FantLab ru

Рюноскэ Акутагава «В чаще»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.53
Голосов:
394
Моя оценка:
-

подробнее

В чаще

藪の中 / Yabu no naka

Другие названия: В бамбуковой роще; В бамбуковой чаще; Кто убил Такэхиро

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 87
Аннотация:

В роще найден труп мужчины. Для восстановления картины убийства читателю предлагаются свидетельские показания дровосека, странствующего монаха, стражника, старухи, признание разбойника, исповедь вдовы и, наконец, рассказ (устами прорицательницы) духа самого убитого. Так что же случилось на самом деле?

Примечание:

Название рассказа стало идиомой в Японии, употребляющейся для обозначения ситуации, когда вывод сделать нельзя, потому что доказательств недостаточно или они противоречивы.

По мотивам этой новеллы было снято несколько фильмов:

«Расёмон» (яп. 羅生門, 1950), режиссёр Акира Куросава

«Железный лабиринт» (англ. Iron Maze, 1991), режиссёр Хироаки Ёсида

«В роще» (яп. 籔の中, 1996), режиссёр Хисаясу Сато

«MISTY» (1997), режиссёр Кэнки Саэгуса

Входит в:

— антологию «Улица Морг. Дом 1», 2010 г.

— антологию «Веские доказательства», 1987 г.

— журнал «Супер Триллер №22 (145)», 2007 г.

— антологию «Японский детектив», 1992 г.

— антологию «Чудовище во мраке», 1993 г.

— антологию «Из копилки детектива», 1991 г.


Экранизации:

«Мешок без дна» 2017, Россия, реж: Рустам Хамдамов



Похожие произведения:

 

 


Новеллы
1959 г.
Избранное в 2-х томах. Том I.
1971 г.
Новеллы
1974 г.
Новеллы
1985 г.
Веские доказательства
1987 г.
Паутинка. Новеллы
1987 г.
Новеллы
1989 г.
Японский детектив
1992 г.
Из копилки детектива. Том 4, часть «Б»
1992 г.
Чудовище во мраке
1993 г.
Избранное
1995 г.
Акутагава Рюноске. Сочинения  четырех томах. Том 2
1998 г.
Беседа с богом странствий
2000 г.
Мадонна в черном
2000 г.
Семнадцать новелл
2000 г.
Акутагава Рюноскэ. Новеллы
2001 г.
Акутагава Рюноскэ. Собрание сочинений в 3 томах. Том 2. Усмешка богов
2001 г.
Ворота Расемон
2001 г.
Муки ада
2001 г.
Акутагава Рюноскэ. Избранные произведения
2002 г.
Ворота Расемон
2002 г.
Усмешка богов
2005 г.
Ад одиночества
2006 г.
Ворота Расемон
2007 г.
Ворота Расемон. Новеллы
2007 г.
Улица Морг. Дом 1
2010 г.
Рюноскэ Акутагава. Малое собрание сочинений
2010 г.
Идеальное преступление
2011 г.
Ворота Расемон
2012 г.
Ворота Расёмон
2017 г.

Периодика:

«Супер Триллер» №22 (145), 2007
2007 г.

Аудиокниги:

Причуды жизни
2013 г.

Издания на иностранных языках:

Брама Расьомон: Новели. Есеї
2009 г.
(украинский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  23  ]  +

Ссылка на сообщение , 23 мая 2009 г.

Маленький шедевр большого Мастера.

Рассказы семи человек сливаются в одно удивительное повествование

— словно нить жемчуга.

У каждого — своя правда, у каждого — своя истина, своя причина, своя оскорблённая честь, свой упрёк.

И что заставит их быть честнее — допрос, исповедь или... смерть?

Или же каждый из них по-своему честен? Но как странно меняется правда только от точки зрения.

И только странствующий монах просто сожалеет о хрупкости человеческого бытия...

Оценка: 10
–  [  15  ]  +

Ссылка на сообщение , 13 сентября 2012 г.

Рассказ не много не мало, а о многогранности и многомерности мира. Это не детектив, конечно, это скорее притча. Если внимательно прочитать все истории, то становится ясным — ни одна не соответствует действительности. Врут все. По разным причинам, в разной степени, но врут — и сами верят в свое вранье.

Фактически, произошла не одна история, а семь :)

И ведь это не уникальный случай. Посмотреть по сторонам — это происходит всегда и везде, и с нами, и со всеми остальными людьми. Мы живем в чаще...

Оценка: 10
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение , 15 декабря 2015 г.

Оригинально, весьма оригинально. Коктейль из детектива с убийством и философского взгляда на необъективность отражения реальности.

Даны показания семи разных людей, проливающие свет на обстоятельства убийства. Не буду лукавить и скажу, что именно к тому, что произошло в чаще на самом деле, имеют отношение лишь последние трое: разбойник, жена убитого и дух убитого. Остальные, откровенно говоря, просто «ходят вокруг леса». Хотя вот язык дровосека и его совершенно ненужные детали в показаниях забавляют (например, то что в момент обнаружения трупа на ране сидел присосавшийся овод, и дровосек прям подчеркивает внимание на нем!). Да и остальные персонажи предельно живые и имеют свои яркие особенности.

Порой легче признаться в убийстве, чем в опороченной чести или проявлении слабости — таков ключевой тезис этого сложного рассказа. Если вы читали рассказ, то знаете, что произошло на самом деле (показания духа убитого). И сначала признание разбойника и жены убитого кажутся очень странными... Зачем так делать? Да только всё дело в том, что в версии духа убитого некрасивым образом себя показали оба этих лица, в первую очередь, некрасиво перед самими собой. Поэтому им проще приписать себе то, чего они не делали, чем то, что делали — второй психологический парадокс рассказа.

Это действительно для меня нечто новое в литературе. Крохотный рассказ с глубокой моралью. Рюноскэ Акутагава здесь тоже некоторыми деталями вызывает отвращение, как вызвал в рассказе «Ворота Расёмон», но в таком вскрывающем интимность сознания персонажей рассказе этот прием уместен.

Оценка: 10
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение , 22 декабря 2009 г.

Маленький провал большого Мастера.

Семь рассказов от разных людей проливают свет на совершенное преступление с различных позиций. Где правда, а где ложь невозможно понять. Каждый из участников этой истории считает, что он прав, вот только жизнь самурая, поруганная честь его жены, да и вероятная казнь разбойника говорят о том, что лучше бы этой истории совсем не было.

Для меня осталось не ясным, а что хотел сказать своим рассказом автор? Что не нужно с незнакомцем в чащу идти, иначе можно жизнь и честь потерять, позарившись на якобы закопанное в чаще богатство. Или что поруганная честь выше жизни мужа. Получился рассказ без души, прочитав который, начинаешь думать, а был ли вообще большой Мастер?!

Оценка: 6
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 1 января 2014 г.

Рассказ прежде всего об относительности реальности, об условности истины: многомерное видение мира. Инстинктивно очень хочется попытаться разобраться в том, что произошло «на самом деле», хочется найти в нем какую-то «правду»... но это совершенно бессмысленно — ее там нет и быть не может. Точнее, она есть, но она объемна, многомерна, многогранна: повернешь к свету одной гранью — увидишь одну картинку, повернешь другой — увидишь совсем другое.

Невозможно дать «линейный» ответ на то, что именно произошло, этот ответ как раз и содержится в одновременном рассказе ВСЕХ действующих лиц. Каждый из них рассказывает свою частичку правды, поворачивает к нам истину своей собственной гранью. И тот факт, что грани эти противоречивы и, казалось бы, несовместимы, на самом деле совершенно не исключает их сосуществования. Именно поэтому рассказ так цепляет, оставляет такое щемящее чувство дисгармонии — европейцу чрезвычайно трудно принять такое мировоззрение.

Глубокий философский рассказ, одно из величайших творений Акутагавы. Возможно, величайшее.

Оценка: 10
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 25 июня 2010 г.

Большой шедевр большого Мастера.

Это один из немногих рассказов, после прочтения которого тебе хочется прочитать его с самого начала, поняв, что хотел сказать автор лишь по прочтении последних строк. О чем этот рассказ... сказать сложно. Пожалуй, в нем главным является то, что нам дают посмотреть на страхи людей. Главный страх здесь — не быть осмеянным, даже не так... не поступить так, чтобы люди о тебе плохо подумали. У каждого из 7 персонажей есть свой «кодекс», несоблюдение которого может быть непонято остальными, и они вынуждены говорить неправду. Или кто-то из них сказал всё же правду... или все...

Оценка: 10
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 24 февраля 2011 г.

Потрясающе, что в такой короткий объем текста можно уместить в целый детектив с 7 персонажами. Удалось вложить определенную интригу и выдать сюрприз в самом конце рассказа. Оценивая показания подозреваемых, исходя уже из полностью прочитанного рассказа, задумываешься, насколько же люди могут коверкать правду, исходя из своих интересов. Когда каждый действует сам за себя, достичь желаемого сложнее и даже порой невозможно.

А экстремальные ситуации очень легко сбивают со всех людей шелуху, открывая истинное лицо людей.

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 2 августа 2010 г.

Сильный, очень сильный рассказ. В нем столько пластов постижения, понимания, правды жизни, парадокса сознания! – великолепно!

Действительно, после первого прочтения хочется вернуться в начало и проследить за историями еще раз. Конечно, резонный вопрос, что же произошло в роще? Но этот вопрос – не главный. Куда более значительно, ПОЧЕМУ каждый из персонажей ТАК излагал историю, каковы были его мотивы? А «правда» (которая в рассказе кажется уж совершенно относительной) – в закоулках души каждого.

Произведение невероятно глубокое! В таком небольшом рассказе содержится так много всего!.. На мой взгляд, это одно из лучших произведений мастера!

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 7 мая 2010 г.

Это рассказ-эксперимент. Ждать чего-то невообразимого от него, пожалуй, и не стоит. История раскручивается постепенно, как клубок, обрастая все новыми подробностями, и до самого финала мы так и остаемся в неведении о том, что же на самом деле произошло. Стоит отметить помимо прочего ту самую правду, которая у каждого своя. Разбойник, самурай и его жена разыграли волею автора отличнейший спектакль. Каждый излагает историю именно так, как ему самому удобно видеть ее. И в финале читатель остается в неловком недоумении: а какая правда действительно настоящая?

В этом-то и изюминка этого простого рассказа. И как говорится, все гениальное просто. Но вот все ли простое гениально?

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 7 ноября 2016 г.

Восточная литература, на мой взгляд, часто отличается некоторой недосказанностью. Не всегда, опять же на мой взгляд, эта недосказанность оправданна и таит за своей пеленой что-то значительное или даже интересное. Но это отличительная черта и стиль, в котором привыкли писать те, в ком всегда узнаваема традиционная школа. И у меня берётся ощущение, что эта туманность сама по себе бывает неким излишестовом, от которого не могут отказаться пишущие люди Востока. Вот и этот рассказ оказался написан в таком же ключе.

Взгляд на одни и те же события, либо их отрывки, всегда бывает разный за счёт того, что свидетели или участники событий смотрят разными глазами, с разным опытом и отношением к , казалось бы, повседневным вещам. Каждому могут запомниться совсем разные детали — цвет, предмет, расположение вещей, освещение. Это бывет, наверное, самым интересным при описаниях событий. Собственно так произошло и здесь — в рассказе. Жаль другого — смысл этого действа , по сути, не дался мне. Так бывает — описание ради описание, событие ради события, хоть и в разных оттенках. Какмешек за камешком был сложен холмик рассказа, где укрылось то, что осталось тайной произошедшего. Хотя может именно в этом и был авторский замысел.

Поэтому тайна — да, но удовлетворения, увы, нет.

Оценка: 6
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 12 декабря 2011 г.

Первый рассказ прочитанный мною у этого автора. Прочитал его два раза, так как с первого раза думал что-то пропустил, что-то что поможет разгадать загадку всей этой истории. Хотя зацепок и много в каждой истории, но так понять точно как все происходило просто не представляется возможным. Очевидно в рассказе автор в первую очередь хотел показать, то как люди могут перекручивать один и тот же эпизод, концентрируясь на себе самом, а не на происходящем, на своих действиях, на своем будущем. В моем понимании эта вся история должна смотреться для всех верным образом, а не через призму своих мнений или желаний. К сожалению рассказ неоднозначен и слишком много догадок можно высказывать относительно того, что автор хотел преподнести читателю, по-этому и несколько низкая оценка, хотя в целом рассказ зацепил.

Оценка: 7
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 26 июля 2016 г.

обиду надо высказать прародителю проблемы: гениальное произведение Мастера; талантливый художественный прием с отличным антифразисом — нет здесь развития сюжета, а есть жизнь, но понятийных уровней, планов, можно сказать, ровно столько, сколько жизненных прямых пересеклось. А в чем обида — это мой зубовный скрежет, когда современные аффтыри по несколько раз прогоняют одни и те же события только для увеличения количества авторских листов, без всякой художественной составляющей. Воистину — знали бы Вы, таланты, гении, Мастера, как слово ваше отзовется, как гениальные художественные приёмы исказят.

Оценка: 10
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение , 7 августа 2018 г.

Помимо всего прочего, название рассказа стало идиомой в Японии, употребляющейся для обозначения ситуации, когда вывод сделать нельзя, потому что доказательств недостаточно или они противоречивы.

Оценка: 10
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение , 10 августа 2017 г.

Спиритический рассказ основанный на традиционной японской культуре смерти. Я знаю у кого есть ответ на загадку этого детектива. У криптомерий и бамбукового леса.

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх