Роберт Шекли «Корпорация «Бессмертие»»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика | Темпоральная фантастика, хроноопера )
- Общие характеристики: Социальное | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: Близкое будущее
- Сюжетные ходы: Жизнь после смерти
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Томас Блейн, возвращаясь из отпуска на личном автомобиле, не справился с управлением, выскочил на встречную полосу, спровоцировав лобовое столкновение с другим автомобилем. Подсознательно он приготовился к смерти, ощутив, словно при замедленной съёмке, как ломается руль в его руках, как трещат ребра и хрустит позвоночник. Он очнулся в больничной палате в чужом теле в 2110 году. Могущественная компания «Рэкс Корпорэйшн» переместила его сознание из прошлого в тело нового человека.
Кто он, чьё тело ему досталось? Сможет ли он спокойно жить в новом времени? Так ли страшен потусторонний мир?..
Под названием «Immortality Delivered» в 1959 г. опубликован сокращённый вариант романа, не получивший одобрения автора.
Входит в:
— журнал «Galaxy Magazine, December 1958», 1958 г.
— журнал «Galaxy Magazine, November 1958», 1958 г.
— журнал «Galaxy Magazine, October 1958», 1958 г.
— журнал «Galaxy Magazine, February 1959», 1959 г.
Номинации на премии:
номинант |
Хьюго / Hugo Award, 1959 // Роман |
Экранизации:
— «Корпорация «Бессмертие»» / «Freejack» 1992, США, реж: Джеф Мерфи
- /языки:
- русский (21), английский (6), итальянский (1), болгарский (1)
- /тип:
- книги (24), периодика (4), самиздат (1)
- /перевод:
- В. Жураховский (4), Л. Николов (1), Д. Пиньоло (1), И. Почиталин (14), Ю. Руфин (1), Л. Ткачук (3)
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Kriptozoy, 11 августа 2008 г.
Роман — великолепный представитель фантастического жанра, фантастического триллера. Прочитал за рекордно короткий срок, еле успевая перевести дыхание!
«Корпорация «Бессмертие» первое из прочитанного мной из Роберта Шекли, не считая пары рассказов, с которыми я ознакомился, чтобы составить представление о писателе и двух или трех, которые я читал в различных антологиях. И сразу точное попадание в цель! Ну, во-первых, напомнило любимейшие шедевры мировой фантастики — «Мечтают ли андроиды об электроовцах?» легендарного Филипа Дика, «Хищные вещи века» непревзойденных братьев Стругацких, мультсериал «Футурама», а в особенности первые несколько серий (плюс серия про подземный Нью-Йорк, где живут родители Лилы) и многое, многое другое. Во-вторых, этот роман не является типичным представителем данного направления. Несмотря на небольшой объем, он очень многогранный, содержит в себе большую концентрацию мыслей, идей и событий. Местами он забавен, местами становится по настоящему жутко, иногда наступает сентиментальная грусть. Но в целом всё складывается в единую картину нового мира и он действительно завораживает.
Читал и удивлялся главному герою, тому, как стойко переносит он все неприятности. Ставил себя на его место и понимал, что я бы себе заработал нервный срыв как минимум. Конечно, если бы предварительно не сменил тело на более сильное и опытное :-) А Шекли во многом предугадал сегодняшний мир!
Нортон Коммандер, 6 сентября 2013 г.
Роман читается на одном дыхании. Тема книги — жизнь после смерти. Редко когда кому-то удаётся написать что-то действительно сильное на эту тему. Обычно получается либо фантастическая сказка, либо что-то инфернально-мистическое. Шекли же создал повествование о загробном мире в духе классической американской научной фантастики, используя научно-фантастические допущения для объяснения таких понятий, как смерть, призраки, зомби, одержимость духами. В романе много интересных деталей, например, упоминание китайцев-марсиан. Острый сюжет, приключения главного героя, сочетаются здесь с вопросами психологии, социологии, философии, религии; всё это разбавлено фирменным юмором Шекли.
Действительно, как будет выглядеть общество, если наконец-то будет получен ответ на вопрос «Есть ли жизнь после смерти?»
god54, 15 июня 2023 г.
Конечно, для молодежи роман не годится. У них всё впереди, они ещё бессмертные. А вот старикам в самый раз — что там впереди, за Порогом... Роман подкупает массой проблем, поставленных автором, будущее, которое описал автор, отличается от нашего времени только датой, человек был, есть и остается зверем-хищником, выживает сильнейший. Понравился текст, люблю, когда читается и не нужно коверкать слова или пропускать их, как не произносимые, он мягко журчит рисуя образы и нагоняя мысли. Роман необычен, неординарен, подлежит прочтению.
Нескорений, 10 мая 2016 г.
Каким будет мир XXII века? Межзвездные перелеты, колонизация планет Солнечной системы, подводные фермы, новые социальные институты, развлечения, мода — всё это мы уже неоднократно встречали на страницах различных фантастических романов. Фантазия Р. Шекли простирается гораздо дальше, ему удалось создать мир, в котором древние легенды, религиозные постулаты нашли строго научное обоснование. Потусторонний мир, жизнь после смерти, зомби и оборотни — всё это превратилось в суровую реальность на страницах «Корпорации «Бессмертие». Трудно поверить, но это дебютный роман писателя, которого многие признают отличным рассказчиком, но критикуют за крупные произведения. На мой взгляд, этот роман, наряду с «Координатами чудес» и «Цивилизацией статуса» входит в тройку лучших крупных произведений писателя. Здесь каждая составляющая выглядит продуманной и детально проработанной — начиная с фантдопущений и заканчивая строением сюжета и образами основных персонажей.
В начале романа, который состоит из четырех частей, автор знакомит нас с главным героем. Том Блейн — младший конструктор фирмы, занимающейся проектированием яхт. В результате автокатастрофы Том погибает, но, благодаря достижениям науки будущего, его сознание переносится из 1958 в 2110 год стараниями корпорации «Рекс», которая планирует использовать Тома в рекламных целях. После переноса руководство изменяет планы и Том остается предоставленным самому себе — один на один с пугающим и непривычным миром будущего, который таит для выходца из XX столетия массу опасностей буквально на каждом шагу. Отлично показана проблема взаимодействия физического тела и сознания — Том получает тело совсем не свойственное его духовному складу и проходит через сложный процесс сживания со своей новой оболочкой — может ли внешность оказывать влияние на характер и поступки героя — всё это Тому предстоит испытать на себе.
Фантазия автора поистине безгранична, Нью-Йорк будущего, который предстает перед нами на страницах романа, играет тысячами причудливых красок — описания улиц, домов, баров и отелей, даже подземной жизни города — всё выглядит необычно, но в тоже время достоверно. Реально описаны проблемы «попаданца», который в новых условиях, подобно младенцу, не защищен от возможных опасностей, найти работу практически невозможно, как быть, как выжить без посторонней помощи? Особое внимание следует уделить концепции загробной жизни, под которую автор подвел научную базу. Все сверхъестественные явления, известные человечеству, получили логичное объяснение — наличие Пороговой зоны, предшествующей переходу в лучший мир, возможные травмы сознания, связанные со смертью — всё это влечет определенные последствия и проявляется на физическом уровне. Какие есть способы для обеспечения посмертного существования, каждому ли гарантирован рай — ответы на эти вопросы определяют жизнь социума.
Если честно, мне сложно понять, как можно жить и не сойти с ума обычному человеку в таком мире. В нашей реальности мы можем верить, что после смерти грешники попадают в ад, а праведникам уготовано блаженство, но если нам докажут, что никакой высшей справедливости не существует, что сила и богатство торжествуют не только на Земле, но и в загробном мире — нет, уж лучше верить атеистам и считать, что каждый человек из праха рождаясь, в прах обратится, а душа и сознание бесследно растворяются в потоках атмосферы. Тем не менее, автор раскидывает по тексту шпильки и заставляет героев и читателя сомневаться в этой концепции — да, существование Пороговой зоны — факт, но что дальше — никто не знает, любая теория может оказаться верной, человечество сделало лишь первый шаг на пути познания жизни после смерти, дальше по-прежнему простирается terra incognita. При таком раскладе не кажется абсурдом существование в будущем старой Церкви, которая считает все эти концепции кознями Сатаны.
Гарантия посмертного существования снимает проблему страха смерти, тот кто имеет страховку послежизни может ни о чем не беспокоиться. Тело начинает восприниматься в качестве временной оболочки, а самоубийство — уже не грех, но освобождение. При таком раскладе естественно появление т.н. берсерков, устраивающих самоубийственные атаки на случайных прохожих в людных местах. Кроме того, концепция Охоты, прозвучавшая в рассказе «Седьмая жертва», получает на страницах романа закономерное развитие. Здесь Жертва, планирующая яркий уход из земной жизни, сама нанимает группу Охотников, как правило десять охотников преследуют одну жертву, а в качестве оружия разрешено использовать только предметы ближнего боя. Закон о самоубийствах делает статус Охотников легальным, а вот если Жертва убивает Охотника, то это уже считается преступлением, хотя рука закона, как правило, до нарушителя дотянуться не успевает.
Автор поддерживает сюжетную интригу благодаря линии зомби, называющего себя Смитом. Зомби утверждает, что каким-то образом связан с главным героем и его воспоминания должны оказать ключевую роль на развитие сюжета. Все ружья выстреливают в свой черед, автор доводит все линии до конца, обеспечивая яркий и напряженный финал. Благодаря обилию фантастических идей, наличию сюжетной интриги и сложных философских тем, поданных доступным языком, роман читается на одном дыхании. Я считаю, что «Корпорация» ничем не уступает известному роману Ф.К. Дика «Убик», с которым во многом перекликается. Упрекнуть Р. Шекли, покритиковать его в рамках данного романа просто не за что — может быть сказалось и то, что я очень люблю темы, связанные с загробным миром, потусторонним и сверхъестественным, поэтому изначально воспринимаю подобные произведения с повышенным интересом, но перечитав «Корпорацию» в очередной раз я не могу не отметить и то, что определенные находки автора впоследствии были использованы в других фантастических произведениях, по крайней мере неоригинальностью и плагиатом здесь и не пахнет.
vam-1970, 4 ноября 2022 г.
Номинант Хьюго 1959 года. Заслуженно. Стоит почитать всем. Автор описал наши мысли о смерти, что там -за горизонтом? И одну его мысль стоит отметить -человек живет с тревожной мыслью -что там после смерти? -есть жизнь или нет? И нет никакой уверенности, что она есть -оттуда никто не возвращался, а писания -это ещё не полные доказательства. Автор создаёт мир будущего, где такие доказательства есть- есть Потусторонний мир, только нужны большие деньги, чтобы туда попасть. Тревога исчезает, появляется уверенность в будущем существовании. Довольно таки оптимистичный роман, даже хэппи-энд автор создал двойной,в квадрате хэппи-энд.
EugeneM, 4 октября 2013 г.
Лучший роман Шекли. В нем собрано буквально все, что привлекает меня в творчестве этого писателя. Некоторые эпизоды просто потрясающие. Совершенно неожиданная концовка. И особо хочется отметить какую-то внутреннюю доброту Шекли.
Димаш, 18 августа 2008 г.
Потрясающий роман. Когда я читал, то не мог оторваться. Вообще одно из самых лучших фантастических произведений, которое я читал.
Vargnatt, 29 июня 2007 г.
Любопытное путешествие в будущее ничего ни имеющего общего с экранизацией данной книги. Все пугающие пророчества, преподнесенные нам пессимистично настроенным Шекли, — пересадка сознания, охота на людей, почти узаконенные убийства, будки для суицида, те самые, что появлялись в сериале «Футурама», — как обычно разбавлены изрядной долей юмора, и сотканы в довольно интересный для ознакомления мир. Мир наполненный мыслящими зомби, доказанной загробной жизнью и многим другим, о чём мне приходиться лишь мечтать.
Гриф Рифт, 7 апреля 2009 г.
Произведение заставляющее задуматься над этической стороной жизни после смерти, неужели каждый кто имеет деньги, независимо от поступков совершённых при жизни сможет попасть в рай?Другая сторона рассказа затрагивает путешествие в будущее довольно оригинальным способом...Идея перселения души потрясающе раскрыта довольно интересно и многогранно:pray:
firebols, 23 октября 2007 г.
В книге столько идей, что кинематографу хватило лет на 40...
Просто не верится, что 58 год.
Snowman, 20 ноября 2007 г.
Первый роман мастера. Оценка — 10. Я уже для себя отметил, что обожаю романы Шекли, а вот его рассказы не идут. В этом романе понравилось все, проглотил за ночь и думаю еще не раз буду перечитывать.
bobrofob, 16 сентября 2007 г.
Естественно, лучшее из Шекли. Даже не поленились снять фильм. С Миком Джагером :haha:. Конечно же, плохой.
Ev.Genia, 12 февраля 2015 г.
Вчера он был обыкновенным конструктором яхт и ехал домой из Мэриленда. Он погиб в автокатастрофе и снова возродился к жизни в будущем. В будущем! Возродиться! Конечно это не может не радовать, об этом только мечтается. Но не всё так просто и радужно, как кажется.
Главный герой оказался в мире, где при наличии финансов человек может надёжно обеспечить себе загробное существование, а при отсутствии таковых добровольно продать своё тело в обмен на загробную жизнь, в мире, где люди разговаривают с умершими родственниками, где существовуют космические корабли, где человека выдёргивают из прошлого ради рекламной кампании, а потом легко сбрасывают со счетов, где человек – всего лишь тело, а смерть тела имеет в глазах закона не большее значение, чем заноза в пальце и рассматривается как придаток сознания, которое имеет право освободиться от него по своему усмотрению, а попросту объявить на тело охоту или продать. Ведь после научного подтверждения о существовании жизни после для людей началось настоящее Безумие – для человека пропал сдерживающий фактор, они решили брать от жизни по максимуму, а после такого наступило пресыщение, когда ничего не радует, не вдохновляет и даже некоторых не удерживает в жизни. Насилие стало в этом мире повседневным явлением, и смерть человека стала его собственным делом.
Но оказывается, что и сами то учёные не особо уверены, а что ждёт там, за Порогом. Вдруг всё это — научно доказанная послежизнь, голоса мёртвых, призраки — всё это только гигантская мистификация, огромнейший обман в целях наживы и все усилия по–выгодней продать своё тело, по–благородней устроить свою смерть – всё впустую. Но люди всё же готовы верить и верят более чем охотно.
Интересно было наблюдать за главным героем, как постепенно из отстранённого наблюдателя жизни в 2110 году он становится непосредственным её участником, актёром, а не зрителем, как он пытается принять правила игры, испытав на себе многие перспективы жизни уже будущего, когда приходилось брать, что дают, делать то чего не делал никогда и обладая полной памятью о своей первой жизни вступать в противоречие со своим новым телом, при этом с удивлением открывая, что это не всегда так – кто и в какой момент выходит на первый план: сам Томас Блейн или тело, помнящее привычки прежнего хозяина. Удивительно, что все неприятности главный герой переносит невероятно стойко, достаточно быстро принимая условия жизни – другой бы свихнулся от такой лавины информации.
Несмотря на сохраняющуюся напряжённость на протяжении всего романа, местами повествование неровное, персонажи в целом прописаны не очень. История не лишена интересных деталей, например, упоминание марсианской еды и китайцев-марсиан. Приключения главного героя и острый сюжет сочетаются здесь с вопросами психологии, религии и философии. Автор описал жутковатый и где–то даже безумный мир, но окончание книги в итоге, всё–же, настраивает на оптимистический лад.
iRbos, 1 февраля 2009 г.
Не знаю, как остальным, а на мой взгляд, роман потрясающий. Он конечно не безупречный, да и редко бывают такие произведения, которые не за что было бы поругать.
Шекли затронул в романе ту тему, которая волновала человечество на протяжение всего его существования и будет волновать еще очень долгое время. А именно тему смерти, вернее загробной жизни или просто того, что будет когда мы умрем. Нет, упаси боже, он не пытается показать нам загробную жизнь или что-то в этом духе, он наоборот ясно дает понять, что человеку это все же знать не следует. Ведь не даром в романе после опубликования научного подтверждения, что после смерти есть жизнь, начались Годы Безумия, когда у людей пропал этот сдерживающий фактор и они решили брать от жизни все. Да, потом выяснилось, что загробная жизнь есть, но лишь для единиц из миллионов, способных подготовить себя для этого шага.
И вот тут в романе появляется другой философский аспект. Что бывает, когда наука пополам с бизнесом подменяет собой религию? Теперь обрести жизнь после смерти могут в большинстве своем люди способные оплатить себе эту самую загробную жизнь. Хорошее такое равноправие... Но и этого им мало. Появляются такие явления как бекрсеркеры и жертвы. По-моему ничего отвратительнее и придумать нельзя. Люди, заведомо уверенные в продолжение своей жизни после смерти, хотят сделать эту самую смерть более «благородной» и пафосной, за счет других людей. Неудивительно, что многие охотники работают не сколько из-за денег, сколько из желания убить таких подонков. А самое смешное во всем этом, что даже сами ученые не знают что будет за Порогом, будет ли там рай, нирвана или может быть сама преисподняя, но люди хотят верить в лучшее и охотно берут кота в мешке.
С литературной точки зрения роман конечно не претендует на звание эталона или идеала. Не очень хорошо проработанные персонажи, правда, к этому я уже начал привыкать у Шекли. Местами дерганое повествование. Кто-то скажет, что сюжет не доработан, хотя мне он в целом показался вполне нормальным. Особенно хочется отметить очень логичный конец, немного грустный, но при этом настраивающая на оптимистический лад.
Критиковать или хвалить этот роман можно до бесконечности, но истина заключается в том, что прошло уже чуть более 50-ти лет с момента написания романа, а «Корпорацию» до сих пор читают и, я уверен, еще очень долго будут читать.
Journalist, 3 июня 2012 г.
Начал читать, и у меня появилось чувство дежавю. Вроде мне уже знакома эта атмосфера. А потом вспомнил. Кто смотрел фильм «Бегущий по лезвию» знаменитого Ридли Скота? Согласитесь, стиль нуар очень подходит к Корпорации Бессмертие. Теперь по поводу книги.
»+«
- Хорошая книга не может существовать без хорошо продуманной темы. Здесь все присутствует в полной мере. Тема — люди научились делать жизнь после смерти.
- Сюжет также весьма неплох. Здесь вам и погони, и перестрелки, и любовь, и тайны, и постоянное напряжение. В общем, Шекли порадовал.
- Стиль также под стать. Он такой, каким должен быть стиль фантастического романа. Без особых изысков, но с присущим ему шармом и юмором.
- Идеи. Здесь Шекли тоже приятно удивил. Ведь, казалось бы, такая малость, как открытие того, что человек может жить после смерти, не может перевернуть всю мировую цивилизацию! Но Шекли думал может! И ему веришь!
Далее должны идти минусы, но я скажу пару слов о нейтральных вещах.
= Вроде хорошие фантасты приучили нас к вере в светлое и доброе начало не только в каждом человеке, но и в человечестве в целом. Шекли иного мнения. Он показывает всю грязь, которая копиться в нашей цивилизации сотнями лет. Его герои — одиночки. Им никто не помогает, они чувствуют себя одиноко среди всех людей. Мне показалось, что человек из прошлого — всего лишь аллегория. Ведь вспомните, Блейн и в собственном времени был героем-одиночкой.
Теперь что не понравилось.
»-«
10 я ставлю тем произведениям, где могу найти для себя ответы на извечные вопросы. Здесь Шекли поднял очень интересную тему, но в итоге превратил ее в боевик. Вместо того, чтобы переходить от частного к целому, он сосредоточился на глагерое, который всеми силами пытается устроить свою жизнь. То есть, масштабности не получилось. Поэтому минус бал.
И вторая недоработка — концовочка. Вечно мне не нравятся завершающие штрихи. Считаю, что образ Мэри оказался недостаточно продуманным. Если она всю книгу была треской-мороженной, то я в жизни не поверю, что она поедет за главгероем за тридевять земель чтобы замуж за него выйти. А затем еще и добровольно уйти из жизни. Не было этого в романе, не было чувств. Как-то слишком механически вели себя главные герои. НЕ ВЕРЮ.
Пы.Сы. Да. Из приятного. Помню, когда только купил себе сборничек Шекли, то Корпорация Бессмертие на Фантлабе была с оценкой 7,31. Поэтому я долгое время не читал. Ну типа зависимость от общественного мнения и т.д. Но в последнее время я заметил, что добротные фантасты с именем начинают прибавлять в рейтинге по сравнению с современными авторами-однодневками. Что ж, приятно. Судя по всему, плохой литературы появилось настолько много, что читатели могут легко сравнивать и отличать хорошее от плохого. И снова приятно. Спасибо Фантлабу )))))