Генри Каттнер «Исполнение желаний»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Темпоральная фантастика, хроноопера | «Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Роботы
- Линейность сюжета: Инверсионный
- Возраст читателя: Любой
Джеймс Келвин, репортёр, встречает робота, который даёт ему устройство, обеспечивающее связь с мозгом человека из далекого будущего. Это устройство должно помочь Келвину стать богатым и счастливым.
Хеппи-энд. (Печатается в сокращении). Пер. с англ. Вик. Вебер. Художник Ю.Столповская // журнал «Юный техник», 2003, №3
Входит в:
— антологию «The Best Science Fiction Stories: 1949», 1949 г.
— антологию «Science Fiction. English and American Short Stories», 1979 г.
— журнал «Fantastyka 1983`9», 1983 г.
— журнал «Наука і суспільство 1984`2», 1984 г.
— антологию «Голос тьмы», 1985 г.
— антологию «Орион», 1985 г.
— антологию «Things Hunting Men», 1988 г.
— журнал «Радуга № 9, сентябрь 1989 г.», 1989 г.
— антологию «Ультиматум», 1990 г.
— антологию «Сражение», 1995 г.
Периодика:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Prosto_Chitatel, 9 мая 2024 г.
Можно быстренько на пафосе вкинуть, что тому, кто много читал Каттнера, уже с первых страниц становится понятно, что речь будет идти о его любимом закольцовывании истории, и кто в конце окажется кем, ну, никак не удивительно. И это, пожалуй, единственная существенная претензия к рассказу, потому как Каттнер, как мастер слова, выведет тебя на интересные смыслы и подкинет идей для размышленя вне зависимости от предсказуемости сюжета. В этом его сщуественное отличие (и именно из-за этого он считается классиком) от тех авторов и авторесс, которые пытаются шокировать нас удивительным концом, ради которого, собственно, только и писался рассказ, не несущий в себе ничего помимо этого.
Идея изобретателя, «гибнущего» от рук собственного порождения/творения ведет в дебри еще библейские, но, конечно же, в концепции робототехники и «светлого» будущего — да еще и с путешествиями во времени — читать такое куда велелей и приятней. Удивительно, как Каттнер до сих пор свежо читается (тут, конечно, надо отдать должное и нашим замечательным мэтрам перевода), хотя большинство его собратьев по первой половине 20-го века — это уже мастодонты, через текстовые дебри которых пробираться с каждым годом все трудней. И если даже рассказ не из самых лучших в творчестве, то Каттнер делает все, чтобы так или иначе о его прочтении жалеть все равно не будешь. В полной мере это можно сказать и про данное произведение.
horoshogromko, 12 июля 2024 г.
Сбесившийся робот отправляет своего создателя в прошлое и там оставляет, правда, не убивает, а даже снабжает средствами к выживанию. Сильный рассказ. Немножко грустный, жаль беднягу, застрявшего не в своём времени, и множко жуткий: уж больно легко машина берёт верх над человеком и слишком изощрённый ход машинной мысли.
Сказочник, 19 августа 2020 г.
Потрясающий и просто великолепный рассказ. Однозначно один из лучших во всем сборнике ШФ. Такого поворота событий, какой мы имеем в конце, просто-напросто не ожидаешь. Держать читателя в напряжении и, в итоге, перевернуть всё с ног на голову, да еще и убедить всех, что так и должно быть — идеальная задача для писателя, с блеском выполненная Каттнером.
Writ-ovich, 2 мая 2020 г.
Сюжеты с вышедшими из-под контроля человека роботами для научной фантастики, в том числе и для Каттнера, не новы. Тем не менее. писателю в очередной раз удалось представить традиционную фабулу в неожиданном ракурсе.
Героем рассказа является владелец робота-андроида, ставший жертвой гипнотических способностей своего подопечного и вынужденный гоняться и одновременно убегать от себя самого.
Тут, мне кажется, автор немного перемудрил. То, что главный герой не узнает при встречах самого себя. можно объяснить действием гипноза. А вот в то, что он каким-то образом существует в двух ипостасях в разных пространстве и времени, как-то не верится.
Словом, рассказ отличный, но ...
ash945, 23 июня 2019 г.
Отличный рассказ из разряда тех, в которых в конце все оказывается совсем не так как кажется в процессе чтения.
Блестящий сюжет и не менее блестящая реализация.
Если Вам не претит чтение не очень длинных рассказов, думаю получите удовольствие.
Bluegrass, 6 апреля 2019 г.
Хороший рассказ, который нужно прочитать два раза — сначала просто с интересом последить за сюжетом, а потом сопоставить каждое событие с информацией, полученной в финале.
Есть, впрочем, один недостаток. Герой несколько раз сталкивается с этим предобрым андроидом и каждый раз думает-загадывает: как бы мне от него отвязаться. Здесь и сейчас. Поздновато до него дошло, что можно загадать — как бы мне кардинально избавиться от этого андроида. Спишем на стресс и некоторые спойлерные факторы.
Хотя успех победителя в этой истории на самом деле оказался почти случайным. Ведь наш герой мог бы загадать что-то вроде: «Хочу во всем разобраться». Но, когда тебя хотят убить, или не хотят, как-то некогда задумываться.
В общем, кажется, мне попался еще один хороший автор в жанре короткого рассказа. В компанию Шекли, Азимова и Брауна. Буду читать еще.
colouroflife, 30 января 2019 г.
Отличный рассказ с сюжетом переворачивающем всё с ног на голову. Только к самому концу начинаешь догадываться что что-то здесь не так, а на деле всё оказывается ещё сложнее. А предугадать всю интригу просто невозможно.
Bizon, 25 февраля 2015 г.
Идеал рассказа с закольцованным сюжетом. Все что вы предполагаете в процессе чтения будет переиначено, перекручено и вывернуто наизнанку в развязке. И при этом без малейших межстрочных смыслов, подводных течений, роялей в кустах и банановой кожуры под ногами.
Если вы не читали, то вперед к финишу, там вас ожидает сюрприз от автора!
Антропоид, 12 марта 2018 г.
Рассказ неправильно атрибутирован.
На самом деле все переводы, кроме перевода А. Бурцева, относятся к рассказу Kuttner, Henry and C. L. Moore “Happy Ending” (1948). Подробности на странице https://en.wikipedia.org/wiki/Happy_Ending_(short_story).
Перевод А. Бурцева действительно относится к рассказу «Design for Dreaming».
god54, 5 сентября 2013 г.
Одно можно сказать точно — рассказ просто отличный. В нем есть хорошая фантастическая идея, оригинальная и во многом инновационная. В нем есть великолепный сюжет, который казалось бы в самом начале дает тебе ответы на все вопросы, но концовка переворачивает все с ног на голову и ты только тогда начинаешь понимать, как автор насмеялся над тобой и твоими потугами разгадать смысл и сюжетные ходы. А литературное оформление, как всегда на высоте. Одним словом рассказ коллекционный.
Terminus, 25 июня 2013 г.
Наверняка Шекли в 1952 году писал свой рассказ «Кое что задаром» под влиянием этого рассказа Каттнера. По сюжету очень похоже — та же коробочка с кнопкой из будущего, исполняющая желания, почти такая же развязка. Но у Каттнера интрига закручена сложнее, а на стороне Шекли его лаконичность и отточенный юмор.
Yazewa, 25 июня 2010 г.
Замечательно построенный рассказ! Так как вся изюминка ситуация заключается в начале — быть ему в конце!:biggrin:
Ну, а «потом жил счастливо, не ведая ни горя, ни забот…». Но хэппи ли этот энд?..
zmey-uj, 15 июля 2008 г.
Быть богатым и счастливым — предел ли это мечтаний? Оказывается, бывает кое-что получше.
История, которая, как выясняется, не совсем о том, о чем шла речь всю дорогу. Великолепный сюрприз!
Ruddy, 14 июня 2006 г.
Поставил 9 баллов исключительно за отличную и интересную концовку, за оригинальное построение сюжетной линии, за интригу, что держит до конца. Блеск!
NNN, 16 апреля 2007 г.
Все-таки люблю «короткий жанр», а Генри Каттнер в нем был Мастером.