022 г.
В моем детстве, в 80е, эту книгу было не достать. В библиотеке очередь была на «100 лет тому вперед».
Читала сейчас, и думала что все-таки, Булычев детский писатель. Его взрослые книги не дотягивают до того уровня, на котором написаны детские.
Сравнения с фильмом неизбежны, и первое, что приходит в голову, это то, что в отличие от фильма, который приключенческая история, книжка в первую очередь — это утопия для начинающих.
Прекрасный мир будущего — это прежде всего мир исследователей, научных работников, не важно, строят ли они дома или изучают инрпланетных животных. Да, для гармонии добавлен футбол и концерт, но все же основное — это наука. Такое чудесное мировоззрение 60-70х, когда превыше всего ценилась интеллектуальная деятельность.
Приключения Алисы в прошлом симпатичны набором характеров школьников. И вот что радует, они все нормальные ребята. В современной литературе обязательно попадётся, если не псих, то кто-нибудь с аспергером, или подросток трудной судьбы, напичканный детскими травмами. А у Булычева просто нормальный класс. Такой совершенно реалистичный, несмотря на жанр.
Конечно, очень заметна мораль (ошибиться может кждый, главное, вовремя исправить ошибку; дружба помогает преодолеть любые трудности и т. п.). И это правильно. Хотя, наверняка, в детстве это не заметно, уж больно сюжет увлекательный. Действительно увлекательный, даже не ожидала.
Отсутствие унылого Вертера (из фильма) идёт только на пользу. В остальном, экранизация очень близка к тексту, разве что книга местами выглядит чуть логичнее.
Отличная история, одним словом.
mputnik, 14 сентября 2024 г.
Тема: «Мир детства и отрочества самого пика брежневского застоя, в преддверие краха победившего социализма. Антуражная фантастика-сказка, сочетающая в себе наукообразие, романтику, страсть к приключениям, стремление самоутвердиться и веру в светлое будущее. «…Прекрасное далЁко, не будь ко мне жестоко, от чистого истока я начинаю путь…». Короткие авантюрные путешествия во времени, зайцем, на случайно подвернувшемся оборудовании, космические пираты, погони, поиски редчайшего артефакта и — прочая, прочая, прочая. Фантасмагория фантазии во всей своей красе, оконтуренная искренней верой в торжество Морального кодекса строителя коммунизма».
Идея: «Вселенной движет не алчность и жестокость, а искренность и любовь к ближнему. А ещё — любопытство, смелость, дух авантюризма и — конечно же — доброта. Мир, который — как вокруг оси — вращается вокруг жертвенности и любви — непередаваемо прекрасен». Банально, однако — правда. Чистой воды — Истина в последней инстанции. И тот факт, что в конце первой четверти 21-го века таковые идеи воспринимаются, мягко говоря, несколько натужно, вовсе не отменяет магию благости оных идей.
ФантДопущение: «В последней четверти 21-го века человечество достигнет небывалых высот технического прогресса, совершит рывок к звездам, победит болезни, научится управлять временем, реализует массу всяческих бытовых фокусов, существенно облегчающих жизнь каждому, отдельно взятому, человеку». В книжке локализация хроноаборигенов — это конец 20-го века, наблюдатели-исследователи — позиционируются в конце 21-го. Мы, уважаемый потенциальный читатель, в нашей сегодняшней реальности — почти в самом центре оного столетнего интервала. Довольно забавно сегодня наблюдать и — наивность предсказаний грядущего в момент 50-летней давности, и — невероятную привлекательность иной реальности — тоже 50-летней давности, казавшейся тогда и незыблемой и единственно верной и единственно возможной.
Субъективный фактор (нравится | не нравится): желание перечитать — есть, и оно — периодически — реализовывается, спонтанно. Вот, как нынче. Все книжные приключения Алисы Селезнёвой — на самом видном месте на книжной полке. Сказки на ночь детям, потом — внукам. Теперь, вот, готовлюсь продолжить оную шикарную традицию правнукам. И побудительный мотив, уважаемый потенциальный — вовсе не ностальгия по утраченным прелестям СССР. Отнюдь. Книжка, что перед тобой — это практически идеальная юношеская фантастика, сказка о Добре и Зле, сдобренная вполне себе киноШными драйвовыми вставочками. Что касаемо художественной ценности, то — вообще всё прозрачно. Фирменный стиль автора, основанный на мастерском владении Словом, образность и сочность повествования — всего этого просто невозможно не заметить.
Новизна — непререкаема. В год издания книги аналогов — просто не было. Вообще. А ежели присовокупить моральный антураж именно советского социума, то книжка — просто уникальна. Это все последующие копии — подражательства — как раз и повторяли первичную гениальнейшую литературную идею Булычева.
Убедительность. Ну.., не знаю. Для подобного чтива — даже как-то не хочется всерьёз сей параметр оценивать. Что касаемо обычной прозы — в смысле бытовой мотивации действующих лиц — обсуждать просто нечего: автор — вне конкуренции по определению, ибо — признанный классик российской словесности. Применительно же к фантазийной составляющей… прелесть самой сюжетной конструкции настолько естественна и органична, что на память приходят эмоциональные аллюзии от чего-то абсолютно жанрового в самом высоком смысле слова, типа «Остров сокровищ», «Кортик», «Голубятня на жёлтой поляне» и иже с ними. Насколько реалистичны оные великие творения? Никогда не задумывался об этом. Повода не было.
Человековедческая ценность. Специфическая. Ибо — литература возрастная, всё же. Взрослыми — потребляется с не меньшим азартом, это — да, но ориентирована — прежде всего — на подростков. А оному «племени младОму», просто по определению — не шибко нужны и важны пока ещё выверты ментальности про «доброе Зло» и «злое Добро». Успеют ещё. Дело наживное.
Адекватность и корректность, ритмичность и целостность — в высшей степени образцово. Вот именно так — в качестве образца, для подражания — и целесообразно воспринимать,
Грамотность — обсуждать смешно. Книжка прошла все круги ада редколлегий и прочих изысков советской литературы
Тимолеонт, 14 апреля 2024 г.
Да что тут можно добавить? Однозначно — золотая классика отечественной детской, да и не только детской литературы, и, пожалуй, лучшая и самая удачная история Булычёва. Образцовое приключение, где есть и путешествия во времени, и настоящая дружба, и борьба с опасными врагами. Действие не провисает и «спокойные» эпизоды идеально чередуются с действием, а воспитательные мотивы и идеи прекрасно подходят для детей и юношества, да и «взрослым» полезно ознакомиться или освежить воспоминания.
sergej210477, 9 ноября 2024 г.
Шикарная классика советской фантастики.
Книга для подростков, но, в то же время, заставляет о многом задуматься и взрослого человека.
Конечно, как не сравнить с экранизацией, хотя, сравнивать книгу и фильм — нелепо. Наверное, на мой взгляд, повесть, всё-таки, ярче. Хотя, кое-какие, моменты, мне больше понравились в экранизации.
Да, это — фантастическая сказка. Сложно поверить, что уж не такое и «далеко» будет столь «прекрасным». Но, это — мечта! Как прекрасно вообразить, что в ближайшем будущем жизнь будет такой счастливой, все люди — честными, немного наивными, влюблёнными в свою работу...
А, вот, настоящее (ну, теперь, оно уже — прошлое) автор описал ещё увлекательнее. И, вот, то же, вроде бы, можно сказать, что конец семидесятых годов XX века не был таким солнечным и добрым, с предвкушением ещё более счастливого завтра, но... Нет, вот именно таким, почему-то, мне и запомнилось «моё» школьное пионерское детство.
Сложно сказать, заинтересует ли, нынешних подростков эта повесть, но, перечитав ее (в который раз!) не могу сказать, что книга устарела. А, уж какой восторг она вызывала в первый раз!
URRRiy, 23 января 2018 г.
Действительно выдающаяся вещь. Сюжет произведения большинство граждан бывшей страны Советов в основном воспринимают по прекрасному телефильму «Гостья из будущего», тем не менее в книге есть отличия, сохраняется интрига (для читателя) who is mister Kolya?, в отличие от телезрителя, логичней выглядит система перемещения во времени и обстоятельства несанкционированного доступа к этой системе со стороны одного московского школьника.
Также в книге много реалий тогдашнего времени, что придает повести особенный интерес, по моему мнению, именно в описании реальных, бытовых событий наибольший талант Кира Булычева.
Добавлю, что книгу «Сто лет тому вперёд» ИДМ я покупал для ребенка, сам в детстве не читал, решил проверить на наличие типографского брака — и увлекся:)
В общем и целом — рекомендую!
aleks-predator, 7 сентября 2021 г.
Удивительная повесть для всех возрастов
С творчеством Кира Булычева знаком не очень хорошо, но повесть «100 лет тому вперед» запомнилась мне еще с юности. Прочитал ее по рекомендации отца. Начав с первой страницы, я уже не мог остановиться. Так интересно было читать о приключениях юных героев.
Сейчас, годы спустя понимаю для себя, что «100 лет тому вперед» положила начало моей любви к фантастическим произведениям, связанным с путешествиями во времени и вообще альтернативным реальностям.
Произведение ориентировано на молодую аудиторию. Однако оно вполне будет интересно читаться и людям более старшего возраста. Все благодаря запоминающимся героям, интересному миру, что показывает автор и собственно видение Булычева советского общества спустя 100 лет после написания им данной повести.
В книге идет отличное повествование и закручивание сюжета. Казалось бы, обычная просьба человека строят события вокруг одного из главных героев самым необычайным образом, отправляя того в удивительное путешествие в будущее, где он и знакомится с известной Алисой.
В произведении интересно показываются удивительные разработки будущего и то, как ими восхищается ребенок. Булычев отлично передает ощущения главного героя, когда тот встречает своеобразное такси, автомат с мороженым и многое другое. Так и хочется самому оказаться в том мире, который рисует автор, мире, что уже за 100 прошедших лет ушел далеко вперед по своему развитию, а общество давно мыслит иными категориями.
Вторая часть произведения представляет собой настоящий детектив, в котором главной героине предстоит отыскать нужного ей человека. И делает она это с присущим ей энтузиазмом и смекалистостью.
Ну и конечно же дело не обходится без злодеев — пиратов, что охотятся за героями и всячески им докучают. Не покидает мысль того, что с героями ничего не случится. В этом произведении все как-то выше этого негатива. В повести главное повествование и удивительный новый мир будущего.
«100 лет тому вперед» — отличное произведение из моего юношества. Пусть я не жил в те годы, когда написано произведение, атмосфера тех лет отлично передается на страницах произведения, а родители подтверждают, что таковыми школьниками они и были: находчивыми, озорными, хорошими друзьями и искателями приключений. Очень советую к прочтению данную повесть. Неважно в каком возрасте. Вы обязательно оцените мастерство и талант Кира Булычева и откроете для себя мир девочки, с которой ничего не случится.
10 из 10
vezaliy, 18 мая 2013 г.
Книга «Сто лет тому вперед» и к/ф «Гостьтя из Будушего» — настоящий Гимн Детству и нерукотворный Памятник самым возвышенным чувствам Человека!
Да, книга и фильм весьма отличаются друг от друга, но обрз Алисы в моей памятии запечатлелся именно таким, каким его воплотила несравненная и обаятельная Наташа Гусева!
Да, я горд и счастлив, что мое детство пришлось на добрые 80-е. Именно такими мы и были, как показаны в этих шедеврах: так как мы дружили, любили, шли на помощь и исповедали, искренний мальчишеский патриотизм, я, увы, не встречал ни в «лихие» 90-е, ни в «продвинутые 2000-е. Я не ханжа и не хочу сказать, что то поколение детворы было лучшее в истории, но глядя на сегодняшнюю молодежь... которая любовь променяла на низкопробную эротику и товарищество на выгоду, склонен скзаать: что-то в нашем обществе поломалось... Выключилось что-то...
Поэтому данная книга — это слепок той эпохи, когда мы, не знавшие гламурных электронных девайсов, играли в Робин Гудов и полярников, мечтали стать космонавтами или капитанами дальнего плавания (причем совсем не из меркантильных соображений).
В кино и книге разница не только в сюжете, но и в харизме героев. В том числе и Весельчака У, который даже успел поработать в «Мосфильме», благодаря способности к перевоплощению (сцены, как он в облике Наполеона рассекал по Москве, забыть трудно).
Поэтому, кто желает познать настоящую юношескую приключенческую литературу, в которой нет места навязанному ботанику Гарри Потеру или, набивишему аскомину Эрагону, — приобщайтесь в клуб почитателей Алисы Селезневой, дочурки космо-зоолога и архитетектора!
master alex, 11 сентября 2024 г.
В принципе сказать здесь что-то новое нечего. Это классика. Как и книга, так и старый фильм, просто шикарные. Сколько раз я её в своё время перечитывал, уже не помню. Конечно, сейчас многие вещи могут показаться устаревшими, но это совсем не портит повесть. Однозначно рекомендую к прочтению.
strannik102, 2 марта 2022 г.
Одна из любимых книг «поколения дворников и сторожей»
Нет, братцы, как ни крути, но всё же хорошо жить на два дома. Ведь в каждом доме тебя ждут свои удовольствия — и кухонная посуда в разных домах другая, и вид из окна, и соседи другие, не говоря уж о разной мягкости диванах и кроватях со всеми диванно-кроватными удовольствиями. Думаю, что многие мужчины понимают и некоторые из этих многих мужчин разделяют со мной эту радость обитания в позиции «на два дома». Впрочем, вполне может быть, что и некоторые продвинутые современные отчаянные девушки и женщины тоже умудряются так жить и получать свой двухдомно-двухквартирный кайф.
Не-не, вы там ничего лишнего не подумайте. Я ведь только о том, что вот выстроил в течение 2017-2021 года на вновь приобретённом земельном участке брусовой дом и завёл там своё внутридомовое хозяйство — кухня, посуда, мебель, диваны-кровати. И вот не будешь же каждый раз таскать с собой книжки (без которых ты, будучи заядлым читателем, жизни не мыслишь), и потому некоторая часть домашней библиотеки переехала туда, «в этот домик, деревянный вырезной» (песня Владимира Бережкова «Луковка» — кстати сказать, отличная песенка, будет возможность — послушайте). И прежде всего, это книги из категории «непрочитанные». Так приятно после какой-нибудь утомительной работы (снега вон в этом году подваливала туева хуча, хоть каждый день лопатой маши до одури) завалиться на новенький диван с непрочитанной книгой в руках и с наслаждением читать...
Вот таким именно образом и была взята в руки и прочитана эта старинная, семидесятых совковых ещё годов фантастическая повесть от Кира Булычёва. Понятно, что практически все люди в 80-х смотрели этот 5-серийный мини-телесериал о приключениях Алисы Селезнёвой, девочки из будущего. Ну, помните, миелофон, космические пираты Весельчак У и Крыс (Вячеслав Невинный и Михаил Кононов), робот Вертер (Евгений Герасимов) и всякие приключения московских ребят из 6 «в» — в книге 6 «б». И я в возрасте крепко за 20 (т. е. 27) со старшей 9-летней дочкой тоже с интересом и удовольствием его смотрел. А вот повесть Кира Булычёва не читал — как-то так сложилось, что с книгами этого великолепного детского фантаста у меня не сложилось, не попадались они на глаза и не давались в руки. И тут в прошлом году на буккроссинге прихватизировал книгу с тремя повестями — вот радость-то была.
Писать что-то о содержании книги — глупо. И потому просто хочется поделиться чистой радостью от встречи с чистой фантастикой. Неважно, научная она или утопическая — в ней есть мечта о светлом и радостном будущем. Которое, кстати, не за горами, всего-то 60 лет осталось до обозначенной в книге даты — есть ещё время изобрести машину времени, сделать станции телепорта, полететь на другие планеты и завести Космозо — со склисом, говоруном и прочими экзотическими животными. Ну, а пиратов нам не надо, их и в нашем «здесь и сейчас» хватает...
amak2508, 13 ноября 2017 г.
Конечно же, повесть писалась для детей. Но вот что интересно — насколько неожиданным было для Кира Булычева то, что её с удовольствием будут читать и взрослые люди? И это при том, что в некоторых отношениях книга настолько наивна, что больше напоминает полусказку, чем фантастику.
Однако, получилась, что эта поразительная наивность, переходящая порой, с точки зрения взрослого человека, то в буффонаду, то в какой-то веселый капустник, оказалась для такого вот взрослого человека как раз весьма притягательным чтением — начиная с лубочного детского будущего с автоматами для мороженного, выдающими не более трех порций мороженного зараз, КосмоЗоо и автобусами, никуда и никогда не уезжающими со своего места, и кончая такими же лубочными страшными и ужасными космическими пиратами, попавшими в наше время.
Но главное, что притягивает взрослого читателя к этой книге, даже не это — главное в том, что все мы, взрослые, когда-то были шестиклассниками и теперь с грустью вспоминаем то удивительное время, когда весь мир вокруг был полон загадок и приключений, а вокруг были товарищи и друзья, с которыми любая проблема казалась по плечу. И Кир Булычев подарил нам шанс еще раз побывать в том чудесном времени, когда мы были 10-12 летними подростками.
Свою толику удовольствия от чтения добавил и чудесный фильм «Гостья из будущего», позволивший не только читать книгу, но и сравнивать написанное с тем, что ты видел в кино, и, конечно же, выбирать, где, что и почему получилось лучше — увлекательнее и эффектнее.
tolstyi1010, 19 июня 2018 г.
Мальчик Коля по воле случая из 1976 года переносится в 2082 год. И вот путешествуя по будущему он встречает новых знакомых, видит удивительные вещи и ввязывается в историю с космическими пиратами. И опять по воле случая назад с Колей в 1976 год проникают пираты и девочка Алиса, которая хочет вернуть миелофон. Алиса знает, что Коля учится в школе № 26 в 7 «Б» классе, но она не знает, что в этом классе учится три Коли. Кто же из них взял миелофон, и как поведут себя космические пираты, оказавшись в 20 веке?
Сюжет данной книги знаю с детства, перечитывал уже множество раз. Кинофильм мне нравится куда меньше, уж слишком большие отступления от книги.
Часть первая «Гость из прошлого». Яркое описание будущего, без насилия, бедноты, где все люди братья. Читая в детстве, очень сильно удивлялся всем этим диковинкам из будущего, перечитывая не давно, уже так не удивлялся, вполне вероятно, что к 2082 году, у нас будет пусть и не все как в книге, но близко к этому. Насколько помню книги про Алису, в будущем не будет денег, как тогда покупаются билеты на футбол, и зачем кассы на космодроме?
Часть вторая «Три К». Описание советских времен. Очень люблю книги про школьников, а здесь мало того, что присутствует советская школа, так еще в ней учится девочка из будущего, которая и знает больше чем учителя, так еще и спортом занимается так, как многие спортсмены не умеют. Очень смутил момент из концовки, где Алиса в окно видела как Крыс из Аллы Сергеевны превращается в Наполеона Бонапарта, потому что в «мундире легче было бежать, чем в юбке». Но уже на следующей странице Алиса «увидела далеко впереди бегемотовую спину Весельчака У и платье Аллы Сергеевны». Так и не понятно превратился Крыс в Наполеона, или нет.
Как итог великолепная книжка из детства, которая не потеряла своего очарования и сейчас. Читать всем!
lammik, 18 декабря 2017 г.
Сюжет и героев повести «Сто лет тому вперёд» знают все. Если и не из книги, то из многосерийного фильма Павла Арсенова «Гостья из будущего». Мальчик Коля из конца 70-х удачно сходил за кефиром, получив доступ к машине времени и, не долго думая, отправился в XXI век. Оказавшись в родном городе, только на 100 лет позже, Коля не растерялся и занялся осмотром местных достопримечательностей — посетил Московскую станцию юных биологов, Космопорт и Космозо. В Космозо Коля встретил Алису Селезнёву и спас уникальный прибор миелофон из цепких рук космических пиратов, знакомых нам по «Путешествию Алисы» Крыса и Весельчака У. Затем Коля вернулся в своё время, а за ним увязались Алиса и пираты. В результате серии удачных совпадений Алиса становится одноклассницей Коли, показывая невероятные по меркам XX столетия способности. После вмешательства временщика Николая Николаевича всё благополучно разрешается — миелофон у Алисы, пираты упакованы, школьники 6-го б всю жизнь будут помнить девочку из будущего.
Невольно начинаешь сравнивать с фильмом и понимаешь, что и книга и фильм одинаково хороши. Особенно принимая во внимание бюджетные и технические ограничения кинотворцов. Тем более, что принципиальных отличий между сценарием и книгой не так уж и много. В книге нет робота Вертера, соответственно в будущем нет и состязаний роботов-гитаристов, прости Господи. Коля не Герасимов! Благодаря этому в книгу добавлен детективный элемент, вместе с Алисой и Юлей мы до конца так и не знаем, какой же Коля сгонял в будущее, в первой части книги фамилия Коли ни разу не упомянута. Из фильма вырезаны станция биологов, профессор Рррр и капитан Полосков, что понятно, ведь с ними мы познакомились в предыдущих частях цикла. Читая, постоянно вспоминаешь целые сцены из фильма, даже те, что несколько отличаются в киношном и книжном вариантах. Понравилось, что пиратам пришлось устроиться на работу. При этом Крыс, с его-то способностью, прекрасно мог бы жить и без миелофона. Весельчаку, конечно, посложнее.
Замечательная книга, которую наряду с «Путешествием Алисы» можно смело рекомендовать всем — детям, подросткам, взрослым и тем, кто вообще не любит фантастику и даже тем, кто вообще не любит читать.
AlisterOrm, 16 апреля 2018 г.
Уж не буду спорить, насколько эта книжка была занимательна для детей поколения наших родителей, растущих в 1970-е годы. В какой-то степени, безусловно, она была красивым я ярким примером оптимистичной фантастики для подростков, того, чего сейчас весьма и весьма не хватает. Сразу приходит на ум и мини-сериал «Гостья из будущего», который я, к сожалению, не оценил. К ещё большему сожалению, я слабо оценил и саму книжку.
Почему-то мне её было скучно читать. Вот ничего из «Алисы» пока не скучно, а эта повесть шла удивительно медленно. Сам удивляюсь. Хотя, если честно, основная скука была связана с описанием будущего и линией космических пиратов. Будущему не хватает красок и выразительности, оно кажется уж очень ненатуральным и лубочным. Космические пираты выглядят комично и неопасно, скорее это забавные карикатуры, шаржи, истинный обитатель сказок для детей младшего школьного возраста.
А вот про советскую школу, и вообще быт, читать было намного интереснее. Обыкновенные шестиклассники выглядят куда более живыми, чем жители ненатурально-яркого будущего, и ты среди них всегда можешь обнаружить знакомого тебе человека. В этом смысле, конечно, повесть значительно интереснее, тем более, что на этом фоне и образ Алисы становится совсем другим. Это действительно человек из будущего, ставший куда выше своих предков, но сохранивший человечность и доброту.
А главная мысль заключается не в автоматах с бесплатным мороженым и пенопластовых домах, не в злых пиратах и миелофонах. Одна только фраза: «В будущем не станет обыкновенных людей. На Земле будет жить пять миллиардов исключительных, знаменитых, одарённых людей». И юный читатель, заканчивая повесть этими строками, понимал, что его ждут впереди яркая, светлая и созидательная жизнь, в которой ему обязательно найдётся место.
Улдис, 5 сентября 2013 г.
Так случилось,что фильм, Я посмотрел немного раньше прочтения книги. Десятилетний мальчишка,который чувствовал,что его- словно вывернули наизнанку,тем миром будущего,финальной песней и задвинувшейся перед ним кирпичной стеной,четко давая понять,где будущее и где ты. Идея произведения воспринималась, как объективная реальность. Что где-то в подвале,а не в квартире у соседа, стоит машина времени- готовая унести тебя отсюда...
Какая к черту- книга,какой к черту- фильм,какое к черту обсуждение в школе,все превратилось в личную драму одного ребенка,в недетской ярости и отчаянном исступлении- излазавшего десятки подвалов своего города,только чтобы найти! Найти и исчезнуть навсегда!..
Сколько было слез и скандалов,испорченной грязной одежды,молчания со стиснутыми до боли зубами,упрямой решимости,
казалось вот-вот и промелькнет из окна подвала запомнившийся кинокадр,с пролетающей мимо здания тарелкой...
Ничего не нашлось,пришла усталость, разочарование и чувство обманутости. В Душе,занозой, затаилась злость.
Даже по прошествии 25 лет,не знаю,чего во мне больше к этой книге: любви или ненависти... но только качественное произведение способно так зацепить.