Владислав Крапивин «Гуси-гуси, га-га-га...»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Социальное | Приключенческое | Психологическое | Философское
- Место действия: Параллельный мир/вселенная
- Время действия: Близкое будущее
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Фантастическая повесть из цикла `В глубине Великого Кристалла`.
По жестоким и несправедливым правилам, действующим в государстве, Корнелий Глас должен быть казнен. В ожидании исполнения чудовищного приговора он знакомится с ребятами из тюремного интерната, которые рассказывают ему старинную сказку о легендарной земле, где можно спастись от беды...
Поняв, что это не вымысел, Корнелий решается бежать, взяв с собой новых друзей. От Петра, настоятеля древнего Храма, он узнает предание о великих Хранителях вечных Законов Вселенной, учителях и защитниках всего мира. Вера, преданность, надежда и мужество ведут к ним; любовь, ответственность, бесстрашие и самоотверженность ведут от них — чтобы помочь тем, кто остался…
Входит в:
— цикл «Великий Кристалл»
— журнал «Урал, 1989, № 8», 1989 г.
— журнал «Урал, 1989, № 9», 1989 г.
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 193
Активный словарный запас: средний (2862 уникальных слова на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 46 знаков — на редкость ниже среднего (81)!
Доля диалогов в тексте: 37%, что близко к среднему (37%)
Номинации на премии:
номинант |
Великое Кольцо, 1989 // Крупная форма |
- /языки:
- русский (18), французский (1)
- /тип:
- книги (17), периодика (2)
- /перевод:
- Ф. Дуалон (1), Т. Палма (1)
Периодика:
Издания на иностранных языках:
Доступность в электронном виде:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
kerigma, 9 июля 2018 г.
Еще один роман Крапивина, который напомнил мне Стругацких для подростков – на этот раз «Хищные вещи века», конечно. Благоустроенный мир Западной Федерации, такой хрестомайтиный загнивающий капитализм, все люди с вшитыми в младенчестве индексами, которые заменяют все документы и деньги, а также позволяют государству следить за каждым их шагом. И странная система «машинного правосудия», выписывающая за любые нарушения одно наказание – смертную казнь, но с разным процентом вероятности. Наказание, таким образом, превращается в общегосударственную лотерею.
Систему ломает на этот раз не пришелец извне, а совершенно хрестоматийный ее обыватель – немолодой скучный мужчина, ведущий совершенно пустую жизнь и проводящий свой досуг с теликом и алкоголем, образцовый средний класс и столп этого общества. Стоит ему испытать на себе действие машины правосудия – и выясняется, что справедливостью там и не пахнет, а стоит оказаться исключенным из привычной системы «индексов» — и можно очень быстро дойти до революционных настроений и действий.
Редкий случай у Крапивина, видимо, когда главным героем является взрослый человек. Впрочем, детей там тоже хватает, и дети это странные – не обычные стандартно-хорошие «крапивинские мальчики» (хотя есть и пара таких). Честно говоря, странные и не слишком счастливые дети кажутся более интересными.
Удивительно быстро и легко происходит во взрослом герое эта перемена – от добропорядочного члена общества до главы местного подполья. Откуда-то берутся силы, смелость и активность, которых в прежней, благополучной жизни у него совсем не наблюдалось. Нет, я не верю, что жизнь заставит – у человека изменился характер полностью, не образ мыслей даже, а сама личность. Выглядит это немного странно: на родную дочь герой плевать хотел (утешаясь тем, что она на него тоже и у нее все хорошо, но это достоверно неизвестно), а с чужими детьми неожиданно начал носиться и спасать их, всем рискуя. Это очень похвально, но не очень достоверно.
Оставив этот момент с сомнительной трансформацией героя – отличный цельный сюжет развала зловредной государственной системы, который начался с одного рекламного менеджера и стайки приютских детей. Хотела было сказать, что раз система так быстро развалилась, то вряд ли она была такой всеобъемлющей и серьезной, как представляется в романе, но потом вспомнила СССР и теперь уже не знаю, что сказать.
Necrov, 11 октября 2020 г.
Наверное, «Гуси-гуси, га-га-га...» — моё самое любимое произведение у Крапивина. В восторг меня привело уже только одно название, когда я просил ФантЛаб посоветовать мне что-нибудь почитать.
Как таковых связей с остальным циклом у повести не очень много: несколько сквозных персонажей-мальчишек и упоминания в дальнейших повестях о Корнелии Гласе плюс само место действия — город Реттерберг (бывший Реттерхальм).
Здесь показан, пожалуй, самый человечный детский приют изо всех, которые встречаются в цикле и связанных с ним произведениях. По крайней мере, здесь есть настоящее детское единство, которого, увы, лишены все остальные подобные заведения, наверное, вообще, а не только в творчестве Владислава Петровича.
В других отзывах я встретил мнение, что поведение и метаморфоза Корнелия выглядит нереалистично, что не мог он так преобразится за неделю. А вот мне кажется, что несмотря на то, что тут этот момент подан в слегка утрированной форме, но, тем не менее, вызывает доверие.
Некоторое недоверие у меня вызывают его взаимоотношения с Рибалтером в самом конце этой сюжетной линии. Хотя, вероятно, этому могло поспособствовать то наказание, которое Рибалтеру присудили.
Система правосудия мне понравилась. Другое дело, что, как верно подмечает кто-то из персонажей, если этот шанс выпадет кому-то из правящей верхушки, которым подчиняется машина, то навряд ли они попадут в такое положение. Но это уже издержки собственно человеческого общества, которое в своём развитии недалеко ушло от нашего современного уровня. Более того, сейчас, в 2020-м году, эта повесть воспринимается как пророчество. Как минимум, мы уже вплотную подошли к фазе «браслетов с излучателями» на добровольной основе.
Правда, тут возникает два вопроса:
Но по большему счёту эти мелкие неувязки не мешают получать удовольствие от чтения.
darkina, 27 февраля 2012 г.
Когда встал вопрос, что почитать детям перед сном, выбор пал на Владислава Крапивина, поскольку из детства сохранились у меня в памяти его очень душевные, с элементом фантастики истории. И, конечно, мне хотелось бы, чтобы мои дети выросли хоть немного похожими на детей, описанных этим автором: смелыми, чистыми, добрыми.
Поначалу слушать детям было сложновато. Они привыкли к более быстрому языку, быстрой смене действия и даже большей эмоциональности. Но постепенно история затянула. И не только все переживали за Корнелия Гласа (довольно неприятного типа на первых страницах), но и обсуждали саму систему: так ли она плоха и чем именно плоха. Ведь, по сути, нам показали антиутопию: мир, в котором нет преступлений, где все сыты. Но в котором однажды утром тебе может прийти повестка о том, что тебя казнят за неправильный переход улицы. А потом выясняется, что тебя могут казнить из-за чьей-то глупой шутки. И есть теневая сторона этой прекрасной жизни, где ты становишься бесправным только потому, что не вписываешься в систему.
Довольно часто в сказках встречается прием, когда злодей и бука вдруг все-все осознает и становится белым и пушистым. Но так же часто читая, не веришь в это превращение, потому что оно происходит после одного разговора, события. Здесь же изменение и становление характера происходит очень медленно, автор буквально обнажает перед нами душу, не приукрашивая нисколько все внутренние порывы, страх, жажду жизни любой ценой. И когда к финалу книги перед нами предстает другой человек (у него и имя теперь другое) веришь этому безоговорочно. В этом проявился особый талант автора.
В книге есть забавные и трогательные до слез моменты, а самое главное, автор сумел передать желание Корнелия Гласа и читателю: желание стать чище, добрее и сделать таким же мир.
strannik102, 6 сентября 2020 г.
О пользе и опасности чипирования населения
Фишка в том, что хотя эта повесть всячески преподносится как литература для детей и подростков и вообще просто относится к детским книгам, однако на самом деле она в большей степени обращена к читателю достаточно взрослому. Ну, как минимум юношеского возраста. Просто потому, что весь заряд нравственно-этических начал и морально-гуманистических выборов, о которых идёт речь в этой книге, совершается человеком отнюдь не юным. А те юные и подростковые персонажи, которые в книге безусловно имеются и которые тоже что-то совершают, всё-таки относятся не к тем, которые делают выборы и деяния, а в отношении которых и выборы и деяния делаются. А тот мальчуган Витька, который совершает Поступок, согласно сути и повести и всего цикла, совсем не простой парнишка из реала, а как бы гость из другой Грани Кристалла, т. е. в терминологии ранних Стругацких вообще человек коммунистического будущего. Кстати сказать, и вот эти пока неуловимые и только вскользь упоминаемые в первых двух повестях персонажи из Сферы весьма напоминают как раз-таки стругацких то ли прогрессоров, то ли молодых учёных из Института Экспериментальной Истории или ещё какого-нибудь НИИЧАВО — по крайней мере энергетика этих упоминаний напрямую обращает читателя именно к ранним Стругацким, а то и к Ефремову и Снегову, разве что пафоса поменьше, а реалистичности побольше.
Впрочем, все эти вышеизложенные соображения являются всего лишь плодом ума, разгорячённого чтением великолепной крапивинской прозы. Великолепной и по задумке, и по смыслам, заложенным в повести, и по литературной форме, даже по тому скупому эпилогу, которым заканчивается повесть — накрутить хвоста приключению и в самом конце обломать жаждущего читателя, не поддаться на все читательские ожидания и загнуть линию повествования ровно туда, куда и стремился попасть автор — в точку, когда всё главное уже сказано и то, какими именно событиями закончилась история Корнелия Гласа, уже не суть важно. Тем более, что мы узнаем всё, скорее всего, чуть позже, в следующих повестях.
Deliann, 3 ноября 2019 г.
Творчество Владислава Крапивина по какой-то причине обошло меня стороной. В детстве его книг не было в домашней библиотеке, а в школе о нем не упоминали даже в списках на внеклассное чтение. В студенческие годы в моем сознании уже укрепился стереотип, что Крапивин писал сугубо для детей, и мне приобщаться к нему уже нет смысла. Но вот на днях я решил все же составить собственное представление о творчестве автора, выбрал одну повесть наугад и был приятно удивлен.
Параллельный мир, очень похожий на наш, но с антиутопическим уклоном. Первая особенность мира в том, что каждому человеку здесь ставится специальная прививка, благодаря которой у людей появляется особое излучение. Это излучение заменяет все документы и способы оплаты, а так же из-за него действия любого человека можно отследить. Вторая особенность мира – система наказания. За любые правонарушения положена смертная казнь, с различным шансом на фатальный исход. То есть за мелкое воровство шанс быть казненным составляет один к десяти. За убийство – уже существенно выше.
Главный герой – мало чем примечательный гражданин по имени Корнелий Глас. Являясь типичным законопослушным обывателем, Корнелий никак не ожидал, что ему будет предъявлено какое-либо обвинение. И уж тем более обвинение в переходе улицы в неположенном месте. Шанс смертной казни в этом случае составляет один к миллиону. И Корнелию катастрофически не везет, ему этот шанс выпадает. Но после этого история только набирает обороты…
«Гуси-гуси, га-га-га…» – хороший сплав философской и приключенческой фантастики, читая который, я очень быстро проникся персонажами и их ситуациями. Следить за происходящим с главным героем было очень интересно, а мораль была высказана автором в простой и ненавязчивой форме.
Ближайшие ассоциации – ирония Шекли помноженная на социально-философскую составляющую братьев Стругацких.
Никак не ожидал обнаружить у Крапивина настолько занятную вещь. Стереотип был сломан, желание продолжать знакомство с творчеством автора никуда не пропало.
Stalk-74, 4 марта 2020 г.
Начало повести удивило даже по отношению к Крапивину. Антиутопический сюжет был завязан достаточно серьезно, на уровне признанных лидеров жанра. И, делая скидку на доступность читателю любого осознанного возраста, шел так до молитвы подростков-изгоев. Временами напоминая то Шекли, то Хаксли, то Кафку. А вот дальше пошло понижения качества. Не найдя идеального решения удержания напряжения, Владислав Крапивин свел все к подростковому экшну. Оптимальному, конечно, если не считать открытой концовки, где уже пошел Джеймс Бонд. Жаль. Школьная рефлексия была шикарная, в традициях беллетристики Стивена Кинга. Идея теории вероятности наказания из шикарной в конце свелась к миллионному шансу наоборот. И зазеркалье просто просило большего уделения внимания, не ограничивающее разговорами о мебиусности пространств.
В-общем, произведение по задумке выше среднего крапивинского, но, к сожалению, не дожатое. Это как футболисты, удивившие мир в первом тайме оригинальными глубокими атаками, во втором терпеливо начали катать мяч поперек поля на удержание счета. Этой инерции хватило, чтобы выделить «Гусей», но, очевидно, не достаточно, чтобы повесть стала в один ряд, например, с «Градом обреченным».
jdeep, 14 декабря 2011 г.
Сказать, что книга произвела на меня глубокое впечатление, это ничего не сказать. При всей абсурдности той системы, что действует в вымышленном мире книги «Гуси-гуси, га-га-га...», ее черты очень легко узнаваемы в теперешних наших обществах. И пусть не машина решает кому умереть или жить сейчас, но попавший, часто случайно, под колеса государства и представителей власти человек, абсолютно бесправный, обреченностью и предопределенной судьбой напоминает мне Корнелия Гласа.
О Корнелие хочется сказать особо. Человек, в зрелом возрасте обнаруживший в себе не только твердый характер, но и склонность к героизму и самопожертвованию, может и под давление обстоятельств, но все же дает надежду каждому на то, что есть в нем Настоящий человек и что в определенных обстоятельствах мы поступим правильно.
Итак роман, который я считал изначально больше подростковым и читал скорее для того, чтоб восполнить пробелы в цикле «Великий Кристалл», произвел на меня неизгладимое впечатление и заставил задуматься так, как не всегда заставляли задуматься признанные произведения классиков.
LadyL, 10 декабря 2018 г.
В подростковом возрасте, когда обычно и читаются книги Крапивина, я умудрилась проскочить его, позже, относилась к его книгам как к детским и для чтения не рассматривала. Но вот, благодаря рекомендациям Фантлаба и моим единомышленникам, я взялась за первую свою повесть Владислава Крапивина. Взялась и сразу отметила, что герой-то взрослый человек, обрадовалась, что видимо не все его книги для подростков. Ну, повесть мое первое мнение подкорректировала. Детей там хватает и конечно же они бедные и несчастные, их необходимо спасать и они главное сокровище государства, но государство этого не понимает. Вообщем в этом плане книга оказалась предсказуемой. Вообще, я бы сказала, что она оказалась ожидаемой. Однако это не плохо, хотя и никакой интриги по сути и нет.
Что же мы имеем? Героя-обывателя в благополучном, но несколько странном мире, который вдруг, волею обстоятельств или шутки оказывается выдернут из привычной жизни и поставлен в противовес государству, который узнает, что нет никакой справедливости в его мире, что вообще он, по сути, и не жил. И тут этот мягкотелый обыватель и эгоист постепенно проходит метаморфоз в героя-революционера. Ну и эгоизм его постепенно переходит в самопожертвование и стремление спасти всех, кого может. Таким образом мы имеем несколько линий: Корнелия с его развитием, государства с его машинной справедливостью/несправедливостью (тут уже конечно есть намек на загнивающее благополучие капитализма, не берусь судить о правдивости и ложности этой мысли, так как везде есть достоинства и недостатки), революционная подоплека, когда один в поле воин и в праве решать за всех остальных, ну просто потому, что его обидели и он осознал высшую правду, а другие все такие же невежды. Есть тут и мечта о светлом месте, где все живут по совести и несчастных нет, а главное нет ненужных детей. Хотя, справедливости ради, надо сказать есть в повести и мысль о том, что вправе ли кто-то решать за всех и вмешиваться в жизнь мира, государства ради своих представлений о лучшем мире(демократии?), есть и мысль о том, что везде свои недостатки и единого решения нет, но очень робкая, мягкая, в виде спора двух ученых -аналитиков. Конечно же достаточно много детства, в виде воспоминаний героя и показан контрастом мир, где дети жестоки, где они могут травить слабых или робких, и мир детей сплотившихся перед угрозой и заботящихся друг о друге.
Вообщем, тут все намешано, и научная фантастика, и гуманистическая, и детская литература, и легкий налет антиутопии.
Что мне понравилось: быстрое и динамичное развитие сюжета, его некоторые повороты, не влияющие на общий итог, но раскрывающие героя, помогающие ему до конца измениться и делающие повествование интереснее. Скучать не пришлось. Нет долгого предисловия, события начинаются сразу и предыстория постепенно, по мере необходимости, появляется в сюжете в виде воспоминаний Корнелия. Конечно же понравилась гуманистическая направленность книги. Очень интересная научно-фантастическая составляющая повести.
Что не понравилось: постоянное акцентирование и повторение этой сказки/считалки/игры/молитвы. На мой взгляд, это несколько засоряет сюжет, так и хочется сказать автору, что я уже поняла, что это важная фраза и по этому Вы взяли её заглавием. Кому как, а меня начало раздражать.
До сих пор не могу решить, понравился ли мне или нет этот максимализм и черно-белое изложение идей.
Как итог. В целом книга хорошая, добрая, интересная, но читать надо в свое время, я уже для нее слишком взрослая и не готова воспринимать идеи без споров, а ко многим отношусь даже скептически. Буду ли я дальше читать Крапивина? Пока не знаю. В ближайшее время скорее нет, чем да.
fant-laborant, 19 мая 2019 г.
Хороший рассказ — и душевный, и в то же время, экшн присутствует. Обычно предпочитаю другие поджанры фантастики, и повесть стала неожиданностью.
Впервые автор знакомит нас с главным героем, Корнелием Гласом, описывая его его мысли и воспоминания на пути с работы домой. И на протяжении всей повести, хоть рассказ и ведётся не от первого лица, читатель воспринимает происходящее, словно через призму сознания Корнелия. Размышления о доме и семье — по всей видимости, типичных для крупного города Западной Федерации — дают представление о государстве, в котором живёт Корнелий. Достаток и комфорт, привычные для большинства, оборачиваются унылой изнанкой — однообразием, скукой и бездуховностью, когда досуг скрашивают лишь сериалы и выпивка. Однако, спустя время мы узнаём, что так живут не все. Есть и смелые пилоты аэролайнеров, и пытливые учёные-диссиденты, есть и отверженные.
Непрерывный, с позволения сказать, мониторинг мыслей главгероя позволяет нам следить за трансформацией этого человека под влиянием неординарных испытаний, которые мало кому выпадают в этом придуманном Крапивиным мире. А неожиданные повороты сюжета ждут читателя вплоть до самого окончания повести.
Мелкие недочёты:
Неожиданным, даже неестественым показалось мне решение Корнелия испытать на себе шприц для наказаний. Автору стоило придумать какое-то обоснование, поскольку это важный момент, ставший ключиком к доверию таких непростых детей.
Дети-безынды показаны уж больно хорошими. А могли ли они оставаться хорошими в такой системе, при таких надзирателях? Скорее всего выросли бы моральными уродами. Но тогда не получилось бы доброй сказки...
Я жалею только о том, что книга не попала мне в руки в более подходящем, подростковом, возрасте.
rrq64k, 12 февраля 2015 г.
Десять, десять и еще раз десять.
Прежде всего хочу сказать: это – Литература. А уж детская она или не детская, пусть каждый решает для себя сам. Сказал же кто-то, что писать для детей нужно так же, как и для взрослых, только лучше.
Лично я Стругацких впервые прочитал лет в десять (ТББ – детская повесть или нет?), а «Отверженных» и «Человек, который смеется» В. Гюго и того раньше (ну совсем не детские, вроде бы, книги). Весь восьмитомник Конан-Дойля был прочитан к 5-му классу.
Но вот с Крапивиным мне повезло меньше. Из детства осталось знакомство сначала с книгой «Мальчик со шпагой», потом с телеспектаклем (где-то он теперь, существует ли в архивах или безжалостно уничтожен?), отдельными повестями из жизни Джонни Воробьева, с прекрасной и грустной книгой «Та сторона, где ветер». Уже учась в институте, прочитал «Дети синего фламинго» — честно говоря, не осталось никаких воспоминаний, надо бы перечитать, тем более, что издательский дом Мещерякова выпускает прекрасно оформленное собрание сочинений автора. Но вот на этом, собственно, и всё.
Остальной Крапивин стал приходить ко мне лишь недавно. Про «Голубятню на Желтой поляне» я уже писал, «Выстрел с монитора» показался хорошей повестью, но как-то не отозвался в душе, а вот «Гуси» зацепили. С первых страниц. С извещения, в котором ГГ приглашают на казнь. Из аннотации я знал, что ГГ будет ложно обвинен и осужден, но о таком способе и подумать не мог. А дальше – стремительное развитие сюжета, настолько стремительное, что местами, как мне кажется, даже несколько скомканное. Хотелось бы, хотелось бы деталей!
Огромное количество вопросов, над которыми рано или поздно задумывается любой нормальный человек. О жизни и смерти, о справедливости и несправедливости наказания, о том, что сделано и как прожита жизнь, о ее конечности, в конце концов! О мере ответственности за происходящее вокруг тебя, за свою и чужую жизнь, о моральном выборе, о Боге, о чести и достоинстве, о слабых и беззащитных, о верности и предательстве. И это не общие рассуждения. Все эти вопросы вписаны в канву повествования плотно, иголки не просунешь. И начинать искать ответы на них как раз и надо с детства. Не хочу пересказывать сюжет – читайте сами, кто еще не читал. Или слушайте, кому лень читать, книга есть на аудио-носителях. Но не могу удержаться от одной довольно пространной цитаты:
«- Добро в мире – изначально. Оно родилось вместе со Вселенной. Зло возникло просто как отрицание добра и всего мира. Беда в том, что злу живется гораздо легче. У него ведь одна цель – уничтожить добро. А у добра цели две: во-первых, творить, строить, созидать мир, а во-вторых, защищать то, что сделано, от зла. Значит, энергии нужно вдвое. А ее у добра и зла поровну. Если же добро забудет о творчестве и направит усилия только на войну со злом, то погубит себя. Станет двойником зла.
- Где же выход?
- В силе духа, друг мой. Боюсь показаться банальным, но именно в ней. Сила духа неизмерима. Просто она еще дремлет, почти не разбужена в людях. А зло бездуховно по своей сути. И потому, верим мы, в итоге обречено…»
Добавить нечего. Простая и вечная истина – добро созидает, зло разрушает. Как это перекликается с жизненной философией еще одного моего любимого писателя Михаила Анчарова!
Тут в одном из отзывов было замечено, что
«для юношеского чтения есть масса более достойных и благородных книг, начиная с классики и кончая нашими с вами современниками».
Вероятно, есть книги лучше. Даже наверняка есть. Но вот много ли их? Такой ли уж длинный ряд выстроится у вас на полке? И, я думаю, место «Гусей» в этом ряду далеко не последнее. И уж в чём, в чём, а в банальщине повесть не обвинишь.
PS. И хорошо бы кино поставить по этой повести, да и по всему циклу. Только это не должно быть дешевое кино с никакими актерами, как сейчас стало у нас практически повсеместно. Нет. Это должно быть дорогое, продуманное, ТАЛАНТЛИВОЕ кино! Потому что оно о вечном. Утопия, конечно, как и с экранизациями АБС.
mputnik, 11 декабря 2020 г.
Лучше «Голубятни...» и «...Большого прилива...» у Крапивина ничего не знаю. Но это — так, к слову, суть не в этом.
Сей конкретный текст весьма показателен и — применительно к сути — более чем функционален, уважаемый потенциальный читатель. Ежели понравится ОН, то для тебя, уважаемый потенциальный — легко решается пусть и этапная, но достаточно значимая задача результативного поиска «чего ещё интересного почитать». Это сущее недоразумение, что Крапивина относят к писателям «детским». Он — совсем даже из другой оперы, он — Мастер романтических сказок для взрослых. А еще — «взрослеющих» и «повзрослевших». Кого при этом рассматривать в качестве альтернативы — детей, стариков или половозрелых работоспособных — это уже детали. Речь — в любом случае пойдет о состоянии души. Бывают семилетние старички, а бывают — 70-летние подростки, это — как говорится — кто на кого учился.
Так вот, ежели сей конкретный текст, что называется, «зайдёт» — можно смело читать Крапивина ВСЕГО, по крайней мере — все крупные формы Фантастики. Это — бесплатный совет, уважаемый потенциальный. Основанный на полувековом опыте чтения «всего подряд, что хотя бы отдаленно напоминает Фантастику»
tarasovich09, 7 мая 2014 г.
Я бы мог назвать эту книгу лучшей повестью В.Крапивина, если бы с детства не знал и не любил его «Мальчика со шпагой», «Ковра-самолета», «Колыбельную для брата»... Но, в области детской фантастики эта повесть — точно одна из лучших!
Во — первых, она интересно придумана. Фантастический мир, в котором живет герой, описан настолько реально, осязаемо, что складывается впечатление, что ты и сам жил в этом мире, где, несмотря на общее благоденствие, люди чувствуют себя несвободно, где у каждого есть индивидуальный индекс, а управляет всем разумный и жесткий Компьютер.
Во — вторых, эта повесть написана стилистически безупречно. Большой поклонник К. Паустовского, В.Крапивин пишет также выверенно, четко и осязаемо, как и этот мастер. Описываемый им мир имеет свои детали, цвета, и, что важно, еще и запахи. Запах жилища Корнелия, муниципальной тюрьмы, детского помещения, запах цветов и деревьев, запах оврага и травы после дождя, старого разрушенного форта и т.п. На фоне современной блеклой литературы, где описание места действия часто вообще отсутствует, на крапивинском тексте ты отдыхаешь, наслаждаешься, завидуешь, переживаешь...
В- третьих, образ главного героя. Корнелий Глас, его непростое детство, его жизнь — обычного обывателя города Реттерхальма, настолько знакомы, близки, что сочувствуешь герою, видишь мир и его проблемы его глазами. Поэтому, каждый жизненный шаг персонажа переживаешь, он кажется и твоим шагом, и, кажется, что Корнелий из Руты — твой добрый знакомый. Этот образ представлен развивающимся... На наших глазах Корнелий из равнодушного, зацикленного лишь на своем благополучии обывателя, превращается в героя, которому неравнодушны судьбы безындексных детей, которых он спасает и выводит в другой мир. Любой человек способен измениться, способен на подвиг!
В -четвертых, хочу отметить умение автора рисовать поворотные, ударные сцены. Ты переживаешь вместе с героем, получившим извещение о предстоящей смертной казни. Очень хорошо написана сцена с пистолетом, когда Корнелий пробует на себе последствия его паралитического воздействия, чувствует боль, а ребята наблюдают за ним через стеклянную перегородку... События, связанные с храмом Девяти Щитов, уход ребят на Луга, приход их в таверну, через которую должен случиться Переход, настолько волнуют, что оторваться от книги невозможно!
Книга о том, что мы можем быть Людьми!
Замечательная повесть!
Эспери Ахэ, 19 июня 2015 г.
Сильная книга вне времени и на всё возрасты.Хотя, она скорее нацелена на взрослую аудиторию. Увидела не только этапы развития и взросления «крапивинских мальчиков», что вполне очевидно, но и эволюцию взрослого героя.
Отлично прописанный мир равнодушной и жуткой антиутопии, который только закалил персонажей.
Идея гуманизма и выбора, за который всегда надо платить.
Не поставила «десятку» лишь потому,что любимой книгой Владислава Петровича на все времена у меня осталась «Голубятня на желтой поляне»
4P, 2 июня 2010 г.
В детстве не могла оторваться от этой книги, и имена Альки-Хальки, Чека и маленьких безынд навсегда отложились в памяти. Перечитывая на днях книгу, обнаружила, что помню все... И так же не могу спокойно читать это произведение, как и раньше. Ничего не изменилось. Чем же оно так цепляет, чем берет читателя за горло?..
Искреннее, светлое и такое человеческое все в этой книге. Проблема выбора, осознания себя, как личности. С детства отвечаем мы перед собой, и как ранят нас уже взрослых, ошибки, сотворенные, казалось бы, давным-давно.
Почему мы всегда должны выбирать?.. Как спокойно бы жилось без этого пресловутого выбора. В системе легко жить, она лишает выбора. Можно не быть собой, стать номером, подчиняться законам Машины...Только рано или поздно Жизнь подкинет такое, что выбьет из тебя дух, заставит снова решать и снова выбирать, выбирать... И тогда ты или исправишь ошибки или окончательно все порушишь. И если порушишь, то в детство тебе уже не вернуться. Значит не будет тебе другого мира, ведь в него попасть могут лишь дети, умеющие побеждать несправедливость и страх. Взрослые ведь тоже могут быть детьми... Да они и есть дети, только примирившиеся с подлостями, разучившиеся играть. Так что порой «разбудить» их может лишь приближение смерти, когда терять нечего, и ты в ответе за своих друзей. Только и здесь выбор смущает, терзает. Ведь можно вернуться в сытую, размеренную взрослую жизнь или решиться, рискнуть всем, ради того, чтобы снова стать по-настоящему живым, пусть даже и ненадолго...
Гуси-гуси, га-га-га... гусей нужно накормить собой, чтобы долететь до зеленых лугов. Нужно погибнуть и снова родиться. Стать Хранителем... Детства.
Я не знаю, о чем эта книга. Просто люблю ее. За правду и горечь, легкость и Надежду, которую она дарит. Быть взрослым тяжело, но возможно вернуться в детство, исправить все ошибки, обретя веру и спокойствие. И пусть придется погибнуть ради того. Жизнь не имеет смысла, когда нет в ней того, ради кого можно пожертвовать всем.
drenay, 18 июля 2013 г.
Как же я рад, что наконец-то познакомился с творчеством Владислава Крапивина. То, что это корифей жанра подростковой фантастики я был наслышан давно. Но одно дело слышать, а другое прочитать его произведения! На данный момент мной прочитаны все повести и романы, которые входят в обширный цикл о Кристалле. Какие-то вещи понравились больше, какие-то меньше, но то, что это шедевры-однозначно! И если меня спросят кого я считаю лучшим автором подростковой фантастики, я наверное отвечу-Владислава Крапивина. Лично для меня этот автор превзошел другого не менее Великого русскоязычного писателя Кира Булычева. Почему? Наверное, потому что его произведения глубже, мудрее. Именно читая произведения Владислава Крапивина, я невольно возвращался в свое детство, настолько автор смог донести до читателя дух того времени, Советского времени, когда был хлеб по двенадцать копеек, автоматы с газированной водой с сиропом по три копейки и другие советские радости. Были бесплатные пионерские и летние лагеря куда каждый из нас отправлялся летом родителями, а кто оставался дома гонял мяч во дворе или на стадионе. И были приключения- интересные, невероятные и захватывающие.
Со всего цикла повесть «Гуси-гуси,га-га-га» является для меня самой любимой и самой взрослой. И пусть в этой повести (единственной со всего цикла) не затрагивается советская тематика, но именно на нее я хочу написать свой отзыв.
Думал ли старший консультант рекламного бюро «Общая радость» сорока двухлетний Корнелий, что по возвращении домой его будет ждать не мягкое кресло и холодное пиво в руке при просмотре очередной серии популярного детективного сериала, а предписание в почтовом ящике, которое перевернет всю его спокойную жизнь с ног на голову. Он окажется миллионным нарушителем мелкого правопорядка, согласно которому ему надлежит явится в тюрьму г.Реттерберга, где он должен быть казнен. Что за бред скажите вы? Вроде и бред. Но в государстве в котором происходит действие этой повести все компьютеризировано и все решения вместо людей принимают бездушные машины. Всю жизнь прожив спокойную жизнь и привыкший во всем подчиняться системе, Корнелий отправляется в тюрьму. Но оказывается, что исполнить приговор должны в понедельник, а предписание выписано на субботу и начинаются головокружительные приключения нашего героя. На протяжении всего повествования мы видим, как из человека, который всю жизнь плыл по течению Корнелий начинает меняться в лучшую сторону. Оказывается ему не чужды такие понятия как смелость, отвага и настоящая дружба. Очень тронул момент в книге, когда оказавшись в приюте для «незарегистрированных» подростков, он рискуя своей жизнью помогает сбежать ребятам из ужасного места, где их ждет смерть или унижение.
Из персонажей этой книги больше всего заинтересовали- лидер подростков Антон, потерявший свой компьютерный «индекс» (а значить и жизнь) парень Цезарь, когда-то лучший школьный друг Корнелия- Альбин ( сейчас он отец Петр в Храме Девяти Щитов, храме, который является основной силой в борьбе с бездушными машинами) и другие. Смогут ли «Силы Сопротивления» справится с компьютеризированной системой или погибнут в неравном бою, об этом мы узнаем при прочтении этого прекрасного произведения!
Рекомендация: очень высокая!