Роджер Желязны «Девушка и чудовище»
- Жанры/поджанры: Фэнтези
- Общие характеристики: Пародийное
- Место действия: Неопределённое место действия
- Время действия: Средние века
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Племя, поклоняясь Богам, совершало жертвоприношение. Старейшины избрали в качестве жертвы молодую девственницу и отвели в грот, накормив листьями Забвенья. Так они делали каждую весну и осень. Их становилось всё меньше и меньше, но никогда ещё они не осмеливались наблюдать, что будет делать с жертвой их Бог...
Входит в:
— журнал «Galaxy, December 1964», 1964 г.
— антологию «The Ninth Galaxy Reader», 1966 г.
— сборник «Двери лица его, пламенники пасти его», 1971 г.
— журнал «Селена № 1», 1989 г.
— антологию «Послание Фениксу», 1991 г.
— антологию «Роджер Желязны, Роберт Силверберг, Альфред Бестер. Мастера американской фантастики», 1991 г.
— антологию «Фата-Моргана 1», 1991 г.
— антологию «Месть роботов», 1992 г.
— антологию «Creature dello spazio profondo», 1999 г.
— сборник «Power & Light», 2009 г.
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Sergio Blanc, 17 октября 2023 г.
В этом коротком тексте нет никакой глубины. И не надо её искать. Привычная, особенно для современной цивилизации, картина: всё не то, чем кажется.
Постмодернистская зарисовка. С таких историй начиналась сегодняшняя «либероидная повесточка», переворачивающая всё с ног на голову. Я очень люблю творчество автора, но такие истории мне очень не близки.
Вот так открываются окна Эвертона. Сначала рыцарь — это чудовище, а затем его можно превратить в .... Ха! Недавно увидел немецкую детскую книжку, где на обложке рыцарь отворачивается от принцессы в сторону кокетливо нюхающего цветок смазливого ДРУГОГО рыцаря. Смысл, я думаю, вам ясен.
Against The Modern World!
Тимолеонт, 23 августа 2024 г.
Иногда шутка — это просто шутка. Видеть в этом предвестника современной тухлой повесточки — всё равно что видеть её в Древнегреческом театре, в котором женщин играли переодетые мужчины.
А этот рассказ ни на что большее и не претендует — тут большинство отзывов ненамного меньше всего текста. Ну а что? Текста на час-два работы, а гонорар всё равно будет заплачен, хоть и небольшой).
dl, 13 мая 2022 г.
Идеальный рассказ для знакомства с Желязны. На поиск и чтение уйдёт минут пять (хотя финальный твист после обманчивой простоты изложения подталкивает перечитать по крайней мере один раз), а настрой и стиль уже вполне прочувствуются, ведь игра с общеизвестными персонажами и сюжетами характерна и для гораздо более масштабных его вещей.
Махновец, 12 октября 2021 г.
Сравнение «Девушка и чудовище» Желязны с «Драконом» Бредбери сродни сравнению кипятильника и паяльника. А чё?! И кипятильник и паяльник вставляются в розетку и от этого нагреваются!
«Дракон»-паровоз Бредбери это рассказ о «попаданцах» в будущее. Старая история про магию и технологию (см. третий закон Кларка и религию самолётопоклонников ).
«Девушка и чудовище» Желязны — тоскливая история деградации и падения. И таких историй, в нашей жизни, не счесть. Дракон слабеет, чаще от глупости и низвергает себя в в основание пищевой пирамиды. Другой пример: когда-то люди придумали революционный инструмент — деньги, всего лиш удобный эквивалент стоимости товаров и услуг... Инструмент человека превратился в его Бога.
Когда-то я решил что этот рассказ достоин девятки, сейчас понял, что ошибался.
ЛитАлхимик, 2 сентября 2017 г.
Рассказ-зеркало. Каждый читатель видит в нем себя любимого. Кто-то не поймет, кто-то не увидит глубокого смысла, кому-то скучно, кому-то интересно. По мне так это один из лучших рассказов в жанре, простоя, ясный и короткий, но при этом живой и заставляющий думать и перечитывать.
Deliann, 30 марта 2014 г.
Тот случай, когда рассказ стоит читать не единожды. Сперва я его читал на автомате, не особо ожидая подвоха в конце. Но в какой-то момент мозг начал реагировать на странности, а концовка оставила в задумчивости. Так что тут же перечитал уже внимательно и в очередной раз восхитился таланту Роджера Желязны. В маленький рассказик втиснуть историю о жертвоприношении и поклонении жестоким богам, а затем перевернуть ее с ног на голову, да так, чтоб вдумчивый читатель получил настоящее удовольствие от происходящего — это очень здорово.
Тот случай, когда рассказ рекомендуется вообще всем любителям интеллектуального юмора.
Сева1977, 24 апреля 2017 г.
Ох и не простое это дело, но только настоящий гений может вложить максимум смысла в один маленький текст или короткий рассказик. Причем не всегда это получается и у Мастеров. С большим уважением отношусь к Желязны, однако «Девушка и чудовище» далеко не лучшее его произведение, скорее всего, даже проходное.
Все очень просто решил сделать тут автор, «обойтись малой кровью», хотя это еще начало его творчества, некоторую «святую» простоту можно простить и поставить оценку чуть выше средней.
Sciolist, 24 марта 2017 г.
Помню, в детстве не понял этот рассказ и почему-то посчитал, что это об охотнике и каких-то животных.
А тут случайно наткнулся на него, и всё оказалось до смешного простым.
А рассказ, где чудовище оказалось паровозом — это было у Брэдбери. Только названия не помню.
artem-sailer, 11 августа 2015 г.
Примитивный перевёртыш, история наоборот. Всё лежит на поверхности, смысл понятен и не вызывает игры ума или каких-то ассоциаций. Образы посредственны, прочитал час назад, а уже благополучно забыл, о чём это: чтобы написать отзыв, пришлось заново открывать книжку.
Gourmand, 7 ноября 2014 г.
А по мне, так рассказ слишком большой. Специально достал оригинал, мало ли, думаю, может, переводчики добавили отсебятины. Нет. Так и есть: осень и весна, грот туманов. Вот сижу и думаю, почему жертвоприношения два раз в год? Вроде нигде такого порядка не было. И что за грот туманов такой (the grotto of smokes)?
Почитал три доспуных перевода, но личность Бога так и не прояснилась, хотя почему-то кажется
Вот чего-то мне не хватило в этом рассказе. Определённости с одной стороны, а с другой — убрать лишние детали (весна-осень). Или они не лишние? Тогда я вообще ничего не понимаю.
Мало я в детстве читал рыцарских романов, видимо.
Ну а так... Да, скромненько. Вечный «еврейский» вопрос: нас притесняют, уничтожают, а мы всё терпим.
А может и «как аукнется, так и откликнется» — тоже смысл.
Зарисовка хорошая. Образы запоминающиеся (если бы не осень-весна, то совсем хорошо было бы). Можно на досуге поразмышлять. Но Желячзны умеет и сильнее. Тем более можно было добавить красок в конце, когда уже понятно, кто этот «покорный народ».
Вертер де Гёте, 27 июня 2008 г.
Интересно: чем чаще я перечитываю этот рассказ, тем он больше мне нравится. После первого прочтения он не произвёл должного впечатления, я перечитал его через несколько лет и подумал: «Тут что-то есть!», теперь же миниатюра кажется мне очень симпатичной. Скорее всего я просто становлюсь старше и всё больше понимаю, как много в этой жизни зависит от позиции наблюдателя, как меняется мир если просто посмотреть на него под другим углом. Каждый сам выбирает себе богов и способы безропотного поклонения им.
god54, 5 июля 2011 г.
«Краткость — сестра таланта». Так и это простое произведение своим сюжетным решение заставляет читателя думать, а это уже многого стоит. Приготовьтесь к тому, что его надо прочитать раза два, а то и три, не спешите... ответ придет сам. Но это так прекрасно, когда тебе не подсказывают, а ты доползаешь сам.
Доктор Вова, 21 января 2011 г.
Великолепный рассказ Великого Мастера! С каждым новым прочтением он раскрывается по новому. И каждый раз я замечаю какие-то новые детали, которые становятся важны именно в этот раз. При такой малой форме вместить столько глубокого смысла. Знаете, я бы сравнил его с озером Байкал: при относительно скромных размерах (если сравнивать с бОльшими водоемами) , глубина его такова, что суммарный объем делает его самым большим сухопутным озером на Земле. Такая же ситуация и с этим рассказом. И читать всего минуту, а смаковать можно днями! Браво, Автор!
Yazewa, 27 марта 2010 г.
А я глубины тут особой не увидела. Неожиданного поворота для микрорассказа, наверное, достаточно, но интересным его назвать я не могу. Улыбнуться можно, но не более.
glupec, 1 января 2011 г.
Идея в рассказике есть, и даже интересная, просто она не нова абсолютно. Вторична. Чтоб такой
Юные ролевики такими вещами развлекаются по 105 раз на дню: берут какой-н. известный сюжет — и вот так «выворачивают» стеба ради. (В простом «Колобок съел лису» и то фантазии больше было бы).
Короче: неплохо, отнюдь неплохо, на что-то похоже — но всё равно СРЕДНЕ. То другое дело, что даже самый простенький из рассказов Желязны — в сто раз богаче смыслом, чем все грешно-безграмотные потуги нынешних «МТА от фэнтези»...
Если сравнивать Мэтра с самим собой — это будет слабый рассказ. Если с большинством современных писателей — то сильный.
«Всё дело в том, как тут взглянуть: пошире иль поуже». (с)
зы: 6 баллов — это (по моим понятиям) не «середняк», это «ЧУТЬ ПОВЫШЕ» среднего.