FantLab ru

Рюноскэ Акутагава «Ворота Расёмон»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.36
Голосов:
374
Моя оценка:
-

подробнее

Ворота Расёмон

羅生門 / Rashōmon

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 65
Аннотация:

Один слуга остался без работы. И теперь перед ним стоит вопрос: что делать? Умереть от голода или пойти воровать?..

© duke

Входит в:

— журнал «Супер Триллер №16 (139)», 2007 г.


Похожие произведения:

 

 


Расёмон
1936 г.
Избранное в 2-х томах. Том I.
1971 г.
Новеллы
1974 г.
Новеллы
1985 г.
Паутинка. Новеллы
1987 г.
Новеллы
1989 г.
Избранное
1995 г.
Акутагава Рюноске. Сочинения в четырех томах. Том 1
1998 г.
Беседа с богом странствий
2000 г.
Мадонна в черном
2000 г.
Семнадцать новелл
2000 г.
Акутагава Рюноскэ. Новеллы
2001 г.
Акутагава Рюноскэ. Собрание сочинений в 3 томах. Том 1. Ворота Расемон
2001 г.
Ворота Расемон
2001 г.
Муки ада
2001 г.
Акутагава Рюноскэ. Избранные произведения
2002 г.
Ворота Расемон
2002 г.
Усмешка богов
2005 г.
Ад одиночества
2006 г.
Ворота Расемон
2007 г.
Ворота Расемон. Новеллы
2007 г.
Ворота Расёмон
2008 г.
Рюноскэ Акутагава. Малое собрание сочинений
2010 г.
Ворота Расемон
2012 г.
Ворота Расёмон
2017 г.

Периодика:

«Супер Триллер» №16 (139), 2007
2007 г.

Издания на иностранных языках:

Брама Расьомон: Новели. Есеї
2009 г.
(украинский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение , 28 апреля 2014 г.

Рассказ представляет собой лаконичную зарисовку запустения — обезлюдевший город, древние ворота, уволенный хозяином слуга, которому некуда идти, неприбранные трупы и бездомная старая женщина, занимающаяся мародерством. Нищета, беззащитность, безнадежность... и дождь.

Два никому не нужных живых человека среди мертвецов делают свой выбор — умереть честно или жить воровством. Оба выбирают жизнь. Только старая женщина ради своей жизни обкрадывает мертвых, которым уже ничего не нужно. А более молодой мужчина отнимает последнее рубище у старухи. Судя по его репликам, разницы между своим выбором и выбором старой женщины он не видит. Возможно, разница эта не столь уж велика — будь женщина сильнее физически, у нее тоже была бы возможность выбирать жертву. Кто слабее, обкрадывает мертвых, кто сильнее, отнимает у живых.

Такие рассказы называют «атмосферными». Автор сумел передать настроение безысходности, когда уже ничего не важно, даже выбор героев. Ведь что бы они не выбрали, в итоге все равно каждый из них окажется в числе неприбранных трупов при этих воротах или при других...

Оценка: 7
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение , 15 декабря 2015 г.

Совершая аморальный поступок поневоле, будь готов к тому, что аморальный поступок поневоле могут учинить и над тобой — таков главный посыл рассказа.

Действительно, как уже ранее отмечалось в отзывах, рассказ об относительности добра и зла, этическом релятивизме. Тема совершенно не нова, но в подобной атмосферной оболочке и учитывая год написания, к этому можно отнестись релятивно и снисходительно. ;-)

Первой приходит мысль о том, кто же мы такие, чтобы быть вправе судить другого человека. На этот вопрос в рассказе автор отвечает силой. А затем появляется и главный виток колебания моральное-аморальное — если ты выбираешь тропу «против правил», то будь любезен быть готовым перенести ее и на себя.

Особенность рассказа еще и в том, что заданная Рюноскэ Акутагавой атмосфера — дело вкуса. Мне она показалась мрачной, тлетворной, противной. Да и к тому же эти детали, наподобие пинка женщине или вырывания волос у трупа на парик, воспринимаются несколько отталкивающе. Повторюсь, это моё субъективное.

В целом, рассказ достоин прочтения для ознакомления с таким автором, ведь нередко именно этот рассказ в современных изданиях становится лицом сборников.

Оценка: 7
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 22 февраля 2010 г.

Не люблю тему «об относительности добра и зла» за примитивный релятивизм. Но этот рассказ понравился своей безыскусной простотой.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Безработный слуга ограбил старуху, которая рвала волосы у мертвой женщины на парик. Женщина же эта при жизни обманывала, продавая под видом сушеной рыбы змей.
Получается, что совершая плохой поступок по отношению к другому, каждый проявляет справедливость. Но на деле – нескончаемая цепочка нечестивых поступков, оправдываемых выживанием. Нерешаемый моральный парадокс в декорациях эпохи Хэйан. Красиво и лаконично.

Оценка: 7
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 6 ноября 2013 г.

Удивительно, как в такой короткой форме, можно заключить целый поединок добра и зла. Причем основная борьба — в сердце читателя, а не в руках слуги. И пусть кажется, что добро и зло тут относительно, но автор словно подмигивает и спрашивает — так что, есть мораль или нет? Бывает ли справедливость?

Прочитал рассказ, вдохновившись фильмом. И то и другое, безусловно, стоящие вещи.

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 8 декабря 2009 г.

Как быстро меняется человек, ведь несколько минут назад у него хватало мужества умереть голодной смертью, а сейчас у него хватает мужества заняться грабежом и воровством. Сильный рассказ, но не в моем вкусе.

Оценка: 7
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 7 октября 2010 г.

Рассказ очень мощный. По форме — напоминает современных релятивистов, по содержанию — это нечто противоположное.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх