FantLab ru

Терри Пратчетт «Стража! Стража!»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.58
Голосов:
3228
Моя оценка:
-

подробнее

Стража! Стража!

Guards! Guards!

Роман, год; цикл «Плоский мир»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 176
Аннотация:

«Двенадцать часов ночи, и все спокойно!» — таков девиз Ночной Стражи Анк-Морпорка, самого славного города на всем Плоском мире. А если «не все» спокойно, значит, вы просто ходите не по тем улицам.

А вообще, чтобы стать настоящим ночным стражником, нужно приложить немало усилий. Во-первых, следует научиться бегать не слишком быстро — а то вдруг догонишь! Во-вторых, требуется постичь основной принцип выживания в жестоких схватках — просто не участвуйте в таковых. В-третьих, не слишком громко кричите, что «все спокойно», — вас могут услышать.

Примечание:

Переводчики С. Увбарх и С. Жужунава одно и тоже лицо.


Входит в:


Награды и премии:


лауреат
Премия альманаха "Gigamesh" / Premio Gigamesh, 1994 // Фэнтези - Роман (Великобритания)

лауреат
Премия "Озон" / Prix Ozone, 1998 // Зарубежный роман фэнтези (Великобритания)

Номинации на премии:


номинант
Премия SFinks / Nagroda SFinks, 2000 // Зарубежный роман года. 3-е место

номинант
Sky Awards, 2010 // Самое популярное переводное произведение - Крупная форма (Великобритания)

Похожие произведения:

 

 


Стража! Стража!
2001 г.
Стража! Стража! К оружию! К оружию!
2003 г.
Стража! Стража!
2006 г.
Стража! Стража!
2008 г.
Стража! Стража! К оружию! К оружию!
2014 г.
Стража! Стража!
2015 г.
Стража! Стража!
2018 г.
Стража! Стража!
2018 г.

Аудиокниги:

Стража! Стража!
2007 г.

Издания на иностранных языках:

Guards! Guards!
2012 г.
(английский)
Guards! Guards!
2014 г.
(английский)
Варта! Варта!
2019 г.
(украинский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  27  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Кому: Роману Стража

Куда: Плоский мир

Анк-Морпорк

Здание Городской стражи

Приветствую, Рома!

Очень соскучилась и решила черкнуть тебе пару строк. Сразу хочу поблагодарить за радушие, с которым ты меня принял. В твоем доме уютно и легко, так что погостить пару дней было для меня сплошным удовольствием. Часто вспоминаю твои истории про начальника городской стражи Ваймса — хотелось бы познакомиться с ним поближе. Он, должно быть, весьма неординарный человек, хотя точно сказать не могу. Ты, Ромашка, рассказывая о чем или о ком-либо всегда мало интересуешься описательным или философским моментами рассказа, тебя больше занимает действие. Думаю, я не слишком удивила тебя этим замечанием, ты и сам все хорошо понимаешь. Однако, дабы компенсировать тебе все неприятные ощущения, возникшие от моего упрека, спешу добавить: ты обладаешь потрясающим чувством юмора. Искрометные шутки — это, знаешь ли, серьезный противовес всем остальным шероховатостям твоего повествования. :)

Кстати, меня недавно пригласили к себе твои сестры — ведьмы. Склонна принять их приглашение: они обещали приветить меня не хуже, чем ты. Надеюсь, мне приготовят что-нибудь вроде твоего драконьего пирога (слоеное сюжетно-детективное тесто — просто пальчики оближешь).

Искренне твоя, Настя.

P.S. Передавай привет тому забавному ушлому коммерсанту :) — Себя-Режу-Без-Ножа, кажется его зовут.

Оценка: 10
–  [  22  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Долго думал, с какого произведения начать знакомство с творчеством г-на Пратчетта? Бросил клич в народ, и он поведал мне, что всё хорошо, но начинать лучше всего с цикла о доблестной Ночной Страже города Анк-Морпорк. Так и сделал — купил сразу омнибус. Что в итоге?

Признаюсь честно — ожидал большего. Или, может быть, ожидал другого, не знаю. Юмор Пратчетта вызвал во мне почему-то ассоциации и с раздолбайством Джеймса Бибби, и с чопорностью Чарльза Диккенса — вещей, казалось бы, несовместимых. Что такое, по сути, юмор Пратчетта, как мне показалось? Фэнтези его скорее ироническое, сатирическое, в нём можно найти пародии и на американские детективы-боевики, столь популярные, и на весь жизненный уклад демократического общества. Ведь, по сути, попытка захвата власти в городе самозванным королём встретила полную поддержку населения. ПОд слоем иронических образов и высказываний скрывается очень серьёзная тема, о природе власти, вернее, об отношении к ней людей. Они мечтают о жёсткой тирании только тогда, когда свободны, думая, что только подобный человек сможет навести порядок абсолютно во всём. Люди не желают свободы, всякой там справедливости, равенства. Единственное, что их ведёт в этой жизни — «ширпотреб душевного мрака». Да уж, я ждал от Пратчетта лёгкой юмористической пародии, а не сложных филосовских изысков.

Но в целом — тяжко сказать, чтобы я впечатлился талантом Пратчетта. Да, юмор есть, но хохотать он меня не заставил, хотя местами очень забавен. Больше всего мне понравились его метафоры — каждую из них можно сделать эпиграфом: «её грудь вздымалась и опадала, как империя» — вот попробуйте придумать подобное! Но вот сюжет оставляет желать лучшего — за интригой не очень интересно следить. Да и персонажи тоже не привели в щенячий восторг — все они достаточно традиционны. Я понимаю, конечно, что это пародия, но неплохо обыгрываются только образы «наивного новичка» (Моркоу), и «вечного сержанта» (Колон), неплохо изображён Шноббс.

Итог — зачёт, без сомнения, Пратчетт мой экзамен на пригодность сдал. Роман хорош, хотя я и ожидал от него несколько большего.

Читая, тебе в голову приходит мысли: «какие же они все идиоты!». А когда закрываешь книгу, возникает другая: «А чем все остальные, и ты, в том числе, от них отличаются?». Не знаю, что и думать.

Оценка: 8
–  [  22  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Одно из наиболее ценимых мной писательских достоинств — умений писать смешно и легко о вполне серьезных проблемах. И именно в этом романе Пратчетт в полной мере демонстрирует эту способность. Начинается роман почти в таком же легком, раздолбайском ключе, как и «Цвет волшебства». Множество эпизодов, связанных с описанием тайного общества или поведения доблестных стражников вызывали не смех, а просто таки неудержимый хохот. В отдельных случаях этот юмор несколько прямоват, зато в других просто поражаешься мастерству автора, столь удачно ввернувшему запоминающуюся и неожиданную остроту. Однако, ближе к середине книги каким-то неуловимым образом Пратчетт изменил акценты так, что речь вдруг пошла о совершенно серьезных проблемах — об ответственности за свои поступки, о чувстве долга, о цене власти, о смелости и приспособленчестве, о способах управления государством. В какой-то момент «Стража» показалась до боли похожей на «Дракона» Шварца, только написанного, скажем, Михаилом Успенским. Да, ближе к концовке автор опять несколько снизил накал повествования и устроил традиционный хэппи-энд, но, все же, роман оказался неожиданно глубоким для столь развлекательной книги, а традиционная, на первый взгляд, пародия на многие известные детективы и боевики — описанием настоящего подвига самых заурядных персонажей.

Запомнились, конечно, колоритные образы героев. И не только добросовестный Моркоу, храбрый Ваймс, замечательные Колон и Шнобби, или сдержанный лорд Витинари, но и совершенно эпизодические, но от этого не менее яркие личности вроде вездесущего торговца Достабля или брата Привратника. Ну и, конечно, не менее ярким действующим лицом, чем люди, является сам Анк-Морпорк — город, в котором так легко узнать многие черты любого из наших с вами городов.

Понравился сюжет — достаточно закрученный и динамичный, хоть и несколько предсказуемый.

В итоге Пратчетт в очередной раз блестяще соединил и озорной юмор, и тонкую и весьма жесткую сатиру, а я получил настощее удовольствие от чтения этого романа

Оценка: 9
–  [  21  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Впервые столкнулся с цензурой на fantlab — мой отрицательный отзыв о романе «Стража! Стража!» был удалён (ожидал и получил много минусов — но чтобы удалять!).

Так как отзывы пишутся для тех, кто ещё не прочитал книгу, и решает, читать или нет, напишу отзыв снова.

Как метко заметил UnrealQW, роман о приключениях непроходимых идиотов. Книга тупая, герои тупые, приключения тупые. Считаю, что надо было бы назвать не «Плоский мир», а «Тупой мир». Сказать, что юмор плоский — это сильно польстить автору: юмор на уровне передач, где за кадром в нужных местах смеются. Для чтения книги требуется напрочь отключить интеллект — мешает.

Юмор, высмеивающий социальные недостатки, называют сатирой. И несмешную сатиру, подмечающую человеческие недостатки, можно простить. Можно ли считать книгу сатирической? — Вряд ли. Не обнаружил ничего подобного. Это вам не Лем, не Шекли, не Пристли, не Асприн (хотя у них-то сатира смешная, с юмором)... В романе — никаких мыслей. Ни-ка-ких!

Фантастика привлекает меня тем, что расширяет горизонты мышления, развивает сознание. В том числе юмористическая. «Стража! Стража!» — сужает горизонты мышления, отупляет. Это прямо-таки по Лему — выкручивание в ПРОПСе интеллекта на минимум. Поэтому ставлю минимально возможный балл, 1. Жаль, что нет меньше. Не рекомендую читать тем, кому нравятся «Звёздные дневники» или «Конгресс футурологов» Лема, или рассказы Шекли, или «31 июня» Пристли, или «Великолепный миф» Асприна, или «Понедельник начинается в субботу» Стругацких.

Оценка: 1
–  [  20  ]  +

Ссылка на сообщение ,

первое впечатление, вернее — третье и последующее — монотонный бред, или монотонный шумный бред, короче, как и у Поланика — все на одном и том же тоне, перевертывание понятий на противоположные путем простого добавления приставки «не» , напоминает монотонный бубнеж Коклюшкина, потому что когда сплошным потоком, без всякого передыха идут рядами «колкости» или «остроты» или как это еще называют , «шутки», перестаешь воспринимать одну удачную реплику от другой. Слишком МНОГО.

Причем, я даже не могу сравнить этот стиль с абсурдистским мировоззрением Воннегута, ибо у Воннегута есть и скрытая горечь и ироничная грусть, и подлинная трагедия, также не могу сказать. что это сравнимо с «Заводным апельсином» или «Голым завтраком», ибо там тоже есть некая философская составляющая и авторская позиция.

признаюсь, что после 3 неудачных попыток прочесть первые 3 страницы и ообще прочесть две страницы связного текста в самых разных частях романа, мне вдруг захотелось перечитать «Рунный посох» Муркока. только Муркок как-то более комфортен для чтения.

Тем не менее, с пятой или шестой попытки увлеклась не действием, а как сказать, люблю доводить начатое до конца. Потыкалась в середину книги, в конец, уловила так сказать структуру и сюжет книги, вроде бы есть шутки, которые в романе Хэммита или Френсиса Дика делали бы честь автору, поскольку детективный нуар включает в составляющие специально подобранные «убойные» фразы.

Но здесь на этот «британский юмор» уже просто не реагируешь, приелся.

География города напомнила небезызвестный город Ланхмор Фрица Лейбера из Саги о Фафрхаде и Сером Мышелове, редкостное рвение и настойчивость героев, а также обилие специфически «научных» технических терминов — Хайнлайна. Название воскресило заголовок Г.Гарриссона «Пространства!Пространства!», и предсказуемость итога прямо-таки вопиет о том, что точно такой же город с точно такими же «правилами» и точно такой же «стражей» уже был в фантастике! Рассказ Гарриссона «Робот-полицейский» , так что не могу присоединиться к так называемого «сонму восторженных голов критиков, издателей» и прочих рецензентов, как указано на обложке издания.

Вторично.Более того, подозреваю что и Фрай пишет примерно в таком же духе, и Гейман.

Все со стороны выглядит блестяще и ярко, БРОСКО, но подлинного раздумья, как например. в «Утопии» Мора или «Гулливере» Свифта нет.

Это если сравнивать роман с признанными образцами в жанре «сатира». И до Салтыкова-Щедрина это тоже конечно же не дотягивает

Воннегут и Грэм Грин. кстати тоже использующий принцип «столкновения несочетаемого и фантастичного» гораздо человечнее, мудрее и гуманистичнее.

А это так, поделка для тренировки блестящих речей и дискуссий среди «хипстеров» и «золотой молодежи»

И еще , если стиль Хенинга Манкеля мне приелся только на 5 или 6 прочтенной подряд книге, то здесь передоз автора возник сразу же, где-то с 1/4 книги

ПС: еще немедленная ассоциация с Моркоу — это, конечно же, Простодушный!

Так что диву даешься, Терри Пратчетт здесь выступает прямо-таки в качестве «контейнера по переработке чужих блестящих и не очень идей»

Оценка: 5
–  [  17  ]  +

Ссылка на сообщение ,

...а ведь по здравому размышлению начинаешь понимать, что этого катарсиса стоило ожидать. Ведь каждый последующий подцикл Пратчетта был лучше предыдущего... Он, словно сверхталантливый боксер, прошел все весовые категории и, наконец, добрался до супертяжей, где каждый удар (читай — роман) — это гарантированный нокаут для читателя.

Когда я читал Стражу, невольно вспоминался Ринсвинд. Каким же детским и наивным он казался, каким же простеньким и незамысловатым. Только здесь и сейчас я увидел, на что же в самом деле способен Пратчетт. Раньше первые книги каждого из подциклов на мой вкус были слабоваты, свои лучшие работы Терри писал уже чуть ознакомившись с новыми героями... Но «Стража! Стража!» — это с ходу в десятку. Даже не хочется писать все те штампы, которые пишешь всегда, когда речь заходит о Пратчетте. Хочется отметить лишь еще одну новую фишку — эпичность. Конечно, это не эпическое фэнтези, но каким же величественным получился дракон, каким впечатляющим оказалось разрушение Анк-Морпорка и какой героической стала метаморфоза Сэма Ваймса...

Я искренне восхищен и, не теряя ни минуты, бегу читать «К оружию! К оружию!»

Оценка: 9
–  [  16  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Люди любят юмор, но мало, кто любит сатиру. Легко смеяться просто так, над абстрактной шуткой, но смеяться над знакомыми явлениям и чертами, да еще такими, которые касаются непосредственно тебя, не любит никто.

«Стража! Стража!..»- книга смешная, но вот то, над чем она смеется, как раз и касается самих читателей. В основе всего действия — детективный сюжет о расследовании последними сотрудниками хиреющей Ночной стражи Анк-Морпорка масштабного заговора, с целью возвращения в город свергнутого, бог знает, когда короля. Расследование ведет очень разношерстная и побитая жизнью команда.

Честный и принципиальный капитан Ваймс, служака из тех крепких профессионалов, которые не подлизываются к начальству и из-за этого всегда вынуждены оставаться «на вторых ролях, а обостренное чувство справедливости «топить» в стакане крепкого зелья. Жуликоватый Шнобс и вечный служака Колон. И необычный новичок Моркоу — простоватый, честный и благородный. Все они по своим качествам — как шаблонные персонажи голливудских полицейских детективов, но такие трогательные и притягательные. Эх, любим мы таких «простых» и «из народа» парней, готовых прийти на помощь в любую минуту и найти выход из самой сложной ситуации!

Почти в каждой строчке романа — насмешка над нашими привычками и слабостями. Как проходиться Пратчетт по этой нашей страсти к титулам, сверкающим доспехам, мечам и благородным рыцарям, по этому нашему непонятному преклонению перед всяческой «королевской символикой», и не менее непонятной любви к фэнтезийным сюжетам! Или другая любимая Пратчеттом тема: о братьях наших меньших и их необузданных хозяевах, готовых дни и ночи ворковать над своими любимцами. А есть еще чудесная насмешка над системой управления, когда воры и убийцы имеют свои «профессиональные союзы» и получают от власти лицензии на преступления!

И одна из больших удач — второстепенные персонажи. Хитрый, умный, с тонким чувством юмора патриций Витинари — настоящий, крепкий управленец, шахматист, рассчитывающий на десять ходов вперед, ловко и незаметно манипулирующий своими подчиненными. Или торговец Достабль Себя-Режу-Без-ножа — этакий беззлобный прохиндей и авантюрист, готовый извлечь прибыль из чего угодно, хватающийся за самые идиотские проекты и неизменно выходящий сухим из воды. Чудесный образ современного мелкого бизнесмена! Даже злодей и заговорщик — такой восторженный и поэтичный: кому еще могло прийти в голову оживить легенду!

Книга хороша и полна умного, не оскорбительного юмора. Она доставляет истинное удовольствие, особенно если владеешь умением читать между строк и наслаждаться порой едва уловимыми намеками и издевками. Ну, и, конечно, если не боишься смеяться над собой.

Оценка: 10
–  [  16  ]  +

Ссылка на сообщение ,

И снова Анк-Морпорк – двуединый город контрастов, собирательный образ всего (в особенности плохого, но такого натурального ;)), что свойственно городам и их жителям. Первый, прочитанный мною роман автора, посвященный именно этому «замечательному» городу – с его потрясающими воображение и заставляющими задуматься жителями: их жизненными принципами и укладом, общественным устройством и тонкостью ;))) взаимоотношений.

И хотя основной сюжетной линией произведения являются положение и злоключения Ночной Стражи, удовольствие приносят не только и не столько «фирменные» ирония и юмор автора в описании персонажей и их приключений, но и традиционный, зачастую обличающий, скрытый с помощью иронии, смысл и жизненные взгляды автора.

И именно поэтому образ, рассуждения и действия таких персонажей, как:

— сдержанного интеллектуала-диктатора Патриция Витинари – уставшего от знания жизни и человеческих пороков и разнообразившего ее искусственными политическими интригами и игрой во власть и осознанную необходимость, граничащую с жестокой справедливостью и «оправданной» жесткостью решений, прекрасно дополняемые образом потрясенного и уязвленного человечеством Дракона с алчущим власти серого кардинала интриганом-Братом Старшим Наставником

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
-секретарем Волч Воунсом;

— дезориентировано-убегающего от жизни неудачника-капитана Ночной Стражи Ваймса – осознавшего всю никчемность своего существования и ищущего под воздействием обстоятельств выхода из собственного, старательно обжитого тупика с увлечено-одинокой благородной госпожой Овнец – этакой отрешенной валькирией, обогащающей образ капитана и помогающей ему и самой себе найти этот выход;

— наивно-простоватого идеалиста «гнома»-переростка Моркоу, воспитанного с верой в истины правосудия и закона, не поддающихся сомнениям убеждения нравственности и морали, в качестве основных ориентиров человеческой жизни и взаимоотношений, волею случая попавшего в команду стражников, имеющих полностью противоположное мировоззрение и проявляющих лучшие стороны своего закостенелого характера жителя Анк-Морпорка под влиянием идеалов Моркоу и обстоятельств сюжета, —

именно и создают ту самую иносказательно-смысловую изюминку сказочно-фантазийной притчи, которая позволяет с удовольствием «проглотить» (и почти не заметить :)) все те штампы, некоторую натянутость и преходящую в некоторых моментах повествования скуку, которые свойственны этому неоднозначному роману. И оставить после себя очень приятное и слегка задумчиво-философское «послевкусие»- настроение, что ИМХО является визитной карточкой автора и критерием его таланта.

Рекомендую (и убежден в необходимости и оправданности этого замечания другим рекомендациям этого романа) читать этот роман только после предварительного знакомства с манерой «мыслевыражения» автора по другим (более легким) произведениям о Плоском Мире (лучше и «дешевле» всего – внецикловым рассказам типа «Мост Троллей», «Море и Рыбки»;))) и уверенностью в том, что она (манера) вам нравится…

Оценка: 8
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Книга очень понравилась, на душе остались лишь одни хорошие впечатления.

Перед тем как как начать такой детальный отзыв, хочется рассказать предисторию, как я дошел до этого романа, и вообще учитывая что это первый роман Терри Пратчетта который изучил, можно сказать как я дошел до творчества Терри.

Так получается что в мир фантастики я вник именно с помощью сайта Фантлаб. В общем считал себя далеким к этим мирам и фантастическим историям. Но так вышло что натолкнулся на список рейтинг авторов, и по тихоньку входил в миры великих Азимова, Шекли, Стругацких, Желязны и т.д. И конечно я не мог не заметить что тут очень ценят творчество Пратчетта. Что его «Плоский мир«очень многих влюбил и завлек к себе. Но все таки настроиться на чтение книг не получилось. И так вышло что заметил новость о кончине Терри. Это сложно пояснить но я почувствовал себя должником, столько раз замечать его книги, интересоваться поверхностно и не прочесть не одной. Вот и посоветовавшись на форуме чата, решил начать знакомство с новым мирам с цикла о стражниках.

Бывает начинаешь книгу и она сложно дается, долго читается. Сам понимаешь что книга интересная, хорошая, но вот месяцами приходиться дочитывать. А вот со «Стражой» начал читать книгу и сразу закончил. Ну не то чтоб впрям, сразу это для меня. Казалось я только что перевернул первую страницу а нет это уже последняя страница. И вот по мне именно это легкость и главное преимущество «Страж».

Вот этот соус из легкого юмора, детектива и фэнтези подобран очень умело, при употребления доставляет огромное удовольствие, и после этого оставляет вкуснейшее впечатление и весь этот процесс с неизменной улыбкой на лице.

В итоге, конечно одной книгой сложно судить о творчестве такого плодовитого автора, но то что меня потянуло в еще один фантастический (Плоский) мир это железно.

P.s. Спасибо фантлабу, что и в очередной раз не подвел меня.

Оценка: 10
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Книга, с которой началась моя любовь к творчеству Терри Пратчетта.

Незабвенные Шнобби, Колон, Ваймс и Моркоу сделали для меня больше, чем другие персонажи юмористических книг — они заставили меня во время чтения смеятся не про себя, а во весь голос.

Я могу привести кучу цитат из книги, настолько она мне полюбилась: и про «копыта можно не обсасывать» Шнобби, и про «уникального констебля» Ваймса, и про «я смотрю, вы специалисты» того же Ваймса... В том-то и дело, что талант Пратчетта настолько уникален, что его фразы метки, точны и запоминающиеся. Честно скажу, читая книгу второй раз, я оставлял закладки, отмечая любимые фразы... а потом их все выкинул: смысл было это делать, если на цитаты была разбита вся книга? Проще перечитать ее всю, а не отдельные моменты урывками.

Если при задержке российского издания той или иной книги я могу негодовать, то переводчиков Пратчетта я никогда не буду торопить, поскольку на собственном примере узнал, насколько важно точно переводить его игру слов, а это кропотливое дело.

Сам сюжет можно переложить на наш современный мир. Витинари со своей необходимой жестокостью, Шнобби, дергающий ручки в подворотне, о становлени «нужного» короля... Много чего можно упомянуть, но главное остается неизменным — смешно, потому что правда. Смешно, потому что узнаем знакомых. Смешно, потому что это Пратчетт

Оценка: 10
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Книга, безусловно, оригинальна. С первых строк автор покоряет своей, какой –то даже очень своей иронической манерой излагать весьма серьезные мысли. Хотя стиль изложения поначалу был крайне непривычным, прочитал я все же довольно быстро, т.к. повествование явно не обделено действиями и весьма увлекательно. После того как прочитал – задался вопросом: что же все -таки это ? Пародия на фэнтэзи? Сатира? Наверное- и да, и нет.

Прежде всего это фэнтэзи само по себе, несколько посмеивающееся над собственными штампами, постоянно иронизирующее- и, все таки, именно фэнтэзи. Автор придумал весьма интересный мир, да что о нем говорить , ведь «плоский мир» — это уже практически символ ™:wink: .

Особенно запомнились герои, практически всех автору удается весьма ярко отобразить с каким-то «гоголевским» подходом, будь то Бодряк, безусловно, рядовой Морковка, Патриций и многие другие персонажи очень живые. Они здорово шутят, иронизируют причем все- это гармонично вписывается даже в самые критические ситуации. Юмора много , и он довольно тонкий и умный. И это явно не юмор ради юмора.

Сатира , да именно на нашу современную жизнь.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Анк-Морпорк – это собирательный образ всех современных мегаполисов: знакома ведь нам ситуация когда городом правят гильдии торговцев, воров и да же убийц? В этом городе стража предпочитает не вмешиваться – а в каком ещё? В этом городе обезьяна может быть порядочней большинства людей проживающих в нем. В этом городе нет короля, но никто не будет возражать что на трон посадят чудовище , лишь бы было весело и дали побольше обещаний, в этом городе люди будут смотреть на пожар и есть «хот-доги» и тд. и т.п.
Лично я увидел много аналогий с нашим современным миром. Вот здесь и стало грустно. Все таки парадоксальная книга — при всем юморе история весьма не весела, она как буд –то смеется, что бы успокоить себя.

Помимо прочего, автор затронул здесь весьма интересную тему: нужны ли герои? Герои, которые спасают город (мир), а затем понимают, что спасли они всего лишь кучу злых людей, никогда не ответивших им благодарностью.

Такому городу как Анк – Морпорк не нужны герои и просто хорошие люди. Город просто работает, в нем найдется место всем – даже дракону, а на героев всегда будут смотреть как на сумасшедших. Нужны ли герои нашему миру?

Что ж, я рад что перед мной открылся плоский мир, рано конечно из-за одной книги «снимать перед автором шляпу», но думаю, что почерпну в этом мире еще много интересного.

Оценка: 10
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение ,

:confused:Удивлен и разочарован. Столько слышал, так много хороших отзывов и ... Довольно нудное произведение, во время прочтения которого постоянно посещали мысли заняться чем-нибудь другим. Юмор плоский, как и мир, о котором повествует автор, где-то на уровне всем известной банановой кожуры, на которой кто-то должен подскользнуться. Главные герои — неудачники, пьяницы и тупицы. И похождения их не смешные, а какие-то жалкие и беспомощные. Уверен, что поклонники Пратчета будут грозно трясти кулаками, утверждая — что не понял глубинной сути произведения, что все это мастерский стеб на пороками общества и т.д. и т.п. но....уж видимо эта глубинная суть очень глубоко.

Оценка: 5
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Для меня, как любителя детективов, цикл «Городская Стража» — самый любимый в Плоском мире. И первая его книга — одна из самых перечитываемых. Это начало пути капитана Ваймса, пьяного забулдыги из сточной канавы, пути, который заведет его очень далеко, но это уже другие истории.

Нравится язык, даже в переводе, нравятся подтексты и подтексты подтекстов. Вообще, весь Плоский мир — это острая социально-фантастическая сатира на наш мир, а «Городская стража» — на жизнь любого мегаполиса Земли. Но при этом я прекрасно понимаю, почему книга может не нравиться. Среди моих знакомых хватает тех. кто отреагировал совершенно негативно, не смог продвинуться дальше середины книги. И уж точно моей эйфории никто не разделил. А очень жаль, иногда и хочется с кем-нибудь за чашкой кофе обсудить новую книгу сэра Терри, а не с кем.

Эх, очень хотелось бы увидеть CSI: Анк-Морпорк. Пусть даже без Ваймса и Моркоу.

Рекомендовать могу одно: попробуйте. Если понравиться — очень здорово. Если нет — то тоже ничего страшного.

Оценка: 9
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Прочитанный по рекомендации «ФанЛаба», этот роман из пратчеттовской серии о Плоском Мире вызвал самые восторженные чувства. Это не первый мой роман из этой серии. Прочитанные ранее «Последний континент» и «Цвет волшебства» вызвали скорее недоумение: и чем тут можно восхищаться?..

Но «Стража! Стража!» — это просто песня! Студенческая песня: веселая, бесшабашная, талантливая! Когда, в угоду красному словцу можно пренебречь смыслом. И это пренебрежение проходит так талантливо и ловко, что, само по себе, становится уже особым авторским приемом на данную книгу, такой коронкой авторского стиля.

Читая, я делал кучу выписок, растаскивал страницы книги на сотни цитат. Сейчас начал их перечитывать, чтобы проиллюстрировать вам свою предыдущую мысль, и опять, как и по прочтении романа, начал смеяться до слез. Постараюсь своими словами рассказать, что я имел в виду, когда разлагольствовал про студенческую песню и пропадание смысла в угоду красному словцу.

Очень часто в фэнтэзи-произведениях автор не виден, он драпирует и стилизует себя, свои знания, под колеровку и архаику того мира, о котором пишет. В отличие от подобного поведения авторов, в «Стража! Стража!» Пратчетт не скрывает, что он – живет в XX веке, и живет именно на планете «Земля», и читал в своей жизни кое-что еще помимо старины Толкиена. Так вот – в любой другой книге, наткнувшись на подобные анахронизмы (а, надо признаться, читатель я – занудливый и внимательный) я бы непременно фыркнул с негодованием – дескать, косячок допустили, уважаемый автор! Здесь же – я рукоплещу автору – так точно, так ловко он это делает!

Ну и, все же, не удержусь от того, чтобы не привести несколько цитат:

«Это был хороший нож из нержавеющей стали.» — ну скажите, о какой нержавеющей стали, изобретенной лишь в 1913 году, может идти речь в средневековом мире?!!

«Поезд мысли Ваймса временно сошел с рельсов.» Первые паровозы появились в начале XIX века, т.е. тоже – уже как бы не средневековье. 

Описание дородной героини, затянутой в тугой корсет: «легкое поскрипывание означало, что скоромные элементы корсета подвергаются сейчас воздействию сил, которые, скорее, характерны для ядра какой-нибудь крупной звезды.»

Повторюсь – все эти анахронизмы настолько удачно и к месту, что не вызывают ничего кроме восторга!

Читайте! Это здорово!

Оценка: 10
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Это как обычно у Праттчета, совершенно замечательнейшая книга. И как обычно это многослойное произведение, феерическая компиляция жанров и сюжетов. Тут и интриги тайных обществ с поисками таинственного манускрипта со зловеще обгорелыми страницами; и чудом выживший наследник престола, выращенный в простой семье; и классическое полицейское расследование капитана Ваймса; и даже спасение прекрасной девы от дракона. И все это обыграно с совершенно новой стороны и сдобрено изрядной долей юмора.

Но кроме всего этого эта книга еще и повод задуматься обо всем многообразии зла, без обычного пафоса присущего этой теме.

Там, внизу – живут люди, которые последуют за любым драконом, поклонятся любому богу, проигнорируют любое беззаконие. Из какой-то своей тоскливой, скучной, бытовой плохости. Я говорю не о творческой, высокой мерзости великих грешников, а о ширпотребе душевного мрака. О, так сказать, грехе, лишенном всякого намека на оригинальность. Они принимают зло не потому, что говорят «да», а потому, что не говорят «нет».

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх